12 апреля 2021 года Указом Президента Российской Федерации №213 были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности1.

Этот документ стратегического планирования стал отражением официальных взглядов России на сущность международной информационной безопасности, обновленное определение которой достаточно ясно формулирует ключевые подходы, положенные в основу формирования позиции государства в указанной области.

Во-первых, приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в глобальном информационном пространстве с учетом специфики информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Во-вторых, равноправное партнерство государств мирового сообщества вне зависимости от уровня их информатизации и развития информационной инфраструктуры, а также вовлечение в решение задач обеспечения международной информационной безопасности наряду с государственными структурами всех заинтересованных сторон - научного и экспертного сообщества, неправительственных организаций, деловых кругов.

И, в-третьих, поддержание международного мира, безопасности и стабильности в информационной сфере.

В Основах дана обновленная редакция определения системы обеспечения международной информационной безопасности как совокупности международных и национальных институтов, регулирующих деятельность в глобальном информационном пространстве в целях предотвращения (минимизации) угроз международной информационной безопасности.

Формирование такой системы с учетом национальных интересов Российской Федерации, предотвращение (урегулирование) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве возможны только на основе соответствующего международно-правового режима, содействие установлению которого определено главной целью государственной политики в области международной информационной безопасности.

Обращает на себя внимание тот факт, что в обновленном документе впервые указывается на необходимость учета национальных интересов Российской Федерации при реализации в рамках государственной политики совокупности скоординированных мер, направленных на формирование системы обеспечения международной информационной безопасности.

Однако это не означает смену российского курса. О необходимости учета национальных интересов в информационной сфере ранее было заявлено в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной в декабре 2016 года2.

Так, к одному из основных национальных интересов доктрина относит содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования ИКТ в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

Новые Основы дают расширенный по сравнению с предыдущим аналогичным документом 2013 года3 перечень основных угроз международной информационной безопасности.

Безусловно, ключевые угрозы, составляющие так называемую «триаду угроз», остаются неизменными.

Прежде всего, это относится к угрозам использования ИКТ в военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности.

Большое значение придается угрозам использования ИКТ в террористических целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников, а также в экстремистских целях и для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Несколько изменился подход к формулированию угроз использования ИКТ в преступных целях. Наряду с сохранением традиционных угроз совершения преступлений в сфере компьютерной информации в новых Основах впервые обозначены нарастающие угрозы использования указанных технологий для совершения различных видов мошенничества. Особенно широкое распространение эти угрозы получили во всем мире в период пандемии COVID-19.

В сравнении с Основами 2013 года в новом документе в качестве одних из основных угроз международной информационной безопасности впервые представлены угрозы использования ИКТ для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств.

Особое внимание уделено угрозам использования отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве. При этом в Основах раскрыты истинные цели такого доминирования: монополизация рынка ИКТ, ограничение доступа других государств к передовым технологиям, усиление их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации государств, сохранение информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

Трансграничный характер перечисленных угроз и масштабы их возможных последствий объективно свидетельствуют о невозможности противодействия им в одиночку. Данное обстоятельство диктует необходимость развития на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной безопасности.

Реализация государственной политики в области международной информационной безопасности предусматривается по следующим основным направлениям:

 - развитие на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по вопросам формирования системы обеспечения международной информационной безопасности;

 - противодействие угрозе использования ИКТ в целях подрыва (ущемления) суверенитета, нарушения территориальной целостности государств, осуществления в глобальном информационном пространстве иных действий, препятствующих поддержанию международного мира, безопасности и стабильности;

 - формирование механизмов международного сотрудничества в сфере противодействия угрозе использования ИКТ в террористических целях;

 - содействие разработке и реализации на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях комплекса мер, направленных на противодействие угрозе использования ИКТ в экстремистских целях;

 - создание условий для противодействия угрозе использования ИКТ в экстремистских целях, а также в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств;

 - повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на противодействие угрозе использования ИКТ в преступных целях, и по созданию необходимого для этого международно-правового режима;

 - совершенствование межгосударственного взаимодействия, направленного на противодействие угрозе использования ИКТ для проведения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, а также межгосударственного взаимодействия в области реагирования на компьютерные инциденты;

 - создание условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области ИКТ и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

По сути, каждое направление реализации государственной политики увязано с решением задач по противодействию угрозам международной информационной безопасности.

Хотелось бы подробнее остановиться на конкретных идеях и инициативах России в рамках указанных направлений.

Содействие формированию системы обеспечения международной информационной безопасности вот уже более 20 лет является приоритетной линией российской внешнеполитической деятельности, реализуемой на различных международных площадках.

Старт работе на данном направлении был дан принятием в декабре 1998 года по инициативе России резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»4, впервые отметившей необходимость широкого международного взаимодействия в борьбе с угрозами неправомерного использования ИКТ.

Поэтому логичным и последовательным представляется обозначенный в новых Основах курс на развитие на всех уровнях сотрудничества с зарубежными партнерами в интересах формирования системы обеспечения международной информационной безопасности.

В качестве приоритетного направления на заседании Совета безопасности 26 марта 2021 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным обозначен диалог с нашими ближайшими партнерами по ОДКБ, СНГ, ШОС и БРИКС5.

Как отметил глава государства, «Россия, как и прежде, открыта для диалога и конструктивного взаимодействия со всеми партнерами, причем как в двустороннем формате, так и на площадках международных структур и форумов, прежде всего, конечно, в Организации Объединенных Наций»6.

Одна из главных задач - «добиваться, чтобы российские идеи и предложения на площадке этой универсальной организации воплощались в конкретные решения»7.

В новых Основах сформулированы инициативы России, которые нашли поддержку большинства государств - членов мирового сообщества.

Во-первых, это создание условий для принятия Конвенции ООН об обеспечении международной информационной безопасности. Впервые данная инициатива была озвучена секретарем Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушевым в сентябре 2011 года в Екатеринбурге на международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности. Участникам встречи была представлена концепция такой конвенции8.

В этом году планируется представить обновленную редакцию этой концепции. Потребность в юридически обязательном документе, регулирующем деятельность государств в глобальном информационном пространстве, давно назрела. Предложения о его принятии неоднократно звучали в 2019-2021 годах в ходе заседаний профильной Рабочей группы открытого состава ООН.

Россия нацелена на содействие выработке с учетом специфики ИКТ новых принципов и норм международного права, регулирующих деятельность государств в глобальном информационном пространстве.

Создание новой группы на период 2021-2025 годов стало еще одной инициативой России, зафиксированной в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 75/240, принятой большинством голосов государств - членов Организации 31 декабря 2020 года9.

Это вторая российская инициатива, нашедшая отражение в новых Основах и нацеленная на содействие организации под эгидой ООН регулярного институционального диалога с участием всех государств - членов ООН для обеспечения демократического, инклюзивного и транспарентного переговорного процесса по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ.

Третьей инициативой, поддержанной большинством при голосовании по российскому проекту резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 74/247 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях»10, стало создание в ООН Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.

Содействие деятельности Специального комитета, а также создание условий для последующего принятия государствами - членами ООН упомянутой конвенции отнесены к одному из основных направлений реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности.

Принятие вышеуказанных конвенций станет наиболее весомым вкладом в построение системы обеспечения международной информационной безопасности на ее высшем, глобальном уровне.

Однако новые Основы ориентируют на достижение и выполнение двусторонних и многосторонних договоренностей международно-правового и иного характера между Российской Федерацией и иностранными государствами о сотрудничестве в рассматриваемой области.

Такие договоренности создают прочный фундамент упомянутой системы и являются наиболее эффективным, практико-ориентированным механизмом взаимодействия заинтересованных государств.

Достижению этих договоренностей будут способствовать проведение на регулярной основе двусторонних и многосторонних экспертных консультаций, согласование позиций и основных направлений сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности с государствами - участниками СНГ, объединения БРИКС, государствами - членами ОДКБ, ШОС, АСЕАН, «Группы двадцати», другими государствами и международными организациями.

Для проведения подобных консультаций в многостороннем формате с ближайшими партнерами России потребуется активизировать деятельность уже созданных в этих целях профильных групп экспертов: Рабочей группы при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ по информационной политике и информационной безопасности, Группы экспертов государств - членов ШОС по международной информационной безопасности, Рабочей группы БРИКС по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ.

Новый импульс получит сотрудничество с государствами - членами АСЕАН в рамках Диалога Россия - АСЕАН по вопросам, связанным с обеспечением безопасности информационно-коммуникационных технологий, концепция которого одобрена 26 января 2021 года Совещанием старших должностных лиц России и стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на уровне заместителей министров иностранных дел11.

Следует отметить, что в практику взаимодействия России и ее партнеров давно вошли двусторонние межведомственные консультации, результатом которых стало подписание межправительственных соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности с Бразилией, Беларусью, Кубой, Китаем, Индией, ЮАР, Вьетнамом, Туркменистаном, Ираном и Киргизией.

В ближайшее время планируется заключить аналогичные договоры с Индонезией, Никарагуа и Узбекистаном. Одновременно ведется работа по подготовке проектов соглашений с полутора десятком государств.

Сотрудничество России с ее иностранными партнерами будет нацелено прежде всего на совместное противодействие нарастающим вызовам и угрозам международной информационной безопасности, предотвращение (урегулирование) межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве.

Для этого к основным направлениям реализации российской государственной политики в рассматриваемой области отнесено содействие развитию региональных систем обеспечения международной информационной безопасности и формированию соответствующей глобальной системы на основе общепризнанных принципов и норм международного права с учетом специфики ИКТ, а также на основе новых принципов и норм международного права.

Единству подходов к практическому решению этих задач должна способствовать выработка на всех уровнях взаимодействия мер укрепления доверия в области противодействия использованию ИКТ для осуществления в глобальном информационном пространстве действий, представляющих угрозу международному миру, безопасности и стабильности.

Потребуется активизировать эту работу как на площадке Рабочей группы ООН открытого состава по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ, так и в рамках деятельности Неформальной рабочей группы ОБСЕ для выработки мер укрепления доверия на пространстве Организации, других региональных организаций и форумов.

Важное место в новых Основах отводится созданию механизмов межгосударственного взаимодействия по различным аспектам обеспечения международной информационной безопасности.

На необходимость этой работы обратил внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем выступлении 26 марта 2021 года на заседании Совета безопасности: «Самое серьезное внимание следует уделить налаживанию механизмов практического сотрудничества в обеспечении безопасности глобальной информационной сферы»12.

Содействие разработке этих механизмов предусмотрено основными направлениями реализации государственной политики России в рассматриваемой области.

В рамках противодействия угрозе использования ИКТ в террористических целях в качестве одного из таких направлений определено совершенствование на всех уровнях взаимодействия механизма обмена информацией о подобных угрозах.

Создание условий для противодействия угрозе использования ИКТ в экстремистских целях, а также в целях вмешательства во внутренние дела суверенных государств неразрывно связано с выработкой соответствующего эффективного международного механизма контроля, что стало одним из основных направлений реализации российской государственной политики.

Практико-ориентированным является и другое направление, связанное с содействием выработке порядка межгосударственного обмена информацией о распространении материалов запрещенных экстремистских организаций, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данных организаций.

На предметную работу по созданию необходимого для противодействия угрозе использования ИКТ в преступных целях международно-правового режима нацелено выделенное в Основах направление, связанное с повышением эффективности информационного обмена между правоохранительными органами государств в ходе расследования преступлений в сфере компьютерной информации, а также случаев мошенничества с использованием ИКТ.

Кроме того, предусмотрено совершенствование механизма обмена информацией о методиках расследования и судебной практике рассмотрения указанных преступлений.

Также в числе основных направлений реализации государственной политики в области международной информационной безопасности выработка механизма обмена информацией о компьютерных инцидентах и повышения эффективности взаимодействия уполномоченных органов. С российской стороны таким органом определен Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам.

Новые Основы нацеливают на содействие созданию на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях эффективного механизма межгосударственного взаимодействия в интересах предотвращения компьютерных атак на информационные ресурсы государств, в том числе на критическую информационную инфраструктуру.

Большое внимание уделено содействию выработке на всех уровнях порядка обмена информацией о передовых практиках обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий указанных компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты.

В качестве одного из приоритетных направлений, предусматривающих выработку эффективных механизмов практического сотрудничества, в документе определено совершенствование взаимодействия уполномоченных органов, осуществляющих деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты, по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак, а также реагирования на компьютерные инциденты.

В новых Основах нашли свое отражение и другие новые векторы реализации государственной политики в области международной информационной безопасности, обозначенные главой государства на заседании Совета безопасности - активное использование возможностей научных и экспертных кругов, делового сообщества, а также укрепление действующих и формирование новых международных дискуссионных площадок как в России, так и за рубежом для продвижения российских подходов и инициатив.

Эти ориентиры закреплены в новых направлениях реализации государственной политики и связаны с совершенствованием механизма участия представителей российского научного и экспертного сообщества в научно-исследовательском, аналитическом и научно-методическом обеспечении продвижения инициатив Российской Федерации по формированию системы обеспечения международной информационной безопасности.

Отдельно указано на необходимость организации международных конференций и семинаров по всему спектру вопросов международной информационной безопасности, особенно по вопросам противодействия использованию ИКТ в преступных целях.

Отличительной особенностью новых Основ как документа стратегического планирования в сфере национальной безопасности стало расширенное представление основных направлений реализации государственной политики в области международной информационной безопасности по созданию условий для обеспечения технологического суверенитета государств в области ИКТ и преодоления информационного неравенства между развитыми и развивающимися странами.

Эти направления касаются создания условий для противодействия использованию отдельными государствами технологического доминирования и монополизации ими различных сегментов рынка ИКТ.

Также предусмотрено содействие обеспечению безопасного и стабильного функционирования и развития сети Интернет на основе равноправного участия государств - членов мирового сообщества в управлении данной сетью и повышению роли Международного союза электросвязи в таком управлении.

Акцент сделан на содействии обеспечению равного доступа государств к новейшим ИКТ и предотвращению технологической зависимости в сфере информатизации и информационного неравенства, разработке и реализации на глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем уровнях международных программ, направленных на преодоление этого неравенства, а также развитию национальных информационных инфраструктур.

Следует отметить, что в документе впервые выделены направления, связанные с содействием обеспечению равных прав национальных коммерческих организаций - производителей товаров и услуг в сфере ИКТ и информационной безопасности.

Одним из приоритетных направлений стало повышение эффективности государственно-частного партнерства в сфере информационной безопасности, содействие участию профильных национальных коммерческих организаций в международном сотрудничестве в интересах укрепления информационной безопасности государства и формирования системы обеспечения международной информационной безопасности.

Приведенные в новых Основах направления реализации государственной политики и их содержательное наполнение свидетельствуют о готовности России к достижению заявленной в документе цели на основе комплексной активной системной работы с зарубежными партнерами на всех уровнях взаимодействия - глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем.

Координация этой работы, как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, будет возложена на аппарат Совета безопасности и Министерство иностранных дел13.

Организацию взаимодействия привлекаемых к реализации государственной политики в области международной информационной безопасности заинтересованных органов власти и организаций, а также представителей научного и экспертного сообщества, деловых кругов планируется осуществлять в форматах целевых межведомственных рабочих групп.

В целом, сохраняя преемственность стратегического курса России на предотвращение межгосударственных конфликтов в глобальном информационном пространстве и подтверждая приверженность нацеленности государственной политики на содействие формированию системы обеспечения международной информационной безопасности, утвержденные 12 апреля 2021 года Основы 2021 года наглядно демонстрируют новые стратегические ориентиры государства с учетом национальных интересов Российской Федерации.

 

 

1Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г., №213) // URL: // http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202104120050.

2Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646) // URL: // http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201612060002.

3Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утверждены Президентом Российской Федерации 24 июля 2013 г., №Пр-1753) // URL: // https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70541072/.

4Резолюция 53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1998 г. // URL: // https://undocs.org/ru/A/RES/53/70.

5Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета безопасности 26 марта 2021 г. // URL: // http://www.kremlin.ru/events/president/news/65231.

6Там же.

7Там же.

8Конвенция ООН об обеспечении международной информационной безопасности (концепция) // URL: // http://www. scrf.gov.ru/security/information/document112/.

9Резолюция A/75/240 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2020 г. // URL: // https://undocs.org/ru/A/RES/75/240.

10Резолюция А/74/247 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». Принята Генеральной Ассамблеей ООН 27 декабря 2019 г. // URL: // https://undocs.org/ru/A/RES/74/247.

11Об участии заместителя министра иностранных дел России И.В.Моргулова в Совещании старших должностных лиц Россия - АСЕАН. Сообщение для СМИ // URL: // https:// www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/ content/id/4542722.

12Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета безопасности 26 марта 2021 г.

13Там же.