События на Украине и вокруг нее привлекают сегодня внимание мировой общественности и СМИ многих стран. Следуя конъюнктуре, многие политологи и журналисты переквалифицировались в «специалистов» по Украине и российско-украинским отношениям. Их дополняют политики стран Запада и их союзники из других регионов мира, которые в стремлении утвердить свою значимость на волне нарастающей антироссийской истерии зачастую делают необдуманные и поспешные заявления в расчете на сиюминутный эффект. При этом их мало заботит, как эти высказывания скажутся на урегулировании ситуации на Украине, не будут ли они контрпродуктивны.

Яркий пример тому недавнее выступление министра иностранных дел Израиля Я.Лапида, заявившего, что «российское вторжение на Украину нельзя ничем оправдать». Как говорится, слово не воробей, а серьезные политики, тем более такого уровня, как министр иностранных дел, бросать их на ветер не имеют права и должны осознавать возможные последствия сказанного, прежде всего для отношений с Россией.

То, что подобные предвзятые оценки были даны не представителем Запада (к ним у россиян уже давно стойкий иммунитет), а министром иностранных дел Израиля - нашего крупного регионального партнера, с которым Россию связывает длительная история многоплановых отношений, вызывает особое сожаление. И, конечно, они ставят под вопрос доверие к Израилю как к стороне, претендующей на то, чтобы стать посредником в урегулировании кризиса вокруг Украины, о чем свидетельствует активная деятельность премьер-министра Н.Беннета на данном направлении (звонки Президенту В.В.Путину, визит в Москву, контакты по этому поводу с другими международными акторами).

Это, увы, происходит на фоне наработанного позитивного опыта взаимодействия, когда Россия неоднократно содействовала Израилю в решении весьма чувствительных для него вопросов. Так, в 2018 году Москва обеспечила отвод на безопасное для Израиля расстояние проиранских военизированных формирований в районе Голанских высот. В 2019 году российская сторона отыскала в Сирии и передала израильтянам останки израильского военнослужащего, погибшего в 1982 году во время Первой ливанской войны. В 2020 году Президент В.В.Путин помиловал осужденную в России на 7,5 лет за контрабанду наркотиков израильскую гражданку Н.Иссахар. Можно напомнить и о других заметных эпизодах, когда Россия оказывала помощь Израилю.

Наша страна, не понаслышке знающая, что такое угроза терроризма, неизменно выражает сочувствие и безоговорочную солидарность в связи, к сожалению, с периодически имеющими место, особенно в последнее время, терактами в Израиле. Российское общество с осуждением восприняло волну террористических атак, прокатившуюся по Израилю в конце марта и апреле этого года, а МИД России выразил соболезнования семьям погибших.

С учетом этого тем более странно слышать антироссийские заявления от мининдел Израиля, страны, которая несет главную ответственность за многие десятилетия отсутствия мирного решения палестино-израильского конфликта - одной из самых застарелых региональных проблем, продолжающей негативно влиять на жизни и судьбы миллионов жителей Ближнего Востока, а также международную безопасность. Ее неурегулированность играет на руку террористическому интернационалу, подпитывает экстремистские и крайне радикальные настроения в исламском мире, служит постоянным источником напряженности в регионе и за его пределами.

Кратко напомним «историю болезни», а также подсветим роль основных игроков.

В любом конфликте чаще всего нет одного виновного. Картина ближневосточного урегулирования сложна, полихромна и неоднозначна.

Однако трудно отрицать, что одним из основных препятствий на пути достижения двухгосударственного решения палестинской проблемы (образование на территории бывшей британской подмандатной Палестины двух государств - израильского в границах по состоянию до Шестидневной войны 1967 г. и палестинского на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) и в секторе Газа) стало ущемление Израилем права палестинского народа на формирование собственного независимого государства. Израильское руководство не демонстрирует стремления урегулировать конфликт в соответствии с общепризнанной международно-правовой базой1 и проводит политику создания необратимых реалий «на земле», прежде всего в виде еврейских поселений и соответствующей инфраструктуры на оккупированных палестинских территориях.

На протяжении десятилетий Израиль непрерывно расширяет свое военное, судебное и административное присутствие на тех территориях, где, согласно резолюциям ООН и нормам международного права, должно было быть создано палестинское государство, фактически аннексируя его территорию. В результате такой политики в наши дни на ЗБРИ проживает уже более 630 тыс. еврейских поселенцев. Для них построена обширная сеть дорог, больниц, КПП и охраняемых израильскими военными населенных пунктов, некоторые из которых возведены на месте снесенных строений арабских жителей. При этом земли, определенные ООН для палестинского государства, превращаются в «лоскутное одеяло», состоящее из разрозненных анклавов.

Даже по мнению западных правозащитных структур, по большинству вопросов занимающих откровенно ангажированную позицию и отрабатывающих англосаксонскую повестку, в действиях Израиля просматривается прямая аналогия с существовавшим в ЮАР до 1994 года режимом апартеида2 . Свыше 2,5 млн. палестинцев, проживающих на Западном берегу, вынуждены ютиться на разрозненных клочках земли, фактически изолированных друг от друга системой израильских транспортных магистралей. Это очевидное доказательство того, что израильские власти методично проводят целенаправленную политику по выдавливанию палестинцев из остальных районов ЗБРИ и сектора Газа и конфискации их земель, регулярно уничтожая палестинские поселения, делают остальные нежизнеспособными.

Особого упоминания заслуживает ситуация, сложившаяся вокруг сектора Газа. В силу исторических, политических и демографических причин Газа - в своем роде уникальный пример. 80% населения этой одной из самых густонаселенных точек мира, где на 362 кв. км проживает около 2 млн. человек, оказалось там не по своей воле. Это беженцы - палестинцы, которые были изгнаны израильтянами из исконных мест проживания в результате постоянного расширения своего государства. Подавляющее большинство обитателей сектора, по сути, заперто в резервации. Они находятся в положении узников огромной тюрьмы под открытым небом, в течение многих лет пребывая в условиях введенной Израилем «герметичной» морской, воздушной и почти полной сухопутной блокады.

Стремление Тель-Авива изолировать и держать под контролем данный анклав периодически приводит к ожесточенным столкновениям с газавитянами. При этом в первую очередь от непропорционального применения силы со стороны Израиля страдают старики, инвалиды, женщины и дети.

Так, в результате операции «Литой свинец», проведенной Израилем в Газе в 2009 году, с палестинской стороны погибло более 1300 человек (в том числе около 300 детей), минимум 5 тыс. получили ранения. С израильской же стороны - 13 погибших (10 военных и 3 мирных жителя), а ранено около 150. Соотношение убитых 1 к 100.

Операция «Облачный столп» в 2012 году унесла жизни 161 палестинца, более 1200 получили ранения. Ударам подверглось порядка 1800 целей, была существенно разрушена гражданская инфраструктура Газы. С израильской стороны погибли пять человек и более 90 получили ранения.

Наиболее кровопролитным был 50-дневный конфликт вокруг Газы летом 2014 года. С палестинской стороны были убиты 2251 человек, из них 299 женщин и 551 ребенок. Свыше 11 тыс. газавитян получили ранения, а более 1,5 тыс. остались инвалидами.

На сокрытие реального положения вещей, объективной информации о происходящих в секторе Газа процессах брошены мощнейшие информационные ресурсы. Для формирования ложных представлений и стереотипов израильские и западные, прежде всего американские, политтехнологи прибегают к подтасовке и различным методам медийной манипуляции.

В реальности, суммируя, все обстоит следующим образом: как отмечается в многочисленных документах, подготовленных экспертами ООН и аналитическими ближневосточными центрами, вследствие 15-летней израильской блокады гуманитарное положение жителей Газы постоянно находится на грани коллапса, когда поставки продовольствия, топлива и медикаментов сведены до уровня физического выживания3.

В условиях оккупации палестинский народ на протяжении десятилетий страдает от проводимой Израилем дискриминационной экономической политики. Израильские власти используют весь набор методов, чтобы сохранять полный контроль над палестинскими территориями, их материальными, сырьевыми, информационными и людскими ресурсами. Экономическая система Западного берега и сектора Газа полностью инкорпорирована в израильскую, а шекель является основной валютой на землях палестинцев.

Значительную часть палестинского бюджета на фоне сокращения международной донорской помощи составляют таможенные поступления от ввозимой в Палестину через израильские границы импортной продукции. Этим занимаются израильтяне, полностью контролирующие морские порты, наземные логистические и приграничные контрольно-пропускные пункты. Малейшие протесты со стороны рядовых палестинцев, равно как и дипломатические демарши их представителей на международной арене, регулярно приводят к обрубанию этих причитающихся по праву и без того скудных средств. Как результат - многомесячная остановка выплат зарплат, дальнейшее обнищание и радикализация палестинского населения, что в конце концов оборачивается против самого Израиля.

Взглянем на то, как подходит к палестинской проблеме нынешнее израильское руководство. С момента формирования коалиции в июне 2021 года премьер-министр и другие члены кабинета не раз открыто объявляли о нежелании и «нецелесообразности» вступать в переговоры с палестинцами по вопросам определения окончательного статуса их земель.

При этом подчеркивалось, что вариант с созданием территориально независимого Государства Палестина даже не рассматривается. Подобный курс, направленный на сохранение существующего положения вещей в виде самой длительной в послевоенной мировой истории оккупации, проводится при молчаливом попустительстве главного заокеанского партнера и покровителя Израиля - США. Любые попытки возобновить мирный процесс и перезапустить израильско-палестинские переговоры, в том числе в рамках ближневосточного «квартета» международных посредников, под различными предлогами блокируются Вашингтоном в угоду Тель-Авива, который упрямо занимается обструкцией справедливого политического решения арабо-израильского конфликта.

Нет у Израиля мира и с Ливаном, с которым не урегулированы вопросы прохождения сухопутной и морской границ, раздела водных ресурсов, возвращения к родным очагам находящихся в стране нескольких сотен тысяч палестинских беженцев. После кровавой масштабной наступательной войны Израиля против Ливана в 2006 году вторжения израильской авиации в воздушное пространство этой арабской страны, грубо нарушающие ее суверенитет и резолюцию 1701 СБ ООН, продолжаются на регулярной основе. В частности, в докладе Генсекретаря ООН от 11 марта 2022 года говорится, что в период с 26 октября 2021 года по 18 февраля 2022-го ооновские миротворцы зафиксировали 131 пролет израильских самолетов с нарушением ливанского воздушного пространства общей длительностью 197 часов 45 минут.

Со времен арабо-израильских войн Израиль так и не достиг мира с Сирией. С 1967 года он оккупирует часть сирийской территории - Голанские высоты. В соответствии с резолюцией 497 СБ ООН (1981 г.) принятый Кнессетом Израиля в декабре 1981 года закон о распространении израильской юрисдикции на Голанские высоты не может считаться легитимным. Этот документ, как и решение Президента США Д.Трампа в 2019 году о признании суверенитета израильтян над оккупированными Голанами, является безусловным и вопиющим нарушением международно-правовых норм, подрываемых ныне Западом. К нему также следует отнести и решение Израиля по поводу переноса столицы в Иерусалим, поддержанное США, которые вслед за этим перевели туда и свое посольство.

Более того, в дополнение к уже имевшимся разногласиям с Дамаском, в течение последних нескольких лет Израиль под предлогом обеспечения национальной безопасности наносит удары по целям в глубине территории САР. Подобные действия грубо нарушают международное право, попирают суверенитет Сирии и создают опасность дальнейшего обострения конфронтации в регионе, на что неоднократно указывали в Москве. Они уже не раз приводили к гибели мирных сирийских граждан, в том числе детей, не говоря уже об ущербе боевому потенциалу вооруженных сил САР и, соответственно, эффективности их усилий по окончательной ликвидации террористического, в том числе иностранного, присутствия на сирийской земле.

Атаки израильских ВВС представляют прямую угрозу для жизни российских военнослужащих, оказывающих содействие законным властям Сирии в борьбе с терроризмом. Воздушная атака на сирийский объект в районе Латакии 17 сентября 2018 года стала причиной гибели после крушения самолета 15 российских офицеров. В Израиле совершенно напрасно полагают, что инцидент исчерпан… Тем не менее даже после этой трагедии неоднократно повторялись случаи, когда израильские летчики при выполнении боевых задач «прикрывались» находившимися в небе Сирии или Ливана гражданскими воздушными судами, подвергая их серьезной опасности. И вновь мы слышим риторику о том, что налеты производятся в целях ликвидации возникающих угроз национальной безопасности Израиля.

Обобщая изложенное, мы наблюдаем как ряд государств, таких как Израиль и, разумеется, его главный союзник - США, сами себя вывели за рамки необходимости соблюдения международно-правовых норм. Они в течение многих лет игнорируют обязательные к исполнению резолюции СБ ООН, а также другие решения этой Всемирной организации, на свой вкус и выбор как блюда из меню ресторана толкуют основные принципы международного права и многосторонние договоренности, подменяя их выдуманными конъюнктурными правилами. И Вашингтон, и Тель-Авив, похоже, уверовали, что имеют индульгенцию на эти нарушения.

И здесь уместно вновь напомнить о санкциях, которые в наши дни стали главным инструментом внешней политики коллективного Запада. С учетом вышеупомянутого, вопреки воле международного сообщества Тель-Авиву удавалось и до сих пор удается избегать применения различного рода рестрикций, которые могли бы быть введены против него за систематическое противостояние позиции большинства стран мира. Не будь тотальной американской поддержки, эта ситуация вряд ли бы имела место.

Хочется вернуться к заявлению Я.Лапида в контексте последних событий вокруг Украины о том, что «война - это не средство для разрешения конфликтов». Может быть, в этом случае израильское руководство рассмотрит возможность немедленного начала переговоров с палестинцами в целях реализации решения ООН о создании двух государств? Или министр иностранных дел Израиля, заявивший, что «российское вторжение на Украину - серьезное нарушение международного порядка», вновь в академических целях обратится к основам этого порядка? И вспомнит, что в его центре - Устав и решения ООН, прежде всего ее Совета Безопасности. Может быть, Израилю было бы полезным с долей здоровой самокритики взглянуть на собственную модель поведения, прежде чем позволять себе высказывания относительно того, как, какими средствами Россия отстаивает свои законные интересы в сфере безопасности?

Новые высказывания Я.Лапида 7 апреля этого года и идущие в русле антироссийского тренда политики израильского правительства, который, похоже, становится устойчивым, более того, набирает обороты, связаны с приостановкой членства Российской Федерации в Совете ООН по правам человека. Тель-Авив, голосовавший за это инспирированное США решение, бросился указывать нашей стране о якобы недопустимой, противоправной практике. Как говорится, видит соломинку в глазу соседа, не замечая бревна в своем. Большего цинизма и двойных стандартов представить трудно.

Вызывает сожаление, что безответственные, чрезмерно эмоциональные заявления израильских политиков сделаны тогда, когда особенно необходим здравый смысл, взвешенный, неэкзальтированный и объективный подход. Не Израилю и тем более не США, бряцающим оружием там и везде, где должно быть место переговорам, поучать Россию, читать нам лекции по международному праву или упрекать в том, что мы прибегаем к силе в целях решения вопросов национальной безопасности.

Израилю также полезно было бы вспомнить о том, что логика Вашингтона - «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку» - уже провалила проверку временем. Шила в мешке не утаишь. И хочется спросить израильских официальных лиц: не смущает ли их, например, то, что их главный союзник - США совместно с Украиной, которую так рьяно защищает мининдел Израиля, в одиночку голосуют против ежегодно принимаемой Генассамблеей ООН резолюции против героизации нацизма? Не желает ли Я.Лапид как-то высказаться на этот счет?

Может быть, министр иностранных дел хотел бы прокомментировать еще и следующее. 30 марта международной общественности были представлены свидетельства того, как киевский режим использует синагоги в качестве пунктов сбора и переправки оружия и нацистов для участия в боевых действиях. В этих целях не погнушались воспользоваться автобусами с надписью: «Дети». Данные были предоставлены членом еврейской общины Умани на Украине. Очень ждем реакции Я.Лапида на этот счет, а заодно и, возможно, некоторого переосмысления его подходов, в частности признания неуместности его заявлений.

Вообще высказываться в поддержку украинского режима (а трактовать слова Я.Лапида иначе не представляется возможным), открыто вставшего на путь нацификации всех сторон государственной и общественной жизни, для Израиля, думается, является кощунством. Это предательство памяти многочисленных евреев, замученных в Бабьем Яру, на Волыни и других местах Украины, Польши и Белоруссии палачами-бандеровцами. Надеемся, что Тель-Авив изменит свою риторику в этой связи и даст объективную оценку неонацистской практике, упрямо насаждаемой киевским режимом.

Такую реакцию Тель-Авива на процессы, происходящие на Украине, следует отнести также к беспрецедентному давлению Вашингтона на откровенно слабое и разношерстное восьмипартийное коалиционное правительство4. С потерей большинства в Кнессете (после выхода из правящей коалиции одного депутата) судьба кабинета Н.Беннета вообще повисла на волоске. Тем более особые связи с США не могут служить основанием для антироссийских заявлений израильских официальных лиц, которые, думается, в силу национальных интересов должны были стремиться к сохранению конструктивных региональных и глобальных контактов с Москвой, а не рисковать их будущим из-за рудимента политики США времен однополюсного миропорядка. Как одному из ключевых игроков на Ближнем Востоке, Израилю, наверное, не имеет смысла ссориться с Москвой, позиции которой здесь среди внерегиональных игроков наиболее прочны, и вновь раскручивать маховик региональной эскалации.

В условиях кардинальной трансформации миропорядка демонстрировать конъюнктурный подход, подыгрывая русофобской линии Запада, - весьма недальновидная тактика. Нет сомнения, что это поставит под удар взаимодействие с Россией, одним из глобальных центров силы и развития XXI столетия, страной, которая продолжает играть важнейшую роль в мировых делах, включая вопросы обеспечения международной безопасности, в том числе на пространстве самого Ближнего Востока.

Выбор за Тель-Авивом.

 

 

1Ее основу составляют принципы, достигнутые на Мадридской мирной конференции 1991 г., резолюции 242, 338, 1397, 1515 СБ ООН, формула «земля в обмен на мир», положения соглашений в Осло 1993-1995 гг. и принципы «арабской мирной инициативы» 2002 г.

2A Threshold Crossed. Israeli Authorities and the Crimes of Apartheid and Persecution // Human Rights Watch. April 27, 2021; Israel’s Apartheid Against Palestinians: a Cruel System of Domination and a Crime Against Humanity // Amnesty International. February 1, 2022.

3The economic costs of the Israeli occupation for the Palestinian people: The impoverishment of Gaza under blockade // UNCTAD. December 15, 2021.

4По коалиционному соглашению лидер партии «Ямина» Н.Беннет, нынешний премьер-министр, через 1,5 года должен передать премьерский пост Яиру Лапиду, нынешнему мининдел, лидеру партии «Еш Атид». Однако из-за политической турбулентности в Израиле и внутрикабинетных разногласий, в том числе по причине антироссийской позиции ряда членов правительства, это вряд ли произойдет и страну ждут, скорее всего, внеочередные выборы.