Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией.

В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Д.С.Лихачёв

Новые вызовы начала века и масштабные задачи в области международных отношений в условиях глобализации придают культурным связям России все возрастающую значимость. Очевидно, что глобальная конкуренция приобретает культурно-цивилизационное измерение. Процессы глобализации влекут за собой не только взаимопроникновение и взаимообогащение культур, но и нередко ставят под угрозу культурную самобытность стран и народов. Перед лицом угрозы межцивилизационного разлома особое значение приобретают коллективные усилия по налаживанию культурного диалога. В этой связи все острее встают проблемы сохранения и преумножения культурного наследия, а также более активного использования ресурса культуры на внешнеполитической арене.

Выступая на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях, Президент России Д.А.Медведев особо подчеркнул, что «при всех острейших противоречиях на мировой сцене очевидно стремление сегодня к гармонизации отношений, к установке на диалог, на снижение конфликтности»1. В этой связи необходимо отметить, что именно гуманитарное сотрудничество является одним из наиболее эффективных средств налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами, преодоления конфронтации в мире. В конечном счете именно культурно-гуманитарная проблематика во все возрастающей степени оказывает воздействие на процессы формирования современной полицентричной системы глобального управления, задает вектор ее развития.

Одной из важнейших задач Россотрудничества является повышение эффективности гуманитарной составляющей внешней политики Российской Федерации, придание в этой сфере нового качества и институционального формата всему комплексу взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья, наполнение этих взаимоотношений новым содержанием.

Ключевая роль в этом процессе отводится культуре как стратегическому потенциалу для сохранения традиционных национальных идентичностей при максимальной интеграции в мировые культурные потоки. От успешного решения этой задачи во многом зависит укрепление международного авторитета, а следовательно, и влияния России в мире.

Культура России в глобальном контексте

РОССИЯ не может себе позволить остаться в стороне от реализации культурных программ и проектов мирового уровня. Именно в рамках этого процесса будут формироваться элементы новой, интегрированной мировой культуры, которая будет стремиться впитывать ценностные представления различных регионов мира, религий и культур. Участие в этом процессе означало бы реализацию - уже в современных условиях - накопленного нами колоссального историко-культурного потенциала в интересах самой России и российского общества в русле перспективных тенденций мирового развития, таких как интеграция и регионализация. Как считают многие эксперты, если в предшествующие века Россия служила инструментом распространения европейской цивилизации на Восток, то сейчас она могла бы служить реальным гарантом поддержания континентального культурного равновесия.

На вызов реформ Петра Великого - первой масштабной модернизации России - страна, по словам Л.Н.Толстого, ответила гением А.С.Пушкина, то есть всей нашей великой культурой XIX века. Поэтому оказаться сейчас в стороне от формирования общемирового культурного мейнстрима означало бы, помимо прочего, измену нашему прошлому, отрицание того огромного вклада, который народы России уже внесли в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.

В рамках межведомственной рабочей группы по международному культурному сотрудничеству под руководством МИД России Россотрудничество принимает активное участие в разработке общегосударственной Концепции внешней культурной политики России. Федеральное агентство также принимает участие в разработке Концепции сотрудничества государств - участников Содружества независимых государств в области культуры. Сложно переоценить важность этих двух документов, которые призваны не только стать концептуальной основой для деятельности всех заинтересованных министерств и ведомств по реализации внешней культурной политики Российского государства, но и придать мощный импульс на уровне регионов, гражданского общества для расширения базы международного партнерства в области культуры и в конечном итоге создать многосторонний формат культурного взаимодействия с зарубежными странами.

В условиях отсутствия утвержденной концептуальной базы и в целях обеспечения российских интересов за рубежом в сфере культуры в рамках своих полномочий Федеральное агентство вступает в естественное партнерство с российскими и зарубежными участниками для реализации ключевых российских зарубежных акций в сфере культуры на принципе, известном в дипломатическом мире как ad hoc.

Россотрудничество является естественным союзником Комиссии России по делам ЮНЕСКО: во-первых, в отношении сотрудничества по линии гражданского общества, во-вторых - как сетевой партнер, готовый предоставлять свою зарубежную инфраструктуру в качестве опоры для осуществления совместных с Комиссией крупных имиджевых мероприятий. Кроме того, Россотрудничество во взаимодействии с Российской ассоциацией международного сотрудничества (РАМС), куда входят ассоциации и общества дружбы России с более чем 60 странами, а также десятки ведущих неправительственных организаций, начало развивать контакты с зарубежными партнерами в сфере культуры и социальных наук.

Вместе с тем - как показывает опыт ЮНЕСКО, а также успевшая доказать свою эффективность практика ряда крупных государств - весьма действенным механизмом влияния на формирование процессов в культурной и гуманитарной сфере в целом являются международные объединения.

В этой области Россия располагает одним из своих главных резервов глобального масштаба - это русскоговорящее пространство, включающее в себя не только соотечественников, чье рассеяние сегодня по планете подвержено влиянию как гуманитарных, так и экономических факторов. К нему применим термин «Русский мир», который представляет собой потенциальное объединение русскоговорящих сообществ, а также всех людей, тянущихся к русскому языку, культуре и духовности, независимо от национальной принадлежности или вероисповедания.

Россотрудничество в силу своего статуса могло бы выступить координатором международного движения русофонии, которое, по аналогии с Международной организацией франкофонии, уже организационно оформилось в рамках гражданского общества таких стран, как Франция и Болгария. Российские соотечественники за рубежом могли бы стать ядром этого мирового движения. Подобный проект мог бы находиться непосредственно под эгидой Президента России.

В нынешний момент становится очевидной задача обновления государственных механизмов международного сотрудничества, эффективность работы которых находится в прямой зависимости от межведомственной координации, которая, безусловно, нуждается в укреплении. Мировой опыт свидетельствует об устойчивом развитии именно тех экономик, где, например, приоритетное внимание уделяется культурной индустрии в сочетании с развитием культурного туризма, служащего гарантией постоянного спроса как за счет внутреннего потребления, так и внешнего притока туристов.

Если в XVIII-XIX веках существовал, по тем временам, широкий диалог между русской и западной культурами, то на нынешнем историческом этапе - в условиях жесткой прагматики, конкуренции, зависимости от каналов коммуникации - сама перспектива реализации общемирового диалога открывается прежде всего через международно признанные сети культурного сотрудничества, в частности в партнерстве как с ЮНЕСКО, так и с другими ведущими международными правительственными и неправительственными организациями.

Наиболее перспективной, на наш взгляд, на этом направлении могла бы стать специальная программа Россотрудничества по формированию благоприятных условий для гуманитарных связей России в рамках основных культурных приоритетов и решения задачи укрепления позитивного облика России в международной гуманитарной сфере. Подобная программа могла бы стать прообразом национального проекта «Культура» в части международных культурных связей нашей страны.

Взаимодействие с ЮНЕСКО

КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ развития гуманитарной составляющей международного сотрудничества является взаимодействие с ведущей международной правительственной организацией, ответственной за гуманитарную сферу в системе ООН - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Именно она рассматривает культуру как «совокупность ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и экономических, характеризующих общество и социальную группу, охватывающих, помимо искусства и литературы, образа жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и взгляды»2. В деятельности этой организации за последнее десятилетие были сделаны кардинальные акценты на развитии мировой культурной сферы и сохранении всемирного культурного материального и нематериального наследия.

Очевидно, что на пороге нового тысячелетия усилилось внутреннее противоречие мирового культурного процесса - отрицание культуры прошлого и возникновение новой, в основном глобалистской культуры с неясно очерченными контурами.

Реакция «гуманитарного штаба» ООН на эту ситуацию была вполне конкретной. ЮНЕСКО выпустила несколько мировых научных докладов по культуре и создала важный международно-правовой инструментарий, соответствующий вызовам глобального процесса сближения национальных культур и ценностей, скорректировав тем самым недостатки Декларации тысячелетия ООН, в которой культура не была отнесена к числу целей развития.

Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.), Международная конвенция об охране культурного нематериального наследия (2003 г.) и Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 г.) заложили основу переосмысления культурно-цивилизационных связей в современном мире на стыке тысячелетий. Например, впервые понятие «культурные товары и услуги» получило новую идентификацию: оно носит как экономический, так и культурный характер, но к нему нельзя относиться как к чему-то, имеющему только коммерческую ценность.

С большой теплотой вспоминаю свою первую встречу и беседу в октябре 2009 года во Франции с генеральным директором ЮНЕСКО Ириной Боковой. Тогда она была только что избрана, и эта встреча с представителем российских федеральных властей для нее была одной из первых.

В ходе насыщенной беседы обсуждались важные общие темы для налаживания плодотворного диалога между Россотрудничеством и ЮНЕСКО, в частности обозначено возможное сотрудничество на таких ключевых направлениях, как диалог цивилизаций и толерантность, предотвращение разрушения культурного наследия человечества, развитие образования как фактора устойчивого развития и других. Была достигнута договоренность об установлении официальных рабочих отношений между ЮНЕСКО и Международным союзом общественных объединений «Российская ассоциация международного сотрудничества» (РАМС) в целях более полной представленности российских НПО на международной арене и их эффективного служения делу мира и дружбы между народами. Эти договоренности сегодня активно претворяются в жизнь.

Госпожа И.Бокова тогда высказала намерение акцентировать деятельность ЮНЕСКО на реальную связь с жизнью, экономикой и наукой. Фундаментальные науки, по ее мнению, могут стать важным звеном работы ЮНЕСКО, которая «должна служить людям, устойчивому развитию, расширению инновационной деятельности». В ответ была обозначена безусловная заинтересованность Россотрудничества в партнерстве по научной проблематике развития инновационного сотрудничества, глобализации механизмов обеспечения устойчивого развития в ХХI веке.

Приветствуя инициативы нового генерального директора ЮНЕСКО, нельзя не отметить, что она учредила Группу высокого уровня по вопросам мира и диалога между культурами, сделала акцент на расширении партнерства с международной инициативой Альянс цивилизаций. При этом в качестве основных союзников ЮНЕСКО выступают крупные объединения - Международная организация франкофонии, Арабская организация по вопросам образования, науки и культуры и другие.

В целом свой новый подход к сфере развития - в рамках которого культура была заявлена новым руководством ЮНЕСКО в качестве одного из главных компонентов - сформулирован как «новый гуманизм», формирование которого проходит через «культурное разнообразие и диалог между культурами и в котором происходит примирение глобального и локального, а также посредством которого мы заново учимся построению мира».

И здесь мы видим явную близость позиций ЮНЕСКО и Президента России, указывающего, что «инновационная экономика может сформироваться только в определенном социальном контексте как часть инновационной культуры, основанной на гуманистических идеалах, на творческой свободе, на стремлении к улучшению качества жизни»3.

Как известно, 2010 год провозглашен ООН и ЮНЕСКО Международным годом сближения культур. В этом же году уже состоялись симпозиумы по теме «Управление рисками финансирования культуры». Важным их результатом стало признание ведущими учеными и практиками различных стран мира насущной необходимости инвестировать не только в инфраструктуру национальных культур, но и в творческий компонент как основу укрепления культурных позиций стран при политической поддержке их руководителей. В продолжение коллоквиума «Культура и творчество - факторы развития» в Испании прошел семинар «Культура и развитие». Несколько лет действует, к сожалению, без российского участия, инициированный ЮНЕСКО «Глобальный альянс в поддержку культурного разнообразия», где большинство стран - членов ЮНЕСКО представлены более чем 600 партнерами из среды бизнеса и гражданского общества.

Нам импонируют новые подходы руководства ЮНЕСКО, направленные на катализацию процесса распространения ценностей и идей, благоприятствующих сближению народов и культур - толерантности и признанию равенства между собой различных культурных систем, отказа от унификации культурных норм и традиций.

Контуры завтрашнего дня: рассвет или сумерки мировой культуры?

«ЛИШЬ на основе культуры может быть достигнуто истинное самовыражение каждого народа и лишь на основе культуры может быть достигнут диалог между разными цивилизациями»4. Продолжая эту мысль министра культуры А.А.Авдеева, отмечу, что как на уровне национальном культура является стержнем, если хотите - хребтом, любого государства-нации, так и на глобальной арене международное культурно-гуманитарное сотрудничество является исключительно эффективным общеукрепляющим средством для всего цивилизационного организма.

Позиция и авторитет Российской Федерации в мировом сообществе определяются не только ее политико-экономическим весом, но и культурным достоянием народов Российского государства. Вспомним слова известного русского философа И.А.Ильина, который говорил: «Сколько малых племен Россия получила в истории, столько и соблюла… Ни принудительным крещением, ни искоренением, ни всеуравнивающим обрусением она никогда не занималась». В силу указанных особенностей исторического развития российскую культуру отличает «всечеловечность»5, то есть открытость и восприимчивость к культурам других стран и народов. Накопленный веками богатейший духовно-культурный потенциал России предопределяет уникальное место нашей страны в мировом культурном пространстве.

Мир тем временем вступает в новый этап развития - эпоху утверждения культурно-цивилизационного многообразия, развития открытых, информационных и инновационных обществ, становления цивилизации знаний. Однако наряду с этими процессами усиливается мировоззренческая неустойчивость современной цивилизации, провоцирующая лавинообразное распространение социальных пороков, глобализацию экстремизма, крайним проявлением которого является терроризм. Большинство стран сегодня сталкивается со схожими вызовами и угрозами, которые невозможно преодолеть в одиночку.

В XXI веке проявляется подлинная значимость духовной, культурно-гуманитарной составляющей в жизни нашего общества. Во многих странах, в том числе и в России, идут процессы формирования определенной модели культуры, влияющие на саму сущность духовных идеалов и нравственных принципов, а в конечном итоге - на культурную практику.

Сегодня мы видим, что, в частности, и российское общество охватывает массовая потребительская культура. Все более пронизывая повседневную жизнь людей, она приводит к деградации социума путем смещения базовых, приоритетных установок с духовно-нравственных на материально-гедонистические. Особенно пагубное влияние «рыночная культура» оказывает на подрастающее поколение, разрушая его духовность и созидательную роль в обществе. Тем самым размывается потенциал многонациональной культуры России.

Не секрет, что данный процесс отнюдь не является продуктом развития российского общества, а заимствован извне, став результатом агрессивной вестернизации сознания в постперестроечный период.

Опасность примата материального над духовным осознают и в Европе, так как там эти процессы находятся уже на качественно ином уровне, когда системной эрозии подвергаются институты семьи и брака и усиливается ощущение, что под угрозой уже находится само будущее европейской цивилизации в ее нынешнем виде. Серьезным «звонком» в данном отношении стал нынешний глобальный финансово-экономический кризис, вызванный ограниченностью нравственно-мотивационной основы не только экономического, но и всего общественного развития западных стран. Традиционно нематериальный фактор, как оказалось, может иметь весьма материальные последствия.

В этой связи, как нам представляется, именно Россия, обладая необходимым потенциалом, может стать мировым духовно-нравственным лидером, оплотом духовности и культуры. Для достижения этой цели сегодня необходимо проведение системной модернизации, как внутренней (в частности - развитие инновационной культуры), так и внешней культурной политики (активное присутствие России в мировом культурном пространстве на системной основе).

Если говорить о совместных и многосторонних усилиях всей человеческой цивилизации для противостояния указанным вызовам и угрозам, то в этой области не утратили своей актуальности подходы, выработанные в рамках ООН: «Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»6.

q

В ЭТИХ УСЛОВИЯХ именно Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) по своему государственному статусу призвано играть во взаимодействии с Министерством иностранных дел и Министерством культуры России особую роль в сфере культуры - основополагающем сегменте международного гуманитарного сотрудничества.

С одной стороны, Федеральное агентство и его зарубежные представительства участвуют непосредственно в процессе формирования и реализации программ двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, обеспечивая при этом национальные интересы России и ее соотечественников. С другой - Россотрудничество через продвижение за пределами России русского языка и популяризацию национально-культурной самобытности народов нашей страны, а также активизацию международных социально-культурных и побратимских связей российских регионов и городов укрепляет реальные стимулы для развития как традиционной, так и инновационной культуры внутри России.

Впервые в нашей стране в лице Россотрудничества была создана новаторская структура как многовекторный инструмент, в том числе для системного развития международного гуманитарного сотрудничества и доведения до мирового общественного мнения реальной картины о жизни новой России. Появился шанс налаживания системной работы по объединению потенциала языка, культуры и многонациональных традиций, а также формирования устойчивого канала связи с носителями русской культуры за рубежом.

На смену довольно стихийной культурно-просветительской деятельности за рубежом прошлых десятилетий приходит система зарубежной сети центров науки и культуры - представительств Россотрудничества, которые призваны стать эффективными полюсами распространения российской культуры, сравнимыми с такими, как немецкий институт Гёте, испанский Институт Сервантеса, Британский совет и другие.

Осознавая это, руководство нашей страны сегодня делает особый акцент на усиление внешней культурно-гуманитарной политики, сохранение исторической памяти россиян и недопущение фальсификации роли России в мировой истории, опираясь на многовековую и многонациональную российскую культуру как на по-настоящему стратегический потенциал страны.

 

 

1Цит. по: http://www.kremlin.ru/news/8323 (Москва, 12 июля 2010).

2Подробнее см.: Материалы Всемирной конференции по политике в области культуры (г. Мехико, 1982 г.). Декларация Мехико по политике в области культуры//Культуры: диалог народов мира. ЮНЕСКО. 1984. № 3. С. 77.

3Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, 12 ноября 2009.

4Доклад «Культура в начале XXI века и ее роль в становлении межнационального диалога» на 10-х Международных Лихачёвских научных чтениях «Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры». Москва, 13-14 мая 2010.

5Термин, введенный в оборот Ф.М.Достоевским в знаменитой «Пушкинской речи»// Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 26. Ленинград: Наука, 1984.
С. 129-149.

6Устав ООН по вопросам образования, науки и культуры//Международные правовые документы по вопросам культуры. СПб., 1996. С.15.