За последние годы действующая система международных отношений неоднократно продемонстрировала свою малоэфффективность. И речь идет не только о шокирующем своим динамизмом и откровенностью 2022 годе. Проблемы накапливались десятилетиями, откладывались, маскировались. Но не решались. А ведь решать их, по существу, должны были многосторонние институты, призванные обеспечивать согласование интересов учредивших их государств на основе норм международного права.

Как результат, даже по мнению международных аналитиков, ущерб от нарастающей фрагментации мировой экономики и торговли может составить до 7% глобального ВВП1. При этом изменился социально-экономический контекст. Центр деловой активности смеcтился в бурно развивающийся Азиатский регион. А если посмотреть на динамику доли объединения БРИКС в мировом ВВП, которая составляет на сегодняшний день уже порядка 25% (против 10,5% в 2005 г.)2, то, по экспертным оценкам, уже в 2023 году эти страны будут преобладать в мировой экономике над странами Большой семерки3. Фундаментальные противоречия в системе налицо.

И вот уже с трибуны ООН министр иностранных дел России С.В.Лавров однозначно заявляет: «В прошлое уходит однополярная модель мирового развития, которая обслуживала интересы «золотого миллиарда», чье сверхпотребление столетиями обеспечивалось за счет ресурсов Азии, Африки и Латинской Америки. Сегодня становление суверенных государств, готовых отстаивать национальные интересы, ведет к формированию равноправной, социально ориентированной
и устойчивой многополярной архитектуры»4.

Так какой же будет такая архитектура, что ляжет в ее основу? Будут ли созданы новые международные институты или реформированы старые? Какая судьба ждет международное право, где pacta уже давно не sunt servanda? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности, их только предстоит найти. Но определенный вектор задан в рамках идеи Большого евразийского партнерства (БЕП), предложенной Президентом России В.В.Путиным еще в 2016 году.

Роль опоры, ядра БЕП может и должен занять Евразийский экономический союз - одно из наиболее продвинутых объединений по глубине интеграции в мире. Именно ЕАЭС, учреждение которого стало исторической вехой в развитии всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве, продемонстрировал свою зрелость на фоне стресс-тестов ковидного кризиса 2020-2021 годов и глобальной напряженности 2022 года. Достигнув в 2021 году предусмотренных Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года темпов экономического роста в 4,6%, ВВП Союза не допустил существенного падения в 2022 году, в первую очередь благодаря функционированию общего рынка и эффективному управлению ресурсами. По прогнозам Евразийского банка развития (ЕАБР), уже в 2023 году ожидается выход на восстановительный рост в Беларуси (ориентировочно +0,3%), продолжится устойчивая положительная динамика в Армении (+4,2%), Казахстане (+4,2%), Кыргызстане (+3,5%), а российская экономика успешно адаптируется к внешним шокам. И все это на фоне прогнозируемых отрицательных показателей в США и ЕС5.

Но дело здесь далеко не только в цифрах. За восемь лет своего существования Евразийский союз существенно продвинулся в трех важнейших для интеграционного объединения сферах: способности обеспечивать реальную динамичную работу наднациональных органов, создавать собственное право, имеющее прямое действие на территории государств-членов, а также комплексно регулировать торгово-экономические отношения с внешними партнерами.

Именно данная триада делает ЕАЭС универсальной площадкой для масштабирования интеграционного опыта на более широкой контур дружественных международных партнеров в рамках Большого евразийского партнерства, при этом оставаясь открытым для присоединения всех без исключения заинтересованных сторон.

Старые и новые институты

В предновогоднем интервью ТАСС председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) М.В.Мясникович отметил: «Мы не идем по пути бездумной конфронтации по отношению к тем, кто старается нам сделать экономически плохо. Стремимся соблюдать условия добросовестной конкуренции… В принципе, мы имеем все инструменты для защиты национальных интересов и экономик»6. Предлагаем посмотреть на то, что можно сделать в международном измерении данного вопроса  на перспективу (конечно же, при наличии на то должной политической воли), а что уже сделано.

Начнем с переоценки участия государств - членов ЕАЭС в международных структурах. Речь пойдет о тех форматах международного сотрудничества, которые призваны решать конкретные прикладные вопросы, например, содействовать свободной торговле (ВТО, ЮНКТАД и др.) и обеспечивать экономическое развитие (МВФ, Всемирный банк и др.).

Во-первых, мы не должны одномоментно отказываться от всего того, что создавалось годами и с нашим участием. Это пойдет на пользу оппонентам. Однако необходимо рационально переоценить формат и степень участия государств - членов ЕАЭС в многочисленных международных организациях. Во многих из них они представлены в руководящих органах. Большинство продолжают финансировать из национальных бюджетов. Поэтому не лишним будет поставить перед участниками таких организаций конкретные вопросы: о реформировании их оргструктуры, подходов к управлению, принципов деятельности в целях полноценной реализации уставных функций. Ведь озабоченность относительно их деятельности точно есть не только у России, но и у нашей «евразийской пятерки». Если результата не будет, нужно делать выводы и принимать решения, основываясь на опыте и экономической целесообразности.

Во-вторых, настало время двигаться в сторону реальной скоординированности государств - членов Союза на международных площадках. Обеспечить суверенитет в международных делах (а это не просто «право голоса», но и продвижение конкретных выгодных в политическом и, что самое главное, в экономическом плане решений) странам Союза по силам только вместе. Поэтому целесообразно достичь максимальной слаженности в работе на площадках ООН, ВТО, МФВ, ВБ и т. д. по экономическим, торговым, финансовым вопросам.

Инструментом этой работы должен стать ЕАЭС, который уже наделен необходимой для этого экономической компетенцией и международной правосубъектностью. Подчеркнем, что представленное видение детерминируется отнюдь не политическим и санкционным давлением на Россию и Беларусь. Например, центральноазиатские страны не менее заинтересованы в монолитности ЕАЭС на международной арене. Трудно не согласиться с экспертами, утверждающими, что «интеграция в рамках ЕАЭС или в формате ЕАЭС+ позволит странам Центральной Азии обрести устойчивую и сильную общерегиональную позицию, которая напрямую повлияет на отношения с иностранными инвесторами и координацию спроса и предложения на рынках»7.

В-третьих, следует оперативно создавать собственные международные институты в критически важных сферах, бесперебойная работа которых нужна здесь и сейчас. Например, евразийский коммерческий арбитраж, что предусмотрено в Стратегии-2025. Тем самым на практике будет обеспечиваться защита интересов бизнеса наших стран. При этом он может стать альтернативой лондонскому, стокгольмскому и другим арбитражам для предпринимателей и вне Союза.

Необходим профессиональный подход к созданию международной структуры, оценки которой не подлежали бы политической конъюнктуре (как мы увидели это на примере «Большой аудиторской четверки») и могли бы стать основополагающими при принятии инвестиционных решений на всем евразийском пространстве. Ведь инвестиции в страны ЕАЭС растут8. Можно использовать опыт уже зарекомендовавших себя площадок, например китайских агентств Dagong и Chengxin Credit. Есть позитивная практика в ЕАЭС, например российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), которое успешно работает на рынках Союза.

Отметим, что существенный прогресс уже достигнут в сфере содействия экспорту и технологическому развитию. В 2022 году премьерами стран Союза подписано соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании (ЕПК), в 2023 году она начнет работу. Это особенно актуально с учетом постоянного наращивания торгово-экономического взаимодействия ЕАЭС. За 2022 год показатели экспорта Союза в третьи страны увеличились примерно на четверть. Конечно же, основной упор будет сделан на стабильных международных партнерах. Так, например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития РБ на 2023 год» предстоит увеличить объемы поставок Беларуси в КНР на 15%, в страны Африки - на 10%9. В этой связи появление на рынке Союза дополнительной страховой емкости в объеме до 2 млрд долларов является адекватной и своевременной мерой. ЕПК будет также открыта и для присоединения заинтересованных партнеров из числа третьих стран.

Справедливый международный ландшафт на основе трансрегионального права

Вопрос о том, находится ли международное право сегодня в кризисе, является краеугольным. На этот счет есть разные мнения. Да, действительно, объективная реальность такова, что нормы международного права в одностороннем порядке заменяются на некие «правила», противоречащие сути этих норм. Но ведь может быть дело не в неправильности или архаичности норм, а в их кощунственном неисполнении и одностороннем волюнтаристском толковании, то есть в правоприменении? Данный тезис неоднократно подчеркивали, например, члены Группы друзей в защиту Устава ООН. Как весьма справедливо отметила выдающийся российский правовед Л.Н.Галенская, «в праве кризиса быть не может, может быть кризис правоприменения»10. Собственно, это мы и наблюдаем сегодня в мире. Следовательно, новая модель международного взаимодействия в Большой Евразии должна в первую очередь решать данную проблему.

Напомним, что правоотношения в международном праве строятся между равными субъектами, ни о каком превалировании одних над другими речи быть не может. То есть это саморегулируемая среда, где все зависит от воли ее участников. Может показаться, что выхода нет и международное сообщество фактически лишено действенных механизмов систематизации своих интеракций с учетом повсеместной утраты доверия. Однако наиболее действенной формой правового регулирования сегодня, на фоне объективной трансформации международных отношений, является трансрегиональное право, представляющее собой комбинацию национального, наднационального (интеграционного) и международного права, базирующуюся на принципе интегрированности. То есть его нормы непосредственно инкорпорируются в правовые системы государств, становясь их неотъемлемой частью. О чем идет речь?

В рамках ЕАЭС в переданных на уровень Союза сферах создается наднациональное право, непосредственно применяемое в государствах-членах. Это, например, вопросы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, технического регулирования, некоторых аспектов государственных и муниципальных закупок, конкурентной политики на трансграничных рынках, промышленных и сельскохозяйственных субсидий и т. д. По достаточно широкому кругу сфер, в том числе промышленности, АПК, энергетике, транспорте и т. д., речь идет о проведении согласованных или скоординированных политик. Здесь пока еще превалирует национальное право, однако при учете общесоюзных подходов.

В то же время на внешнем контуре Союза сформирована и продолжает формироваться сеть соглашений о свободной торговле и торгово-экономическом сотрудничестве: заключены соглашения с Вьетнамом, Сербией, Ираном, Сингапуром, КНР, ведутся активные торговые переговоры с Индонезией, ОАЭ, Египтом и т. д. При заключении соответствующих торговых соглашений с третьими странами или объединениями правовой режим данных отношений начинает регулироваться именно правом трансрегиональным. Поэтому столь важно максимально наполнять такие документы не только вопросами обнуления или снижения пошлин и устранения нетарифных барьеров, но и включать туда передовое правовое регулирование экономических отношений, уже зарекомендовавшее себя в рамках Союза. Эффективным дополнением данной работы является выстраивание правового фундамента взаимодействия ЕАЭС с ключевыми многосторонними организациями и объединениями региона (ШОС, АСЕАН, СНГ и др.) на основе меморандумов о сотрудничестве и взаимодействии, а также других инструментов.

Большинство из обозначенных подходов уже взяты на вооружение в Евразийской экономической комиссии. Однако соответствующую работу нужно усилить, что потребует однозначной поддержки профильных государственных органов стран Союза, прежде всего МИД, и кропотливой нацеленной на результат совместной работы. Все это позволит избежать возможных противоречий и коллизий разноуровневых правовых порядков, создав более прогрессивный правовой режим.

Практическая сторона вопроса

В 2022 году была существенно переформатирована работа ЕЭК на многостороннем международном треке. На практические рельсы поставлено взаимодействие с ШОС, предложены конкретные форматы сотрудничества с БРИКС.

И в одном, и во втором объединении ключевую роль играет Китай. ЕАЭС и КНР реализуют концепцию сопряжения евразийской интеграции и инициативы «Один пояс, один путь». Результаты ощутимы: в 2021-м по сравнению с 2015 годом взаимная торговля увеличилась в 2,2 раза, экспорт в - 2,3 раза; а в 2022 году оба показателя добавили еще до 30%. Стратегическим партнером является Республика Индия, с которой Союзом уже запущены переговоры о создании Зоны свободной торговли. По экспертным оценкам, «расширение торговли Индии с Евразией посредством этого соглашения может стать хорошим инструментом экономической дипломатии»11. Ведь объемы торговли ЕАЭС с данной страной в 2022 году возросли кратно. А по мнению премьер-министра Индии Нарендры Моди, в 2023 году международную повестку будут определять развивающиеся страны, что станет лейтмотивом председательства Индии в Группе двадцати12.

В основу сотрудничества ЕАЭС с ШОС предложено заложить идею общего транспортно-логистического каркаса Большой Евразии. Документы, регулирующие вопросы развития транспортных коридоров, утверждены в обоих объединениях. В дополнение к этому есть понимание о необходимости цифровизации логистики, создания бесшовной регуляторики для таможенного транзита. Концепция такого мегапроекта сформирована в ЕЭК и прорабатывается с Секретариатом и странами ШОС. Совместные усилия двух объединений также могут быть направлены на развитие устойчивой энергетики, технологий и инноваций, поиск общих подходов к вопросам климата и т. д. Соответствующие направления нашли свое отражение в проекте плана совместных мероприятий ЕАЭС и ШОС, который планируется к подписанию в первой половине 2023 года.

Работа с БРИКС видится в первую очередь по объединению потенциалов платежной и расчетных инфраструктур, созданию универсальной финансовой системы. С учетом структуры торговых отношений ЕАЭС и БРИКС использование национальных валют во взаимных расчетах наиболее оправдано, а значительный потенциал сотрудничества говорит о возможности создания на базе корзины валют ЕАЭС и БРИКС новой расчетной единицы. Интересным и выгодным может стать создание универсальной платежной системы, предполагающей выпуск общей платежной карточки ЕАЭС + БРИКС, объединяющей национальные системы Китая (UnionPay), Индии (RuPay), Бразилии (Elo), государств - членов ЕАЭС (МИР, Белкарт и т. д.). На основе позитивного мнения общественного и профессионального сообществ о предложенных инициативах13 Комиссией начата их более детальная проработка.

Тематика сопряжения ЕАЭС, ШОС и БРИКС могла бы стать одной из приоритетных в рамках мероприятий российского председательства в Союзе в 2023 году в качестве практической основы формирования Большого евразийского партнерства как равноправного и открытого формата международного взаимодействия. Одним из инициаторов такого подхода выступил на прошедшем в декабре 2022 года заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Немаловажную роль играет и новый формат сотрудничества ЕАЭС и Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. СВМДА - это общеазиатский диалоговый форум, созданный с целью решения ключевых региональных проблем и объединяющий 27 стран. Меры доверия, в свою очередь, подразделяются на пять широких категорий: военно-политическое измерение, борьба с новыми вызовами и угрозами, экономическое измерение, экологическое измерение, человеческое измерение. Четыре из них так либо иначе связаны с вопросами, которыми занимается Евразийский экономический союз. На саммите СВМДА в Астане в октябре 2022 года был подписан двусторонний меморандум, на основании которого Союз вошел в число организаций - партнеров СВМДА.

В 2023 году планируется уделить значительное внимание деятельности и на африканском треке. В ЕЭК ведется подготовка профильных мероприятий, а также новых документов об углублении сотрудничества с Африканским союзом в рамках саммита и экономического форума «Россия - Африка» в июле 2023 года.

В двустороннем измерении ЕАЭС сосредоточит приоритетное внимание на активной фазе торговых переговоров с ОАЭ, Индонезий, Египтом и Ираном, а также углублении сотрудничества с государствами-наблюдателями при Союзе, в первую очередь Узбекистаном, расширении контактов с другими странами СНГ.

Вопросы, представленные в настоящей статье, глобальны и локальны одновременно. Евразийский экономический союз и его государства-члены сегодня имеют реальную возможность не просто предложить собственное виденье справедливого миропорядка (здесь нет ничего нового, предлагать мы могли и вчера), а построить его своими руками на практике, детально определить его форму и содержание. При всей масштабности цели важно действовать скрупулезно и последовательно, шаг за шагом решать задачи внутреннего развития Союза в связке с внешней повесткой и наоборот. 

Если раньше приходилось слышать мнения о том, что интеграционные объединения представляют собой некую декорацию международных отношений, а реальная политика формируется на двустороннем уровне, то сегодня реалии изменились. Именно высокая степень сплоченности на международной арене и реализация согласованного курса экономического развития могут стать определяющими факторами глобальной успешности. И у Евразийского экономического союза на этом поприще есть большие перспективы.

 

 

1IMF Staff Discussion Note «Geo-Economic Fragmentation and the Future of Multilateralism» // https://www.imf.org/en/Publications/Staff-Discussion-Notes/Issues/2023/01/11/Geo-Economic-Fragmentation-and-the-Future-of-Multilateralism-527266?cid=bl-com-SDNEA2023001 (дата обращения: 17.01.2023).

2По данным статистики Всемирного банка // https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 12.01.2023).

3Глава ИДВ РАН Кирилл Бабаев: К следующему году совокупная доля ВВП стран БРИКС в мировой экономике будет превышать долю ВВП стран Большой семерки // https://www.ifes-ras.ru/ru-RU/news/564 (дата обращения: 10.01.2023).

4Выступление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова на общеполитической дискуссии 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН // https://russiaun.ru/ru/news/unga_24092022 (дата обращения: 12.01.2023).

5Макроэкономический прогноз ЕАБР 2023// https://eabr.org/upload/iblock/cb2/EDB-Macroeconomic-Outlook-2023_rus.pdf (дата обращения: 13.01.2023).

6Председатель коллегии ЕЭК: В ЕАЭС открыта новая страница интеграции // https://tass.ru/interviews/16714913 (дата обращения: 13.01.2023).

7Михалев А.В., Рахимов К.К. Центральная Азия и борьба за советское наследство // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. №1. С. 153-162.

8По данным платежных балансов государств - членов Союза, в 1-3 кварталах 2022 г. отмечен приток прямых иностранных инвестиций в экономику Армении (в 3 раза), Беларуси (в 1,6 раза), Казахстана (в 1,9 раза), Кыргызстана (в 1,3 раза).

9Указ Президента Республики Беларусь №411 от 28 ноября 2022 г. «О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2023 год» // https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-411-ot-28-noyabrya-2022-g (дата обращения: 10.01.2023).

10Из выступления Л.Н.Галенской на сессии «Мир и право» X Петербургского международного юридического форума 29 июня 2022 г. // https://legalforum.info/programme/business-programme/812 (дата обращения: 10.01.2023).

11Индийский эксперт объяснил выгоды углубления интеграции в Евразийском союзе, БРИКС и ШОС // https://eurasia.expert/indiyskiy-ekspert-obyasnil-vygody-uglubleniya-integratsii-v-evraziyskom-soyuze-briks-i-shos (дата обращения: 13.01.2023).

12PM’s remarks at opening session of Voice of Global South Summit 2023 // https://www.pmindia.gov.in/en/news_updates/pms-remarks-at-opening-session-of-voice-of-global-south-summit-2023 (дата обращения: 17.01.2023).

13Свои правила: зачем нужна единая платежная система ЕАЭС и БРИКС. Эксперты оценили вероятность реализации проекта // https://iz.ru/1433227/oksana-belkina/svoi-pravila-zachem-nuzhna-edinaia-platezhnaia-sistema-eaes-i-briks (дата обращения: 13.01.2023).