Вместо предисловия

Дипломаты за границей, безусловно, подвержены посольской рутине. Но главное - изучают страны пребывания. Глубоко: и механизмы власти, и ее творцов, и политику, и экономику, и культуру. В общем и целом - все.

А вот частности иногда могут больше знать туристы. Если им повезет с гидами. А еще, если они смогут сопоставлять рассказы экскурсоводов со своими собственными знаниями.

Некоторыми хочется поделиться. Вдруг пригодятся?

Часть I. Галопом по Европам

Лондон

Англичане страдают от чопорного снобизма. Даже если далеки от аристократии. Главное - имидж. Страшно, когда его теряешь.

Кто ближе всех к туристической группе? Конечно же, гид. Для русскоязычных - русскоговорящий. Демонстрирует раскрепощенность и вседозволенность.

«Здесь [это он про Букингемский дворец или Виндзорский замок] живет наша бабка [это он про свою королеву]. А там - ее отпрыски [это про Кенсингтонский дворец с памятником принцессе Диане]».

Может, англичане не любят свою давно конституированную монархию?

«А вот Вестминстерское аббатство». Раздает своей группе идентификационные значки перед входом. И вдруг, неожиданно меняясь в лице, прекращает либеральничать: «Вы сейчас будете ходить своими ногами по могилам великих сынов Британии! Не вздумайте шуметь или прыгать!»

Можно подумать, в группе избалованные дети. А раз взрослые, то, видимо, британские убеждения не оставляют места для сомнений: конечно же, ими должны быть невоспитанные русские.

Не надо удивляться, что эти фобии присущи даже знающим толк в нашей культуре русскообученным англичанам.

Иногда лучше погулять по городу без такого гида. Отдохнуть от его хвастовства по поводу обилия втихую вывезенных со всего света артефактов Британского музея, особенно античных шедевров Эллады и Междуречья.

Гулять так гулять по Гайд-парку. Его гаревые дорожки теперь не видят дамских вуалей в ландо и гарцующих всадников во фраках. Но в водоемах все такие же лебеди и утки, а газоны украшают ухоженные с английской тщательностью цветочные клумбы и красочные кустарники.

Глаз радуется.

Один круг по парку. Другой. А, может, пересечь обрамляющую его улицу?

Череда достойных домов с палисадничками, украшающими их полуподвалы.

…Какой впереди монумент! Приземистее, конечно, чем колонна Нельсона на Трафальгарской площади, но зато беломраморный и с золоченым текстом. Надо посмотреть поближе...

И зачем меня мама в школе на английский определяла?! Читаю и перевожу без словаря: «Этот монумент воздвигнут в честь нашей великой победы в Крымской войне».

Какая беспардонная высокопарность! Хотели, чтобы соотечественники не вспоминали о тысяче лучших английских дворян, сраженных русской шрапнелью под Балаклавой при бесславно осуществленной конной атаке? И уж тем более об упокоившемся там герцоге Мальборо, могилу которого Сталин гуманно дозволил навестить его потомку, двуликому в отношении к России У.Черчиллю в ходе знаменитой Ялтинской конференции?

Кстати, надо бы слетать на Камчатку. Там в Петропавловске аж два монумента в память об уничтожении вторгшихся на полуостров в ходе крымского противостояния британцев. Они - известные любители под шумок идущих в Европе войн попиратствовать и пограбить поодаль.

Русские монументы не хуже, а золото вполне компенсируют с позором воткнутые в землю жерлами вниз на чужих могилах трофейные флотские пушки владычицы морей.

Память рождает уверенность.

 

Париж

Гид, которого мэрия Парижа обычно выделяла для российских официальных делегаций, украсил своей прирожденной русскостью процесс познания французских особенностей.

- Вы знаете, что такое «Кир»? Нет? Непростительно. Но про «бистро», конечно, слыхали. Так вот, это из одного сюжета.

Ворвавшиеся в наполеоновский Париж русские казаки не знали, что быстро перекусить во французских харчевнях не получается. Есть ритуал, в начале которого аперитив. А лучший аперитив - это «Кир», коктейль из белого вина с ягодным ликером «Кассис». Ярче запоминается только королевский «Кир» - с шампанским.

Понравился он проголодавшимся  бравым казакам! Хлоп они его и хлоп. Так вот и «накирялись»!

Русский человек должен этот напиток знать. Иначе возникает лингвистический непорядок.

- Что такое, по-вашему, шедевр? Не готовы дать определение? Выскажу свое: это дерзновенность замысла и филигранность исполнения.

Имейте в виду - произведений искусства в Лувре хоть отбавляй. Но первый в ряду шедевров - Ника. Неизвестный его величество Скульптор изваял ее тогда, когда женская обнаженная натура была запрещена. Воспевать древним мастерам дозволялось лишь мужскую наготу. Так вот, он вырубил из камня свой идеал первородной женской красоты, откровенно взывающий сквозь тунику, облепившую тело богини при выходе из воды!

Про харассмент тогда и думать не думали.

И о матриархате не вспоминали.

Куда смотрят нынешние феминистки?!

- Дворец инвалидов - это храм над последним пристанищем Наполеона. Признанному при жизни величию соорудили достойный символ посмертного уважения его же победители.

Несколько саркофагов, один в одном. Но верхний в этой матрешке - из русского розового порфира.

Из песни слов не выкинешь.

И это - не все!

- Французы подарили Нью-Йорку статую Свободы. А русские навсегда остаются в Париже со своим мостом Александра III.

Как же велик наш народ своей щедростью и великодушием! А еще - образованностью!

 

Италия (Рим и Помпеи)

Когда наблюдаешь за футбольными баталиями итальянского чемпионата, невольно задумываешься о том, что они своеобразно отражают реальные ристалища, когда величественная Римская империя разваливалась на отдельные княжества и города-государства - Милан и Турин, Флоренцию и Сиенну, Неаполь и Рим, Венецию и Сицилию.

Болельщики-тиффози не хотят забывать, как когда-то их предки побеждали, или, наоборот, готовы торжествовать и праздновать футбольный успех как свой вклад в исторические сражения.

Италия, конечно, давно объединилась в единое целое, но все-таки времена правления, осуществлявшиеся от «имени Сената и народа Рима», никому не дают здесь покоя.

Туристам тоже.

Ведь повсюду ступаешь след в след древней цивилизации. И пусть ее бесчисленные мраморные плиты давно не украшают исконные произведения античной архитектуры, а вместе со скульптурными образами бесподобных мастеров перекочевали в чужие владения. Инженерную мысль и ее решения умыкнуть нельзя.

Мало кто рассказывает при посещении ободранного до кирпичей средневековыми европейскими варварами Колизея, что он был возведен на месте дворца Нерона и украшен за счет его роскошного убранства. Что специальные технические решения позволяли не только смывать с арены рукотворными потоками воды кровь погибших гладиаторов и животных, но и заполнять ею огромный объем для демонстрации морских сражений. Шлюзы и затворы - где они теперь?

А какие арочные решения и купола! Настоящие и живописные.

Недаром будущих великих русских передвижников цари направляли с «пенсией» для обучения на опыте романских классических мастеров.

Аппиева дорога в окружении пиний по-прежнему ведет к Помпеям. Рядом с раскопанными развалинами у подножия Везувия пара великовозрастных крепких мужиков с Украины по-русски предлагает альбомы и открытки с художественной реконструкцией домов и культовых сооружений этого трагически погибшего города. Наверное, так трудиться на чужбине интереснее и выгоднее, чем мучиться на родине. Им виднее.

Изображения фаллосов, которым тысячи лет, указывали прибывающим гостям цель, известную любому моряку. Но…

Высокие полуметровые тротуары с двух сторон аккуратно ограничивали древнюю дорогу, под уклон спускающуюся к порту. А между ними равномерно - по две тумбы.

Подготовленный к любому вопросу гид поясняет, что это пешеходные переходы.

- Женские ножки всегда требуют ухода и чистоты. А как перейти дорогу, занавоженную лошадьми, запряженными в боевые колесницы аристократов и телеги плебеев? Правильно, по этим кубикам. Они упряжкам проезжать не мешали. Дождевая вода самотеком удаляла в море органические отходы, а благовония масел отбивали запахи.

Цивилизация! Ни сандалии, ни туники не запачкаешь…

Мысленно переносишься в Великий Новгород. Деревянные, но аналогично построенные тротуары. Наши предки, как и мы, очень любили своих дам. А в музее у Софии Великой и памятника «Тысячелетие России» - сохранившиеся в земле русской женские бареточки. Цвет за столетия потеряли, а форму - нет. Хоть сейчас с современными миланскими лекалами сравнивай, отличий не увидишь.

А еще говорят, почему у нас так любят Италию? Невольно вспоминаешь: Москва - Третий Рим, а четвертому - не бывать…

 

Мадрид

Насладитесь непредвиденным потрясением!

От кастильского величия. От широты и фундаментальности проспектов, улиц и площадей. От напоминания о Колумбе и его открытии Америки на испанские средства. От музеев Прадо и Тиссена. От Эль Греко, Сервантеса и Лопе де Веги. От исламского краеугольного наследия. От Эскориала с Габсбургами и Бурбонами.

От мясного, рыбного и винного разнообразия.

Сразу рвется паутина сотканных недоброжелателями образов Испании.

Не второсортно, а монументально!

Назло англичанам с их возносимой до небес королевой-девственницей, которая грабила испанские корабли, доставлявшие в метрополию злато-серебро из колоний в Латинской Америке, не вспоминая Заповедей Христовых.

Интересно, знает ли кто-нибудь, какую часть «старых денег» лондонского Сити составляют сейчас «тело» и проценты с этих грабежей?

 

Прага

Мать городов Европы. Образец архитектуры. Влтава и Карлов мост.

Пополняешь знания, слушая убедительный рассказ о том, что будущий король Карл мальчиком воспитывался в Париже. Его там укрывали от династических разборок в борьбе за чешский трон.

Так хорошо оберегали, что учителем и духовным отцом выбрали будущего Папу Римского. Этот позже ставший понтификом наставник употребил полученную духовную власть и определил любимого подопечного главой Священной Римской империи, а Прагу - ее центром.

Наверняка это в других европейских столицах привело к раздражению. Ведь налоги и сборы со всей империи пошли по благословению Папы прямо в казну близкому ему короля маленькой Чехии.

Карл ими правильно распорядился. Создал город-эталон. Построил замки. Людей обогатил.

Идиллия.

А что потом? Чехи после кончины обоих благодетелей лишились папских благодеяний и общеевропейских поступлений. Обиделись, после чего недовольство Ватиканом породило Яна Гуса.

Кто знает, может отсюда и все последующие чешские метаморфозы?

 

Вена

Имперская красавица. Все и всех помнит.

Красную армию особенно. Какой монумент с золоченным щитом - гербом Советского Союза у ног русского солдата с боевым знаменем на его вершине в своем сердце хранит! И по-прежнему читает на памятнике текст подчеркивающего его величие приказа Верховного главнокомандующего И.Сталина о взятии столицы Австрии. Не дала трусливо пресмыкавшемуся при жизни перед вождем народов Хрущеву его удалить.

Правда, Вена хранит и орлов германского рейха у Хофбурга тоже. Наверное, чтобы в ОБСЕ о Гитлере на балконе этого дворца и аншлюсе Австрии помнили.

Вена ведь, как и Берлин, на сектора разделена союзниками в 45-м была. А через десять лет, как они и договаривались, любители «Марша Радецкого» и вальсов Штрауса вновь сами себя окормлять властью стали.

Голубой Дунай… Малый Бельведер и Шёнбрунн… Картины великих мастеров и Климт… Цокот копыт конных экипажей на улицах… Засушенные в сахаре цветочные лепестки и венский шницель… Торт «Захер» и много еще чего!

Даже не верится, что во времена Австро-Венгрии дипломаты в Посольстве Российской империи получали специальную надбавку к жалованию за издержки местного климата, вызывавшего скачки кровяного давления!

Предвкушаю возможность вместе с австрийцами насладиться музыкой их любимых филармонических оркестров.

Ну, и, конечно, сходить в Оперу. Величественную. Напоминающую о временах монархии.

Увидеть и услышать лучшие российские голоса - признанных звезд мировой величины.

Жаль не повезло. Не совпала поездка с репертуарным планом.

Давали только оперу чешского автора по мотивам А.Н.Островского «Катерина Кабанофф». Без наших.

Мелодичная увертюра. Заполненный до отказа истинными ценителями, зал не обращает внимания на то, что в первом акте  волжские просторы на заднике сцены украшены небоскребами Манхэттена.

Катерина распевает речитатив и моет при этом в тазике ноги.

Становится не по себе.

Во втором акте еще интереснее: декорации отправляют нас в Гарлем. Кабаниха в прямом смысле мазохистски демонстрирует свои чувства воздыхателю.

Арий нет. Русского характера нет и в помине.

Финал. Аудитория сходится в единой овации. Местной публике понравилось.

Какой-то легкий жанр. Поэтому, наверное, и без наших звезд.

Нужны новые встречи, чтобы исправить впечатление от этой ложки дегтя. Ведь Вена ее недостойна.

Продолжение следует...