В последние годы на евразийском пространстве развивается новое интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС), цель которого - успешная реализация своего экономического потенциала, создание единого рынка товаров, услуг, капитала и труда.

В деле успешного интеграционного процесса определенная роль отводится и институтам гражданского общества. Речь идет об использовании некоммерческими организациями (НКО) возможностей общественной или народной дипломатии, что соответствует требованиям Концепции внешней политики Российской Федерации [2].

Министр иностранных дел РФ С.В.Лавров на одной из встреч с руководителями НКО, говоря об их роли по продвижению интересов России на международной арене, заявил, что рассчитывает на подключение региональных НКО «к продвижению российских приоритетов на европейских площадках, включая защиту интересов традиционных ценностей, прав национальных меньшинств, развитие межрелигиозного и межнационального диалога, недопустимость политизации правозащитной тематики» [1].

Этот посыл особенно важен для приграничных регионов, таких, к примеру, как Оренбуржье, которое является регионом с самым продолжительным участком российско-казахстанской государственной границы - 1876 км - из всех субъектов РФ, граничащих с этой страной. В силу исторического развития, будучи на протяжении веков «окном в Азию», регион - полиэтнический, многоконфессиональный, то есть имеет культурно сложный состав населения.

В статье речь пойдет о деятельности АНО «Содружество народов Евразии», созданной в 2014 году, которая в своей деятельности ориентируется на формирование положительного имиджа России и Оренбургской области в странах Центральной Азии, продвижение идеи необходимости сотрудничества и более тесной интеграции в рамках ЕАЭС. Основное направление деятельности данной организации - это совместная реализация социально-гуманитарных проектов с партнерами из других стран.

За время работы АНО «Содружество народов Евразии» провело в России, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане в общей сложности более 100 различных мероприятий, которые охватили почти 7 тыс. очных участников. Посредством этих мероприятий АНО сводит вместе представителей органов государственной власти, бизнеса, научных, экспертных и педагогических кругов, общественных, религиозных, национально-культурных, молодежных организаций, студентов России и стран Центральной Азии для обсуждения механизмов сотрудничества, выработки рекомендаций по устранению возникающих на этом пути проблем и барьеров, установления новых долгосрочных связей и форм взаимодействия.

Практическим результатом этой работы стало подписание при содействии АНО 13 соглашений, меморандумов и протоколов о сотрудничестве между высшими и средними специальными учреждениями профессионального образования, институтами поддержки предпринимательства, общественными объединениями России, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, которые успешно реализуются и наполняются реальным содержанием.

Большое внимание уделяется и информационной поддержке интеграционных процессов, распространению аналитических материалов, экспертных оценок, популяризации выгод и преимуществ сотрудничества в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. В общей сложности по этой тематике АНО размещены более 10 тыс. публикаций в СМИ 13 стран мира: России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, Беларуси, Молдовы, Украины, Эстонии и Китая.

Одним из приоритетных направлений деятельности организации является установление связей между молодежными, волонтерскими объединениями, студенчеством стран СНГ.

Оренбург привлекает казахскую молодежь, ученых, экспертов как первая столица Киргизской (Казахской) АССР (1920-1925 гг.), где много исторических мест, связанных со становлением казахстанской государственности. Поэтому Оренбург входит в приоритет студентов-историков двух стран.

К примеру, успешно прошла Школа молодых историков, объединившая студентов исторических факультетов Западно-Казахстанского университета им. М.Утемисова (г. Уральск, Казахстан), Актюбинского университета им. К.Жубанова (г. Актобе, Казахстан) и Оренбургского госуниверситета (г. Оренбург, Россия). В ней приняли участие свыше 20 видных историков, экспертов из Москвы, Алматы, Нур-Султана. Обсудили острые вопросы колонизации, так называемого «голодомора», исторического наследия Великой Отечественной войны. По просьбе казахских коллег школа станет традиционной.

Молодые люди, студенты, посещающие Россию, которые в большинстве едут за границу впервые, после пребывания в международных лагерях, школах, организуемых в Оренбурге, общаясь со своими сверстниками, открывают для себя как бы другой мир, смотрят на Россию по-новому, изменяют свои взгляды, представления о стране, о людях. Об этом свидетельствуют их отзывы перед отъездом домой.

В организации уделяется внимание работе с молодежью России и Казахстана еще и потому, что молодые люди не имеют опыта совместного проживания. За последние годы АНО «Содружество народов Евразии» организовала и провела международную молодежную акцию «Гагаринский старт: от Оренбурга до Байконура», молодежные форумы «Мы нашей дружбою сильны», «Соседи», «Мы+Бiз» (г. Оренбург, Россия). Они охватили казахстанцев из приграничных с Оренбуржьем Актюбинской, Западно-Казахстанской и Костанайской областей Республики Казахстан. Участниками этих мероприятий стали наиболее активные, неравнодушные, творческие, инициативные ребята с выраженной гражданской позицией, заинтересованные в будущем своих стран. С казахстанской стороны участвовали активисты молодежного крыла «Жас Отан» правящей президентской партии «Нур Отан», республиканского молодежного объединения «Жас Улан», регионального молодежного объединения «Кенес», вокалисты и участники творческих коллективов, студенческих театров «Буффонада», «Кемал» и «Тумар», студенты 13 высших и средних образовательных учреждений Актобе, Костаная, Уральска.

С российской стороны их постоянными спутниками были представители Молодежного правительства и парламента Оренбургской области, активисты «Молодой гвардии Единой России», Российского союза молодежи, Евразийского движения РФ, Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций, Ассоциации национальных молодежных общественных объединений Оренбургской области «ВМЕСТЕ», движений «Волонтеры Победы», «Оренбургские добровольцы», областного военно-патриотического поискового клуба «Патриот», члены студенческих трудовых и педагогических отрядов.

Живое непосредственное общение молодых сверстников из Казахстана и России на разнообразных «круглых столах», тренингах, мастер-классах, выставках, экскурсиях и интерактивных квестах, танцах и конкурсах, вечерах национальной культуры, концертах, кинопоказах, совместной экологической акции и флешмобе способствовало преодолению стереотипов, знакомству друг с другом, завязыванию творческих контактов, дружеских связей, которые являются залогом сохранения и развития традиционных добрососедских отношений двух стран.

Основой для сплочения народов на пространстве бывшего СССР является сохранение исторической памяти об общем прошлом, подвигах и достижениях. Поэтому АНО «Содружество народов Евразии» ставит одной из важнейших целей противодействие попыткам фальсификации истории, направленной на разжигание ненависти между народами.

К сожалению, сегодня в центральноазиатских странах молодежь плохо знает историю Великой Отечественной войны. Там пишут и говорят в основном о Второй мировой войне. Поэтому проблема сохранения исторического наследия об общей Победе народов СССР, а ныне их потомков, живущих в независимых государствах, сегодня очень актуальна и важна.

Накануне 75-летия Победы АНО инициировала и провела научную конференцию в Ташкенте «Эшелоны идут на Восток. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны в Узбекистане». Соорганизаторами выступили коллеги из Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами. Российские ученые из Оренбурга, Москвы, Санкт-Петербурга представили архивные материалы о вкладе Узбекистана в Победу.

Как известно, из Узбекистана ушли на фронт более 1,4 млн человек, 659 тысяч из них не вернулись или пропали без вести. В республике было сформировано 15 дивизий и бригад. Из оккупированных территорий в Узбекистан были эвакуированы сотни тысяч человек, в короткие сроки там начали производство 100 эвакуированных предприятий. На фронт поставляли самолеты, авиамоторы, мины, минометы. Республика приняла 89 детских домов. Тысячи детей были приняты в узбекские семьи. 

После исторического визита в Узбекистан Президента РФ В.В.Путина в 2019 году и ответных рабочих и официального визитов Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева успешно развиваются экономические, торговые, гуманитарные связи двух стран. К 75-летию Победы в Ташкенте открыт грандиозный Парк Победы.

В странах Центральной Азии, да и России существует проблема противодействия религиозному экстремизму. Можно назвать десятки наиважнейших структур, организаций, профессионально занимающихся этой проблемой. Но вместе с тем общепризнано, что одними правоохранительными, оперативно-розыскными, репрессивными мерами невозможно искоренить такие явления, как религиозный экстремизм, инициирующие его факторы, мировоззренческие установки людей, в том числе состоящих в группе риска. По-прежнему в России, Казахстане пресекаются попытки совершения террористических актов.

Поэтому одним из направлений деятельности АНО является продвижение идеи о необходимости объединения усилий и установления новых связей между государственными и общественными структурами, регулируемыми лидерами научно-экспертного сообщества России, Казахстана, Кыргызстана для борьбы с общими трансграничными угрозами экстремизма и терроризма.

АНО проводит экспертные площадки по изучению этих проблем в городах России, Казахстана, Кыргызстана с приглашением специалистов из Антитеррористического центра государств-участников СНГ, Института востоковедения РАН, различных религиозных организаций приграничных областей, экспертов из Нур-Султана, Алматы, Актобе, Уральска и Оренбурга.

Несомненно, эффективность проводимой работы зависит от партнеров в соседних странах. Налаживание связей с организациями, государственными, учебными заведениями при подготовке и реализации того или иного проекта - одна из важнейших задач НКО. Однако с учетом сформировавшегося негативного отношения в ряде стран к деятельности зарубежных НКО это превращается в проблему. Конечно же, помогают договоры, меморандумы, заключенные между вузами (а именно Ташкента, Алматы, Бишкека, Уральска, Актобе и Оренбурга).

В России обучается много иностранных студентов - как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Например, только в Оренбургском госуниверситете обучается около тысячи граждан Казахстана. И здесь, как нам представляется, необходимо определить механизмы влияния «мягкой силы» через потенциал обучающихся зарубежных студентов.

К примеру, только из Республики Казахстана в России обучаются десятки тысяч граждан этой страны. Большое их количество обучается в вузах приграничных регионов. Велико число и абитуриентов.

Поиск эффективных инструментов использования «мягкой силы» - по-прежнему важнейшая задача для российского общества. Необходимо расширение и привлечение новых участников к деятельности в этой сфере. Как известно, руководство МИД России заинтересовано в самом активном и межрегиональном участии институтов гражданского общества в международной деятельности. По словам С.В.Лаврова, «диалог по линии широкой общественности неизменно способствует поддержанию доверия и взаимопонимания, помогает различным народам лучше узнавать друг друга» [1].

Речь идет о национальных общественных организациях, функционирующих в стране. Согласно законодательству РФ, они представлены в виде национально-культурных автономий, национальных центров, просветительских обществ. В стране их тысячи, они могут играть заметную роль и в международных отношениях, выполняя роль народной (общественной) дипломатии. В качестве примера на федеральном уровне можно привести взаимодействие Ассамблеи народов России и Ассамблеи народа Казахстана. Позитивные практики имеются и в приграничных регионах двух стран. Как известно, Ассамблея народа Казахстана, образованная более четверти века назад, является одним из механизмов сохранения этнополитической стабильности в стране. В регионах есть отделения, с которыми представители региональных ассамблей народов России заключают договоры, соглашения, меморандумы о сотрудничестве. Так, между Советом Ассамблеи народов Оренбургской области и Советом Ассамблеи народа Актюбинской, Западно-Казахстанской областей Республики Казахстан заключено соглашение о взаимодействии. Этими документами предусматривается:

- вовлечение институтов гражданского общества Оренбургской области Российской Федерации, Актюбинской и Западно-Казахстанской областей Республики Казахстан в диалог между Сторонами;

- реализация стратегий государственной национальной политики Российской Федерации и Республики Казахстан по обеспечению единства народов, целостности государств, сохранению этнокультурного многообразия, укреплению гражданского и межнационального согласия и стабильности в обществе;

- приверженность Сторон принципам прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, культуры, обычаев, отношения к религии, убеждений, межэтнического и межконфессионального согласия мира, духовности на региональном пространстве;

- обмен опытом, совершенствование международных стандартов в сфере межэтнических отношений.

Формы сотрудничества различны. Это обмен опытом, информацией, специалистами, экспертами, представителями этнокультурных объединений. Практикуется проведение совместных мероприятий: конференций, «круглых столов», экспертных площадок, реализация различных проектов. Ассамблеи двух стран принимают меры и создают благоприятные условия, направленные на сохранение и развитие национальных языков, культурного потенциала и культурного наследия народов, проживающих на сопредельных территориях областей, на позициях взаимной выгоды и взаимопомощи. Проводятся встречи руководителей организации как на территории России, так и Казахстана. Делегации от ассамблей, представляющих две страны, участвуют в работе форумов, съездов.

Как известно, в наших странах функционируют русские и казахские национальные организации, члены которых, являясь гражданами страны проживания, способствуют сохранению своей национальной идентичности, помогают сохранять родной язык и национальную культуру. К примеру, в Оренбургской области функционируют 120 национальных организаций, которые представляют 25 этнических общностей. В том числе успешно функционируют 15 казахских организаций, которые входят в состав Ассоциации казахов Оренбуржья. Аналогичные организации представляют русское население в Казахстане. Стратегия государственной национальной политики до 2025 года, утвержденная Президентом РФ В.В.Путиным, ставит задачу «использовать механизмы приграничного сотрудничества в целях этнокультурного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свободного общения семей этнических общностей, проживающих в приграничных территориях» [3].

Большую роль в эффективной деятельности общественных организаций играет подготовка кадров руководителей НКО. Следует отметить позитивный опыт Республики Казахстан в этой сфере. Как известно, в ряде вузов страны открыты кафедры Ассамблеи народа Казахстана. Даже беглое знакомство с программой этих структур дает возможность говорить об этом, как о бесценном опыте. Кафедра занимается не только подготовкой кадров, но и обучением руководителей НКО.

Говоря о взаимодействии институтов гражданского общества России и Казахстана, нельзя не отметить позитивную роль женских, молодежных организаций двух стран, где накоплены значительные позитивные практики.

Таким образом, в последние годы все более возрастает роль активных некоммерческих партнерств, общественных организаций, выполняющих миссию по установлению тесных отношений с такими же некоммерческими структурами в Казахстане, странах Центральной Азии и Южного Кавказа. Несомненно, разноплановая международная деятельность некоммерческих организаций направлена на достижение долгосрочных внешнеполитических целей и является одним из важных инструментов современной российской внешней политики.

 

Источники и литература

  1. Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова на встрече с представителями российских региональных некоммерческих организаций. Москва, 24 июня 2019 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации // URL: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3697360 (дата обращения: 26.05.2022).
  2. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. №640 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. №49. Ст. 6886.
  3. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №52. Ст. 7477.