Дипломатия диалоговых структур является значимым инструментом гуманитарного направления внешней политики Российской Федерации, ориентированного на формирование положительного имиджа России путем продвижения отечественных достижений в сфере культуры и науки, укрепления позиций русского языка1. Актуальность использования потенциала этого трека повышается в условиях сложностей или невозможности достижения договоренности на традиционном уровне взаимодействия - между главами государств или профессиональными дипломатами. В данном случае организация и проведение мероприятий международного характера позволяют сформировать дополнительный канал коммуникации. Благодаря этому расширяются возможности донесения официальной позиции России как до российской общественности, так и зарубежной аудитории.

Кроме того, дипломатия диалоговых структур обеспечивает поиск потенциальных решений глобальных проблем. В этом процессе принимают участие не только государственные деятели, но и другие заинтересованные стороны из числа представителей бизнеса, НКО, научно-академического сообщества и гражданского общества. Безусловным преимуществом в расширении числа субъектов международной коммуникации является привлечение узкопрофильных специалистов по конкретной тематике, что способствует ее более глубокому осмыслению.

Например, в конференциях по вопросам здравоохранения в дискуссии включается врачебное сообщество, по проблеме цифрового развития и информационной безопасности - IT-специалисты, по различным аспектам гуманитарной политики - гражданское общество. Особое место занимает академическое и экспертное сообщество. Научные исследования не только расширяют аналитическую базу изучения специфики той или иной проблемы, но и определяют прогноз и перспективы внешнеполитической деятельности России на соответствующем направлении2.

Актуальность диалоговых структур также связана с тем, что они объединяют государства-единомышленники, заинтересованные в углублении взаимовыгодного сотрудничества. Встречи «на полях» международных мероприятий, а также контакты по линии негосударственных акторов содействуют выявлению точек соприкосновения между Российской Федерацией и зарубежными партнерами. Практическим результатом становится подписание экономических соглашений, а сверка часов помогает определить перспективные направления взаимодействия по политическим вопросам.

Проведение международных мероприятий вносит весомый вклад в создание благоприятного имиджа России за рубежом. Знакомство с культурным наследием и историческими традициями российского общества направлено на популяризацию духовно-нравственного потенциала России. Организация мероприятий не только в столице, но и российских регионах повышает их привлекательность, что закладывает фундамент для развития туристической области и увеличение инвестиций в отрасль. При этом масштабные форумы сопровождаются развитием инфраструктуры городов - важного компонента социально-экономического роста.

Приоритетные области дипломатии диалоговых структур

Коммуникация должна выстраиваться по всем трекам. Вместе с тем сегодня необходимы концептуализация и упорядочение новых инструментов дипломатии - публичной, спортивной, «вакцинной» и т. д. В этом случае они смогут выступать действенно как вспомогательные инструменты в дополнение к классической дипломатии.

Ключевую роль дипломатия диалоговых структур играет в сфере экономического сотрудничества. Международные мероприятия служат площадкой для переговоров между торгово-экономическими партнерами, в том числе российскими и зарубежными, для последующего заключения соглашений. Существенное значение имеют инвестиционные договоры, которые обеспечивают развитие инфраструктуры и различных отраслей экономики РФ.

После вспышки пандемии коронавирусной инфекции внимание всего мирового сообщество сместилось на обсуждение вопросов обеспечения безопасности в сфере здравоохранения. В результате создания российской вакцины (первой в мире) и начала ее распространения за пределами государства появляется термин «вакцинная дипломатия». Распространение отечественной вакцины представляло важный механизм противодействия COVID-19. Вместе с тем вакцина против коронавируса стала рассматриваться как инструмент популяризации российской медицины и научно-технологического потенциала в целом.

Несмотря на преодоление глобального вызова в виде пандемии коронавируса, вопросы здравоохранения остаются востребованными при выстраивании связей со странами-партнерами России. В первую очередь речь идет об африканских государствах, уровень медицины которых значительно отстает от общемирового. С другой стороны, обмен опытом с передовыми странами в данной сфере позволяет укреплять потенциал системы здравоохранения Российской Федерации.

Еще одним следствием пандемии стала ускоренная цифровизация различных сторон общественной, политической и экономической жизни. Технологии начали активно использоваться в дипломатической практике. По мнению О.В.Лебедевой, плюсом использования цифровых инструментов является их возможность содействовать «ненавязчивому распространению» интересов государства на международной арене3. В то же время повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий привело к беспрецедентному росту вызовов и угроз в информационном пространстве.

Один из ключевых рисков, стоящих перед Россией, заключается в обеспечении технологического суверенитета при недопущении изоляции государства. В данной связи также востребован потенциал диалоговых структур. Международные мероприятия объединяют IT-специалистов не только из России, но и государств, заинтересованных в развитии кооперации в цифровой сфере. Таким образом, обеспечивается баланс независимого технологического развития на основе отечественных разработок и взаимовыгодного сотрудничества по отдельным аспектам со странами, конструктивно настроенными по отношению к Российской Федерации.

В целях укрепления своего глобального доминирования страны коллективного Запада используют различные инструменты манипулирования общественным сознанием. Информационное пространство превращается в среду для сведения счетов с неугодными государствами. Кампании дезинформации, вбросы и фейки становятся обыденной реальностью, столпом стратегии по навязыванию определенных идеологических установок и дискредитации имиджа государства на международной арене. Подобные действия направлены также и на подрыв духовно-нравственных основ, традиционных ценностей и моральных принципов.

Чтобы не допустить возвеличивания ложных героев и переписывания истории императивным становится укрепление гуманитарного вектора внешней политики Российской Федерации. Помимо обсуждения данной проблематики на международных мероприятиях, большое внимание уделяется культурной программе, которая позволяет иностранным участникам глубже узнать историю России, ее культуру и традиции. В частности, проходят выставки достижений изобразительного искусства, поэтические вечера, театральные постановки, кинопоказы, кулинарные фестивали. Особый акцент делается на освещении событий прошлого, чтобы не допустить забвения истории.

Другая проблема, с которой сталкивается Россия на международной арене на современном этапе, заключается в дискриминации российских спортсменов за рубежом. Большое количество спортивных состязаний в рамках международных мероприятий с участием представителей дружественных стран показывает, что, несмотря на санкции, отечественный спорт продолжает развиваться. Более того, прямой диалог на площадках форумов может содействовать поиску новых путей развития спортивной индустрии, таких как проведение Азиатских игр, соревнований с участием стран СНГ, стран - членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС+, а также государств Латинской Америки.

Что касается экологии, то для России эта сфера является естественным конкурентным преимуществом. Конечно, в «зеленой» повестке Российская Федерация должна занимать активную и проактивную позицию, а не реагировать на чужие правила. Необходима выработка собственных на своих площадках совместно с коллегами со всего мира.

Фонд Росконгресс

Фонд Росконгресс был учрежден в 2015 году по поручению Президента России на базе Фонда «ПМЭФ», созданного еще в 2007 году. Росконгресс не только участвует в других форумах за рубежом, но и имеет свои крупнейшие площадки, куда приезжают представители со всего мира. Фонд широко вовлечен в развитие отечественной ивент-индустрии4. Флагманским мероприятием фонда выступает Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Помимо этого, ежегодно проходят Восточный экономический форум (ВЭФ), Российская энергетическая неделя, Петербургский международный юридический форум, Невский экологический конгресс и многие другие. В условиях председательства России в Арктическом совете (2021-2023 гг.) повестку деятельности фонда дополнила серия встреч по проблематике обеспечения устойчивого развития данного региона.

Помимо этого, фонд регулярно обеспечивает проведение мероприятий в рамках председательств России в крупнейших международных организациях и объединениях с региональными форумами на их «полях» - с государствами ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом, Исламского мира, Африки и Латинской Америки. В июле 2023 года состоялся второй саммит, а также Экономический и гуманитарный форум Россия - Африка. В год председательства России в БРИКС (2024 г.) запланирована серия мероприятий как в рамках данного объединения, так и формате «БРИКС+». Проводятся и более мелкие отраслевые мероприятия, а также встречи по развитию межрегионального сотрудничества, способствующие дипломатии городов, и многие другие.

Отличительной чертой мероприятий Фонда Росконгресс является высокий уровень участия. На ПМЭФ и ВЭФ регулярно выступает Президент России, форумы посещают главы государств и правительств, а также руководители дипломатического корпуса иностранных государств.

Сам факт проведения таких форумов уже имеет огромное значение, они служат площадкой для диалога. Россия не может и не должна закрываться от мира. Важно при контакте с зарубежными представителями осознавать ответственность за социум, который представляют российские делегаты. Проведение международных мероприятий позволяет непредвзято, без цензуры обмениваться мнениями с партнерами, доносить позицию Российской Федерации до них.

Человек - существо социальное, которое испытывает потребность в живом общении. Пандемия коронавирусной инфекции показала, что площадки для открытого диалога, установления и поддержания контактов востребованы. Наличие прямого канала коммуникации способствует решению комплекса проблем. В 2020 году Петербургский международный экономический форум стал первым событием в мире, проведенном после пандемии COVID-19.

В условиях деглобализации мировой экономики и переформатирования экономического порядка красной нитью дискуссий на мероприятиях Фонда Росконгресс проходят вопросы экономического характера. Порядок, в основе которого лежит западно-центричная система экономических и финансовых институтов, доминирование американской валюты в мировой торговле утрачивает актуальность. Как отметил С.В.Лавров, созданные Западом механизмы функционирования экономики применяются не для обслуживания мировой торговли, а в качестве «инструмента принуждения, шантажа и наказания»5.

Формируются новые экономические и политические центры силы в различных регионах мира, которые не желают подчиняться неоколониальной стратегии коллективного Запада. Набирает обороты тенденция по переходу на расчеты в национальных валютах с рядом стран СНГ и Азии. Укрепляется система финансовых институтов в ЕАЭС и БРИКС. Интеграционные процессы затрагивают финансовую область в государствах Африки и Латинской Америки.

Отдельно следует отметить обширную сеть международных партнеров и соглашений Фонда Росконгресс. По состоянию на 1 октября 2023 года Росконгресс поддерживает связи на двустороннем и многостороннем уровнях со 195 партнерами из 85 государств и территорий, представляющих девять регионов мира. Наибольшее число соглашений подписано с партнерами из Индии (13) и Китая (12). Среди стран СНГ лидером по данному показателю выступает Республика Беларусь (5), за ней следуют Киргизия (4) и Казахстан (4).

Региональный срез соглашений и партнерств Фонда Росконгресс

Регион

Количество соглашений

Европа

40

Северо-Восточная Азия

23

Африка

23

Латинская Америка

20

Ближний Восток

18

СНГ

17

Юго-Восточная Азия

15

Южная Азия

14

Северная Америка

7

Австралия и Океания

2

Материалы Фонда Росконгресс. 19.06.2023.

Петербургский международный экономический форум

Самым масштабным мероприятием Фонда Росконгресс является Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). В ходе пресс-конференции, проведенной по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума, ответственный секретарь Оргкомитета ПМЭФ А.А.Кобяков подчеркнул, что после 26 лет существования ПМЭФ превратился в «полноценный институт национального развития»6.

В 2023 году на тематических и отраслевых площадках, а также в рамках отраслевой программы ПМЭФ прошло более 200 мероприятий. Из представителей бизнеса форум посетили свыше 6 тыс. человек из более чем 3 тыс. компаний, представляющих 75 стран и территорий. При этом всего в очном и виртуальном форматах участниками стали 17 тыс. представителей из 130 государств мира. Итогом работы форума стало подписание 43 соглашений с иностранными партнерами, включая два соглашения с европейскими странами - Италией и Испанией. Несмотря на санкционное давление, интерес к укреплению экономических связей сохраняют ряд западных компаний.

Помимо вопросов социально-экономического развития в повестку вошли проблемы экологии, транспорта, здравоохранения, развития человеческого капитала, культуры и туризма, науки, образования и технологического суверенитета. Большое внимание было уделено молодежной повестке. В «молодежный день» прошла серия мероприятий с участием юных представителей форума, а 17 июня международная молодежная программа «Friends for Leadership», инициированная на Всемирном фестивале молодежи и студентов. Она была наделена статусом специального консультативного органа ЭКОСОС ООН.

Обращает на себя внимание высокий уровень встречи. Несмотря на напряженную геополитическую ситуацию, в ней приняли участие официальные делегации из дружественных стран, наиболее многочисленные из которых - делегации Индии, Казахстана, Китая, Кубы, Мьянмы и ОАЭ. ПМЭФ-2023 посетили четыре президента, один премьер-министр и девять заместителей глав правительств, 32 министра иностранных государств и девять представителей международных организаций. Широко был представлен дипломатический корпус - 53 руководителя дипкорпуса. В ходе пленарного заседания выступили Президент России В.В.Путин и Президент Алжира Абдельмаджид Теббун7.

Главной темой ПМЭФ-2023 стала проблема суверенитета - военного, политического, экономического, продовольственного, энергетического, финансового, культурного, технологического и цифрового. Фундаментом многополярного миропорядка является глобальный суверенитет, отказ от неоколониальной системы международных отношений. Как подчеркивается в Концепции внешней политики России от 2023 года, укрепление сотрудничества между теми странами, которые подвергаются давлению извне, представляет «закономерный ответ на кризис мироустройства»8.

С 2022 года отдельная секция на площадке ПМЭФ посвящена вопросам внешней политики и дипломатии. В 2022 году обсуждение сосредоточилось вокруг перспектив применения традиционных и новых инструментов дипломатии для продвижения национальных интересов. В 2023 году во главу угла были поставлены вопросы эволюции языка дипломатии на фоне становления многополярного мира.

В качестве ключевой угрозы международных отношений были обозначены лакуны в сфере международного права, которые, по словам заместителя председателя Совета Федерации ФС РФ К.И.Косачева, формируют предпосылки для произвольного толкования норм со стороны стран коллективного Запада. Подтверждением углубляющегося современного кризиса в международно-правовой сфере является стремление этих государств во главе с Соединенными Штатами Америки сформировать «порядок, основанный на правилах» в обход универсальных институтов ООН9. На этом фоне повышается актуальность институционализации модели многополярного мира, которая объединяет государства мирового большинства, выступающие за сохранение возможностей суверенного развития.

Таким образом, сегодня важное место в стратегии внешней политики Российской Федерации занимает развитие новых форм коммуникации для поиска сферы взаимных интересов. Диалог культур на уровне отдельных городов и регионов государств (парадипломатия), контакты между представителями гражданского общества (публичная дипломатия), экспертного сообщества (научная дипломатия) и по линии молодежи (молодежная дипломатия) служат вспомогательным инструментом продвижения национальных интересов России. Преимуществом дипломатии диалоговых структур является то, что она выступает в качестве площадки объединения различных треков дипломатического взаимодействия.

 

 

1Богатуров А.Д., Лебедева О.В., Бобров А.К. Новые поколения внешнеполитических доктрин России // Международная жизнь. 2022. №6. С. 18.

2Панченко В. Я., Торкунов А. В. Ученый как дипломат: наука влияет на решение международных конфликтов и проблем // Вестник РФФИ. 2018. №1(97). С. 10-13.

3Лебедева О.В. Современные инструменты «цифровой дипломатии» как важнейший элемент «мягкой силы» // Международная жизнь. 2019. №5. С. 103.

4Фонд Росконгресс: официальный сайт // URL: https://roscongress.org/ (дата обращения: 01.04.2023).

5Интервью министра иностранных дел России С.В.Лаврова Российскому обществу «Знание» «на полях» Петербургского международного экономического форума. Санкт-Петербург, 17 июня 2023 г. // URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/posledniye_dobavlnenniye/1888902/ (дата обращения: 19.06.2023).

6Пресс-конференция советника Президента России, ответственного секретаря Организационного комитета ПМЭФ А.А.Кобякова по итогам ПМЭФ-2023. 17.06.2023 // URL: https://roscongress.org/news/itogi-raboty-pmef-2023/  (дата обращения: 19.06.2023).

7Пленарное заседание ПМЭФ-2023 // Официальный сайт Президента России. 2023 // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/71445 (дата обращения: 19.06.2023).

8Концепция внешней политики России от 2023 г. // Официальный сайт МИД России. 2023 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 01.04.2023).

9Лебедева О.В. Приоритеты современной российской дипломатии: между ООН и «порядком, основанным на правилах» // Международная жизнь. №3. 2023. С. 10-19.