«Международная жизнь»: Александр Викторович, как восприняты в ЕС инициативы российского Президента Дмитрия Медведева о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности?

А.В.Грушко, заместитель министра иностранных дел России: Формат разностороннего взаимодействия России и ЕС очень важен и как площадка по обмену мнениями, и для налаживания конкретного сотрудничества в отдельных регионах мира. Примеры этому есть: оказанная Россией вертолетная поддержка операции Евросоюза в Чаде и ЦАР, а также крепнущее взаимодействие с военно-морскими силами ЕС в Аденском заливе с целью обеспечения безопасности судоходства и борьбы с пиратством. Инициатива Д.А.Медведева в наших контактах с ЕС, с другими партнерами становится все более значимой и все более стратегически важной для определения будущей евроатлантической архитектуры безопасности.

Более 20 стран ответили на высшем уровне на предложение Д.А.Медведева о заключении Договора о европейской безопасности. Реакция - однозначно позитивная. Всеми признается, что назрел серьезный разговор о новой системе безопасности, которая отвечала бы новым реалиям и была бы более приспособлена к новым вызовам и угрозам. Спустя 35 лет после подписания Хельсинкского заключительного акта и 20 лет со дня падения Берлинской стены нужны новые подходы, способные на деле обеспечить реализацию принципа неделимости безопасности. Главное, чтобы в Европе не было разделения на государства первого и второго сорта в отношении обеспечения безопасности. Абсолютное большинство стран осознает необходимость радикального реформирования европейской архитектуры в области безопасности. Государства должны опираться на новые инструменты, обеспечивающие их безопасность, а не на те, которые унаследовал мир со времен холодной войны. Характерно, что наши партнеры выступают с инициативами в области общеевропейской безопасности. Например, Президент Франции Николя Саркози говорит о новом евроатлантическом и евро-азиатском пространстве. В целом начались процессы, которые могут привести к формированию нового регионального порядка в области безопасности. Россия эти процессы будет поддерживать. Мы прекрасно понимаем, что заключение общеевропейского договора - лишь составная часть будущей архитектуры безопасности. В этом ряду такие задачи, как улучшение качества отношений России с Евросоюзом, повышение эффективности сотрудничества с НАТО в рамках Совета Россия - НАТО (СРН). Это и реформа ОБСЕ, которую Россия хочет видеть как организацию по налаживанию реального сотрудничества в сфере безопасности, которая была бы востребована государствами-членами.

«Международная жизнь»: Александр Викторович, энергодиалог, пожалуй, - один из ключевых моментов в отношениях России и ЕС. На протяжении последних нескольких лет активно обсуждается тема объединения электроэнергетических сетей России и стран Евросоюза. Почему она так актуальна? 

А.В.Грушко: Что касается энергетических вопросов, то здесь очень важно воздерживаться от действий, которые могли бы привести к ненужным осложнениям для действующих схем сотрудничества. И, скажем, планы вхождения стран СНГ в правовую и технологическую систему энергетического снабжения и электросетей Евросоюза могут быть чреваты рисками. Поэтому мы высказываемся за то, чтобы продолжить начатую когда-то работу с Евросоюзом по синхронизации работы электросетей, исходя из того, что в конечном счете - если нам удастся их соединить - это всем даст огромную выгоду и станет вкладом в энергетическую безопасность Европы.

«Международная жизнь»: Основной переговорщик с российской стороны по проблемам вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) Максим Медведков сказал, что главный принцип, по которому российская сторона работает на данном треке, - «торопись медленно». Насколько оправданы результаты «медленной торопливости»?

А.В.Грушко: Сегодня «мяч» - на стороне наших партнеров. Россия прошла свой путь по вступлению в ВТО. Переговоры по всем аспектам, касающимся ЕС, мы завершили еще в 2004 году. Проблема наших отношений с Евросоюзом в контексте ВТО заключается в том, что на протяжении нескольких лет Россия, не будучи членом ВТО, действует как член этой организации. По нашему мнению, эти две реальности должны сойтись в одной плоскости и до конца этого года необходимо завершить все процедуры по вступлению в ВТО. Позиция Евросоюза в пользу вступления России в ВТО остается неизменной - заверили нас наши европейские партнеры.

«Международная жизнь»: Найден ли алгоритм безвизового перемещения граждан России и государств Евросоюза? Если «да», как скоро данный проект может быть реализован?

А.В.Грушко: Изначально мы обратились к нашим партнерам по Евросоюзу с просьбой сформулировать критерии введения безвизового режима между нами. Некоторые аспекты очевидны. Первое - это механизм реадмиссии. Он дает гарантии России и государствам ЕС в том, что те граждане, которые будут незаконно находиться на территории России или стран ЕС, будут возвращаться на территорию собственных стран и будут приниматься властями «происхождения». Такое соглашение с Евросоюзом заключено. Второе - надежность проездных документов. В рамках международных организаций мы работаем совместно с Евросоюзом над новым поколением биометрических паспортов. Третье - опыт, связанный с функционированием безвизового режима. Например, он действует для обладателей дипломатических паспортов. Был и такой опыт, когда во время финала Лиги чемпионов, проходившего в Москве в позапрошлом году, Россия в одностороннем порядке предоставила безвизовый въезд болельщикам команд «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Ничего чрезвычайного не случилось. Так что непреодолимых технических препятствий безвизовому режиму нет, нужно определиться только политически. Россия свой выбор сделала. Кроме того, напомню, что в Хельсинкском заключительном акте зафиксировано обязательство поощрять и обеспечивать свободу перемещения. Уже тогда это рассматривалось как один из основополагающих принципов межгосударственных отношений. Сегодня это надо реализовать в практических делах.

«Международная жизнь»: Вопрос о правах человека традиционно является камнем преткновения в отношениях России с миром. Не исключение и партнеры по Евросоюзу. Как идет диалог по этой проблематике?

А.В.Грушко: На наш взгляд, диалог России с Евросоюзом по проблемам прав человека - наиболее интенсивный. Качество российско-еэсовского диалога определяется тем, что он системно проходит в рамках международных организаций - ООН, ОБСЕ и СЕ, где Россия и Евросоюз в равной степени связаны политическими и юридическими обязательствами. У нас с Евросоюзом есть отработанный механизм двусторонних консультаций, которые проводятся дважды в год. На эту площадку выносятся озабоченности обеих сторон как по частным случаям нарушения прав человека, так и по вопросам общих недостатков и недоработок. Наиболее серьезные озабоченности по правам человека в некоторых странах ЕС связаны с проявлениями нетерпимости, экстремизма, исламофобии, неонацизма. Остро стоит проблема безгражданства в Латвии и Эстонии. Мы считаем, что это не вписывается в наши общие представления о демократическом устройстве государств. Россия неоднократно указывала своим партнерам по Евросоюзу на несоблюдение тех обязательств, которые брали на себя эти страны как члены ОБСЕ и Совета Европы, а также вступая в Евросоюз. Надеемся, будут предприняты усилия, чтобы покончить с таким феноменом, который не имеет право на существование в современном мире.

«Международная жизнь»: По-прежнему остается актуальным вопрос об урегулировании ситуации в Кавказском регионе. По вашему мнению, что является главным для стабилизации обстановки на границе Грузии и республик Абхазии и Южной Осетии?

А.В.Грушко: Что касается Грузии, то мы очень тесно взаимодействуем с ЕС. Евросоюз осуществляет определенные функции, зафиксированные в плане Медведева - Саркози. Со своей стороны Россия своим военным присутствием обеспечивает безопасность в Южной Осетии и Абхазии.

Наши пограничники охраняют внешние рубежи двух этих стран. У нас ведется постоянный, практически на ежедневной основе, диалог со спецпредставителями Евросоюза. Россия и ЕС активно участвуют в Женевских дискуссиях.

Главное сегодня - перевести ситуацию в плоскость правовой определенности. Мы настаиваем на предоставлении Грузией твердых юридических гарантий неприменения силы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Россия подготовила соответствующие предложения, и мы рассчитываем на позитивную реакцию. Также хотим быть уверенными в том, что эти предложения России будут поддерживаться Евросоюзом.

Ожидаем от стран ЕС и других государств выполнения всех международных обязательств в отношении непоставок вооружений Грузии, которая не отвечает соответствующим критериям, зафиксированным, в частности, в документах ОБСЕ. Это также одна из насущных тем, которые мы обсуждаем с Евросоюзом.

«Международная жизнь»: Какое место занимает афганская проблематика в диалоге России и Евросоюза?

А.В.Грушко: Тема Афганистана, естественно, находится в центре наших обсуждений и со странами Евросоюза, и с другими государствами. Ухудшение обстановки в Афганистане может привести к самым серьезным последствиям не только для стран Центральной Азии, но и России, и Евросоюза. Россия и Евросоюз в одинаковой степени уязвимы перед угрозой наркотрафика и терроризма из Афганистана. Поэтому мы за то, чтобы укреплять взаимодействие и по линии правоохранительных структур, и в других областях.