В зависимости от своих возможностей Россия может дозировать объем, интенсивность отношений с США, Европой, Ближним и Средним Востоком, с другими участниками международных отношений в дальнем зарубежье. Но сейчас начинается уникальный период в мировой истории - энергетический переход по совершенно новым принципам, во время которого Россия, один из лидеров мирового углеводородного рынка, не сможет и не должна оказаться в стороне от этого процесса.

В апреле этого года в виртуальном формате был проведен саммит по вопросам климата с участием 40 мировых лидеров с главной темой - ограничение глобального потепления до 1,5°C. 2021 год, вероятно, станет ключевым для начала процесса имплементации принятых международных решений среди главных игроков на энергетическом рынке. Помимо саммита, в 2021 году пройдет Конференция Организации Объединенных Наций по изменению климата1, форум крупнейших экономик мира по климату, объединяющий 17 стран, на долю которых приходится 80% мирового ВВП и глобальных выбросов, а также была очень важна встреча министров энергетики в Чили в мае/июне 2021 года на форуме CEM12/MI-6 Chile2.

Несмотря на тот факт, что 85% выбросов происходит за пределами США, Администрация Президента Байдена не скрывает лидерских амбиций по управлению в целом «климатическим проектом». Главная задача - мобилизация усилий стран по изменению показателей, чтобы удерживать установленный предел повышения средней глобальной температуры. Таким образом, стремление создавать коалицию вполне естественно. И это происходит. Наряду с Соединенными Штатами другие участники саммита обязались предпринять необходимые шаги, чтобы реализовать планы ближайшего десятилетия. К главам государств и участникам саммита также присоединились лидеры стран, которые особенно уязвимы к климатическим воздействиям, а также страны, только намечающие инновационные пути к нулевым выбросам.

Стратегические договоренности и инициативы, сложившиеся на настоящий момент, можно структурировать в несколько блоков: финансовый, энергетический, транспортный и международной кооперации. Очевидно, что текущие объемы финансирования недостаточны для осуществления энергетического перехода.

На саммите был представлен план международного финансирования США климатической программы, многократно расширяющий возможности финансирования климатических программ в порегиональном аспекте. Предполагается использование многосторонних/двусторонних каналов и учреждений для оказания помощи развивающимся странам в реализации мер по сокращению выбросов, защите критических экосистем, повышению устойчивости к воздействиям изменения климата и продвижению капиталов для инвестиций, ориентированных на климат, а также отказа от инвестиций тем странам, чьи проекты сопряжены с высоким содержанием углерода. В соответствии с этим планом будет происходить постоянное увеличение международного финансирования для удовлетворения климатических потребностей. Таким образом, начинается международный диалог о составлении бюджетов по климату и оценке климатических рисков. Экономические стратегии в странах-участницах будут формироваться для увеличения инвестиций при одновременном создании новых рабочих мест.

Второй блок - трансформация энергетических систем. За последние несколько лет потенциал солнечной энергии, энергии ветра и технологий хранения электро-энергии значительно увеличился. Однако этого недостаточно. Для ускорения развития этого потенциала министерствами энергетики Канады, США, Норвегии, Катара и Саудовской Аравии, на долю которых приходится 40% мировой добычи нефти и газа, принято решение о создании форума производителей «Net-Zero». Главная задача форума - создание стратегий чистого нуля, включая борьбу с выбросами метана, формирование круговой углеродной экономики, разработку и внедрение технологий улавливания и хранения углерода, диверсификацию зависимости доходов от углеводородов и другие меры в соответствии с национальными условиями каждой страны.

Важным примером международного сотрудничества является создание партнерства между США и Индией в рамках «Повестки дня в области климата и чистой энергии на период до 2030 года». Основная задача - достижение 450 ГВт возобновляемой энергии к 2030 году и масштабирование инновационных чистых технологий. Одновременно расширяется работа инициативы «Возобновляемые источники энергии для Латинской Америки и Карибского бассейна» (RELAC), региональной инициативы Колумбии, Чили и Коста-Рики по увеличению мощности возобновляемых источников энергии как минимум до 70% к 2030 году. Данная поддержка будет осуществляться через Глобальное партнерство по стратегиям развития с низким уровнем выбросов и Национальную лабораторию возобновляемых источников энергии США с главной целью - взаимной интеграцией возобновляемых источников энергии.

Современная экономика базируется в первую очередь на снятии препятствий для трансграничного перемещения товаров, снижении тарифных и нетарифных барьеров. Это требование капитала, который не имеет границ и генерирует новые возможности. Поэтому для дальнейшего продвижения создана Инициатива США по «управлению энергетическими ресурсами (ERGI)», которая основана Австралией, Ботсваной, Канадой, Перу и США, чтобы построить устойчивые цепочки поставок и продвигать рациональное управление сектором полезных ископаемых, жизненно важных для технологий, таких как солнечные батареи, электромобили и аккумуляторы. В настоящее время сфера деятельности Инициативы расширяется за счет включения экологичных операций по добыче полезных ископаемых, а также повторного использования и переработки основных полезных ископаемых и металлов. Основную роль в данном вопросе будет иметь Межправительственный форум по горнодобывающей промышленности, минералам и металлам. В целом ключевые минералы будут приобретать все большее значение для производства батарей, магнитов и других экологически чистых технологий. Например, добыча минералов из угля и связанных с ним отходов позволит не только обеспечить «зеленые» технологии необходимыми компонентами, но и реорганизовать целую угольную отрасль, обеспечив создание новых рабочих мест взамен ликвидируемых.

Одновременно с указанными выше подходами будет расширяться трансформация транспортного сектора, который имеет наибольшую перспективу для снижения выбросов. Основные усилия будут направлены на сферу международного судоходства и авиации (путем разработки и внедрения экологически безопасного авиационного топлива).

Важно, что вышеизложенные инициативы и программы подкрепляются созданием инфраструктуры на развивающихся рынках, не влияющей напрямую на климат. Данная конструкция в виде «Глобального партнерства для подключения промышленности США к инвестициям в энергетическую и транспортную инфраструктуру на развивающихся рынках» будет стимулировать экспорт технологий и услуг США. Таким образом, начинают проявляться очертания будущей многокомпонентной конструкции, которая усилит влияние США на международные экономические и политические отношения через сокращение финансирования углеродных проектов, экспорт «зеленых» научных технологий, а также обновление «энергетической» дипломатии.

Климатические предпосылки

Не касаясь пока подробно энергетических проблем будущего, попытаюсь ответить, почему ситуация с климатом является приоритетом для Москвы и в том числе в международных делах.

Нефтегазовая промышленность, так же, как и, например, строительная, с трудом поддается реформированию и какой-то новой оценке. Слишком эти сферы мощные сами по себе. Топливно-энергетический комплекс десятилетия удовлетворял внутренний энергетический спрос страны и продолжает являться основным источником доходных статей национального бюджета. Но уже сейчас очевидно, что будущее российской энергетики будет другим.

Глобальный климат меняется быстрее, чем происходят естественные климатические изменения, совершающиеся на протяжении всей истории Земли3. Среднегодовая температура, зафиксированная как над сушей, так и над океанами, увеличилась примерно на 1,0°C в соответствии с линейным трендом с 1901 по 2016 год и на 0,65°C за период 1986-2015 годов по сравнению с 1901-1960 годами4. Стали наблюдаться экстремальные погодные аномалии, связанные с климатом. Например, 2014 год стал самым теплым годом за всю историю наблюдений; 2015 год значительно превзошел 2014 год; а 2016-й превзошел 2015 год. 16 из последних 17 лет были самыми теплыми, когда-либо зафиксированными человеческими наблюдениями5.

Исследования температур - хорошо изученная и организованная сфера, которая является наиболее последовательным и широко распространенным свидетельством потепления на планете (рис. 1)6. Данные этих наблюдений7 не дают никаких убедительных естественных объяснений такой скорости потепления - напротив, они неизменно указывают на деятельность человека, подразумевая выбросы парниковых газов или улавливающих тепло газов как на доминирующую причину.

Рис. 1

Иллюстрация, основанная на данных CMIP6, показывает глобальную среднюю температуру между 1850 и 2100 годами. Серая заштрихованная область обозначает диапазон исторического моделирования, а цветные области - возможное будущее изменение температуры на основе различных сценариев выбросов парниковых газов (красный - пессимистичный, синий - реалистичный, а зеленый - оптимистичный)8.

На короткие периоды времени, от нескольких лет до десятилетия, повышение глобальной температуры может быть временно замедлено или даже обращено вспять в силу природной изменчивости. За последние несколько лет такое замедление привело к многочисленным утверждениям о прекращении глобального потепления.

Однако температурные записи не показывают, что долгосрочное глобальное потепление прекратилось или даже существенно замедлилось. Вместо этого среднегодовые температуры с 1986 года росли более быстрыми темпами, чем за любой аналогичный климатологический (20-30 лет) период, по крайней мере за последние 1500 лет.

Надо сказать, что существуют и другие предположения о природе изменений глобального климата. Например, сотрудники NASA Ж.Дики и С.Маркус из Лаборатории реактивного движения в Пасадене (США) в совместной статье с Оливье де Вироном из Парижского института физики Земли, опубликованной в вестнике Американского метеорологического общества «Journal of Climate»9, установили связь между движением жидкого ядра планеты и угловой скоростью вращения Земли, что, в свою очередь, приводит к флуктуациям длительности земных суток и температуры на поверхности планеты. Помимо длительности земных суток, влияющей на количество солнечной энергии, попадающей на поверхность Земли, активность ядра планеты влияет также на вулканическую активность и магнитосферу Земли, которая защищает планету от большого количества солнечной радиации.

Можно было бы предположить, что текущее глобальное изменение климата связано именно с этим, однако нам не известны какие-либо факторы, которые бы подтверждали резкие изменения в ядре планеты по сравнению с предыдущими историческими периодами, также не наблюдается последствий таких изменений в магнитосфере Земли и длительности суток. Сами ученые подтверждают, что их модель, основанная на данных о среднегодовых температурах атмосферы, собранных за 140 лет наблюдений Институтом космических исследований Годдарда (США) и за 160 лет Британской метеорологической службой, коррелирует с наблюдениями лишь до 1930 года. После этого рост среднегодовой температуры шел уже без всякой связи с флуктуациями суток и угловым моментом вращения ядра. Но самое интересное, что эта взаимосвязь остается в силе и после 1930 года, но только в том случае, если смоделировать график среднегодовых температур без антропогенного вклада. Из этого сами авторы статьи делают вывод, что за последние 80 лет человеческое вмешательство нарушило естественную корреляцию между вращением Земли, угловым моментом ядра и ростом среднегодовых температур, то есть несовпадение вызвано антропогенным фактором.

Считается, что фактическое состояние климата зависит как от естественной изменчивости, так и изменений, вызванных деятельностью человека. Исследования показывают, что в десятилетнем горизонте эти два фактора одинаково сильны. Дело в том, что способность современной науки прогнозировать погоду в десятилетнем периоде ограничена способностью определять исходные условия: состояние океана и сложные взаимосвязи глобальной экосистемы. Но вот в более длительных временных периодах - до 30 лет - исследования обладают значительной точностью и свидетельствуют о преобладающем человеческом воздействии над природной естественной изменчивостью.

За последнее столетие изменения в солнечной энергии, вулканических выбросах и естественной изменчивости лишь незначительно повлияли на наблюдаемые изменения климата. В записях наблюдений не обнаружено природных явлений, которые могли бы объяснить повышение тепла в атмосфере, океане со времен начала индустриальной эры. Деятельность человека влияет на климат Земли, изменяя факторы, контролирующие количество энергии солнца, которое входит в атмосферу и покидает ее.

Количество солнечной энергии, поступающей к Земле, принято называть солнечной радиацией, факторы, изменяющие ее уровень, включают в себя изменения в парниковых газах и отражательную способность поверхности Земли в результате изменений землепользования и земного покрова. Таким образом, именно деятельность человека, особенно выбросы парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива, обезлесения и изменения землепользования, ответственны в первую очередь за изменения климата, особенно за последние несколько десятилетий. Повышение уровней парниковых газов в атмосфере из-за выбросов в результате деятельности человека является самым значимым из факторов, меняющих уровень солнечной радиации. Поглощая тепло, излучаемое Землей, и равномерно переизлучая его во всех направлениях, парниковые газы увеличивают количество тепла, удерживаемого внутри климатической системы, и нагревают планету.

Интересно, что, говоря о роли CO2, мы несколько упускаем из вида роль метана. Именно этот газ стал причиной примерно четверти повышения глобальной температуры со времени промышленной революции. Метан отличается от CO2 во времени, которое он проводит в атмосфере. После выброса молекулы углекислого газа могут оставаться в воздухе в течение десятилетий или столетий, прежде чем они будут поглощены океанами, лесами или любым другим «поглотителем углерода». Некоторые молекулы останутся на тысячи лет. Это приводит еще к одному различию между углекислым газом и метаном: CO2 накапливается, а метан - нет. А поскольку выбросы CO2 накапливают запасы в атмосфере, их нужно снизить до нуля. Но этого нельзя сказать о метане. Дело в том, что метан имеет гораздо более сильный согревающий эффект, чем углекислый газ. И это является не менее серьезной проблемой, чем выбросы СО2.

Однако не только повышение температуры имеет значение - важны сопутствующие изменения: таяние ледников, сокращение снежного покрова, повышение уровня моря, непредсказуемость погоды, сильные (обильные) осадки, таяние вечной мерзлоты, выход на поверхность метана и другие климатические воздействия усугубляют озабоченность по поводу безопасности и, как следствие, влияют на военный потенциал, усиливают геополитическую конкуренцию, подрывают стабильность и провоцируют региональные конфликты. Страны и регионы уязвимы для экстремальных погодных явлений, включая циклоны, тайфуны, засуху и повышение температуры. Это усиливает основные политические, социальные и экономические условия, которые, в свою очередь, могут привести к проблемам с продовольственной безопасностью, экстремизму и массовому перемещению населения с непропорциональными последствиями для уязвимых групп населения.

Формирование климатического императива

Главное, что нужно понимать предельно честно, - мировой консенсус о необходимости снижать выбросы действительно состоялся. Парижское соглашение по климату, подписанное в 2015 году, институализирует этот консенсус, распространенный почти на 200 стран мира с задачей максимум - нулевые выбросы (zero emissions) к 2050 году.

Казалось бы, горизонт пока далекий, есть еще время. Но в том то и дело, что времени у России практически нет. Тренд на снижение выбросов будет раскручиваться с каждым годом, втягивая в воронку все новых рестрикций различные элементы энергетического сектора. Президент США Дж.Байден на саммите по вопросам климата объявил о планах США сократить вдвое выбросы парниковых газов в течение этого десятилетия и представил новый план, устанавливающий сокращение выбросов в масштабах всей экономики на 50-52% по сравнению с уровнями 2005 года к 2030 году10. Это во многом революционные цифры, которых невозможно достичь без изменения внутренней социальной структуры, ведь нужно создавать новые рабочие места, выводя из оборота сокращающиеся.

Еврокомиссия разрабатывает и в ближайшие годы (не позднее 1 января 2023 г.) будет вводить углеродный налог на любую продукцию, в производстве которой задействованы выбросы углерода11. Его основные контуры мы скоро увидим, и первые расчеты от его введения показывают дополнительную нагрузку на российских экспортеров в 33 млрд. долларов за пять лет12. Соответственно, все больше и больше стран будут переходить на «зеленые» технологии. Это называется «энергетический переход» (energy transition), вследствие которого потребление нефти перестанет расти, а примерно через семь-десять лет глобальное потребление нефти начнет снижаться. Это приведет к следующему циклу снижения цен на нефть и бюджетным проблемам для сырьевых стран. Тем временем в Европейском союзе в 2020 году уже приняли Водородную стратегию13. Ведь именно водород со временем заменит природный газ. Вопрос заключается в источнике его получения: «голубой» водород - из природного газа с отсеиванием СО2 или «зеленый» водород - из воды посредством электролиза.

Сказанное выше не значит, что от нефти все отвернутся. Безусловно, нет. Например, авиационный керосин для самолетов пока трудно заменить электричеством. Но ее объем в энергобалансе будет постоянно снижаться. Очень важную роль в скорости этих процессов будет иметь развитие инфраструктуры, которая сформировалась для бензиновых и дизельных автомобилей и пока отсутствует для электрических. Однако посмотрите на экономический «пакет Байдена»: сотни миллиардов долларов выделяются на развитие инфраструктуры для электромобилей, в первую очередь электрических заправок14. И это будет главным и пока недостающим звеном для самого масштабного в истории перехода на электромобили. В Европе данная инфраструктура уже разворачивается полным ходом. В лондонском Сити целые улицы даже закрыты для транспорта с углеродным следом. К концу апреля 2021 года страны ЕС должны составить планы восстановления своих экономик после ущерба, нанесенного пандемией коронавируса. Брюссель выделяет на это из фонда восстановления ЕС 750 млрд. евро15. Не менее 30% из этого бюджета должны быть направлены на переход к «зеленой» экономике. Это очень весомые цифры.

Следующий уровень рисков от глобального потепления для России - это пожары, в первую очередь в Сибири, и таяние вечной мерзлоты в районах с нефтегазовой инфраструктурой.

В российском руководстве проблемы и риски хорошо понимают. Недавнее интервью советника Президента РФ Р.Эдельгериева это подтверждает16. Прогнозируется даже создание своего рода «климатического клуба», в который не войдут страны с углеродоемкой экономикой, где России может быть отведена «роль углеродного офшора с последующими отраслевыми санкциями». Это действительно серьезный вызов для России, и пока мы отстаем от темпов изменений в международной повестке.

Первым шагом в неизбежном энергетическом транзите должна стать качественная стратегия, принятая внутри страны на законодательном уровне, которая учитывает не только риски, но и новые возможности перехода на технологии XXI века, уходя от устаревающей технологической базы. Ведь Россия, как самая большая страна в мире, имеет и наиболее широкие природные условия по созданию, в сущности, новой отрасли. Более того, в России есть и собственные серьезные разработки, требующие дальнейшего продвижения.

К примеру, одним из основных факторов, задерживающих коммерческое развитие электрического транспорта, является проблема хранения энергии. Применяемые сейчас аккумуляторы имеют тенденцию к возгораниям при повреждении, обеспечивают небольшой запас хода по сравнению с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания и имеют большую стоимость. В перспективе, альтернативой литий-ионным аккумуляторам могут стать два типа способов хранения энергии.

Первый, аккумуляторы с твердым электролитом. Они имеют плотность хранимой энергии в несколько раз выше, чем самые распространенные сейчас литий-ионные аккумуляторы, при этом надежность и устойчивость к износу, а также повышенную безопасность при эксплуатации. В отличие от традиционных литий-ионных аккумуляторов, повреждение оболочки аккумуляторов с твердым электролитом не приводит к взрыву, что особенно актуально для автомобилестроения.

Второй, суперконденсаторы (ионисторы). Они имеют маленькую емкость по сравнению с классическими аккумуляторами, однако способны выдавать высокую мощность и могут практически мгновенно заряжаться. Этот способ хранения энергии считается наиболее перспективным для общественного транспорта, суперконденсаторы могут заряжаться на каждой остановке. Эта технология уже используется в российских автобусах производства компаний «ЛиАЗ» и «Тролза».

Важно отметить, что в России существует необходимая научная база для развития этих направлений. При надлежащем финансировании можно выйти в лидеры по разработкам, пока этого еще не успели сделать активно развивающиеся игроки на рынке, например, компания «Samsung», которая уже более десяти лет разрабатывает аккумуляторы с твердым электролитом.

Очень важно, что Президент РФ В.Путин на саммите по вопросам климата в апреле 2021 года был конкретен в планах России в декарбонизации и оценках развития международного сотрудничества в области «зеленых» технологий17. Более того, российской стороной был предложен новый инструментарий: поглощение углекислого газа, уже накопленного в атмосфере, и работа по нейтрализации выбросов метана, разогревающий эффект которого кратно выше СО2. Очевидно, что данные предложения получат научное обоснование на уровне рабочих групп и их обсуждение продолжится на Конференции в Глазго.

Заключение

Существует ряд болезненных изменений, от которых России невозможно уклониться. Во-первых, неизбежное повышение цен для внутреннего потребителя, чтобы улучшить энергоэффективность, показатели которой сейчас сильно отстают от мировых. Расчеты говорят о двукратном отставании от среднемировых значений. Внедрение современных и уже существующих технологий сможет снизить первичное энергопотребление почти на 30%. Таким образом, Россия могла бы получить высвобождающийся резерв ресурсов для реализации без разработки новых месторождений.

Во-вторых, установление для предприятий стоимости энерговыбросов. Если с энергоэффективностью экономическая политика понятна: энергия - ценный продукт, и ее нужно экономить, то энерговыбросы в основном не входят в затратную часть. То есть отсутствует стимул для экономии. Эта ситуация будет меняться.

В-третьих, защита зарубежными странами собственного производителя через внедрение трансграничных налогов (border tax adjustment) повысит издержки российских производителей.

Наконец, главное, снижение энергетической ренты повлечет за собой изменение внутриэкономической и социальной моделей. Расчет на низкую цену энергоресурсов будет несостоятелен, так как они недорогие, потому что не установлена цена энерговыброса. После его установления ценовой баланс изменится в пользу возобновляемых источников энергии. Но перед этим придется пройти продолжительный период роста потребительской активности на фоне снижающейся инвестиционной, что будет негативно сказываться на экономическом росте. Внутренний инвестиционный резерв, сокращающийся вследствие перманентного оттока капитала, не сможет компенсировать разницу.

Накануне недавнего саммита по климату на высшем уровне 100 нобелевских лауреатов сделали важное заявление, которое не стоит недооценивать: «Необходимо оставить ископаемое топливо в земле»18. Однако использование ресурсной базы - важный элемент будущей энергетической политики. Казалось бы, возобновляемые источники энергии вытеснят традиционные нефть и газ, и они останутся в земле. Но стоит ли так поступать? Россия занимает шестое (6%) место в мире по запасам нефти и первое (19%) - по запасам газа. Не использовать это богатство - не лучшая идея. Месторождения с высокой рентабельностью постепенно заканчиваются. Одновременно начинает устаревать налоговая конструкция, которая основана на взимании налогов не с прибыли нефтяных предприятий, а с общей выручки.

Это ключевая разница системы, основанной на доходе, а не на прибыли, при которой разница между рыночной ценой и стоимостью для производителя перечисляется в бюджет. Соответственно, пока себестоимость добычи низкая - система налогообложения работает эффективно, но при ее повышении ситуация становится совершенно иной - доходная рента для государства стремительно снижается. Уже сейчас около 52% добычи нефти в России осуществляются с теми или иными налоговыми льготами и преференциями; данный показатель может достигнуть 80% уже к концу этого десятилетия. Ведь даже если спрос на нефть вырастет, он будет удовлетворяться в первую очередь не за счет высоких цен, а путем внедрения новых технологий добычи. Поэтому повышение коэффициента эффективности добычи существующих энергоресурсов и снижение крайне неэкономного первичного энергопотребления с последующей модернизацией энергосистем для четвертого в мировой истории энергетического перехода - важнейшая задача на ближайшие годы.

 

 

1В ноябре 2021 г. в Глазго.

2Mission Innovation (MI) - это главный правительственный глобальный форум, на котором министры объединяются для ускорения инноваций в области чистой энергии.

3Севостьянов П.И. Экологические проблемы Арктики: международный аспект // Международная жизнь. 2021. №2. С. 112-123.

4Fourth National Climate Assessment: Chapter 2: Our Changing Climate. NCA4 // https://nca2018.globalchange.gov/chapter/2/ (аccessed: April 6, 2021).

5Hayhoe K., Wuebbles D.J., Easterling D.R., Fahey D.W., Doherty S., Kossin J., Sweet W., Vose R. and Wehner M. 2018: Our Changing Climate. In Impacts, Risks, and Adaptation in the United States: Fourth National Climate Assessment, Volume II. U.S. Global Change Research Program. Washington, DC, USA. Р. 72-144. doi: 10.7930/NCA4.2018.CH2.

6Важную роль в процессе наблюдений и моделировании климата занимает проект «Copernicus» Европейского союза, включающий в себя более 100 различных моделей (CMIP6) в широком диапазоне климатических изменений.

7История наблюдений за погодой начинается с XVII века в Англии и с конца 1800-х годов в США. Научный прорыв в исследованиях климата связан с началом спутниковых наблюдений в конце 1970-х, точно показывающих изменения на поверхности Земли.

8https://climate.copernicus.eu/latest-projections-future-climate-now-available

9Dickey J.O., Marcus S.L. and de Viron O. (2011). Air Temperature and Anthropogenic Forcing: Insights from the Solid Earth // Journal of Climate. 24, 2, 569-574 // https://doi.org/10.1175/2010JCLI3500.1> (аccessed: April 17, 2021).

10The White House // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/04/23/fact-sheet-president-bidens-leaders-summit-on-climate/ (аccessed: April 28, 2021).

11Potential new sources of revenue. European Commission - European Commission // https://ec.europa.eu/info/strategy/eu-budget/long-term-eu-budget/2021-2027/revenue/potential-new-sources-revenue_en (аccessed: April 21, 2021).

12Оценка KPMG.

13Press corner. European Commission - European Commission // https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1259 (аccessed: April 18, 2021).

14President Biden Announces American Rescue Plan. The White House // https://www.whitehouse.gov/briefing-room/legislation/2021/01/20/president-biden-announces-american-rescue-plan/ (аccessed: April 20, 2021).

15European Commission - European Commission. 2021. Recovery plan for Europe // <https://ec.europa.eu/info/strategy/recovery-plan-europe_en#nextgenerationeu> (аccessed: 18 April 2021).

16Бизнес декарбонизируется на бумаге и в корпоративных отчетах // Коммерсантъ. №26 (6988). 15.02.2021.

17Саммит по вопросам климата. Выступление Президента России // http://kremlin.ru/events/president/news/65425 (аccessed: April 26, 2021).

 18101 Nobel Laureates urge world leaders to keep fossil fuels in the ground. The Fossil Fuel Non-Proliferation Treat // https://fossilfueltreaty.org/nobel-letter (аccessed: April 21, 2021).