С 2014 года между Соединенными Штатами Америки и их союзниками, с одной стороны, и Российской Федерацией - с другой, наблюдалось ухудшение отношений из-за вхождения Крыма в состав Российской Федерации, что привело к введению санкций в отношении России, а также санкций в отношении третьих стран, взаимодействующих с Россией в областях, запрещенных санкциями. Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA) стал одним из таких примеров и обратил внимание Сената США на закупку Индией у российской военной организации «Рособоронэкспорт», которая попала под санкции, системы вооружений типа С-400. Китай также был подвергнут санкциям в 2018 году за аналогичное взаимодействие с Россией в рамках CAATSA.
Одной из основных целей вторичных санкций в рамках CAATSA является разрыв стратегических военных и энергетических связей между Россией и важными игроками в мире. Индия решила продолжить покупку российских систем, несмотря на угрозу введения санкций со стороны Америки, а Сенат США, в свою очередь, до сих пор не принял решение ввести ли санкции в отношении Индии, потому что Соединенные Штаты рассматривают Индию как важного партнера в Индо-Тихоокеанском регионе в противодействии Китаю.
После принятия CAATSA в 2018 году Индия установила механизм «рупия-рубль» для всех военных контрактов с Россией. Но ввиду недавних событий на Украине в феврале 2022 года из-за продолжающейся специальной военной операции, ухудшения отношений между США (и их союзниками) и Россией (и ее союзниками) и применения жесткого санкционного режима, делающего Россию самой подсанкционной страной в мире, в рамках CAATSA снова открылись дебаты о вторичных санкциях в отношении Индии.
Позиция Индии до сих пор остается нейтральной: она не поддерживает спецоперацию, начатую Россией на Украине, но и не присоединяется к санкциям США и их союзников. Воздержавшись в Совете Безопасности ООН и на Генеральной Ассамблее ООН от осуждения действий России на Украине, Индия ясно дала понять, что она не желает выбирать какую-либо сторону, поскольку у нее есть свои собственные национальные интересы, которые связаны как с Россией, так и США и странами Запада. Однако давление на Индию с тем, чтобы привлечь ее к санкциям против России, растет, о чем свидетельствуют визиты в Нью-Дели 1 апреля 2022 года заместителя советника по национальной безопасности Соединенных Штатов Далепа Сингха, который является одним из авторов экономических санкций против России. Американский чиновник предостерег Индию от оказания России помощи по обходу санкций и, кроме того, заявил, что в случае проблем с Китаем Индии не стоит доверять России.
Между Индией и Россией сложились продолжительные партнерские отношения, касающиеся поставок военной техники.
США же крайне заинтересованы в том, чтобы вынудить Индию переориентироваться на американский рынок. Общая ситуация с вторичными санкциями, которые США могут наложить на Индию, ставит Индию в неустойчивое положение, однако в то же время она сильно зависит от российской военной техники в плане поддержания безопасности внутри страны. Эта зависимость не может быть устранена в одночасье путем получения военной техники от других партнеров.
Качество взаимодействия с Россией и доверие к ней являются еще одним фактором, потому что ни один другой партнер не желает передавать Индии именно военные технологии, которые приведут к самодостаточности страны в вопросах вооружения. Все это способствует развитию сотрудничества Индии с Россией.
Для Индии также важна проблема развития экономического сотрудничества, особенно в области энергетики. Сегодня она является третьим по величине потребителем энергии, спрос на которую будет только расти. Прогнозируется, что к 2040 году потребление нефти в Индии увеличится с 4 до 10 млн. баррелей в сутки, а природного газа - с 50 до 175 млрд. куб. м1 . Более 76,7% общего импорта сырой нефти в Индию приходится на страны - члены ОПЕК2. Более 54,4% обеспечивают три крупнейших поставщика - Ирак, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. На долю России до 2022 года приходился лишь 1%.
После американского запрета на российские нефть и газ и стремления Европейского союза диверсифицироваться от российских энергоносителей может возникнуть дополнительная конкуренция с Европой за поставки нефти. Таким образом, Индии придется искать новые источники поставок энергоресурсов. Учитывая целевые показатели роста ВВП, Индия полагается на доступные цены на энергоносители, и в данной ситуации, если она сможет получить гарантированное предложение от партнера и приемлемые цены, то, вероятно, воспользуется этой ситуацией. Это прослеживается по текущим закупкам нефти в России по сниженной цене: объем нефти, закупленной с начала года до конца марта 2022 года, равен объему российской нефти, закупленной Индией за весь 2021 год3.
В связи с вышесказанным рассмотрим три сценария и возможные траектории индийской внешней политики в отношении России и США:
Сценарий 1: Индия следует линии США и их западных союзников
Если развернется этот сценарий, Индия присоединится ко всем санкциям США и Запада в отношении России. Однако такая позиция приведет к тому, что Индия окажется в сильной зависимости от США в военно-политическом смысле. В таком случае Индии следует также учитывать вопрос готовности США и их союзников предоставить ей новейшие платформы и технологии. При положительном раскладе Индия поменяла бы свои долгосрочные стратегические интересы и стала бы полностью зависеть от США, отойдя от военно-технического сотрудничества с Россией. Но это непростая ситуация, потому что индийско-российские отношения имеют взаимодополняющий характер в контексте российско-китайских отношений. Прочность российско-китайских отношений и одновременно поддержание стратегических отношений Индии с Россией позволяют Индии видеть в России надежного партнера в вопросах общения с Китаем. Полагаясь же только на США как на стратегического союзника, Индия не может быть уверена, что партнерство с ними будет столь же эффективным.
Два инцидента летом 2021 года привели к пересмотру Индией своих взглядов на отношения с США как с надежным международным партнером. Первым инцидентом стал уход США из Афганистана – этот шаг заставил индийский истеблишмент задуматься о ценности гарантий безопасности, которые дают США.
То, как обстоят дела вокруг специальной военной операции, начатой Россией на Украине в феврале 2022 года, еще больше ставит под вопрос надежность Соединенных Штатов. По мнению индийского истеблишмента, США хотели подтолкнуть Украину к таким действиям, которые напрямую угрожали бы России. В то же время США не обеспечили каких-либо конкретных мер в области безопасности на Украине после возникновения кризиса, которые были ими обещаны. Это заставляет Индию весьма скептически относиться к способности США обеспечить безопасность Индо-Тихоокеанского региона4. К тому же в индийском истеблишменте складывается мнение, что США могут спасовать перед реальным военным столкновением. Индия же хотела бы иметь надежного стратегического партнера в области региональной безопасности. Соединенные Штаты, уделяя гораздо меньше внимания Индо-Тихоокеанскому региону по сравнению с Европой после начала российской военной спецоперации на Украине, по мнению Индии, не намерены выполнять свои обязательства в отношении архитектуры безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.
Не добавляет уверенности в США как в надежном партнере и создание AUKUS, в рамках которой Австралия должна получить американские атомные подводные лодки5. Отметим, что до создания AUKUS, Четырехсторонний диалог по проблемам безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе (QUAD) считался вполне надежным альянсом. Однако создание новой группировки вызвало недоумение не только со стороны Франции, с которой Австралия разорвала контракт о поставке подводных лодок стоимостью 37 млрд. долларов, переориентировавшись на США, но и Индии6. Ведь США постоянно повторяют, что они не могут делиться особыми технологиями, такими как атомные подводные лодки, с Индией, однако в рамках AUKUS они готовы делиться ими с Австралией7.
Эти события заставили задуматься о намерениях США в целом. Именно по этим причинам и в контексте того, как мыслят и исполняют свои обязательства США, первый сценарий не будет для Индии стратегически верным.
Дополнительным аргументом является научно-техническое и военное сотрудничество Индии с Россией в течение последних 50 лет, которое Индия не сможет прервать в ближайшие годы, да и не хотела бы, так как российское оборудование в большинстве случаев поставляется с лицензионным соглашением о производстве и положениями о технологиях.
Данные по поставкам оружия, приведенные Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI), отражают военно-техническую зависимость Индии от России. С 2001 по 2021 год Индия импортировала военную технику на сумму 58 061 млн. долларов, при этом импорт из России составил 37 680 млн. долларов, это примерно 65% всего индийского импорта за последние 20 лет8. Если сравнить военное сотрудничество Индии и США (Индия недавно начала закупать современные системы вооружений), то становится очевидным, что зависимость от США по сравнению с зависимостью от России гораздо меньше. С 2001 по 2021 год военный импорт Индии из США9 составил 4847 млн. долларов.
Учитывая, что Индия четко видит плюсы и минусы сотрудничества с США, кажется крайне маловероятным, что она полностью откажется от такого надежного партнера, как Россия, чтобы направить усилия в сторону укрепления сотрудничества с США.
Сценарий 2: Индия выступает в поддержку России и бросает вызов США и их западным союзникам
США и Индия пойдут разными путями, при этом Индия будет расширять и углублять контакты с Россией в военно-технической и энергетической сферах. Также Россия станет посредником в нормализации отношений с Китаем, гарантом уважения интересов и укрепления взаимного доверия двух стран.
Этот сценарий сведет к минимуму связи между Индией и США и возможности, которые Индия получила бы, являясь союзником США в Индо-Тихоокеанском регионе. Отношения с США усложнятся еще больше, если произойдет нормализация отношений между Индией и Китаем.
Такая точка зрения имеет определенные стратегические недостатки. В результате украинского кризиса и последующего санкционного давления на Россию и ее относительной зависимости от экономических и внешнеполитических связей с Китаем, возможно, Китай в российско-китайских отношениях станет старшим партнером10. В случае растущего влияния Китая в регионе Индийского океана, его военного присутствия на спорных пограничных территориях Гималайского региона, Индии может понадобиться стратегическое партнерство с США в военно-морской области для обеспечения безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. К тому же в течение последних пяти лет Индия все же укрепляла связи с США в области военного сотрудничества11 и, вероятно, продолжит, чтобы иметь источник диверсификации военных технологий.
Вряд ли Индия пойдет по пути полного разворота к России и отказа от отношений с США и по экономическим соображениям. Индия нуждается в прочном сотрудничестве с США для того, чтобы сохранить и увеличить экономический рост. США являются крупнейшим пунктом назначения индийского экспорта, составляя 17,9% от всего индийского экспорта, и вторым по величине источником импорта Индии, причем доля США в индийском импорте составляет всего 7,2%12. Кроме того, индустрия услуг Индии, в первую очередь информационных технологий, оказывает большое влияние на США.
Таким образом, маловероятно, что Индия рассмотрит этот сценарий, поскольку он ставит Индию в невыгодное экономическое и стратегическое положение, особенно по отношению к Китаю, набирающему международный вес глобального уровня.
Сценарий 3: Индия сохраняет свои стратегические отношения с Россией и идет на компромиссы с США
Третий сценарий представляет собой балансирование со стороны Индии для взаимодействия как с Соединенными Штатами Америки, так и Россией. При активации этого сценария Индия предоставит значительные возможности американским производителям военной техники и согласится на определенные важные условия, поставленные Вашингтоном, а взамен получит возможность взаимодействовать с Россией в области стратегической военной и геополитической безопасности, а также в области энергетической безопасности. Мы уже видим, что Индия покупает у России системы С-400 и подписывает с США Соглашение о возможностях и безопасности связи (COMCASA)13, также базовое соглашение об обмене и сотрудничестве (BECA)14, позволяющее Индии и США обмениваться геопространственной разведкой. Это было очевидно и в случае с индийскими закупками вертолетов огневой поддержки «Apache» вместо российских вертолетов серии «Ми» и другой военной техники США15. Данная позиция, по-видимому, позволяет Индии продолжать стратегическое сотрудничество как с Россией, так и США, одновременно нормализуя свои отношения с Китаем16.
Энергетическая дипломатия Индии также ориентирована на Россию и США. При высоком спросе на энергоносители (в текущей ситуации и в перспективе) Индия сосредотачивается на всех источниках импорта по выгодной цене. Для Индии как Россия, так и США являются важными партнерами, и она может диверсифицировать свою базу поставщиков в обоих направлениях. Ряд экспертов считает, если Индия будет иметь достаточный вес в своей энергетической дипломатии с США, она сможет найти способ обойти санкции и осуществить свое стратегическое взаимодействие с Россией. Расширение закупок энергоносителей в США и параллельная закупка российской нефти со скидкой могут стать важным шагом для Индии. Таким образом, третий сценарий - наиболее вероятный для внешнеполитических ориентиров Индии.
Последствия нынешних санкций, масштабы возможных будущих санкций и трансформация миропорядка, явно активизировавшаяся в последнее время, являются ключевыми вопросами для Индии и России. Индия в настоящее время комплексно оценивает риски, которые несут санкции для взаимодействия с Россией, и старается понять, как обе страны могут выйти на новый уровень отношений, прочным фундаментом которых является многолетнее доверие партнеров в отношении друг друга.
1Oil Market Report - February 2022. IEA. Paris // https://www.iea.org/reports/oil-market-report-february-2022
2Gas Market Report, Q1 2022. IEA. Paris // https://www.iea.org/reports/gas-market-report-q1-2022
3https://tradingeconomics.com/india/imports-of-petroleum-crude-products
4Barthwal N. India in the Indo-Pacific ‘Regional Security Complex’. National Maritime Foundation (NMF). New Delhi // URL: https://maritimeindia.org/india-in-the-indo-pacific-regional-security-complex/
5https://www.zerohedge.com/geopolitical/india-mulling-rupee-ruble-payments-system-trade-russia
6https://www.bbc.com/news/world-europe-5861
0234
7https://www.scmp.com/week-Asia/politics/article
/3149446/aukus-fallout-years-us-told-india-it-can't-share-nuclear
8https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php
9Ibid.
10Debasish Nandy. India-Russia Relations. Social Inquiry // Journal of Social Science Research. 2020. Vol. 2. №2. Р. 116-132.
11https://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_values.php
12https://www.trademap.org/Country_Sel
ProductCountry.aspx?nvpm
13https://www.thehindubusinessline.com/economy/india-close-to-signing-comcasa-with-us/article23366048.ece
14https://www.jagranjosh.com/current-affairs/india-us-sign-beca-agreement-what-is-beca-agreement-know-all-about-it-1603778233-1
15https://english.pravda.ru/russia/119442-india_russia/
16Pant H.V. & Super J.M. India’s ‘Non-Alignment’ conundrum: A twentieth-century policy in a changing world // International Affairs. 91(4). Р. 747-764.