Ускорение изменений геополитической обстановки в мире актуализировало вопросы безопасности для Союзного государства России и Белоруссии. После принятия в 2021 году новой Военной доктрины Союзного государства целесообразным стал вопрос о разработке общих подходов к безопасности для России и Белоруссии на уровне смыслов и идей, которые легли бы в основу системы идеологической безопасности Союзного государства России и Белоруссии. В данной статье предлагается анализ видения общей для России и Белоруссии системы смыслов и идей, актуальных для XXI века, способных единообразно эмоционально воздействовать на граждан двух стран, опирающихся на исторический опыт и не противоречащих государственным интересам России и Белоруссии.
Поиск национальной идеи
Профессор Вологодского университета И.Н.Тяпин полагает, что подлинная национальная идея как синтез науки, идеологии и философии, опирающийся на исторический опыт народа, является показателем состояния здоровья государства и результатом развития его общества [29]. Известный политолог и экономист С.А.Караганов считает, что без большой идеи любые великие нации погибают либо перестают быть великими [32].
Для России характерны три основополагающие идеи, которые выдвигались и поддерживались значительной частью населения начиная с XI века и до наших дней. Не в порядке приоритетности это социальная справедливость, великая держава, сильная центральная власть [9, с. 116]. При этом Россию исторически сложно назвать страной и цивилизацией с ярко выраженной идеологической традицией. Отсутствие общей национальной идеи неоднократно приводило страну к расколу в элитах, неустойчивости власти и государственным потрясениям. Частичным исключением был советский период истории России, когда у страны существовала сформулированная и официально утвержденная государственная идеология, направленная на строительство коммунизма [29].
Сегодняшняя Россия как участник гонки за формирование нового миропорядка не может восприниматься великой державой и крупнейшим игроком в международных отношениях, если она не предложит свои главные ценности и цели как внутри своего пространства, так и за его пределами. На общем фоне высокого спроса национальных идей в России постоянно возникает запрос на справедливость - не только социальную, но и политическую, и перед законом [11, с. 9-12]. Исторически требование социальной справедливости для России неразрывно связано с сильной центральной властью и не зависит от ее формы: князь, царь, император, генеральный секретарь партии, президент [9, с. 116].
С одной стороны, размытость, неконкретность национальной идеи России в настоящее время рассматривается исследователями как выгодное отличие, позволяющее выстраивать более тесные отношения на международном уровне независимо от характера политических режимов стран-партнеров. С другой стороны, большинство стран Ближнего Востока, Азии, Латинской Америки и Африки сегодня не желают выбирать среди двух сверхдержав будущего мира - США и Китаем, и поэтому потенциально могут тяготеть к России, если она будет представляться как альтернатива, не способная пока стать гегемоном, но достаточно сильная для отражения давления со стороны гегемонов. В таком случае Россия для стран из названных выше регионов могла бы стать экспортером безопасности. Подобный запрос на внутреннем российском пространстве отражает потребность в сильном государстве [11, с. 38].
Находясь в поиске системы объединяющих идей, необходимо учесть и военный конфликт на Украине и его трактовку с позиций справедливости. В русском языке термин «справедливость» плохо сочетается с термином «война». Война не есть инструмент справедливости, а справедливость не может быть целью войны. При этом традиционная теория справедливой войны объясняет войну как способ восстановления справедливости за совершенные злодеяния. Американский политический философ М.Уолцер называет справедливой такую войну, которая ведется за суверенитет государства [12, с. 155-158]. Поэтому главный акцент в тезисе «безопасности» необходимо делать на позиции, что Россия как сильная и ответственная держава в мире, в котором все больше стран стремятся к независимости и самостоятельности, предлагает понимание, каким должен быть более справедливый миропорядок. Инструментами достижения более справедливого миропорядка могут быть технологии недопущения иностранных интервенций и смен политических режимов, а также приоритет национальных суверенитетов [11, с. 34].
Отношения России и Белоруссии стали одним из первых постсоветских примеров интеграции на принципах социального развития государств, исторической общности и близости культур [14, с. 38]. При этом в России и Белоруссии за последние 30 лет выросло поколение граждан, не связанное с советским прошлым. Применительно к Белоруссии исследователь А.А.Сосновский приходит к выводу об утрачивании значения государственной идеологии у молодого населения и, как следствие, о риске появления идеологического вакуума, который может быть замещен чуждой системой смыслов [3].
Несправедливость
Руководитель Россотрудничества Е.А.Примаков отмечает, что выбор национальной идеи для России происходит на фоне социального неравенства, что воспринимается гражданами как отсутствие справедливости [32]. Разрыв между доходами бедных и богатых жителей планеты существенно вырос за последние несколько лет. Одна из причин кроется в глобализации, которая легализовала массовое использование аутсорсинга и более дешевой зарубежной рабочей силы [8, с. 45]. Большинство ученых и политиков рассматривают неравенство как ключевой глобальный вызов для устойчивого развития [17, с. 4]. Рост неравенства называют важнейшей тенденцией наступающего мира, который приведет к увеличению социальных напряженностей внутри конкурирующих стран и крупных регионов [11, с. 18].
Для России проблема социального неравенства продолжает оставаться актуальной. На конец 2020 года Всемирный банк дал оценку, измеренную с помощью индекса Джини, что неравенство в России заметно выше европейских стран, но ниже мировых максимальных границ, которые задают развивающиеся страны. Россия располагалась на 57-м месте с индексом 41,2, а Белоруссия - на 148-м с индексом 26,5. Причем, согласно методике, чем выше в рейтинге располагается страна, тем сильнее в ней разрыв между бедными и богатыми. Исследователи Всемирного банка пришли к выводу, что в Белоруссии не наблюдается роста неравенства в отличие от многих стран Центральной Азии и Европы [21].
По данным ежегодного отчета Credit Suisse о распределении богатства между жителями планеты на конец 2021 года, в собственности 10% богатейших жителей России находилось 82,5% совокупного богатства страны, а у 5% и 1% богатейших находилось 76,8% и 58,2% соответственно [18, с. 8-14]. Из отчета того же Credit Suisse в 2019 году в отношении Белоруссии следовало, что в стране низкое имущественное расслоение общества, а богатства распределены более равномерно, чем в других соседних странах. Россию же называли одним из мировых лидеров по показателю неравенства [18].
Согласно исследованию Высшей школы экономики, проведенному в 2022 году, более 90% россиян по состоянию на 2019 год считали существовавшее неравенство в доходах между богатыми и бедными слишком большим и несправедливым. Более 91% россиян возлагали обязанности на государство по сокращению этого неравенства и установлению более справедливого распределения доходов [3, с. 3].
По данным Росстата, в России начиная с 2021 года отмечаются существенные сдвиги в борьбе с бедностью. Если в первом квартале 2019 года ниже официального уровня бедности находилось 20,9 млн жителей России, то по итогам 2022 года - 15,3 млн человек, что соответствует историческому минимуму по показателю бедности в 10,5% от общего населения [19].
Исторический опыт СССР
С начала социально-экономических реформ конца XX века на постсоветском пространстве изменился государственный строй, но сохранилось устоявшееся за годы социализма представление о социальном равенстве, которое повсеместно стало идентифицироваться с социальной справедливостью. Указанное обстоятельство имеет решающее значение для взаимопонимания и согласия как в российском, так и белорусском обществе [20, с. 4].
Исследователь А.В.Федякин приходит к выводу, что современный российский идеал обустройства общества наследует постулаты социалистических и коммунистических доктрин, идеологии и политической практики СССР, которые транслировали и реализовывали тезис о справедливом социализме. При современном позиционировании Российского государства как социального и правового воспроизводится образ, идущий от СССР, реализующий идеи равенства, братства и справедливого общества [30, с. 29-31].
Белорусский исследователь А.А.Сосновский исходит из того, что декларируемые идеалы построения первого на планете социально справедливого советского государства находили отклик у населения, готового эти лозунги защищать, и не противоречили становлению СССР как сверхдержавы в период политических и экономических потрясений [26].
Профессор Н.А.Барановский приходит к выводу, что в Белоруссии после 1991 года намеренно сохранили базовые элементы и принципы советского устройства социального государства и социальной политики, дополненные фрагментами рыночной социальной политики. Советская система социального государства в Белоруссии в настоящий момент находится в стадии эволюции на пути к построению актуального порядка, в котором взаимодействуют основы социального и капиталистического обществ при доминировании государственной идеологии [1, с. 130-133].
В современной России достигнута одна из начальных фаз становления социального государства. Это формально правовое государство, в котором существует социально неприемлемые дистанции между массовыми стратами населения и его элитными слоями. При этом принцип социального государства задекларирован в Конституции России и предполагает функцию защиты человека государством и создание условий для реализации его свободного развития [15, с. 14]. Схожим образом либералы видят трактовку тезиса о сильном государстве как о механизме реализации человеком всех его естественных и неотъемлемых прав [25, с. 127]. Поправки в Конституцию РФ 2020 года укрепили в России принципы социально сильного государства, не отрицая при этом либеральных ценностей [15, с. 15].
Сильное государство
Президент РФ В.В.Путин в 2020 году назвал построение сильного государства базовым условием развития страны, а сила такого государства заключается в чувстве доверия к нему со стороны граждан [5]. В 2021 году В.В.Путин заявил о присутствии в мировой повестке кризиса концепций и идей, которые должны быть пересмотрены и которые будут определять направления развития регионов [6]. А в 2022 году Президент РФ подтвердил необходимость более справедливой мировой экономики, а также предложил заинтересованным странам интеграцию на демократических принципах с учетом интересов всех сторон [7].
Идея сильного государства советского образца привлекательна для современного российского электората тем, что советское социально-государственное устройство все-таки могло защитить людей и от внешних, и от внутренних угроз даже при весьма скудных ресурсах [25, с. 130]. Усиление же государства подразумевает приоритет государственных интересов над личностными и требует укрепления институтов власти, закона и права. Исследователь Я.В.Коженко рассматривает понятия «сильного государства», «правового государства» и «социального государства» как тождественные [13].
Сильное государство вовсе не означает его авторитаризм либо тоталитаризм. Это прежде всего государство, способное управлять политическими и экономическими процессами, основывающее свою деятельность на принципах справедливости. Философ И.А.Ильин полагал, что власть в сильном государстве должна опираться на закон и право, вместе с тем такая власть должна иметь пределы [14, с. 35].
Справедливость
Тема справедливости как справедливости власти проходит через всю историю русской мысли начиная со средних веков и до наших дней, объединяя православный и западный духовный опыт и переводя его в область логики о правовом государстве [29]. Идея справедливости глубоко укоренена в общественном сознании и всегда присутствует как в менталитете общества, так и в системе ценностей отдельного гражданина. Это влечет тесную связь справедливости с правом и актуальностью тезиса, что право должно быть справедливым. Кроме того, справедливость должна получить закрепление в праве, поскольку только через право возможно установление границ начала и завершения прав различных субъектов [24].
С точки зрения американского исследователя теории справедливости Дж.Ролза, справедливость необходимо понимать как честность. То есть справедливым будет считаться то, в отношении чего существует общественное согласие. Существенным в реализации справедливости является фактор регулярности. Дж.Ролз полагает, что даже самые убедительные нормы справедливости не имеют смысла, если они не соблюдаются: лучше придерживаться реализуемых принципов справедливости и регулярно их выполнять, чем декларировать миф о справедливости [23].
Профессор Б.Н.Кашников приходит к выводу, что под справедливостью можно рассматривать созданный еще Аристотелем конструкт, когда справедливость понимается как справедливость социальной идеи, отвечающей на вопрос об общем смысле существования [12, с. 154-155].
Французский государственный деятель XIX века Алексис де Токвиль в работе «Демократия в Америке» выделил справедливость как критерий демократии. При этом справедливость ограничивает права каждого гражданина, а несправедливость характеризуется ситуацией, когда гражданин теряет смысл обращаться за помощью к общественному мнению, власти, силовикам, судебной системе [2, с. 67].
Многие русские философы исследовали справедливость через понятия «истина», «вера», «любовь», «свобода». В.С.Соловьев одним из смыслов справедливости считает социальное равенство. Современная российская наука все больше внимания уделяет экономической и политической справедливости [10, с. 74]. Профессор И.Л.Честнов приходит к выводу, что справедливость в XXI веке - это механизм конструирования социального представления о справедливом. Также это борьба социальных групп за монополизацию дискурса о справедливости, в результате которой появляется легитимное представление о справедливости [31, с. 45].
Философ А.А.Проханов предлагает для России концепт идеологии справедливости, в котором тезис справедливости на внешнем контуре должен стать главным инструментом мирового развития. По Проханову, справедливость лежит в корне всей русской истории, это слово, понятное всем народам, всем вероучениям, всем мировым культурам [22].
Опыт России и Белоруссии
В России и Белоруссии справедливость для внутреннего потребления понимается гражданами как социальная справедливость. По В.В.Пациорковскому, это сформировавшийся еще в Советском Союзе тип справедливости, в которой есть равенство, существовавшее при советском социализме с его системой распределения отношений и благ и его отличием от либерального равенства, ставившего во главу угла права и потребности гражданина [20, с. 6].
Базисными основами социалистической идеологии, утвержденной на государственном уровне в Белоруссии, служат социальное равенство, справедливость, коллективизм и общественная собственность. А главный принцип государственной политики сформулирован как «все для человека и в интересах Белоруссии» [28, с. 64]. Когда концепт социальной справедливости вписан в систему идей государства, у его граждан, как минимум, появляется представление о генеральном направлении общественного развития [29].
В исследовании концепта справедливости и его восприятия в Белоруссии, проведенном в 2021 году, было выявлено ассоциативное поле «справедливости». Его анализ позволяет сказать, что слово «честность» в сознании белорусов является первостепенным элементом, который назвали 59% опрошенных. Также белорусы употребляют термины «равенство», «закон», «свобода» [4].
Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко считает применимым тезис справедливости как для внутренней, так и для внешней политики. Он ставит идею социальной справедливости в основу национальной идеи страны и называет ее условием обеспечения суверенитета и независимости Белоруссии. В практической плоскости важнейшим выражением социальной справедливости А.Г.Лукашенко видит качественную и доступную каждому медицинскую помощь, а также принцип равенства. Современная внешнеполитическая идея Белоруссии заключается в общих подходах к формированию справедливого и многополярного мира [16].
В исследовании по идеологии Белоруссии сказано, что к ценностям белорусского государства относятся понятия справедливости, взаимопомощи, трудолюбия, а также толерантности, отсутствия великодержавности, мирное существование. А мировоззренческими основами служат идеи либерализма, консерватизма и социализма. Отдельные исследователи отмечают трансформацию национальной идеи Белоруссии на современном этапе и ее тяготение к тезису о превращении страны в сильное государство путем его интеграции с Россией [28].
Проведенный в 2020 году Фондом «Общественное мнение» социологический опрос среди россиян показал высокий уровень недовольства граждан как фактором социальной несправедливости, так и социальным расслоением общества. Согласно исследованию, 46% россиян сталкивались с социальной несправедливостью. Среди самых существенных примеров несправедливости называются низкие зарплаты, невозможность получить качественную медицинскую и социальную помощь. Среди опрошенных 61% считает, что российское общество в целом устроено несправедливо. При этом 42% отметили, что российское общество более справедливое, чем западное, а 53% сказали, что современное российское общество менее справедливо, чем советское общество периода 1970-1980-х годов. Также 79% считали несправедливым, что бедные и богатые платят одинаковый, 13-процентный налог от своих доходов, а 80% - несправедливым, что качество медицинских услуг зависит от уровня доходов человека [27].
Выводы
Запрос на национальную идею в России и Белоруссии говорит о зрелости обществ двух стран. Без обновленной идеи Россия как цивилизационный проект рискует быть отброшенной по степени своего влияния на несколько веков назад. Белоруссия при таком сценарии утратит возможность интеграции с Россией и растворится в деидеологизированном пространстве Восточной Европы.
Россия и Белоруссия уже сейчас находятся в состоянии высокой военно-технической интеграции в рамках Союзного государства, а их интеграция на социальном базисе стала первым примером среди постсоветских стран. Анализ показывает присутствие двух основополагающих идей, которые поддерживаются значительной частью общества России и Белоруссии на притяжении многовековой истории и до наших дней, - «социальная справедливость» и «сильное государство».
Борьба за место в будущем миропорядке не только для России и Белоруссии происходит на фоне растущей бедности и расслоения населения по уровню доходов. В России прекрасно понимают проблему этого вызова и предпринимают реальные шаги по снижению уровня бедности, что выражается в реальной позитивной динамике. Белоруссии эта проблема касается в меньшей степени во многом благодаря правильно выбранной А.Г.Лукашенко социальной политике государства, унаследовавшей советский опыт. Таким образом, Россия сможет дать гражданам Белоруссии чувство защищенности и отношения к сильному государству, а Белоруссия - передать России сохранившийся опыт наследования советских традиций социального государства, в котором нет существенного социального расслоения. Объяснить потребность преобразований обществам двух стран возможно посредством процесса совершенствования Союзного государства.
Идеальное общество в России и Белоруссии сегодня наследует постулаты идеологических доктрин Советского Союза. Это прежде всего требование социальной справедливости, которое включает равенство, распределение благ государством, доступную медицинскую помощь, чувство защищенности. Ключевым риском реализации запроса на социальную справедливость для Союзного государства видится способность российской власти перераспределить блага и доходы между бедными и богатыми группами общества на таких принципах справедливости, в отношении которых существует общественное согласие. Дополнительными рисками представляются закрепленные на уровне права либеральные пути развития России и Белоруссии, которые вступают в конфликт с советским образцом социальной справедливости.
Для внешнего мира Союзное государство должно предложить справедливость через гарантии безопасности за сохранение национальных суверенитетов и за общие подходы к обустройству многополярного мира, который не может быть антироссийским и антибелорусским.
Обозначенные выше выводы в концентрированном и дополненном виде могут войти в новый смыслообразующий документ, описывающий идеологическую безопасность Союзного государства России и Белоруссии. На его базе необходимо создать концептуальные основы для институционализации идеи справедливости, а также продвижения справедливости во внешней политике России и Белоруссии для защиты государственных интересов и евразийского лидерства двух стран.
Источники и литература
- Барановский Н.А. Социальное государство в современную постиндустриальную эпоху: сущность, функции и типы // Социологический альманах. Вып. 13. Институт социологии НАН Беларуси. 2022. С. 119-134.
- Бобков В.А. Куда девалась американская демократия? // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2023. №6-1. С. 65-71.
- Высшая школа экономики. Представления россиян о доходном неравенстве: влияет ли на них социальная мобильность? // Научный дайджест. 2022. №4(9). 12 с.
- Гурко В.А. Методика исследования концепта «справедливость» сквозь призму языкового сознания белорусов. Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2023. С. 55-57.
- Заседание дискуссионного клуба «Валдай». 2020 // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64261 (дата обращения: 22.04.2023).
- Заседание дискуссионного клуба «Валдай». 2021 // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 22.04.2023).
- Заседание дискуссионного клуба «Валдай». 2022 // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69695 (дата обращения: 22.04.2023).
- Золотухин Н.Н., Малиновкин В.А. Имущественное неравенство в России: основные проблемы и задачи на будущее // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2021. №9 (11). С. 45-54.
- Ирхин А.А., Москаленко О.А., Нелина Л.П., Демешко Н.Э. Россия в поисках новой идентичности: исторический опыт и конкуренция цивилизационных проектов в XXI веке // Парадигмы истории и общественного развития. 2020. №17-18. С. 114-119.
- Исмаилов Н.О. Идея социальной справедливости в философии Владимира Соловьева // Философская мысль. 2023. №3. С. 73-83.
- Караганов С.А., Суслов Д.В. и др. Защита мира, земли, свободы выбора для всех стран: новые идеи для внешней политики России. Докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. 2020. 92 с.
- Кашников Б.Н. Теория справедливой войны: критика основных начал // Этическая мысль. 2019. №2. С. 152-167.
- Коженко Я.В. Концепция сильного государства в контексте модернизации государственной власти в России: историко-правовой аспект // Философия права. 2010. №4.
- Куксин И.Н., Новопавловская Е.Е. Некоторые постулаты «сильного государства» в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2017. №1 (47). С. 35-42.
- Лапин Н.И. О стратегии становления социально сильного государства и развитии гражданско-общественной культуры населения России // Экономическое возрождение России. 2020. №4 (66). С. 13-22.
- Лукашенко А.Г. Послание белорусскому народу и Национальному собранию // URL: https://president.gov.by/ru/events/poslanie-aleksandra-lukashenko-belorusskomu-narodu-i-nacionalnomu-sobraniyu-sostoitsya-31-marta (дата обращения: 18.04.2023).
- Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Неравенство в России на фоне других стран: доходы, богатство, возможности: аналитический доклад. М.: Высшая школа экономики, 2021. 30 с.
- Насколько богаты белорусы: результаты исследования Credit Suisse // URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/naskolko-bogaty-belarusy/ (дата обращения: 24.03.2023).
- О значении границ бедности и численности населения с денежными доходами ниже границы бедности в IV квартале 2022 года в целом по Российской Федерации // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/36_10-03-2023.html (дата обращения: 27.04.2023).
- Пациорковский В.В. Социальная справедливость - основа общественного согласия в современном обществе // Народонаселение. 2021. Т. 24. №1. С. 4-14.
- По уровню социального неравенства Белоруссия расположилась между Норвегией и Бельгией // URL: https://realtribune.ru/news-news-4940 (дата обращения: 24.03.2023).
- Проханов А.А. Религия справедливости // URL: https://zavtra.ru/blogs/religiya_spravedlivosti (дата обращения: 01.04.2023).
- Ролз Дж. Теория справедливости / Пер. с англ. Науч. ред. и предисл. В.В.Целищева. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 536 с.
- Семенов А.В. Влияние принципа справедливости на содержание и современные стратегии политической деятельности // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. №1. С. 211-215.
- Сенцов А.Э. Образ сильного государства в программах современных политических партий России // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. №3 (15). С. 126-130.
- Сосновский А.А. Национальная идея как основа государственной идеологии и важнейший элемент обеспечения национальной безопасности // URL: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pravo-sovremennoy-belarusi-istoki-uroki-dostizheniya-i-perspektivy/2021/natsionalnaya-ideya-kak-osnova-gosudarstvennoy-ideologii-i-vazhneyshiy-element-obespecheniya-natsion/ (дата обращения: 26.04.2023).
- Справедливость и несправедливость / Фонд «Общественное мнение» // URL: https://fom.ru/TSennosti/14469 (дата обращения: 01.04.2023).
- Стром А.В. Идеология белорусского государства как ценностный ориентир и руководство к действию // Беларуская думка. 2018. №12. С. 62-67.
- Тяпин И.Н. Национальная идея в России и ее концептуальные замещения: история и современность // Общество: философия, история, культура. 2023. №3. С. 49-55.
- Федякин А.В. Справедливое и сильное государство в образе России // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. №3. С. 28-36.
- Честнов И.Л. Концепт справедливости в постклассическом правопонимании // Правоведение. 2013. №2 (307). С. 35-50.
- XXVIII Ассамблея Совета по внешней и оборонной политике // URL: https://www.youtube.com/watch?v=61LZ4gt1B5o (дата обращения: 27.04.2023).