Прежде всего полагаю необходимым развеять бытующее, увы, до сих пор на Западе представление о «неспособности» экономической и общественной жизни России к модернизационным преобразованиям и - как производное от него - вывод о том, что любая модернизация может быть лишь принесена в Россию извне. Питательной средой для подобных заблуждений служит убеждение, столь же стойкое, сколь и ошибочное, что именно Запад является главным, если не единственным источником идей и хранителем секретов модернизации.
На самом же деле концепция модернизации отнюдь не чужда нашей стране, нашему национальному характеру, нашей истории.
За последние 300 лет Россия сталкивалась с вызовами модернизации неоднократно - и в эпоху Петра I, который, по хорошо знакомому выражению, «боролся с варварством варварскими методами», и в середине XIX века, в эпоху спора между славянофилами и «западниками» о том, следует ли России заимствовать зарубежный опыт или опираться на «национальную самобытность», и в 30-х - 40-х годах прошлого века, когда Советский Союз смог добиться впечатляющего технологического прорыва, но запредельно дорогой ценой.
Поэтому главное, что отличает сегодняшнюю ситуацию, когда мы вновь сталкиваемся с вызовом модернизации, не в том, что она стала императивом для успешного экономического развития страны. Главное - в том, что современные условия, экономическая, научно-техническая и, что немаловажно, идеологическая и правовая основы модернизации кардинально отличаются от тех, которые существовали ранее. Следовательно, стоящая перед страной задача будет решаться принципиально иными методами и средствами.
Прежде всего необходимо подчеркнуть: определяющие лицо сегодняшнего мира процессы глобализации означают, что ни одна страна не может добиться успешного социально-экономического и научно-технического развития, не поддерживая и не развивая международных связей. Опираясь на широкие и разносторонние контакты, мы можем выискивать дополнительные, подчас нестандартные возможности для достижения поставленных целей.
Европейский союз представляет в этой сфере особый интерес. Важность углубления взаимодействия с этим непростым и к тому же постоянно эволюционирующим партнером очевидна. ЕС - наш крупнейший торговый контрагент, ближайший сосед, мощный центр науки и технологий, все более серьезный игрок на мировой политической сцене. Неслучайно поэтому, что стратегическое партнерство Россия - ЕС охватывает широкий спектр областей реального и потенциального взаимодействия, в том числе тех, которые имеют непосредственное отношение к модернизации.
Сказанное, разумеется, не означает, что Евросоюз является носителем высшей мудрости в вопросах модернизации. Десять лет назад, когда название португальской столицы еще никак не ассоциировалось с Договором о реформе Евросоюза, на свет появилась Лиссабонская повестка дня, предусматривавшая среди прочего превращение ЕС в самую конкурентоспособную экономику мира. Судьба ее оказалась незавидной: после пары «перезапусков» эту амбициозную программу не так давно заменили куда более скромной «Стратегией-2020». И произошло это вполне закономерно, ибо Евросоюз оказался в непривычной для себя обстановке жесткой конкуренции с быстрорастущими экономиками азиатских и некоторых других стран, в куда меньшей степени обремененных социально-трудовыми, экологическими и прочими обязательствами. Стоит лишь сравнить продолжительность оплачиваемых отпусков в странах ЕС и США или, например, европейские и китайскую пенсионные системы. Так что объективная потребность в модернизации стала весьма актуальной и для Евросоюза.
Запуск в ноябре прошлого года на саммите Россия - ЕС в Стокгольме инициативы «Партнерство для модернизации» стал весьма своевременным шагом, особенно учитывая глобальный финансово-экономический кризис, который с особенной остротой показал, что в нынешних условиях наиболее эффективными являются коллективные действия. Выйти из кризиса поодиночке не получится. Точно так же ни у кого нет ни универсальных рецептов преодоления текущих финансовых проблем, ни пригодных для всех и применимых повсюду ответов на макроэкономические вызовы. Впрочем, ясно одно - необходимо объединять усилия, концентрируясь прежде всего на развитии передовых технологий и внедрении устойчивых моделей развития.
«Партнерство для модернизации» стартует не с нулевой отметки. Оно опирается на результаты, достигнутые к настоящему времени в деле формирования четырех общих пространств Россия - ЕС. Основным механизмом реализации инициативы определены отраслевые диалоги Россия - ЕС, что совершенно правильно: плодить новые структуры не было никакого резона. Но в этот механизм необходимо вдохнуть новую жизнь. До настоящего времени в рамках большинства отраслевых диалогов - а их на сегодня насчитывают полтора десятка - ведется, как правило, простой обмен информацией о происходящем в России и ЕС в той или иной области. Для реализации инициативы «Партнерство для модернизации» действующие диалоги надо перенацелить на проработку конкретных обоюдовыгодных проектов в приоритетных областях взаимодействия.
На некоторых направлениях (космос, навигационное оборудование, лазерные и нанотехнологии, разработка суперкомпьютеров и т.д.) уникальность российских наработок позволяет сохранять инициативу за нами, на других (развитие малого и среднего венчурного бизнеса, модальности и темпы внедрения передовых технологий - включая, кстати, те же суперкомпьютеры - в производство) - нам есть чему поучиться у партнеров. Добавлю, что важное значение будет иметь создание благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего равные условия для вхождения российского и еэсовского бизнеса в модернизационные проекты на территории друг друга. Такая работа уже ведется, но, очевидно, ее потребуется ускорить, обеспечив понятную и транспарентную правовую основу.
Европейский союз - это уникальное объединение 27 государств с различными уровнями развития и потенциалами, собственными индивидуальными подходами к работе с внешними партнерами (хотя там и пытаются выступать с единых позиций и даже создают единую внешнеполитическую службу). Более того, с технологической точки зрения в Евросоюзе нет своей «Кремниевой долины», подобной калифорнийской, скорее дело приходится иметь с «лоскутным одеялом». Но такое разнообразие имеет и свои плюсы. Целесообразно максимально использовать не только возможные политические импульсы, но и объективно сложившуюся специализацию государств-членов в промышленной и научно-исследовательской цепочке ЕС. На этом фоне позитивно, что работа с ЕС дополняется «модернизационными партнерствами» с отдельными странами-членами. И речь здесь не идет о противопоставлении двусторонних треков взаимодействию с ЕС в целом. Несомненно, в общих интересах обеспечить, чтобы эти разноуровневые схемы действовали в координации.
Должен отметить, что первый опыт взаимодействия в согласовании совместного заявления ростовского саммита Россия - ЕС по «Партнерству для модернизации» показал, что наши партнеры в деле модернизации расставляют несколько иные акценты, продвигая собственные идеи социально-политического реформирования России, ее судебной системы, свои рецепты укрепления верховенства закона, борьбы с коррупцией, защиты прав человека. Несомненно, без эффективного решения перечисленных проблем подлинная модернизация невозможна. По всем этим вопросам в России уже немало сделано, хотя, видимо, следует признать, что предстоит сделать еще больше. С ЕС же у нас давно ведется по этим темам обстоятельный диалог, и этот диалог будет продолжаться.
Россия не в меньшей степени, чем Евросоюз, заинтересована в преодолении своих «болячек», многие из которых носят застарелый характер. Здесь зарубежный опыт может быть весьма полезен. Мы должны и готовы учиться, но в том что касается развития ситуации внутри России, становления ее управленческих структур, укрепления демократических основ, развития гражданского общества, будем делать это самостоятельно, без менторских поучений. Превращать же совместную модернизационную работу в заложника оценок одной из сторон прогресса на других направлениях сотрудничества и вовсе недопустимо.
Несомненно, реализация инициативы «Партнерство для модернизации» потребует скорейшего подключения к ней всех российских участников - как органов государственной власти, так и частнопредпринимательских и научно-исследовательских структур, - их слаженной работы, укрепления межведомственной координации. Отмечу энергичный настрой российского и еэсовского координаторов Партнерства - заместителя министра экономического развития А.Слепнева и заместителя гендиректора Еврокомиссии по внешним связям У.Мингарелли. Теперь, однако, важно не допустить бюрократизации работы, не «потопить» инициативу в бумажных согласованиях. Необходимо наполнить конкретными предложениями план действий по реализации «Партнерства для модернизации», который, напомню, координаторам предстоит докладывать следующему саммиту Россия - ЕС. Наша общая задача - обеспечить все необходимое, для того чтобы уже в кратчайшие сроки показать общественности России и стран Евросоюза практические результаты совместной работы в рамках инициативы. А такими результатами должны быть конкретные проекты, реализация которых не просто была бы взаимовыгодной, но и дала бы синергетический эффект от задействования взаимодополняющих потенциалов России и ЕС.
Но самое главное - модернизацию следует начинать с самих себя. Взаимодействие в рамках партнерства с ЕС не может быть панацеей, поскольку внешнеполитическое измерение призвано дополнять, но не подменять самостоятельное решение внутренних задач. Модернизация начинается с выстраивания собственной четкой схемы разносторонней работы, готовности целенаправленно выделять на эти задачи значительные финансовые средства, даже если отдача от них может быть и нескорой.
И в этом контексте стоит учесть опыт Евросоюза. Я имею в виду не только уровень прямых бюджетных ассигнований, хотя они, конечно, значительны: на седьмую рамочную программу научных исследований и технологического развития, рассчитанную на 2007-2013 годы, из бюджета ЕС выделено около 60 млрд. евро. Но ведь куда большие средства вкладывают частные компании в реализацию собственных программ технологического развития. Поэтому стоит внимательно присмотреться, как у наших партнеров построена работа с научными центрами, как происходит формирование и отбор приоритетных тем исследовательских работ, как налажено взаимодействие по линии наука - бизнес.
Таким образом, инициатива «Партнерство для модернизации» предоставляет возможность не только дополнительно нарастить ткань нашего взаимодействия с ЕС, но и изнутри посмотреть на то, как работают наши партнеры над собственной внутренней модернизацией, с тем чтобы творчески использовать полезные элементы этого опыта для реализации задачи модернизации России.