Под таким эпиграфом вышла в свет монография «Экономическая дипломатия: экономика, политика, право»*, (*Дегтерев Д.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010. 176 с.) написанная молодым исследователем, кандидатом экономических наук, старшим преподавателем кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России Д.А.Дегтеревым, имеющим опыт практической работы в МИД России. Как представляется, это не просто эпиграф, но и своеобразная идеология всей работы, описывающей возможные направления продвижения экономических интересов на международной арене посредством дипломатии.

Характеризуя само понятие экономической дипломатии, автор выделяет широкую трактовку и две взаимоисключающих узких трактовки определения. К сторонникам широкой трактовки (экономические и дипломатические (политические) средства для достижения экономических и политических целей) он относит авторов классических работ по экономической дипломатии И.А.Орнатского, В.Д.Щетинина и И.Д.Иванова. Узкая трактовка 1 (экономические средства для достижения политических целей на международной арене, то есть экономические санкции) используется, по мнению Д.А.Дегтерева, крайне редко, например в работе исследователя из Нидерландов Петера Ван Бергейка. Наибольшее распространение на современном этапе получила узкая трактовка 2 (дипломатические (политические) средства для достижения экономических целей на международной арене), нашедшая свое отражение в работах А.Е.Лихачева и А.В.Ветрова, а также зарубежных экспертов Ги К. де ла Карьера (Франция) и Н.Бейна и С.Вулкока (Великобритания). Фактически речь идет о дилемме, с которой сталкиваются государства в международных отношениях, - «экономика для политики» или «политика для экономики». Д.А.Дегтерев, безусловно, придерживается второй точки зрения.

Монография являет собой теоретическое осмысление механизмов и инструментов экономической дипломатии, в деталях описывает механизм принятия решений в данной сфере. Автор особо отмечает междисциплинарный характер экономической дипломатии. Так, теоретические основы экономической дипломатии базируются преимущественно на положениях экономической науки, в том числе теориях международной торговли и международного движения факторов производства. При анализе понятия национального (экономического) интереса и осмысления взаимодействия экономических и политических процессов на международной арене используется одна из современных теорий международных отношений - концепция международной политической экономии, а также многоуровневый анализ переговорного процесса. В целях комплексного анализа международного экономического порядка автор прибегает к положениям доктрины международного экономического права.

Наличие данной дилеммы обуславливает выделенные автором особенности организации министерств и ведомств ведущих стран мира, занимающихся вопросами экономической дипломатии. Вопрос компетенции экономической дипломатии во многом определяется балансом между экономическими и политическими целями, которые преследует страна в своей внешней политике. В случае если они совпадают и основной целью внешней политики страны является максимальное содействие экспорту и поощрение инвестиционной деятельности, то Министерство иностранных дел аккумулирует функции Министерства внешней торговли. Существование единого министерства, как отмечает Д.А.Дегтерев, характерно для Австралии, Аргентины, Канады, Маврикия, Новой Зеландии, Республики Корея и др. В случае если во внешней политике велика роль соображений безопасности, защиты национальных интересов (что характерно для крупных региональных и мировых держав), то при выработке национальной позиции могут пересекаться интересы Министерства иностранных дел (политические цели) и Министерства экономики (экономические цели).

Принципиальная новизна для отечественных исследований в данной сфере состоит в выделении двух различных уровней, на которых реализуется экономическая дипломатия, - макроуровня, подразумевающего деятельность, направленную на оптимизацию условий взаимодействия национальной экономической системы с зарубежными, с учетом национальных экономических интересов, и микроуровня,  включающего всестороннюю поддержку отдельных национальных компаний за рубежом. Как отмечает автор, в англоязычной литературе под термином economic diplomacy чаще всего подразумевают макроэкономическую дипломатию а микроэкономическую - под термином commercial diplomacy. В четвертой и пятой главах своей монографии Д.А.Дегтерев достаточно подробно описывает практику макро- и микроэкономической дипломатии, анализируя соответствующие задачи, инструментарий и институциональные структуры. В седьмой главе работы рассматривается зарубежный опыт координации деятельности структур экономической дипломатии.

Помимо деления на макро- и микроэкономическую дипломатию Д.А.Дегтерев подробно анализирует особенности реализации экономической дипломатии на двустороннем, региональном, плюрилатеральном (межрегиональном или многостороннем неуниверсальном) и многостороннем универсальном уровнях, особый акцент делая на ренессанс двусторонней экономической дипломатии в последние годы, связанный с пробуксовкой многосторонних механизмов. Интересно разделение многосторонней экономической дипломатии на два уровня - неуниверсальную, объединяющую страны, имеющие какой-либо общий критерий, не подразумевающий территориальную близость (от англ. plurilateral), и универсальную, открытую для всех стран (от англ. multilateral). Различие между двумя терминами автор наглядно показывает на основе правил ВТО, где существуют многосторонние торговые соглашения (multilateral trade agreements), обязательные для всех членов организации (с переходом от ГАТТ к ВТО таких соглашений стало большинство), и соглашения «с ограниченным числом участников» (plurilateral trade agreements, русскоязычный эквивалент предложен группой отечественных экспертов по торговой политике), не являющиеся обязательными для всех договаривающихся сторон ГАТТ/членов ВТО (наиболее известное из которых - Соглашение по правительственным закупкам).

В отечественных исследованиях под plurilateral чаще всего подразумевают межрегиональную дипломатию или многостороннюю неуниверсальную. Представляется, что понимание важности данного вида экономической дипломатии только формируется. В рамках  «групп по интересам», образованных по принципу близости во влиянии на мировую политику и экономику («Группа восьми», «Группа 20», ОЭСР, «Группа 10», «Группа 15», «Группа 24», «Группа 77» и пр.), общего исторического прошлого и языковой общности (Содружество Наций или Международная организации франкофонии), схожей внешнеторговой политики (Кернская группа, «Группа Майами»), вырабатываются практические рекомендации, в дальнейшем продвигаемые в рамках многосторонних универсальных организаций. Более широкое применение подобного подхода в отечественной внешней политике позволило бы в ряде случаев усилить переговорные позиции на международной арене.

Отдельная глава монографии целиком посвящена национальным экономическим интересам и взаимодействию бизнеса и государства на внешних рынках. Разбираются причины сходства и различия интересов бизнеса и государства и роль национальной экономической безопасности при работе на внешних рынках. Анализируются механизмы агрегирования национальных внешнеэкономических интересов в ведущих странах мира.

Наконец, восьмая глава посвящена роли «человеческого капитала» в экономической дипломатии. Рассмотрены компетенции современных экономических дипломатов, отечественная и зарубежные системы подготовки кадров в данной сфере. Автор отмечает, что экономический дипломат работает на стыке двух секторов - государственного и частного, в связи с чем особую роль в его работе играют социально-экономические условия и мотивация его труда.

Монография Д.А.Дегтерева говорит о важности всесторонней дипломатической (и в более широком смысле - политической) поддержки отечественных компаний и экономических операторов на внешних рынках (в том числе малого и среднего бизнеса) как одной из основных внешнеполитических задач Российской Федерации.