Благодарим ИДД МИД России за предоставленные архивные документы и фотографии.

Российско-индийские отношения имеют богатую историю и носят уникальный, доверительный и взаимовыгодный характер. Они охватывают различные области сотрудничества, включая политику и стратегическое планирование, экономику, энергетику, военную сферу и безопасность, науку и технологии, культуру и гуманитарное взаимодействие. Подорвать и разрушить их оказалось не по силам ни пандемии коронавируса, ни беспрецедентному давлению на Индию со стороны США и их союзников в связи со специальной военной операцией, начатой 24 февраля 2022 года Россией на Украине.

Символично, что дипломатические отношения между нашими странами были установлены 13 апреля 1947 года, за четыре месяца до официального провозглашения Индией своей независимости в полночь с 14 на 15 августа того же года. С октября 2000 года Россия и Индия являются стратегическими партнерами. В декабре 2010 года наше стратегическое партнерство было поднято до уровня особого и привилегированного.

В отечественной научной и публицистической литературе принято считать, что российско-индийские отношения служат эталоном дружбы и взаимовыгодного сотрудничества на протяжении всего периода взаимных связей России и Индии, Индии и Советского Союза. Между тем все утверждения подобного рода недостаточно полно отражают перипетии многолетнего диалога между нашими странами. Об этом убедительно свидетельствует опыт контактов СССР и Индии на начальном этапе советско-индийских отношений, условные хронологические границы которого могут быть определены серединой 1940-х - началом 1950-х годов.

Еще в 1946-1947 годы Джавахарлал Неру, вице-премьер временного правительства Индии и министр иностранных дел, выступил с инициативой установить дипломатические отношения с ведущими зарубежными странами, включая СССР. Он неоднократно выражал желание посетить Москву для переговоров по политическим вопросам. Однако его попытки наталкивались на сопротивление британских колониальных властей и недоверие Москвы, которая заняла выжидательную позицию и не спешила идти на официальные контакты с Нью-Дели.

Сталинское руководство с откровенной недоброжелательностью встретило готовящееся провозглашение независимости Индии. Немаловажное влияние на формирование позиции советского правительства в этот период оказывали установки идеологического характера. В первую очередь речь идет о довоенных оценках И.В.Сталиным национальной буржуазии колониальных и зависимых стран как «соглашательской» и «контрреволюционной» силы, вступившей в «сговор» с империализмом за спиной собственных народов. В «соглашательский» лагерь были отнесены представители наиболее влиятельных кругов индийской буржуазии и такие деятели, как «отец нации» Махатма Ганди.

При непосредственном участии Сталина в программу Коминтерна было внесено положение о колониальной революции как пути достижения независимости угнетенными народами Востока. Ликвидация господства иностранного империализма увязывалась в ней с насильственными действиями малоимущих классов при одновременном свержении власти феодалов и помещичьей бюрократии, установлении демократической диктатуры пролетариата и крестьянства на основе Советов, организации революционной рабоче-крестьянской армии и перерастании буржуазно-демократической революции в революцию пролетарскую.

Процесс «передачи власти» в Британской Индии и ее раздел на Индийский Союз и Пакистан едва ли мог претендовать даже на отдаленное соответствие подобным идейно-политическим построениям. Неслучайно советские периодические издания либо отказывались помещать информацию о ситуации в Индии в 1947 году, либо представляли ее освобождение не иначе как «политический фарс». Предвзятое отношение руководства СССР к независимой Индии было в немалой степени обусловлено самим статусом доминионов Соединенного Королевства, приобретаемым Индийским Союзом и Пакистаном. В Кремле были уверены, что изменения в Индии затронули только верхние эшелоны власти и привели к замене администрации вице-короля буржуазным правительством Неру, а вице-король лорд Маунтбэттен просто пересел в кресло генерал-губернатора одного из новых доминионов.

Советские военные круги исходили из того, что в случае войны с США, Англией и их союзниками Индия, будучи членом Британского Содружества, неизбежно выступит в качестве противника СССР, а индийские аэродромы и другие военно-стратегические объекты будут использованы для нанесения бомбовых ударов по южным границам Советского Союза. В пользу ориентации Индии на военно-политическое сотрудничество с бывшей метрополией, по мнению газеты «Правда», указывало то обстоятельство, что из 19 английских генерал-майоров в Индии осталось 16, а из 280 бригадиров службу продолжили 260 человек1.

Тем не менее настойчивость Неру все же увенчалась успехом. 2 апреля 1947 года посол Индии в Китае К.П.Ш.Менон предложил послу СССР А.А.Петрову сделать одновременно соответствующее публичное заявление. Оно было опубликовано в Индии и СССР. В заявлении говорилось: «Стремясь к сохранению и дальнейшему укреплению дружественных отношений, существующих между СССР и Индией, Правительство СССР и Правительство Индии решили обменяться дипломатическими представительствами в ранге посольств»2. Однако официальной датой обмена дипломатическими представителями считается 13 апреля 1947 года, то есть день принятия решения на уровне правительств двух стран.

О том, какое значение придавал Неру диалогу с Россией, свидетельствует назначение первым послом Индии в Москву видного индийского дипломата Виджаи Лакшми Пандит, младшей сестры Джавахарлала. В 1946 году она была главой индийской делегации в ООН. Впрочем, существовавшие в сталинской Москве всевозможные запреты вызывали у Пандит растущее разочарование. Особенно она была недовольна тем, что ее не принял Сталин. Уже через несколько месяцев после своего приезда Пандит отказалась от попыток добиться улучшения советско-индийских отношений. 

Тем не менее и в те трудные годы объективные оценки политических процессов в Южной Азии все же пробивались сквозь стену догматизма. Яркий пример тому - Отчет первого посла Советского Союза в Индии Кирилла Васильевича Новикова, с которым он выступил 5 июля 1949 года на Внешнеполитической комиссии ЦК ВКП(б). Документ имеет гриф «Секретно». В настоящее время он находится в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), бывшем Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), куда была передана большая часть архива Центрального Комитета КПСС. Стенограмма отчета выполнена на 26 машинописных листах. Отчет занимает девять листов, и 17 листов охватывают ответы посла на вопросы членов комиссии. Таких вопросов было задано 28: девять вопросов касались положения в Коммунистической партии Индии (КПИ), восемь - политической ситуации в стране, семь - англо-индийских связей и четыре вопроса были посвящены распространению в Индии советских печатных изданий.

Кирилл Васильевич Новиков родился 31 марта 1905 года в одном из поселков вблизи города Шахты Ростовской области в семье рабочего-столяра. Его отец рано умер, и в десять лет мальчику пришлось пойти работать в химическую лабораторию порохового завода И.И.Попова. Летом 1917 года этот завод взорвался. Погибло много рабочих, но Кирилл не пострадал. После этого Новиковы переехали на родину матери в город Шостку Сумской области. В 1921 году Кирилл - уже подручный слесаря, в 1923-м - помощник машиниста дизеля.

В 1927 году в Шостке он окончил рабфак и получил направление на механический факультет Ленинградского политехнического института. В 1931 году он окончил Всесоюзный котлотурбинный институт, образованный из реорганизованного Политеха, по специальности тепловые установки. «Новиков К.В. - крайне вдумчивый и внимательный работник с большой инициативой и начитанностью. Хорошая общая подготовка. Крайне серьезное отношение к работе» - читаем в его характеристике3. Кирилла Васильевича сразу же назначили директором вечернего отделения Ленинградского котлотурбинного института. Затем он перешел в Центральный котлотурбинный исследовательский институт.

В 1936 году К.В.Новикова направили в командировку в США для изучения практики использования паровых котлов высокого давления. По пути в Америку он побывал в Польше, Германии и Франции. В 1937 году его назначили директором Ленинградского политехнического института, а затем перевели в Москву на пост председателя Технического совета Наркомата тяжелой промышленности.

В начале 1939 года К.В.Новикова вызвал первый заместитель председателя правительства, министр иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов и после длительной беседы предложил ему перейти на работу в МИД. Пройдя стажировку в аппарате МИД, в 1940 году К.В.Новиков отправился в Лондон, где работал в качестве советника. Он быстро добился успехов на дипломатическом поприще. В 1942 году именно он сопровождал премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в его поездке в Москву.

«Прилетев в Каир, столицу Египта, Черчилль решил прервать свою поездку на два-три дня с тем, чтобы проинспектировать британские войска, находившиеся на территории Северной Африки. В один из дней английское посольство в Каире устроило обед в честь своего премьера. За обедом я сидел рядом с Черчиллем, - сообщает Кирилл Васильевич в краткой автобиографии. - За столом во время обеда разговор велся на общие темы. После кофе с коньяком Черчилль в довольно бесцеремонной форме предложил всем, сидевшим за столом, перейти в другую комнату, заявив, что он хотел бы переговорить с глазу на глаз с советником советского посольства в Лондоне. Черчилль, подливая мне и себе коньяк в кофе, начал подробно излагать мне цели своей поездки в Москву. Кратко говоря, его высказывания сводились к следующему: он, Черчилль, понимает всю важность открытия Второго фронта в Северной Франции против фашистской Германии. Он ненавидит Гитлера и «шакала» Муссолини и готов их уничтожить. Но, к сожалению, Англия не готова к открытию Второго фронта. У нее нет достаточного количества ни вооруженных сил, ни вооружений, ни средств доставки вооруженных сил союзников и вооружений на европейский континент. Ход же военных событий на советско-германском фронте показывает, что Германия уже понесла тяжелые потери, особенно в результате своего поражения под Москвой в декабре 1941 года. Это открывает для Англии блестящие возможности нанести немецким войскам, находившимся в Северной Африке, такое поражение, которое приведет к изгнанию немецких и итальянских войск со всей Северной Африки. Затем, высадив десант союзников в Северной Африке, предпринять дальнейшее наступление через Средиземное море на «мягкое подбрюшье» Южной Италии».

Было ясно, что Черчилль взял курс на затягивание войны, курс на то, чтобы Германия и СССР взаимно истощили друг друга, а Великобританию сохранить сильной до конца войны и продиктовать Советскому Союзу свои условия мира и послевоенного устройства в Европе. Эти сведения представляли исключительную важность, но у К.В.Новикова не было рации и доступа к ней. Пришлось вместе с Черчиллем лететь сначала в Ирак, а потом в Иран и из советского посольства в Тегеране передать шифрованной телеграммой в Москву запись беседы с британским премьер-министром в Каире. Вскоре после этого события он был отозван из Лондона и назначен заведующим Вторым европейским отделом МИД, в ведении которого находилась Британская империя с ее доминионами и колониями. Через некоторое время К.В.Новиков был включен в состав Коллегии МИД.

Он был советником советской делегации на конференции глав правительств СССР, США и Великобритании в Ялте в феврале 1945 года и в Потсдаме в июле-августе 1945 года. В апреле-мае 1945 года в Сан-Франциско К.В.Новиков участвовал в конференции по составлению Устава ООН и вместе с другими членами советской делегации подписал этот исторический документ. Он также принимал участие в Московском совещании министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в декабре 1945 года и в Парижской мирной конференции в июле-августе 1946 года. В 1945-1947 годы он - участник всех сессий Совета министров иностранных дел, созданного по решению Потсдамской конференции.

Будучи руководителем Второго европейского отдела, К.В.Новиков занимался делами также Британской Индии. Осенью 1945 года при поддержке Советского Союза Индия была принята в члены ООН. СССР исходил из того, что как член международной организации эта страна получит существенную поддержку в борьбе за независимость, что оправдалось в августе 1947 года. За год до этого важного события МИД СССР начал готовить почву для установления с Индией дипломатических отношений. Всей подготовительной работой непосредственно занимался К.В.Новиков, поэтому именно ему предложили пост первого посла в Нью-Дели. Он воспринял это предложение как большую честь4.

Главная задача, поставленная Внешнеполитической комиссией перед послом, заключалась в том, чтобы дать обстоятельный анализ ситуации в Индии и одновременно обнаружить в этой стране наличие признаков революционного кризиса. По понятным причинам значительная часть отчета отводилась положению рабочего класса и крестьянства и направляющей роли КПИ. К большому разочарованию членов комиссии посол не сумел выявить в Индии революционной ситуации. По его мнению, выступления индийских рабочих и крестьян проходили исключительно под экономическими лозунгами и не затрагивали основ существующего строя.

При анализе политического положения в Индии К.В.Новиков высказал ряд принципиальных соображений, которые не только отличались от оценок Сталина, но и вступали с ними в прямое противоречие. «Перед отъездом в Индию я имел указания товарища Сталина помнить о том, что индийское правительство пришло к власти 15 августа 1947 года в результате сделки индийских национальных буржуазно-феодально-помещичьих кругов с британским империализмом»5, - констатировал докладчик в преамбуле своего выступления. Тем не менее в итоге он пришел к заключению, что после провозглашения независимости Индии вся полнота власти перешла в руки ее национальной буржуазии. Таким образом, формирование правительства Неру, акт передачи власти британцами индийской стороне, раздел Британской Индии, а также конструктивные шаги индийского правительства, направленные на установление дипломатических отношений с Советским Союзом и развитие советско-индийского взаимовыгодного сотрудничества, менее всего подпадали под формулировку «политический фарс».

«Изменилось ли положение в Индии после 15 августа 1947 года по существу или по форме, - продолжает К.В.Новиков. - В Кабуле я встретился с неким Портянниковым, который назначен вторым секретарем посольства, но едет заниматься издательством тассовского бюллетеня. Я разговаривал с ним несколько раз по этому вопросу и спрашивал, как в кругах Совинформбюро рассматривают этот вопрос. «Видите ли, - ответил он, - положение в Индии по существу не изменилось. Как Англия господствовала, так и господствует, только это господство приняло другую форму». Значит, Англия господствовала и господствует, изменив лишь форму. Мне кажется, с такой позицией согласиться нельзя. С 15 августа 1947 года обстановка изменилась в Индии не только по форме, но и по существу… Фактически дело обстоит так, что судебная, законодательная, политическая, административная власть в стране находятся в руках индийской национальной буржуазии, феодалов, помещичьих кругов, и от этого никуда не уйдешь. Индийские буржуазно-помещичьи круги могут по своей воле решать те или иные политические, государственные и прочие вопросы»6.

Не меньшая самостоятельность отличает оценку Новиковым политической роли Джавахарлала Неру как лидера освободительного движения, тонкого политика, умного парламентария и правоверного лидера партии Индийский национальный конгресс (ИНК), или Конгресс, умело учитывающего настроения масс и пользующегося большим авторитетом в своей стране. Рассуждая о взглядах Неру, он невольно опередил время и высказал теоретические положения относительно многообразия методов перехода к социалистическим преобразованиям при учете конкретных условий той или иной страны.

«Он [Неру] иногда выступал против Ганди, называл себя социалистом и в некоторых случаях высказывался положительно о советской системе, о коммунизме, о том, что перед Индией стоят те же проблемы, которые стояли перед Россией. В настоящее время индийская национальная буржуазия и Конгресс умышленно пропагандируют тот взгляд, что в составе Конгресса и правительства Неру является прогрессивным деятелем. Этой пропаганде способствуют неоднократные высказывания Неру о том, что он является сторонником социализма, но что в условиях Индии пути и методы перехода к социализму должны быть иными, чем это было в Советском Союзе»7.

Отдавая дань уважения признанному лидеру освободительной борьбы народов Индии Махатме Ганди, посол сообщил, что на следующий день после убийства Ганди 30 января 1948 года, он выразил Неру от своего имени и от имени советского правительства соболезнование, а через несколько дней нотой МИД СССР было выражено соболезнование от Министерства иностранных дел и советского правительства. Далее докладчик решился подвергнуть критике позицию Сталина, не отреагировавшего публично на сообщение о трагической гибели Ганди. «Товарищ Молотов спрашивал меня, правильно ли поступил товарищ Сталин, что не послал соболезнования по поводу смерти Ганди? Я ответил, что с конъюнктурной точки зрения это принесло ущерб, так как Трумэн, Черчилль и другие главы правительств и главы государств прислали соболезнования, а товарищ Сталин не прислал. С точки зрения конъюнктурной это принесло нам ущерб»8.

Определенного риска потребовал от К.В.Новикова анализ проблем советского кинопроката, в ходе которого применительно к Индии он использовал понятие «дружественная нам страна». Оно произносилось в контексте затронутого вопроса о некоторых особенностях правления Сталина, что было крайне опасно не только для самого докладчика, но и для всех присутствовавших на собрании.

«Индийское правительство весьма тщательно следит за политикой Советского Союза и за всем тем, что говорит и публикует Советский Союз. Не знаю, известно ли вам, что за последнее время индийская цензура фактически закрыла прокат всех советских кинофильмов в Индии, причем они сейчас не только не выдают новых разрешений на прокат наших фильмов, но и изъяли те разрешения, которые были выданы в 1944-1945 и в последующих годах. В результате нашего представления разрешено к прокату шесть научно-исследовательских и географических фильмов; это короткометражные фильмы: «Осень в Грузии», «Сухуми», «В мире кристаллов», «Чудесная лаборатория», «Наука и техника. №1», разрешили «Первомайский парад 1948 года». С 1944 года большим успехом в Индии пользовался кинофильм «Она защищает Родину». Индийское правительство запретило прокат этого фильма, и в ответ на наше представление оно официально ответило нам, что этот фильм угрожает внутренней безопасности страны, а неофициально в Министерстве иностранных дел мне сказали, что, видите ли, «этот фильм учит наших коммунистов и беспокойные элементы, как организовывать партизанскую войну против нынешнего существующего правительства. Поэтому Министерство внутренних дел считает, что этот фильм неподходящий, вредный и даже опасный для индийской внутренней безопасности». Едва ли можно сомневаться в том, что в дальнейшем фильмы такого порядка будут запрещены. Под фактическим запретом находится кинофильм «Каменный цветок». Казалось бы, сказка и больше ничего, а неофициально нам сообщили, что там есть такие кадры, как избиение приказчиком резчика по камню, и это возбуждает у индийских зрителей ненависть к помещику и его приказчику, что в результате этот фильм возбуждает индийский народ против помещиков.

Есть кинофильм «Родные напевы». Совет цензоров написал так, что можно пропустить кинофильм, если будут вырезаны кадры, начиная с кадра, где на переднем плане показана группа казаков, на заднем плане огромная фигура товарища Сталина, причем казаки воздают свою дань уважения «диктатору» Сталину. Я доложил в Москву. В результате индийскому правительству было сделано резкое представление. Как видите, дело доходит даже до хулиганства, когда официальные органы дружественной нам страны называют товарища Сталина диктатором»9.

Ответные меры индийского правительства, направленные на уменьшение советского идеологического присутствия на территории страны, выглядели как вполне логичные. «Должен сказать, что неофициально в наши руки попал документ - инструкция индийского правительства, где дается указание провинциальным правительствам следить за тем, чтобы в Индию проникал минимум советской пропаганды, - отметил посол. - Там прямо говорится, что в Индии существует издательство ТАСС, уполномочьте или прикажите своим уполномоченным по пропаганде в провинциальных правительствах, чтобы они не допускали публикации сообщений ТАСС, за исключением материалов и статей, которые сами себе противоречат»10.

Нет сомнения, что объективность, прозорливость, принципиальность и личное мужество, проявленные Кириллом Васильевичем Новиковым, произвели впечатление на членов Внешнеполитической комиссии. Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР в Индии К.В.Новиков оставался до 1953 года. «Работать было трудно, поскольку я там был первым послом. На мою долю выпала задача установления связей посольства с государственными, политическими, экономическими, партийными и культурными кругами Индии. Постепенно дело пошло на лад. Было создано торгпредство, что привело к расширению экономических связей между нашими двумя странами. Были организованы крупная советская промышленная выставка, выставка живописи и культуры, начался обмен культурными делегациями. Курс на всемерное расширение связей с Индией оказался правильным. Об этом свидетельствуют нынешние широкие политические, экономические и культурные связи между нашими двумя странами. Индийская тяжелая промышленность быстро растет. Если Индия и дальше будет придерживаться нынешнего курса, то в недалеком будущем она станет великой державой», - прозорливо указал К.В.Новиков в своей краткой автобиографии.

По возвращении в Москву он два года занимался делами Юго-Восточной Азии, затем был заместителем заведующего Отделом международных организаций МИД и заведующим этим отделом. 11 июля 1960 года К.В.Новиковым были подготовлены предложения о полной ликвидации колониальной системы для советской делегации на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Это позволило не только в кратчайший срок согласовать Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятую резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1960 года, но и учредить в рамках ООН Специальный комитет по деколонизации, который в 1962 году приступил к работе. В 1973 году он попросился в отставку по состоянию здоровья. В МИД К.В.Новиков проработал треть века. Он был награжден четырьмя орденами и многочисленными медалями. Приказами по МИД ему 44 раза выносили благодарность. Кирилл Васильевич Новиков скончался 14 октября 1983 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Он был талантливым человеком и достиг больших успехов и как инженер, и как дипломат.

Вопреки недоброжелательному, предвзятому отношению Сталина и его ближайшего окружения к Индии, индийским лидерам и индийскому народу в конце 1940-х годов в советско-индийских отношениях наметились тенденции к некоторому сближению и установлению торгово-экономических связей. При непосредственном участии первого советского посла был заключен ряд торговых соглашений между СССР и Индией. В обмен на традиционные товары индийского экспорта, прежде всего чай, Советский Союз согласился поставлять в Индию необходимую ей пшеницу. Этому событию предшествовал безрезультатный визит Неру в США в 1949 году и отказ американской стороны предоставить Индии продовольственную помощь.

Реакция правительства СССР была быстрой и позитивной. Не дожидаясь окончания переговоров с Нью-Дели, Москва отдала распоряжение об отправке зерна. Когда в июне 1951 года был подписан контракт о поставке 100 тыс. тонн пшеницы, в Индию уже было отправлено 44 тыс. тонн11. Этот шаг был очень позитивно воспринят в Индии. Корабли с продовольствием встречали в Бомбее многолюдные митинги.

В сентябре 1948 года в связи с обострением ситуации в Кашмире К.В.Новиков сообщил одному из членов кабинета министров Неру, что СССР готов оказать Индии всемерную помощь. «Но Индия не просила такой помощи, и попытка ни к чему не привела, - пишет автор биографии Джавахарлала Неру индийский историк Сарвепалли Гопал. - Просто отсутствие враждебности и обязательство сохранять нейтралитет в случае конфликта по-прежнему не устраивали Советский Союз, а Неру не собирался идти на большее»12.  

В 1952 году Индия согласилась принять участие в международной экономической конференции, проходившей в Москве, а Советский Союз со своей стороны участвовал в международной промышленной выставке в Бомбее. Одновременно Москва предложила Нью-Дели поставки капитального оборудования.

Как показатель растущего внимания к Индии можно оценить приемы И.В.Сталиным 5 марта 1952 года посла Индии в Советском Союзе С.Радхакришнана и 18 февраля 1953 года его преемника К.П.Ш.Менона, причем в последние годы жизни Сталин принял лично всего лишь трех послов иностранных государств, и два из них были послами Индии.

Таким образом, на рассматриваемом этапе российско-индийских дипломатических отношений, совпавшем с началом холодной войны, несмотря на взаимное недоверие, личностные факторы и особые подходы глав правительств двух стран, была заложена необходимая база для развития и углубления многогранного и взаимовыгодного сотрудничества народов России и Индии.

 

 

1Правда. 10.08.1947.

2Правда. 14.04.1947.

3Новиков Кирилл Васильевич // ЦГА СПб. Ф. 3121. Оп. 22. Д. 2226. Л. 430.

4Шустов В. Посол Кирилл Васильевич Новиков // Международная жизнь. 2002. №4.
С. 108.

5Отчет посла на Внешнеполитической комиссии ЦК ВКП(б). 5 июля 1949 г. // РЦХИДНИ.
Ф. 17. Оп. 128. Д. 1187. Л. 20.

6Там же. Л. 32.

7Там же. Л. 20-21.

8Там же. Л. 22.

9Там же. Л. 35-36.

10Там же. Л. 36-37.

11СССР и Индия. М.: Главная редакция восточной литературы, 1987. С. 167.

12Гопал С. Джавахарлал Неру. Биография. М.: Прогресс, 1990. Т. 2. С. 37.