Посольство России в Израиле подготовило онлайн-выставку «А.Г.Яковлев. Десять лет на службе Российским Императорским генеральным консулом в Святой земле», посвященную памяти выдающегося дипломата и востоковеда. С этой целью был создан веб-сайт https://yakovlev-jerusalem.ru/ с версиями для настольного ПК и мобильных устройств, на котором размещены биография дипломата, оцифрованные архивные документы и фотоматериалы, некоторые из них опубликованы впервые, а также общие сведения об истории российского присутствия в Святой земле во второй половине XIX века.

Важный вклад в наполнение экспозиции материалами внес Историко-документальный департамент МИД России, оперативно предоставивший посольству оцифрованные документы Архива внешней политики Российской империи о деятельности дипломата.

Об историческом контексте

Летопись дипломатического присутствия Российского государства в Святой земле началась с учреждения в 1820 году вице-консульства в г. Яффе, однако духовные и культурные связи нашего Отечества с библейским регионом насчитывают многовековую историю. На протяжении столетий ближневосточные святыни христианства и ислама привлекали паломников из нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Разумеется, что они нуждались в покровительстве и поддержке, включая консульское и социальное обеспечение. Отметим, что и сегодня вопросы, относящиеся к защите интересов паломников и туристов, остаются актуальными для российско-израильской повестки1.

В этом контексте среди причин, побудивших российские власти к последующему расширению дипломатического присутствия в исторической Палестине, можно назвать не только стремление укрепить свое влияние на Ближнем Востоке, но и заботу о паломниках, а также поддержку местного христианского населения и Иерусалимской православной церкви.

Для понимания смысла этого присутствия важно подчеркнуть, что Россия никогда не рассматривала Святую землю или другие страны региона как плацдарм для колониальной агрессии или предмет каких-либо военно-политических амбиций2. Современное комплексное содействие, оказываемое Российской Федерацией христианам Ближнего Востока, включая поддержку поместных православных церквей, участие в восстановлении религиозных святынь и объектов всемирного культурного наследия, а порой и спасение от физического уничтожения, восходит к той активной роли покровителя православного населения Османской империи, которую наше государство играло с XVIII до начала XX века. Это отличало и отличает российскую политику по отношению к исторической Палестине от европейской, характеризуемой борьбой и соперничеством за влияние в этом имеющем весьма высокое стратегическое значение регионе. Напомним, «освобождение» крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года сопровождалось беспощадной резней всех жителей города - мусульман, иудеев и православных христиан.

Золотым веком российского присутствия в Святой земле стало XIX столетие, когда паломничество из нашего государства приобрело широкие масштабы. Важную роль в укреплении культурных, духовных связей России со Святой землей, в организации паломничества к христианским святыням сыграли Русская духовная миссия в Иерусалиме (РДМ), основанная в 1847 году, и Императорское православное палестинское общество (ИППО), созданное в 1882 году (предшествующие ему Палестинский комитет и Палестинская комиссия начали свою деятельность в 1859 и 1864 гг. соответственно). При их активном участии была заложена материальная основа русского присутствия и влияния в Палестине, построены православные храмы и обители, школы и больницы для местного христианского населения, проведены археологические экспедиции. Такие уникальные архитектурные памятники, как церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании и Сергиевское подворье, и поныне, без преувеличения, являются наиболее яркими украшениями Иерусалима (Восточного и Западного соответственно).

Отдельного упоминания заслуживают российские усилия по созданию целой сети учебных заведений для местных жителей, состоявшей к 1912 году более чем из 100 школ, училищ и семинарий в Палестине, Сирии и Ливане3. Наиболее известные из них действовали в Назарете и других городах Галилеи - колыбели христианской религии. Несколько поколений арабской интеллигенции получили образование в русских школах4. Память об этой деятельности до сих пор жива среди потомков их воспитанников, служит продвижению русского языка и культуры, интересу к обучению в России у молодежи.

Сегодня Российская Федерация активно содействует восстановлению русского духовного присутствия в Святой земле, а также продолжает прилагать усилия по возвращению собственности, которая приобреталась в XIX веке трудом и энергией многих деятелей нашего Отечества.

Важной частью этой работы является сохранение памяти о них - дипломатах, востоковедах, ученых и исследователях, изучение и использование накопленного ими уникального опыта. Однако если фигуры таких выдающихся идеологов и создателей «Русской Палестины», как начальник РДМ архимандрит Антонин (Капустин) или блестящий государственный и общественный деятель В.Н.Хитрово, нашей общественности известны (во многом благодаря научно-просветительской работе ИППО), то о российских дипломатах той эпохи, посвятивших себя беззаветному служению в тогдашних сложнейших условиях в Святой земле, знают лишь узкие специалисты. Анализ их биографий показывает, что оставленное ими бесценное интеллектуальное наследие актуально и сегодня. Негаснущим маяком остается для нас их высокопрофессиональное, творческое и плодотворное служение родине, а подготовленные ими аналитические документы, переписка с современниками становятся своеобразным инструментом «наставничества», образцом исполнения дипломатических обязанностей5.

О выборе фигуры для выставки

Консульство Российской империи в Иерусалиме было создано в 1858 году. Доклад министра иностранных дел князя А.М.Горчакова об учреждении консульства в Иерусалиме был утвержден императором Александром II 14 декабря 1858 года. Таким образом, в декабре 2023 года мы отметим 165-летие со дня его основания.

Важнейшими задачами новой дипмиссии стали расширение российского влияния в Святой земле, защита многочисленных православных паломников и местного христианского населения, а также укрепление связей с Патриаршим престолом Иерусалима. В 1891 году загранучреждение было преобразовано в генеральное консульство6. Всего с 1858 по 1914 год на посту консула, а затем генконсула, сменилось 12 российских дипломатов7. Последним из них стал А.Ф.Круглов, деятельность которого является наиболее изученной отечественными историками.

Личность предпоследнего управляющего генконсульством - А.Г.Яковлева, дипломата и востоковеда, посвятившего свою жизнь собиранию «Русской Палестины», была выбрана для онлайн-выставки не случайно. Этот человек сыграл огромную и значимую роль в деле защиты российских интересов и укреплении материальной основы российского присутствия в Святой земле.

Генконсул А.Г.Яковлев, занимавший этот пост с 1897 по 1907 год, а ранее трудившийся на данном направлении, будучи сотрудником Посольства Российской империи в Константинополе и Генконсульства в Иерусалиме, сумел организовать процесс упорядочения земельных приобретений так последовательно и юридически точно, что представленные в его отчетах описи российской недвижимости и поныне являются надежнейшим историческим источником, используемым в процессе возвращения Российской Федерации собственности бывшей Российской империи8. Кроме того, заслуживают внимания его аналитические доклады об отношениях с Иерусалимской православной церковью, активности западных государств в регионе и создаваемых ею рисках для продвижения российских интересов.

Биография дипломата

А.Г.Яковлев - востоковед, драгоман, Российский Императорский генеральный консул в Иерусалиме, почетный член Императорского православного палестинского общества. За этими титулами, как удалось узнать при подготовке онлайн-выставки, стоял интеллигентный и деликатный человек, книгочей, обладатель острого аналитического ума, преданный патриот своего Отечества. Вот что пишет о нем в 1898 году смотрительница Вениаминовского подворья К.А.Хомутова: «Консул Яковлев, как Вам и самим известно, очень добрый и внимательный, и мадам Яковлева очень добрая и не оставляет своим вниманием Вениаминовского приюта»9.

Начало карьеры

А.Г.Яковлев происходит из небогатой дворянской семьи10. В 18 лет (1872 г.) поступает в Павловское военное училище, однако уже в апреле 1873 года уходит из него «по домашним обстоятельствам, без именования воинским званием»11.

В марте 1875 года А.Г.Яковлев становится воспитанником учебного отделения при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел для изучения восточных языков. С 1876 года начинает свою дипломатическую службу - сначала сверхштатным студентом в миссиях в Тегеране (1876 г.) и Константинополе (1877 г.). Во время Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) служит в дипломатической канцелярии при главнокомандующем действующей армией12. Затем возвращается в МИД и с 1879 по 1907 год работает на разных должностях в Иерусалиме и Константинополе.

О службе А.Г.Яковлева секретарем консульства в Иерусалиме (1879-1881 гг.) известно мало. На помощь приходит письмо начальника РДМ архимандрита Антонина (Капустина) к управляющему делами Палестинской комиссии Б.П.Мансурову от 2 декабря 1879 года13, в котором о. Антонин рассказывает (без ведома самого А.Г.Яковлева) о том, что «отличный молодой человек» (ему на тот момент 25 лет) по своей деликатности предпочитает арендовать квартиру в городе, чем просить у своего руководителя, консула В.Ф.Кожевникова, предоставить ему свой второй кабинет, либо потеснить консульского драгомана14. В конечном счете А.Г.Яковлев стал соседом о. Антонина, поскольку квартира секретаря консульства находилась в РДМ, в так называемом Дворянском приюте. Эту комнату можно увидеть на первом этаже миссии и сегодня. Она разделена на две части: кабинет и приемную.

Первые значительные успехи

С 1882 года А.Г.Яковлев работает в дипмиссии в столице Османской империи. Весной 1894 года второй драгоман посольства в Константинополе, был направлен послом А.И.Нелидовым в Иерусалим со специальной миссией - исследовать и упорядочить владельческую документацию по всей недвижимости покойного архимандрита Антонина (Капустина), выдающегося церковно-государственного деятеля, идеолога и собирателя «Русской Палестины». Следовало сохранить для Российского государства все приобретения о. Антонина, а также максимально перевести недвижимость Палестинской комиссии на имя российского правительства.

Вот как пишет он 11 мая 1894 года другому своему великому современнику В.Н.Хитрово: «17 мая я уезжаю в Святой Град управлять генеральным консульством. Не могу сказать, чтобы это мне было особенно приятно. Разобрать дело о наследстве отца Антонина нелегко. Боюсь ответственности. Больше всего, однако, я боюсь, что не угожу Его Высочеству <Великому Князю Сергию Александровичу> по какому-нибудь вопросу. В этом отношении пост генерального консула в Иерусалиме труден…»15

В ходе иерусалимской командировки (май 1894 - август 1895 гг.) А.Г.Яковлев выполнил работу не только по документации и оценке наследия о. Антонина и закреплению его земельных владений, но и по инвентаризации всех земельных участков «Русской Палестины», внес неоценимый вклад в упорядочение российской собственности на Ближнем Востоке16. Его доклады остаются и поныне наиболее надежным и информативным источником по этой теме.

26 октября 1896 года, уже из Константинополя, завершает он и перевод недвижимости Палестинской комиссии на Россию17. В написанном весьма дружеским стилем письме В.Н.Хитрово от 2 ноября 1896 года он с юмором отмечает наэлектризованную атмосферу накануне планируемой Босфорской операции: «Нас до сих пор еще не зарезали, и не взорвали динамитом, хотя обещали уже несколько раз. Константинополь всегда был скучный город, а теперь стал еще скучнее…»18

Отдельный интерес представляет участие А.Г.Яковлева в жизни Горненской обители в Эйн Кереме (с 1948 г. - район Иерусалима). В 1894 году им составлен первый поименный список насельниц Русской женской общины в Горнен, детища архимандрита Антонина (Капустина) - будущего Горненского монастыря19. Оцифрованный список входит в экспозицию онлайн-выставки. Документ содержит сведения о насельницах общим числом 81, а также описание построек - всего 41 здание, включая 33 домика-кельи. Домики эти стали яблоком раздора - старицы ссорились из-за порядка их наследования, а некоторые даже наладили там торговлю спиртным20.

Под номером 22 списка значится дом покойного о. Антонина, завещанный его духовной дочери и воспитаннице - сироте Софье Константиновне Апостилиди. Домик этот горненские сестры долго потом называли «домом Софьи-гречанки»21.

Позднее, в 1898 году А.Г.Яковлев принимает активное участие в урегулировании конфликта, вспыхнувшего в обители в ходе первых выборов «старшей сестры». Разногласия между насельницами по ее кандидатуре приняли такой накал, что потребовалось его вмешательство. Генконсул с помощью кавасов (стражников дипмиссии) удаляет из Палестины главную возмутительницу порядка - «матушку Марию (Гладкую)»22 и в целях водворения порядка составляет для Горненской общины проект правил, то есть упрощенного устава для монахинь, утвержденного в Св. Синоде 24 июля 1898 года за №2699.

В феврале 1895 - апреле 1896 года А.Г.Яковлев принимает активное участие в успешном разрешении еще одного сложного и затяжного дела - отказа Иерусалимской патриархии освятить домовую церковь Александровского подворья, расположенного рядом с Храмом Гроба Господня23. После завершения непростых и долгих переговоров с Иерусалимским патриархом Герасимом домовая церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была освящена предстоятелем ИПЦ 22 мая 1896 года в память о небесном покровителе императора Александра III. В основание престола храма патриархом были положены частицы мощей святых великомучеников Харлампия, Феодора Стратилата и Пантелеимона. В настоящее время Российская Федерация проводит процесс подтверждения своих имущественных прав на Александровское подворье - уникальный памятник русского и христианского наследия, который со второй половины XIX века является собственностью Российского государства24.

Российский Императорский генеральный консул в Святой земле

27 ноября 1897 года А.Г.Яковлев назначен генеральным консулом в Иерусалиме. На этом посту он занимается не только вопросами русского землевладения, но и отслеживает попытки других государств и конфессий ущемить интересы России и православия. По поручению посла А.И.Нелидова новый генконсул изучает вопрос о том, какими правами на христианские святыни в Иерусалиме и Вифлееме обладает каждая христианская церковь25.

В 1902 году генконсул находит способ изящно урезонить «католических консулов», крестивших своих детей в храме Рождества Христова в Вифлееме, «перед местом рождения Спасителя» в нарушение статус-кво. В своем донесении послу И.А.Зиновьеву от 1 августа 1902 года он отмечает, что воспользовался рождением сына у греческого консула Александропуло и предложил ему «сделать то же самое, что и католики. Он согласился…»26 Далее А.Г.Яковлев описывает свою работу с Иерусалимским патриархом Дамианом, который «долго колебался, боясь неудачи», однако был убежден российским генконсулом в необходимости такого шага. А.Г.Яковлев стал восприемником мальчика. «Я полагаю, что то же самое может быть сделано в будущем и в отношении вообще выдающихся лиц православного вероисповедания, живущих в Палестине или приезжих», - заключает дипломат.

Не можем оставить без внимания и еще одно донесение на имя посла в Константинополе, направленное в том же, 1902 году, изучив которое, следует сделать вывод о преемственности «ковбойских замашек» американской дипломатии как в Святой земле, так и по всему миру в целом: «Само американское кладбище также заставило много говорить о себе. В 1897 году американский консул начал грубо выкапывать кости похороненных на кладбище, складывать в ящики и перевозить их на английское кладбище. Он желал продать кладбище францисканцам за 80000 фр. Один из здешних жителей, некто Страндт, норвежский подданный, временно поставленный под покровительство нашего генерального консульства, горячо протестовал против вырытия его ребенка, там погребенного. Патриархия, ввиду нахождения кладбища в смежности с «местом Успения», также противодействовала этой покупке…»27

В 1904 году А.Г.Яковлев сыграл значимую роль в улаживании Айн-Фарского дела, связанного с вопросом о приобретении и восстановлении русскими афонскими монахами развалин древней Фаранской лавры преподобного Харитона Исповедника. Генконсул посчитал возрождение древней обители вопросом, непосредственно относящимся к защите русских духовных интересов в Святой земле. Именно его стараниями обитель осталась за Россией, несмотря на возникшие поначалу возражения со стороны Иерусалимского патриархата.

Участок в ущелье Вади-Фара был куплен в декабре 1903 года монахами Русской афонской Крестовоздвиженской обители при активном участии А.Г.Яковлева на имя российского подданного Д.А.Попова, который позже принял монашеский постриг. В состав территории вошли развалины пещерной лавры преподобного Харитона (IV-VII вв.) и масличный сад над обрывом ущелья. Однако в феврале 1904 года Иерусалимский патриарх Дамиан выразил генконсулу свой протест против приобретения участка и потребовал прекращения восстановительных работ, удаления афонцев и аннулирования сделки. Не довольствуясь письменными протестами, в ИПЦ перешли к откровенным провокациям. 10 июня 1904 года в Айн-Фару прибыли два драгомана патриархии в сопровождении трех монахов и десяти феллахов-мусульман. Все прибывшие имели при себе ружья и револьверы.

18 июня 1904 года А.Г.Яковлев пишет в своем донесении в г. Санкт-Петербург: «Купи эти развалины не русский, Патриархия и не подумала бы изъявлять на них притязания, как она не протестовала против очень многих подобных приобретений, сделанных католиками. Попов купил их вполне законным образом. Отнять их у него было бы унижением для нашего национального самолюбия и явным нарушением закона»28.

Однако в действительности резкая реакция была вызвана скорее всего фактом подчинения афонских монахов скита Константинопольскому патриарху.

Старания А.Г.Яковлева по сохранению лавры за Россией были замечены и нашими недоброжелателями. В депеше посла И.А.Зиновьева от 11 ноября 1904 года приводится содержание «секретно добытой телеграммы… турецкому послу в Берлине», в которой отмечается, что германский посол представил султану записку, в которой указывает на «происки» России в Палестине, направленные на усиление ее влияния в регионе. В качестве примера приводится «намерение основать монастырь в местности Айн-Фара»29.

Долгая и упорная тяжба вокруг Айн-Фарского дела продолжалась вплоть до 1909 года (то есть уже при генконсуле А.Ф.Круглове) и завершилась успехом российской стороны, поскольку пастырское окормление русских монахов взяла на себя РДМ, однако скит сохранил свою внутреннюю, в том числе и финансовую самостоятельность30.

В настоящее время обитель находится в ведении Русской православной церкви за границей.

Все для победы!

Свидетельства существующей и сегодня у российских дипломатов славной и искренней традиции благотворительного сбора денежных средств и гуманитарной помощи нашим воинам и жителям пострадавших от боевых действий регионов, а также крепкой связи Российского государства и общества с местным населением исторической Палестины находим мы в рескрипте председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны на имя заместителя председателя общества Н.М.Аничкова от 3 ноября 1905 года: «Пожертвования на военные нужды и на флот притекали во все время тяжкой войны с Японией как от богатых лиц, так и от бедных тружеников, добровольно и охотно уделявших деньги из своего скромного заработка. К этим последним, в большинстве, принадлежат служащие в учреждениях Императорского Православного Палестинского Общества в России, в Палестине и Сирии…

…и от иерусалимского Генерального консула поступило пожертвование, полученное в Иерусалиме.

Я уже благодарила телеграммой М.А.Черкасову; но теперь поручаю Вам сердечно благодарить от меня и от Общества как ее, так и… А.Г.Яковлева, а равно тех, которые хотя и оставили службу в Обществе, но продолжали присылать свои лепты.

Вас уважающая Елисавета»31.

О повседневной работе генконсульства

Уникальность онлайн-выставке удалось придать после обнаружения в историческом архиве ИППО, который хранится на Сергиевском подворье в Иерусалиме, переписки генконсула с управляющим подворьями ИППО в Иерусалиме Н.Г.Михайловым за 1902 - 1907 годы. Данные материалы содержат интересные подробности о рутинной работе российского загранучреждения начала XX века. Изыскания в архиве проходили с разрешения и при активном содействии Совета ИППО в Государстве Израиль32.

Следует отметить, что дел у генконсульства, благодаря плотному потоку паломников из России, было много.

В донесениях управляющего речь идет в основном о случаях смерти путешественников, связанных с этим хлопотах об их погребении, и выполнении последней воли, о розыске потерянных или забытых вещей и документов, а также о финансовых и хозяйственных вопросах.

Так, 3 мая 1905 года Н.Г.Михайлов направляет в генконсульство три загранпаспорта, «найденных под циновками при уборке бараков Елизаветинского подворья после отъезда паломников в Россию»33. Отмечается, что принадлежали документы крестьянам Оренбургской губернии. В другом письме, от 9 августа 1907 года, речь идет о «запломбированном пломбой Общества» узле вещей, оставшихся в помещениях подворий после утонувшего в реке Иордан австрийского подданного.

Три письма посвящены покойной буфетчице Сергиевского подворья Анне Андриановне Татьянчиковой из Тамбовской губернии, «39 лет от роду». В первом сообщении (от 22 июня 1904 г.) речь идет о том, что она скончалась от малярии 20 июня в русской больнице. Расходы на ее похороны составили 40 франков. Во втором (также от 22 июня) - о завещании служащей Общества, сделанном чуть больше, чем за месяц до смерти (8 мая). Третье (от 8 июля) препровождает в генконсульство принадлежавшие А.А.Татьянчиковой средства - билет госзайма на 100 рублей, купюру номиналом в 100 рублей, 30 рублей золотыми монетами, 360 франков золотом, а также «три места вещей покойной».

Последнее донесение на имя А.Г.Яковлева датировано 13 августа 1907 года, далее Н.Г.Михайлов пишет уже управляющему генконсульством. Дело в том, что 10 августа 1907 года Генеральный консул России в Иерусалиме А.Г.Яковлев был назначен министром-резидентом России в Сиаме34.

Командировка в Сиам

Дополнительного изучения заслуживают и последние годы жизни А.Г.Яковлева, которые он провел на посту министра-резидента России в Сиаме, где он, по информации из разрозненных источников, и скончался.

Известно, что А.Г.Яковлев прибыл в Бангкок в мае 1908 года и энергично взялся за дело. В частности, начал готовить к подписанию договор о торговле с Сиамом, искал пути увеличения поставок российского керосина и возможности наладить прямой импорт ценных пород дерева из Сиама35. В 1908 году способствовал деловой поездке в Бангкок к королевскому двору сына придворного ювелира К.Г.Фаберже36. Следует отметить, что российско-сиамские отношения в тот период носили дружественный характер и поступательно развивались.

Новый глава российской дипмиссии в Бангкоке внимательно отслеживал и хищнические устремления европейских держав, нацелившихся на Сиам. Он наблюдал за ходом работ франко-сиамской разграничительной комиссии37 и изучал перспективы заключения англо-сиамского договора38. В его депешах того времени в Санкт-Петербург значительное внимание уделено именно анализу колониалистских амбиций европейцев, стремлению «откусить» от Сиама дополнительную территорию, а также описанию их острой политической борьбы за влияние и власть в Индокитае. В донесении от 11 декабря 1908 года о захвате Францией сиамской территории А.Г.Яковлев указывает: «Всего же за время с 1893 по 1908 г. Сиам лишился в своей восточной части около 300 тыс. кв. км, что равняется 3/5 площади европейских владений Франции»39.

А.Г.Яковлев умер в апреле 1909 года. В общей сложности он проработал в Сиаме около года40. Неизвестно, сколько он успел бы сделать на благо России, если бы не ушел в самом расцвете сил - в 55 лет.

Открытие выставки на Сергиевском подворье в Иерусалиме

Церемония открытия онлайн-выставки состоялась 9 февраля 2023 года на Сергиевском подворье в Иерусалиме при поддержке Россотрудничества. Мероприятие сопровождалось демонстрацией небольшой экспозиции, размещенной в народной трапезной подворья, включающей исторические фотографии, оригиналы копировальных книг 1902-1907 годов, копии архивных документов и личные вещи дипломата.

Официальную часть открыл посол России в Израиле А.Д.Викторов. В своем выступлении он напомнил об истории российской дипломатии на Ближнем Востоке и деятельности Генерального консульства Российской империи в Иерусалиме. Посол указал на значимость активизировавшегося во второй половине XIX века российского покровительства местному православному населению, а также работы по продвижению русского языка и культуры.

А.Д.Викторов отметил также, что особенный символизм мероприятию придает то обстоятельство, что оно проходит на территории Сергиевского подворья, одного из красивейших мест в Иерусалиме, куда Россия при полной поддержке правительства Израиля вернулась в 2008 году. В заключение он сказал, что в настоящее время Российская Федерация продолжает прилагать усилия по возвращению собственности, которая приобреталась трудом и энергией многих деятелей Российского государства, в том числе и А.Г.Яковлевым.

В ходе презентации автор этих строк выступил с ознакомительной лекцией, посвященной А.Г.Яковлеву и его роли в укреплении российского присутствия в Святой земле.

Гостями мероприятия стали посол Белоруссии в Израиле Е.С.Воробьев, почетный генеральный консул России в Северном округе Израиля А.Сафия, дипломаты посольств России, Белоруссии и Сербии, клирики Русской духовной миссии в Иерусалиме и сестры Горненского женского монастыря, члены Иерусалимского отделения ИППО, Координационного совета организаций русскоязычных соотечественников Израиля, ветераны, блокадники, руководители объединений русскоязычных соотечественников Израиля.

 

 

1https://ria.ru/20200213/1564632901.html (дата обращения: 28.02.2023).

2Лисовой Н.Н. Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 3 т. М.: Индрик, 2020. Т. 1. С. 17.

3Там же. С. 37.

4Смирнова И.Ю., Бутова Р.Б. Россия в Святой Земле. Деятели и учреждения Русской Палестины (XIX-XX века) // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2021. №2. С. 17.

5Подробнее см.: Выступление посла России в Израиле А.Д.Викторова 9 февраля 2023 г. в Сергиевском подворье в Иерусалиме // https://www.mid.ru/ru/press_service/photo/meropriyatiya_v_zagran_uchrezdeniyah/1853411/

6Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 23.

7В.Ф.Кожевников занимал пост консула дважды: с 1867 по 1876 г., затем с 1879 по 1884 г.

8Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 23.

9Там же. Т. 3. С. 536.

10В Формулярном списке о службе в МИД коллежского регистратора А.Г.Яковлева от 1878 г. указано, что ни у него самого, ни у его родителей нет «родового или благоприобретенного» имения. Отмечено, что он сын коллежского асессора.

11АВПРИ. Ф. ДЛС и ХД. Оп. 336/1. Д. 2. Т. 3. Л. 179 об.-180.

12Там же. Л. 179 об.-181.

13Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 456-457.

14См.: План Современного Иерусалима по В.Вильсону, К.Шику и К.Циммерману. Издание Православного Палестинского Общества. Хромолитография Н.Индутного. 1885. Дом драгомана расположен в правом нижнем углу «Русских построек».

15Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 578.

16https://www.ippo.ru/news/article/organizovannaya-pri-podderzhke-soveta-ippo-v-gosud-410822 (дата обращения: 28.02.2023).

17АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 540. Л. 107-110 об.

18В этом же письме А.Г.Яковлев упоминает о своей супруге, которая в отличие от «всех наших дам» осталась с ним и не уехала после поступивших угроз. Босфорская операция же по захвату Константинополя, поддерживаемая послом А.И.Нелидовым, не состоялась.

19АВПРИ. Ф. Греческий стол. Оп. 497. Д. 2421. Ч. 1. Л. 124-126 об.

20Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 2. С. 741.

21Монахиня Мариам (Юрчук). Путеводитель по Святому граду Иерусалиму. Том I. Иерусалим: РДМ, 2022. С. 458.

22Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. С. 645-646.

23АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 496. Л. 56-59 об.

24https://www.interfax.ru/interview/885700 (дата обращения: 28.02.2023).

25Якушев М.И. Антиохийский и Иерусалимский патриархаты в политике Российской империи. 1830-е гг. - начало XX века. М.: Индрик, 2013. С. 270.

26Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 1. С. 319-320.

27Там же. Т. 2. С. 318.

28Там же. Т. 1. С. 323.

29Там же. С. 325.

30Монахиня Мариам (Юрчук). Путеводитель… Том II. Иерусалим: РДМ, 2022. С. 593.

31Лисовой Н.Н. Указ. соч. Т. 3. С. 187-188.

32https://www.ippo.ru/news/article/organizovannaya-pri-podderzhke-soveta-ippo-v-gosud-410822 (дата обращения: 28.02.2023).

33См. раздел «Архив ИППО» онлайн-выставки // https://www.yakovlev-jerusalem.ru

34АВПРИ. Ф. ДЛС и ХД. Оп. 25. Д. 51. Л. 150-153.

35АВПРИ. Ф. Японский стол. Д. 1817. Л. 26-31 об.

36АВПРИ. Ф. 214. Генеральное консульство в Бомбее. Оп. 779. Д. 152. Л. 74-75.

37АВПРИ. Ф. Японский стол. Д. 1790. Л. 11-12.

38Там же. Л. 15-18.

39Там же. Л. 61-63 об.

40Мельниченко Б.Н., Пылева А.И. Россия - Таиланд: история взаимоотношений (XIX - начало XX века). СПб.: СПбГУ, 2011. С. 83.