Очередные парламентские выборы в Германии* (*27 сентября 2009 г. в Германии прошли парламентские выборы.) и последующая смена правительственной коалиции вновь поставили на повестку дня вопрос о перспективах российско-германских отношений. После проигрыша на выборах из нового правительства вместе с социал-демократами ушел вице-канцлер Ф.-В.Штайнмайер - автор известной концепции «Партнерство во имя модернизации»**. (**См., например, Совместное заявление саммита Россия - ЕС в Ростове-на-Дону по «Партнерству во имя модернизации», а также материалы визитов Д.А.Медведева в Норвегию и Данию весной 2010 г.)  Примечательно, что именно эта концепция, зародившаяся в рамках российско-германской кооперации, предложена в качестве базовой модели развития отношений как между Россией и ЕС, так и между Россией и другими странами Европы. На смену СДПГ, исторически ориентированной на конструктивное сотрудничество с Россией, пришли свободные демократы во главе с Г.Вестервелле, традиционно критикующие Российское государство и его руководство. Определенные опасения наблюдатели связывали именно с этим политиком, занявшим пост министра иностранных дел (как представлялось в самом начале деятельности новой коалиции, он был способен внести диссонанс в двусторонние отношения).

Однако опасения в целом не подтвердились. Отличительным моментом по сравнению с прошлой коалицией было отсутствие в новом правительственном заявлении упоминания о стратегическом характере партнерства и несколько более сдержанный тон относительно целей и задач перспектив отношений с Россией. Представляется, что это стало даже положительным фактором, так как сняло ненужные дискуссии о понятии стратегического партнерства. Как правило, у европейских и немецких экспертов были относительно противоположные точки зрения на него. Кроме того, в последующем новый вице-канцлер официально занял вполне конструктивную позицию: «Мы видим в России стратегического партнера не только в вопросах экономики и торговых отношений. Мы нуждаемся в партнерстве и во всех других сферах: в деле защиты климата, энергетике, вопросах европейской безопасности, прежде всего это касается сокращения вооружений или разрешения международных конфликтов, как, например, с Ираном»1.

Итак, прошедшие месяцы, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что отношения не ухудшились и предполагаемая стагнация не наступила. С немецкой стороны сохранились основные представления о необходимости поддерживать процессы модернизации в России через широкомасштабную двустороннюю кооперацию. Более критический тон со стороны федеральных министров - иностранных дел, экономики и технологий, прозвучавший во время их первых официальных визитов в Москву (Г.Вестервелле - ноябрь 2009 г., Р.Брюдерле - февраль 2010 г.), вполне уравновешивается взвешенной позицией Федерального канцлера Ангелы Меркель. Однако по состоянию на начало лета 2010 года не произошел и качественный прорыв в развитии двусторонних связей. Можно констатировать, что их уровень, как и прежде, достаточно высок и конструктивен: сотрудничество продолжает постепенно развиваться во всех сферах. Германия остается ведущим западным внешнеполитическим партнером России, с которым создана наиболее развитая институциональная и договорно-правовая база отношений. Более того, нынешний год дает целый ряд неформальных поводов для всестороннего обсуждения итогов и будущего двусторонних связей* (*На 2010 г. приходится сразу несколько важных дат совместной истории - 65-летие окончания Второй мировой войны, 20-летие объединения Германии, 20-летие Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии, 20-летие двустороннего Договора о партнерстве и сотрудничестве, 55-я годовщина установления дипломатических отношений между ФРГ и СССР.) .

В первую очередь это касается сферы внешней политики и безопасности. За прошедшие месяцы получила развитие идея российского Президента Дмитрия Медведева о новой архитектуре европейской безопасности. Германия, как и Запад в целом, проявила сдержанно-конструктивное отношение к сформулированным в конце ноября 2009 года конкретным российским предложениям по Договору о европейской безопасности (ДЕБ), хотя некоторые его положения немецкой стороне не совсем понятны и/или приемлемы.

Например, немецкие эксперты оценили предложенный документ как упакованную в сухие международно-правовые формулировки попытку Москвы ослабить роль НАТО в европейской политике безопасности и не допустить присоединения к Североатлантическому альянсу стран, которые Россия относит к сфере своих интересов (Грузия и Украина). С их точки зрения, государства Европы, если они пойдут на такое соглашение с Россией, окажутся в состоянии конфликта с собственными обязательствами, вытекающими из членства в НАТО. Они обращают особое внимание на вторую статью проекта Договора о евробезопасности, согласно которой его потенциальные участники обязуются воздерживаться от действий или мероприятий, «существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких участников договора»2. Критике подвергается и тот факт, что в проекте договора не уточняются критерии, по которым можно было бы судить, чтó именно следует расценивать как мероприятие, существенно затрагивающее интересы чьей-либо безопасности. Кроме того, многие немецкие эксперты сразу же высказывали точку зрения, что безопасность в Европе следует обеспечивать в рамках существующих структур, таких как ОБСЕ и Совет Россия - НАТО.

Позитивным моментом можно считать попытки немецких политиков найти в них рациональное зерно. Можно привести высказывание члена Комитета Бундестага по международным делам от правящей партии ХДС/ХСС К.-Г.Велльманна, возглавляющего во фракции группу по России: «Это очень интересно, очень существенно, и позиция германского правительства и германского парламента такова: давайте серьезно обсуждать эти предложения»3.

При этом Германия, как и другие западные страны, по-прежнему считает НАТО основным гарантом современной системы безопасности. Отсюда интересной, на мой взгляд, представляется высказанная бывшим министром обороны ФРГ Ф.Рюе и рядом его коллег в марте этого года идея о возможности вступления России в НАТО и формирования на этой основе новой системы безопасности4. Тогда же в поддержку широкого обсуждения предложения Президента Д.Медведева «о создании нового партнерства безопасности» выступила А.Меркель. Она считает, что партнерство следует рассматривать в формате Франция - Германия - Россия. Одной из причин такого предложения стало то, что ОБСЕ, будучи ведущей площадкой по обсуждению инициативы Президента Д.Медведева, в то же время «не самая динамичная организация», поскольку объединяет сегодня 56 стран не только в Европе, но и Северной Америке и Азии. Их интересы достаточно противоречивы, и согласовать решение, удовлетворяющее сразу всех, крайне сложно.

Следовательно, можно согласиться с мнением А.Меркель, что в таких условиях одно из решающих мнений при обсуждении вопросов безопасности должно принадлежать главным европейским державам. Данное намерение свидетельствует о том, что ведущие страны - члены ЕС и НАТО заинтересованы прийти к компромиссу, невзирая на позицию США, но понимая, что построить новую архитектуру безопасности в Европе без участия США невозможно. С точки зрения Германии важны и другие площадки для дискуссий, в число которых входят предстоящие в Екатеринбурге летом этого года германо-российские Межгосударственные консультации на высшем уровне. Кроме того, ФРГ (как и другие ведущие страны ЕС) убеждена в необходимости и впредь развивать сотрудничество между НАТО и Россией.

В последнее время российская сторона, поддерживая немецкую точку зрения, также постоянно говорит о том, что обсуждение темы европейской безопасности будет продолжено в различных форматах и что Россия не воспринимает как догму свое предложение о новой архитектуре европейской безопасности. Россия готова его модифицировать, но при условии адекватных возможностей обсуждать соответствующие вопросы. Представляется, что узкоформатный уровень дискуссий по Договору о европейской безопасности (ДЕБ) (Германия - Франция - Россия, Россия - СНГ и т.д.) может стать достаточно эффективным инструментом, который позволит разработать конкретные конструктивные механизмы и вынести их на дискуссионную площадку ОБСЕ. Логическим развитием российско-германского обсуждения этой идеи стал меморандум Д.Медведева и А.Меркель, который они подготовили во время рабочей встречи в Берлине 5 июня этого года относительно создания комитета Россия - ЕС по вопросам безопасности. Предполагается, что новая структура будет заниматься разработкой конкретных рекомендаций по урегулированию кризисных ситуаций на европейском пространстве.

Кстати, этот рабочий визит, который состоялся почти сразу после саммита России - ЕС, стал достаточно неожиданным как для российских, так и немецких экспертов. Он был хорошо подготовлен и наполнен конструктивным содержанием. В ходе визита были уточнены и согласованы позиции сторон по европейской безопасности, безвизовому обмену, международным санкциям в отношении Ирана, международной финансовой системе, в том числе по еврозоне. Не случайно его итогам мировое экспертное сообщество уделило особое внимание. Представляется, что рабочие встречи руководителей РФ и ФРГ в дальнейшем пройдут именно в таком формате и будут привязаны как к международным, так и двусторонним саммитам.

ФРГ и после смены правительственной коалиции активно призывает Россию улучшить отношения с США. Продолжается сотрудничество двух стран по Афганистану, довольно много точек соприкосновения по Ирану и другим ключевым международным вопросам. Есть и жесткие различия в позициях сторон, например в отношении «Восточного партнерства»5. Стоит отметить конструктивную позицию по отношению к России, которую продолжают отстаивать социал-демократы* (*См., например, запрос фракции СДПГ под названием «Партнерство во имя модернизации с Россией - совместная безопасность с Европой посредством более тесной кооперации и переплетения», сделанный в Бундестаге 23.03.2010 (http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/17/011/1701153.pdf).) .

Немецкие политические деятели и эксперты сохраняют высокую степень внимания к российской внешнеполитической сфере в целом, что среди прочего проявляется в их частых визитах в Россию, постоянных контактах с российскими коллегами, активная роль в которых по-прежнему принадлежит российским представительствам всех немецких партийно-политических фондов.

Традиционно важной во взаимоотношениях наших стран продолжает оставаться сфера экономики. В 2008-2009 годах она оказалась под жестким влиянием мирового финансового кризиса. На смену продолжительной позитивной динамике пришло резкое сокращение взаимных потоков товаров, услуг и капиталов. Наряду с падением мировых цен на энергоносители западноевропейские, в том числе и немецкие, клиенты российских энергетических компаний сократили потребление нефти и газа - основы российского экспорта. Снижение покупательского спроса в России привело к резкому сокращению внутреннего производства и импорта, особенно машин, оборудования, химической, электротехнической продукции, строительных материалов, то есть основных немецких товаров, поставляемых на российские рынки. В итоге взаимный товарооборот снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом почти на 34% - с 68,4 млрд. евро до 45,3 миллиардов** (** Данные Федерального статистического ведомства Германии (www.destatis.de). По данным Федеральной таможенной службы России, объем российско-германской внешней торговли снизился с 67,3 млрд. долларов до 39,9 млрд. долларов, то есть более чем на 40%. ).

Тем не менее в условиях кризиса немецкому бизнесу в России удалось сохранить ведущие позиции. Абсолютное большинство немецких компаний (по данным Российско-германской внешнеторговой палаты (РГВП), более 6 тыс. фирм из ФРГ ведут бизнес в 80 российских регионах) приняло решение продолжать свою деятельность на российских рынках. По данным опроса, проведенного РГВП в декабре 2009 года6, среди немецких компаний в России наблюдается улучшение делового климата: 40% опрошенных фирм планировали в ближайшие 12 месяцев осуществить инвестиции в российскую экономику; 48% - создать дополнительные рабочие места. Причем 46% респондентов утверждали, что либо лишились размещенных у них заказов из-за наступления финансового кризиса, либо их исполнение поставлено под вопрос. Большинство опрошенных компаний оптимистично настроены относительно перспектив развития российско-германских экономических отношений при новой правительственной коалиции в Германии. Важно, что немецкий бизнес в целом положительно оценил антикризисные меры российского правительства, но при этом он ожидает от него дальнейшие шаги в области реформирования экономики.

Оптимистические оценки немецких фирм подтверждает статистика. По данным Роскомстата, в январе-марте 2010 года внешнеторговый оборот с Германией по сравнению с тем же периодом 2009 года вырос на 150%. По всей видимости, положительная тенденция сохранится до конца 2010 года. К сожалению, она наблюдается на фоне сохранения неэффективной товарной структуры российского экспорта, и перспектив ее изменения пока не видно.

Не теряет свою динамику реализация стратегически инвестиционных проектов («проектов-маяков»), среди которых основное место по-прежнему занимает газопровод «Норд Стрим». После получения необходимых разрешений Финляндии, Швеции и Эстонии проект перешел в завершающую стадию.

Опираясь на традиции многолетнего сотрудничества с «Газпромом», немецкий концерн «Е.ОН Рургаз» продолжает свои широкомасштабные инвестиции в экономику России. В 2007 году он приобрел контрольный пакет акций Оптовой генерирующей компании №4 (ОГК-4) - крупнейшей отечественной электрогенерирующей компании. Объем совокупных капиталовложений в российские электрогенерирующие мощности уже составил 5,6 млрд. евро. В ближайшие три года по условиям договора с российской стороной немецкое предприятие завершит сооружение девяти новых электростанций, а совокупный объем инвестиций «Е.ОН» в энергетику России может достичь 9-11 млрд. евро.

Расширил продуктовую линейку и объемы выпуска завод «Фольксваген» в Калужской области - крупнейший проект среди иностранных компаний в отрасли. Его объем составляет почти 600 млн. евро. Фактически он стал основой для создания автомобильного кластера в этом регионе. За «Фольксвагеном» в область идут не только производители автокомплектующих: его позитивный опыт привлекает и немецких инвесторов из других отраслей. Так, в этом году компания «Берлин-Хеми» начала строительство фармакологической фабрики в этом же регионе. Интересно, что в Калужской области ранее не было ни автомобильного, ни фармакологического производства. Инвесторы предпочитают делать инвестиции «на зеленом лугу» в условиях благоприятной хозяйственно-правовой среды, которую обеспечивает региональная администрация.

Концерн «Даймлер» последовательно увеличивает свои инвестиции в КамАЗ, который, кстати, несколько лет назад создал два совместных предприятия с немецкими фирмами по производству высококачественных автокомплектующих, в которых нуждаются все иностранные автопроизводители в России для локализации своего производства, которое постоянно расширяется. Так, в мае этого года на совместном предприятии «Кнорр-Бремзе Кама» в Набережных Челнах была запущена новая линия по выпуску автокомплектующих.

Продолжает реализацию своих проектов концерн «Сименс», в том числе в рамках стратегического сотрудничества с госкорпорацией «Росатом» и  ОАО «РЖД». Концерн продолжает проекты и в других сферах. Так, он планирует в 2010 году приступить к строительству завода по выпуску силовых трансформаторов в Воронежской области стоимостью 35 млн. евро.

Позитивные ожидания у немецкого бизнеса сохраняются относительно участия в проектах, связанных с Олимпиадой 2014 года в Сочи.

Одним из важнейших направлений кооперации становится сфера энергосбережения и эффективного использования энергии. В ноябре 2009 года в России был принят соответствующий Федеральный закон (№ 261-ФЗ), открывающий дополнительные возможности для немецкого бизнеса в этой сфере. Постепенно, преодолевая трудности, разворачивает свою деятельность Российско-германское энергетическое агентство РУДЕА, созданное в 2009 году. Направления его деятельности затрагивают практически все сферы народного хозяйства России. В роли пилотной территории для проектов РУДЕА выбран город Екатеринбург, в частности городской микрорайон Химмаш. Проект предусматривает и повышение энергоэффективности завода Уралхиммаш. Кроме того, обсуждается сотрудничество РУДЕА с корпорацией «Урал промышленный - Урал Полярный» в области разработки модели энергосбережения для всех регионов Уральского федерального округа.

Еще в феврале 2009 года Минэнерго России, власти Свердловской области и Екатеринбурга договорились с компанией «Сименс» о проведении исследований и внедрении энергосберегающих разработок в столице Среднего Урала. По подсчетам немецких специалистов, экономия от энергосберегающих мероприятий в Екатеринбурге составит 4,1 млн. тонн условного топлива. При инвестировании в городское хозяйство 3,6 млрд. евро его энергоемкость к 2020 году может быть снижена в 1,5 раза. При этом финансовая экономия достигнет более 3 млрд. евро7.

К стратегическим областям экономической кооперации, имеющих народнохозяйственное значение для России, относятся также сферы строительства и ЖКХ, здравоохранения, транспорта и логистики. Мне представляется, что надо более активно передавать российским региональным администрациям немецкий опыт региональной политики. Самой высокой оценки заслуживает деятельность администрации Калужской области, которая во многом благодаря консультационной поддержке Федеральной земли Саксония смогла стать одним из самых привлекательных хозяйственно-политических и социальных территориальных пространств (штандортов) России для немецких и других иностранных компаний. К сожалению, большинство субъектов РФ продолжает проводить, на мой взгляд, неэффективную региональную (штандортную) политику, которая не учитывает мировой, и особенно немецкий, опыт, что, наверное, служит одной из причин концентрации немецкого бизнеса лишь в нескольких российских европейских регионах.

Вновь стал расти интерес российского бизнеса к инвестициям в Германию. Отчасти он связан и с изменением курса немецкого государства, которое перешло от политики инвестиционного протекционизма к политике поддержки «добропорядочных» капиталовложений. Определенные выводы обе страны сделали из ряда неудавшихся проектов отдельных российских компаний, в том числе в сфере немецкого судостроения и авиационных перевозок, а также несостоявшейся сделки по приобретению предприятий «Опель», входящих в концерн «Дженерал Моторс». Уроки необходимо учесть при возможных приобретениях отечественными нефтяными компаниями нефтеперерабатывающих предприятий в ФРГ. Традиционно привлекательными для российских инвесторов в Германии остаются объекты целлюлозно-бумажной, химической, металлургической промышленности, а также сферы оптовой и розничной торговли, предприятия финансового сектора, логистики и туризма.

Активную политику в сфере поддержки интересов российского бизнеса в Германии ведет недавно созданная компания «Джёрмани Трэйд энд Инвест», а также земельные общества содействия экономическому развитию. Пока количество новых российских инвесторов растет медленно, но, на мой взгляд, тенденция к росту должна сохраниться, и, возможно, через несколько лет мы увидим в ФРГ более солидное российское бизнес-сообщество как крупных, так и средних и малых фирм. Например, по данным компании «НРВ-Инвест», которая занимается сопровождением предпринимателей, желающих работать в  крупнейшей в ФРГ земле Северный Рейн-Вестфалия, на ее территории в конце 2009 года было зарегистрировано около 300 российских компаний. Они работают в области машиностроения, химической промышленности, торговли сырьем (рудой, древесиной), занимаются информационными технологиями, логистикой. Российские инвесторы нередко проявляют интерес к покупке немецких предприятий или участию в их капитале. Например, российский металлургический концерн «Мечел» купил вестфальскую компанию «ХБЛ Холдинг», занимающуюся продажей металлопродукции.  Другая российская  компания приобрела в Дортмунде фирму «Оптоган», которая работает в сфере  микротехнологий и  разрабатывает светодиоды. В целом специалисты «НРВ-Инвест» отмечают, что российские инвесторы в настоящее время очень активны в сфере био- и нанотехнологий8.

Хотелось бы выразить надежду, что деятельность отечественных бизнесменов в Германии будут поддерживать не только немецкие федеральные и земельные структуры, но и Российское государство и его субъекты.

Среди прочего надо учитывать, что рамочные условия хозяйствования в ФРГ имеют не только свои преимущества, которые и привлекают российских инвесторов, но и недостатки, связанные со сложной системой налогового администрирования, зарегулированным рынком труда, непростой системой пенсионного и больничного страхования. Немецкое государство не только давно уже определило слабые стороны действующего в стране механизма социального рыночного хозяйствования, но и в течение последних десятилетий пытается проводить необходимые реформы. Одна из проблем заключается в том, что партийно-политический ландшафт ФРГ традиционно связан с формированием коалиционных правительств. Партнеры по коалиции не всегда находят понимание по ключевым вопросам реформ. Разногласия приводят к медленному наполнению реформ конкретным содержанием, что вызывает недовольство основной массы электората деятельностью партий, а нередко служит причиной последующей смены партнера по правительственной коалиции во время очередных выборов.

Такая ситуация наблюдается в ФРГ как на федеральном, так и на земельном уровне начиная с 1998 года. Последним примером стали выборы в земле Северный Рейн-Вестфалия в мае этого года, когда избиратели проголосовали против политики реформ коалиционного правительства ХДС/ХСС и СвДП. В результате эти партии утратили большинство в верхней палате парламента - Бундесрате и перспективы реформ стали еще более непредсказуемыми. А в конце нынешнего мая неожиданно в отставку ушел Федеральный президент Хорст Кёлер, еще более обострив внутриполитическую ситуацию в стране. Среди прочего вновь на повестке дня оказались вопросы доверия электората к партиям правящей коалиции. Поэтому возрастает роль разнообразной поддержки российских инвесторов на немецких рынках, в том числе с помощью политического консалтинга.

В области совместного экономического сотрудничества остается нерешенным ряд проблем. По-прежнему немецкий малый и средний бизнес с опаской смотрит на рискованный российский рынок, чему в немалой степени способствует негативный образ России - его изо дня в день активно формируют немецкие средства массовой информации. Это одна из причин того, что общее количество немецких фирм в России абсолютно не отвечает потенциалу немецкой экономики. Медленно улучшаются условия в сфере финансирования экспортных поставок в Россию. Соглашение между ВЭБ и Кредитанштальтом фюр Видерауфбау Импекс банком о кредитной линии в 500 млн. евро (июль 2009 г.) не улучшило условия кредитования коммерческими банками сделок между немецкими и российскими компаниями* (*Положительным моментом следует считать готовность германской стороны оказать поддержку России в обмене опытом по созданию отечественного Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Кроме того, готовится новое рамочное кредитное соглашение между Внешэкономбанком и банковской группой «КфВ» о реализации инновационной программы в области малого и среднего предпринимательства, которое должно быть подписано в середине июля 2010 г. во время 12-го раунда Межправительственных консультаций в Екатеринбурге.).

К сожалению, медленно улучшаются и общие рамочные условия для хозяйственной деятельности в России на федеральном уровне. Иногда они становятся даже хуже. Растет недовольство немецких предпринимателей ужесточением режима пребывания иностранных бизнесменов в России, в том числе получения разрешений на передвижение по российской территории. Об этом они говорили на встрече с бывшим Федеральным канцлером Г.Шрёдером на ежегодном заседании Германо-российского форума в Москве в марте этого года. Соответствующая жесткая критика звучит и со стороны министра экономики и технологий ФРГ Р.Брудерле, представляющего в правительстве интересы свободных демократов, и со стороны немецкого бизнес-сообщества. Например, немецкая сторона считает недавнее введение Россией заградительных пошлин на ввоз сельскохозяйственного оборудования мерой неоправданной.

К общим негативным факторам, осложняющим деятельность на российских рынках, немецкие фирмы по-прежнему относят отсутствие прозрачности в административных решениях, сложный таможенный порядок, произвол органов власти и бюрократию, законы и указы, которые нередко противоречат друг другу, препятствия со стороны органов налоговой системы (например, при возмещении налога с оборота импорта), сборы пожарных и санитарных служб, сложности с лицензированием и регистрацией. Справедливости ради надо отметить и преимущества российских рынков, на которые указывает немецкий бизнес: высокий индекс прибыльности, очень хорошие рыночные перспективы, сильная внутренняя конъюнктура, ликвидные заказчики (государство и экономика), высокая потребность промышленности в средствах производства, очень благоприятные инвестиционные условия в некоторых регионах, позитивное восприятие бренда «Made in Germany» (качество, надежность, сервис), растущие правовые гарантии, относительно прозрачная налоговая система.

В то же время надо отметить все более активную и успешную деятельность Германо-российской внешнеторговой палаты в сфере продвижения интересов как немецких, так и российских фирм. Так, в ноябре 2009 года она провела для своих членов конференцию на тему «Антикоррупционные меры и стандарты в предпринимательской практике в России». Представители российских и немецких фирм проявили большой интерес к объединению в рамках инициативы по ведению своей деятельности в полном соответствии с требованиями действующего российского законодательства и созданию в России критической массы предприятий, которые обязуются соблюдать принятые международные антикоррупционные стандарты. 21 апреля 2010 года было подписано соответствующее соглашение. В его основу легли «Принципы противодействия взяточничеству», выработанные по инициативе Всемирного экономического форума - Partnering Against Corruption Initiative (PACI)9. Примечательно, что это событие произошло спустя всего неделю после того, как Президент РФ подписал национальную антикоррупционную стратегию.

Россия на уровне президента и премьер-министра заявила о необходимости встать на путь модернизации и инновационного развития. Российское государство заинтересовано в углублении двусторонней кооперации в этих сферах. Однако качественных изменений пока достичь не удается. На мой взгляд, проблема связана не только с рамочными условиями, но и объективной нехваткой российских управленцев, обладающих навыками и знаниями в области инновационного менеджмента и менеджмента инноваций. ФРГ и РФ продолжают сотрудничать в области подготовки управленческих кадров, и Германия поддерживает так называемую российскую Президентскую программу с 1998 года: несколько тысяч ее выпускников уже побывали на стажировках в ФРГ.

Хотел бы обратить внимание и на программу тренинга для немецких менеджеров в России, проводимую с 2006 года и финансируемую за счет средств российских налогоплательщиков. В текущем году предусмотрены стажировки в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Кемерове, Барнауле, Омске, Томске10. Анализ конкретных результатов стажировок российских и немецких менеджеров свидетельствует о том, что многие проблемы в экономическом сотрудничестве могут быть решены не только за счет благоприятных рамочных условий хозяйствования и новых управленческих знаний, но и за счет повышения межкультурной компетенции управленцев, в том числе понимания модели поведения партнера, его целей, желаний и т.д.

На этой ноте и хотелось бы закончить данную статью. Независимо от глобальных, национальных, региональных и прочих условий российско-германская кооперация во всех сферах, в том числе и не затронутых выше областях научно-технического сотрудничества, культуры, образования, молодежных и студенческих обменов, будет иметь шансы для поступательного развития, если носители решений на всех уровнях будут способны эффективно решать актуальные задачи и проблемы. Как говорится, «кадры решают все». Очень хотелось бы, чтобы кадры решали все правильно…

 

 

 1http://www.dwelle.de/dw/article/0,,4997826,00.html

 2Ibid.

 3http://www.rian.ru/politics/20091221/200648002.html

 4http://www.spiegel.de/spiegel/vorab/0,1518,682107,00.html

 5См., например: Ochmann C. Die Zukunft der Östlichen Partnerschaft aus deutscher Sicht. Bertelsmann Stiftung, Gütersloh. Mai 2010. 12 S.

 6Деловой климат в России 2009. 7-й опрос Российско-германской внешнеторговой палаты и Восточного комитета немецкой экономики. Москва, 2009. С. 8.

 7http://www.uralinform.ru/armnews/news118216.html

 8http://www.expert.ru/printissues/countries/2009/08/promushlennost_dolzhna_ostatsya/

 9http://russland.ahk.de/ru/mitglieder/komitety/praktika-biznesa/initiative-compliance

10См. подробности на: www.gc21.inwent.org