27 сентября туркменский народ широко и торжественно отметил знаменательное событие в своей новейшей истории - 30-летие независимости. Говоря об этом, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов охарактеризовал независимость как основу всего государственного развития, начавшую отсчет коренным преобразованиям в общественно-политической, экономической и духовной жизни страны.

Разумеется, 30 лет для истории - срок недолгий, но, говоря об этом юбилее, следует рассматривать его в диалектике развития нашей страны как минимум за последние столетия, а туркмен - как носителей определенных культурно-исторических кодов, традиций, мировоззрения.

Туркмены по сути своей - народ-государственник. Начиная с раннего средневековья и на протяжении нескольких столетий он был напрямую причастен к созданию и успешному развитию целого ряда государственных образований в Центральной и Южной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. Потом, в силу разных причин, туркмены не имели возможности для самостоятельного развития, но инстинкт государственности сохранился. И в 1991 году состоялось возвращение туркменского народа на траекторию суверенного развития. Народ вновь обрел внутреннюю точку опоры, увидел смысл и историческую перспективу своего существования в условиях собственной государственности.

Это явилось главным фактором, предопределившим всю последующую жизнь туркменского народа - выбор модели общественно-политического устройства, социально-экономической политики, внешнего курса и т. д. Как народ, туркмены почувствовали ответственность за свою судьбу, за судьбу и перспективу следующих поколений. И это состояние ответственности раскрыло самые лучшие черты туркменского народа, которые он воплотил в различных областях государственного строительства - трудолюбие, достоинство, гуманизм, патриотизм, уважение к памяти предков, терпимость, готовность прийти на помощь.

Все это помогло Туркменистану не только пройти без потрясений первый, самый сложный период после обретения независимости, но и достаточно быстро перейти к устойчивым показателям социально-экономического роста, создать фундамент ускоренного развития промышленности, сельского хозяйства, научно-технологической сферы.

За годы независимости были реализованы масштабные программы, нацеленные на модернизацию экономики, создание новой транспортной инфраструктуры, превращение Туркменистана в индустриально развитое государство, его интеграцию в мировое экономическое пространство.

Отличительной чертой национальной модели развития стала сильнейшая социальная политика государства. Более 70% средств госбюджета направляется на социальные нужды, повышение уровня и качества жизни населения городов, сел и поселков. Масштабно строится новое жилье с современной инфраструктурой, возводятся школьные и дошкольные учреждения, объекты здравоохранения, туризма. Всего же в строительную отрасль инвестировано свыше 38 млрд. долларов. Ежегодно на 10% повышаются размеры заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. 

Полностью реформирована стратегическая отрасль нашей экономики - топливно-энергетический комплекс. Построены газопроводы из Туркменистана в Китай и Иран. Полным ходом идет сооружение газопровода Туркменистан - Афганистан - Пакистан Индия. Помимо энергосырья, сегодня Туркменистан поставляет на международные рынки моторные масла и другие горюче-смазочные материалы, электроэнергию.

В стране создана мощная текстильная отрасль, успешно конкурирующая на мировых рынках. Достигнута продовольственная безопасность. Сегодня мы не только выращиваем собственную пшеницу, но и обеспечиваем население продуктами ее переработки - мукой и хлебобулочными изделиями. Более того, Туркменистан за годы независимости смог превратиться в экспортера продовольственного зерна.

По темпам роста ВВП Туркменистан прочно входит в число наиболее динамично развивающихся экономик мира. По оценкам Всемирного банка, страна находится в числе стран с уровнем дохода выше, чем в среднеразвитых странах мира.

За годы независимости объем ВВП вырос в 8,4 раза, общий объем основных инвестиций в экономику составил около 209 млрд. долларов. Из них 66,6%, что составляет около 140 млрд. долларов, направлено в производственную сферу.

Построены и введены в эксплуатацию 2 891 крупных объектов социального и производственного назначения.

В настоящее время без учета топливно-энергетического комплекса доля негосударственного сектора в ВВП страны достигла 70%.

Несмотря на сложившуюся в мире негативную обстановку, по итогам 2020 года был обеспечен рост валового внутреннего продукта на уровне 5,9%.

Обеспечены условия для стремительного научно-технологического развития. С выводом в космическое пространство первого национального искусственного спутника появились широкие возможности для налаживания системы телекоммуникационной связи в соответствии с мировыми стандартами. Идет широкая цифровизация всех сфер деятельности.

Среди государственных приоритетов должное место занимают экология и защита окружающей среды, развитие «зеленой экономики». В стране активно внедряются адаптационные меры по восстановлению лесов и улучшению землепользования для смягчения климатических воздействий. В настоящее время в рамках масштабной общенациональной программы озеленения «Зеленый пояс» созданы обширные лесные полосы вокруг городов с использованием прогрессивных водосберегающих методов полива. Ежегодно в Туркменистане высаживают миллионы саженцев деревьев, всего за последние 20 лет в стране их высажено около 90 миллионов. Будут наращиваться усилия по снижению отрицательного эффекта от парниковых газов и реализации общенациональных планов озеленения. Для этого в нынешнем году в стране высадят еще 30 млн. саженцев.

Осуществляется крупномасштабный проект по строительству в самом сердце пустыни Каракумы уникального озера Алтын-Асыр для сбора коллекторно-дренажных вод с орошаемых земель всех велаятов страны. Сооружение этого рукотворного водоема, а по сути - сложнейшей гидротехнической системы, дает возможность успешно решать насущные экологические, экономические и социальные вопросы, включая улучшение мелиоративного состояния сельскохозяйственных угодий, защиту почв от деградации, возвращение в оборот тысяч гектаров подтопленных дренажными водами земель, выращивание в зоне магистральных и межхозяйственных коллекторов солеустойчивых сельхозкультур, обводнение пастбищ, развитие рыбного хозяйства, создание резерва водных ресурсов. Сейчас ведется ускоренное строительство очередной фазы этого грандиозного объекта, призванного работать на обеспечение экологического благополучия, а значит, на повышение качества жизни людей.

Особое внимание уделяется снабжению населения чистой водой. В столице Туркменистана - Ашхабаде и во всех велаятах построены и строятся современные заводы по производству питьевой воды, а на побережье Каспия - мощные опреснительные установки. Достаточно сказать, что на поддержание и развитие экологической среды и различных экологических и водных проектов ежегодно тратится более 0,5 млрд. долларов.

Успешно реформирована и модернизирована национальная система здравоохранения. В стране покончено с такими заболеваниями, как дранкункулез, полиомиелит, краснуха и корь, создана разветвленная сесть центров охраны матери и ребенка, диагностики, неотложной медицинской помощи, проведено повсеместное йодирование соли, обогащение муки железом и фолиевой кислотой. Эти достижения признаны на уровне ООН, нашей стране неоднократно присуждались соответствующие международные награды и сертификаты.

Об устойчивости и эффективности национального здравоохранения говорит и тот факт, что в Туркменистане сумели быстро наладить работу медучреждений в условиях борьбы с пандемией коронавируса. Готовы к ней оказались и все другие звенья государственной системы защиты населения от опасных инфекционных заболеваний.

Среди безусловных достижений следует выделить также сферу науки и образования, которая сегодня переживают настоящий подъем. За годы независимости выросло целое поколение, для которого знания, образование, тяга к новому являются определяющими жизненными ориентирами.

Очевидно также, что только в условиях независимости стало возможным подлинное духовное возрождение туркменского народа, его исторического самосознания, расцвет многонациональной культуры Туркменистана. Сегодня все жители нашей страны, независимо от этнического происхождения, ощущают себя неотъемлемой частью своей общей родины. Мы по праву гордимся единством народа Туркменистана, миром и согласием в обществе. Это позволяет уверенно смотреть в будущее, поэтапно проводить демократические преобразования, совершенствовать законодательную базу в интересах людей, их прав и свобод, успешно развивать внешние связи.

28 марта этого года в Туркменистане состоялись первые выборы членов Халк Маслахаты - верхней палаты туркменского парламента. А 14 апреля прошло первое совместное заседание двух палат Милли Генгеша - Национального совета Туркменистана, состоящего теперь из Халк Маслахаты и Меджлиса.

Переход на двухпалатную структуру законодательного органа - это важнейшее, этапное событие в современной истории Туркменистана. Оно показало твердую приверженность нашей страны следовать базовым критериям мировой и национальной демократической практики, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Это лишь некоторые факты, свидетельствующие о тех масштабных преобразованиях, которые произошли в Туркменистане в период независимости. В целом же, давая оценку пройденному пути, можно обоснованно утверждать, что эти годы стали для Туркменистана временем созидания, раскрытия огромного потенциала нашего народа, создания прочного материального и духовного фундамента для последующего комплексного развития страны.

Важнейшим фактором упрочения и развития туркменской государственности является проведение сбалансированного внешнеполитического курса, основанного на принципах постоянного нейтралитета.

Говоря об исторической обоснованности нейтралитета Туркменистана, следует понимать, что сделанный выбор в пользу именно такой модели внешней политики был продиктован не просто реалиями ситуации, сложившейся после распада Советского Союза в 1991 году. Он был во многом основан на гораздо более глубинных факторах - историческом опыте отношений туркмен с другими народами, формировавшимися веками культурно-цивилизационными особенностями нации, ее взглядами и представлениями об окружающем мире, спецификой внутреннего устройства туркменского социума, географическими условиями.

Находясь на перекрестье Азии и Европы, стыке восточной и западной цивилизаций, Туркменистан всегда был своего рода полюсом конвергенции различных культур, религий. Это оказало огромное влияние на духовный облик нашего народа как носителя определенных базовых ценностей и нравственных установок. Активный и длительный процесс взаимопроникновения собственной культуры туркмен с культурой и мировоззрением других народов сформировал наш национальный характер, который, при всей его самобытности, всегда оставался общечеловечным. Ему не присущи этническая замкнутость и обособленность. Напротив, он открыт, восприимчив к окружающему миру, сочетает в себе демократизм и традиционность, уважение к другим и собственное достоинство.

И потому, приступая после обретения независимости к определению своей роли и места в мире, граждане Туркменистана параллельно с объективным геополитическим анализом современных процессов опирались на понимание глубинных исторических, культурных, ценностных устоев национального самосознания. Они и легли в мировоззренческую основу содержания нейтрального внешнеполитического курса молодого туркменского государства.

Туркменистан исходил из того, что его внешняя политика не может быть оторвана от внутренних корней. Она будет жизнеспособна, успешна и состоятельна, если обслуживает не сиюминутные конъюнктурные заказы, как бы привлекательно они ни смотрелись, а выражает обоснованные, проверенные временем и подтвержденные многовековым опытом истинные интересы и долгосрочные потребности нации.

Нейтралитет, его основные характеристики - миролюбие, открытость миру, уважение чужих взглядов и мнений, невмешательство в дела других государств - соответствуют национальному мышлению и особенностям развития туркменского народа и государственности на протяжении столетий. В этом смысле внешняя политика независимого Туркменистана начала строиться на прочном историческом фундаменте, накопленной поколениями мудрости, указавшими нам путь мира, дружбы и сотрудничества со всеми народами. Для нашей страны наиболее естественной и органичной моделью таких отношений стал постоянный нейтралитет. 

Как оказалось, выбор в пользу нейтралитета стал мудрым и дальновидным решением. И сегодня его базовые принципы - приверженность миру, добрососедству, сотрудничеству и взаимопониманию, политико-дипломатическим методам решения возникающих проблем, неприятие военной силы как инструмента в межгосударственных отношениях, уважение международного права и Устава ООН - становятся все более созвучны интересам и устремлениям мирового сообщества, получая с его стороны растущую поддержку и признание. Неслучайно несколько лет назад по инициативе Президента Туркменистана в мировом политическом календаре появилась новая дата - Международный день нейтралитета, отмечаемый 12 декабря.

О поддержке нейтралитета ярко свидетельствует единогласное и неоднократное принятие Генеральной Ассамблеей ООН целого ряда документов, в том числе резолюций «О постоянном нейтралитете Туркменистана» и «Роль и значение политики нейтралитета в поддержании и укреплении международного мира, безопасности и устойчивого развития», а также близких по духу и направленности инициированных Туркменистаном резолюцией по укреплению региональной стабильности и сотрудничества в Центральной Азии, роли превентивной дипломатии. Важным показателем в этом контексте стал тот факт, что уже более 20 государств присоединились к созданной в рамках ООН Группе друзей нейтралитета Туркменистана во имя мира, безопасности и развития.

Потенциал нейтралитета как одного из значимых и признанных инструментов поддержания мира, стабильности и безопасности сегодня отчетливо востребован. И в текущий Международный год мира и доверия Туркменистан прилагает все усилия, вносит свой миротворческий потенциал и опыт для выполнения заявленных в его рамках целей и задач. А их немало.

Считаем, что в предстоящий период мировому сообществу предстоит сосредоточиться и сделать особый упор на следующих важнейших направлениях:

- укрепление международного права, утверждение главенствующей роли ООН в поддержании всеобщего мира и безопасности, утверждение и упрочение ее роли как единственной организации с универсальным мандатом и легитимностью; противодействие правовому нигилизму и пренебрежению;

- сохранение и укрепление стратегической стабильности и поддержка ее неотъемлемой части - процессов разоружения, отказа от наращивания арсеналов оружия, прежде всего массового уничтожения. В этом контексте заслуживают самой высокой оценки недавно достигнутые двумя ведущими ядерными державами договоренности по стратегическим наступательным вооружениям;

- бескомпромиссная борьба с международным терроризмом и другими видами трансграничной организованной преступности. Здесь решающим фактором выступает повсеместная имплементация Глобальной контртеррористической стратегии ООН;

- поддержка и укрепление превентивной дипломатии как важного инструмента предупреждения споров и конфликтов, их своевременной нейтрализации;

- обеспечение энергетической, транспортной, водной, продовольственной безопасности, решение проблем беженцев и мигрантов;

- разумеется, актуальнейшей задачей предстоящего года является объединение международных усилий в борьбе с вирусной пандемией и ликвидации ее последствий.

Одним из важнейших направлений внешнеполитического курса Туркменистана является последовательное развитие и укрепление отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией.

За последнее время туркмено-российский стратегический диалог обретает все большую динамику и интенсивность, является показателем растущего взаимного интереса, понимания обширных перспектив нашего сотрудничества на долгосрочный период.

Сегодня Туркменистан и Российская Федерация плодотворно взаимодействуют в вопросах обеспечения глобальной и региональной безопасности, достижения целей устойчивого развития, противодействия современным вызовам и угрозам и ряде других актуальных тем. Наши страны взаимодействуют на международной и региональной аренах, в крупнейших международных организациях - прежде всего в ООН и ОБСЕ, при необходимости координируя свои шаги. Хочу подчеркнуть, что такое сотрудничество базируется на близости или общности подходов, в основе которых - опора на признанные нормы международного права, Устава ООН, принципы равноправия, уважения суверенитета государств, невмешательства в их внутренние дела.

В повестке многопланового туркмено-российского диалога особое место занимает развитие торгово-экономических связей. В экономической сфере Россия на протяжении многих лет находится в числе лидеров по объему внешнего товарооборота Туркменистана и одним из ведущих инвестиционных партнеров нашей страны.

Мы сотрудничаем с Россией в топливно-энергетической сфере, в судостроении и авиастроении, агрокомплексе, текстильной промышленности, транспорте, дорожном строительстве, станкостроении, металлургии, а также по другим сегментам. Налажены и развиваются прямые торгово-экономические связи Туркменистана с субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом, Астраханской областью, Татарстаном. Проявляют интерес к партнерству с Туркменистаном и другие регионы России. 

Отрадно, что, благодаря усилиям с обеих сторон, им придан хороший импульс, наметились зримые предпосылки для расширения партнерства, диверсификации взаимного товарооборота. Следует отметить в этом контексте налаженную на системной основе деятельность двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, расширение связей по линии бизнес-сообществ двух стран, другие формы деловых контактов. В Туркменистане также приветствуют и поддерживают многолетнюю плодотворную деятельность российских компаний, работающих в важнейших секторах национальной экономики.

Очевидны достижения и перспективы нашего сотрудничества в культурно-гуманитарной, научной, образовательной сферах, призванного стать действенным фактором сближения и взаимопонимания двух народов и государств. Готовы и далее содействовать налаживанию регулярных творческих и научных контактов между туркменскими и российскими учеными, деятелями культуры и искусства двух стран.

Отношения Туркменистана и России - это отношения двух стратегических партнеров. В наших странах прекрасно понимают, что потенциал сотрудничества огромен, особенно в последние годы с обеих сторон предпринимаются очень серьезные усилия для его реализации на взаимовыгодной основе. 

Туркменистан все 30 лет живет в обстановке стабильности и согласия, в мире и сотрудничестве со своими ближними и дальними соседями, всеми странами и народами, развивает с ними взаимовыгодные равноправные отношения, но при этом остается суверенным, самостоятельным в принятии решений как внутри страны, так и на внешнем контуре. В этом образуется прямая связь между независимостью и нейтралитетом. Для Туркменистана эти понятия неразделимы, они - несущие опоры государственности, национальной идентичности, самобытности, гаранты обеспечения нашей страной достойного места и роли в системе современного мироустройства.