2022 год стал свидетелем продолжения стремительного изменения геополитической обстановки, детерминированной как внутренними, так и внешними угрозами безопасности стран СНГ. Не успели мы осознать произошедшие в конце августа прошлого года события в Афганистане, связанные с переходом, а фактически захватом власти движением «Талибан» (по-прежнему остающимся признанным террористической организацией в Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Узбекистане) при преступном попустительстве и содействии со стороны американцев, как год текущий приготовил нам новые испытания. Причем это не только испытания готовности дать отпор деструктивным проявлениям, но готовности продемонстрировать консолидированные подходы к различного рода вызовам.

Конфликты на территориях или в непосредственной близости от границ государств СНГ дали возможность рельефно проступить политическим противоречиям и обозначили отсутствие единого подхода к реагированию на угрозы безопасности в рамках СНГ.

Переход Афганистана под контроль талибов фактически стал прецедентом прихода террористической организации к власти в отдельно взятой стране, если, конечно, не считать год правления в Египте лидера политического крыла «Братьев-мусульман» М.Мурси.

Безусловно, успехи талибов дали повод другим экстремистским группировкам полагать и даже вынашивать идею, что нечто подобное возможно и на других территориях. На этом фоне отмечается активизация террористической пропаганды, в частности на русском и таджикском языках. Это влечет угрозу радикализации для всего Центрально-Азиатского региона. В дополнение к этому в своих заявлениях талибы все чаще делают акцент на построении справедливого государства на законах шариата, уверяют, что покончат с преступностью и совершат прорыв в экономике, что позволяет формировать их положительный облик в глазах населения соседних стран.

Вместе с тем Афганистан по сей день кладезь угрозообразующих факторов. Помимо неснижающегося объема наркопроизводства1, остается нерешенной известная проблема инклюзивности в афганском правительстве. Оставленное американцами после выхода из Афганистана оружие становится объектом контрабанды. Ситуация усугубляется деградацией афганской экономики: еще до прихода талибов к власти ВВП страны на 40% зависел от международной помощи, сейчас ситуация еще хуже сегодня обычный афганец живет на 1-2 доллара в день, имеются факты продажи родителями детей на местных рынках. Также нельзя закрывать глаза на проблему роста беженцев с территории Афганистана. По данным УВКБ2, по состоянию на 31 июля 2022 года с августа 2021 года в соседние страны (Пакистан, Иран, Узбекистан и Таджикистан) выехало более 1,2 млн афганцев.

Невзирая на очевидные вызовы безопасности, исходящие с территории Афганистана, у стран Центрально-Азиатского региона СНГ не выработано единое отношение к произошедшему. Если Таджикистан выступает против выстраивания отношений с талибами, в открытую ставя под сомнение их способность управлять страной3, то Казахстан4, Кыргызстан5 и Туркменистан6 высказываются за налаживание диалога с новой афганской властью. А Узбекистан видит в Афганистане регион возможностей, драйверами развития которого должны стать совместные экономические проекты7.

Стоит отметить, что, несмотря на заверения лидеров «Талибана» об отсутствии устремлений двигаться за пределы Афганистана, талибские власти провинции Фарьяб предъявляли территориальные претензии Туркменистану по возвращению 30-километровой приграничной зоны, перешедшей под его контроль в период присутствия подразделений миссии НАТО «Решительная поддержка».

Но большую озабоченность вызывает не деятельность, а, скорее, возможная бездеятельность талибов в случае, если дислоцирующиеся в северных и северо-восточных провинциях террористические группировки, такие как ИГИЛ, «Джамаат Ансаруллох» и другие, решат предпринять активные действия в отношении стран к северу от афганской границы. Не исключено, что талибы не просто не будут сдерживать подобные действия, но могут их всячески поощрять.

Примечателен в этом плане реалистичный подход российского военного ведомства к оценке текущей ситуации. В ходе состоявшейся 23 июня встречи с казахстанским коллегой министр обороны России С.К.Шойгу отметил, что «там [в Афганистане] ничего не поменялось - ситуация остается довольно напряженной, серьезной. Все то, что там оставили наши американские коллеги, продолжает деградировать, нарастают все те риски, о которых мы говорили»8. Отсутствие позитивных прогнозов развития ситуации подтверждается регулярно проводимыми военнослужащими 201-й российской базы учениями в Таджикистане по защите объектов военной инфраструктуры от нападения боевиков9.

Но не только внешние, но и внутренние экстремистские угрозы становятся головной болью государств Содружества. В январе этого года Казахстан столкнулся с попытками экстремистских организаций инспирировать протестные настроения в обществе и использовать их для дестабилизации ситуации и осуществления государственного переворота. В случае Казахстана была применена тактика максимально быстрой эскалации протестов путем привлечения радикальных структур и иностранных боевиков-террористов. Хотелось бы сделать акцент на том, что положение удалось стабилизировать благодаря не только действиям властей, но и решению задействовать коллективные миротворческие силы ОДКБ, костяк которых составили российские военнослужащие.

Помогая странам СНГ в различных кризисных ситуациях, Россия вправе рассчитывать на взаимную практическую поддержку при нейтрализации стоящих перед ней вызовов и не оставаться один на один с коллективным Западом.

Таким вызовом уже долгое время является деятельность неонацистских группировок, пристанищем для которых стала территория Украины. Уроки Великой Отечественной войны и память о принесенных жертвах не дают странам постсоветского пространства права спокойно относится к реставрации нацизма, тем более в пределах территории Содружества. Это во многом обусловило начало проведения специальной военной операции.

Следует отметить, что операции предшествовала продолжительная дипломатическая деятельность России с целью обратить внимание мирового сообщества на назревшую проблему. Кроме того, Россия давно уже совершенно четко высказала свое отношение к действующим на территории Украины таким организациям, как «Правый сектор», «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона», «Украинская повстанческая армия», «Тризуб им. Степана Бандеры», «Братство», признав их экстремистскими в судебном порядке в 2014 году. В августе 2022 года террористической организацией был признан украинский батальон «Азов»10. Невзирая на имеющуюся практику признания организаций террористическими/экстремистскими, другие страны СНГ пока никак не обозначили свою позицию в отношении вышеуказанных структур.

Последовательная предупредительная позиция России проявилась также в подготовке резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, направленных на борьбу с героизацией нацизма и неонацизма, вносимых ежегодно начиная с 2005 года на рассмотрение Третьего комитета Генассамблеи. Примечательно, что против резолюции традиционно выступали США и Украина - страны, наиболее пораженные человеконенавистническим недугом. Подавляющее большинство стран СНГ, за исключением Молдовы, придерживающейся нейтральной позиции, на площадке ООН выражают полную солидарность с позицией Москвы по данному вопросу. 

 

Результаты голосования стран СНГ по резолюциям ГА ООН о борьбе с героизацией нацизма и неонацизма в 2017-2021 гг.

Страны СНГ

2017

2018

2019

2020

2021

Азербайджан

За

За

За

За

За

Армения

За

За

За

За

За

Беларусь

За

За

За

За

За

Казахстан

За

За

За

За

За

Кыргызстан

За

За

За

За

За

Молдова

Возд.

Возд.

Возд.

За

Возд.

Россия

За

За

За

За

За

Таджикистан

За

За

За

За

За

Туркменистан

За

За

За

За

За

Узбекистан

За

За

За

За

За

Украина

Против

Против

Против

Против

Против

 

Но когда дело перешло от дипломатических призывов к практическим шагам по денацификации, ситуация несколько поменялась. И здесь полноценным союзником России выступила только Республика Беларусь, которую проблема Украины с учетом общности границ, в отличие от других стран Содружества, затрагивает напрямую, а не косвенно. В свое время именно с территории Украины получали оружие белорусские радикалы, готовившие в стране серию терактов11. Выступая 24 августа текущего года на очередном Совещании министров обороны государств - членов ШОС, министр обороны Беларуси Виктор Хренин высказался за всестороннюю поддержку России, указав, что Украина стала «форпостом навязанной крайне агрессивной политики и разменной монетой в руках своих евроатлантических кураторов»12.

Другие страны СНГ предпочли воздержаться от выражения однозначной поддержки России в украинском вопросе, заняв, судя по всему, выжидательную позицию.

На фоне украинского конфликта вновь обострилась проблема иностранных боевиков-террористов (ИБТ), которой были обеспокоены многие страны мира в разгар сирийской войны. Только теперь никто из западных партнеров не вспоминает резолюции СБ ООН, направленные на противодействие этому феномену. В списки Минобороны России по состоянию на 17 июня попало порядка 7 тыс. боевиков, часть которых уже уничтожена. Для стран СНГ проблема также актуальна, ведь речь идет об ИБТ не только из западных стран. В противном случае вряд ли этим вопросом был бы обеспокоен, например, Комитет национальной безопасности Казахстана13.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в нынешних условиях страны СНГ могли бы выиграть от синхронизации позиций в отношении возникающих вызовов и угроз, в том числе исходящих с территории Афганистана и Украины.

Использование территории Украины коллективным Западом в качестве плацдарма против России создает угрозу концентрации на территории этой страны иностранных боевиков-террористов, которые не только могут быть задействованы для дестабилизации ситуации на сопредельных территориях - в Беларуси, России, Молдове, - но и перемещаться в другие регионы, где возникает сложная внутренняя обстановка и соблазн у заинтересованных акторов применить данный инструмент против легитимных властей.

Конечно, можно занимать нейтралитет и пытаться усидеть на двух стульях, но отвечать на текущие вызовы эффективнее консолидировано, что требует от государств Содружества четкого выбора приоритетов в выстраивании своей политики региональной безопасности без оглядки на Запад.

 

 

1МИД: поток наркотиков из Афганистана в Центральную Азию вырос при талибах // https://ria.ru/20220817/afganistan-1810125340.html (дата обращения: 30.08.2022).

2Operational Data Portal. Refugee Situation // https://data.unhcr.org/en/situations/afghanistan (дата обращения: 10.09.2022).

3Рахмон: талибы не могут управлять Афганистаном // https://tj.sputniknews.ru/20220721/rakhmon-taliby-upravlenie-afganistan-1050147853.html (дата обращения: 21.07.2022).

4Токаев призвал инициировать неформальный диалог с талибами // https://tengrinews.kz/world_news/tokaev-prizval-initsiirovat-neformalnyiy-dialog-s-talibami-448824/ (дата обращения: 29.08.2022).

 5Кыргызстан отправил замглавы Совета безопасности к талибам. Тот поехал с помощью // https://asiaplustj.info/ru/news/centralasia/20210924/kirgizstan-otpravil-zamglavi-soveta-bezopasnosti-k-talibam-tot-poehal-s-pomotshyu (дата обращения: 30.08.2022).

6МИД Туркменистана провел переговоры с талибами: итоги // https://tj.sputniknews.ru/20211031/turkmenistan-peregovory-taliby-1043195233.html (дата обращения: 31.08.2022).

7Президент Узбекистана обратился к участникам международной конференции по Афганистану // https://darakchi.uz/ru/149170 (дата обращения: 25.09.2022).

8Шойгу: Афганистан все стали немного забывать, но там ничего не поменялось // https://rg.ru/2022/06/23/shojgu-afganistan-vse-stali-nemnogo-zabyvat-no-tam-nichego-ne-pomenialos.html (дата обращения: 25.06.2022).

9Российские войска провели антитеррористические учения в Душанбе // https://www.gazeta.ru/army/news/2022/08/05/18269408.shtml (дата обращения: 30.08.2022).

10Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими // http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (дата обращения: 11.09.2022).

11В Белоруссии заявили о связях радикалов с Украиной // https://ria.ru/20210713/belorussiya-1741166158.html (дата обращения: 31.08.2022).

12Хренин: Беларусь стремится к расширению многогранного сотрудничества с государствами ШОС // https://www.belta.by/society/view/hrenin-belarus-stremitsja-k-rasshireniju-mnogogrannogo-sotrudnichestva-s-gosudarstvami-shos-520231-2022/ (дата обращения: 31.08.2022).

13КНБ разыскивает казахстанцев, поехавших воевать в Украину // https://orda.kz/knb-ishhet-kazahstanczev-poehavshih-voevat-v-ukrainu/ (дата обращения: 31.08.2022)