В 2025 году в России состоится очередной Форум ООН по вопросам управления Интернетом (ФУИ). Возможно, не все хорошо осведомлены о том, что такое ФУИ. Этот ежегодный форум - важнейшее мероприятие по всем задачам и проблемам, присутствующим в информационном пространстве, со всеми своими достоинствами и недостатками. Важность предстоящего в России ФУИ-25 тем выше, что это 20-я, юбилейная встреча, а самое главное, что форум состоится накануне 20-летнего обзора Генеральной Ассамблеей ООН выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО).
Формирование системы международной информационной безопасности (МИБ) и, в частности, решение неразрывно связанной с ней проблемы интернационализации управления Интернетом, является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Интернационализация управления Интернета подразумевает организацию использования Сети на международном уровне при полномасштабном участии правительств, частного сектора, гражданского общества и международных организаций в рамках выполнения ими своих задач и обязанностей, как это определено в одобренных консенсусом итоговых документах ВВУИО 2003-2005 годов.
Вопрос об управлении использованием Интернета был поднят на первом этапе ВВУИО (Женева, 2003 г.) развивающимися странами при активной поддержке со стороны России. На втором этапе саммита (Тунис, 2005 г.) он получил значительное развитие. Ему посвящена почти треть Тунисской программы для информационного общества.
Значимость этой проблематики определяется тем, что почти монопольный контроль над Интернетом со стороны США не соответствует глобальному характеру Всемирной паутины. В связи с этим большинство членов мирового сообщества потребовало интернационализации управления использованием Интернета.
Участники саммита признали, что Интернет - основной элемент инфраструктуры информационного общества - из научно-исследовательского и учебного инструмента превратился в общедоступный глобальный инструмент. Поэтому управление им должно стать одним из основных вопросов повестки дня информационного общества, а организация использования Интернета на международном уровне должна иметь многосторонний, прозрачный и демократический характер при полном участии правительств, частного сектора, гражданского общества и международных организаций. Ей необходимо гарантировать справедливое распределение ресурсов, облегчать доступ для всех и обеспечивать стабильное и безопасное функционирование Интернета с учетом многоязычия.
По итогам двух встреч ВВУИО было признано, что всем правительствам нужно иметь равные права и обязательства в сфере управления Интернетом и обеспечения его безопасного, непрерывного и стабильного функционирования. Межгосударственное сотрудничество в этой области, при привлечении соответствующих международных организаций, должно предполагать разработку применимых на глобальном уровне принципов политики, касающихся координации и управления использованием ресурсов Интернета.
В 2006 году в соответствии с решениями саммита ВВУИО в Тунисе был учрежден новый орган - Форум ООН по вопросам управления Интернетом - для ведения политического диалога с участием многих заинтересованных сторон по широкому кругу проблем.
В сферу деятельности ФУИ в соответствии с п. 72 Тунисской программы1 входят:
- обсуждение вопросов государственной политики, касающихся ключевых элементов управления Интернетом в целях содействия обеспечению жизнеспособности, эксплуатационной надежности, безопасности, стабильности и развития;
- содействие диалогу между органами, занимающимися вопросами международной государственной политики в отношении Интернета;
- взаимодействие с международными организациями и учреждениями по вопросам, относящимся к их компетенции;
- содействие обмену информацией и передовым опытом, использование опыта академических, научных и технических сообществ;
- стимулирование участия заинтересованных сторон в механизмах управления использованием Интернета;
- выявление возникающих вопросов, доведение их до сведения надлежащих органов и широкой общественности и, при необходимости, подготовка рекомендаций;
- содействие созданию потенциала в области управления использованием Интернета в развивающихся странах, в полной мере используя для этого местные источники знаний и опыта;
- предоставление консультаций заинтересованным сторонам
с предложением путей повышения доступности Интернета в развивающихся странах;
- обеспечение и оценка на постоянной основе практического осуществления принципов ВВУИО в процессе управления использованием Интернета;
- обсуждение вопросов, касающихся основных ресурсов Интернета;
- оказание помощи в выработке решений по вопросам надлежащего и ненадлежащего использования Интернета, имеющим особое значение для рядовых пользователей.
В пп. 73-78 Тунисской программы детально прописаны модальности работы форума. Официальной датой его рождения стало 18 июля 2006 года, когда Генеральный секретарь ООН К.Аннан на основании мандата ВВУИО принял соответствующее решение.
Для организации работы форума была создана Многосторонняя консультативная группа (МКГ) из 40 ежегодно назначаемых Генсекретарем ООН представителей правительств, частного сектора, гражданского и технического обществ. Пребывание в составе МКГ ограничено тремя сроками по одному году. Кроме назначенных членов, в ее состав по праву входят представители государств, уже проводивших форум, и стран, которым эта миссия предстоит. Россию, которая получила право на проведение юбилейного форума в 2025 году, в Консультативной группе представляет директор Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации В.Глущенко. Во главе МКГ - ежегодно сменяемый председатель, а также сопредседатель от страны, которой доверено провести форум.
Назначенцы МКГ от правительств по статусу ничем не отличаются от своих коллег из других сообществ и фактически действуют в личном качестве и не должны отстаивать интересы политического руководства своих стран.
На бумаге Группа отвечает за формирование повестки дня очередного форума. На деле это не совсем так - МКГ действительно обсуждает и утверждает программу предстоящего ФУИ, но верстается она даже не секретариатом форума в Женеве, а непосредственно структурами ООН в Нью-Йорке. Процедура выглядит следующим образом. Желающие организовать одну из секций в рамках форума подают в секретариат (не позднее 31 января года проведения мероприятия) соответствующие заявки. В свою очередь, секретариат, не имеющий соответствующей экспертизы, их попросту ретранслирует в Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам, в котором за обработку заявок отвечает отдел государственных институтов и цифрового правительства, где, собственно, и вырабатывается повестка дня предстоящего ФУИ. В 2021 году, например, было получено и рассмотрено 203 заявки, утверждено 83.
Нельзя не отметить, что принимающая сторона имеет весьма скромное влияние на формирование повестки дня. По сути, единственный официальный механизм участия в разработке программы мероприятия - это пост сопредседателя МКГ, что необходимо учесть при подготовке к проведению форума в России в 2025 году.
Куратор форума - заместитель Генсекретаря ООН по экономическим и социальным вопросам, в настоящее время это Лю Чжэньмин.
Основные расходы по проведению мероприятия ложатся на принимающую сторону. При этом в финансировании ФУИ участвуют и спонсоры. В 2021 году на ФУИ в Катовице среди них были правительства Великобритании, Нидерландов, Финляндии, а также Европейской комиссии, представлены американские корпорации - «Google», «Microsoft», «CISCO», а также «ICANN» (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers).
Первый форум по вопросам управления Интернетом состоялся в Афинах (30 октября - 2 ноября 2006 г.). Помимо пленарных заседаний, было проведено 36 тематических встреч, а количество участников не превышало 1 тыс. человек. На следующий год (2007 г.) в Рио-де-Жанейро целевых секций было организовано 84, и в дальнейшем устроители форума придерживались и придерживаются примерно такого числа тематических встреч. На форум прибыло 1363 делегатов из 109 стран. В юбилейной, 10-й встрече форума в Жуан-Песоа (Бразилия) приняли участие 2137 человек из 112 стран. Примечательно, что почти половина представляли саму Бразилию, а из Восточной Европы приехали всего 40 делегатов (3%). Такой перекос в принципе характерен для форума, львиную долю участников поставляет страна-организатор. В 2021 году в Катовице эта тенденция проявилась в очередной раз - около трети делегатов ФУИ представляли восточноевропейскую группу (читай - Польшу).
Для сравнения - на виртуальном ФУИ-20 отметилось около 6 тыс. человек из 175 государств, а на форум в Катовице в 2021 году зарегистрировался 10 371 делегат также из 175 стран, из которых, правда, в Катовице приехали только 2700 человек.
Что касается состава участников, на всех без исключения ФУИ наиболее представленным было гражданское общество, например, на ФУИ-21 - 35%. Доля бизнеса составила 25%, правительств - 19%. Другие значительные группы - техническое сообщество и представители международных организаций (скорее, по обязанности - в 2021 г. 45 агентств) системы ООН. Курьезно выглядело в Катовице представительство СМИ - на форум зарегистрировалось всего около 100 журналистов. При этом устроители мероприятия уверяли, что по теме ФУИ было опубликовано 2300 статей в 85 странах.
Мероприятие с учетом его мультистейкхолдерского формата никаких национальных делегаций не предусматривает. На форум зарегистрироваться (и принять участие в любой части программы) может каждый желающий. Это обстоятельство не может не придать ФУИ некоторую непредсказуемость.
Необходимо отметить, что с момента его основания Форум ООН по вопросам управления Интернетом является единственной в мире платформой, на которой представители правительств, бизнеса, научных и технических кругов, НПО, Интернет-сообщества могут всесторонне обсудить самые разные аспекты управления Сетью. Не будет преувеличением сказать, что на форуме ежегодно обсуждаются абсолютно все вопросы, имеющие прямое или косвенное отношение к управлению Интернетом - от безопасности и доверия в сфере ИКТ до использования в Интернете редких и исчезающих языков, не забывая при этом о надуманной проблеме гендерного баланса2 и утилизации «электронных» отходов3.
В результате чрезмерно насыщенная повестка дня становится размытой и не позволяет сосредоточиться на ключевых проблемах управления Интернетом, что называется, это дискуссия «обо всем и ни о чем».
Так, например, на состоявшемся в Катовице в декабре 2021 года форуме повестка дня была распределена по шести трекам:
- экономическая и социальная инклюзивность;
- всеобщий доступ и целенаправленное подключение;
- формирование регуляторных мер: структура рынка, контент, защита данных и потребительских прав;
- устойчивость окружающей среды и климатические изменения;
- экосистемы управления Интернетом и цифровых прав;
- доверие, безопасность, стабильность.
Разумеется, как и в 2020 году, практически в любом разделе повестки дня на форуме возникала тема «COVID-19».
Отрадно отметить, что по треку «безопасность» было уделено значительное внимание деятельности Рабочей группы открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ на 2021-2025 годы, созданной Генассамблеей ООН по инициативе России.
В целом, если говорить об «удельном весе» отдельных тем в повестке дня ФУИ-21, наибольшее место было отведено проблемам доступа и инклюзивности (т. е. преодолению цифрового разрыва). Немногим меньшей популярностью пользовались безопасность в информационном пространстве, новые и вновь появляющиеся технологии, собственно управление Интернетом, а также правочеловеческая тема в онлайновой среде.
Форум, по сути, является дискуссионной площадкой и не вырабатывает какие-либо предложения или рекомендации в области управления Интернетом.
В целях расширения мандата ФУИ потребуются существенные реформы в его работе, связанные с повышением практической отдачи от обсуждаемых в рамках форума вопросов и укреплением роли государств в этом процессе, а также использованием данной площадки для выработки предложений и их передачи на рассмотрение в Международный союз электросвязи и другие агентства системы ООН.
К сожалению, на состоявшемся в 2015 году десятилетнем обзоре Генассамблеей ООН выполнения решений ВВУИО мандат ФУИ остался без изменений.
Россия неизменно выступала и выступает за безусловное выполнение Тунисской программы ВВУИО 2005 года, включая интернационализацию управления Интернетом, повышение роли государств и их равноправное участие в этом процессе.
Возможность расширения полномочий ФУИ можно было бы включить в повестку дня предстоящего в 2025 году очередного (20-летнего) обзора ГА ООН выполнения решений ВВУИО.
Хорошую основу для этого могут составить предложения Генерального секретаря ООН А.Гутерриша о реформировании Форума и наделении его новыми функциями, сформулированные им в Дорожной карте по цифровому сотрудничеству4.
В частности, он предлагает на основе опыта МКГ создать многосторонний орган высокого уровня, наделенный широкими полномочиями, в частности, по передаче предлагаемых форумом стратегических подходов и рекомендаций нормоустанавливающим и директивным структурам и координации их последующей деятельности по итогам работы ФУИ. Кроме того, А.Гутерриш предлагает сделать конкретнее повестку дня форума, основанную на ограниченном числе стратегических вопросов.
Среди других предлагаемых мер - включение в программу сегмента высокого уровня и улучшение отчетности ФУИ перед другими структурами системы ООН.
Как представляется, реформа форума в этом ключе сможет активизировать дискуссию об интернационализации управления сетью «Интернет» и способствовать передаче этой злободневной темы в агентства системы ООН и прежде всего в Международный союз электросвязи, «заточенный» на вопросы стабильного и устойчивого функционирования Сети. Проведение же в России ФУИ-25 непосредственно перед 20-летним обзором выполнения решений ВВУИО будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации предложений Генсекретаря ООН.
1Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Итоговые документы. Женева, 2003 г. - Тунис, 2005 г. - Международный союз электросвязи, декабрь 2005 г.
2По данным комиссии Карла Бильдта, обнародованным еще в 2017 г., на 100 мужчин в мире, имеющих доступ к Интернету, приходится 93 женщины, да еще надо учесть и возможную статистическую погрешность. Получается, что никакой дискриминации по гендерному признаку нет?
3На ФУИ-21, кстати, был назван объем этих отходов за 2020 г. - 53,5 млн. т на планете, т. е. 7,5 кг на человека, включая ту половину населения земного шара, которая никогда не слышала об ИКТ. Авторы статьи в позапрошлом году, разумеется, отправили в ведро по несколько батареек, но 7,5 кг?
4https://www.un.org/ru/content/digital-cooperation-roadmap/