Статья выполнена на факультете коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в рамках научно-исследовательского проекта «Трансформация картины мира в глобальном информационном онлайн-пространстве под влиянием эпидемии COVID-19».
Военная спецоперация Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) на Украине вызвала огромный всплеск в мировой прессе. Такая реакция была вполне ожидаема - явления подобного рода время от времени наблюдаются. В академической литературе их относят к более общей категории «медиадинамика», в рамках которой рассматривается изменчивость характеристик публикаций на определенные темы либо с упоминанием некоторых объектов в пределах заданного периода времени1. Целью настоящей статьи является изучение реакции глобального информационного онлайн-пространства на военную спецоперацию РФ на Украине и событий вокруг нее. Эта реакция изучалась с помощью частотного анализа текстов с упоминанием России и Украины в различных сегментах Интернета в феврале-марте 2022 года.
Эмпирической базой настоящего исследования стала мониторинговая система «Factiva» - проект американской компании «Dow Jones»2. В рамках данной системы, которая оперирует большим количеством онлайн-материалов, автору были доступны более 23 тыс. ресурсов, где ежедневно размещается в среднем около 300 тыс. текстовых материалов на 27 языках. В это число входят все крупнейшие мировые издания - информационные агентства, газеты (точнее, их онлайн-версии), сайты ведущих телеканалов и радиостанций, специализированные онлайн-ресурсы и т. д. Материалы можно сортировать по ряду признаков.
Среди них - язык публикации, страна или регион, темы публикаций, названия конкретных организаций и др. Хронологическая глубина анализа зависит от языка, на котором опубликован материал. Для ведущих языков мира (английский, арабский, испанский, итальянский, китайский, немецкий, португальский, русский, французский, японский и некоторые другие) доступны архивы крупнейших СМИ начиная с 1996 года.
«Factiva» подсчитывает количество материалов с упоминанием некоторого объекта в заданном дизайне запроса, например, сколько текстов содержали слово «Россия» в различных словоформах на немецком языке с 21 по 27 февраля 2022 года. Временной анализ можно вести с точностью до одного дня (дата публикации). Система хорошо репрезентирует ресурсы глобального Интернета по языковому основанию - распределение онлайн-ресурсов, доступных через сервис «Factiva», по языкам близко к языковому распределению всех ресурсов Интернета3.
В рамках исследования были сформулированы следующие исследовательские вопросы:
1. Какова динамика представленности России, Украины и Донбасса в глобальном Интернете в ретроспективе по годам с 1996 года по настоящее время?
2. Какова динамика представленности России, Украины и Донбасса в феврале-марте 2022 года в Интернете в целом и средствах массовой информации различных стран?
Общие закономерности медиадинамики в глобальном Интернете
Прежде чем описать результаты конкретного исследования, рассмотрим закономерности общего порядка, наблюдаемые в глобальном информационном онлайн-пространстве. Первая из них связана с количественным пониманием представленности некоторого объекта. Основываясь на теории установления повестки дня4, принято считать, что количество материалов СМИ с упоминанием того или иного объекта отражает его значимость в СМИ. Чем больше публикаций о ком-то или о чем-то появляется в СМИ, тем более значимым считается данный объект. Отсюда следует, что ранжирование материалов с упоминанием различных стран отражает распределение значимости этих стран в мировой прессе.
Появление новых материалов в ежедневном режиме имеет ярко выраженную недельную цикличность - в субботу и воскресенье в прессе появляется заметно меньше материалов, чем в будние дни. Данную закономерность иллюстрирует Рисунок 1, на котором представлена динамика общего количества материалов с 1 февраля по 31 марта 2022 года, доступных в системе «Factiva». Видно, что регулярные минимумы линии приходятся на воскресенье, наименьшая величина которых зафиксирована 27 февраля (132 476 материалов).
Вернемся к общим закономерностям. Недельная цикличность проявляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран. Во втором случае обнаруживается связь появления новых материалов с социально-культурными традициями той или иной страны. Например, в мусульманских государствах минимум новых публикаций приходится на пятницу, которая является выходным днем.
В рамках теории медиадинамики существует понятие «медиашторм», когда происходит быстрое нарастание количества материалов по заданной теме или посвященных некоторому объекту. В академической литературе описаны два типа медиашторма. Первый носит взрывной характер, когда в течение суток количество публикаций с упоминанием некоторого объекта резко увеличивается - рост может быть в десятки раз. Однако обычно такой медиавзрыв носит кратковременный характер и длится менее недели. Второй тип имеет долгосрочный характер и может длиться несколько месяцев с постепенным нарастанием, а затем долгим затуханием - так выглядел медиашторм, спровоцированный пандемией COVID-19 в 2020 году5.
Рисунок 1
Динамика общего количества материалов, доступных в системе «Factiva» с 1 февраля по 31 марта 2022 года
Был ли глобальный медиашторм в связи с событиями на Донбассе в феврале 2022 года? Вернемся к Рисунку 1. Наибольшее значение, зафиксированное в течение данного периода времени, наблюдалось в четверг, 24 февраля 2022 года (380 276 материалов), когда началась военная спецоперация ВС РФ на Украине. Днем ранее был зафиксирован 341 121 материал. Прирост количества материалов за день на глобальном уровне составил 11,5% (рост на 39 155 текстов). Важно подчеркнуть - сравниваются два будних дня, а не естественный рост количества публикаций в понедельник после минимума в выходные дни, обусловленный недельной цикличностью.
Вывод: это был заметный глобальный медиашторм. Здесь важно подчеркнуть, что резко нарастить количество материалов в СМИ не так-то просто - на это нужны дополнительные кадровые и технические ресурсы. Поэтому выявленные 11,5% прироста за день на глобальном уровне следует расценивать как высокий показатель. Он отражает мобилизацию значительной части журналистского корпуса, которая стала освещать события на Украине. Обратной стороной такого нарастания будет снижение количества материалов на другие темы. В данном случае «в жертву» во многих странах принесли освещение коронавирусной пандемии.
Еще одна закономерность связана с тональностью освещения событий - нейтральной, позитивной или негативной. Установлено, что в глобальном измерении в целом доминируют нейтральные сообщения - они составляют в среднем оценочно 98-99% от всех материалов. Оставшиеся 1-2% процента на глобальном уровне распределяются между позитивными и негативными материалами. В мониторинговой системе «Factiva» имеются инструменты, позволяющие автоматически выявлять тональность текстов на девяти ведущих языках, включая русский.
Специальный анализ позволил выявить, что баланс между позитивно и негативно окрашенными материалами отличается в различных языковых зонах. Сильнее всего он смещен в положительную сторону в китайском и японском языках, а в отрицательную сторону - во французском и особенно в русском языках. При этом общая тенденция абсолютного преобладания нейтральной тональности освещения в среднем остается справедливой для каждой языковой зоны.
В качестве примера приведем характеристики для англоязычной зоны 23 и 24 февраля 2022 года. Выбор именно этой зоны связан с тем, что более половины всех текстов Интернета написаны по-английски, причем это не только материалы англоязычных стран. На английском языке создают сообщения все ведущие информационные агентства мира, включая ТАСС, Франс Пресс, Синьхуа и т. д., а также многие другие СМИ. 23 февраля (за день до начала военной спецоперации ВС РФ на Украине) совокупно на всех англоязычных ресурсах, доступных с помощью «Factiva», насчитывалось 118 048 текстов, из которых 1299 (1,10%) имели позитивную направленность, 240 (0,20%) - негативную и 116 509 (98,70%) - нейтральную.
24 февраля, когда спецоперация началась, база выдавала 127 117 текстов, среди которых процент материалов позитивной направленности составил 1,10%, негативных материалов насчитывалось 0,19% при числе нейтральных, равном 98,71%. Из приведенных цифр видно, что, во-первых, в выбранные дни описанные закономерности проявляются достаточно ярко. Во-вторых, изменения, спровоцированные военной операцией, незначительны: на 0,01% повысилось число нейтральных материалов за счет понижения на ту же величину числа негативных публикаций.
Описанные факты представлены в Таблице 1, где также имеются данные о количестве публикаций нейтральной, позитивной и негативной тональности с упоминанием России, США и Украины на английском языке 23 и 24 февраля 2022 года, а также показатели по всей англоязычной части базы. Рассмотрим, как выглядит в свете этих данных каждая из трех стран.
Таблица 1
Общее количество нейтральных, позитивных и негативных материалов на английском языке с упоминанием России, США и Украины в базе данных мониторинговой системы «Factiva» 23 и 24 февраля 2022 года
Дата |
Страна |
Всего |
Количество |
Количество |
Количество |
Тональный |
23.02.2022 г. |
Вся база |
118 048 |
98,70% |
1,10% |
0,20% |
0,90% |
|
Россия |
22 408 |
99,76% |
0,07% |
0,17% |
-0,10% |
|
США |
21 882 |
97,51% |
2,05% |
0,44% |
1,61% |
|
Украина |
5 848 |
99,30% |
0,15% |
0,55% |
-0,39% |
|
|
|
|
|
|
|
24.02.2022 г. |
Вся база |
127 117 |
98,71% |
1,10% |
0,19% |
0,91% |
|
Россия |
30 302 |
99,78% |
0,07% |
0,15% |
-0,08% |
|
США |
24 210 |
97,48% |
2,04% |
0,48% |
1,56% |
|
Украина |
15 627 |
99,70% |
0,07% |
0,23% |
-0,16% |
Количество материалов с упоминанием России в англоязычной зоне оказалось выше, чем количество материалов с упоминанием как Украины, так и США. Причем эта величина за сутки выросла с 22 408 до 30 302, то есть на 35,2%. Россия упоминалась чаще, чем любое другое государство. США по данному параметру два дня были на втором месте. При этом также наблюдался рост количества публикаций с упоминанием США, но в процентном выражении на меньшую величину (10,6%). В англо-язычном секторе Украина 23 февраля была на пятом месте по количеству материалов с ее упоминанием, а 24 февраля переместилась на третье место - прирост составил 167,2%, то есть Украину стали упоминать в 2,7 раза чаще, чем накануне. В глобальном масштабе Украина вышла на второе место (17,2%), опередив США (10,5%).
В материалах с упоминанием всех трех стран абсолютно преобладала нейтральная тональность, однако у России она была выражена чуть сильнее (23 февраля - 99,76%; 24 февраля - 99,78%). Выше среднего была эта величина и в материалах с упоминанием Украины (99,30% и 99,70% соответственно). Количество материалов нейтральной
тональности с упоминанием США было несколько ниже среднего с тенденцией к понижению (97,51% и 97,48%).
Сравнение количества материалов позитивной и негативной тональности с упоминанием трех стран приводит к заключению, что США выделяются как по первому, так и по второму основанию - процент материалов позитивного характера выше у США, чем у России и Украины, так же как и процент материалов негативного характера. Причем в течение суток второй показатель повысился с 0,44% до 0,48%, в то время как в материалах с упоминанием России количество материалов негативной тональности уменьшилось с 0,17% до 0,15%. Украину также стали реже упоминать в негативном контексте - процент такого рода материалов уменьшился с 0,55% до 0,23%.
Последняя колонка Таблицы 1 обозначена как «Тональный баланс». Так названа разность между количеством позитивных и негативных материалов, выраженная в процентах от общего количества материалов с упоминанием стран. Если позитивных материалов с упоминанием страны больше, то тональный баланс принимает положительные значения, если меньше - отрицательные. Из Таблицы 1 видно, что среднее по всем странам значение тонального баланса в англоязычной зоне положительно и составило 23 февраля 0,90%, а 24 февраля 0,91%, это обозначает, что в мире в целом на английском языке позитивно окрашенные сообщения преобладают над негативно окрашенными. Среди трех рассматриваемых стран положительный баланс наблюдается для США, который обнаружил снижение в течение суток с 1,61% до 1,56%. Россия имеет слабовыраженный отрицательный баланс, который сместился в сторону уменьшения по абсолютной величине (с -0,10% до -0,08%). Украина среди трех стран имеет наиболее сильно выраженные отрицательные смещения с тенденцией к снижению по абсолютной величине (от -0,39% до -0,16%).
Итак, можно утверждать, что глобальный медиашторм, вызванный российской военной специальной операцией, не ухудшил показатели России, а даже немного улучшил их: за сутки увеличилось общее число материалов с упоминанием России, в англоязычной зоне уменьшилось число негативных материалов в процентном выражении при сохранении числа позитивных публикаций, а тональный баланс немного сместился в позитивную сторону. Аналогичные тенденции наблюдаются и для Украины. США несколько ухудшили свои тональные характеристики в англоязычном секторе - в материалах с их упоминанием возрос процент негативных упоминаний и произошел сдвиг тонального баланса в сторону уменьшения, оставаясь, впрочем, положительным.
Динамика представленности России, Украины и Донбасса в глобальном Интернете в 1996-2021 годах
База проекта «Factiva» работает с архивными данными вплоть до 1977 года. Однако достаточно высокая репрезентация по языковому основанию начинается с 1996 года, до этого языки, кроме английского, были представлены слабо либо вообще отсутствовали. С помощью сервисов системы «Factiva» в настоящий момент доступны свыше 1,46 млрд. архивных материалов за период с 1996 по 2021 год включительно на всех ведущих языках мира. Ежегодно массив текстов, опубликованных за год, расширялся, превысив в 2021 году 106 миллионов.
Рассмотрим, как менялась представленность России, Украины и Донбасса в глобальном мировом информационном онлайн-пространстве с 1996 по 2021 год включительно. Динамика этих процессов отображена на Рисунке 2, где представлены процентные показатели количества материалов, в которых упоминались Россия и Украина. В 1996 году тексты с упоминанием России составляли 0,99%, а Украины - 0,09%. Далее наблюдается неравномерное движение с повышательным трендом для России, в котором пик публикаций приходится на 2021 год (14,60%).
Рисунок 2
Динамика количества материалов с упоминанием России, Украины и Донбасса в мониторинговой системе «Factiva» в 1996-2021 годах (в % от общего числа материалов)
Украинский график имеет другой характер. С 1996 по 2008 год наблюдался слабый рост до значения 0,98%. Затем произошел спад с минимумом в 2012 году (0,69%), далее всплеск в 2014 году, связанный с киевским Евромайданом, когда было достигнуто максимальное значение 2,11%, после чего наметился понижательный тренд с минимумом в 0,74% в 2020 году. В 2021 году значение данного параметра составило 0,76%.
С точки зрения теории установления повестки дня приведенные цифры означают, что Россия намного более значима в глобальном информационном онлайн-пространстве, чем Украина, хотя многим россиянам может казаться, что Украина постоянно находится в центре внимания СМИ. Но это только в России, Белоруссии и самой Украине. В большинстве стран мира ее значимость сравнительно невелика.
В этой системе координат представленность Донбасса в глобальном Интернете очень скромна. В системе «Factiva» само слово «Донбасс» стало рассматриваться как географическая единица лишь с 2004 года, когда было зафиксировано три публикации (0,000009%), где это слово упоминалось. Годовое количество материалов с упоминанием Донбасса в 2004-2013 годах не превышало 0,006% от общего числа доступных материалов. По сути, это пренебрежимо малая величина. В 2014 году, когда были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики и против них начались военные действия Украины, наблюдался всплеск со значением 0,070%, после чего величина уменьшилась, варьируясь в 2015-2021 годах в интервале от 0,012% до 0,065% - небольшой всплеск был связан с саммитом «нормандской четверки» в Париже в 2019 году.
Обратим внимание на то, что американская система «Factiva», которая придерживается общих принципов внешнеполитического курса США, не стала вводить ДНР и ЛНР как географические единицы, а продолжала использовать категорию «Донбасс». Добавим к этому, что основные публикации с упоминанием Донбасса были на русском языке в медийном поле России, Белоруссии, Украины и в ряде государств постсоветского пространства - СМИ других стран практически не проявляли интереса к событиям на Донбассе. Донбасс был «невидим» для глобальной прессы, и все нарушения международного гуманитарного права, включая обстрелы мирного населения, просто не отражались в ведущих мировых средствах массовой информации.
Выявленные тенденции дополняет Таблица 2, где приведено процентное количество материалов с наиболее часто упоминавшимися странами в четырех реперных точках - 1996 году (начало периода анализа), в 2004 году (первое появление Донбасса как географической категории), в 2014 году (киевский Евромайдан) и в 2021 году (окончание периода анализа).
Из таблицы отчетливо видно, как происходило усиление значимости России, которая в 1996 году упоминалась лишь в 1,0% всех материалов и занимала 13 место. В 2004 году она поднялась на седьмое место и упоминалась в 4,3% материалов. В 2014 году она вышла на третье место (7,4%), уступив США и Германии, а в 2021 году уже лидировала, обогнав США и все остальные страны (14,6%).
Украина в 1996 году была представлена крайне слабо - количество материалов с ее упоминанием составило 0,09%. Она не вошла даже в 50 наиболее упоминаемых стран. В 2004 году мы обнаруживаем ее на 19 месте (0,17%), а на пике ее упоминания, в 2014 году она оказалась на 11 месте (2,1%). В 2021 году она расположилась на 17 позиции (0,8%).
Как объяснить столь яркий подъем России в глобальном информационном онлайн-пространстве, столь значительное увеличение значимости нашей страны? Здесь следовало бы учесть целый ряд факторов, но мы ограничимся рассмотрением следующих из них: экономическое развитие России, специфика развития Интернета в глобальном измерении и специфика развития международных отношений.
Таблица 2
Место стран, наиболее часто упоминавшихся в публикациях глобального онлайн-пространства в 1996, 2004, 2014 и 2021 годах (указано процентное количество материалов с их упоминанием от общего количества публикаций в соответствующем году)
|
1996 |
2004 |
2014 |
2021 |
||||
1 |
США |
15,8% |
США |
12,0% |
США |
9,4% |
Россия |
14,6% |
2 |
Великобритания |
12,9% |
Великобритания |
7,4% |
Германия |
7,9% |
США |
8,8% |
3 |
Япония |
3,8% |
Китай |
6,3% |
Россия |
7,4% |
Германия |
6,3% |
4 |
Германия |
3,7% |
Германия |
6,3% |
Франция |
4,6% |
Испания |
5,1% |
5 |
Китай |
3,3% |
Испания |
5,8% |
Китай |
4,5% |
Китай |
5,1% |
6 |
Канада |
2,3% |
Япония |
4,5% |
Япония |
4,3% |
Италия |
5,0% |
7 |
Испания |
2,1% |
Россия |
4,3% |
Великобритания |
4,2% |
Южная Корея |
4,4% |
8 |
Австралия |
2,1% |
Франция |
3,5% |
Испания |
3,9% |
Япония |
3,9% |
9 |
Франция |
2,0% |
Австралия |
3,4% |
Италия |
3,8% |
Индия |
3,9% |
10 |
Швейцария |
1,8% |
Швейцария |
2,5% |
Индия |
3,8% |
Великобритания |
3,8% |
11 |
Италия |
1,4% |
Канада |
2,2% |
Украина |
2,1% |
Франция |
3,2% |
12 |
Малайзия |
1,3% |
Италия |
2,0% |
Австралия |
1,9% |
Мексика |
1,7% |
13 |
Россия |
1,0% |
Ирак |
1,6% |
Канада |
1,5% |
Бразилия |
1,6% |
14 |
Австрия |
1,0% |
Бразилия |
1,4% |
Швейцария |
1,5% |
Швейцария |
1,3% |
15 |
Ирландия |
0,8% |
Индия |
1,4% |
Южная Корея |
1,5% |
Австралия |
1,2% |
16 |
Новая |
0,7% |
Мексика |
1,2% |
Нидерланды |
1,0% |
Канада |
1,1% |
17 |
Индия |
0,7% |
Нидерланды |
0,9% |
Мексика |
0,8% |
Украина |
0,8% |
18 |
Сингапур |
0,7% |
Турция |
0,8% |
Бразилия |
0,8% |
Австрия |
0,6% |
19 |
Израиль |
0,6% |
Украина |
0,7% |
Новая |
0,7% |
Аргентина |
0,5% |
20 |
Индонезия |
0,6% |
Новая Зеландия |
0,7% |
Казахстан |
0,7% |
Афганистан |
0,5% |
Экономическое развитие России. С 1996 года Россия продемонстрировала значительный рост экономики, пройдя через разрушительный период конца 1990-х годов, а затем уверенно усиливая свой экономический потенциал. В исследованиях глобального информационного пространства давно установлено, что одним из главных факторов, обусловливающих количество публикаций о той или иной стране, является уровень ее экономического развития: чем выше этот уровень, тем больше материалов о данной стране появляется в СМИ6. Россия полностью отражает данную закономерность.
Следует, однако, учесть, что владелец проекта «Factiva» - компания «Dow Jones», которая интересуется в большей степени экономической тематикой. И потому заметное увеличение числа публикаций с упоминанием России в глобальном масштабе в первую очередь связаны с экономикой. Так, в 1996 году основные темы публикаций с упоминанием России касались политических новостей (повторное избрание Президента РФ Б.Н.Ельцина, события на Кавказе и др.), а в 2004 году - международные отношения. В 2014 году, несмотря на целую сеть ярких политических событий (воссоединение Крыма с Россией, реакция России на киевский Евромайдан, начало военных действий на Донбассе и др.), на первые позиции в количественном выражении о нашей стране выходят сообщения экономического свойства - корпоративные и отраслевые новости, информация о профилях российских компаний и т. д. Все чаще пишут о российских банках, кредитных услугах, добыче нефти и природного газа, об инвестиционных трастах, о научно-технических достижениях и т. д. В 2021 году политическая тематика в общей массе публикаций с упоминанием России оказывается даже не на втором, а на третьем плане. И эта тенденция продолжает усиливаться. Россия стала привлекательной для иностранных инвесторов, и все это отражается в появляющихся материалах на разных языках.
Развитие Интернета. В 1990-х годах Интернет не играл той роли, которую он играет сегодня во всем мире. Так, в России в 1996 году величина интернет-аудитории (пользуются хотя бы изредка) составляла менее 1% населения7. В 2021 году тот же показатель был равен 85,0%8. Аналогичные процессы происходили во всем мире. В 1990-е годы абсолютно преобладали пользователи из развитых западных стран, а значит, контент был ориентирован на них. В базе данных системы «Factiva» в 1996 году около 85% материалов было на английском языке. Русский язык занимал лишь 9-е место и составлял 0,2%. В 2021 году русский язык в той же системе был вторым по количеству публикаций и занимал 11,1%, а первый, английский язык, был представлен в 34,2% текстов.
Если исключить СМИ некоторых западных стран и некоторых стран, чьи СМИ жестко контролируются США и их союзниками, то публикации остальной части мира не отличаются негативом и агрессивностью в адрес России. А их число с каждым годом все больше. Следовательно, рост числа публикаций с упоминанием России сопровождается постепенным смещением в нейтральную либо положительную тональность.
Специфика развития международных отношений. Во внешней политике Российской Федерации с 1996 года произошли кардинальные изменения. От ориентации на запад, от попыток встроиться в процесс глобализации под руководством США Россия перешла к разработке и реализации концепции многополярного мира. И эта тенденция только усиливается. Среди прочего это движение привело к расширению и укреплению связей со многими странами, что нашло свое отражение в средствах массовой информации, в частности, росте количества публикаций с упоминанием России в этих странах.
Вот далеко не полный перечень причин, которые способствовали росту значимости России в глобальном информационном онлайн-пространстве, в результате чего наша страна стала лидером по представленности в глобальном информационном онлайн-пространстве, по крайней мере в рамках весьма обширной базы данных «Factiva».
Динамика представленности России, Украины и Донбасса в глобальном информационном онлайн-пространстве в феврале-марте 2022 года
Рассмотрим теперь, как выглядела представленность России и США за несколько недель до начала специальной военной операции ВС РФ на Украине и в течение первого месяца ее осуществления, а именно: с 1 февраля по 31 марта 2022 года.
На Рисунке 3 представлена динамика количества публикаций с упоминанием России и США по датам. Видно, что в течение рассматриваемого периода каждый день показатели России были выше, за исключением одного дня - 8 февраля. Более того, начиная с 22 февраля, когда Российская Федерация объявила о признании Донецкой и Луганской народных республик, в некоторые дни количество материалов с упоминанием нашей страны превышало вдвое и даже больше количество материалов, упоминающих США. Это превышение достигло значения 88 тыс. публикаций в воскресенье, 6 марта, когда Министерство обороны РФ официально предъявило мировому сообществу документы о разработках биологического оружия в лабораториях на территории Украины, финансируемых Министерством обороны США.
Рисунок 3
Динамика количества публикаций с упоминанием России и США с 1 февраля по 31 марта 2022 года в базе данных мониторинговой системы «Factiva» совокупно на 27 языках
Выходной день несколько сгладил эффект медиавзрыва - по воскресеньям, как было отмечено выше, наблюдается недельный минимум публикуемых материалов в глобальном Интернете. Однако если в качестве индикатора взять процент количества материалов с упоминанием России относительно всех материалов, опубликованных 6 марта, то эта величина была равна 38,3%. Как видно, более трети всех материалов (а их в тот день в базе данных сервиса «Factiva» насчитывалось более 150 тысяч на 27 языках) содержали упоминание о России. Для сравнения: та же величина для США составила 4,35%.
На Рисунке 4 графически представлены четыре динамических ряда данных за период с 1 февраля по 31 марта 2022 года: общее количество материалов, доступных в базе данных мониторинговой системы «Factiva», а также количество материалов с упоминанием России, Украины и Донбасса. Первый динамический ряд отображается на Рисунке 4 с помощью столбиковой диаграммы, остальные - линейными графиками. Динамика общего количества материалов уже обсуждалась выше. Был сделан вывод о глобальном медиашторме 24 февраля.
Рисунок 4
Динамика общего количества публикаций, а также количества публикаций с упоминанием России, Украины и Донбасса с 1 февраля по 31 марта 2022 года в базе данных мониторинговой системы «Factiva»
Графики, отображающие динамику публикаций с упоминанием России и Украины, представлены в другом, меньшем масштабе. Их также следует интерпретировать как сильные глобальные медиаштормы, которые в течение месяца после начала спецоперации имеют характер постепенно затухающих колебаний недельной периодичности. После того, как 24 февраля прошел начальный медиавзрыв, интерес СМИ к событиям на Украине стал понемногу ослабевать, хотя и оставался сравнительно высоким до окончания периода наблюдения.
Интересна ситуация с Донбассом. Там также наблюдается медиавсплеск (3,1%), но он приходится не на 24 февраля (день начала спецоперации), а на 22 февраля, когда Россия признала Донецкую и Луганскую народные республики. Именно эти факты стали сенсацией для мирового сообщества. Два дня спустя, 24 февраля процент публикаций с упоминанием Донбасса составил 1,5%. Еще три дня тема обсуждалась активнее, чем ранее, а затем интерес к Донбассу опять снизился - новые материалы в основном были на русском языке, а процент текстов с упоминанием региона уменьшился до значений, лежащих в интервале 0,4-1,0%. Западная пресса вновь элегантно проигнорировала события на Донбассе - жестокие бои, обстрелы мирного населения и многое другое.
Рассмотрим теперь динамические изменения количества публикаций с упоминанием России в более широком географическом разрезе. Мы перейдем от анализа по отдельным датам к укрупненным интервалам и будем сравнивать различные параметры по неделям. Такой подход связан с тем, что для некоторых стран количество публикаций с упоминанием России, доступных в рамках мониторинговой системы «Factiva», в течение отдельных дней невелико, что затрудняет проведение корректного статистического анализа. Сравнение будет проводиться между неделей, с 14 по 20 февраля 2022 года, и неделей, с 21 по 27 февраля 2022 года, когда началась военная спецоперация России на Украине.
Таблица 3 дает представление об изменениях количества материалов с упоминанием России по регионам мира, а также отдельно в самой России. Здесь необходимо сделать одну методологическую оговорку. Мониторинговая система «Factiva» работает с 27 языками, подобранными на основе прежде всего экономических интересов компании «Dow Jones» и ее клиентов. В это число не входят многие европейские языки, включая украинский, языки прибалтийских республик, ряд языков балканских стран и т. д. Поэтому данный срез не претендует на полноту описания, однако дает общее понимание рассматриваемых процессов.
Таблица 3
Сравнение количества материалов с упоминанием России в базе данных мониторинговой системы «Factiva» на неделях, с 14 по 20 февраля и с 21 по 27 февраля 2022 года, в различных регионах мира
|
14-20 февраля 2022 г. |
21-27 февраля 2022 г. |
Отношение количества публикаций* |
Россия |
94,8% |
93,6% |
0,7 |
Австралия/Океания |
2,1% |
6,3% |
3,2 |
Азия (без России) |
1,7% |
6,7% |
3,9 |
Америка |
4,2% |
14,3% |
3,5 |
Африка |
1,7% |
6,7% |
3,9 |
Европа |
3,9% |
12,1% |
3,3 |
США и Канада |
2,4% |
6,8% |
2,9 |
*Берется отношение количества публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах географической зоны на неделе, с 21 по 27 февраля 2022 г., к количеству публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах той же географической зоны на неделе, с 14 по 20 февраля 2022 г.
Начнем анализ данных, приведенных в Таблице 3, с рассмотрения показателей России. Очевидным является факт, что публикации о любой стране в СМИ данной страны наблюдаются намного чаще, чем в СМИ других стран. На неделе, с 14 по 20 февраля на массиве российских источников (1252 онлайн-ресурса) в 94,8% материалов так или иначе упоминалась Россия. На следующей неделе, когда началась военная спецоперация, это число понизилось до 93,6% за счет того, что в российских СМИ повысилось процентное количество материалов с упоминанием других стран. Отсюда следует, что величина отношения абсолютного количества публикаций оказалась меньше единицы.
Регионы мира в Таблице 3 представлены так: выделены две традиционные части света - Австралия/Океания и Африка; отдельно - США и Канада; остальная часть Америки (Латинская Америка и другие англоязычные страны американского континента); Азия без учета российских СМИ; Европа без учета российских и украинских СМИ. По процентному количеству материалов с упоминанием России лидировали онлайн-ресурсы Америки без США и Канады. Если на неделе, предшествующей спецоперации, процент публикаций с упоминанием России там составлял 4,2%, то на следующей неделе он вырос до 14,3%, а абсолютное количество увеличилось в 3,5 раза. Вторым регионом по проценту публикаций с упоминанием России на неделе, когда началась спецоперация ВС РФ на Украине, является Европа (без учета СМИ из России и Украины) - наблюдается недельный рост с 3,9% до 12,1%.
В остальных регионах показатели были ниже. На неделе, предшествующей спецоперации, процент материалов с упоминанием России находился в пределах от 1,7% (Азия без учета российских онлайн-ресурсов и Африка) до 2,4% в источниках из США и Канады. На неделе, когда спецоперация началась, наименьший процент публикаций с упоминанием России зафиксирован в Австралии/Океании (6,3%), а в остальных регионах - немного выше: в Азии без учета российских онлайн-ресурсов и Африке - 6,7%, в США и Канаде - 6,8%.
Если же в качестве индикатора реакции взять отношение количества публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах географической зоны на неделе, с 21 по 27 февраля 2022 года, к количеству публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах той же географической зоны на неделе, с 14 по 20 февраля 2022 года, то наиболее заметный рост обнаружен в СМИ Азии (без учета российских СМИ) и Африки (увеличение в 3,9 раза), а наименее заметный - в СМИ США и Канады (в 2,9 раза).
Итак, при сравнении регионов мира самая сильная реакция (если за ее показатель взять процентное количество публикаций с упоминанием России) наблюдалась на американском континенте без учета США и Канады, что является несколько неожиданным эффектом. Не исключено, что частично этот результат обусловлен полнотой языковой представленности - в базе «Factiva» используются государственные языки всех стран данного региона (английский, испанский, португальский, французский). Не менее интересен и тот факт, что сила реакции, индикатором которой являет отношение количества публикаций с упоминанием России на неделе начала военной спецоперации к количеству публикаций с упоминанием России неделей ранее, была выражена ярче в Азии и Африке.
В Таблице 4 приведены аналогичные параметры для онлайн-ресурсов стран «Группы двадцати», за исключением Европейского союза, поскольку «Factiva» не выделяет СМИ Евросоюза как отдельную опцию. Из Таблицы 4 видно, что на неделе, предшествовавшей началу военной спецоперации России на Украине, самые высокие показатели представленности нашей страны наблюдались в СМИ Саудовской Аравии (6,9%) и Бразилии (5,8%), разумеется, если не считать саму Россию. Самые низкие показатели - у Индии (1,0%) и Индонезии (1,3%). Неделей позже Россию наиболее часто упоминали ресурсы Аргентины (19,2%) и Саудовской Аравии (15,0%), а реже всего - СМИ Индонезии (3,8%) и Индии (4,9%). Самая сильная реакция на события на Украине наблюдалась у СМИ из Аргентины (увеличение числа материалов с упоминанием России в 5,2 раза) и Мексики (в 5,0 раз). Эти факты подтверждают наблюдение о том, что средства массовой информации именно латиноамериканских стран сильнее всего отреагировали на военную спецоперацию России на Украине. Наименее сильные всплески количества публикаций оказались у СМИ Саудовской Аравии (в 1,8 раза), Бразилии (в 2,5 раза) и Китая (в 2,5 раза).
Таблица 4
Сравнение количества материалов с упоминанием России в базе данных мониторинговой системы «Factiva» на неделях, с 14 по 20 февраля и с 21 по 27 февраля 2022 года, на онлайн-ресурсах стран «Группы двадцати»
|
14-20 февраля 2022 г. |
21-27 февраля 2022 г. |
Отношение количества публикаций* |
Австралия |
1,5% |
5,8% |
4,0 |
Аргентина |
3,9% |
19,2% |
5,2 |
Бразилия |
5,8% |
13,7% |
2,5 |
Великобритания |
3,2% |
10,3% |
3,1 |
Германия |
4,0% |
11,6% |
3,0 |
Индия |
1,0% |
4,9% |
4,4 |
Индонезия |
1,3% |
3,8% |
2,9 |
Италия |
3,7% |
9,7% |
2,9 |
Канада |
1,6% |
7,3% |
4,4 |
Китай |
4,2% |
9,3% |
2,5 |
Мексика |
2,8% |
13,7% |
5,0 |
Россия |
94,8% |
93,6% |
0,7 |
Саудовская Аравия |
6,9% |
15,0% |
1,8 |
США |
2,5% |
6,6% |
2,7 |
Турция |
3,7% |
10,1% |
2,8 |
Франция |
4,4% |
12,7% |
3,0 |
ЮАР |
1,9% |
5,9% |
3,1 |
Южная Корея |
2,3% |
7,3% |
3,1 |
Япония |
2,7% |
8,9% |
3,0 |
*Берется отношение количества публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах страны на неделе, с 21 по 27 февраля 2022 г., к количеству публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах той же страны на неделе, с 14 по 20 февраля 2022 г. Данные мониторинговой системы «Factiva».
Рассмотрим теперь реакцию СМИ европейских стран (Таблица 5). Мониторинговая система «Factiva» использует следующие европейские языки: английский, болгарский, венгерский, датский, испанский, итальянский, каталанский, немецкий, нидерландский, норвежский, польский, португальский, румынский, русский, словацкий, финский, французский, чешский и шведский. Это вносит ограничения в анализ, поскольку невозможно рассматривать прессу стран, языки которых не представлены в базе данных.
Второе ограничение состоит в том, что СМИ некоторых стран представлены небольшим количеством источников, что не позволяет корректно вести статистический анализ данных. Это касается стран с небольшой численностью населения, государственные языки которых вошли в приведенный список. К этом множеству, в частности, относятся: Андорра, Ватикан, Мальта (член ЕС) и др. Полученный список европейских стран представлен в Таблице 5. Каждая из них имела в системе «Factiva» не менее десяти онлайн-источников, на которых в течение двух рассматриваемых недель было размещено не менее 2,5 тыс. публикаций.
Таблица 5
Сравнение количества материалов с упоминанием России в базе данных мониторинговой системы «Factiva» на неделях, с 14 по 20 февраля и с 21 по 27 февраля 2022 года, на онлайн-ресурсах европейских стран
|
14-20 февраля 2022 г. |
21-27 февраля 2022 г. |
Отношение количества публикаций* |
Австрия |
6,1% |
15,1% |
2,8 |
Белоруссия |
26,1% |
31,2% |
1,4 |
Бельгия |
2,7% |
9,9% |
3,9 |
Болгария |
6,1% |
19,6% |
3,5 |
Великобритания |
3,2% |
10,3% |
3,1 |
Венгрия |
3,3% |
12,6% |
4,8 |
Германия |
4,0% |
11,6% |
3,0 |
Дания |
8,2% |
16,2% |
2,5 |
Испания |
2,9% |
11,5% |
4,2 |
Италия |
3,7% |
9,7% |
2,9 |
Люксембург |
0,3% |
1,0% |
2,8 |
Нидерланды |
6,8% |
30,3% |
4,6 |
Норвегия |
5,9% |
20,5% |
3,7 |
Польша |
4,5% |
13,9% |
3,3 |
Португалия |
10,6% |
29,6% |
2,9 |
Румыния |
10,1% |
33,9% |
4,2 |
Словакия |
0,5% |
9,3% |
23,3 |
Финляндия |
19,9% |
41,5% |
2,6 |
Франция |
4,4% |
12,7% |
3,0 |
Чехия |
4,0% |
21,3% |
7,3 |
Швейцария |
5,6% |
16,5% |
3,0 |
Швеция |
2,0% |
7,1% |
4,1 |
*Берется отношение количества публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах страны на неделе, с 21 по 27 февраля 2022 г., к количеству публикаций с упоминанием России на онлайн-ресурсах той же страны на неделе, с 14 по 20 февраля 2022 г. Данные мониторинговой системы «Factiva».
Из Таблицы 5 видно, что среди рассматриваемых стран на неделе, с 14 по 20 февраля 2022 года, Россия чаще фигурировала в средствах массовой информации Белоруссии (26,1%) и Финляндии (19,9%) - соседних с Россией государствах. Отметим также высокие показатели упоминаемости нашей страны в СМИ таких стран, как Португалия (10,6%) и Румыния (10,1%). Менее всего Россия была представлена в СМИ Люксембурга (0,3%) и Словакии (0,5%). Сравнительно невысокий уровень упоминаемости России демонстрировали также Швеция (2,0%), Бельгия (2,7%) и Испания (2,9%).
Не неделе, с 21 по 27 февраля 2022 года, самое большое количество материалов с упоминанием России в процентном выражении наблюдалось у Финляндии (41,5%), Румынии (33,9%), Белоруссии (31,2%) и Нидерландов (30,3%). В них наша страна упоминалась примерно в каждом третьем материале. Реже всего упоминали Россию СМИ Люксембурга (1,0%). Сравнительно невысокая упоминаемость была также в источниках из Швеции (7,1%), Словакии (9,3%), Италии (9,7%) и Бельгии (9,9%).
Где зафиксирована наиболее сильная реакция? Если ориентироваться на показатель, обозначенный в Таблице 5 как «Отношение количества публикаций», который показывает, во сколько раз увеличилось количество публикаций с упоминанием России за неделю, то абсолютным лидером стала Словакия (увеличение в 23,3 раза), за которой следуют Чехия (в 7,3 раза) и Венгрия (в 4,8 раза), - страны бывшего Варшавского договора, куда в свое время вводились советские войска. Наименьшее значение этого показателя у Белоруссии (в 1,4 раза), Дании (в 2,5 раза), Финляндии (в 2,6 раза) и Люксембурга (в 2,8 раза). Похоже, эти страны не особо опасаются России.
Анализ количества материалов с упоминанием России, Украины и Донбасса на обширной базе текстовых данных мониторинговой системы «Factiva» (свыше 1,4 млрд. публикаций ведущих мировых СМИ на 27 языках за период с 1996 по 2021 г.) приводит к следующим выводам:
- В течение последних 25 лет представленность России в глобальном информационном онлайн-пространстве заметно увеличилась. Если в 1996 году Россия в нем занимала 13 место, а количество материалов с ее упоминанием составляло, оценочно, 1,0%, то в 2021 году Россия лидировала по данному показателю, который составил 14,6%. Представленность США оказалась заметно ниже (8,8%). С точки зрения теории установления повестки дня факт лидерства России означает высокую значимость нашей страны для мирового журналистского сообщества.
- Украина за тот же период продемонстрировала переменную динамику. Занимая в 1996 году довольно скромную позицию (0,09%) и не входя даже в 50 стран с наибольшим количеством текстов с ее упоминанием, она постепенно поднималась в этом условном рейтинге в течение последующих 18 лет и достигла своего максимума в 2014 году (2,1%), заняв по итогам года 11 место. Однако далее последовал спад - в 2021 году Украина заняла 17 место (0,8%).
- Географическая категория «Донбасс» появилась в «Factiva» лишь в 2004 году, что обозначало тогда Восточный регион Украины, включавший в себя Донецкую и Луганскую области. В многомиллионной базе текстовых данных, которой оперирует «Factiva», в 2004 году насчитывалось лишь три публикации с упоминанием Донбасса, что составило 0,000009% от количества всех материалов - ничтожно малая величина. Всплеск публикаций с упоминанием о Донбассе произошел в 2014 году (0,07%), после чего величина снова стала снижаться - мировая пресса, по сути, игнорировала Донбасс. Публикации появлялись в основном на русском языке в России и других странах бывшего СССР. В 2021 году процент текстов с упоминанием Донбасса составил 0,05%.
Анализ динамики появления материалов с упоминанием России, США, Украины и Донбасса в феврале-марте 2022 года в ежедневном режиме позволил выявить следующие факты и тенденции:
- Сообщение о начале спецоперации ВС РФ на Украине вызвало медиашторм - за сутки количество материалов в глобальном Интернете возросло оценочно на 11,5%.
- Общая тональность материалов на глобальном уровне сохранилась - преобладали нейтральные материалы, количество которых 24 февраля оценивается в 98,71%, что на 0,01% выше, чем накануне. Соотношение между позитивно и негативно окрашенными текстами в мире в целом на английском языке (доминирующий язык Интернета) было слабо смещено в сторону позитива.
- Количество материалов с упоминанием России в англоязычной зоне оказалось выше, чем количество материалов с упоминанием как Украины, так и США. Этот показатель вырос за сутки на 35,2%. 24 февраля Россия лидировала - ее упоминали в каждой четвертой публикации в мире (25,4%). Украина оказалась на втором месте (17,2%), а США - на третьем (10,5%).
- В публикациях с упоминанием России на английском языке 23 февраля преобладала нейтральная тональность (99,76%). На следующий день эта величина даже чуть-чуть повысилась (99,78%). Это произошло за счет снижения на ту же процентную величину материалов негативной направленности с упоминанием России - с 0,17% 23 февраля до 0,15% 24 февраля 2022 года. В англоязычной зоне тональный баланс в день начала спецоперации ВС РФ (процентная разность между количеством материалов позитивной и негативной направленности) имел отрицательное смещение для Украины, равное -0,16%, и чуть меньшее по абсолютной величине для России (-0,08%), в то время как для США наблюдалось положительное значение (+1,56%). Таким образом, глобальный медиашторм, вызванный спецоперацией ВС РФ, не ухудшил показатели России, а даже немного улучшил их.
- Медиашторм, вызванный спецоперацией ВС РФ, особенно ярко проявился в материалах, где упоминались Россия и/или Украина. Его особенность можно описать так: 24 февраля по сравнению с предыдущим днем резко увеличилось количество материалов в глобальном информационном онлайн-пространстве: у России - на 38,7%, Украины - на 64,3%. Далее количество публикаций с упоминанием и той и другой страны стало уменьшаться - наблюдались колебания недельной цикличности с понижательным трендом.
- Характер медиашторма различался в разных регионах мира, что отчетливо наблюдалось при сравнении данных по неделям. Максимальное количество публикаций с упоминанием России в процентном выражении зафиксировано в странах американского континента (все страны, вместе взятые, кроме США и Канады). Там этот показатель на неделе, с 21 по 27 февраля, составил 14,3%. На втором месте Европа (без учета СМИ из России и Украины) - 12,1%. Если же взять другой показатель - во сколько раз увеличилось число публикаций с упоминанием России, который характеризует остроту реакции на события, - то лидерами оказались СМИ Азии (без учета российских) и Африки, где увеличение составило 3,9 раза.
- Анализ аналогичных показателей среди стран «Группы двадцати» обнаружил, что наибольший процент материалов с упоминанием России на неделе, когда началась спецоперация ВС РФ, был у СМИ Аргентины (19,2%) и Саудовской Аравии (15,0%), а самый сильный рост количества публикаций с упоминанием нашей страны в течение недели был у СМИ Аргентины (в 5,2 раза) и Мексики (в 5 раз).
- Среди европейских стран, для которых имелась релевантная информация (возможность анализа на языке страны, достаточное число источников), чаще всего публикации с упоминанием России на неделе, с 21 по 27 февраля 2022 года, зафиксированы в Финляндии (41,5%) и Румынии (33,9%). Самый большой рост числа материалов с упоминанием нашей страны в течение недели обнаружен у Словакии (в 23,3 раза), Чехии (в 7,3 раза) и Венгрии (в 4,8 раза). Эти три страны во второй половине XX века пережили синдром ввода советских войск на свои территории.
1См., напр.: Boydstun A.E., Hardy A., Walgrave S. Two Faces of Media Attention: Media Storm versus Non-Storm Coverage // Political Communication. 2014. Vol. 31. №4. P. 509-531; Hollanders D., Vliegenthart R. Telling what yesterday’s news might be tomorrow: Modeling media dynamics // European Journal of Communication Research. 2008. Vol. 33. №1. P. 47-68; Lowrence R.G. Accidents, icons, and indexing. The dynamics of news coverage of police use of force // Political Communication. 1996. Vol. 13. P. 437-454; Wien C., Elmelund-Praesteker C. An anatomy of media hypes: Developing a model for the dynamics and structure of intense media coverage of single issue // European Journal of Communication. 2009. Vol. 24. №2. P. 183-201 и др.
2Автор выражает признательность представителю компании «Dow Jones» А.Ю.Сенуку за содействие, оказанное в ходе подготовки настоящей статьи.
3Если взять статистическое распределение онлайн-ресурсов по языкам, по версии исследовательской компании «W3Tech», то отклонение для отдельной языковой зоны в системе «Factiva» составляет не более 3,1%.
4McCombs M., Show D.L. Agenda-setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. V. 36 (2). P. 176-187.
5Шариков А.В. Глобальное информационное онлайн-пространство в 2020 г.: динамические характеристики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. №2. С. 448-466.
6См., напр.: Kariel H.G., Rosenvall L.A. Factors Influencing International News Flow // Journalism and Mass Communication Quarterly. 1984. Vol. 61. №3. P. 509-666; Kim K., Barnett G.A. The Determinants of International News Flow a Network Analysis // Communication Research. 1996. Vol. 23. №3. P. 323-352; Segev E. Visible and Invisible Countries: News Flow Theory Revised // Journalism: Theory, Practice and Criticism. 2015. Vol. 16. №3. P. 412-428; Wu H.D. Systemic Determinants of International News Coverage: A Comparison of 38 Countries // Journal of Communication. 2000. Vol. 50. №2. P. 110-130 etс.
7См., напр.: Шариков А.В., Давыдов С.Г., Фиалков А.В. Русскоязычный интернет и его аудитория // Методологические проблемы и практика изучения интернета / Под ред. А.В.Шарикова. Москва: ВГТРК, 1999. С. 11.
8Сергеева Ю. Интернет и соцсети в России в
2021 году - вся статистика // Сайт «WebCanape». 12.02.2021 // https://www.web-canape.ru/business/
internet-i-socseti-v-rossii-v-2021-godu-vsya-statistika/ (дата обращения: 24.03.2022).