Ирак переживает очень сложный период своей истории - смену идеологий, слом прежних государственных структур, становление новых форм правления. 20-летняя американская оккупация перелопатила весь политический ландшафт страны. Сегодня в Ираке множественность взглядов на будущее развитие, куда двигаться дальше - в сторону арабского мира, Ирана или же цепляться за рушащиеся мостики с Западом, в сторону светского правления или ортодоксального ислама. И это при том, что все большую силу в регионе набирает Китай. Но, пожалуй, самая главная интрига иракской политической жизни состоит в том, что возник если не раскол, то, по крайней мере, серьезные трения между шиитскими партиями и группировками, а шииты составляют пусть не подавляющее, но большинство населения страны.

Выборы - лакмусовый тест

10 октября 2021 года в Ираке прошли досрочные парламентские выборы - пятые после свержения Саддама Хусейна в 2003 году. Победу на них одержал шиитский патриотический блок «Сайяруна» во главе с влиятельным шиитским имамом Муктадой ас-Садром. При рекордно низкой для страны явке, не превышавшей 41%, его сторонники получили 73 места из 329, что на 19 мандатов больше, чем они получили на предыдущих выборах 2018 года.

Второе место в списке победителей заняла суннитская коалиция «Такаддум» («Прогресс») спикера парламента Мухаммеда аль-Хальбуси (41 депутатский мандат). Чуть отстал блок шиитских партий светского толка «Государство и закон» бывшего премьера Нури аль-Малики с 37 мандатами. На четвертом месте - пользующаяся влиянием в районах компактного проживания курдов на севере страны Демократическая партия Курдистана - 31 мандат. Еще 20 депутатских мест в Совете представителей1 неожиданно достались независимым кандидатам. Другие партии получили от 17 до 15 мест и еще меньше.

Всего на выборах баллотировались 3,2 тыс. человек от 109 партий и 21 коалиции, а также 789 самовыдвиженцев. При этом из 329 мест в парламенте четвертая часть была зарезервирована за женщинами, пять - за представителями христиан, из которых в парламент прошли только четверо. На этот раз проиранские шиитские партии и коалиции, обычно доминировавшие в последние годы в политике Ирака и тесно связанные с военизированной сетью «Аль-Хашд аш-Шааби» («Силами народной мобилизации» - СНМ), потерпели существенное поражение. Потерял голоса и, соответственно, депутатские мандаты - с 48 до 14 - второй по величине блок в парламенте альянс «Фатх», а также одна из крупных группировок СНМ «Бригада «Хезболлах». Ее пресс-секретарь Абу Али аль-Аскяри вообще назвал проведенные выборы «самой крупной аферой и грабежом».

Победа М. ас-Садра не стала неожиданностью ни для большинства иракцев, ни для наблюдателей - он всегда имел прочные связи с Тегераном и стал одним из первых политиков, кто поднял иракцев на вооруженную борьбу с американскими оккупантами, чем завоевал симпатии и поддержку миллионов своих сограждан, причем не только шиитов, но также суннитов и курдов. У него сформировалась опытная предвыборная машина, которая позволяла «держать нос по ветру» и иметь достаточно средств для ведения агитации.

Но изюминкой выборов стала резкая реакция других проиранских шиитских партий и блоков на объявленные результаты выборов, когда они пригрозили вывести на улицы городов своих сторонников и боевиков с тяжелым оружием, чтобы силой доказать, что у них голоса попросту украли. Причем не кто-то посторонний, а свой же, почти союзник, боевой товарищ и единоверец М. ас-Садр. Что же случилось? Некоторые наблюдатели говорят о том, что в позициях различных шиитских группировок произошли глубинные изменения, в первую очередь касающиеся дальнейшего дрейфа ас-Садра в сторону более автономной, независимой политической ориентации.

Вспоминается, что буквально накануне выборов, в июле 2021 года, М. ас-Садр публично отказался от участия в них в знак протеста против чудовищной коррупции, охватившей страну. Правда, через месяц этот политик «сменил гнев на милость» и свое решение о неучастии отозвал.  Движущей силой тогдашних протестов стала городская беднота, студенты, молодые безработные, а также обездоленные и недовольные коррупцией и непрофессионализмом чиновников иракцы. Именно по вине пролезших во власть нерадивых чиновников экономика страны была низведена до состояния кризиса, население страдало как от неумелого управления, так и от острого дефицита питьевой воды, разбитой инфраструктуры и разоренного здравоохранения. Доведенные до отчаяния люди выходили на акции неповиновения, атаковали штабы политических партий и органов власти камнями и «коктейлями Молотова». Около 600 человек погибло как от жесткой реакции сил безопасности, так и от рук боевиков из отрядов СНМ, десятки тысяч получили ранения, были арестованы. Чтобы погасить протесты, власти решились на досрочные парламентские выборы и разрешили баллотироваться независимым кандидатам.

Казалось бы, идите и голосуйте, пользуйтесь редкой возможностью поддержать своих, но не тут-то было. Вместо того чтобы спешить к избирательным участкам, большинство иракцев, не веря в их непредвзятость, игнорировали голосование. Парадоксально, но добившись от властей главной цели - досрочных выборов, участники протестного движения откровенно перегорели от накала собственных страстей, утратив веру в то, что им удастся сломить бюрократическую машину.

Начало послевыборного политического кризиса

Став основным выгодополучателем, шиитский блок «Сайярун» не получил еще права на формирование своего кабинета министров. Согласно иракскому законодательству, для подобного шага требовалось иметь 220 депутатских мандатов. А так, даже с учетом привлечения более-менее лояльных союзников, садристы могли рассчитывать в лучшем случае на 200 мест, и правительства не получалось. В принципе, М. ас-Садр мог бы набрать нужный кворум, если бы пригласил в коалицию депутатов, представляющих другие шиитские партии, что было характерно для постсаддамовского Ирака. Но на этот раз он, очевидно, переоценил свои силы, заранее запланировав формирование так называемого правительства большинства, в основном состоящего из представителей победившей на выборах партии, то есть его партии с включением ряда суннитских и курдских движений, идейно ему близких.

А вот представителей шиитских проиранских партий вроде СНМ, а также сторонников бывшего премьера Н. аль-Малики, по убеждению М. ас-Садра, в правительство пускать не следовало. Сторонники бывшего премьера, дескать, скомпрометировали себя непрофессионализмом и запредельной коррупцией, а их критика, по задумке, должна была принести М. ас-Садру симпатии миллионов иракцев, считавших те восемь лет, что прежний кабинет находился у власти, самыми темными и беспросветными в постсаддамовской истории Ирака.

Фактически же само стремление М. ас-Садра сформировать правительство большинства стало одной из основных причин последовавшего за этим политического кризиса, а также раскола иракских шиитов на два конкурирующих лагеря.  Первый - националистический и, в известной степени, патриотический во главе с М. ас-Садром. Он, как и его покойный отец, позиционировал себя, по словам почетного профессора истории Ближнего Востока Хайфского университета Амации Барам, «гордым арабом и иракцем». Его блок выступил как против американского, так и иранского влияния на политику Ирака. Второй лагерь - проиранский. Его лидерами стали бывший премьер Нури аль-Малики и главком СНМ Хади аль-Амири. 

В начале 2022 года наметившийся среди иракских шиитов раскол углубился еще больше за счет того, что в парламенте сложились две основные фракции. В первую фракцию под названием «Спасите Родину» вошли блок «Сайяруна» М. ас-Садра (74 депутата), суннитский альянс «Ас-Сияда» («Суверенитет» - 61 депутат), Демократическая партия Курдистана  (31 депутат), движения «Имтидат» и «Новое поколение» (по 9 депутатов) и независимые (17 человек).

Вторая фракция - это так называемая «Координационная структура», или «Рамочное соглашение», куда вошли шиитская партия «Государство закона», альянс «Фатх» во главе с Х. аль-Амири и Н. аль-Малики соответственно, «Государственная сила», «Национальный подход», «Национальная мудрость», а также суннитская партия «Азм». 

Решение о создании правительства большинства, как полагают наблюдатели, основывалось на уверенности М. ас-Садра, что его авторитет среди иракских шиитов настолько высок, что позволит ему создать полностью подконтрольное правительство. И тогда уже не нужно будет считаться с интересами иных проиранских шиитских движений, допуская лишь определенные компромиссы. Другие наблюдатели думали, что М. ас-Садр планировал посадить в кресло главы нового кабмина своего двоюродного брата Джаафара, занимавшего пост иракского посла в Лондоне. В случае успеха и без того влиятельный клан ас-Садров получил бы под свой контроль и парламент, и правительство, а сам Муртада почувствовал бы себя единовластным хозяином кабинета министров, да и самой страны, где президенту отводятся больше номинально-протокольные функции.

Но тут на его пути обозначилась новая проблема. Дело в том, что проиранские политические партии из блока «Координационная структура» получили внутри парламента блокирующую треть голосов. Без участия их представителей в формировании правительства М. ас-Садр не мог набрать нужный для избрания премьера кворум. Получался тупик.

Этот тупик усугублялся еще и тем обстоятельством, что лидер садристов в свое время обрел влияние и авторитет во многом за счет связей с Ираном, который оказывал не только материально-финансовую, но и военную поддержку отрядам его сторонников в их борьбе против американцев. Теперь же по всему выходило, что он явно шел на предательство своих бывших покровителей и благодетелей. Такое в Тегеране не прощают. 

До середины прошлого года команда М. ас-Садра предпринимала лихорадочные попытки всеми правдами и неправдами добиться необходимого кворума, но тщетно. Ей так и не удалось собрать две трети голосов депутатов. При этом победивший на выборах шиитский политик, раз уж обозначив эту позицию, продолжал отказываться от предложений других проиранских структур по включению их представителей в кабинет министров. Политический кризис затягивался, страна оставалась не только без главы правительства, самого правительства, но и вразумительной политики. Тогда М. ас-Садр решился на нестандартный шаг.   

Хитроумная интрига или дешевый политический спектакль?

В начале июня 2022 года все 74 депутата его блока неожиданно подали в отставку, выразив «протест против затянувшегося на восемь месяцев политического кризиса», погрузившего страну в политическую неопределенность, а парламентарии так и не смогли сформировать правительство, что должно было стать первым шагом на пути к избранию премьер-министра.

Спикер парламента Мухаммед Халбуси хотя и принял отставку садристов, но сделал это, по его же словам, «крайне неохотно». В интервью иракскому телевидению М. ас-Садр назвал свой шаг «жертвой», которую он и его сторонники должны были принести ради спасения родины и выхода из политического тупика, и ознаменовал этот шаг массовой молитвой. Однако многие иракские политологи усмотрели в его словах лукавство, а в его действиях - многоходовую авантюру с целью посеять хаос в рядах соперников, переложив на них ответственность за политический тупик, а затем активизировать «иракскую улицу», выведя иракцев на протесты с требованием провести новые парламентские выборы. Его убежденность, что эта улица по горло сыта прежними иракскими политиками и их заверениями, на этот раз не оправдалась.

Обозреватель популярной газеты «Ас-Сабах» Абдель Хусейн высказал мнение, что подобным шагом М. ас-Садр не только снимал с себя ответственность за неудачи в формировании правительства, переложив ее на других. Ожидалось, что с отставкой садристов проиранские шиитские группы вместе со своими союзниками получат большинство в парламенте, а значит, и право сформировать кабинет. Они могли набрать дополнительные голоса за счет сошедших с дистанции кандидатов в депутаты, поскольку, согласно иракским законам, если место в парламенте  становится вакантным, то его занимает кандидат, занявший второе место по количеству голосов в данном избирательном округе. Правда, для этого им пришлось бы договариваться с теперь уже бывшими союзниками Садра в парламенте, то есть с партиями суннитов, главным образом со спикером парламента Мухаммедом Халбуси, и курдами из ДПК Масуда Барзани. Но такой вариант опять же оценивался как нежизнеспособный.

Иракский политолог Ихсан аш-Шаммари предрек подобному сценарию не более двух-трех месяцев жизни, потому как любой кабинет министров без участия садристов на том этапе оказался бы мертворожденным.

Сложением с себя депутатских полномочий М. ас-Садр явно рассчитывал, что, в случае создания правительства без участия его самого и его людей, оно быстро зачахнет, а дальше стартуют новые парламентские  выборы, на которых его успех на фоне массовой поддержки может стать еще более очевидным. Но и просчет М. ас-Садра грозил дальнейшим скатыванием Ирака в хаос и неразбериху. А иракский политолог Хамза Захде называл задуманную Садром комбинацию не более чем «политическим театром».

Победитель переходит в разряд проигравших

К началу сентября 2022 года Ирак сначала в мгновение ока оказался на краю новой шиитско-шиитской гражданской войны, а спустя двое суток так же быстро успокоился, оставив в памяти обывателей короткие, но редкие по ожесточенности перестрелки, в которых погибло более 30 человек, а еще примерно 800 иракцев были ранены и много больше пострадали от слезоточивого газа, в том числе более сотни полицейских и военнослужащих.

Насилие началось после слов М. ас-Садра о его назревшем решении уйти из политики, не вмешиваться более в политические разборки, а также не сотрудничать с коррумпированными иракскими чиновниками. Религиозный политик высказал намерение закрыть все учреждения, связанные с его садристским движением, за исключением мавзолея его отца - аятоллы, убитого вместе с двумя его сыновьями агентами Саддама Хусейна в 1999 году. Следом на улицы Багдада вышли тысячи его сторонников, откуда-то у них появилось оружие, в том числе тяжелое, включая танки, артиллерийские орудия и реактивные системы залпового огня. Завязались боестолкновения с убитыми и ранеными. Противниками на этот раз оказались конкуренты садристов из числа проиранских группировок, в основном поддерживавшие бывшего премьера Н. аль-Малики, а также силы безопасности.

Воспользовавшись внезапностью, сторонники М. ас-Садра решились на штурм Республиканского дворца, в котором обычно проводились заседания кабинета министров. Исполняющий обязанности иракского премьер-министра Мустафа аль-Кадими был вынужден приостановить работу правительства. Для того чтобы выбить оттуда садристов, армейскому командованию пришлось вводить в зеленую зону Багдада - место расположения резиденции правительства и дипмиссий - тяжелую технику, в том числе танки. Схожие действия наблюдались и в иных крупных городах юга Ирака - захватывались госучреждения, развертывались блокпосты садристов.

Однако спустя двое суток лидер садристов неожиданно обратился к своим сторонникам с призывом прекратить протестные акции, сложить оружие и покинуть зеленую зону. Более того, М. ас-Садр даже попросил у иракских граждан прощения, так сказать за «причиненные неудобства». Его сторонники моментально исполнили волю своего лидера. Такому повороту событий предшествовали переговоры с правительством и личная просьба фактически врио премьер-министра Мухаммеда аль-Кадими к Садру утихомирить шиитских бойцов и убрать их с улиц иракских городов. Взамен аль-Кадими пошел на отмену введенного по всей стране комендантского часа.

Прозвучал также призыв М. ас-Садра ко всем политическим партиям Ирака, в том числе и к собственному блоку «Сайирун», отказаться от государственных должностей, чтобы помочь разрешить многомесячный политический кризис. Впрочем, это был уже не первый случай, когда этот деятель объявлял о своем уходе из большой политики. Так было в 2014,  2016 и 2018 годах - после громких заявлений он возвращался на свое место и окунался в борьбу с удвоенной энергией. В его очередной окончательный уход уже никто не верил, тогда как в его заявлениях находили все больше и больше противоречивости - гневные призывы идти на баррикады сменялись просьбами к иракцам о прощении.

Тегеранский ответ: ас-Садра удаляют от политики?

Иранские аятоллы так и не простили ас-Садру его нежелание делить власть с иными проиранскими силами. Более того, они расценили такое нежелание как вызов и неблагодарность за все добро, которое Тегеран ему сделал. Удар был тщательно выверен, подготовлен и имел ошеломляющий эффект, который стал своего рода нокаутом, после которого М. ас-Садр уже не мог оправиться.

Неожиданно для всех в иранском городе Кум в отставку подал великий аятолла Кадим аль-Хаери, занимавший пост марджи (марджаа), то есть духовного лидера иракских шиитов. Концепция марджаа - одна из центральных доктрин шиизма и обязывает каждого шиита иметь избранного духовного лидера и строго соблюдать все его фетвы и указания. Чтобы стать марджаа, надо не только иметь за спиной десятилетия религиозного обучения, но и заручиться поддержкой авторитетнейших богословов. По традиции этот марджаа должен быть известен не только своей религиозной ученостью, но и быть живым физически. Однако два основателя движения садристов, Мухаммед Бакир ас-Садр и Мухаммед Садик ас-Садр, подчеркивали, что марджаа должен быть самым знающим духовным лицом - живым или мертвым.

До аль-Хаери роль марджаа принадлежала отцу Муктады - Мухаммеду Садик ас-Садру, который имел квалификацию и подготовку одновременно и духовного, и политического лидера. После его смерти дети великого аятоллы в соответствии с заветами отца обратились к Кадиму аль-Хаери решить вопрос транзита духовного лидерства. В результате договоренностей садристы стали духовно следовать аль-Хаери, а сыну убитого Садра - Муктаде - политически.

Со своей стороны аль-Хаери дал Муктаде ас-Садру карт-бланш на управление офисом и религиозными школами своего покойного отца, а также средствами, собранными через хумс (обязательная религиозная благотворительность) и пожертвования. Это соглашение принесло Садру значительную пользу и помогло сохранить движение садристов под его руководством, в частности вовлечь в свои ряды молодежь, родившуюся после смерти его отца.

Причиной отставки аль-Хаери назывались якобы его болезнь и преклонный возраст. Но, согласно практике, марджаа в отставку не уходят, а остаются при должности до конца своих дней. Например, аятолле ас-Систани на тот момент было 92 года, но речи об его отставке вовсе не заходило. Также до самой своей кончины в 2010 году оставался «при делах» марджаа Мухаммед Хусейн Фадлаллах, даже несмотря на многочисленные госпитализации. Аль-Хаери был явно моложе обоих. Фактически же за 13 с лишним веков это был, пожалуй, единичный случай «ухода на пенсию» марджаа.

Но аль-Хаери не просто оставил, что называется, без «духовного окормления» миллионы иракских шиитов, он призвал своих иракских  последователей  стать под лоно духовного лидерства  иранского аятоллы Али Хаменеи, который являлся таким же марджаа и для иранских шиитов. Более того, аль-Хаери, по сути, обнажил проблему взаимоотношений между ас-Садром и А.Хаменеи, от которого М. ас-Садр стремился дистанцироваться. Но самое, пожалуй, неприятное состояло в том, что аль-Хаери отменил выданное им же в свое время разрешение Муктаде ас-Садру управлять фондами и деятельностью садристского движения.

По словам профессора научной семинарии города Неджефа Халида аль-Хамдани, «внезапная отставка Хаери смутила Садра и поставила его в крайне невыгодное положение. Эта отставка повлияла на все договоренности между М. ас-Садром и аль-Хаери начиная с 2003 года. Преподнесенный Хаери «сюрприз» вынудил М. ас-Садра остановить работу религиозных школ и учреждений, он перестал получать хумс, потеряв таким образом доступ к сотням миллионов долларов, а также лишился значительного количества своих последователей и сторонников, начавших от него отворачиваться.

Это был удар, который превращал Муктаду ас-Садра из победителя на выборах в проигравшего. Этим ударом его противники, в том числе и сидевшие в Тегеране, фактически подрывали политическое и духовное могущество и влияние не только самого Муктады, но и всего клана ас-Садров, формировавшаяся годами империя которых начинала на глазах  разрушаться. Попытки принятия «пожарных мер» со стороны М. ас-Садра не увенчались успехом. Многим они казались непонятными: например, его быстрое согласие пойти на политическую сделку с  М. аль-Кадими, его призыв к своим сторонникам уйти из политики и отказаться от государственных должностей, распоряжения о закрытии всех офисов и учреждений садристов и т. д.

Свято место пусто не бывает

Последняя попытка М. ас-Садра переломить ситуацию и каким-то образом повлиять на обстановку в сентябре 2022 года провалилась. Ожидаемой, более масштабной в сравнении с августом волны протестов не получилось, как не нашли реального воплощения призывы садристов распустить парламент, отправив всех его депутатов в отпуск, и объявить новые досрочные выборы. На этот раз на защиту парламентаризма встал Верховный суд (ВС) Ирака. В его официальном заявлении было сказано, что Конституция страны не позволяет отправлять в отставку высший законодательный орган, он может разве что самораспуститься. Пока сторонники М. ас-Садра слагали с себя депутатские полномочия, большинство остальных депутатов вовсе не горели желанием последовать примеру садристов.

С их самоуходом самой многочисленной фракцией в парламенте оказалась объединенная группа депутатов, представляющих интересы бывшего премьера-министра Н. аль-Малики и главкома народного ополчения Х. аль-Амири. Вдвоем они контролировали 165 депутатов, то есть более чем в два раза больше, чем было в распоряжении М. ас-Садра до предпринятого им демарша. При таком раскладе сторонники Координационной структуры, которую поддерживал Тегеран, могли спокойно выдвигать своего кандидата в премьер-министры, вообще не обращая внимания на садристов, поскольку те утратили физическое присутствие в парламенте. Фокус М. ас-Садра с уходом в отставку на этот раз не сработал - факир просчитался, хотя он и доказал, что мог возбуждать иракскую улицу. Но никак не влиять на Верховный суд, без помощи которого он вряд ли смог бы подняться до уровня общенационального лидера. Ну, а поскольку Садр имел реноме человека, уважающего верховенство закона, то испытывал определенные затруднения, оспаривая решения Верховного суда.

Между тем выдвинутый от Координационной структуры кандидат в премьер-министры Мухаммед Шиа ас-Судани день ото дня чувствовал себя все увереннее. Для этого имелись вполне определенные основания. Постепенно он начал вести торг с ведущими политическими силами, добиваясь от них поддержки в обмен на обещания включить их представителей в состав будущего правительства. Но он не стал конфликтовать и с М. ас-Садром. Чтобы умиротворить того, Судани в качестве премьера обещал осуществить ряд экономических и политических реформ в его духе, а также провести в течение года досрочные парламентские выборы, которые, кстати, так и не провел. В свою очередь, М. ас-Садр воздержался от резкой критики в адрес других политических сил, по-видимому, понимая, что его поезд ушел без него. Часто лицо, которое считают переходным, остается надолго.

28 октября 2022 года, ровно через год после парламентских выборов, на которых победу одержал блок М. ас-Садра, новым премьер-министром страны стал М. ас-Судани. Возможно, обозначения четких позиций по узловым вопросам развития страны и ее политической системы ожидать преждевременно. Пока же буквально в начале июля этого года иракский премьер рассказал о своих планах отправиться с визитом в Россию.

На сегодня среди иракских шиитов так или иначе обозначаются три большие группы, или направления. Во-первых, это те, кто сделал себе карьеру - политическую или военную, не суть, - с помощью американцев. Иные считают их «пятой колонной». Во-вторых, проиранские силы с их идейными установками. И, в-третьих, те, которые раньше являлись чисто проиранскими силами, а сегодня позиционируют себя как иракские патриоты, считающие, что Ирак должен пойти своим путем, не западным, но и не иранским. Муктада ас-Садр остается среди них, хотя число его сторонников заметно поубавилось.

Идеи и политические взаимоотношения - альянсы и противоречия - неистребимы. Думается, и М. ас-Садра нельзя окончательно исключать с политической арены. Не так давно вновь раздался его голос. Поводом для этого послужило сожжение Корана - священной книги мусульман, совпавшее с началом мусульманского праздника жертвоприношения Ид аль-Адха аль-Мубарак (более известного в странах СНГ как Курбан-Байрам). К празднику обычно приурочено начало мусульманского хаджа - паломничества к святым для мусульман местам в Мекке и Медине. Акт святотатства вызвал волну широких протестов на Ближнем Востоке и за его пределами. По призыву М. ас-Садра, всегда позиционировавшего себя как защитника мусульман, на демонстрацию в Багдаде у здания дипломатической миссии Швеции собралась тысячная толпа, которая затем в короткое время захватила посольство. Садристы раздавали листовки на арабском и английском языках с надписями: «Наша Конституция - Коран». Примерно через четверть часа после прибытия сил безопасности толпа мирно покинула здание посольства. М. ас-Садр также потребовал, чтобы лицо, стоявшее за провокацией в Стокгольме, которого шведские власти назвали гражданином Ирака Сальваном Момикой, было лишено гражданства и отправлено в Багдад для свершения над ним правосудия.

Что же касается Соединенных Штатов, то они, похоже, попадают в Ираке в ловушку, именно ими самими и подстроенную. США в своем неукротимом стремлении по свержению С.Хусейна и в последующей маловразумительной, но тяжелой борьбе с «Исламским государством» (ИГИЛ)2 сделали ставку на шиитов. Рассорили шиитов и суннитов Ирака. До недавнего времени они в своих статистических данных демонстрировали бóльший процент шиитского населения в Ираке в сравнении с суннитским, нежели об этом свидетельствовали арабские источники. Но шииты, какими бы они ни были, в духовном плане все равно больше тяготеют к Ирану - главному врагу Вашингтона на Ближнем Востоке, и они будут и дальше тихо и постепенно дрейфовать в этом направлении, пока количественные изменения не преобразуются в качественные. В какой степени - поживем увидим.

 

 

1Совет представителей - нижняя палата иракского парламента. Есть еще Совет Союза, или Совет Федерации (Меджлис аль-Иттихад). Но дело в том, что чуть ли не каждый год депутаты то увеличивают, то сокращают состав СФ. Законом не установлены ни состав, ни строгим образом обязанности его, поэтому бóльшую роль в политике страны играет нижняя палата.

2«Исламское государство» - террористическая организация, запрещенная в России.