Выступление на Международной конференции по информационной безопасности «Kuban CSC - 2022», 13-14 октября 2022 г., г. Сочи.

Уважаемые организаторы и участники конференции, коллеги!

Россия стояла у истоков переговорного процесса по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) и более 20 лет формирует основные концептуальные подходы и передовые идеи на международном треке. Мы стали инициатором создания нового алгоритма переговорного процесса по вопросам МИБ.

Еще в 1998 году Россия взяла на себя инициативную роль в организации переговорного процесса по данной теме под эгидой ООН. По нашему предложению был внесен проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». До настоящего времени наша страна обеспечивает ему максимальную непрерывность и эффективность реализации.

Основные подходы России в данной сфере направлены на формирование глобальной системы МИБ, основанной на принципах предотвращения конфликтов в информационном пространстве и поощрения использования ИКТ в мирных целях, а также участие всего мирового сообщества в выработке общепринятых обязывающих норм международного права в сфере МИБ.

Предлагаемая Россией конструктивная повестка дня систематически вызывала негативную реакцию западных стран, стремящихся удержать технологическое лидерство, продолжать предпринимать односторонние силовые шаги в сфере ИКТ, а также узурпировать право самостоятельно назначать ответственных за киберинциденты.

Продвигаемые ими механизмы размывают ключевую роль ООН, становятся помехой для выстраивания системы международных отношений, отвечающей современным требованиям, а при неблагоприятном стечении обстоятельств могут превратить мировое информпространство в новый театр военных действий.

Так, некоторые из наших оппонентов - прежде всего США и страны Запада - категорически возражают против выработки международно-правовых инструментов, которые четко фиксировали бы ответственность государств за совершение кибератак и других преступлений в сфере ИКТ. Россия выступает за создание именно таких договоренностей, которые способствовали бы предотвращению использования этих технологий в узкокорыстных военно-политических целях.

Не поддерживаются ими и идеи об укреплении центральной роли ООН в выработке универсальных решений в области МИБ. Оспаривается право стран на суверенитет в области обеспечения национальной информбезопасности и контроля над информационно-коммуникационной инфраструктурой, находящейся на их территории.

В условиях трансформации международных отношений политика США и их союзников, в том числе в сфере МИБ, приняла яростно антироссийский характер. Была запущена спланированная кампания по вытеснению нашей страны и ее представителей из международных организаций в области электросвязи, ИКТ, почтовых услуг.

Систематически предпринимаются попытки возложить на Россию ответственность за кибератаки на различные государства.

При этом на практике именно против России ведутся настоящие боевые действия в киберпространстве. В качестве примера можно привести заявление министра цифровой трансформации Украины М.Федорова в интервью западным СМИ об осуществлении 660 кибератак против российских и белорусских предприятий, учреждений и граждан. А также о формировании при поддержке украинских властей «первой в мире добровольной киберармии», которая насчитывает уже 300 тыс. специалистов.

Кроме того, хакерская группировка «Anonymous» сразу после начала СВО объявила «кибервойну российскому правительству», а ее представители неоднократно заявляли об ответственности за факты взлома сайтов российских государственных ведомств и СМИ.

С марта этого года участились атаки на критическую информационную инфраструктуру отдельных регионов (например, Республики Крым), важные социально значимые ресурсы (такие, как «Госуслуги»), пассажирские транспортные компании, главным образом авиационные. Нападениям подверглись сайты авиаперевозчиков «Россия», «Аврора», «АЛРОСА», «Ямал», «NordStar» и «Smartavia», «Якутия».

Продвигаемые Россией установки в области ИКТ продолжают пользоваться одобрением большинства членов мирового сообщества. Подтверждением этого тезиса служит впечатляющая и неизменная поддержка двух магистральных переговорных процессов, запущенных в ООН по российской инициативе и закрепивших интеллектуальное лидерство нашей страны в продвижении тематики МИБ на международной арене.

Первый из них - созданная в 2021 году Рабочая группа открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на 2021-2025 годы, одним из приоритетов деятельности которой является выработка правил ответственного поведения государств в информпространстве. Кроме того, в мандат группы входят вопросы современных угроз в ИКТ-сфере, применимости международного права к ней, мер укрепления доверия и наращивания потенциала, а также организации глобальной дискуссии по МИБ в будущем, выработку универсальных юридически обязывающих инструментов. Таковые должны закреплять принципы предотвращения конфликтов, невмешательства во внутренние дела и равноправное участие государств в управлении ИКТ и сетями связи, а также суверенитет государств в их информационном пространстве.

Второй - запущенный в 2021 году Специальный комитет по разработке всеобъемлющей универсальной конвенции по противодействию использованию ИКТ в преступных целях. В качестве национального вклада Россия внесла собственный проект универсальной всеобъемлющей конвенции по противодействию информпреступности, соавторами которого стал Китай и еще ряд государств. Проект будущей конвенции должен быть представлен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН в 2024 году в ходе ее 78-й сессии.

Вопросы МИБ включены в тематику таких региональных организаций, как СНГ, ШОС, БРИКС, АСЕАН (АРФ), ОБСЕ.

Россия всегда активно использовала площадку такого специализированного агентства ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), препятствуя попыткам Запада ограничить его функционал, а на деле - авторитет и значимость. В рамках Союза Москва последовательно следует курсу на интернационализацию управления Интернетом и равноправное участие всех без исключения государств в этом процессе - неслучайно именно наша страна была выбрана местом проведения юбилейного XX Форума ООН по управлению Интернетом в 2025 году.

Россия прилагает значительные усилия для снижения степени политизации чисто технического по своей природе МСЭ, которая провоцируется нарастающим технологическим противостоянием США и КНР. Стремимся сохранить роль организации как единственного влиятельного органа в системе ООН для решения задач в области развития ИКТ с целью обеспечения глобальной безопасности. Особое внимание придаем оказанию технического и консультативного содействия странам, которые нуждаются в поддержке со стороны МСЭ в целях развития современных технологий электросвязи и преодоления цифрового разрыва.

Вместе с тем с подачи западников политизация не обошла стороной деятельность Международного союза электросвязи. В этом году в ходе заседаний Всемирной ассамблеи по стандартизации электросвязи (Женева, Швейцария, 1-9 марта) и Всемирной конференции по развитию электросвязи (Кигали, Руанда, 6-16 июля) были организованы акции, реализованные в нарушение Устава и Конвенции Союза, по удалению из списков претендентов на руководящие посты в исследовательских комиссиях и консультативных группах российских представителей, выдвинутых Региональным содружеством связи.

С избранием на должность генерального секретаря американского кандидата и занятием руководящих позиций в Союзе проамериканскими кандидатами МСЭ неизбежно будет «перекраиваться» под цели и задачи США при игнорировании мнений других государств. Очевидно, что со стороны США будет предпринята попытка поставить «заслон» передовым технологиям других стран, а развивающие страны «под соусом» помощи в развитии «подсадят на американскую технологическую иглу» и услуги глобальных IT-корпораций. Как результат, многие страны рискуют «добровольно» лишить себя части цифрового суверенитета.

Россия придерживается принципиально иного подхода, неизменно отстаивая необходимость достижения конкретных универсальных договоренностей (прежде всего формирования международно-правового режима в сфере ИКТ), обеспечения главенствующей роли государств в переговорном процессе по вопросам обеспечения МИБ, защиты суверенитета в информационном пространстве, наращивания потенциала развивающихся стран в данной сфере. Это находит широкий позитивный отклик в незападном мире.

На двустороннем треке Россия продолжает демонстрировать заинтересованность к развитию взаимодействия в сфере ИКТ со всеми без исключения странами. Ведется многоплановая работа по подписанию целого комплекса документов по МИБ, включая двусторонние межправительственные соглашения. С рядом государств согласованы проекты соответствующих совместных заявлений на уровне высшего руководства, а также подписаны планы реализации основных направлений сотрудничества в области обеспечения международной информбезопасности.

Продолжает последовательно укрепляться сотрудничество по МИБ с региональными объединениями. Идет активная работа с партнерами в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ. Планомерно развиваем сотрудничество со странами АТР. Во исполнение решения лидеров России и государств - членов АСЕАН в сентябре 2021 года была проведена первая инаугурационная встреча Диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности ИКТ. Данный формат открывает возможности для развертывания практического межведомственного сотрудничества наших стран по МИБ - обмену опытом, обучению специалистов и др. Одна из крупнейших площадок в АТР - Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ). В 2021 году Россия была утверждена сопредседателем механизма межсессионных встреч АРФ по безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на период с 2022 по 2024 год совместно с Индонезией, Республикой Корея и Австралией. По российской инициативе и при поддержке других участников форума работа проводится на двух направлениях - профильной терминологии и противодействия использованию ИКТ в преступных целях. В 2022 году проведены семинары по данным темам. В рамках Совещания по взаимодействию по мерам доверия в Азии по российской инициативе в 2021 году запущен новый переговорный трек по МИБ, координатором которого Россия совместно с Китаем утверждены на два года.

Сегодня одна из задач - перейти к конкретному наполнению наших инициатив. Интеллектуальное лидерство России может и должно дополняться реальными проектами. Существенная роль в этом процессе может быть отведена российским IT-компаниям, государственная поддержка которых обозначена в качестве приоритетной задачи для ускоренного развития IT-отрасли.