В последнее время африканский континент находится в фокусе внимания отечественных и зарубежных СМИ. Появляются заголовки типа «Борьба за Африку», «Ставка на сотрудничество», «Русские идут» и другие. Повсеместно проходят обстоятельные дискуссии и конференции, посвященные проблемам и перспективам сотрудничества. Такое оживление стало результатом форума «Россия - Африка» в 2019 году в Сочи, который придал определенный импульс взаимодействию России со странами континента, а также вызвал немалое беспокойство стран Запада, в прошлом имевших колонии на континенте. Полным ходом идет подготовка ко второй масштабной российско-африканской встрече на высшем уровне в Санкт-Петербурге, намеченной на июль 2023 года.

Нет сомнения в том, что Россия займет свою нишу на новом этапе взаимодействия в национальных интересах страны. И уже имеются заметные позитивные результаты. Однако «вхождение» в новых условиях формирования мироустройства должно быть хорошо продуманным и спланированным.

Важно реально оценить имеющийся политико-дипломатический и финансовый ресурс страны, а также учитывать особенности африканских традиций и менталитета. Африканский континент - это более чем миллиардное население, проживающее на площади в 30 млн кв. км. «Браться» за весь африканский континент было бы равносильно тому, чтобы вплавь переплыть океан. Нередко российские предприниматели пытаются закрепиться на африканском рынке, игнорируя советы опытных дипломатов и экспертов, хорошо знающих африканские реалии. В результате - непонимание ситуации, потеря порой значительных финансовых средств и полное разочарование.

Африка не прощает ошибок. Вспомним гибель российских журналистов в июле 2018 года в Центральноафриканской республике. По этому поводу в МИД РФ отметили сложности расследования гибели трех российских журналистов. В апреле 2022 года агентство «Интерфакс» прокомментировало интервью заместителя министра иностранных дел РФ М.Л.Богданова, в котором он, в частности, назвал гибель Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко «несчастьем и трагедией»1. При этом опытный дипломат, хорошо знающий африканские реалии и не раз побывавший в горячих точках континента, отметил, что «они не вставали на консульский учет, никто не знал, зачем они там находятся»2. Это еще раз подтверждает мысль о том, что трагизм ситуации заключается в незнании правил игры «в чужом королевстве». Прочитайте две книги Валерия Редькина «Как мы открывали банк в Африке, или Путешествие на другую сторону Земли» и «На берегу этой дикой реки, или Операция «Ликвидация»3, и вам станут более понятны проблемы работы в африканских странах.

Нужна последовательность и взвешенный анализ ситуации в той или иной африканской стране, учет рисков, поскольку во многих странах, особенно южнее Сахары, имеют место локальные вооруженные конфликты. И как следствие - политический хаос, отсутствие законов, которые могли бы охранять бизнес и человеческую жизнь. Кроме того, договорно-правовая база с Россией нуждается в существенном обновлении. Двусторонние договоры, заключенные в советскую эпоху в различных сферах, катастрофически устарели - изменились не только политические реалии, изменились также названия стран и их конституционные основы.

По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла Е.Н.Корендясова, который был послом в Мали и Буркина-Фасо (тогда - Верхняя Вольта), новая динамика российско-африканских отношений связана в первую очередь с развитием партнерства в тех областях и по тем направлениям, где Россия обладает конкурентным потенциалом, производственными мощностями, высокими компетенциями и опытом. К таковым сегодня можно отнести освоение природных ресурсов, атомную и гидроэнергетику, военно-техническое сотрудничество, создание спутниковых информационно-коммуникативных систем, сотрудничество в сфере образования, здравоохранения, в борьбе с эпидемиями, терроризмом, наркотрафиком и природными катастрофами4.

За 60 с лишним лет независимости африканские государства значительно продвинулись на пути к демократии. Во многих государствах избраны легитимным путем главы государств, создана вертикаль власти. Оппозиция получила свое законное конституционное право на существование. К управлению государствами пришли грамотные рациональные политики. Тем не менее многие африканские страны живут по законам предков, уважительно относятся к традиционным вождям, которые, кстати, могут быть и вовсе не грамотными людьми, но обладающие харизмой. Сохраняются традиционные верования и ритуалы. Африканцы довольно чувствительны к своей национальной культуре. Знание цивилизационных особенностей и африканских языков открыли бы новые возможности сотрудничества всем, кто намерен работать с африканскими партнерами длительное время.

Реакция африканских государств на события на Украине

Давление стран Запада на своих африканских партнеров с целью отказаться от сотрудничества с Россией не всегда и не везде имеет положительный эффект. На саммите лидеров США и Африки, состоявшемся в декабре минувшего года в Вашингтоне, где использовался незавуалированный метод «перетягивания каната», Президент Байден в очередной раз попытался переманить глав африканских государств на сторону Запада с помощью выгодных посулов. При этом на официальном уровне в Вашингтоне подчеркивают, что не заставляют партнеров выбирать, «мы или они», а просто предлагают задуматься о последствиях контактов с «ними»5. Однако политику «пряника» и что за ней стоит, африканские лидеры хорошо знают из исторических уроков и относятся к этому скептически.

Дипломатическому наступлению Запада и его авангарду США «мешают» смелые и твердые заявления таких африканских лидеров, как Президент Сенегала Маки Салл, который отказался поддерживать позицию США и высказался о «необходимости диалога в целях урегулирования конфликта переговорным путем»6. И это при том, что Сенегал всегда оставался стойким союзником Запада, и его отказ невозможно объяснить российским влиянием.

Ведущая газета Сенегала «Le Quotidien» назвала позицию Президента Салла «смелой и соответствующей политике нейтралитета и активной дипломатии, которую проводит Дакар»7. Газета отмечает, что Президент Салл вновь подтвердил главный принцип внешней политики Сенегала - неприсоединение и мирное разрешение конфликтов. В статье также отмечается, что европейцы и американцы защищают на Украине лишь свои национальные интересы и усиливают свою пропаганду с помощью фэйков. А что касается публикуемых ими «страшных» фото «российских преступлений», то они ничем не отличаются от тех, что мировое сообщество уже много раз видело в Секторе Газы. «Foreign Policy» в этой связи отмечает, что «преданность идеям неприсоединения, стремление следовать линии Китая и ставка на Россию в вопросах поставок вооружений и безопасности заставляют страны африканского континента игнорировать требования Вашингтона поддержать его позицию по Украине»8.

Позиция М.Салла соответствует принципу неприсоединения, которого Африка придерживается с 1960-х годов, когда африканские государства, обретя независимость, стали следовать собственному политическому курсу. Из-за давления Запада на Россию в Африке решили возродить движение неприсоединения. Об этом сообщают журналисты «Foreign Policy» (FP) Джек Деч и Робби Грамер9. В статье «Запад оказывает на Африку давление с целью осуждения России» авторы указывают на то, что США и Европейский союз стремятся изолировать Москву и привлечь как можно больше государств к своей коалиции, однако в Африке такая политика сталкивается с непониманием. Журналисты утверждают, что подобная западная риторика уже возродила дискуссии в африканских политических кругах о необходимости вернуть движение неприсоединения, которое существовало во времена холодной войны. Излишнее давление Запада на африканские страны, по их мнению, «может иметь неприятные для Запада последствия». Как они утверждают, попытки Запада, в частности Вашингтона и ЕС, давить на Африку могут стать «выстрелом себе в ногу, особенно когда происходят по принципу «с нами или против нас»10.

Понятно, что в силу разных причин африканские государства не могут одинаково реагировать на события. Африка - это континент, на котором расположено 54 суверенных государства. Во многом их официальная позиция зависит от традиционных связей с западными странами, финансирования извне, а также от современных связей, «скрепленных» договорами и обязательствами в военной, торговой и других областях. Справедливо высказался посол по особым поручениям МИД России, руководитель Секретариата Форума партнерства «Россия - Африка» О.Б.Озеров в интервью информационному агентству ТАСС относительно антироссийских резолюций в Генассамблее ООН: «Что касается тех, кто проголосовал «за», знаем, что западники прибегают к откровенному шантажу - такая вот своеобразная «демократия под дулом пистолета» получается: многие страны, не только африканцы, не выдержали жесткого нажима и, к сожалению, были вынуждены публично высказаться за инициативу, проталкиваемую Западом в ООН»11.

Экспорт безопасности России в Африку

Одним из важных и перспективных направлений сотрудничества России, помимо уже перечисленных, с африканскими государствами является военно-техническая сфера. И это подтвердила перезагрузка российско-африканских отношений в ходе саммита «Россия - Африка» в Сочи, где эта тема была одной из ключевых. С учетом сложной военно-политической обстановки в ряде африканских государств, на территории которых действуют незаконные вооруженные формирования, силовой сектор этих стран особо остро нуждается в помощи и поддержке. Речь идет об обучении офицерского состава, поставке и ремонте военной техники, поддержке национальных армий в случае конфликтных ситуаций.

Эксперт исследовательского центра GRIPS в Брюсселе Э.Винь считает, что, «с точки зрения африканских властей, предложения Москвы являются выгодными и козырными, поскольку Россия не ставит в своих предложениях каких-либо предварительных условий относительно управления государством или борьбы с коррупцией… К тому же, в противоположность европейским государствам, африканские столицы чаще всего рассматривают Москву (впрочем, как и Пекин) как наиболее уважающую национальный суверенитет»12.

Министерство обороны и МВД России ведут целенаправленную работу по подготовке национальных африканских кадров в армейской и полицейской сферах. «Рособоронэкспорт» активизировал заказы на африканском направлении. Объем контрактов, подписанных в 2021 году только со странами Южнее Сахары, по информации пресс-службы «Рособоронэкспорта», приблизился к уровню в 2,5 млрд евро13. В дальнейшем это ведущее акционерное общество планирует расширение номенклатуры экспортируемых из России вооружения и военной техники.

Ставка делается на развитие предложений в области беспилотной авиации и робототехники, высокотехнологичной продукции с элементами искусственного интеллекта, высокоточных боеприпасов. «При этом ядро спроса видим в оборонительных системах, предназначенных для защиты суверенитета наших партнеров и отражения угроз с воздуха, моря и наземных границ, а также в средствах борьбы с терроризмом», - уточняет генеральный директор компании Александр Михеев14.

Россия становится ведущим партнером традиционной французской вотчины - Центральноафриканской Республики (ЦАР). Россия и ЦАР заключили соглашение о военном сотрудничестве в августе 2018 года. Документ был подписан на форуме «Армия-2018» министрами обороны двух стран Сергеем Шойгу и Мари-Ноэль Кояра. Он стал основой для подготовки военных в этой стране российскими специалистами. В августе 2022 года руководство ЦАР уведомило ООН, что планирует расширить число российских инструкторов, которые будут привлечены для работы в стране, на 3 тыс. человек, таким образом, их число может составить 4 135 человек15.

Посетивший в октябре 2022 года с визитом Россию председатель парламента ЦАР Симплис Саранджи в интервью РИА «Новости» заверил, что присутствие российских военных инструкторов идет на пользу его стране и африканскому континенту в целом, а ситуация с безопасностью заметно улучшается. «Российские военные инструкторы приезжают в Центральноафриканскую Республику - мы всегда этого хотели. Если они приезжают, чтобы обучать наших военных, это идет ЦАР только на пользу. Это правда, что в ЦАР есть иностранные военные, но они не останутся тут навечно. Они здесь на определенное время и в какой-то момент покинут нашу страну, как только проблемы безопасности будут полностью решены», - подчеркнул Саранджи16.

Становится очевидным, что привилегированное сотрудничество с Францией в Западном и Центральном регионах Африки сворачивается и успешно переориентируется на стратегическое партнерство с Российской Федерацией. Так, благодаря оказываемой Россией помощи в повышении боеспособности малийской армии, подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Мали удалось добиться ощутимого прогресса в противодействии террористической угрозе. При этом следует отметить, что почти девятилетнее там военное присутствие Франции в рамках операции «Бархан» не увенчалось серьезными успехами в борьбе с террористами. Аналогичные настроения «поворота» в российскую сторону наблюдаются и в Буркина-Фасо, где 30 сентября 2022 года произошел военный переворот17.

 

Надо отметить, что африканское направление российской дипломатии в целом, несмотря на проблемный характер ситуации в мире, развивается успешно. Об этом свидетельствует визит главы российского внешнеполитического ведомства С.В.Лаврова в июле 2022 года в Египет, Республику Конго, Уганду и Эфиопию. В новых условиях, по словам министра, имеются перспективные планы в таких областях, как энергетика, геологоразведка, добыча полезных ископаемых, научно-образовательная сфера, телекоммуникации, кибербезопасность, сельское хозяйство. На повестке дня - проекты, связанные с кооперацией в сфере использования ядерных технологий для медицины и в сельском хозяйстве, а также инициативы по будущему взаимодействию в запуске угандийского спутника на орбиту Земли18. Глава МИД сделал важное заявление о том, что в новой редакции Стратегии внешней политики России на фоне затухания западного направления в отношениях с африканскими странами будет отведено повышенное внимание.

Африка нужна России так же, как и Россия нужна Африке. Об этом свидетельствуют исторические факты в пользу многостороннего сотрудничества19. В то же время не следует преувеличивать роль и значение обозначившихся новых тенденций на континенте. Большинство стран континента остаются за чертой бедности, сельские жители не имеют доступа к питьевой воде, многие страдают от тропических заболеваний. Политические процессы носят неустойчивый характер и подвержены внезапным переменам. Нельзя не согласиться со словами Е.Н.Корендясова о том, «что, по всей вероятности, устойчивая траектория эволюции африканских государств, скорее всего, будет недостижима в обозримом будущем20. В этой связи нельзя недооценивать обстоятельства и переоценивать возможности.

 

 

1В МИД отметили сложности расследования гибели трех российских журналистов в ЦАР. 27 апреля 2022 // URL: https://www.interfax.ru/russia/838155 (дата обращения: 06.01.2023).

2Там же.

3Редькин В. Как мы открывали банк в Африке, или Путешествие на другую сторону Земли. М.: У Никитских ворот, 2017. 296 с.; На берегу этой дикой реки, или Операция «Ликвидация». М.: У Никитских ворот, 2019. 248 с.

4Корендясов Е.Н. Российско-африканские отношения на новом старте // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: международные отношения. 2016. Том 16. №2. С. 203-214.

5Подарки для Африки // Коммерсантъ. 15.12.2022 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5722193?ysclid=lckosccu7t416215926 (дата обращения: 06.01.2023).

6Почему африканские лидеры не поддержат Запад в украинском вопросе? 14.04.2022 // URL: https://inosmi.ru/20220414/afrikanskie-
253810187.html (дата обращения: 03.12.2022).

7Африканские и арабские государства решительно отвергают инициативу Зеленского. 11.03.2022 // URL: https://vk.com/wall-191210405_39960 (дата обращения: 06.01.2023).

8Почему африканские лидеры… (дата обращения: 07.01.2023).

9Detsch J., Gramer R. Western Allies Pressure African Countries to Condemn Russia // URL:  https://foreignpolicy.com/2022/05/05/western-allies-pressure-african-countries-to-condemn-russia/ (дата обращения: 06.01.2023).

10Ibid. (дата обращения: 07.01.2023).

11Интервью посла по особым поручениям МИД России, руководителя Секретариата Форума партнерства Россия - Африка О.Б.Озерова информационному агентству ТАСС, 25 ноября 2022 г. // URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1840189/ (дата обращения: 07.01.2023).

12Vigne E. Le retour militaire de la Russie en Afrique subsaharienne: quels fondements? 20 september 2019 // GRIP // URL: https://website.grip.org/le-retour-militaire-de-la-russie-en-afrique-subsaharienne-quels-fondements/ (accessed: 09.01.2020).

13Объем контрактов «Рособоронэкспорта» со странами Африки приблизился к 2,5 млрд евро. 30.12.2021 // https://tass.ru/armiya-i-opk/13332043?ysclid=lcnnqfxs9a489034997 (дата обращения: 08.01.2023).

14Там же.

15Во Франции испугались усиления позиций России в Африке. 04.10.2022 // URL: https://ria.ru/20221004/afrika-1821518262.html?in=t (дата обращения: 07.01.2023).

16Там же.

17Интервью специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданова газете «Аргументы и факты», 10 декабря 2022 г. // URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1843022/  (дата обращения: 07.01.2023).

18Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Президентом Республики Уганда Й.К.Мусевени по итогам переговоров. Энтеббе, 26 июля 2022 г. // URL: https://mid.ru/ru/press_service/vizity-ministra/1824012/ (дата обращения: 06.01.2023).

19Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки. М.: РОССПЭН. 2019. 606 с.

20Корендясов Е.Н. Указ. соч.