В 1970-х годах начали проявляться процессы интеграции в сфере интеллектуальной собственности. Так, в 1973 году была подписана Европейская патентная конвенция, включающая ряд обобщенных положений и правил, контролирующих выдачу патентов на различного рода изобретения. Особая роль в региональных системах интеллектуальной собственности принадлежит региональным организациям, существующим на африканском континенте, деятельность которых будет рассмотрена в настоящей статье.
Охрана интеллектуальной собственности есть неотъемлемая часть процесса регионального экономического сближения, в котором принимают участие государства, являющиеся участниками той или иной региональной интеграционной группировки. Процедура охраны изобретений и поддержания прав на патенты предусматривает выполнение административных функций, которые, по сути, одинаковы для многих стран.
Региональный патент значительно снижает затраты, связанные с патентованием в нескольких государствах: заявитель готовит заявку на одном языке, она подается через одного патентного поверенного, в то же время полученный патент обеспечивает охрану изобретения в нескольких государствах. За счет сокращения материальных и временных затрат облегчается процесс патентования и достигается более глубокое взаимодействие национальных правовых систем охраны. Это смягчает территориальный характер прав на изобретения, способный создавать препятствия для достижения основных свобод общего рынка: свободы перемещения товаров и услуг и свободы конкуренции. Поэтому создание институционных механизмов для патентных прав является естественным результатом региональной экономической интеграции.
Региональные патентные организации создаются на основе международных соглашений для достижения конкретных целей, имеют определенную организационную структуру и обладают международной правосубъектностью. Таким образом, региональные патентные организации являются международными межправительственными организациями. Однако это очень специализированные международные организации, цель которых - выдача регионального патента, который действует как национальный в тех странах-членах, для которых он выдан. Для этого региональные патентные организации создают специальные органы - региональные патентные ведомства. Они действуют по аналогии и в тесном взаимодействии с национальными патентными ведомствами стран-членов. Предусмотрена уплата пошлин за выдачу региональных патентов, они находятся в распоряжении региональных патентных организаций.
Работа патентных ведомств разных стран принципиально одинакова, поэтому вполне логичной выглядит идея объединения нескольких стран с целью организации единого патентного ведомства, обеспечивающего прием и регистрацию охранных документов, действующих на территориях сотрудничающих стран. Впервые эта идея была реализована после Второй мировой войны в Европе созданием Европейского патентного ведомства (ЕПВ).
В случае с африканскими региональными организациями основным фактором, обусловившим их образование, стало не единое экономическое пространство или экономическая гармонизация, основанная на уже развитом правовом регулировании и заключающаяся в совершенствовании подходов к охране промышленной собственности, как это было в случае с Европейской патентной организацией (1973 г.) и Евразийской патентной организацией (1994 г.), а необходимость скорейшего создания недостающей правовой базы для защиты прав изобретателей.
Таким образом, в Африке были созданы две региональные системы охраны промышленной собственности.
В 1962 году 12 франкоговорящих стран Африки на основе Либервильского соглашения учредили Африканское и Малагасийское ведомство по промышленной собственности. Данное соглашение было пересмотрено позднее в соответствии с Бангийским соглашением 1977 года, в котором было провозглашено создание Африканской организации интеллектуальной собственности (ОАПИ - французский акроним OAPI). Эта организация создана для регистрации таких объектов промышленной собственности, как патенты, полезные модели, товарные знаки, промышленные образцы, географические указания, сорта растений. В настоящее время в ОАПИ входят17 франкоговорящих государств африканского континента: Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центральноафриканская Республика, Чад, Конго, Кот-д’Ивуар, Экваториальная Гвинея, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Мали, Мавритания, Нигер, Сенегал, Того, Коморские Острова. Штаб-квартира ОАПИ находится в городе Яунде (Камерун).
Основной особенностью ОАПИ является то, что в государствах - членах ОАПИ нет национальных патентных ведомств, в связи с чем ведомство ОАПИ выполняет централизованно все функции по приему заявок, проведению экспертизы по ним и выдаче охранных документов. Все охранные документы, выданные ОАПИ, имеют единый характер и действуют одновременно на территории всех перечисленных стран.
С момента своего создания ОАПИ опирается на готовность стран региона объединить свои усилия для создания сбалансированной и эффективной системы интеллектуальной собственности (ИС) для охраны и повышения ценности инновационной и творческой продукции региона. Главным приоритетом ОАПИ и основой ее Стратегического плана является поддержка государств-членов в их стратегическом использовании ИС для стимулирования технологического, экономического и социального развития. Для этого проводится работа с университетами, исследовательскими центрами, малыми и средними предприятиями во всех странах - членах ОАПИ, чтобы дать им возможность увеличить свой вклад в технологические и коммерческие инновации, которые необходимы для социально-экономического развития и конкурентоспособности бизнеса.
Ведется работа с сообществами производителей по повышению ценности региональных африканских продуктов путем использования географических указаний и коллективных знаков. Африка располагает огромным количеством высококачественных региональных продуктов, коммерческая ценность которых в значительной степени недооценена. ОАПИ стремится изменить эту ситуацию, поощряя эффективное и стратегическое использование системы ИС во всем регионе.
Центральным элементом всей деятельности ОАПИ является стремление помочь странам-членам внедрить современные технологии, которые могут поддержать их экономическое развитие.
Одним из важных достижений в деятельности ОАПИ явилось создание Высшей апелляционной комиссии ОАПИ, представляющей собой квазисудебный орган для обжалования решений ведомства, в том числе решений по возражениям, поданным третьими лицами. Высшая апелляционная комиссия - самостоятельный орган при ОАПИ и состоит из шести судей - трех основных и трех дополнительных, все из государств - членов ОАПИ. При ОАПИ функционирует также Центр медиации и арбитража ОАПИ.
ОАПИ традиционно уделяет большое внимание формированию специалистов в области интеллектуальной собственности и продвижению знаний об ИС. В 2004 году в ОАПИ была создана и успешно функционирует Академия интеллектуальной собственности Дениса Екани, названная в честь бывшего генерального директора ОАПИ в 1965-1984 годах. Причем задача академии - не только обучение специалистов, но и проведение научных исследований и публикация их результатов. Значительным событием в деятельности Академии ОАПИ стало признание на международном уровне совместного со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) двухгодичного курса магистратуры в области интеллектуальной собственности с получением международного диплома магистра.
Две африканские организации - Африканская региональная организация интеллектуальной собственности (АРИПО) (синий цвет) и Африканская организация интеллектуальной собственности (ОАПИ) (бирюзовый цвет) - по площади охватывают значительную часть африканского континента.
С целью помощи англоговорящим странам Африки с 1973 года Всемирная организация интеллектуальной собственности и Экономическая комиссия ООН по Африке выполнили комплекс работ, направленных на создание патентной системы англоговорящих стран. Решение о создании этой системы было принято в городе Лусака (Замбия) в декабре 1976 года. Соглашение о создании Африканской региональной организации промышленной собственности англоговорящих стран вступило в силу 15 февраля 1978 года. С декабря 1985 года организация была переименована в Африканскую региональную организацию интеллектуальной собственности (АРИПО - английский акроним ARIPO). Членами этой организации в настоящее время являются 22 государства: Ботсвана, Гамбия, Гана, Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Кения, Лесото, Либерия, Маврикий, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские Острова, Сомали, Судан, Танзания, Уганда, Эсватини. Штаб-квартира АРИПО находится в городе Хараре, Зимбабве.
Одна из особенностей законодательства данной организации заключается в последовательном расширении круга объектов, охраняемых в рамках соглашения. Первоначально АРИПО предоставляла правовую охрану изобретениям и промышленным образцам (Харарский протокол о патентах и промышленных образцах 1982 г.), позднее, в 1999 году, в этот протокол был включен новый объект - полезная модель. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания была введена в 1993 году в рамках основания отдельного Банжульского протокола о товарных знаках и действует в отношении 12 государств-членов. В 2015 году был подписан Свакопмундский протокол об охране традиционных знаний и выражения фольклора, действующий в отношении восьми государств-членов. В том же году был подписан Арушский протокол об охране новых сортов растений, до настоящего времени он не вступил в силу, ратифицирован двумя государствами-членами. В 2021 году 12 государств-членов подписали Кампальский протокол о регистрации авторских и смежных прав (не вступил в силу).
Членами АРИПО являются государства, которые обладают собственными законодательными актами в области правовой охраны объектов промышленной собственности, что неизбежно накладывает отпечаток на характер действия охранных документов.
Система АРИПО не предусматривает выдачу единого охранного документа, действительного на территориях всех государств-членов. Патентная процедура в АРИПО предусматривает, что заявитель подает заявку в AРИПО или национальное ведомство, указывая одно или несколько государств, где испрашивается охрана, после чего ведомство проводит формальную экспертизу и в случае соответствия заявки требованиям уведомляет заявителя и все указанные ведомства. Экспертиза, по существу, проводится в каждой из указанных стран в соответствии с национальным законодательством. По истечении шести месяцев АРИПО регистрирует права в отношении стран, от которых организация не получила письменного отказа.
Процедура регистрации товарного знака аналогична: на проведение экспертизы отводится девять месяцев, по истечении которых АРИПО публикует сведения в реестре, после чего в течение трех месяцев заявитель обязан уплатить пошлину для получения свидетельства. Споры по процедуре пострегистрационной оппозиции рассматриваются в соответствии с национальным законодательством.
АРИПО позиционирует себя как передовой центр ИС в силу накопленного опыта, большой практики, знаний и представлений, полученных в результате сотрудничества с государствами-членами, заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами. АРИПО готова к усилению своего развития в условиях эволюции технологий и экономики, основанной на знаниях, путем использования инновационных услуг в области ИС для содействия всеобъемлющему росту и устойчивому развитию.
Стратегический план АРИПО на 2022-2026 годы отражает возросшее стремление к активизации эффективного развития и преобразований на основе ИС для своих государств-членов и всего африканского континента. План разрабатывался путем интенсивных консультаций с заинтересованными сторонами, основан на глубоком сравнительном анализе ситуации, что обеспечивает его соответствие поставленным целям. Он также основан на глубоком понимании потребностей и анализе политических рамок государств-членов. Данная стратегия учитывает макроэкономические перспективы и проблемы переходного периода во время глобальной пандемии COVID-19, соответствует Лусакскому соглашению 1976 года, Повестке дня Африканского союза - 2063 и Целям устойчивого развития ООН (Повестка дня - 2030).
Статистика подачи заявок в АРИПО
Статистика выданных патентов
В 2021 г. 83% заявок подано в электронной форме.
План развития организации направлен на расширение пространства ИС и обеспечение вклада ИС в процветание Африки, стимулирование многоотраслевых инноваций в области технологии, промышленности, сельского хозяйства, энергетики, региональной интеграции и улучшения условий жизни.
AРИПО поддерживает образовательные программы в университетах и создала Академию AРИПО, которую совместно с ВОИС предполагается со временем трансформировать в региональный центр по обучению. Академия АРИПО при выполнении своих функций стремится содействовать пониманию и развитию системы интеллектуальной собственности в Африке, готовить экспертов и поощрять развитие людских ресурсов в области ИС, разрабатывать учебные программы и модули в области ИС для Африканского региона, проводить исследования и изыскания и предоставлять широкой публике информацию по вопросам ИС, развивать партнерские отношения и сотрудничество с другими центрами ИС по всему миру.
AРИПО издает онлайн-журнал «Африканский журнал по ИС». Совместно с ВОИС проводит ежегодный региональный семинар. В марте 2015 года начала функционировать платформа обмена патентной информацией АРИПО. В результате сотрудничества между АРИПО, ВОИС и правительством Кореи была создана электронная онлайн-служба АРИПО для расширения доступа и обмена патентной информацией.
Поскольку одной из стратегических задач АРИПО является укрепление стратегического партнерства, регионального и международного сотрудничества, АРИПО взаимодействует со многими патентными ведомствами мира, в том числе с Евразийским патентным ведомством, Японией, Кореей, США. С 2020 года ЕС финансирует панафриканский проект «Права ИС и инновации в Африке» (AfrIPI), направленный на поддержку европейских заявителей в части регистрации, управления и защиты прав ИС. Совместно с Европейским патентным ведомством реализует проект по повышению квалификации экспертов (ARIPO Regional Patent Examiner Training - ARPET).
Таким образом, каждая региональная организация имеет свою специфику. Однако в силу характера осуществляемой деятельности эти организации базируются на одних и тех же неотъемлемых принципах.
Эффективность совместных действий стран региона в огромной степени зависит от уровня экономического развития государств и региональной интеграции. Основой многостороннего сотрудничества является нормотворческая деятельность. Благодаря многочисленным инициативам на современном этапе существует обширная база договоров по различным аспектам и областям ИС. Международные договоры регламентируют охрану практически всех видов ИС, число участников этих соглашений постоянно растет. Таким образом формируется и развивается система международной охраны ИС.
Всемирные организации отвечают в основном за разработку и реализацию договоров, устанавливающих минимальные стандарты охраны ИС, в то время как региональные организации расширяют и углубляют сотрудничество в границах региона, адаптируют мировые стандарты под местные реалии. Международные организации также ведут регистрационную деятельность, обеспечивают обмен опытом и информацией, развивают людские ресурсы, собирают статистику, составляют обзоры ИС и, самое главное, являются форумом для обсуждения актуальных проблем в сфере охраны ИС.
Евразийский и африканский континенты, несмотря на их географическую отдаленность, климатические и прочие различия, связывают даже не десятилетия, а столетия прочных политических, экономических и культурных связей, ведь когда-то СССР принимал активное участие в установлении независимости Африки.
В конце ноября 2022 года руководители евразийских и африканских региональных организаций провели двусторонние встречи, единодушно признав важность сохранения давних традиций дружбы и сотрудничества, существующих между региональными организациями, и выразив намерение активизировать общие проекты. Подготовлены и находятся в стадии согласования двусторонние планы сотрудничества по реализации совместных образовательных инициатив, активизации диалога между экспертами, в частности по вопросам региональной охраны товарных знаков, систем рассмотрения споров в отношении региональных объектов ИС.
Эффективное сотрудничество региональных организаций Евразии и Африки, несомненно, будет продолжено во благо государств-членов, их инноваторов и ведомств.