В период, когда Россия выходит из кризиса, но сохраняется опасность нового, долгового витка проблем в мировой экономике, перед экономической дипломатией появляются новые вызовы.

В сложившейся ситуации недостаточно создавать максимально благоприятные условия для российского экспорта по его ключевым позициям, хотя данное направление работы посольств и торгпредств будет долго сохранять актуальность. Важнее создать условия для внешнеэкономической поддержки модернизации экономики и повышения ее инновационности.

Решение поставленной задачи трансформации экономики требует перехода на новый уровень взаимодействия бизнеса и посольств Российской Федерации за рубежом по нескольким направлениям.

Первое направление - правовая база международного сотрудничества в экономической сфере.

В сфере международных соглашений по отдельным направлениям за последние годы удалось добиться существенного прогресса, наиболее яркий пример - создание Таможенного союза. В случае с присоединением России к ВТО процесс переговоров превосходит все разумные сроки. Что касается не менее важных направлений - вступление в ОЭСР и новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, - значимого продвижения пока не удалось добиться из-за нерешенности вопроса о присоединении к ВТО.

Но даже в успешной части многосторонних договоров хотелось бы большей ясности. Хорошо, когда есть «горячие» линии для бизнеса на случай возникновения проблем при создании Таможенного союза. Плохо, что чиновники заранее не могут сказать, какие проблемы возникнут (в том числе потому что сами не знают).

Для бизнеса критически важно понимание реальных сроков заключения соглашений, хотя понятно, что во многом это зависит от наших зарубежных партнеров.

Что касается двусторонних соглашений, далеко не со всеми странами подписан их «полный комплект», включая рамочные экономические соглашения, соглашения о защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения и более узкие соглашения, например о создании Межправительственной комиссии (МПК). Где-то это объясняется политическими причинами (если нет договора о границе - сложно формализовать инвестиционную активность), где-то - затянувшимися бюрократическими спорами об изъятиях или других формулировках.

Еще одна проблема в том, что даже в тех странах, где есть двусторонние соглашения, как правило, они носят рамочный характер и требуют конкретизации.

Наша общая задача - провести ревизию договорно-правовой базы, ускорить заключение содержательных соглашений там, где их пока нет, и, возможно, уточнить уже действующие. Бизнес заинтересован в данной работе, и он готов оказывать соответствующее содействие. В ряде случаев такую работу можно было бы передать с уровня МПК на межгосударственный, особенно в случаях, когда присутствует значимая политическая составляющая переговоров.

Второе важное направление - организационные вопросы. Хотя у нас есть удачные примеры взаимодействия бизнеса и чиновников в рамках МПК (Российско-американская рабочая группа по развитию деловых связей в рамках Президентской комиссии, Российско-французская межправительственная комиссия СЕФИК и др.), это, скорее, исключение из правил. В большинстве случаев бизнес «заперт» в деловых советах. Наши предложения:

- включать представителей бизнеса в состав МПК, как минимум, председателей соответствующих деловых советов;

- перейти к единому принципу формирования деловых советов: работодательская организация (конфедерация промышленников) и торгово-промышленная палата с каждой из сторон, при этом председатель делового совета обеспечивает функционирование аппарата совета;

- руководителями деловых советов должны быть исключительно представители бизнеса или бизнес-организаций;

- отказаться от принципа, в соответствии с которым по отдельным страновым направлениям создаются несколько деловых советов или иных площадок для диалога предпринимателей двух стран.

РСПП активно взаимодействует с российскими посольствами при проведении за рубежом бизнес-мероприятий и предлагает реализовать ряд мер, которые позволят повысить эффективность такого взаимодействия:

- активизация информационного обмена о проектах, тендерах, приватизации активов в зарубежных странах. С некоторыми посольствами такое взаимодействие налажено и может стать моделью для работы остальных;

- упрощение визового режима. Там, где пока не подписаны соглашения в данной сфере, необходимо ускорить их подготовку и создать условия для решения визовых вопросов в рабочем порядке. РСПП и другие бизнес-организации готовы давать поручительства за зарубежных партнеров для того, чтобы ускорить и упростить получение российских виз. Об аналогичном рабочем режиме можно было бы договориться с нашими иностранными партнерами при выезде российских бизнесменов за рубеж.

РСПП со своей стороны готов «делиться кадрами» для посольств и торгпредств и организовывать стажировку для работников посольств и торгпредств в РСПП - для «погружения» их в экономику и проблемы бизнес-сообщества.

Третье направление - экономическое, где речь идет прежде всего о модернизации механизмов поддержки экспорта. Необходимо:

- создать работающую систему поддержки высокотехнологичных и инновационных компаний «среднего эшелона». Эти проекты слишком малы, чтобы претендовать на поддержку как крупные, и слишком велики, чтобы получить ее как малый бизнес. Для существующих институтов развития такие проекты также не относятся к числу приоритетных. Учитывая, что данный тип компаний сможет обеспечить изменение структуры российского экспорта, необходимо создать специфический механизм или институт для поддержки «средних» высокотехнологичных проектов;

- повысить объемы финансирования поддержки экспорта. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации, страхование экспортных кредитов должно осуществляться на основе механизма гарантирования обязательств Внешэкономбанка средствами федерального бюджета, который в настоящее время отсутствует;

- создать механизм реализации порядка страхования экспортных кредитов от политических рисков. Целесообразно распространить данный порядок на страхование инвестиций в разных формах, осуществляемых российскими компаниями за счет экспортных кредитов;

- создать специализированное агентство по страхованию инвестиций и экспортных кредитов. Полтора года назад РСПП совместно с Внешэкономбанком начали работу по созданию агентства по страхованию инвестиций и экспортных кредитов. Подготовлены предложения о порядке работы агентства и его функциях. Инициатива поддержана Минэкономразвития, однако процесс забуксовал из-за межведомственных разногласий. В результате российские компании, в отличие от зарубежных партнеров, не имеют доступа к стандартному институту поддержки экспорта.

Необходимо предусмотреть и программу действий по улучшению имиджа российского бизнеса и российского государства в целом. Бизнес готов участвовать в этой работе, в том числе улучшать сам инвестклимат.

РСПП успешно сотрудничает с Министерством иностранных дел и Минэкономразвития России, как и с другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе на площадках профильных советов при министерствах.

Но необходима дальнейшая формализация существующих механизмов. Для этого предлагается:

1) использовать возможности Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в том числе двух подкомиссий - по экономической интеграции и по таможенно-тарифному регулированию и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле. Необходимо расширить представительство бизнес-сообщества в составе данных подкомиссий и, возможно, их полномочия, как и полномочия Правительственной комиссии по принятию решений во внеэкономической сфере;

2) повысить статус переговорщиков по отдельным направлениям, например глав национальных делегаций на переговорах, до уровня «специального представителя правительства». Если возникают серьезные и проблемные вопросы, например в части заключения нового соглашения с ЕС, то можно вводить позицию «посла по особым поручениям». Можно было бы подумать о такого рода позиции и для организации эффективного диалога дипломатии и бизнеса;

3) ввести механизм аккредитации предпринимательских объединений при органах, уполномоченных вырабатывать внешнеэкономическую политику страны. В этом механизме должны быть предусмотрены обязательные консультации с аккредитованными предпринимательскими объединениями федерального уровня;

4) закрепить на законодательном уровне детализированный механизм консультаций со сроками, процедурами, последовательностью путем внесения поправок в ст. №15 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Решение поставленных задач будет способствовать повышению инновационности российской экономики и дальнейшему росту значимости России на мировых рынках.