Узбекистан - страна, богатая своими традициями, историей и культурой, которые тесно переплетены с российской. Освоение этого края Российской империей получило развитие в 60-х годах XIX века, и в разных уголках республики до сих пор можно встретить свидетельства общей истории. Были в наших взаимоотношениях и спорные, с точки зрения некоторых узбекских ученых, моменты, связанные с завоеванием Ташкента и других областей русскими войсками и их вхождением в состав Российской империи. Предвзятое отношение к общему с Россией прошлому и попытки дистанцироваться от него особенно явно проявились в эпоху президентства И.А.Каримова после обретения Узбекистаном независимости в 1991 году. Возможно, на это повлияла тогда еще не изжившая себя политика «старшего брата», которую позволяло себе руководство в Москве применительно к бывшим советским республикам и их руководителям, возможно, личные мотивы первого Президента Узбекистана и его окружения.

И только с приходом к власти Ш.М.Мирзиёева в 2016 году отношение к российскому культурно-историческому наследию кардинально изменилось. Сейчас ни власти страны, ни общественность в целом не подвергают сомнению ценность и уникальность культурно-исторических объектов российского наследия в Узбекистане как неотъемлемой части его истории (некоторые из объектов официально признаны в республике культурно-историческими памятниками), более того, вопросы их сохранения и популяризации находятся под личным контролем руководства страны, благодаря чему на их восстановление выделяются значительные финансовые средства из государственного бюджета.

В стране насчитывается более 50 таких памятников старины (преимущественно православные святыни), за которыми осуществляется должный уход, принимаются меры к их реставрации, - и подобные действия свидетельствует о высоком уровне доверия между нашими странами, являются ярким показателем уважительного отношения к нашему общему прошлому и, следовательно, служат залогом для надежных долгосрочных связей в будущем.

Наиболее известным памятником российского культурно-исторического наследия является резиденция князя Н.К.Романова - внука российского императора Николая I, сосланного по решению царя в Туркестанский край в 1877 году и прожившего там до самой смерти в 1918 году.

Решение о высылке князя было вызвано его аморальным, с точки зрения царской семьи, поведением, в частности за связь с «безродной» американкой Фанни Лир (опубликовавшей впоследствии скандальные мемуары «Роман в царском доме»), по другой версии - за кражу фамильных драгоценностей1. За время своей жизни в Ташкенте князь много сделал для развития этого края. Еще до ссылки он успел поучаствовать в нескольких научных экспедициях, которые изучали Приаралье с целью выбора оптимальных путей для прокладки железной дороги из центра России в Туркестан, поэтому сразу после приезда приступил к ирригационным работам в степи, на его средства был прорыт Искандер-арык, значительные территории были обеспечены водоснабжением, после чего там возникли новые поселения земледельцев, выращивающих хлопок. Кроме того, князь пожертвовал из своей коллекции около 2 тыс. книг в Туркестанскую публичную библиотеку (сейчас - Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои), на его деньги в столице появились так называемые «дома ветеранов», два городских кинотеатра2.

Резиденция князя, построенная в 1891 году, находится в центре Ташкента. В советское время в ее стенах был организован Дворец пионеров, впоследствии здание использовалось в качестве Дома приемов Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, а в 2019 году было передано на баланс Министерства культуры РУ.

Сейчас узбекская сторона занимается реставрацией здания и его экспонатов - личных вещей князя, мебели, убранств интерьера и т. д., - значительная часть которых находится в ветхом состоянии. Проводится поэтапная работа, задействованы серьезные ресурсы. Начальный этап подразумевает создание архитектурного дизайна и выработки общей концепции исторического здания, после чего проект будет представлен на утверждение президенту страны. Далее будут производится строительно-монтажные работы. Узбекские специалисты уже практически закончили все подготовительные работы (топография, обмерно-чертежные работы, геодезия и т. д.), необходимые для создания архитектурной концепции. После реконструкции планируется придать резиденции статус филиала Государственного музея искусств и устроить там экспозицию коллекции князя Романова - что созвучно пожеланию самого князя, который завещал в дар Ташкенту свою обширную коллекцию картин русских и европейских художников при условии, что в его дворце будет открыт музей.

С начала реконструкции здания узбекская сторона выражала неизменную заинтересованность в привлечении архитекторов, дизайнеров и искусствоведов из России к работе над проектом. По вопросам создания архитектурного дизайна и выработки общей концепции исторического здания велись переговоры с рядом российских компаний, имеющих опыт работы с Музеями Московского Кремля, Третьяковской галереей, Эрмитажем, а также некоторыми реставрационно-строительными компаниями для определения их в качестве генерального подрядчика строительно-монтажных работ. Несмотря на то что российское предприятие «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» выразило первоначальную готовность оказать консультативную помощь по вопросам реконструкции, достигнуть договоренности с российскими специалистами об их долгосрочном участии в проекте не удалось, и сейчас узбекские представители склоняются к тому, чтобы привлечь к реставрационным работам одну из немецких компаний.

Еще одним историческим памятником, восстановленным узбекской стороной, является часовня Святого Георгия Победоносца у Камалонских ворот, возведенная в 1886 году на месте захоронения 24 русских воинов (казаков), погибших при штурме Ташкента под командованием генерала М.Г.Черняева 15 июня 1865 года (находится в центре города). Взятие Ташкента - ключевой эпизод Русско-кокандской войны 1850-1868 годов, положившей начало завоеванию Средней Азии. До распада Российской империи на братской могиле ежегодно в годовщину штурма в присутствии генерал-губернатора Туркестана, священнослужителей и ветеранов боевых действий совершалась панихида по погибшим воинам.

После революции 1917 года часовня была разграблена и частично разрушена. На протяжении последующих лет она стояла заброшенной и практически ушла в землю. Все это время за часовней присматривали местные жители, проживающие рядом. Примечательно, что неподалеку от часовни находится Камалонское мусульманское кладбище, где некогда были похоронены сотни защитников Ташкента, павшие во время завоевательной кампании генерала М.Г.Черняева. Тем не менее их потомки не только не разрушили православную святыню, но своими силами всячески старались сохранить ее в первозданном виде.

В 2019 году по решению узбекских властей часовня Святого Георгия Победоносца была признана памятником культурного наследия Узбекистана, после чего начались работы по ее реконструкции, которые были полностью выполнены за счет узбекского государства. Начали с того, что строение раскопали до исторической нулевой отметки, а это примерно полтора метра, настолько часовня «вросла» в землю. От старой отделки осталась только кирпичная кладка, поэтому внутренний облик часовни с художественной росписью, фасад, внешнюю часть строения, а также купол с кровлей и шпиль восстанавливали по старым фотографиям. За основу были взяты первоначальные чертежи, сохранившиеся в Центральном государственном архиве Узбекистана, а также общедоступные исторические фотографии часовни3. В 2020 году часовня была отреставрирована и вновь обрела свой первоначальный вид.

Жемчужиной российских культурно-исторических памятников в Узбекистане по праву можно считать Кафедральный собор Успения Божией Матери в Ташкенте (Свято-Успенский кафедральный собор). Строительство храма началось в 1877 году взамен старого здания Пантелеимоновской церкви, построенной в 1871 году при госпитальном кладбище. Средства на его возведение были пожертвованы жителями города. В 1878 году строительство было завершено, 31 января 1879 года храм был освящен в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В 1922 году приход перешел в ведение Синода Русской православной церкви. В 1933 году храм был закрыт для богослужения, после чего в здании вплоть до 1945 года находился санитарный склад Среднеазиатского военного округа. В декабре 1945 года церковь была возвращена верующим, повторно освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы и получила статус кафедрального собора Ташкентской епархии. В 1958-1960 годах при епископе Ермогене (Голубеве) здание было перестроено и существенно расширено. В начале 1990-х годов была перестроена колокольня собора и его купола, расширена и облагорожена территория, прилегающая к собору, внутреннее убранство которого также стало богаче.

Храм является действующим, на его территории располагается администрация Ташкентской и Узбекистанской епархии и резиденция главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. Это не только уникальный памятник российского культурного и исторического наследия, но и центр консолидации русской общины, проживающей в республике. Епархия занимается активной социальной и культурно-просветительской деятельностью по оказанию помощи и поддержки соотечественникам.

При соборе действуют Молодежный и Просветительский отделы, Отдел культуры и спорта, Воскресная школа для детей, детский сад, кружки для разных возрастных групп людей, библиотека и музей, на территории храма регулярно проводятся концерты и выставки, посетить которые могут все желающие, для малоимущих и нуждающихся граждан (в том числе для узбеков-мусульман) организовано бесплатное питание. Здесь также предоставляются бесплатные консультации юристов и медицинских работников. Особое место в благотворительной деятельности епархии занимает акция «Белый цветок» (исторически начало этой акции было положено еще в дореволюционной России членами царской семьи), в рамках которой благодаря благотворительным ярмаркам и концертам происходит сбор средств в пользу детей-сирот, инвалидов, многодетных и особо нуждающихся.

Площадкой для реализации творческого потенциала желающих является конференц-зал на территории храма, где проводятся репетиции и концерты творческих коллективов из числа прихожан и их детей - Детского танцевального ансамбля русских народных танцев, Детского русского фольклорного ансамбля, Инструментального ансамбля скрипачей при епархии, - новогодние и рождественские праздники для соотечественников.

У Свято-Успенского собора богатая история, связанная с развитием русского православия в Узбекистане, в связи с чем в епархии регулярно проходят тематические конференции и выставки, посвященные памятным датам и известным историческим личностям, внесшим значительный вклад в работу Ташкентской и Узбекистанской епархии.

Так, со Свято-Успенским собором тесно связано имя святителя Луки (известного как Лука Крымский), епископа Ташкентского и Туркестанского (в миру - В.Ф.Войно-Ясенецкого). Этот незаурядный человек родился в Крыму в 1877 году, но бóльшую часть своей жизни провел в Ташкенте, где лечил людей, будучи известным хирургом и профессором Ташкентского медицинского института. Он прошел через многие испытания, репрессии, ссылки, заключение, несколько раз был на грани гибели, участвовал в Первой мировой войне, во время Великой Отечественной войны оказывал помощь раненым, за научные изыскания в области медицины был удостоен Сталинской премии первой степени. Именно в Ташкенте началась его священническая деятельность, которой в июне 2021 года в епархии были посвящены научно-просветительские чтения «Духовное наследие и вклад в медицину святителя Луки (Войно-Ясенецкого)».

Еще одним ярким событием в жизни собора стала выставка на его территории архивных документов и фотографий «Вклад духовенства Ташкентской и Узбекистанской епархии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», приуроченная к 75-летию Великой Победы и повествующая о священниках, принимавших участие в войне.

Власти страны внимательно относятся к этому культурно-историческому памятнику, равно как и другим православным приходам и пастырской деятельности Русской православной церкви в Узбекистане. На регулярной основе проходят встречи митрополита Викентия с Президентом Ш.М.Мирзиёевым, который преподнес в дар епархии многотомные коллекции книг - «Собрание Государственного музея Востока» и «Архитектурная эпиграфика Узбекистана». Сейчас они хранятся в епархиальной библиотеке и являются гордостью коллекционного фонда. Также во время ежегодных пасхальных и рождественских богослужений хокимият (мэрия) Ташкента и полиция принимают повышенные меры безопасности для православных верующих, посещающих собор.

В настоящее время епархией при поддержке российской и узбекской сторон осуществляется грандиозный проект по строительству на территории Свято-Успенского кафедрального собора Духовно-административного центра (работы уже ведутся), что должно способствовать усилению позиций РПЦ в преимущественно мусульманском округе.

В столице республики находятся и другие исторические объекты православия - храм Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси (1890 г.), храм Святого равноапостольного великого князя Владимира, Свято-Троицкий Никольский женский монастырь (1894 г.) и храм Святого благоверного великого князя Александра Невского (1902 г.) - единственный храм, который не пострадал во время Гражданской войны и сохранился в первозданном виде. Вокруг храма располагается старейшее русское кладбище города, которое здесь называют «Боткинское».

Это кладбище, возникшее в 1872 году в связи со строительством европейской части города после завоевания Ташкента Российской империей, можно отнести к мемориальным. На нем похоронены известные личности, внесшие определенный вклад в историю и культуру России. Среди них - участник походов русской армии в Туркестане генерал-майор В.К.Ржепецкий (1853-1914 гг.), архитектор, один из основателей Ташкентского университета Г.М.Сваричевский (1868-1936 гг.), выдающийся лингвист, первый исследователь русской орфоэпии Д.Н.Ушаков (1873-1942 гг.), Герой Советского Союза генерал-майор Д.Ф.Дрёмин и др. Также на кладбище похоронены родственники главы Временного правительства А.Ф.Керенского (его отец Ф.М.Керенский служил главным инспектором училищ Туркестанского края) и русского поэта С.Есенина.

Культурно-историческими памятниками признаны более 30 других православных храмов и монастырей на территории Узбекистана, за которыми осуществляется надлежащий уход, - храм Успения Пресвятой Богородицы в Алмалыке (заложен в 1977 г.), молитвенный дом в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Ангрене (заложен в 1947 г.), молитвенный дом Всех святых в Андижане (1930 г.), молитвенный дом Святого апостола Фомы в Ахангаране (1910 г.), храм Сретения Господня в Бекабаде (построен в 1900 г., снесен в 1948 г., восстановлен в 1992 г.), храм Святого архангела Михаила в Бухаре (1860 г.), молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Денау (1930 г.), храм Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в Джизаке (1900 г.), Свято-Покровский женский монастырь в Дустабаде (построен в 1916 г., снесен в 1933 г., восстановлен в 1998 г.), храм Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца в Кагане (1968 г.), храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коканде (1908 г.), храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Кувасае, храм Преподобного Сергия Радонежского в Навои (1991 г.), храм Архангела Божия Михаила в Намангане (1952 г.), храм Святого великомученика Георгия Победоносца (1930 г.), собор Святителя Алексия, митрополита Московского (1909 г.) и храм Покрова Пресвятой Богородицы (1903 г.) в Самарканде, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Сырдарья (1896 г.), храм Святого благоверного великого князя Александра Невского в Термезе (1901 г.), храм Патриарха Иова Многострадального в Ургенче (1950 г.), храм Преподобного Сергия Радонежского в Фергане (1952 г.), храм Преподобного Александра, игумена Куштского в Чиназе (1868 г.), храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Янгиюле (1947 г.) и ряд других православных объектов в удаленных городах страны. Практически во всех храмах находятся старинные иконы и образа, которые также представляют большую культурно-историческую ценность.

Особое внимание местные власти в последнее время уделяли Свято-Троице-Георгиевскому мужскому монастырю в городе Чирчике Ташкентской области. На протяжении нескольких месяцев в монастыре при активной поддержке правительства и лично Президента Ш.М.Мирзиёева, а также благотворителей шла непрекращающаяся работа по его реставрации. Был отремонтирован построенный в конце XIX века храм, возведены колокольня, часовня, подсобные помещения, новый братский корпус, библиотека, гостиница для паломников. Торжественное освящение монастыря состоялось 19 марта 2020 года. Сейчас на обширной территории располагается целый православный комплекс.

В то же время хокимият Чирчика поддержал идею игумена Свято-Троице-Георгиевского монастыря отца Нектария и Русского культурного центра Чирчика о возведении мемориального комплекса с часовней и памятной доской в поселке Троицкое (в Чирчике) на месте захоронения первых переселенцев из России, образовавших это село, а также солдат и офицеров, скончавшихся в местном военном госпитале во время Великой Отечественной войны. Долгое время кладбище находилось в запустении, на могилах не было даже табличек, и только сейчас началась работа по восстановлению имен похороненных там соотечественников.

В этой связи стоит отметить, что большую роль в сохранении объектов российского культурного и исторического наследия в различных регионах и областях республики играют проживающие там представители русской диаспоры (как правило, активисты региональных русских культурных центров), которые своими силами поддерживают храмы и прилегающие территории в надлежащем виде, проводят исследовательскую работу по выявлению новых памятников российской культуры и истории.

Ярким примером такой работы является деятельность русских культурных центров в городе Дустабаде (ранее - село Солдатское, основанное оренбургскими казаками, высланными из России в XIX в.) и городе Нукусе (Республика Каракалпакстан4), где также до сих пор проживают потомки казаков-переселенцев. Благодаря Русскому культурному центру в Нукусе стало известно о старинных иконах, хранящихся в общине староверов. Это потомки казаков-старообрядцев Уральского казачьего войска, высланных из России в 1874 году за мятеж и поселившихся на берегу Аральского моря.

Сегодня община старообрядцев (или староверов) насчитывает порядка 2 тыс. человек, основная часть которой (около 800 человек) компактно проживает в отдельном поселке, который местные жители называют «уральский», на окраине Нукуса. В городе Муйнаке на берегу Аральского моря проживают 12-15 семей. Также есть семьи в городах Беруни и Турткуле. Вследствие экологической катастрофы Аральского моря был утерян рыболовецкий промысел, и казаки (чаще всего молодежь) из-за отсутствия работы начали переселяться обратно в Россию, в основном в Волгоградскую область, где природа напоминает низовья реки Амударьи.

Живут староверы достаточно обособленно, тесно общаясь только между собой, в точности соблюдая свои традиции и жизненный уклад. Контакты с «внешним миром» поддерживают, но только по необходимости. Женятся, как правило, на своих, в смешанные браки (т. е. не со староверами) вступают редко. У старообрядцев есть свой молельный дом (православные храмы не посещают), где хранятся старинные иконы и церковные книги XVII-XVIII веков. Почти у всех членов общины есть русские костюмы, которые они надевают на свадьбу и другие праздники. Диалект отличается от современного русского языка и больше напоминает старорусский язык уральских губерний России (в речи преобладает «оканье» и «яканье»). К другим особенностям жизни староверов относится то, что они не посещают кладбища, поэтому места захоронения членов общины находятся в запущенном состоянии.

Старообрядцы считают себя подлинными русскими людьми, сохранившими все традиции (даже в большей степени чем те, кто проживает в России, которые, по их мнению, «и веру поменяли», «и в церковь не ходят»). Старообрядцы Нукуса не ассоциируют себя с русским казачеством и не взаимодействуют с организациями казачества в России, но к своей исторической Родине относятся лояльно и говорят: «Мы молимся за Россию»5.

Сейчас 70-80% общины, проживающей в Узбекистане, - это люди старше 55 лет. Старшее поколение не переезжает в Россию (к своим детям) в силу преклонного возраста, нежелания менять привычный образ жизни, покидать друзей, знакомых, могилы предков и т. д. Но главная причина заключается в том, что община является хранителем церковных книг и священных икон (образов), которые насчитывают не одно столетие. В свое время представители общины поднимали вопрос о вывозе их в Россию, однако по местным законам эти реликвии считаются культурными и историческими ценностями, которые не подлежат вывозу без предъявления документов на владение, которых у староверов нет. Передать их в чужие руки (даже православного священника) не позволяет вера.

Старинные иконы староверов также относятся к российскому историческому и культурному наследию, и в перспективе речь могла бы идти об их возможной передаче одной из старообрядческих общин России (по согласованию с узбекской стороной). В противном случае со временем эти реликвии могут быть навсегда утрачены, так как численность общины стремительно сокращается (для сравнения: в 2015 г. их было около 10 тысяч, сегодня - около 2 тыс. человек). Если вывезти реликвии в Россию все-таки не удастся, то целесообразно было бы обсудить с узбекской стороной возможность их размещения в виде отдельной коллекции в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого.

Стоит сказать, что этот музей сам по себе также является памятником российского культурно-исторического наследия. Он был создан в 1966 году по инициативе русского исследователя, художника И.В.Савицкого, работавшего в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. Обнаруженные в ходе раскопок экспонаты легли в основу создания коллекции музея, впоследствии дополненной произведениями русских художников. Усилиями узбекских властей, а также западноевропейских меценатов музею удалось сохранить уникальную коллекцию произведений русского авангарда, которую принято считать второй по величине в мире.

В этой связи, отмечая значительные усилия узбекской стороны в деле сохранения российских культурно-исторических памятников в республике, стоит акцентировать внимание на необходимости наших дальнейших совместных действий в этом вопросе, заключения соответствующих двусторонних договоренностей (в частности, о признании некоторых объектов мемориальными), тесного взаимодействия с Всемирным обществом по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, а также более активного привлечения российских специалистов и меценатов к сохранению российского культурно-исторического наследия в Узбекистане.

 

 

1Голендер Б.А. Мои господа ташкентцы. История города в биографиях его знаменитых граждан. Ташкент, 2007. С. 98-106.

2Там же. С. 106.

3Кудряшов А. На взятие Ташкента. Фергана. 17.10.2019 // https://fergana.media

4Республика Каракалпакстан - независимая республика, входящая в состав Республики Узбекистан, расположена в северо-западной части страны, в низовьях Амударьи, на южном побережье Аральского моря; государственные языки - каракалпакский и узбекский.

5Зоркина Г.А. Староверы в Каракалпакии: «Мы молимся за Россию» // https://rkcrk.uz