Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»: Ольга Витальевна, вы костромичка уже не в первом поколении. Можно сказать, что вы носитель духа Костромы. Возглавляя паломнический центр, видите ли вы, что не только увеличивается количество паломников, но и меняется его качество? Чем люди интересуются?

Ольга Плюснина: Известно, что Кострома традиционно вызывала и вызывает интерес у туристов. Для многих, даже людей из советского времени, к примеру Ипатьевский монастырь - это колыбель династии Романовых. Но надо понимать, что в течение долгого времени из памяти костромичей и вообще россиян стирались уникальные объекты, знаковые для России. Например, история Костромского кремля, который сейчас восстанавливается с благословения патриарха, идет от Дмитрия Донского. В Костроме хранится и святыня - икона Феодоровской Божией Матери. Еще раз вспомним Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, такой годуновско-романовский объект.

Мы можем говорить о том, что на нашей территории и в самой Костроме, и Костромской области располагается огромное количество монастырей, церквей, святых источников, которые в период советской власти были забыты. Это известнейший Макарьевский монастырь, монастыри в Нерехте, это Иаково-Железноборовский монастырь близ Буя, монастырь под Чухломой, монастыри, которые возникли в конце XV - XVI веках и до сих пор сохранили свою духовную значимость. Естественно, они являются паломническими и туристическими объектами. Преподобный Сергий Радонежский благословил своих учеников идти и заселять северные земли. У нас был такой феномен монастырской колонизации. Как я себе представляю, приходил подвижник, селился в уединенном месте, и к нему начинали стекаться люди, прознав о чудесах молитвенной силы. Вокруг него образовывались поселения, города, а иногда даже так получалось, что этот подвижник, организовав монастырь в одном месте, дальше продолжал свое путешествие, вновь селился в уединенном месте, там тоже возникал город. И в нашем регионе как раз есть города, которые вырастали вокруг таких монастырских поселений.

Вообще, Кострома - это земля русских святынь!

 

А.Оганесян: Испокон веку на Руси это были книжные центры. Кстати, Древняя Русь, скажем XIII века, была почти вся грамотная. И это подтверждают берестяные письмена. Откуда приезжают туристы и паломники?

О.Плюснина: К нам приезжают наши близкие соседи - из Ярославля, Вологды, Кирова, но еще из Ставрополя, Волгограда, сейчас ждем гостей из Калуги, Твери, Курска.

Мы проводим фестиваль православной молодежи, на который приезжают наши соотечественники - потомки эмигрантов, сохранившие православие. Они пели молитвы, которые сохранили их от своих бабушек и дедушек, но немножко не так, как мы поем. Мы объяснили это тем, что была другая школа. Это люди разного образования, разного культурного уровня, но всех их привлекают наши святыни.

 

А.Оганесян: В Костроме восстанавливаются исторические святыни. Как вы оцениваете уровень реставрационных работ?

О.Плюснина: Есть органы, которые отслеживают исполнение федерального законодательства о сохранении памятников истории, культуры. Поэтому к реставрации допускаются организации, имеющие разрешительные документы. Когда мы говорим о таких феноменальных вещах, которые происходят сейчас с Костромским кремлем, - возрождении святыни на пустом месте, где был пустырь, теннисная площадка, то следует отметить, что при реставрации используются новые материалы, но максимально детально, бережно. Во главе проекта - архитектор А.М.Денисов. Под его руководством изучаются документы, а если не осталось документов, которые сохранили информацию, нет фотографий, нет описаний, то работы проводятся с учетом костромских традиций. Уже осенью кремль начнет активно принимать гостей.

 

А.Оганесян: Чем можно еще больше привлечь и заинтересовать паломников и туристов?

О.Плюснина: Мне кажется, что для человека история становится понятной, когда он ее воспринимает как часть своей личной истории. И для того чтобы мы могли показать гостям не просто красивую картинку, а интегрировать их в среду, мы, например, в течение нескольких лет - в этом году шестой раз - проводим два крупных событийных мероприятия. Это Царские дни - с 15 июля в Костроме и других городах нашей епархии, митрополии. В этом году, например, в рамках этого фестиваля в Костромском кремле и Иаково-Железноборовском монастыре проходил фестиваль колокольных звонов «Русский характер». Будут концерты и мастер-классы. Это вызывает большой интерес не только у детей, взрослые с неменьшим энтузиазмом поднимаются на колокольню. К нам на фестиваль приезжают звонари из 10-15 городов, показывают разные школы колокольного звона.

Мы организуем еще творческий фестиваль народной культуры «Русский характер». Дважды до пандемии в рамках фестиваля проводили реконструкции битв на Святом озере под Костромой, рядом с Ипатьевским монастырем. Как раз в этот период озеру было возвращено его историческое название - Святое. В одной битве на помощь нашим воинам пришла чудотворная икона, по легенде, она ослепила врагов и они бежали. Вторая битва - Ипатьевский монастырь был в осаде во времена Смутного времени. Интервенты отступали от Ипатьевского монастыря. И их догоняли наши войска на Святом озере. Эти два мероприятия, мне кажется, позволяют нам расширить круг восприятия и, конечно, круг людей, которые к нам приезжают.

 

А.Оганесян: Вопрос, на мой взгляд, очень важный: а молодеет ли паломник?

О.Плюснина: Я уже упомянула фестивали, в частности молодежный. В его рамках у нас есть фестивальное движение «Братья». В этом году зимой к нам приезжали ребята, и мы могли наблюдать их заинтересованность. Вопрос, насколько мы сумеем нашими адаптированными программами привлекать молодежь? С одной стороны, мы можем заниматься миссионерской деятельностью среди молодежи. А с другой - не сильно давить на людей, чтобы они могли сделать свой выбор сами.