В одном из ведущих политологических центров в столице США - Международном научном центре имени Вудро Вильсона была презентована последняя книга известного американского дипломата Джека Мэтлока* (*Matlock Jack F. Superpower Illusions. How Myths and False Ideologies Led America Astray and How to Return to Reality. Yale University Press, 2009, 332 р.), авторитетного специалиста по СССР и России, который с 1960-х годов работал в посольстве США в Москве, а в самый разгар советской «перестройки» - с 1987 по 1991 год - являлся послом США в нашей стране.

«Иллюзии супердержавы: как мифы и ложные идеологии сбили Америку с пути и как вернуться к реальности» - именно такое название получила нестандартная для американской внешнеполитической мысли книга, в которой резкой критике подверглись грубейшие ошибки американской дипломатии в период, последовавший за окончанием холодной войны. И если в предыдущих монографиях автора «Рейган и Горбачев: как закончилась холодная война» (2005 г.) и «Вскрытие империи: отчет американского посла о коллапсе СССР» (1995 г.) анализировались причины упадка Советского Союза, то в своей последней работе Мэтлок поставил задачу провести «инвентаризацию» ошибок и просчетов, которые существенно подорвали претензии США на глобальное лидерство.

Любопытно, что Джек Мэтлок, который, по мнению журнала «Foreign Affairs», является одним из самых заслуженных дипломатов США конца XX - начала XXI века1, выйдя в отставку, не только нашел самые жесткие слова для главного принципа американской внешней политики последнего времени - упора на силу и односторонность, но и дал исчерпывающие характеристики внешнеполитического курса бывших хозяев Белого дома Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. 

Примечательно, что самое первое авторское предложение в книге сразу ставит весьма актуальный для современных внешнеполитических реалий в США вопрос «ребром»: «Как могло получиться, что меньше чем за два десятилетия от уверенности, которая охватила Америку после окончания холодной войны, падения Берлинской стены и заявления Джорджа Буша-старшего о «новом мировом порядке», мы получили раскол и преобладающий сегодня страх? Миру грозит углубляющаяся рецессия, вооруженные силы США участвуют в двух конфликтах, которые длятся дольше, чем Вторая мировая война, а Америка превратилась в самого большого в мире должника?..»

Действительно, эти вопросы давно стали притчей во языцех не только у экспертного сообщества в Вашингтоне, которое до сих пор усиленно анализирует причины и следствия допущенных Белым домом, Госдепом и Пентагоном ошибок, но и все чаще обращают на себя внимание простых американцев, в массе своей весьма далеких от внешнеполитических проблем и занятых решением более насущных для себя вопросов в непростых экономических условиях.

Ключевым и фундаментальным к пониманию этих, весьма серьезных, обозначенных автором проблем, в которых сегодня крепко «увязла» страна - «лидер свободного мира», Джек Мэтлок считает неспособность американской нации понять и осмыслить уроки конца 1980-1990-х годов. Речь в первую очередь идет о глобальных геополитических изменениях, произошедших в результате окончания холодной войны, и дезинтеграции СССР. Ни республиканцы, ни демократы в своих межпартийных дискуссиях на внешнеполитические темы, плавно переходящих в законодательные и словесные баталии на Капитолийском холме и в эфире мейнстрим-медиа, так и не смогли предоставить четкого анализа причин, по которым Коммунистическая партия СССР внезапно утратила 15 независимых государств, делает заключение автор.

Более того, глубоко укоренившееся по обе стороны Пенсильвания-авеню - улицы, соединяющей два главных центра силы в американской столице - Капитолий и Белый дом, - неправильное, а по сути - извращенное, представление о природе окончания противостояния двух сверхдержав, самым серьезным образом сказалось на американской внешней политике, которая и завела в конечном счете США в тупик. 

Призвав к «правильному пониманию истории», неверное толкование которой прошлыми хозяевами Белого дома и привело США к ситуации, когда Америка воюет в Ираке и Афганистане дольше, чем в годы Второй мировой войны, а конца афганской кампании не видно, Мэтлок не постеснялся развеять излюбленные мифы многих американских политиков. 

Безусловно, главный среди них - миф о своеобразном разгроме советского государства и неком эквиваленте военной победы над СССР. Согласно автору, отнюдь не холодная война и давление западных стран привели к поражению коммунистической идеологии и как следствие - распаду СССР. Фактический демонтаж советской системы провели сами руководители КПСС.

Весьма любопытно замечание экс-дипломата, который отработал в нашей стране четыре служебные командировки, о другой причине коллапса Советского Союза: Кремль смотрел на мир теоретически, а не практически, что не замедлило сказаться на конечных результатах такого мировосприятия.

Что более важно: Мэтлок проводит четкие разделительные линии, заявляя, что современная Россия не имеет никакого отношения к былому идеологическому противостоянию двух сверхдержав и поэтому не является проигравшей в холодной войне. Кроме того, ветеран дипломатической службы поясняет, что в результате окончания более чем 30-летнего противостояния коммунизма и капитализма Америка сама потеряла львиную часть влияния на своих союзников.

На основе развенчанных мифологем Мэтлок дает альтернативное и, надо отметить, довольно объективное видение событий конца 1980-х -начала 1990-х годов: холодную войну противоборствующие стороны завершили  путем переговоров, а само противостояние могло продолжаться, если бы США настаивали на смене правящего в Кремле режима.

Впрочем, такая интерпретация исхода холодной войны вряд ли устроит так называемых «триумфалистов» в консервативных политологических центрах американской столицы. В фонде «Наследие», а также в ряде других, известных своей «пламенной любовью» к нашей стране, вашингтонских «фабриках мысли», несмотря на набирающую обороты «перезагрузку» в отношениях США и России, с завидным упорством проводятся мероприятия, где наша страна предстает в качестве «колониального деспота», который стремится покорить маленькие и слабые страны на своей периферии. Трактовка причин событий, связанных с крахом «империи зла», у такого рода «экспертов» и не думает выходить за рамки неправильных победных реляций. В определенной степени это неудивительно, ведь в эти неправительственные институты «перетекло» немало бывших сотрудников прежней администрации Белого дома, которые собственно и принимали участие в разработке и проведении политики унилатерализма, основанной на ошибочном понимании истории конца 1980-х - начала 1990-х годов, а мэтлокское видение этого процесса им явно не подходит по идеологическим причинам.

В сквозной линии своей книги автор, показывая, как администрация Клинтона, а затем и Буша - Чейни уверовала в свое всемогущество в результате «разгрома Советского Союза», переходит к печальным последствиям, к которым привели эти и другие заблуждения - односторонность, презрение к международным организациям и упор на военную силу. Результат, утверждает Мэтлок, не заставил себя долго ждать и выразился в чрезвычайно ослабленной Америке, которая к тому же серьезно скомпрометировала свои претензии на мировое лидерство.

Опровергнуть глубоко укоренившуюся в американском политическом истеблишменте идею о том, что именно военное и экономическое давление США на СССР и привело его к краху, а также подвергнуть сомнению мысль о том, что Америка победила в холодной войне, - это те основные посылы книги «Иллюзии супердержавы...», которые и привлекли к ней внимание специалистов. В этой связи неудивительно и желание авторитетного дипломата предостеречь нынешнюю администрацию Президента Барака Обамы и дать ей вполне практические советы, как выбраться из череды внешнеполитических провалов. 

В первую очередь фундаментальной задачей 44-го президента США станет возвращение американского лидерства через сотрудничество с другими странами и отказ от угроз применения силы, не санкционированной международным правом, считает бывший американский посол в СССР. Возвращение к многосторонности для США должно подразумевать не только тесное сотрудничество с другими государствами, но и упор на кооперацию с действующими международными институтами, и в первую очередь ООН, которая, считает Мэтлок, серьезно нуждается в реформировании. Только в консультациях с ЕС, Россией, Китаем и другими ключевыми странами США будет в состоянии приспособить инструменты для вмешательства и решения проблем в наиболее нестабильных регионах мира.

Кроме того, патриарх американской внешней политики делится советами с действующей администрацией по широкому кругу международной повестки: от стратегии по урегулированию ближневосточного конфликта до развития отношений с Пакистаном и Северной Кореей.

Примечательно, что с учетом недавнего выпуска обновленной Стратегии национальной безопасности США, которую администрация Барака Обамы обнародовала в конце мая, не возникает сомнений, что советы, основанные на дипломатическом опыте автора «Иллюзий...», не только были услышаны, но даже так или иначе частично перекочевали в этот концептуальный документ2.

Основные положения новой 52-страничной концепции нацбезопасности США, которая стала дебютной для действующей администрации, уже послужили как поводом для оптимизма либеральной части американского истеблишмента, так и причиной критики со стороны консерваторов и «ястребов». 

Напомним, что, согласно последней редакции американской Стратегии в этой области, «опция» нейтрализации угроз США с помощью американской военной силы и в одностороннем порядке - положение, предусмотренное стратегией Джорджа Буша образца 2006 года, оказалось самым серьезным образом пересмотрено. 

Любопытно, что практически в прямом соответствии с предложениями Мэтлока, содержащимися в его монографии, новая стратегия предусматривает отказ от односторонних действий Вашингтона и расставляет акценты на «более тесное сотрудничество с другими странами, укрепление существующих, а также создание и развитие новых партнерских отношений». Больший упор отныне будет сделан и на взаимодействие в рамках международных институтов. Стратегия, помимо прочего, «приветствует лидерство Бразилии» и делает ставку на развитие стратегического сотрудничества с Индией. Китай призывается к тому, чтобы играть роль «ответственного лидера», а с Россией предполагается поддерживать «стабильные, субстантивные и многосторонние отношения».

Таким образом, кардинальное отличие новой Стратегии от так называемой «доктрины Буша», которая официально закрепляла право Америки вести войны на упреждение против стран и террористических организаций, которые представляют угрозу США, заключается в том, что упор на односторонность и унилатерализм, дорого обошедшийся американским гражданам, окончательно уходит в историю.

Сместив акценты в сторону многополярности, Барак Обама, по сути, принял основные положения предлагаемого Джеком Мэтлоком курса. И почему-то это отнюдь не кажется случайным совпадением.

Кроме того, в объемной 332-страничной монографии есть и весьма любопытные отсылки читателя к постсоветскому пространству. По мнению Мэтлока, ни Украина, ни Грузия не отвечают стандартам НАТО и национальные интересы этих двух стран далеки от вступления в Североатлантический альянс. А развитие сотрудничества США с Россией, основанное на правильном понимании уроков холодной войны, а также с Китаем и Евросоюзом в конечном счете должны нормализовать международные отношения, считает известный американский дипломат.

Очевидно, что с точки зрения претензии на объективность «Иллюзии сверхдержавы...» Джека Мэтлока располагают неоценимым преимуществом перед многочисленными монографиями на тему внешнеполитического курса США. Главная ценность работы дипломата, конечно же, в том, что он в течение 35 лет собственноручно участвовал в реализации  внешнеполитических установок Вашингтона и имел возможность из «первого ряда» наблюдать за результатами своей работы. Работы же политологов в американской столице, которые из-за океана обозревают и анализируют события в России, а также внешнеполитический курс США, в том числе и по отношению к нашей стране, не могут похвастаться таким богатым «бэкграундом» своих авторов. Кроме того, Мэтлок, будучи советником Президента Рональда Рейгана, своими глазами наблюдал за «химией» отношений своего начальника и советского лидера Михаила Горбачева. Анализ личных отношений советского и американского президентов и их влияния на проводимую Москвой и Вашингтоном политику, данный непосредственным участником событий, без сомнения, дорогого стоит.

Справедливости ради необходимо отметить, что, конечно же, работа авторитетного дипломата не лишена недостатков. В частности, экс-посол США дает довольно упрощенные и не совсем корректные оценки внешней политике СССР в канун Второй мировой войны. Помимо прочего, трудно согласиться с утверждениями автора о том, что сталинский и нацистский режимы были похожи друг на друга как сиамские близнецы. Историки, детально исследующие феномен тоталитаризма, давно и исчерпывающе классифицировали диаметральные различия в идеологиях этих режимов. Далеко не бесспорно и толкование причин холодной войны, которая, согласно автору, уходит своими корнями чуть ли не в Октябрьскую революцию 1917 года. Подробная периодизация военно-политического и идеологического противостояния СССР и США давно находится в распоряжении специалистов. 

И все же общая оценка этой весьма незаурядной книги с учетом ее глубокого анализа допущенных США внешнеполитических ошибок, а главное - советов о том, как их исправить и что для этого нужно, делает работу Джека Мэтлока настоящим «must reаd» для читателей по обе стороны Атлантического океана.  

 

Прямая речь

«Международная жизнь»: Господин Мэтлок, с учетом вашего огромного опыта на передовой дипломатических отношений США и России поясните, каково ваше видение «перезагрузки» в российско-американских отношениях?

Джек Мэтлок: Я считаю, что «перезагрузка» отношений между нашими странами очень важна. Хотя многие из моих российских друзей говорят о том, что нам нужна не «перезагрузка», а новое «программное обеспечение», я убежден, что администрация Барака Обамы искренне желает улучшения отношений с Россией. Жизненно важно, чтобы обе наши страны двигались вперед, развивая отношения, и особенно в сфере ядерного оружия. Если мы впредь не будем снижать наши стратегические потенциалы, мы просто не сможем добиться нераспространения ядерного оружия в мире.

Думаю, что все ядерные державы должны снизить свои запасы ядерного оружия, и в этом плане США и России необходимо дать всему миру четкий сигнал и установить стандарты того, как это сделать. В числе прочего такие стандарты обязаны подразумевать, что снятое с боевого дежурства ядерное оружие не должно отправляться на склад, как мы это делали раньше. Необходимо восстановить институт контрольных инспекций, который имелся в соответствии с прежними договоренностями по СНВ.

Конечно, в «перезагрузке» есть и проблемы, например намерения по развертыванию противоракетной обороны. Хотелось бы надеяться на то, что мы сможем разработать совместные программы ПРО, и я неоднократно выступал в пользу такого варианта сотрудничества c Россией. Кроме того, в конечном счете к этим программам нужно подключить и Китай, так как я уверен, что противоракетный щит должен быть общим для всех ядерных держав, располагающих баллистическими ракетами, и являться стимулом к снижению их числа.

 

1 Overpowered? Questioning the Wisdom of American Restraint//Foreign Affairs. May/June 2010.

2 Стратегия национальной безопасности США 2010 г. http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf