Очередные президентские выборы во Франции, назначенные на 10 и 24 апреля 2022 года, должны дать ответ на вопрос, произойдет ли смена главы государства в этой стране или им снова станет Э.Макрон. Сегодня - принципиально иная ситуация по сравнению с предыдущими выборами, 23 апреля - 7 мая 2017 года, когда малоизвестный тогда широкой общественности Э.Макрон смог победить благодаря прежде всего правильно выбранным лозунгам. Стоит напомнить, что он позиционировал себя «модернизатором» экономики на основе высвобождения зажатой чрезмерным государственным регулированием частнопредпринимательской инициативы и создания условий для своевременного вхождения страны в «цифровую революцию», но вместе с тем критиковал капитализм, достигший своей финальной стадии, за недостаточную социальность и чрезмерную роль финансового капитала.

Во внутренней политике кандидат Э.Макрон обещал обновить закосневшую партийно-политическую систему и административные элиты, во внешней - позиционировал себя глобалистом, убежденным сторонником углубления интеграции в ЕС и превращения последнего в самостоятельный полюс силы перед лицом Китая, России и США, не отказывающийся, однако, от трансатлантических связей.

Экономика и социальная сфера

Нынешний президент принял в 2017 году страну, в которой долгие годы накапливались экономические трудности и социальная напряженность. Следует отдать должное Э.Макрону, такое наследие не устрашило его, а, напротив, побудило не откладывать обещанные им реформы в долгий ящик.

Первые реформистские начинания президента были оформлены в сентябре 2017 года в виде двух законодательных актов, направленных на «морализацию» политической жизни. Они, в частности, запрещали министрам, парламентариям, другим выборным и должностным лицам нанимать на работу родственников, устанавливали жесткие ограничения на расходование средств, выделяемых на служебные и представительские расходы. Одно из положений обязывало Высший орган по прозрачности государственной жизни регулярно публиковать отчеты об изменениях в личном состоянии президента1.

Но главным достижением Э.Макрона, как он и обещал, явилось создание условий для модернизации экономики, в частности, предоставление большей свободы рук работодателям и поощрение предпринимательской инициативы. Помимо определенного облегчения регламентации государством экономической деятельности, уменьшения налогов на компании и капитал, выделения субсидий для инновационных стартапов, принятые указы и законы ограничили роль профсоюзов, комитетов предприятий в регулировании трудовых отношений. Работодатели получили больше возможностей прибегать к временным трудовым соглашениям. Были также приняты меры для поощрения новых инвестиций в экономику, в том числе отменен так называемый налог солидарности на большие состояния (его заменили налогом на недвижимое имущество). По мысли Э.Макрона, это уменьшило бы бегство капиталов за рубеж и, соответственно, способствовало их применению в стране.

Особое внимание глава государства уделил развитию цифровой экономики. В 2017 -2019 годах она выросла в стоимостном выражении с 53,9 млрд. евро до 153 миллиардов. Большую роль в обеспечении такого роста сыграли принятые специальные государственные программы по продвижению стартапов в этом секторе, наращивании объемов их деятельности.

Еще одним приоритетом Э.Макрона стало реформирование компаний с государственным участием, которых постоянно обвиняли в чрезмерной численности управленческого персонала, неоправданных льготах и привилегиях работников, особенно топ-менеджеров, и в конечном счете - в неэффективности. Президент сконцентрировался прежде всего на Национальном обществе железных дорог (SNCF). Одним из ключевых аспектов его перестройки явилось лишение железнодорожников статуса государственных служащих со всеми вытекающими из него гарантиями. Ответ железнодорожников в виде длительных забастовок, державших в напряжении всю страну, не заставил себя ждать. Э.Макрону пришлось пойти на ряд уступок (к примеру, лица, принятые на работу до реформы, сохранили свой статус), но в целом это испытание он выдержал.

Иная ситуация сложилась, когда президент принялся за институты социальной защиты. Если постепенная рационализация порядка назначения и выплат пособий по безработице, направленная на стимулирование получателей последних искать работу или соглашаться с не очень устраивающими их предложениями, не вызвала больших волнений, то попытка унифицировать пенсионную систему, в которой насчитывалось 42 специальных режима, натолкнулась на противодействие большинства французов и без того недовольных повышением пенсионного возраста с 60 до 62 лет, осуществленным в 2010 году при Н.Саркози. Стоит упомянуть, что с 2012 года пенсии во Франции практически не повышались. Э.Макрон не только продолжил этот курс, но и публично заявлял, что главной целью его социальной политики стало создание условий для зарабатывания денег экономически активными людьми. В конечном счете реформа вызвала столь мощное протестное движение, что Э.Макрону пришлось на время ее отложить, хотя она была одним из ключевых пунктов его предвыборной программы.

Еще одним направлением реформисткой деятельности Э.Макрона явилась система образования, которая, как он неоднократно подчеркивал, увековечивала социальное неравенство, поскольку не устраняла неравенство шансов. Это особенно касалось выходцев из мигрантской, в частности мусульманской среды, которые часто бросали учебу, вовлекались в уличную преступность и становились мишенью для проповедников воинствующего исламизма. Регулярные молодежные бунты в пригородах с преобладанием населения с мигрантскими корнями, исламистские террористические акты, совершаемые лицами, родившимися и выросшими во Франции, свидетельствовали об остроте проблемы. Речь шла не только о неравенстве, но также о внутренней безопасности страны.

Однако принятые после прихода Э.Макрона к власти меры, в частности, увеличение мест в детских садах в указанных пригородах, уменьшение в два раза числа учеников в школьных классах (особенно начальных), которое потребовало создания 3 тыс. новых ставок учителей, вряд ли можно считать революционными. Хотя в рамках борьбы с радикализацией мусульманской молодежи делались и другие шаги социально-интеграционного характера, акцент в ней все больше смещался к силовым методам. В их числе, например, закрытие подпольных и некоторых легальных мечетей, заподозренных в распространении идей воинствующего исламизма, высылка радикальных имамов иностранного происхождения, более жесткие требования к открытию мусульманских школ и учебному процессу в них. В июле-августе 2021 года по инициативе президента был принят закон «Об усилении уважения к принципам республики» (с легкой руки Э.Макрона его еще называют законом «О борьбе с сепаратизмом»), который придал данному курсу системный характер2.

В то же время, отвечая на антиэлитистские настроения в обществе, направленные против элиты, Э.Макрон решил реформировать «большие школы», в первую очередь ЭНА. Президент представил эту инициативу как один из главных элементов общей реформы государственного аппарата, которая должна сделать последний более близким к людям, транспарентным и эффективным, открытым для рекрутирования кадров всех уровней со стороны. В апреле 2021 года Э.Макрон объявил, что ЭНА вольется во вновь создаваемый Национальный институт государственной службы (НИГС), который объединит все специализированные вузы, готовящие кадры для государственного аппарата и аффилированных с ним структур. Э.Макрон особо подчеркнул, что будет создана специальная опция для обеспечения поступления в НИГС выходцев из «низов». В июне 2021 года правительство образовало Межминистерскую комиссию, которой поручено разработать проект реформы.

Выдвижение Э.Макроном данной инициативы диктовалось, помимо прочего, сложившейся к тому времени ситуацией в стране. Как известно, в октябре 2018 года во Франции началось движение «желтых жилетов», объединившее людей самых разных социальных и профессиональных категорий, в том числе пенсионеров. Манифестации потрясли страну и чуть было не похоронили основные реформистские начинания президента. Хотя президент инициировал ряд мер по облегчению налоговой нагрузки на граждан (к примеру, постепенную отмену налога на жилье) и увеличение помощи некоторым нуждающимся, многие французы сочли, что осуществляемые им изменения отвечали интересам главным образом капитала и успешных групп населения, тогда как «периферийные» категории еще больше маргинализировались. Упорная поддержка президентом отмены налога солидарности на крупные состояния в контексте растущей враждебности к богатым и в целом к элитам лишь укрепляли это убеждение. Отсюда беспрецедентно яростный характер протестных акций «желтых жилетов», которых на начальном этапе поддерживали более 80% населения.

Э.Макрону, рейтинг популярности которого упал до 24-25%, пришлось признать, что он совершил ошибки, в частности недооценил недовольство многих французов ухудшением условий жизни. В январе 2019 года он обратился с открытым письмом к французскому народу, в котором предложил провести по всей стране открытые дебаты по 35 темам - от налогов, пенсий, организации государства, расширения возможностей для проведения референдумов до миграционной проблемы3. Надо отдать должное президенту, он принял личное участие в ряде таких дебатов, где выслушал немало критики и даже прямых оскорблений в свой адрес, не говоря уже о требованиях об отставке. Но он выдержал это испытание, что положительно сказалось на его рейтинге.

Конечно, еще больше способствовали повышению последнего принятые Э.Макроном меры социально-экономического характера, которые первоначально не входили в его планы, в частности, выплата специальных премий в 1 тыс. евро трудящимся, получающим в месяц меньше трех гарантированных минимальных зарплат (премия Макрона), индексация пенсий, новое увеличение пособий малоимущим и другим уязвимым категориям населения. Гарантированная месячная минимальная заработная плата в 2021 году повышалась дважды и достигла 1258 евро.

Хотя протесты «желтых жилетов» продолжались, они уже не имели столь массовой поддержки французов.

Все же общая социально-экономическая ситуация в стране не располагала к оптимизму и значительному снижению недовольства. В 2019 году экономический рост составил 1,8% по сравнению с 1,9% в 2018 году и 2,3% в 2017. В этом контексте начавшаяся в январе 2020 года пандемия коронавируса вызвала панические настроения во властных кругах не только из-за опасений, что система здравоохранения не выдержит удара, но и из-за прогнозируемых катастрофических последствий для экономики.

Для Э.Макрона, которому довелось стать «кризисным менеджером», пандемия могла обернуться личной катастрофой, поскольку в случае неудачного управления он утрачивал шансы на переизбрание в 2022 году. Выбранная им стратегия4 сочетала жесткие карантинные меры, на практике означавшие закрытие части экономики, с массированной помощью предприятиям, в том числе мелким и средним, и активной поддержкой пострадавших и уязвимых категорий населения. На эти цели лишь в марте-июне 2020 года было мобилизовано около 21% национального богатства - один из самых высоких показателей в ЕС и мире. Больше года государство финансировало 80% зарплаты на предприятиях, оказавшихся в трудной ситуации, но не увольнявших работников.

В конечном счете экономика к концу 2020 года начала восстанавливаться5. Благоприятным фактором является то, что французы, накопившие за время локдаунов значительные средства, начали расходовать их на потребление. Положительную роль сыграл запущенный правительством в октябре 2020 года План восстановления Франции до 2022 года стоимостью в 100 млрд. евро, которые добавились к 470 млрд. евро на поддержку предприятий и работников, выделенных ранее6.

Социальные последствия пандемии также оказались не столь серьезными, как опасались президент и правительство. По опросам общественного мнения, многие французы считали, что в условиях пандемийного кризиса власть смогла избежать наихудшего сценария. Более того, в 2021 году в стране увеличилось число новых предприятий и рабочих мест. В плюс власти можно было также записать успешную кампанию по вакцинации населения против коронавируса: к концу 2021 года около 78% жителей страны были полностью привиты, около 38% были ревакцинированы.

Тем не менее социальное напряжение остается на высоком уровне, чему, помимо прочего, способствовало существенное повышение цен на электричество, газ, моторное топливо, продукты питания. Общий уровень инфляции вырос с 0,5% в 2020 году до 2,8% в 2021 году. В октябре 2021 года правительство даже решило выплатить «инфляционную премию» в 100 евро лицам с месячным доходом менее 2 тыс. евро. Однако все имеет свою цену. Государственные социальные расходы во Франции в процентах ВВП и до пандемии были самыми высокими среди стран Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) - 31% в 2019 году. В 2020 году они возросли до 35,7%. В 2019 году бюджетный дефицит страны составлял 3,1%, в 2020 году - 9,2%. Государственный долг увеличился за то же время с 55% до 115,7% ВВП7. Кто бы ни победил на президентских выборах, ему придется решать проблему источников финансирования такого бремени, а это обычно новые займы и новые налоги. Очевидно, что обострение данной проблемы ведет также к ограничению ресурсных возможностей Франции на международной арене.

Внешняя политика

Еще в книге «Революция», изданной в 2016 году8, Э.Макрон изложил свою базовую концепцию внешней политики Франции, которой, за некоторыми исключениями, придерживается до сих пор.

Как показывали опросы общественного мнения, значительная часть населения ностальгировала по «державному величию» Франции. Реагируя на эту ситуацию, Э.Макрон предложил своеобразную трактовку державности. С одной стороны, Франция должна вести свою политику на международной арене, используя такие козыри, как статус ядерной державы и постоянного члена СБ ООН, заморские департаменты и территории в Атлантике, регионах Тихого и Индийского океанов, сильные позиции в Африке, военные базы за рубежом (второе место в мире после США).

С другой стороны, учитывая недостаточность экономического, финансового и военного потенциала по сравнению с мировыми «полюсами силы», прежде всего США и Китаем, Франция могла бы успешно участвовать в глобальном соперничестве только в рамках нового «полюса», которым призван стать Евросоюз. За этой установкой скрывался подтекст: хотя роль «мотора» интеграции Э.Макрон возлагал на франко-германский тандем, упомянутые козыри Франции позволяли ей претендовать на лидирующую роль. В целом она могла рассчитывать на использование ресурсов ЕС в собственных интересах.

Еще одна особенность внешнеполитической концепции Э.Макрона была связана с Россией. И после возникновения кризиса на Украине, в 2014 году, Э.Макрон четко высказался за поддержание требовательного диалога с ней, чтобы сохранить перспективу возобновления сотрудничества. Назвав Россию «европейской страной», с которой Францию связывает многое, в частности в культурной области, он давал понять, что такому диалогу нет альтернативы. Стоит напомнить, что уже 29 мая 2017 года только что избранный президент провел переговоры с В.Путиным в Версале, хотя большая часть французских элит отнеслась к этому его шагу враждебно.

Состоявшаяся встреча сразу выявила главное общее отличие внешнеполитического курса Э.Макрона от политики Ф.Олланда - больший прагматизм. Идеологическая, «ценностная» компонента, конечно, присутствовала, но в целом приоритет отдавался интересам. В конкретном плане, как и следовало ожидать, президент уделил особое внимание своему «европейскому проекту». В сентябре 2017 года в речи в Сорбоннском университете, получившей большой резонанс во Франции и за рубежом, он, по существу, изложил программу превращения ЕС в квазигосударственное объединение. Национализму, суверенизму и протекционизму он противопоставлял идею суверенитета, который может быть достигнут только Евросоюзом и призвал продвигаться к нему в самых разных областях, таких как оборона и безопасность, промышленность, технологии, особенно цифровые, производство продовольствия и т. д.

Примечательно, что, перечисляя ключи к суверенитету, он поставил на первое место оборону, призвав, в частности, сформировать «общую стратегическую культуру», «общие силы вмешательства», общую военную доктрину и общий оборонный бюджет, а в конечном счете - автономный военный потенциал «в дополнение к НАТО»9. Впоследствии, как известно, Э.Макрон превзошел идею «европейской автономной обороны» и говорил о желательности создания «европейской армии», которая защищала бы ЕС от Китая, России и даже США. Много шуму наделало также его заявление о «смерти мозга НАТО» в ноябре 2019 года.

Следует напомнить также, что Э.Макрон в выступлении в Сорбонне предложил, чтобы показать пример другим государствам - членам ЕС, объединить рынки Франции и Германии к 2024 году. На укрепление тандема была направлено и предложение заключить новый межгосударственный договор вместо Елисейского договора, подписанного в 1963 году Ш.де Голлем и К.Аденауэром. Продвижения к объединению рынков пока не видно, а новый договор был подписан в городе Ахене в январе 2019 года и по своему содержанию оказался значительно скромнее, чем рассчитывал Э.Макрон. В целом, однако, канцлер А.Меркель поддержала основные интеграционные инициативы Э.Макрона, в том числе, после некоторых колебаний, в области обороны и безопасности.

Настойчивость и энергичность Э.Макрона в сочетании с практицизмом А.Меркель позволили добиться определенного продвижения на пути «европейского строительства». Так, Евросоюз одобрил предложения Э.Макрона о формировании в 2021 году общего бюджета зоны евро (19 государств-членов из 27), пока весьма скромного - 17 млрд. евро на семь лет. Речь, таким образом, идет о начале реализации идеи «двухскоростной Европы», позволяющей продвигать интеграцию без оглядки на некоторых строптивых партнеров, в частности Польши и Венгрии.

Важным шагом на пути интеграции явилось также принятие Еврокомиссией и Европарламентом в 2018-2019 годах принципиального решения об образовании Европейского валютного фонда (ЕВФ) для противодействия финансово-экономическим кризисам. Хотя ЕВФ должен сотрудничать с МВФ, одной из целей его создания является обеспечение большей самостоятельности ЕС по отношению к МВФ и США. Пандемия нарушила продвижения обоих проектов, но если Э.Макрон останется у власти, он, вне всякого сомнения, будет активно содействовать этому процессу, тем более что Франция осуществляет председательство в Совете ЕС с января по июнь (включительно) 2022 года.

В сфере обороны можно указать на получение в 2021 году Европейским фондом обороны, созданным в 2017 году, бюджета в 7,9 млрд. евро на следующие шесть лет для продвижения совместных военно-технических разработок; увеличения числа участников и совместных проектов в рамках подписанного в 2017 году 23 государствами ЕС соглашения о постоянном структурированном сотрудничестве в вопросах обороны и безопасности (PESCO); создания в 2018 году в Париже «инициативы европейского вмешательства» - аналитической ячейки, занимающейся вопросом о будущих «общих силах европейского вмешательства»; открытия в 2019 году также в Париже Разведывательного колледжа в Европе.

Представляя 9 декабря 2021 года приоритеты французского председательства в Совете ЕС, Э.Макрон подчеркнул необходимость строить «державу Европу», обладающую «стратегическим суверенитетом» в промышленности, технологиях и в оборонных вопросах10. Однако в самой Франции в последнее время возросли суверенистские настроения по отношению к ЕС. Многие французы считают, что неолиберальный курс Брюсселя способствовал усугублению социальных проблем в стране, поскольку ЕС не смог защитить от наплыва мигрантов, в то время как во французских пригородах с большим числом жителей с мигрантскими корнями и без того становится небезопасно жить.

В этих условиях, даже в случае победы на выборах, позиции Э.Макрона как «лидера Европы», могут быть несколько ослаблены. Канцлер О.Шольц, подчеркнуто совершивший свою первую зарубежную поездку в Париж, министр иностранных дел А.Бербок известны своими европеистскими убеждениями. В то же время, судя по всему, О.Шольц еще меньше, чем А.Меркель, склонен продвигать интеграционный процесс в экономической области за счет Германии и при этом признавать политическое лидерство Франции. Таким образом, хотя экономическая интеграция будет продолжаться, скорее всего темп в ней будет задаваться не в Париже. Отсюда, кстати, активизация Э.Макроном отношений с Италией, премьер-министр которой М.Драги также имеет репутацию твердого европеиста.

Но при любых обстоятельствах вряд ли Э.Макрону удастся избежать «пробуксовки» в оборонной в сфере. После прихода к власти в США Дж.Байдена, как отмечает, например, эксперт из Гамбургского университета Б.Кунц, многие представители германских элит в контексте обострившейся конфронтации между Западом и Россией надеются на возобновление прежних трансатлантических отношений и поэтому без энтузиазма воспринимают оборонные интеграционные инициативы Э.Макрона11.

Неоднозначна ситуация в отношении данных инициатив и во Франции. После катастрофического вывода американских войск из Афганистана без оглядки на союзников, заключения США, Великобританией и Австралией в сентябре 2021 года военного альянса AUKUS, договоренностей о поставке Австралии американских атомных подводных лодок вместо дизельных французских, без консультацией с Парижем, многие политики и публицисты во Франции требовали выхода страны из интегрированных военных структур НАТО.

Однако значительная часть французских правящих и интеллектуальных элит привержены трансатлантической солидарности и также рассчитывают, что при Дж.Байдене все вернется на круги своя. Заявления Э.Макрона, к примеру, на Мюнхенской конференции по безопасности в 2020 году о том, что НАТО необходимо иметь две равнозначные опоры - американскую и европейскую12, они воспринимают настороженно. Симптоматично, что после скандала с AUKUS министр Вооруженных сил Франции Ф.Парли, признав отсутствие в НАТО политического диалога, заявила, что «хлопать дверью не стоит»13.

Состоявшийся в июне 2021 года саммит НАТО в Брюсселе с участием Дж.Байдена прошел под знаком «сплочения» перед лицом России и Китая, что, конечно, исключало создание реально автономной «европейской опоры», хотя официально ей высказали поддержку. Тот факт, что Франция и Германия были настроены менее воинственно, чем США, в отношении Москвы и Пекина, мало что меняет в этой ситуации. НАТО по определению может поддержать военно-интеграционный проект Э.Макрона только в той степени, в какой он способствует увеличению оборонных бюджетов государств - членов ЕС, антироссийской мобилизации тех из них, кто не входит в альянс, и развитию военной инфраструктуры, которую могли использовать ее силы. Заверения Э.Макрона, что «европейская автономная оборона» облегчит бремя США, но при этом не будет являться альтернативой НАТО, вряд ли успокаивают Вашингтон и проатлантистские круги ЕС.

Разумеется, что в НАТО настороженно, если не сказать больше, воспринимается подход Э.Макрона к России. Выступая 27 августа 2019 года, спустя неделю после встречи с В.Путиным в Брегансоне, на ежегодной конференции французских послов, он высказал убеждение в том, что Россия является «глубоко европейской страной», подчеркнув, что конфронтация вынуждает Россию, с одной стороны, вести курс на ослабление ЕС, с другой - сближаться с Китаем, что не в интересах Евросоюза. Противопоставить данной тенденции нужно «требовательный диалог» и сотрудничество там, где это возможно, а в долгосрочной перспективе - создание «европейского пространства от Лиссабона до Владивостока».

Оно будет состоять из трех «концентрических кругов»: ЕС; близкие к нему государства; Россия и, возможно, Турция. Объединять «пространство» должны прежде всего общие гуманистические ценности. Вместе с тем Э.Макрон призвал создать на континенте «новую архитектуру безопасности и доверия» с участием России. Затронув тему враждебности Соединенных Штатов к России, он заявил, что «враги наших друзей - не обязательно наши враги». Он высказал убеждение, что для России альтернативой движению к ЕС может быть только подчинение Китаю14.

Выступление вызвало волну критических комментариев во Франции, где президента упрекали в утопизме. Впрочем, Э.Макрон тогда же указал, что идея сближения ЕС и России, Франции и России встречает враждебность «глубинного государства». Он упомянул также, что восточноевропейские страны ЕС предпочитают говорить о новых антироссийских санкциях.

Главное, однако, что Э.Макрон вряд ли показался убедительным российской власти. Будущее Евросоюза в качестве нового «полюса силы» туманно, в то время как его санкции в отношении России - сегодняшняя реальность, об «общих гуманистических ценностях» сейчас говорить не приходится, жертвовать беспрецедентно тесными отношениями с Китаем ради третьего «концентрического круга» представляется попросту неразумным. Кроме того, с точки зрения Москвы, сам Э.Макрон не был последовательным в проведении в жизнь изложенных установок и сочетал их с призывами противостоять «российской угрозе» на Украине, в Африке, Средиземноморье. Французские боевые самолеты патрулируют небо в Прибалтике, а в последнее время они появились и над Черным морем.

Нельзя тем не менее не признать, что при этих метаниях Э.Макрон не отступает от существа своей линии в отношении России. В феврале 2021 года на Конференции по безопасности в Мюнхене он вновь подчеркнул необходимость диалога с Россией и строительства «новой европейской архитектуры безопасности и доверия» с ее участием. Заслуживает внимание, например, такое его высказывание: «Наша политика в отношении России должна быть не трансатлантической, а европейской»15.

Продолжается двухстороннее сотрудничество в различных областях, например в космической отрасли (в декабре 2020 г. российский «Союз», запущенный с космодрома в Гвиане, вывел на орбиту французский спутник). Имели место важные контакты, в частности по вопросам борьбы с терроризмом или кибербезопасности. В ноябре 2021 года во французской столице состоялось заседание совместного Совета сотрудничества по вопросам безопасности в формате 2х2 (министры иностранных дел и обороны).

Во французском истеблишменте издавна существуют два течения в отношении России: либерально-западническое, рассматривающее ее главным образом как угрозу и ставящее во главу угла западную солидарность, и реалполитическое, сочетающее умеренный либерализм с приоритетом национальных интересов и видящее в нашей стране полезный для них фактор (что отнюдь не исключает противодействие российскому влиянию на ряде конкретных направлений).

Э.Макрон, в общем плане принадлежащий к либерального лагерю, тем не менее во внешней политике скорее является реалистом. Можно сказать и по-другому: в вопросах об отношениях между Францией и Россией, ЕС и Россией, по европейскому строительству и НАТО он демонстрирует стратегическое мышление на долгосрочную перспективу, которое после Ш.де Голля больше не наблюдается у западных лидеров. В контексте складывающегося нового мирового порядка, который больше похож на «геополитический беспорядок», Э.Макрон пытается таким образом обеспечить Франции с ее относительно скромными национальными ресурсами достойную в нем роль. Пока ставка Э.Макрона на сближение ЕС и России действительно кажется утопической, но вполне возможно, что он просто опередил свое время.

Следует все же заметить, что сохранение Францией «державного» статуса дается ей со все большим трудом. К примеру, сохранение в Африке, которую, Э.Макрон называет «континентом будущего», влияния имеет для Франции жизненно важное значение. Речь идет в первую очередь о ее бывших колониях в Юго-Западной Африке, в частности в регионе Сахеля, где французская армия с 2014 года проводила антиджихадистскую операцию «Бархан». Э.Макрон, как и Ф.Олланд, прилагал большие усилия, чтобы привлечь туда ЕС с его огромными ресурсами. Определенная поддержка Франции была оказана, но для большинства стран ЕС данное направление так и не стало приоритетным. Как известно, после военного переворота в Мали, в мае 2021 года, Э.Макрон был вынужден объявить о прекращении данной операции и выводе половины французского контингента.

Еще большему испытанию «державная» дипломатия Франции подверглась в Индо-Тихоокеанском регионе, где Э.Макрон создавал «ось» с Индией, Австралией и Японией, направленную против Китая. Соглашение AUKUS, по существу, поставило под вопрос французскую стратегию.

Большинство французских экспертов, однако, считают, что Э.Макрон смог придать новый динамизм внешней политике страны, в том числе благодаря тому, что установленный им баланс между ценностями и интересами отвечает международным реалиям. Эта оценка повышает его шансы в борьбе за переизбрание на президентский пост.

Внутриполитическая ситуация перед выборами

Судя по скромным результатам партии Э.Макрона «Республика в движении» (ЛРМ) на муниципальных выборах 2020 года и региональных и департаментских выборах 2021 года, где она уступила республиканцам и социалистам, ей не удалось стать в глазах французов реальной альтернативой «старым» партиям. Конечно, эти выборы имеют свою специфику, большую роль на этом уровне играет «укорененность» кандидатов. Но, на результатах ЛРМ сказалось критическое отношение многих избирателей к образованному ею большинству в Национальном собрании, которое, как и в прежние времена, штамповало решения и законодательные инициативы правительства президента. В более широком плане неуспех ЛРМ объяснялся снижением жизненного уровня многих французов и углублением социальных расколов в стране.

В то же время на партийно-политической системе все больше сказывается очевидное поправение электората, связанное прежде всего с проблемой внутренней безопасности, особенно ростом числа правонарушений в мигрантских пригородах, перестрелками наркоторговцев, нападениями молодежных банд на полицейских, пожарных, машины «скорой помощи» и т. д. Исламистские теракты, пусть даже одиночные, усугубили тенденцию. Об этом поправении свидетельствует и поддержка многими французами, в том числе военнослужащими, весной 2021 года открытого письма 20 бывших высокопоставленных военных, в котором они предупреждали об опасности гражданской войны в стране в связи с исламистской угрозой, разгулом преступности и деградацией государства16.

Виден и подъем «зеленых», в большинстве своем исповедующих левые взгляды. Деление политических сил на два лагеря, таким образом, никуда не исчезло. Но если левые силы пока раздроблены, то республиканцы, главная сила правых центристов, смогли объединиться вокруг кандидатки в президенты от правой, «голлистской» партии «Республиканцы» В.Пекресс. В то же время на крайне правом фланге произошел стремительный взлет публициста и полемиста Э.Земмура, выступающего с жестких антииммигрантских, националистических и суверенистских позиций. В области внешней политики он выступает за выход Франции из интегрированных структур НАТО и ее бόльшую самостоятельность по отношению к ЕС. Особо нужно подчеркнуть, что основную ответственность за нынешнюю конфронтацию между Западом и Россией Э.Земмур возлагает за НАТО, которая стремится «окружить Россию», и критикует санкции против нее17.

Новый кандидат отбирает избирателей у других правых деятелей, особенно у М.Ле Пен. Теперь же два крайне правых кандидата рискуют помешать друг другу, и в результате главным соперником Э.Макрона может стать В.Пекресс, которая, в случае проведения удачной кампании, представит для него куда большую угрозу. Бывший советник Ж.Ширака, член правительства при Н.Саркози, она, по существу, играет на том же самом либерально-центристском поле, что и президент, но при этом исповедует более умеренные «европеистские» взгляды во внешней политике и более жесткие в области миграции18.

Пока же шансы самого Э.Макрона расцениваются достаточно высоко. Тем не менее некоторые французские эксперты, с учетом высокого уровня социального недовольства в стране, считают, что победа Э.Макрону отнюдь не гарантирована.

 

 

1Loi organique №2017-1338 du 15 septembre 2017 pour la confiance dans la vie politique // Journal official de la Republique francaise du 16 septembre 2017. Texte №1; Loi №2017-1339 du 15 septembre 2017 pour la confiance dans la vie politique // Journal officiel de la Republique francaise du 16 septembre 2017. Texte №2.

2Loi №2021-1109 du 24 août 2021 confortant le respect des principes de la République // Journal officiel de la République française du 25 août 2021. Texte №1.

3La lettre aux Français d’Emmanuel Macron // Le Figaro. 14.01.2019.

4См.: Чернега В.Н. Влияние пандемии на экономику и внутриполитическую борьбу во Франции // Актуальные проблемы Европы. ИНИОН РАН. 2021. №1. С. 45-62.

5La croissance pour 2021 reste à la hausse à 6,7%, au plus hat depuis 50 ans // Le Figaro. 08.12.2021.

6Capital. 05.10.2020.

7Les dépenses sociales représentent 20% du PIB des pays de l’OCDE. Le point sur les dépenses sociales (SOCX). OCDE, Paris, 2020. P. 1-2; Guarions N. Face au Covid, France championne d’Europe des dépenses sociales // Le Figaro. 23.11.2021 // Le déficit public s’annonce à 9,4% en 2021, un record // La Tribune. 31 mai 2021.

8Macron E. Révolution. Paris: Editions XO. 2016.

9Initiative pour l’Europ-Discours d’Emmanuel Macron pour une Europe souveraine, unie, démocratique // https//www.elisee.fr/emmanuel-macron-/2017/09/26/initiative-pour-l-europe-discours-d-emmanuel-macron-pour-une-europe-souveraine-unie-democratique

10Une Europe plus souveraine // https://www.elysee.fr/emmanuel-macron-/2021/12/09/presntation-de-la-presidence-francaise-du-conseil-de-lunion-europenne

11Kunz B. Paris et Berlin: un moteur stratégique de l’Europe en panne. // La France dans le monde. Sous la direction de Frédéric Charillon. Paris: CNRS Editions, 2021. P. 88.

12Conférence sur la sécurité de Munich: faire revivre l’Europe comme une puissance politique stratégique. Président de la France // https//www.elysee.fr/emmanuel-macron/2020/02/15/conference-sur-la-securite-de-munich-faire-revivre-leurope-comme-une-puissance-politique-strategique

13Lagnaud L. Pour Mme Parly, la France doit rester au sein de l’OTAN même si le dialogue politique y est inéxistant // Le Monde. 22.09.2021.

14Discours du Président de la République à la conférence des ambassadeurs et des ambassadrices. Août 27, 2019 // https//www.elisee.fr/emmanuel-macron-/2019/08/27/discours-du-president-de-la-republique-a-la-conference-des ambassadeurs-1

15Intervention du Président Emmanuel Macron dans le cadre de l’édition spéciale de la Conférence sur la sécurité de Munich, 2021 // htttps://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2201/02/19/intervention-du-president-emmanuel-macron-dans-le-cadre-de-ledition-speciale-de-la-conference-sur-la-securite-de-munich-2021

16Présidentielle 2022: la France est-elle de plus en plus à droite//Le Figaro, 22.10.2021; Lettre ouverte à nos gouvernants. 11 avril 2021 // https://www//place-armes.fr/lettre ouverte-a-nos-gouvernants; Une majorité de Français soutient la tribune des généraux, un désaveu pour le gouvernement et la gauche // Valeurs actuelles. 29.04.2021.

17Eric Zemmour décline ses thèmes de prédilection pour son premier meeting: immigration, sécurité, identité, haine des médias // Le Monde. 05.12.2021.

18Election présidentielle 2022: les grands points du programme de Valérie Pécresse, désignée candidate Les Républicains // La Dépêche. fr. 04.12.2021.