Его шаги по жизни действительно очень широки. Это касается не только карьерного роста юбиляра - от слесаря производственного объединения «Нижневартовскнефтегаз» до министра топлива и энергетики Российской Федерации. И не только географии его профессиональной и политической деятельности, охватывающей Северную и Южную Америку, Африку, Ближний Восток, Центральную Азию, Китай, Австралию.
Но главными шагами сам Шафраник считает реализованные под его руководством или при непосредственном участии нефтегазовые проекты, умножившие экономический потенциал России. Напомним о наиболее значимых из них.
Одно из крупнейших в мире нефтегазовых месторождений - Ванкор - было введено в промышленную эксплуатацию в августе 2009 года. Выступая на торжественной церемонии, посвященной этому событию, председатель Правительства России Владимир Путин сказал: «Ванкор - это первый и поэтому столь значимый шаг к реализации масштабного стратегического проекта по комплексному освоению углеводородных месторождений севера Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа».
Еще в 1995 году знаменитая «Royal Dutch Shell» специально под разработку Ванкорского месторождения учредила компанию «Шелл Ванкор девелопмент Б.В.». Но вскоре «Shell» ушла из проекта, посчитав его невыгодным.
Шафраник был первым, кто осознал перспективность Ванкора для страны. Он говорил, что этот проект является «очень красивым шагом в будущее, который направлен на развитие российского Севера». В 2003 году его группа «Союзнефтегаз» вошла в проект, провела работу по оптимизации состава акционеров, подготовила основу для начала геологоразведочных работ. Правда, тогда было трудно найти все средства, необходимые для запуска проекта. Сделать красивый шаг в будущее помогла «Роснефть». Сегодня Ванкорский проект является интеграционным в развитии Восточной Сибири.
Невероятной, без преувеличения, заслугой Ю.Шафраника является замысел и реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Освоение и промышленная разработка в экономических и социально-политических условиях начала 1990-х годов крупнейших месторождений Сахалинской области на шельфе Охотского моря были вызовом для страны. В России в целом, а на Сахалине в особенности, в те времена был глубочайший экономический кризис - стоял вопрос о судьбе острова как устойчивой административно-территориальной части Российской Федерации.
«В мае 1993-го положение острова мне представлялось абсолютно тупиковым, - вспоминает Юрий Константинович. - Все отрасли островного хозяйства - от рыболовства до нефтедобычи (с добычей меньше 1,5 млн. тонн в год) - развалены. Не было никаких перспектив ни у падающей угледобычи, ни у сворачивающихся лесозаготовок. На фоне соседей - Японии, Южной Кореи и не столь далеких США - Сахалин выглядел экономической пустыней. Тянуть с освоением его ресурсов, экономическим преобразованием острова было, пожалуй, преступно. Стратегический альянс с зарубежными компаниями позволил привлечь многомиллиардные инвестиции, получить немало нефти и газа, придать жизни на Сахалине созидательный смысл. А государство (в лице «Газпрома» и «Роснефти») приобрело приличную долю участия в проектах».
Для разработки открытых вокруг острова крупных нефтегазовых месторождений нужны были новые технологии, высококвалифицированные специалисты и, самое главное, инвестиции. Государству была необходима максимальная ресурсная рента, а недропользователю - приемлемая норма рентабельности с учетом всех рисков. Соблюсти баланс интересов стало возможным только на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП). В рамках этого механизма государство предоставило консорциуму инвесторов право на разработку недр. Оператор проекта компания «Сахалин Энерджи» взяла на себя риски и ответственность за эффективную разработку двух нефтегазовых месторождений.
Проект отличался сложнейшими географическими и климатическими условиями, наличием мощных океанических течений и тяжелой ледовой обстановкой, став на то время самым трудным техническим и инженерным энергетическим проектом в мире. При отсутствии бюджетного финансирования удалось организовать разработку месторождений Сахалина на основе СРП и с учетом международного опыта. В результате был создан первый в стране индустриальный парк для нефтегазовой отрасли, получен доступ к новейшим технологиям разработки шельфовых месторождений нефти и газа. Запуск проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» дал импульс экономическому и социальному развитию Сахалина и всего Дальневосточного региона.
Именно здесь, в рамках проекта «Сахалин-2», действует первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). А проект «Сахалин-1» - образец применения передовых технологических решений. Кстати, пуск завода СПГ стал одним из символов трех радикальных изменений в развитии российской нефтегазовой промышленности: реализации международных проектов на условиях соглашений о разделе продукции, поворота на Восток в рамках политики диверсификации сбыта углеводородов и начала производства СПГ на экспорт.
Но самое главное заключается в том, что в прошлом депрессивный регион получил хорошую экономическую базу и перспективу развития, буквально ожил за счет крупных промышленных объектов, большого числа рабочих мест и наполнения бюджета.
Министр топлива и энергетики России Юрий Шафраник был одним из инициаторов создания Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и председателем Совета директоров КТК с момента основания по 2000 год. Причем КТК стал первой частной трубопроводной системой на территории бывшего СССР.
«Если бы не Шафраник, КТК не состоялся бы, поскольку новизна правовой формы, предлагаемой для его реализации, требовала принятия специальных законов, - отмечал экс-президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. - Только Шафраник с его профессионализмом, нацеленностью на результат, дипломатией смог это сделать. Он создал команду единомышленников, его полностью поддерживали и региональные власти, и депутаты, и ключевые члены правительства».
Трубопроводная система КТК связывает месторождения Западного Казахстана и российские месторождения, в том числе шельфовые, с морским портом Новороссийск, в котором нефть загружается на танкеры для последующей отправки на мировые рынки. Ее протяженность составляет 1,511 тыс. км, пропускная способность 67 млн. тонн в год. К 2024 году КТК планирует увеличить пропускную способность нефтепровода до 80 млн. тонн.
В 1997 году по инициативе Ю.К.Шафраника и при поддержке Правительства России и мэрии Москвы была создана Центральная топливная компания (ЦТК), объединившая в своем составе Московский нефтеперерабатывающий завод и сеть автозаправочных станций в Москве и Подмосковье.
С первых шагов ЦТК последовательно реализовывала задачи по обеспечению и стабилизации топливного рынка Москвы и Московского региона.
За короткое время ЦТК стала одним из лидеров отечественного рынка по показателям результативности нефтепереработки, объему продаж и качеству нефтепродуктов, войдя уже по итогам 1998 года в двадцатку самых эффективных и прибыльных компаний России.
Оглядываясь на эти и другие проекты, связанные с деятельностью Ю.К.Шафраника, нельзя забывать, что он, будучи министром топлива и энергетики, возглавил процесс реформирования сырьевых отраслей российского топливно-энергетического комплекса, в результате которого в нефтяной отрасли возникли вертикально интегрированные компании, быстро вышедшие на уровень ведущих мировых фирм. А угольная отрасль, прежде на 80% дотационная (количество убыточных шахт и разрезов превышало 200), благодаря реструктуризации за считанные годы стала рентабельной.
Общественная деятельность Юрия Константиновича тоже чрезвычайно многообразна. Если взять ее международный аспект, то в первую очередь вспоминается Российско-американская комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству (комиссия «Гор - Черномырдин»), в которой Шафраник возглавлял направление «Энергетика».
Первая сессия комиссии состоялась 1-2 сентября 1993 года в Вашингтоне. Встречи комиссии проходили два раза в год поочередно в США и России. Тогда Шафранику удалось вовлечь в диалог большинство руководителей американских нефтяных компаний, которые с заинтересованностью отнеслись к первым шагам рыночных преобразований в энергетическом секторе российской промышленности.
Однако новые технологические прорывы США буквально в одно десятилетие кардинально изменили ситуацию. Со сменой своих приоритетов Америка отодвинула энергетическое партнерство с Россией на задний план. Более того, кратное сокращение энергетических связей с Россией стало дополнительным фактором, подталкивающим правящую элиту США к обострению отношений с нашей страной по всем возможным направлениям.
Едва ли не единственной площадкой взаимодействия Москвы и Вашингтона, в рамках которой страны могут услышать друг друга и передать совместно выработанные рекомендации органам власти обоих государств, сегодня остается «Дартмутский диалог», сопредседателем которого с российской стороны является Ю.К.Шафраник.
«Дартмутский диалог» - неполитический формат неофициальных встреч российских и американских общественных и религиозных деятелей, ученых и экспертов, обсуждающих наиболее актуальные проблемы двусторонних отношений и вырабатывающих рекомендации по их решению для правительств и других органов власти России и США.
Юрий Константинович уверен, что чем тяжелее найти в этот драматичный период времени решения на высоком государственном уровне, тем необходимее вести работу по линии структур народной дипломатии, вовлекая в нее широкие слои наших обществ и создавая базис для принятия неконфронтационных решений.
В глобальном масштабе этим же целям служит возглавляемый Ю.Шафраником Фонд «Мировая политика и ресурсы», основная деятельность которого направлена на выявление тенденций и формирование прогнозных оценок мирового развития с учетом ресурсного фактора для использования при выработке политико-экономических стратегий поведения.
В самой Российской Федерации главным «общественным детищем» Юрия Константиновича стал, наверное, Союз нефтегазопромышленников России. Сейчас для союза приоритетным является создание механизма преференций, в том числе налоговых, по освоению новых труднодоступных провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это и совершенствование нормативной законодательной базы, в частности, закона «О недрах», разработка и принятие федеральных законов о нефти и магистральных трубопроводных системах. Ведется работа по заключению и реализации отраслевых соглашений, в центре внимания - содействие развитию отраслевой науки, внедрению высоких технологий и новой техники, цифровизация всех производственных процессов и еще ряд не менее актуальных для отрасли вопросов.
Заметим, что этим «общественная нагрузка» Ю.Шафраника не исчерпывается, он - председатель Высшего горного совета Некоммерческого партнерства «Горнопромышленники России», председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, председатель Совета директоров Института энергетической стратегии.
Как благотворитель, Юрий Константинович участвует в работе ряда фондов, среди которых для него самый важный - Фонд поддержки молодежных инициатив и здорового образа жизни «Наш выбор - Малая Родина».
Коммерциализация жизни привела к тому, что сельская молодежь и подростки, учитывая доходы в такой местности, практически лишены возможности организовать свой досуг, приобрести новые знания и навыки, подготовиться к взрослой жизни наравне со своими городскими сверстниками. Учитывая это, в марте 2002 года в городе Ишиме Тюменской области по инициативе Ю.К.Шафраника был зарегистрирован данный фонд, преследующий социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно значимые цели. В первую очередь фонд решает вопросы создания материальной базы для занятий физической культурой и спортом.
В этом плане принципиальное достижение 2021 года - мировой рекорд паралимпийца легкоатлета Антона Прохорова из Ишима на Играх в Токио и его золотая награда. 13 сентября он получил из рук Президента России Владимира Путина орден Дружбы.
Очевидно, что диапазон духовной, интеллектуальной, профессиональной и материальной отдачи Ю.К.Шафраника настолько широк, что представляется неоспоримо рекордным.