На отношения между Российской Федерацией и Итальянской Республикой оказывает воздействие ряд факторов, среди которых - широкие исторические связи, интенсивные экономические контакты, совпадение позиций двух государств по некоторым ключевым вопросам мировой политики. Это прежде всего проблемы международной безопасности и угрозы терроризма, внутриполитическая ситуация в самой Италии и ее положение на международной арене, позитивный образ двух стран друг у друга.

Определяющим фактором на современном этапе, однако, стал евроатлантический. Стремление Итальянской Республики продемонстрировать солидарность в рамках Единой Европы и Североатлантического альянса привели к тому, что официальные лица страны заняли жесткую позицию в отношении Российской Федерации. Двусторонние отношения подверглись серьезному испытанию, достигнутые успехи в сотрудничестве по различным направлениям оказались под угрозой.

Российско-итальянские контакты традиционно носили положительный характер и отличались интенсивным сотрудничеством в ряде областей двустороннего взаимодействия. Это связано с тем, что интересы двух стран на международной арене никогда не сталкивались: между Россией и Италией не существовало серьезных разногласий по ключевым вопросам мировой политики, отсутствовали геополитические, территориальные или иные споры. На протяжении всего послевоенного периода Россия и Италия оставались на позициях взаимного уважения и стремления к расширению контактов в различных сферах. Рост взаимного доверия и, как следствие, расширение сотрудничества в ряде областей, особенно заметен в 1990-х годах, когда оба государства переживали период коренных трансформаций на внутриполитической арене.

Еще одним определяющим обстоятельством для характера и степени интенсивности российско-итальянских отношений выступают позиции Итальянской Республики на международной арене. Италия, позиционируя себя как «средняя держава» и отстаивая собственные интересы - в первую очередь в регионах, стратегически важных для страны, - стремится играть все большую роль в международных делах. Это подтверждается активизацией средиземноморской и ближневосточной политики Италии, ее стремлением к более заметной роли в рамках ряда международных организаций, поиску своего места в решении ряда значимых региональных конфликтов.

В данном контексте Российская Федерация имеет особое значение во внешней политике Италии последних десятилетий. Россия является одним их ключевых акторов международных отношений в решении ряда острых вопросов мировой политики. Сотрудничество с Российской Федерацией в решении важнейших проблем современных международных отношений подчеркивало значимость Итальянской Республики и дает стране возможность получить дополнительный вес и укрепить свой статус на внешнеполитической арене.

Важным обстоятельством, оказывающим воздействие на двусторонние отношения, остается позиция Италии внутри Евросоюза: традиционное стремление Итальянской Республики к одной из ведущих ролей в общеевропейской политике осложняется ее экономическим положением и нестабильной внутриполитической обстановкой1. Следствием этого становится стремление страны к поиску политических и экономических партнеров за рамками Единой Европы, и именно Российская Федерация отвечает ее внешнеполитическим требованиям. Несмотря на непростые отношения России с европейскими государствами с 2014 года, Италия оставалась крупным экономическим и политическим партнером нашей страны.

Безусловно, положительное воздействие на климат двусторонних отношений всегда оказывала близость менталитетов двух народов и высокий взаимный интерес на уровне культурных цивилизационных кодов. Как следствие - налицо широкие связи в сферах культуры, науки, образования, академических обменов. Данные обстоятельства оказывают непосредственное воздействие на двусторонние отношения на официальном уровне: часто сменяющиеся итальянские кабинеты прислушивались к настроениям широких масс избирателей, значительная часть которых дает положительную оценку российско-итальянскому сотрудничеству и в целом позитивно относится к России. Ситуация в общественном мнении, однако, заметно изменилась в 2022 году.

Необходимо отметить, что за период интенсивных контактов в различных сферах взаимодействия за российско-итальянскими отношениями закрепился особый статус «привилегированного партнерства». Так, Президент Российской Федерации В.В.Путин в своих выступлениях заявлял, что Италия является «привилегированным»2 партнером России, а Россия - «стратегическим»3 партнером для Италии и Европы в целом. Однако в свете глобальных изменений в мировой политике, произошедших в 2022 году, и резкой риторики итальянской стороны в адрес Российской Федерации характер российско-итальянских отношений в настоящее время требует уточнения.

Длительная история «привилегированного партнерства» России и Италии, очевидно, не может одномоментно сойти на нет. Жесткая позиция Итальянской Республики в отношении Российской Федерации по украинскому вопросу объясняется в первую очередь стремлением Итальянского государства быть «на передовой» в рамках евроатлантической солидарности. При этом очевидно, что яркая антироссийская риторика официальных лиц Италии, цинизм их заявлений оставят заметный негативный отпечаток на развитии двусторонних отношений в дальнейшем.

Основы современных российско-итальянских отношений и политическое взаимодействие

Российско-итальянские отношения опираются на широкую документально-правовую базу: за последние три десятилетия между двумя государствами были подписаны и действуют в настоящее время более 30 официальных документов в различных областях. Они дополняются значительным числом документов, подписанных в период 1948-1991 годов между СССР и Итальянской Республикой, которые также остаются в силе. Россией и Италией подписан ряд специальных соглашений, регулирующих специфические области сотрудничества, как, например, усыновление детей4, борьба с преступностью5, использование космического пространства в мирных целях6. Столь обширная правовая база демонстрирует не только подтверждение обеими сторонами особого статуса двусторонних отношений, но и перспективы дальнейшего взаимодействия в различных направлениях. Сотрудничество в столь разнонаправленных областях - в экономике, культуре, науке, технологии - является основой для возможности сохранения «привилегированного партнерства» в политической сфере и прочным фундаментом для восстановления в перспективе позитивного тона двустороннего диалога.

Начало современным контактам двух стран в различных сферах положило подписание советско-итальянского Договора о дружбе и сотрудничестве 18 ноября 1990 года. Итальянская Республика стала одним из первых государств, признавших Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР. Принципы отношений между государствами на современном этапе отражены в Договоре о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 года7 и Плане действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 10 февраля 1998 года8.

Основными направлениями сотрудничества, согласно Договору 1994 года, являются политическое, экономическое, промышленное и торговое, финансовое, научно-техническое, контакты по военной линии, развитие межпарламентских связей, контактов представителей общественности и гражданских обществ двух государств, в том числе - молодежные обмены; культурное, гуманитарное, а также сотрудничество в области охраны окружающей среды и борьбы с организованной преступностью.

Широкая институциональная основа двусторонних отношений включает ряд площадок взаимодействия в различных областях. Так, еще в 1996 году был создан Российско-итальянский совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству. В 2000 году начала работу Большая российско-итальянская межпарламентская комиссия, в рамках которой осуществляется широкий межведомственный диалог. На последнем заседании комиссии, состоявшемся 5 марта 2019 года, было подписано совместное коммюнике, в котором говорится о ряде вопросов, имеющих особое значение для двусторонних отношений России и Италии на современном этапе. Отдельно подчеркивался высокий уровень и теплый климат двусторонних отношений, важной составляющей которых является «конструктивное и доверительное межпарламентское взаимодействие». При этом важно отметить, что в документе признается «сохраняющаяся на политическом уровне напряженность на европейском пространстве», преодолеть которую призвано взаимодействие в том числе и на уровне двусторонних контактов9.

В 2004 году начал функционировать российско-итальянский Форум-диалог гражданских обществ - долгосрочный проект, направленный на дальнейшее развитие отношений между Россией и Италией, деятельность которого охватывает сферы экономики, культуры, гуманитарных и общественных связей. Предметом обсуждения в рамках этого форума становятся приоритетные темы российско-итальянского диалога, способные придать новый импульс развитию двусторонних связей в долгосрочной перспективе. Программа мероприятий рассчитана на достижение реальных позитивных изменений в экономической и гуманитарной сферах. Задача форума состоит в том, чтобы выявить направления возможного сотрудничества, соответствующие основным тенденциям развития мирового сообщества и позволяющие в максимальной степени раскрыть потенциал обеих стран, в том числе и на уровне отдельных регионов10. Последнее заседание состоялось 21 февраля 2022 года в формате видеоконференции.

Политическое взаимодействие двух стран традиционно складывалось в позитивном ключе, о чем свидетельствуют широкие контакты в различных направлениях, многочисленные встречи на уровнях глав государств и правительств, министров иностранных дел, межпарламентских консультаций. Встречи на высшем уровне осуществляются постоянно в течение последних более чем 15 лет. Еще в 2008 и 2009 годах состоялся обмен визитами президентов России и Италии. Их результатом стало подписание ряда соглашений и развитие политического диалога между странами по актуальным вопросам мировой политики. Обмен визитами на высшем уровне продолжился в 2010 и 2011 годах и стал регулярной практикой. Интенсивность контактов на высшем уровне несколько снизилась после событий 2014 года, что не сказалось, однако, на общем «теплом климате» политического взаимодействия. Важно подчеркнуть, что в сентябре 2016 года полуостров Крым посетила итальянская делегация депутатов региональных советов и представителей делового сообщества. Положительно можно рассматривать прошедшую в июне 2015 года встречу В.В.Путина с Папой Римским Франциском11. В российской прессе на тот момент отмечалось, что тональность встречи позволяет говорить о нейтральном отношении Папы в адрес политики России.

Последний визит Президента России в Италию состоялся в июле 2019 года. Данный визит, совершенный после более чем четырехлетнего перерыва, стал подтверждением сохранения статуса «особых» российско-итальянских отношений, однако уже в то время становится очевидной неспособность Италии проводить активную «российскую» политику и существенно повлиять на отношения Российской Федерации с ЕС.

Проблема международного терроризма стала одним из ключевых вопросов взаимоотношений России и Италии. Еще в 2001 году было принято Совместное российско-итальянское заявление о сотрудничестве в области противодействия финансированию международного терроризма. Важное значение приобрели встречи в рамках Российско-итальянской межведомственной рабочей группы по борьбе с новыми вызовами и угрозами (последняя состоялась в ноябре 2021 г.): «В ходе встречи был проведен углубленный обмен оценками глобальных и региональных террористических угроз. Стороны обсудили широкий круг тем антитеррористической и антикриминальной повестки дня с акцентом на укрепление взаимодействия по линии компетентных российских и итальянских министерств и ведомств, а также перспективы профильного сотрудничества на многосторонних «площадках». Особое внимание было уделено вопросам противодействия иностранным террористам-боевикам, экстремизму и радикализации, финансированию терроризма, борьбе с незаконным оборотом наркотиков»12.

О позитивной динамике отношений свидетельствовали регулярные поездки министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в Рим с рабочими визитами: в ходе последнего, состоявшегося 26-27 августа 2021 года, прошли переговоры с министром иностранных дел Италии Л. Ди Майо и отдельная встреча с председателем Совета министров Италии М.Драги. На сайте российского внешнеполитического ведомства отмечается: «Переговоры прошли в традиционной для российско-итальянских отношений конструктивной атмосфере, продемонстрировали обоюдный настрой на активизацию сотрудничества в различных сферах»13.

В феврале 2022 года состоялся визит министра иностранных дел Итальянской Республики Луиджи Ди Майо в Москву, в ходе которой вновь прозвучали подтверждения об интенсивном характере двустороннего взаимодействия14. Уже через несколько дней позиция итальянского министра кардинально изменилась: Ди Майо зарекомендовал себя фактически главным антироссийски настроенным итальянским политиком, его официальные заявления носят крайне жесткий и непримиримый характер. Точку зрения главы итальянского МИД, судя по заявлениям в прессе и ряду вопиющих поступков, разделяют большинство итальянских парламентариев. Так, в ходе видеовыступления Владимира Зеленского в итальянском Парламенте 22 марта 2022 года практически все присутствующие на заседании встретили его речь аплодисментами, в том числе лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини, неоднократно появлявшийся ранее на заседаниях в футболке с изображением Президента России и традиционно выступающий на пророссийских позициях15. Подобное поведение итальянских политиков, очевидно, можно объяснить их стремлением заработать политические очки среди электората, дезинформированного массой фейков и настроенного в настоящее время в значительной степени антироссийски. Следует отметить, что на фоне традиционно высокого «градуса теплоты» российско-итальянских отношений, подобный поворот и рост откровенных, не мотивированных русофобских настроений в стране оказывается особенно заметным.

На сайте МИД Италии Российской Федерации посвящен специальный раздел в географическом блоке «Европа» - «Отношения между Италией и Россией», в котором традиционно выделялись темы «политические отношения», «экономические отношения», «культурные связи». Во главу угла ставился тезис о сохранении интенсивных позитивных контактов между странами: «Отношения между Италией и Россией остаются интенсивными и позитивными даже в деликатной фазе, характеризуемой режимом ограничительных мер, наложенных на Москву ЕС и основными западными партнерами, как последствия событий, которые произошли в Украине начиная с 2014 года… Мы поддерживаем необходимость всеобъемлющего подхода, который побудит Россию к сотрудничеству в поиске общих решений основных глобальных проблем, включая борьбу с изменениями климата, пандемией, терроризмом и крупными международными и региональными кризисами (особенно на Ближнем Востоке)»16. Примечательно, что формулировка о «региональных кризисах», а также уточнение о Ближнем Востоке появились в данном информационном сообщении позже - после 2018 года.

Данное направление, очевидно, представляло особый интерес для итальянской стороны в свете сотрудничества с Российской Федерацией в вопросах урегулирования наиболее острых кризисов современной мировой политики. Так, Л. Ди Майо в августе 2021 года заявил о том, что «в афганском контексте Россия является ключевым игроком в управлении нынешней кризисной ситуацией, что позволит в перспективе прийти к единому международному подходу…»17. В начале апреля 2022 года вся указанная выше информация на странице была удалена в связи с декларированной жесткой позицией Италии в отношении российской спецоперации на Украине, и в настоящее время страница остается пустой18. 24 февраля 2022 года на сайте итальянского правительства появилась официальная информация по данному вопросу: «Правительство Италии осуждает нападение России на Украину. Это неоправдано и не может быть оправдано. Италия близка к украинскому народу и институтам в этот драматический момент. Мы работаем с европейскими союзниками и союзниками по НАТО, чтобы отреагировать немедленно, сплоченно и решительно»19. Еще до принятия ЕС 8 апреля 2022 года пятого пакета антироссийских санкций Луиджи Ди Майо заявлял о «приветствии и поддержке» данной меры со стороны Италии20.

При этом необходимо отметить традиционно позитивное отношение к России в различных слоях итальянского общества: можно выделить в целом положительное отношение к нашей стране в сфере академических кругов, молодежи, интегрированных в итальянское общество мигрантов. В медийной сфере градус позитивного отношения к России после 2014 года стал несколько ниже, при этом высокой степенью заинтересованности отличалось внимание итальянских СМИ к точке зрения российских дипломатов на вопросы урегулирования конфликта в Сирии и борьбу с ИГИЛ21 и в целом на деятельность Российской Федерации в данной области22. В 2021 году антироссийская риторика в итальянских СМИ резко обострилась. С конца февраля 2022 года все крупнейшие итальянские издания оказались заполнены материалами, характеризующимися крайне жесткой антироссийской риторикой и даже русофобией. Следует отметить обилие фейков в отношении России, публикуемых в авторитетных итальянских СМИ. Позиция официальных лиц и представителей центральных итальянских СМИ по отношению к Российской Федерации в последние месяцы поражает своей жесткостью, цинизмом и крайней несправедливостью.

Внутри итальянского политического сообщества сегодня наблюдается абсолютный консенсус в отношении России и продолжения взаимодействия в двустороннем формате. Несмотря на традиционно особый статус двусторонних контактов с Российской Федерацией, как представители партий власти, так и оппозиционные политики сходятся в своем осуждении действий России на международной арене, поддерживая общий тон западных стран в необоснованных обвинениях в адрес нашей страны и выступают за сокращение взаимодействия как в двустороннем формате, так и формате Россия - ЕС.

Экономика, энергетика, военно-техническая сфера

Важное значение в начале XXI века приобрели российско-итальянские отношения в торгово-экономической, валютно-финансовой и промышленной и энергетической сферах. Итальянская Республика долгое время оставалась одним из ключевых партнеров Российской Федерации в области экономики и торговли. Как отмечалось ранее на официальном ресурсе итальянского МИД, «Общий уровень экономических отношений между Италией и Россией остается важным. Значительное падения торговли наблюдалось с 2014 года, в основном из-за негативной экономической ситуации в российской экономике, обвала цен на углеводороды, девальвации рубля и санкций, введенных ЕС в отношении России после украинского кризиса, с 2017 года ситуация определенно улучшилась»23.

По состоянию на конец 2021 года в России постоянно присутствовало около 500 итальянских компаний, 70 из которых имели производственные предприятия, а также 68 банков и несколько юридических фирм. Наиболее важными секторами итальянского экспорта являлись механические и электрические машины и оборудование, текстиль, обувь, фармацевтические продукты, агропродовольствие, мебель и транспортные средства. В банковском и страховом секторе итальянские учреждения также занимали важные позиции. Положительная тенденция сотрудничества отражалась в стабильном объеме прямых иностранных инвестиций Италии в России24.

По данным ISTAT, в 2019 году товарооборот между Россией и Италией составил 22,2 млрд. евро (-1,3% к 2018 г.)25. В 2020 году товарооборот России с Италией снизился и составил 20,2 млрд. долларов (уменьшившись на 19,88% по сравнению с 2019 г.)26. Товарооборот между двумя странами в 2021 году составил 31 354 903 175 долларов (увеличившись на 55,04% - 11 131 665 247 долларов по сравнению с 2020 г.)27. Такое значительное наращивание объемов взаимной торговли свидетельствует об особом статусе двусторонних отношений в данный период.

Заметное негативное влияние на экономические отношения России и Италии оказали введенные с 2014 года санкции. Важным нововведением, позволившим минимизировать потери в сфере экономики для обеих стран, стала модель сотрудничества «Сделано с Италией»/«Сделано с Россией» (вместо привычного бренда «Сделано в Италии»), в рамках которой на территории Российской Федерации начали действовать новые итальянские предприятия, занимающиеся производством. Не в последнюю очередь благодаря этой идее, спад сотрудничества, наблюдавшийся в 2014-2016 годах сменился периодом оживления с 2017 года.

В контексте экономического сотрудничества следует отметить работу Российско-итальянского совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству, основанного в 1999 году. «Сегодня в его рамках действуют несколько постоянных рабочих групп: по экономическому сотрудничеству и модернизации; промышленным округам и сотрудничеству в сфере МСБ; сельскому хозяйству; промышленности и высоким технологиям; туризму и культуре; космосу и транспорту»28. Последнее, 18-е заседание совета состоялось 6 декабря 2021 года в Риме. «В ходе заседания совета стороны обсудили текущую ситуацию в торговле и экономике, сотрудничество в гуманитарной сфере, наметили перспективные направления для развития российско-итальянской кооперации, среди которых: сотрудничество в сферах биологической, энергетической, продовольственной и экономической безопасности, развитие технологий гибкого производства, искусственного интеллекта, водородной энергетики, электротранспорта, сквозной цифровизации экономики, снижение регуляторных барьеров для реализации совместных проектов, формирование встречных преференциальных режимов. Стороны отметили также богатые традиции культурного диалога между странами. В период с 2021 по 2022 год Россия и Италия проводят перекрестный Год музеев, торжественная церемония открытия которого состоялась 30 сентября 2021 года в Милане»29.

Заметное место в двусторонних экономических отношениях занимает Итало-российская торговая палата (ИРТП) - частная некоммерческая организация, целью которой является развитие экономического, торгового и делового сотрудничества между двумя государствами. Деятельность организации началась еще в 1964 году, ее целью является оказание содействия экономическому, торговому, техническому, правовому, научному и культурному сотрудничеству между Италией, Российской Федерацией, другими государствами СНГ и их представителями, а также создание доверительной атмосферы для плодотворного сотрудничества между итальянскими и российскими предпринимателями.

Реализуется деятельность палаты в двух направлениях - «стратегическом» (оказание поддержки предпринимателям путем организации рабочих встреч политических и экономических кругов двух стран) и в сфере оказания услуг (консалтинг, логистическая и техническая поддержка) российским и итальянским предпринимателям30. ИРТП - единственное в своем роде негосударственное учреждение, признанное обеими странами. В его состав входят 300 итальянских и российских членов, среди которых наиболее крупные кредитные институты, ведущие предприятия, работающие на рынках двух стран, основные производственные предприятия, торговые палаты, ассоциации и консорциумы, компании по предоставлению услуг, лидирующие в своих отраслях, профессиональные бюро. Итало-российская торговая палата является одной из сторон, подписавших меморандум в поддержку взаимного признания сертификатов вакцинации в конце 2021 года, который продвигает AEB (Association of European Businesses). В меморандуме подчеркивается важность ускорения процесса признания сертификатов вакцинации во избежание дальнейших lockdown и отрицательных последствий для экономики двух стран31. Последнее заседание ИРТП состоялось 21 сентября 2021 года в Милане. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров отметил в рамках выступления перед участниками заседания необходимость совместного поиска «новых точек роста, способствующих преодолению всеобщего спада, возвращению национальных экономик на траекторию устойчивого развития»32, отдавая приоритетное место ИРТП в данной сфере. В январе 2022 года состоялась встреча Президента В.В.Путина в режиме видеоконференцсвязи с итальянскими предпринимателями, которая была инициирована ИРТП.

Одним из ключевых направлений российско-итальянского взаимодействия в сфере экономики долгое время оставалось энергетическое сотрудничество. По состоянию на начало 2022 года Россия являлась основным поставщиком энергии в Италию: фактически итальянцы закупали около 15% импортируемой нефти и 43% импортируемого газа в Российской Федерации.

Итальянская Республика всегда оставалась крайне заинтересованной в поставках российских энергоносителей. На протяжении многих лет взаимодействие в данной сфере являлось основой экономических взаимосвязей двух стран. В сфере газовой промышленности был достигнут целый ряд договоренностей, отражающих позитивную динамику двусторонних контактов. Еще в 2006 году было заключено соглашение между «Газпромом» и итальянской энергетической компанией «Эни» о прямых поставках российского газа на итальянский рынок, сроком до 2035 года. Группа «Газпром» получила возможность осуществлять прямые поставки российского газа на итальянский рынок за счет переуступки компанией «Эни» мощностей и объемов газа в газопроводе TAG. В 2009 году был подписан целый ряд долгосрочных контрактов с итальянскими компаниями: «PremiumGas S.p.A.», «ERG S.p.A», «Synergie Italiane S.r.l.». В 2016 году был подписан Меморандум о взаимопонимании в отношении поставок природного газа из России по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и из Греции в Италию. Документ открыл перспективы для масштабного сотрудничества между российским ПАО «Газпром» и итальянской компанией «Эдисон», а в марте 2017 года «Газпром» и «Эни» подписали меморандум о взаимопонимании. В декабре 2018 года «НОВАТЭК» и итальянское экспортно-кредитное агентство «SACE» (группа CDP) подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в рамках СПГ-проектов33. «Газпром» также осуществлял поставки газа через совместные компании «Promgas» и «PremiumGas». В 2021 году компания нарастила поставки газа в Италию на 19,5%34.

Что касается нефтяной сферы, то 24 июня 2008 года «ЛУКОЙЛ» и итальянская компания «ERG S.p.A.» подписали соглашение о создании совместного предприятия по управлению нефтеперерабатывающим комплексом ISAB, расположенным в г. Приоло (о. Сицилия). Доля российской компании в СП составила 49%. В апреле 2012 года «Роснефть» и «Эни» подписали соглашение о комплексном сотрудничестве, в соответствии с которым предусмотрено создание СП для освоения Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море и Западно-Черноморского участка в Черном море на территории России, обмен технологиями и участие «Роснефти» в международных проектах «Эни». В июне 2013 года компании подписали соглашение о завершении сделок по российскому шельфу. Совместные предприятия-операторы по каждому из проектов созданы с долями участия 66,67% у «Роснефти» и 33,33% у «Эни». В рамках рабочего визита Президента РФ Владимира Путина в Италию в ноябре 2013 года был подписан ряд важных документов в энергетической сфере. В октябре 2017 года «Роснефть» и Saipem SpA в рамках Евразийского экономического форума в Вероне подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Соглашение предполагает углубление взаимодействия сторон по целому ряду направлений, в том числе в области нефтесервиса, локализации проектно-инжиниринговых работ в России, сотрудничество в сфере разработки новых технологий, возможность создания совместного инжинирингового центра35. «11 марта 2022 г. компания «Эни» объявила о намерении заменить российскую нефть другими источниками, однако действующие контракты пока остаются в силе»36.

Ключевое значение в торгово-экономических отношениях России и Италии приобрели широкие экономические контакты регионов двух стран в различных областях. Межрегиональные связи направлены в первую очередь на расширение сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства. В ноябре 2003 года был подписан Меморандум о создании промышленных округов37 по итальянскому образцу на территории Российской Федерации. На базе итальянского опыта в России проводятся активные действия по созданию промышленных округов, объединяющих по территориальному признаку промышленные комплексы и производства, в том числе - представительства итальянских компаний. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество не прерывалось даже в период общего спада взаимодействия с западными странами после 2014 года. Важным направлением в данном контексте является «реализация прямых связей между городами и регионами Российской Федерации и Итальянской Республики» (ст. 5 Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г.)38.

Говоря о развитии двустороннего сотрудничества между Россией и Италией, необходимо выделить также сферу науки и техники. Взаимодействие в данной области основывается на «Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом сотрудничестве», подписанном в Риме 1 декабря 1995 года и вступившем в силу в 1999 году. Соглашение предусматривает активное сотрудничество в области физики (как теоретической, так и ядерной энергетики), радиобиологии, радиомедицины и химии. В 2010 году между Россией и Италией был подписан Меморандум о намерениях по проекту в области управляемого термоядерного синтеза, в развитие концепции токамака «Игнитор». От России в проекте участвуют «Росатом» и НИЦ «Курчатовский институт»39. После 2014 года, однако, сотрудничество в высокотехнологичных сферах оказалось практически заморожено.

Очевидно, что решение Евросоюза отказаться от энергоносителей из России особенно заметно скажется на ситуации в Италии, традиционно находящейся в сильной зависимости от российского импорта. Открытым остается вопрос о деятельности итальянских компаний на российском рынке.

Сотрудничество в сфере культуры, науки, образования

Важнейшая роль в рамках двустороннего российско-итальянского сотрудничества отведена сфере культуры. Культурные связи двух стран традиционно являются глубокими и разносторонними. Ключевым документом в сфере культурного взаимодействия является Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 года40. В документе подробно перечисляются конкретные мероприятия в области культуры, образования и гуманитарных наук, декларируется стремление поощрять обмен опытом в области культуры и популяризация культурных и художественных ценностей обеих стран (Статья 2).

На протяжении многих лет активно реализуются различные культурные проекты, регулярной практикой стало проведение двусторонних мероприятий в области культуры и образования. Особое значение придается сотрудничеству российских и итальянских музеев и галерей, систематически проводятся выставки и экспозиции. Еще в 2011 году состоялось открытие Российского центра науки и культуры в Риме и Центра изучения культуры России при университете в Венеции. Важным событием в сфере культурного взаимодействия стало проведение в 2011 году Года российской культуры и русского языка в Италии и Года итальянской культуры и итальянского языка в России, в рамках которых был проведен ряд крупных мероприятий в обеих странах.

В декабре 2015 года была подписана «Исполнительная программа культурного сотрудничества 2016-2018», целью которой является содействие сотрудничеству между различными учреждениями и органами двух стран в области образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, кино, архивного, библиотечного и издательского дела, радио, телевидения и средств массовой информации, спорта и туризма. Особенно динамичной является сфера молодежных обменов, которые каждый год позволяют значительному количеству итальянских студентов провести обучение в России и наоборот.

4 июля 2019 года, по случаю визита Президента Путина РФ В.Путина в Рим, была принята новая Исполнительная программа культурного сотрудничества, действующая на следующий трехлетний период - с 2019 по 2021 год, имеющая аналогичные предыдущей программе задачи и направления деятельности. Планируется обмен визитами учителей и исследователей, стипендии на языковые курсы, двуязычные секции в соответствующих средних школах, обмен научными публикациями. Данное направление особенно сильно пострадало с началом пандемии коронавируса.

С подписанием программы в 2019 году открылись важные возможности для укрепления итальянско-российского культурного партнерства за счет продвижения более всеобъемлющей стратегии, позволяющей использовать итальянское искусство даже в самых отдаленных от столицы местах.

Важность двусторонних культурных контактов подчеркивается широким научным интересом в России к истории, культуре, экономике, политической системе Итальянской Республики. Отечественная итальянистика только последних десятилетий насчитывает сотни работ в различных областях исследований41. Значительный вклад в развитие культурных связей вносит деятельность уже упоминавшегося Форума-диалога гражданских обществ, открывшего возможность для контактов деятелей культуры, науки, представителей неправительственных организаций и религиозных деятелей. 22 февраля 2022 года в рамках пленарного заседания российско-итальянского Форума-диалога в Москве состоялось подписание протокола о создании Российско-итальянской академии культуры и искусства (РИАКИ)42.

На высоком уровне традиционно сохраняются контакты в сферах науки и образования. Регулярно проводятся мероприятия научно-аналитического характера. Ряд соглашений заключен в области межуниверситетских контактов: как итальянская, так и российская стороны предоставляют стипендии студентам в различных учебных заведениях, регулярной практикой стали межуниверситетские стажировки.

Очевидно, что сфера научных контактов и взаимодействие экспертных сообществ остается важным направлением, способным оказать прогрессивное воздействие на сохранение и расширение сотрудничества в различных областях, в том числе - на развитие диалога в политической сфере. Можно предположить, что совместная работа представителей экспертных сообществ двух стран в сфере политической науки способна открыть новые пути взаимодействия на уровне государственных структур. Следует отметить, что радикальных решений о прекращении студенческих обменов, разрыве культурных и научных контактов, приостановлении взаимодействия в сфере культуры между Россией и Италией в 2022 году не принималось.

 

Отношения Российской Федерации и Итальянской Республики традиционно характеризовались как позитивные и динамично развивающиеся. Даже в периоды ухудшения отношений с западными странами Италия оставалась важным партнером России, что подтверждалось сохранением широких контактов в различных сферах. Стратегически значимое сотрудничество в сфере энергетики, широкие экономические контакты и разностороннее культурное взаимодействие подтверждали привилегированный характер двусторонних отношений и свидетельствовали о стремлении обеих сторон сохранить исторически сложившийся позитивный тон межгосударственного диалога.

Снижение интенсивности политического взаимодействия с 2014 года представляется логичным в свете общего «охлаждения» в отношениях с европейскими государствами, однако позитивная динамика в различных сферах сотрудничества позволяла предполагать, что политический диалог двух стран также может выйти на более высокий уровень. Особую роль в данном контексте играло видение Италией роли России в современном мире как ключевого актора международных отношений. Важное значение для Итальянской Республики традиционно имел и тот факт, что сохранение высокого уровня сотрудничества с Российской Федерацией, его расширение и углубление в ряде областей взаимодействия подчеркивало самостоятельность страны на международной арене, придавая ей определенный вес в мировых политических процессах и способствуя расширению сфер влияния в приоритетных направлениях итальянской внешней политики - средиземноморском, европейском и атлантическом. Большое значение в отношениях России с Италией приобрела политика «мягкой силы»: взаимопроникновение культур за последние годы вышло на принципиально новый уровень, что способствовало сближению двух государств.

Таким образом, на протяжении последних трех десятилетий на российско-итальянские отношения оказывали ключевое влияние следующие факторы:

- отсутствие столкновений по ключевым внешнеполитическим интересам;

- стремление Италии к укреплению позиций на международной арене и внутри ЕС и евроатлантического сообщества за счет самостоятельной внешнеполитической линии;

- осознание итальянской стороной ведущей роли РФ в решении ключевых проблем безопасности в мире, в том числе - в приоритетном для Итальянской Республики регионе Средиземноморья;

- внутренняя нестабильность в Италии: необходимость прислушиваться к мнению широкого спектра политиков и электората, симпатизирующего России;

- широкое взаимовыгодное экономическое и энергетическое сотрудничество;

- обширные и разнонаправленные культурные связи;

- положительный образ России в Италии и наоборот;

- позитивный исторический контекст.

На современном этапе, однако, ключевым фактором двусторонних отношений стал фактор евроатлантической солидарности. Итальянская Республика стремится продемонстрировать единство с другими членами ЕС и западными странами в целом относительно действий Российской Федерации. Члены НАТО и солидарные с ними государства, стремясь ослабить авторитет России на международной арене, необоснованно дискредитировать нашу страну, фактически подрывают основы современной системы международной безопасности. Италия оказалась в ряду этих государств, перечеркивая длительную историю развития двусторонних контактов на беспрецедентно высоком уровне.

Современное взаимодействие России и Италии и его статус в обозримом будущем, очевидно, уже нельзя охарактеризовать как «привилегированное партнерство». Сокращение взаимодействия в сфере энергетики, очевидно, приведет к заметному спаду в экономических отношениях. Целенаправленное формирование авторитетными итальянскими СМИ негативного образа России у итальянцев повлияет на взаимодействие гражданских обществ, что неизбежно приведет к сокращению сотрудничества в сфере культуры, образования, науки. Ключевая ответственность в данном контексте лежит на итальянских политиках, своими заявлениями и действиями усугубляющих ситуацию. Традиции прочных двусторонних отношений, однако, позволяют надеяться на восстановление контактов если не в политической сфере, то в иных направлениях взаимодействия.

 

 

1См. подробнее: Гаврилова С.М. Несостоявшаяся «Третья республика» в Италии // Международная жизнь. 2017. №10. С. 27.

2Начало беседы с председателем Совета министров Италии Маттео Ренци // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/47780

3Пресс-конференция по итогам российско-итальянских переговоров 24 октября 2018 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58889

4Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей // URL: https://docs.cntd.ru/document/902210971

5Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью // URL: https://docs.cntd.ru/document/901898030

6Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=3&nd=201027497&collection=1

 7Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой // URL: http://docs.cntd.ru/document/901909430

 8План действий в отношениях между Российской Федерацией и Итальянской Республикой // URL: http://docs.cntd.ru/document/901755601

 9Совместное коммюнике 16-го заседания Большой российско-итальянской межпарламентской комиссии // URL: http://rusit.duma.gov.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%8E%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.pdf

10О Форуме // URL: https://russia-italia.ru/about/

11Гаврилова С.М. Российско-итальянские отношения на рубеже XX-XXI веков // Новая и Новейшая история. 2017. №1. С. 210.

12О четвертом заседании Российско-итальянской межведомственной рабочей группы по борьбе с новыми вызовами и угрозами // URL: https://www.mid.ru/ru/maps/it/-/asset_publisher/y8qQ47DsHQYD/content/id/4963702

13О рабочем визите в Италию министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова // URL: https://www.mid.ru/ru/maps/it/-/asset_publisher/y8qQ47DsHQYD/content/id/4847785

14Выступление и ответы на вопросы СМИ министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Л.Ди Майо по итогам переговоров. Москва, 17 февраля 2022 г. // URL: https://mid.ru/ru/maps/it/1799184/

15Più sentimento che politica, Zelensky esalta il cuore dell'Italia // La Reppublica // URL: https://www.repubblica.it/politica/2022/03/22/news/camera_zelensky_piu_sentimento_che_politica-342394717/?ref=RHTP-BH-I341183651-P3-S1-T1

16L’Italia e la Russia // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale // URL: https://www.esteri.it/it/politica-estera-e-cooperazione-allo-sviluppo/aree_geografiche/europa/i_nuovi_rapporti/ (информация размещалась до апреля 2022 г.)

17Draghi incontra Lavrov a Palazzo Chigi. Di Maio: "Russia fondamentale per gestire situazione in Afghanistan" // La Repubblica // URL: https://www.repubblica.it/politica/2021/08/27/news/draghi_lavrov_afghanistan_libia-315515919/

18По состоянию на 15 апреля 2022 г.

19Цит. по: Маслова Е.А. Реакция Итальянской Республики на специальную военную операцию России на Украине // Аналитические записки Института Европы РАН. 2022. №9. С. 64.

20Италия поддержала новый пакет санкций против России // URL: https://lenta.ru/news/2022/03/21/fifth/

21Организация, запрещенная в России.

22Интервью посла России в Италии С.С.Разова национальной радиостанции «Венето», 20 августа 2016 г. // URL: http://www.mid.ru/ru/maps/it/-/asset_publisher/y8qQ47DsHQYD/content/id/2406865

23I rapporti tra Italia e Russia // URL: https://www.esteri.it/mae/it/politica_estera/aree_geografiche/europa/i_nuovi_rapporti.html

24L’Italia e la Russia // URL: https://www.esteri.it/it/politica-estera-e-cooperazione-allo-sviluppo/aree_geografiche/europa/i_nuovi_rapporti/

25Ibid.

26Товарооборот России с Италией в 2020 г. // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-italiey-v-2020-g/

27Торговля между Россией и Италией в 2021 г. // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2022-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-italiey-v-2021-g/

28Маслова Е.А., Сорокова Е.Д. Россия - Италия: концептуальный анализ двусторонних отношений // Современная Европа. 2019. №1. С. 53.

29Заседание Российско-итальянского межправительственного совета // URL: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!zasedanie_rossiyskoitalyanskogo_mezhpravitelstvennogo_soveta

30Цели // Итало-российская торговая палата // URL: https://www.ccir.it/ccir/ru/chi-siamo/

31Подписан совместный меморандум в поддержку взаимного признания сертификатов вакцинации от COVID-19 // URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2021-05/vneshnyaya-torgovlya-rossii-s-italiey-v-1-kv-2021-g/

32Видеообращение министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова к участникам открытой конференции в рамках заседания Генассамблеи Итало-российской торговой палаты, 21 сентября 2021 г. // URL: https://www.mid.ru/ru/maps/it/-/asset_publisher/y8qQ47DsHQYD/content/id/4862796

33Сотрудничество России и Италии в сфере ТЭК // URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/788/

34Добыча и поставки газа: итоги 11 месяцев // URL: https://www.gazprom.ru/press/news/2021/december/article543987/

35Там же.

36Маслова Е.А. Реакция Итальянской Республики на специальную военную операцию России на Украине // Аналитические записки Института Европы РАН. 2022. №9. С. 68.

37Меморандум по вопросам создания промышленных округов на территории Российской Федерации с использованием итальянского опыта // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3828/print

38Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=5&nd=203000232&collection=1

39Сотрудничество России и Италии в сфере ТЭК // URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/1/788/

40Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования от 10 февраля 1998 г. // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=5&nd=203000232&collection=1

41Гаврилова С.М. Российские ученые о внешней политике Италии на рубеже XX-XXI вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2012. №1(9). С. 19.

42Протокол о создании Российско-Итальянской академии культуры и искусства // URL: https://russia-italia.ru/news/obrazovanie/podpisan-protokol-o-sozdanii-rossiysko-italyanskoy-akademii-kultury-i-iskusstva/