Одним из магистральных трендов текущего этапа развития мировой экономической системы является мегарегионализация. Она подразумевает «стягивание» отдельных региональных и макрорегиональных подсистем в единый мегарегиональный комплекс под воздействием процессов политико-экономической интеграции, связанных с возрастающей отдачей от масштаба за счет снижения барьеров в сотрудничестве и формированием более благоприятных производственных возможностей. Проявление этой тенденции мы можем видеть на примерах Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). С переменным успехом ведутся переговоры по Трансатлантическому соглашению о свободной торговле и по зоне свободной торговли (ЗСТ) Евросоюз - АСЕАН.

Формирование мегарегиональных соглашений потенциально может привести к снижению сложности и даже полному решению проблемы «миски спагетти», проявляющейся в участии одних и тех же стран сразу в нескольких одновременно действующих торговых режимах. И «миска» со временем становится все больше: если в 2020 году действующих соглашений о свободной торговле было 310, а нотификаций об их создании - 506, то на сегодняшний день речь идет уже о 350 действующих соглашениях и 568 нотификациях. То есть за один только год число соглашений и нотификаций о ЗСТ выросло так же, как за предыдущие пять лет - с 2015 по 2020 год1.

В этой связи не стоит забывать о том, что фактически «любое интеграционное соглашение представляет собой либерализацию на дискриминационной основе, устраняя барьеры во взаимоотношениях с партнерами [по региону] и сохраняя их для третьих стран»2. Создание мегарегиональных соглашений призвано нивелировать противоречия между различными двусторонними соглашениями, что может существенно снизить транзакционные и производственные издержки между их участниками.

По мнению П.Кругмана, увеличение «рыночной силы» с включением в периметр объединения значительного числа государств и их групп заметно улучшает его переговорные позиции в отношениях с другими участниками мировой экономики3. Участие в переговорном процессе крупных интеграционных объединений вместо отдельных государств может способствовать ускорению переговоров и выработке адаптивных решений.

Российский исследователь М.В.Братерский отмечает также относительно более высокую конкурентоспособность мегаобъединений: «Крупный капитал (многонациональные компании) не может себе позволить игнорировать крупные потребительские рынки, создаваемые при интеграционных объединениях, в результате чего они вынуждены туда приходить и инвестировать, причем инвестировать на условиях принимающей стороны»4. Кроме того, формирование мегарегиональных объединений может способствовать повышению устойчивости (sustainability) и сопротивляемости (resilience) важнейших цепочек создания добавленной стоимости, а также появлению новых. В результате решается проблема разрывов в цепочках поставок, остро проявившаяся в период пандемии коронавируса COVID-19.

Обратим внимание на то, что целью мегарегиональных соглашений не всегда выступает снижение тарифных ограничений. Так, Соглашение о ВРЭП, подписанное 15 ноября 2020 года десятью странами АСЕАН, Китаем, Японией, Республикой Корея, Австралией и Новой Зеландией, затрагивает либерализацию торговли 92% товарных позиций и 65% видов услуг, но в большей степени выступает инструментом унификации существующих между его участниками соглашений (28 соглашений). Оно устанавливает правила функционирования целых отраслей (речь идет об участии иностранных экономоператоров в 50 секторах экономики) и регулирует такие сферы, как электронная коммерция, конкурентная политика и защита интеллектуальной собственности. Схожая логика лежала в основе Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения для Транстихоокеанского партнерства, сменившего Транстихоокеанское партнерство после выхода из него США.

Участники международных экономических отношений, остающиеся за бортом подобных соглашений, окажутся в менее благоприятных условиях, что приведет к снижению их международной конкурентоспособности и росту издержек. Поэтому странам, которые объективно не готовы присоединяться к такого рода форматам, необходимо ускоренными темпами содействовать развитию интеграционных процессов в своих субрегионах, а также прорабатывать возможности формирования мегарегиональных объединений.

С другой стороны, если взглянуть на картину целиком, то нетрудно заметить, что интеграционные процессы активно разворачиваются и за пределами упомянутых мегарегиональных соглашений. При этом они охватывают обширные геоэкономические пространства, значение которых для мировой экономики трудно переоценить. Одним из таких центров притяжения является ЕАЭС.

Учитывая вышеописанные тенденции, для ЕАЭС, деловых кругов государств - членов Союза и его ведущих зарубежных партнеров исключительно важным представляется продвижение собственного мегарегионального интеграционного проекта - Большого Евразийского партнерства (БЕП), инициатива создания которого была выдвинута в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным.

 

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию российский лидер высказался в пользу создания экономического партнерства, которое объединяло бы страны - члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)5. Положение о возможности налаживания взаимовыгодного сотрудничества между АСЕАН, ЕАЭС и ШОС было включено в Сочинскую декларацию «На пути к взаимовыгодному стратегическому партнерству», принятую в мае 2016 года по итогам юбилейного саммита Россия - АСЕАН.

Президент России конкретизировал свою инициативу, выступая в июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме: «Мы с нашими партнерами считаем, что ЕАЭС может стать одним из центров формирования более широкого интеграционного контура… Мы могли бы опереться на целую сеть двусторонних и многосторонних торговых соглашений с разной глубиной, скоростью и уровнем взаимодействия, открытостью рынка, в зависимости от готовности той или иной национальной экономики к такой совместной работе, на договоренностях о совместных проектах в области науки, образования, высоких технологий. Все эти соглашения должны быть нацелены в будущее, создавать основу для совместного гармоничного развития на базе эффективной и равноправной кооперации»6. По мнению В.В.Путина, разговор о Большом Евразийском партнерстве «возможен и с государствами Евросоюза, в которых сегодня растет запрос на самостоятельный субъектный, политический и экономический курс»7.

Сотрудничество в интересах формирования Большого Евразийского партнерства российский президент предложил начать «с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, а также нетарифных мер технического, фитосанитарного регулирования, таможенного администрирования, защиты прав интеллектуальной собственности, в дальнейшем постепенно двигаться к снижению, а затем и отмене тарифных ограничений»8.

Россия и ее союзники по ЕАЭС видят будущую Большую Евразию как сеть региональных организаций, национальных стратегий, зон свободной торговли, экономических коридоров, транспортных маршрутов, трубопроводов, цифровых коммуникаций и иных трансконтинентальных проектов, которые развивались бы скоординированно в русле концепции «интеграции интеграций» в интересах регионального мира, безопасности и процветания.

Большое Евразийское партнерство должно формироваться с участием всех без исключения государств Евразии, но прежде всего «системообразующих» межгосударственных объединений нашего макрорегиона - ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и их государств-членов. Кроме того участниками партнерства могли бы стать заинтересованные страны - члены иных региональных институтов, таких как АТЭС, СНГ, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Расширенная Туманганская инициатива (РТИ) и др., сотрудничество с которыми также могло бы стать одним из «приращений» Большого Евразийского партнерства.

Сердцевиной проекта Большой Евразии могло бы стать сетевое объединение динамики развития ЕАЭС с региональными интеграционными инициативами стран макрорегиона, например с китайской инициативой «Один пояс, один путь» (ОПОП). Так, применительно к сопряжению ЕАЭС с последней это обусловлено масштабами обоих проектов, созвучием их основополагающих принципов, целей и задач, единством пространства, на котором они реализуются, и стратегическим характером партнерства между Москвой и Пекином. Вместе с тем важно фокусироваться на многостороннем характере сотрудничества в рамках партнерства, который не является простой суммой двусторонних отношений одного из партнеров с другими, достигая комплексных синергетических эффектов.

Инициатива формирования Большого Евразийского партнерства носит максимально гибкий характер, и в этом ее преимущество, но и потенциальный недостаток. Который, впрочем, будет преодолеваться по мере конкретизации механизмов сотрудничества в Большой Евразии.

Данная инициатива открыта в отношении Евросоюза и ее государств-членов - если и когда они созреют до подключения к ней9.

Предполагается, что складывание Большой Евразии будет идти, как говорится, «от жизни», в рамках концепции «разноскоростной интеграции», в основе которой будет лежать динамика сотрудничества не только в формате «сверху вниз», но и «снизу вверх». Страны континента, заинтересованные в общеевразийском сотрудничестве, смогут присоединяться к Большому Евразийскому партнерству по мере готовности, без искусственных «дедлайнов» и без навязывания условий сотрудничества, а их бизнес и общество смогут внести вклад в комплексное наполнение содержательной динамики партнерства.

 

В экспертном сообществе продолжается дискуссия о различных вариантах и подходах к конфигурации Большого Евразийского партнерства. По мнению экспертов авторитетного Международного дискуссионного клуба «Валдай», «Партнерство или сообщество Большой Евразии - это… нацеленная на десятилетия вперед концептуальная рамка геополитического, геоэкономического и геоидеологического мышления, задающая вектор взаимодействия государств континента. Оно должно быть нацелено на совместное экономическое, политическое, культурное возрождение и развитие десятков в прошлом частью отсталых или подавлявшихся евро-азиатских стран, превращение Евразии в центр мировой экономики и политики»10.

В.Е.Петровский выделяет такие элементы Большого Евразийского партнерства, как экономическое сотрудничество, мегапроекты, сопряжение интеграций, которые должны дополняться «гарантиями против вмешательства извне и навязывания моделей общественного или иного устройства, не выстраданных самим обществом. Нужны четкие и хорошо просчитанные общепринятые правила игры на международной арене, которых придерживались бы все страны без исключения»11.

Институциональные формы Большого Евразийского партнерства,  как полагают некоторые политологи, «должны иметь всеобъемлющий и инклюзивный характер, сочетать политику и экономику, «мягкую» и «жесткую» силу, быть комфортными для великих, средних и малых держав. В наших руках потенциально превосходные институты международного сотрудничества и развития - «Евразийская интеграция», финансовые институты «Шелкового пути» и АБИИ, ШОС, многосторонние форматы с участием АСЕАН и многое другое. Нужно добиваться их совершенствования и взаимодополняемости»12.

«В рамках Большого Евразийского партнерства бизнес (вместе с экспертно-академическим сообществом) должен принимать участие не только в консультациях, но и в процессе принятия решений по развитию и функционированию Партнерства на равных с представителями органов государственной власти… В конечном счете Большое Евразийское партнерство должно обладать тремя основными качествами: управляемостью, устойчивостью, способностью к саморазвитию»13.

В число ключевых задач, решение которых представляется необходимым для формирования Большого Евразийского партнерства, входят:

- формирование единообразного понимания и «зонтичного бренда» Большого Евразийского партнерства для интеграционных инициатив отдельных государств и объединений, реализуемых в мегарегионе и во многом совпадающих;

- создание «бесшовного» консолидированного экономического пространства в рамках Большой Евразии для снижения издержек и наращивания взаимного присутствия, включая разрешение споров и защиту инвестиций;

- практическое сотрудничество по двум базовым направлениям: реализация совместных проектов и формирование эффективных институтов сотрудничества;

- гармонизация регулирования по приоритетным направлениям с фокусом на определенность и стабильность его содержания, включая систему координат и стимулов для бизнеса;

- консолидация ресурсного потенциала на приоритетных направлениях для формирования гибких мегарегиональных производственных цепочек в целях всеобъемлющего устойчивого развития региона и совместных кластеров развития;

- комплексное сопряжение усилий и учет интересов ключевых участников сотрудничества (органов власти, бизнеса и общества) в рамках интеграционных процессов в Большой Евразии;

- активная информационная политика и повышение осведомленности сообщества Большой Евразии о ведущейся работе и возникающих возможностях.

Выгодами от создания Большого Евразийского партнерства будут являться существенное снижение издержек реализации национальных стратегий экономического развития благодаря обеспечению межотраслевой и отраслевой специализации, достижению возрастающей отдачи от масштаба за счет увеличения рынков, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

 

Размышляя о заданном Президентом России и руководителями других сопредельных государств интеграционном векторе развития, невольно задаешься вопросом, что должна представлять собой идея Большой Евразии на фоне тех серьезнейших проблем, с которыми столкнулось человечество в последние годы. Актуальна ли она для государств евразийского континента и его предпринимательских кругов в условиях обрушившихся на нас драматических потрясений последнего времени, связанных с пандемией COVID-19?

Пандемия COVID-19 нанесла мировому хозяйству болезненный удар. Многие страны оказались в крайне тяжелом положении. Особенно серьезно пострадали такие наиболее «контактные» сектора экономики, как туризм, транспорт, в первую очередь авиаперевозки, малый и средний бизнес. И несмотря на то, что в большинстве стран сегодня наблюдается довольно интенсивный экономический рост, до преодоления кризиса еще далеко, а неравномерность развития, разрывы в стоимостных цепочках и «кричащий» межстрановой диспаритет, особенно цифровой, только усугубляются.

Но помимо негативного влияния пандемии коронавирусной инфекции, современная мировая экономика поражена вирусом торговых войн, неадекватного протекционизма, односторонних санкций, несправедливой конкуренции. В подходах ряда политиков верх взял принцип «каждый сам за себя». Взаимное доверие утрачено даже в отношении некоторых ближайших партнеров и соседей. Иные страны в ущерб собственным интересам предпочитают вместо следования своим объективным потребностям выполнять «настоятельные рекомендации» третьих сторон. За последнее время в мире возведено столько политических, юридических, экономических и психологических барьеров, что нормальное развитие мирохозяйственных связей становится все более и более проблематичным.

Экономические последствия пандемии и неконструктивная линия ряда наших зарубежных партнеров с особой силой высвечивают важность для Евразии объединительной повестки дня. Не случайно, что, столкнувшись с этими беспрецедентными вызовами, страны континента обращаются к проверенному временем эффективному средству решения проблем - к укреплению многостороннего сотрудничества и углублению региональной экономической интеграции.

Стремление государств Евразии к более тесному сотрудничеству открывает хорошие возможности для строительства Большой Евразии - единого пространства стабильности, безопасности и процветания, где обеспечивались бы интересы всех участников на основе принципов равноправия и взаимного уважения.

 

В чем привлекательность инициативы создания Большого Евразийского партнерства, что ее реализация может дать государствам, бизнесу и региону в целом?

Прежде всего это возвращение к нормальному межгосударственному общению. У лидеров стран Евразии должна быть площадка для равноправного и взаимоуважительного диалога, в ходе которого они могли бы свободно обсуждать перспективы экономического развития общего для них континента и согласовывать шаги, которые приносили бы пользу всем. Будем надеяться, что остальной мир последует этому примеру.

Ценности Большого Евразийского партнерства соответствуют краеугольным нормам и принципам международного права. Это критически важно, так как действия отдельных стран в последние годы бросили серьезный вызов самим международно-правовым устоям современного миропорядка, вере в идеалы равенства и справедливости, даже элементарным нормам приличия в международных отношениях. Провозглашаемые Большим Евразийским партнерством задачи и средства их решения отражают чаяния сотен миллионов жителей континента и политические установки, звучащие из большинства столиц евразийских стран. Не будет преувеличением сказать, что идея совместного строительства Большой Евразии попала в резонанс со спецификой исторического момента, который переживает сегодня эта гигантская часть суши.

Большое Евразийское партнерство - это поиск общего знаменателя между существующими региональными и национальными программами и планами развития и создание на этой базе платформы для конструктивного сотрудничества. В его основе - убежденность в том, что синергия разных стратегий возможна.

Большая Евразия - это скоординированное строительство и модернизация трансрегиональных и трансграничных транспортных коммуникаций, укрепление континентальной взаимосвязанности, осуществление инфраструктурно-логистических и производственных проектов, интегрированных в рамках комплексных цепочек и сетей создания добавленной стоимости, расширяющих возможности торговли, инвестиций и контактов между людьми. Для этого необходима большая системная работа по развитию и регулированию, упрощению таможенных процедур, гармонизации стандартов и технических регламентов.

Большая Евразия может эффективно реализоваться в виде создания гармоничной системы пересекающих евразийское пространство экономических коридоров и сетей. Грамотное, научно обоснованное пространственное развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, создание новых рабочих мест, новых городских агломераций, социальной инфраструктуры способны вдохнуть новую жизнь в прежде депрессивные регионы и поднять целые отрасли. Физически и логистически связать весь континент воедино.

Большая Евразия - это также сеть соглашений о свободной торговле и непреференциальных торговых соглашений. На решение данной задачи нацелен переговорный блок Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), усилиями которой к списку уже заключенных соглашений о свободной торговле (с Вьетнамом, Сербией, Ираном и Сингапуром) в ближайшее время может добавиться еще целый ряд стран. Безусловно, достижение таких договоренностей приведет к существенному увеличению товарооборота, будет способствовать развитию торговли не только товарами, но и услугами, выведению на новый уровень инвестиционного сотрудничества.

Сотрудничество в Большой Евразии предполагает налаживание партнерских связей и уплотнение взаимодействия между ведущими региональными организациями и институтами, создание широкой сети партнерских международных объединений. В качестве примеров можно привести расширяющиеся контакты между исполнительными органами ЕАЭС и АСЕАН, ШОС и АСЕАН, ШОС и ЕАЭС (меморандум о взаимопонимании между двумя последними из упомянутых региональных организаций был подписан 17 сентября 2021 г. в Душанбе «на полях» саммита ШОС).

Центростремительные тенденции, которые мы сегодня наблюдаем в виде интеграционных процессов в различных частях Евразии, носят объективный характер и соответствуют духу нашего неспокойного времени, когда обеспечить надежное будущее оказывается возможным только на коллективной основе. Именно поэтому идеи «нового евразийства», сложения усилий в деле построения «общего евразийского дома» не только овладевают умами экспертов, но и привлекают к себе руководителей государств, парламентариев, «капитанов» делового мира.

 

Нельзя не увидеть растущую поддержку идеи Большого Евразийского партнерства.

В Совместном заявлении Российской Федерации и КНР от 5 июня 2019 года о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, Китай поддержал продвижение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС и инициативу формирования Большого Евразийского партнерства. В данном заявлении Россия также выразила поддержку китайской инициативе «Один пояс, один путь». Стороны также приняли решение об активизации согласованных усилий по сопряжению формирования ЕАЭС и «Одного пояса, одного пути»14.

В Душанбинской декларации двадцатилетия ШОС говорится: «Государства - члены ШОС считают важным использовать потенциалы стран региона, международных организаций и многосторонних объединений в интересах формирования в Евразии пространства широкого, открытого, взаимовыгодного и равноправного взаимодействия в соответствии с нормами международного права и с учетом национальных интересов. В этой связи они отметили идею создания Большого Евразийского партнерства с участием стран ШОС, Евразийского экономического союза, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, а также других заинтересованных государств и многосторонних объединений»15.

Индия выразила поддержку инициативе Большого Евразийского партнерства устами своего министра иностранных дел С.Джайшанкара, который заявил об этом на заседании Совета министров иностранных дел ШОС в сентябре 2020 года. Формирование Большого Евразийского партнерства поддерживает Монголия, провозгласившая курс на расширение сотрудничества с ЕАЭС, сопряжение своей национальной стратегии «Степной путь» с ОПОП и создание экономического коридора Россия - Монголия - Китай.

Что касается самой ЕАЭС, то для него идея строительства Большой Евразии выступает той самой мегарегиональной стратегией, которая поможет Союзу занять достойное место в будущей архитектуре мировой экономики и стать локомотивом экономического развития на всем евразийском пространстве. Задача сопряжения интеграционных процессов на евразийском пространстве в рамках идеи Большого Евразийского партнерства предусмотрена Стратегическими направлениями развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета №12 от 11 декабря 2020 года (п. 11.8). Государства - члены ЕАЭС нацелены на «позиционирование Союза как одного из центров формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства путем сопряжения с китайской инициативой «Один пояс - один путь» (ОПОП), укрепления взаимодействия с ШОС, АСЕАН, установления диалога с Европейским союзом и другими многосторонними объединениями и государствами Азии и Европы» (п. 11.8.1.).

Сопряжение ЕАЭС и ОПОП постепенно переходит в практическую плоскость. Подписание в мае 2018 года Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и КНР, с другой стороны, позволило обустроить постоянную площадку для работы на треке сопряжения. Ее роль играет Совместная комиссия, которая в октябре 2020 года провела свое первое заседание и в настоящее время готовится ко второму16.

 

Растущий интерес к Большой Евразии в полной мере проявился во время VI Восточного экономического форума, который с успехом прошел 2-4 сентября 2021 года во Владивостоке. Он дал обильную «пищу для размышлений» о будущем нашего континента.

Тон разговора на эту важную тему задали лидеры государств Евразии в ходе пленарного заседания форума. Его атмосферу как нельзя лучше характеризует использованное премьер-министром Индии Нарендрой Моди слово «сангам» - слияние, единение. «Евразия - наш общий дом, - заявил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. - Государства Евразии могли бы быть гармоничным сообществом». Этот настрой пронизывал и выступление Президента Монголии Ухнаагийна Хурэлсуха, презентовавшего стратегию «Видение-2050» и концепцию «Транзитной Монголии», суть которой - в совершенствовании транспортной инфраструктуры на евразийском пространстве, создании зоны свободной торговли и укреплении сотрудничества с ЕАЭС, строительстве экономического коридора Россия - Монголия - Китай и наращивании торговли со странами АТР. К дальнейшему углублению процесса сопряжения ЕАЭС и ОПОП с упором на инновационное развитие цифровой экономики призвал Председатель КНР Си Цзиньпин. А премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча увидел в участии главы правительства государства - члена АСЕАН в Восточном экономическом форуме некий символ, отражающий дух Большой Евразии.

Идея налаживания широкого трансконтинентального сотрудничества оживленно обсуждалась и на экспертных площадках. Пожалуй, впервые в международном политологическом дискурсе ей была посвящена специальная панельная дискуссия на тему «Ценность и ценности Большого Евразийского партнерства», собравшая под свои знамена весьма авторитетный и представительный состав участников.

Принципиально важной представляется мысль члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК академика С.Ю.Глазьева о связи между происходящим в настоящее время переходом к новому технологическому укладу и поиском новых форматов сотрудничества, путей совместного развития, механизмов сочетания конкурентных преимуществ различных стран и интеграционных объединений. Именно в этом ряду стоит инициатива Большого Евразийского партнерства, ядром которой, по его мнению, становится ЕАЭС. Его задачи были сформулированы им следующим образом:

- создание каркаса евразийской транспортной, информационной и энергетической инфраструктуры;

 - обеспечение справедливых условий торговли и инвестиций;

- стабилизация макроэкономической ситуации в рамках всего евразийского экономического пространства;

- переход на расчеты в национальных валютах;

- формирование общих институтов развития;

- формирование общего биржевого пространства со стабильными условиями ценообразования;

- создание общего пространства стандартов и общих систем технического регулирования.

Обстоятельную программу действий изложил в своем выступлении директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) М.Е.Фрадков. Она включает в себя приоритетное налаживание сотрудничества в области транспорта и инфраструктуры (создание единой базы данных по международным транспортным коридорам, согласование тарифной политики и требований к трансграничным грузам, развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта, полноценное использование международного транспортного коридора «Север - Юг»), расширение взаимодействия в области электроэнергетики (с выходом на крупные проекты регионального значения, в частности на создание «Азиатского энергетического кольца»), переход к ответственному инвестированию на основе сообща разработанных стандартов и правил привлечения кредитного и заемного финансирования для реализации «зеленых» проектов, создание Евразийского центра инвестиционного консалтинга и механизма урегулирования инвестиционных споров, учреждение независимого Евразийского рейтингового агентства.

Ситуация с пандемией, по мнению директора РИСИ, указывает на желательность создания специального коллективного органа по противодействию и профилактике заболеваний - Евразийского института медицинских исследований. Это облегчило бы открытие в регионе так называемых «зеленых коридоров» для экстренной доставки медикаментов, медицинского оборудования, средств индивидуальной защиты и оказания оперативной помощи.

Разумеется, считает М.Е.Фрадков, формирование Большого Евразийского партнерства является долговременным процессом, он должен пройти в своем развитии несколько этапов, продвигаться от простых форм к более сложным. Однако преимущества предлагаемого формата заключаются в том, что он является открытым, не приемлет двойных стандартов и ориентирует потенциальных участников на взаимовыгодное сотрудничество при уважении законных прав, ценностей и целей развития. Большое Евразийское партнерство отражает надежду на более справедливый региональный порядок, который помогал бы странам успешно развивать их экономику и общество в новых условиях.

В выступлении и. о. директора Института Дальнего Востока А.А.Маслова было подчеркнуто, что усилия по формированию Большого Евразийского партнерства должны, помимо укрепления взаимосвязанности посредством строительства и качественного обслуживания транспортных коммуникаций, сосредоточиться на нескольких новых направлениях. Это создание сети особых экономических зон «распределенного формата» - как широкопрофильных, так и узкоспециализированных, которые функционировали бы на базе двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений, - развитие инновационного сотрудничества в области цифровой экономики (в частности, создание и хранение единых электронных баз данных), гуманитарное сотрудничество («Большая Евразия формируется в головах»).

Весомо прозвучало предложение генерального секретаря ШОС В.И.Норова начать консультации стран ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию новых подходов к сетевому сотрудничеству региональных организаций, которые учитывали бы интересы всех государств региона на основе принципов равноправия и позволили бы избежать контрпродуктивной конкуренции между разными интеграционными инициативами на пространстве Евразии. Он также указал на необходимость «дальнейшей разработки концептуальной парадигмы Большого Евразийского партнерства». В ее основу, по мнению генсекретаря ШОС, должны быть положены сотрудничество в сфере политики и безопасности и развитие экономических и гуманитарных связей между различными частями евразийского континента в целях достижения в Евразии устойчивого мира, стабильности и процветания.

Примечательно, что большинство участников дискуссии сошлись во мнении о том, что цементирующим началом Большого Евразийского партнерства будет выступать созвучие базовых принципов, морально-этических установок и жизненных ценностей, которые испокон веков были свойственны народам Евразии. Это взаимное уважение национальных суверенитетов, принцип взаимовыгодности, доверие и открытость, сочетание конкурентных преимуществ, поиск синергетических эффектов сотрудничества (С.Ю.Глазьев), устойчивое существование государства, понимание наличия общих вызовов, традиционная семья, культ дружбы, уважительное отношение к труду и образованию, родство с живой природой и бережное отношение к ней (А.А.Маслов).

 

А что думают по этому поводу представители бизнеса стран Евразии? Характерен ли для него «интеграционный оптимизм», транслируемый экспертным сообществом?

Европейские участники сессии - глава Ассоциации европейского бизнеса в России Тадзио Шиллинг и профессор Школы бизнеса Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дисен - отмечали, что формирование Большого Евразийского партнерства выгодно не только для Азии, но и для Европы, которая объективно заинтересована в создании на пространстве Евразии удобной транспортной и энергетической инфраструктуры, благоприятных условий для торгово-экономического сотрудничества и транспарентных «правил игры». Оно может стать новой моделью регионального взаимодействия, свободной от страха перед доминированием какого-либо одного или нескольких «игроков». 

Эти соображения подтвердила состоявшаяся «на полях» Восточного экономического форума презентация Фондом «Росконгресс» интересного концептуального документа - Декларации делового сотрудничества в Большой Евразии, - призванного объединить предпринимателей континента от Лиссабона до Владивостока, Шанхая, Джакарты и Ченнаи. Его авторы предлагают представителям деловых кругов стран Евразии подписаться под рядом бесспорных констатаций и намерений:

- содействовать формированию общего экономического пространства со свободным движением товаров, услуг, капиталов и людей, упразднению нетарифных барьеров, сертификации товаров  и услуг;

- участвовать в развитии на евразийском пространстве современной транспортной и энергетической инфраструктуры, содействовать формированию новых стоимостных цепочек и экономических коридоров вдоль транспортных коммуникаций;

- прикладывать существенные усилия в целях создания общего цифрового пространства;

- налаживать устойчивые прямые связи и развивать диалог между предпринимательскими кругами государств Евразии;

- стимулировать расширение информационного обмена и взаимного общения между бизнесменами различных стран, в том числе путем проведения совместных бизнес-форумов, семинаров, конференций, выставок, ярмарок и т. п.;

- объединить усилия представителей аналитического сообщества по разработке прогнозных оценок, средне- и долгосрочных проектов организации деловой активности бизнеса как основы деятельности Большого Евразийского партнерства17.

Действительно для претворения идеи Большого Евразийского партнерства в жизнь необходимо обеспечить эффективное вовлечение бизнеса в процессы сотрудничества. Предложенные в упомянутой декларации идеи вполне могут быть учтены при проведении соответствующей работы по созданию Деловой ассоциации Большой Евразии. Данное объединение может носить комплексный и инклюзивный характер и нацеливаться на реализацию практических проектов и выстраивание конструктивного диалога с органами власти для скоординированного продвижения интересов делового сообщества макрорегиона.

Инициатива создания такой многосторонней ассоциации была выдвинута президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А.Н.Шохиным на Первом евразийском конгрессе, который состоялся в декабре 2020 года в Москве. Идея уже получила широкий резонанс и набирает поддержку в рядах экспертного и делового сообществ. За время, прошедшее с представления инициативы, РСПП была разработана концепция новой ассоциации и с успехом проведен ряд консультаций с ее потенциальными членами из числа ведущих деловых объединений и компаний, работающих на пространстве Большой Евразии, о которых пойдет речь ниже.

Ассоциация может, с одной стороны, стать диалоговым партнером для органов власти стран Большой Евразии, представляющим консолидированные позиции бизнеса мегарегиона по ключевым вопросам торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а с другой - выступить в качестве «точки входа» для выстраивания зарубежными партнерами, ведущими бизнес на территории отдельных государств мегарегиона, взаимодействия с их органами власти.

Отличительная черта предлагаемого нового института - его «зонтичный» характер, подразумевающий интеграцию разрозненных инициатив и форматов сотрудничества, продвигаемых отдельными участниками в макрорегионе Большой Евразии, в общих концептуальных рамках с фокусом на практическом и инклюзивном характере сотрудничества. Участники ассоциации получали бы доступ к GR-инфраструктуре и ресурсному потенциалу их vis-à-vis на территориях сразу нескольких государств, что представляет серьезный интерес для многих крупных компаний, работающих сразу в нескольких странах мегарегиона.

Сейчас, конечно, рано говорить о конкретных параметрах деятельности ассоциации, которые она обретет после своего создания. Но можно предложить три основных блока задач.

1. GR-содействие бизнесу на пространстве Большой Евразии и улучшение делового климата:

- содействие выстраиванию конструктивного диалога бизнеса Большой Евразии с национальными и наднациональными органами государственной власти;

- мониторинг действующих норм регулирования и выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию условий ведения бизнеса в макрорегионе, включая выявление барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа товаров, услуг и инвестиций на рынки стран объединений, входящих в ассоциацию;

- укрепление имиджа и формирование благоприятных условий для бизнеса Большой Евразии в странах континента, включая разработку концепции «продукта» Большой Евразии.

2. Укрепление связей между деловыми объединениями макрорегиона:

- налаживание прямых связей и диалога между деловыми кругами объединений ассоциации, содействие укреплению долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений в рамках ассоциации;

- осуществление информационного обмена в интересах развития сотрудничества деловых и финансовых кругов;

- разработка планов и программ сотрудничества деловых и финансовых кругов Большой Евразии в целях повышения конкурентоспособности национальных экономик и интеграционных объединений.

3. Проектное сотрудничество и поддержка секторальных инициатив и мероприятий:

- содействие реализации практических проектов в сфере торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с использованием механизмов стимулирования развития, действующих в странах Большой Евразии;

- содействие развитию регионального сотрудничества на пространстве Большой Евразии;

- оказание поддержки в проведении совместных форумов, семинаров, конференций, выставок и других мероприятий, представляющих взаимный интерес.

Членами ассоциации могли бы становиться как отдельные компании, так и целые деловые объединения. А таких на нашем общем пространстве немало. Как представляется, к участию в ней могли бы проявить интерес Деловой совет ЕАЭС, Деловой совет ШОС, Деловой совет АСЕАН, Международный конгресс промышленников и предпринимателей (МКПП), Ассоциация бизнеса Северо-Восточной Азии (АБСВА), члены Международного совета по сотрудничеству и инвестициям (МССИ), ведущие компании из стран Большой Евразии.

Было бы также целесообразно вести дело к выстраиванию партнерских отношений между Деловой ассоциацией Большой Евразии и такими авторитетными международными и региональными структурами, как Сеть устойчивого бизнеса при ЭСКАТО ООН, Деловой совет БРИКС, Конфедерация европейского бизнеса (Business Europe), Деловой совет Восточной Азии, Торгово-промышленная палата СААРК, Совет по продвижению бизнеса Индия - БИМСТЕК - СААРК, Деловой совет «Индия - Центральная Азия», а также двусторонними деловыми советами, объединяющими страны Евразии. В будущем представляется оправданным формирование специального фонда проектных инициатив с целевым финансированием. Кроме того, наряду с постоянным членством видится целесообразным использование механизма наблюдателя при ассоциации.

 

Строительство Большой Евразии только начинается. От наших совместных усилий зависит, насколько быстро удастся реализовать планы построения экономически эффективного, социально ответственного, основанного на традиционных ценностях, но в то же время инновационного и устремленного в будущее формата. Однако одно уже можно сказать точно: те, кто не смогут вовремя оценить преимущества от участия в развитии Большой Евразии, ее социально-экономического измерения, рискуют утратить свои позиции в пользу тех, кто примет решение двигаться вперед вместе с новыми лидерами крупнейшего макрорегиона.

 

 

1RTAs currently in force 1948-2021 // URL: http://rtais.wto.org/UI/PublicMaintainRTAHome.aspx 

2Мальцева В.А., Чупина Д.А. Региональные и мегарегиональные торговые соглашения: торговля сельскохозяйственной продукцией в Транстихоокеанском партнерстве // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. №1.

3Krugman P. Regionalism versus multilateralism: Analytical notes // New dimensions in regional integration / De Melo J., Panagariya A. (еds.). Cambridge; N.Y.: Cambridge Univ. Press, 1993. Р. 58-89.

4Братерский М.В. Новая многополярность: Торговля и финансы в XXI веке // Актуальные проблемы Европы. 2016. №1. С. 81-95.

5Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/40542

6Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума - 2016. Владимир Путин выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума. 17 июня 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52178

7Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41550

8Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Июнь 2016 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52178

9Лавров допустил участие Евросоюза в Большом евразийском партнерстве. // URL: https://ria.ru/20210407/partnerstvo-1727120197.html

10К Великому океану - 5: от поворота на Восток к Большой Евразии. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва. Сентябрь 2017 г. С. 28.

11Петровский В.Е. На пути к Большому евразийскому партнерству: вызовы и возможности. // URL: http://eurasian-studies.org/archives/4424

12К Великому океану - 4: поворот на Восток. Предварительные итоги и новые задачи. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Москва. Май 2016 г. С. 36.

13Михневич С.В. Институты Большого евразийского партнерства // Евразийский финансово-экономический вестник. Февраль 2018 // URL: http://www.fbacs.com/articles/evraziyskiy-finansovo-ekonomicheskiy-vestnik-fevral-2018.html

14Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. 5 июня 2019 г. // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413

15Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС // URL: http://kremlin.ru/supplement/5699 

16Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласован список инфраструктурных проектов // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/2-03-2017-1.aspx

17Большое Евразийское партнерство - новые горизонты сотрудничества / Ред. И.А.Максимцев. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2021.