Концепция национально-государственного строительства всегда находилась в фокусе внимания, но особый интерес у исследователей она вызвала в XX веке на фоне развития обществ стран третьего мира и желания новых государств расширять свои властные полномочия в рамках определенной территории. Особенно остро вопрос стоял в сфере деколонизации, однако после того как США покинули Индокитай и этот процесс завершился, дебаты о «построении нации» потеряли свою привлекательность как в сфере международных отношений, так и академической среде.

Своеобразное возрождение данная тема приобрела после окончания холодной войны, в результате которого произошли тектонические сдвиги в мировой политике. Разрушение более крупных государств, связанное с активным вмешательством внешних сил, привело к появлению малых наций на политической карте, перед которыми стоит задача формирования национальной идентичности. Немалый интерес к ней проявляют развитые государства, рассматривающие новые нации как недостаточно развитые, неустойчивые и потенциально несущие в себе угрозу.

Конец XX века характеризовался развитием таких политико-экономических процессов, как глобализация, модернизация и вестернизация, в результате которых такие традиционные понятия, как «нация-государство» и «национальная идентичность», стали размываться. Под этнической идентичностью чаще всего подразумевают самоидентификацию личности с одной определенной этнической группой, принадлежность к чему-то большему и отличному от самого человека, разделение общей совокупности смыслов, представлений, ценностей и символов, которые и позволяют осуществлять этническую идентификацию.

Процессы глобализации и универсализации привели к тому, что внутри одного социума и государства стали появляться многочисленные этносы и народы, то есть возникла полиэтничность (мультиэтничность). Для изучения смешанных этнокультурных сообществ, где сосуществуют две и более этногруппы, этнологи и этносоциологи отошли от традиционных (примордиалистских взглядов) и стали рассматривать этническую идентичность через призму инструментализма и конструктивизма.

В сложных полиэтнических обществах внутри национальных государств этничность создается на основе общей политической культуры. Наиболее тяжело данный процесс протекает в новых национальных государствах (преимущественно в Африке и Азии), где он противоречит старым этническим разделениям. Не менее актуальна данная проблема и в биэтнических сообществах, где одна часть идентичности принадлежит этническому большинству или «титульному этносу», а вторая - этническому меньшинству, когда у многих индивидуумов сохраняется самоощущение двойной этничности1.

Данный феномен получил распространение на Балканах, в частности после распада Югославии. Наибольший интерес в связи с этим представляют так называемые западнобалканские государства, где процесс формирования национальной идентичности по-прежнему не завершен. Северная Македония - многонациональное государство, одной из характерных черт которого является довольно сложная сеть межэтнических отношений. С одной стороны, в стране проживает нация, представляющая большинство, - это македонцы-славяне, с другой стороны, имеется значительное число граждан других этносов (албанцы, влахи, сербы, турки, цыгане), оказывающих серьезное влияние на внутреннюю политику государства. Разделение по этническому принципу усиливается социальной, географической и политической стратификацией.

Политическая система страны (включая партии) организована в основном по этническому признаку, смешанная избирательная система пропорционального представительства поощряет голосование по этническому принципу, средства массовой информации и гражданское общество сегментированы. Поэтому говорить о концепте единой гражданской нации, способной стать связующим звеном для формирования национальной идентичности, крайне сложно. Реализация проекта мультиэтнической демократии, о котором активно говорили западные страны, осложняется тем, что Северная Македония является унитарным государством. Ситуация в значительной степени усугубляется и активным вовлечением внешних сил.

Споры о происхождении македонцев как нации

Споры о том, кем являются македонцы, не утихают с момента обретения независимости бывшей югославской республикой в 1991 году. Представления о происхождении македонцев формируются на фоне непрекращающихся споров македонской элиты с болгарским, греческим и сербским национальными интеллектуальными кругами.

Первым и наиболее важным аспектом противостояний являются споры о древности происхождения нации. Поиск новой идеологической парадигмы и мифотворчество привели современную Македонию к исследованию своих связей с древнемакедонским (античным) наследием, что вызвало неприятие Греции, которая усмотрела в этом угрозу собственному национальному и культурному суверенитету. Греческая сторона в лице своих интеллектуалов и политической элиты отрицала всякую возможность использования топонима «Македония» в наименовании соседней страны, так как, по их мнению, античное древнемакедонское наследие является исключительно элементом эллинистической культуры.

Македонцы-славяне со своей стороны провели активную кампанию по популяризации идей античной истории. В частности, в 2010 году правительство премьер-министра страны Н.Груевского начало реализацию масштабного проекта «Скопье - 2014», в рамках которого центр города был украшен в неоклассическом стиле памятниками различных исторических деятелей (среди них статуя Александра Македонского (на данный момент - «Воин на коне») и Филиппа II Македонского. Активная фаза противостояния прекратилась после подписания в 2018 году Преспанского соглашения (согласно которому Македония изменила свое госнаименование), однако споры среди научной и интеллектуальной элиты до конца не завершены.

Болгария была первой страной, которая признала Македонию как суверенное государство, но по-прежнему считает македонский язык западным диалектом болгарского. Высказывается предположение, что появление македонской республики было не чем иным, как попыткой югославского лидера И.Броз Тито нивелировать территориальные претензии Болгарии на территорию, часть населения которой считали себя болгарами2. В этой связи важно отметить, что государственное образование в нынешних границах современные македонцы получили только в 1945 году вместе с созданием Федеративной Народной Республики Югославия, а формирование национальной интеллигенции и рост самосознания ряд исследователей3  связывают с борьбой против османского господства, завершившейся освобождением к началу ХХ века. (Данной позиции придерживались и русские консулы, работавшие в Битоле в начале ХХ века.)

В Северной Македонии существует кризис национальной идентичности, связанный с конструированием различных реалий и мифов, которые привели к тому, что сами жители государства не представляют, кем они являются на самом деле. Кризис самоидентификации усугубляется внешним давлением (преимущественно ЕС и США). Подписание соглашения с Грецией об изменении госнаименования лишь породило новые вопросы, так как оно подразумевает отказ от связей с античностью. В этой связи не выдерживает никакой критики теория этногенеза македонцев как симбиоза древнемакедонского и славянского народов. Споры с представителями соседних государств являются лишь одним аспектом кризиса национальной идентификации, который усугубляется внутренними противоречиями.

Охридское рамочное соглашение как основа построения мультиэтнической демократии (2001 г.)

Наиболее остро поляризация македонского общества по этническому признаку проявилась в ходе славяно-албанского конфликта, конец которому (при активном посредничестве западных стран) на официальном уровне положило Охридское рамочное соглашение 2001 года, подписантами которого стали лидеры ведущих македонских партий (включая албанский политический блок), а также специальные представители ЕС и США - Ф.Леотар и Д.Пардью.

Данное соглашение до сих пор рассматривается как основа нормализации межэтнических отношений в стране путем развития гражданского общества, основной ценностью которого является уважение этнической принадлежности всех граждан страны. Документ в первую очередь закрепляет равенство всех граждан перед законом и исключает дискриминацию по национальному признаку (из преамбулы Конституции удалены упоминания об «этнических группах», вместо этого введено понятие «гражданин Македонии»4) путем пропорциональной представленности различных национальностей в органах местного самоуправления.

В качестве государственного языка выбран македонский, но допускается и использование родного языка национальных меньшинств, составляющих более 20% общего числа населения страны. Кроме того, государство гарантирует получение начального и среднего образования на родном языке, а также финансирует получение высшего образования для представителей национальностей, составляющих более 20% общего числа населения страны.

Ряд исследователей отмечают тот факт, что в этом соглашении были учтены основные требования македонских албанцев: им были гарантированы более широкие гражданские права (политические, культурные и религиозные), увеличено представительство албанцев на государственной службе и в полиции, албанский язык признан официальным языком в районах компактного проживания албанцев, где они представляют большинство, была создана парламентская система с двойным большинством, дающая албанским политическим партиям право вето при принятии важных решений в жизни страны.

Одним из последствий подписания Охридского рамочного соглашения стало принятие в 2018 году Собранием (Парламентом) Республики Северной Македонии Закона об использовании языков, согласно которому официальным языком на всей территории Республики Македонии и в ее международных отношениях является македонский язык. При этом вторым официальным языком (на котором говорят не менее 20% граждан) является албанский5. Этнические албанцы при активном посредничестве со стороны западных кураторов хотят создать в Северной Македонии двуязычное общество. Македонцы-славяне выступают против изучения албанского языка и опасаются, что образование ряда учебных заведений, где ведется преподавание на албанском языке создаст параллельное общество, схожее с тем, что возникло в автономном крае Косове в 1990-х годах.

Стоит отметить, что данные опасения вовсе не беспочвенны. В государстве с 2005 года действует Закон об использовании флагов национальных общин, согласно которому немакедонское население в тех муниципалитетах, где оно составляет большинство, имеет право наряду с македонским выставлять свои национальные флаги (в 16 муниципалитетах - албанские, в двух - турецкие и в одном - с цыганской национальной символикой). Его имплементация привела к тому, что в западных регионах страны размещен албанский флаг (зачастую без официального государственного). Кроме того, в городе Тетове в 2007 году открыт государственный университет, где получение высшего образования на албанском языке финансируется государством.

Задачей Охридского соглашения - помимо завершения вооруженного конфликта - было также продвижение законодательных мер по защите прав национального меньшинства и достижения гармонии в межэтнических отношениях. Однако они по-прежнему отличаются высокой степенью напряженности. Передел границ муниципальных образований по этническому принципу стал основной причиной резкого недовольства македонского национального большинства, так как создает предпосылку к появлению на западе страны этнически чистых общин, населенных албанцами и имеющих широкие полномочия.

Данные тенденции довольно опасны, так как этнические албанцы в Северной Македонии наименее всего заинтересованы в построении общей македонской идентичности, их цель - действовать в фарватере паналбанской политики, направленной на объединение всех земель, окружающих Албанию, где проживает албанское население (превалирование албанского этноса над государствообразующим). Проект по строительству «Великой Албании» существует более одного столетия, однако именно в начале XXI века он начинает превращаться в определенный план действий (события в Косове и Северной Македонии).

Стабильные межэтнические отношения как один из критериев членства в ЕС

Этнический аспект находится и в фокусе внимания отношений Северной Македонии и ЕС. Своеобразной наградой стране за подписание Охридского рамочного соглашения (ОРС) стало Соглашение о стабилизации и ассоциации с Союзом (2001 г.). Таким образом, имплементация ОРС стала одним из критериев членства. В 2005 году Македония стала страной - кандидатом в члены ЕС и по-прежнему сохраняет этот статус. Вопрос о вступлении в течение длительного времени откладывался из-за спора о госнаименовании с Грецией (государством - членом ЕС). По мнению греческой стороны, само название «Македония» и македонская идентичность являются территориальной претензией в отношении северной греческой провинции Македония. В 2018 году он был урегулирован подписанием Преспанского соглашения, согласно которому Греция признает существование македонского языка и соглашается не накладывать вето на вступление Северной Македонии в НАТО.

Македония со своей стороны изменила госнаименование на Северную Македонию. Данный договор получил неоднозначную оценку. Показательно мнение профессора политической экономии факультета социальной политики Университета Пантеон (Университет политического образования в Афинах) Ставроса Д.Мавроудеаса, назвавшего Преспанское соглашение результатом постколониальной политики западных стран: «Соглашение было навязано обеим странам (Греции и Македонии) США и ЕС. Лидеры и правительства показали слабость и не выступили против соглашения, а значит, оно - искусственно навязанное, направленное не на обеспечение стабильности, дружбы и мира на территории стран, а на обеспечение безопасности в зоне сферы интересов Запада. Кроме того, подобное соглашение усугубляет напряженность в регионе и националистические тенденции в обеих странах. Давление со стороны Запада чрезвычайно велико и напоминает участие во внутренней политике колониальной эпохи»6. Северная Македония стала 30-м членом НАТО, а европейские лидеры пообещали официальному Скопье начало долгожданных переговоров о вступлении в ЕС.

На данном этапе на постоянной основе идет процесс оценки соответствия страны критериям членства. В частности, в отчете Европейской комиссии за 2022 год анализируются межэтнические отношения внутри страны: «В целом межэтническая ситуация оставалась спокойной. Комитет по межобщинным отношениям нарастил свои усилия по улучшению межэтнических отношений, проводя регулярные заседания между студентами из разных этнических групп. Продолжалось выполнение Охридского рамочного соглашения 2001 года, способствующего укреплению мультиэтнического характера общества»7.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ЕС по-прежнему рассматривает Охридское рамочное соглашение как надежный фундамент для построения мультиэтничного общества. На его основе активно проводится кампания по защите албанского населения страны: представители ЕС неоднократно заявляли о недостаточной урегулированности вопроса употребления албанского языка в Северной Македонии.

В фокусе внимания ЕС остается и вопрос регионального сотрудничества страны, который подразумевает добрососедские отношения с соседними государствами для дальнейшего движения государства по линии евроатлантической интеграции. В этой связи отмечается особая роль Преспанского соглашения с Грецией и Договора о добрососедских отношениях с Болгарией. Северная Македония обязана постепенно приводить политику в отношении третьих стран и свою позицию в международных организациях в соответствие с политикой и позицией, принятыми Союзом и его государствами-членами.

Однако соседние государства вовсе не стремятся к плодотворному региональному сотрудничеству и не способствуют консолидации македонского общества и построению македонской национальной идентичности, что де-факто является крупнейшим поражением ЕС и его ценностей. Увязывание членства в ЕС с отказом от собственной идентичности наиболее ярко характеризует текущие тенденции в общеевропейской политике. Ситуация усугубляется расширением требований Софии, подписавшей со Скопье в 2017 году Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, и включением в Конституцию Северной Македонии положения о наличии в стране болгарского национального меньшинства, которое нашло поддержку со стороны Франции, а также заявлениями о дискриминации болгар в соседней стране.

США как посредник в подписании Охридского и Преспанского соглашений и их последствия для формирования национальной идентичности македонцев

Главным игроком, оказывающим непосредственное влияние на внутриполитические процессы в Северной Македонии, являются США (посредник в подписании Охридского и Преспанского соглашений). С 1990 года США на регулярной основе оказывают финансовую помощь Северной Македонии. По линии Агентства США по международному развитию (USAID) выделено свыше 833 млн долларов для реализации проектов по развитию страны8, в том числе Охридского рамочного соглашения, основная цель которого - построение мультиэтнической демократии в соответствии с американскими стандартами. В 2001 году координатор Госдепартамента по оказанию содействия странам Европы и Евразии У.Тейлор подтвердил намерение США продолжать оказывать «существенную техническую помощь» (финансово) в усилиях по становлению мультиэтничности в македонском обществе. В ходе переговоров премьер-министра Македонии В.Бучковского с Президентом США Дж.Бушем стороны отметили важность имплементации Охридского рамочного соглашения9.

Вашингтон рассматривал данное соглашение как первый шаг Македонии на пути к успешному многонациональному государству и единственное решение для обеспечения возможной интеграции Македонии в ЕС и НАТО10. Особое значение американская сторона уделяет и Преспанскому соглашению. Помощник государственного секретаря США по делам Европы и Евразии У.Митчелл в своем обращении от 2018 года отметил, что «американская дипломатия сыграла ведущую роль в разрешении спора о наименовании между Грецией и Македонией»11. 8 июня 2021 года Президент США Джо Байден подписал указ, предусматривающий санкции против тех, кто «несет угрозу или препятствует исполнению Преспанского соглашения»12.

Программы USAID в Северной Македонии нацелены на решение этнических противоречий путем децентрализации власти правительства и отвечают преимущественно ключевым требованиям этнических албанцев. При этом USAID позитивно оценивает свою деятельность в стране, в частности, на сайте учреждения отмечается следующее: Агентство по международному развитию способствует установлению взаимопонимания между этническими группами и интеграции учреждений, повышая осведомленность для обеспечения стабильности и снижения этнической напряженности13.

 

Конструирование нации - крайне сложный и неоднозначный в плане оценок процесс. Его результатом может стать как построение нации в стабильном и устойчивом национальном государстве (при этом не все ученые считают государство-нацию необходимым элементом современной политической системы), так и возникновение фрагментированных обществ и государств, не способных поддерживать свое существование. Ключевыми в данном контексте являются вопросы соотношения этнической, национальной и политической принадлежности.

Процесс формирования национального самосознания в Северной Македонии постоянно находится под внешним давлением, которое усугубляется внутренними противоречиями в межэтнических отношениях народов, населяющих данную страну. Проект построения «мультиэтнической демократии», активно навязываемый ЕС и США для расширения сферы своего влияния и распространения западных идей и ценностей, не направлен на защиту интересов национального меньшинства, проживающего в стране, главная его цель - ослабление позиций македонского языка и македонцев-славян, что приводит к усилению напряженности в межэтнических отношениях и не способствует процессу построения единого гражданского самосознания.

Имплементация Охридского рамочного соглашения оценивается всеми сторонами как неуспешная. Этнические албанцы по-прежнему считают, что в Северной Македонии существует культурная, экономическая, институциональная и политическая дискриминация, а основное требование большинства албанских партий в Северной Македонии - признание за албанцами статуса государствообразующего народа - так и не выполнено, при этом большая часть их требований удовлетворены или находятся в стадии реализации, а часть из них могут представлять угрозу территориальной целостности страны.

В то же время большинство (македонцы-славяне) придерживаются мнения, что ОРС вместо создания функционирующего полиэтнического общества усугубило внутренние противоречия, так как создало два параллельных этнических мира вместо одного единого. Охридское рамочное соглашение не способствовало созданию гражданского общества и гражданской нации, оно институционализировало понятие этнической принадлежности - гражданин Северной Македонии скорее видит себя в роли представителя определенного этноса, а не целой страны в целом.

Имплементация Преспанского соглашения является временной мерой по приостановке противостояния национальных идентичностей Македонии и Греции. Подписание Договора о дружбе с Болгарией также не защищает македонскую идентичность, которую болгарская сторона не воспринимает в качестве объективной реальности. Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что формирование македонской идентичности находится под угрозой не только из-за внутреннего албанского национализма, но и потому, что подвергается активному давлению со стороны соседних государств.

Важно отметить, что вопрос притеснения этнического большинства в биэтнических обществах является общей проблемой политики конструирования мультиэтничности. Случай Северной Македонии в данном контексте не является исключением, а лишь подтверждает закономерность (возможное вступление в ЕС может привести к дальнейшему притеснению прав большинства в угоду меньшинству).

 

 

1Бубликов В.В., Ермак Г.Г. Полиэтничность: от теоретических концепций к практике // Вестник антропологии. 2021. №3. С. 7-16.

2Помигуев И.А., Салахетдинов Э.Р. Процесс национально-государственного строительства Северной Македонии: символические аспекты // Власть. 2021. Т. 29. №5. С. 271-277.

3Там же.

4Бирюков И.В. История этнического конфликта в Македонии в 1990-х - начале 2000-х годов // Молодой ученый. 2018. №25 (211). С. 242-243 // URL: https://moluch.ru/archive/211/51778/ (дата обращения: 18.11.2022).

5Закон за употреба на jазиците // URL: https://www.pravdiko.mk/wp-content/uploads/2019/01/Zakon-za-upotreba-jazitsite-14-01-2019.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

6Stavros Mavroudeas Macedonians voting on whether to rename country Interview in PRESS TV 30.09.2018 on the FYROM referendum // URL: https: www.youtube.com/watch?v=LWZ3VAri_g4&t=6s

7European Commission Brussels. 12.10.2022 Swd (2022) 337 Final Commission Staff Working Document North Macedonia. 2022. Report (дата обращения: 25.10.2022).

8Besimi - Janowsky: USAID as significant partner of the Republic of North Macedonia in the past 30 years in attaining its goals // URL: https://finance.gov.mk/2022/04/01/besimi-janowsky-usaid-as-significant-partner-of-the-republic-of-north-macedonia-in-the-past-30-years-in-attaining-its-goals/?lang=en (accessed 13.12.2022).

9President Meets with Macedonian Prime Minister Bučkovski The Oval Office // URL: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2005/10/20051026-4.html (accessed 14.12.2022).

10Paquin J. Managing Controversy: U.S. Stability Seeking and the Birth of the Macedonian State // Universite´ Laval Foreign Policy Analysis (2008). №4. P. 437-458.

11Statement of A. Wess Mitchell at the US Senate Foreign Relations Committee by A. Wess Mitchell // https://www.voltairenet.org/article202975.html (accessed 15.12.2022).

12Ambatzoglou I. The Prespa Agreement and the role of the USA // https://www.greekradiofl.com/en/the-Prespa-agreement-and-the-role-of-h/ ( accessed 15.12.2022).

13U.S. Agency for International Development/Archive // URL: https://2012-2017.usaid.gov/where-we-work/europe-and-eurasia/macedonia/democracy-and-governance (accessed 07.12.2022).

 

Источники и литература

  1. Бирюков И.В. История этнического конфликта в Македонии в 1990-х - начале 2000-х годов // Молодой ученый. 2018. №25 (211). С. 242-243.
  2. Бубликов В.В., Ермак Г.Г. Полиэтничность: от теоретических концепций к практике // Вестник антропологии. 2021. №3. С. 7-16.
  3. Ломоносов М.Ю. Кому принадлежит Македония? Политические споры о «государствообразующих нациях» и этноисторические мифы албанцев и македонцев в 1990-х -
    начале 2000-х гг. // Новейшая история стран Юго-Восточной Европы. С. 154-158.
  4. Пономарёва Е.Г. Политическое развитие постъюгославского пространства (внутренние и внешние факторы): монография. М., 2007. С. 101.
  5. Помигуев И.А., Салахетдинов Э.Р. Процесс национально-государственного строительства Северной Македонии: символические аспекты // Власть. 2021. Т. 29. №5. С. 271-277.
  6. Закон за употреба на jазиците // URL: https://www.pravdiko.mk/wp-content/uploads/2019/01/Zakon-za-upotreba-jazitsite-14-01-2019.pdf (дата обращения: 12.09.2022).
  7. Bendix R. Nation-Building and Citizenship: Studies of Our Changing Social Order. New York: John Wiley & Sons, 1964. 314 p.
  8. Deutsch K., Foltz W.J. Nation-building. Chicago: Adeline-Atherton, 1971.
  9. European Commission, Brussels, 12.10.2022. Swd (2022) 337 Final Commission Staff Working Document North Macedonia. 2022 Report.
  10. Stavros Mavroudeas Macedonians voting on whether to rename country Interview in PRESS TV 30.09.2018 on the FYROM referendum // URL: https: www.youtube.com/watch?v=LWZ3VAri_g4&t=6s
  11. U.S.Agency for International Development/Archive // URL: https://2012-2017.usaid.gov/where-we-work/europe-and-eurasia/macedonia/democracy-and-governance (accessed 07.12.2022).