В западном медиапространстве и экспертных кругах разворачивается дискуссия об эффективности глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). По некоторым оценкам, в 2020 году ведущие мировые банки выплатили примерно 10,4 млрд. долларов в качестве штрафов за допущенные ими нарушения в сфере противодействия отмыванию денег. Эта сумма примерно на 80%(!) выше аналогичного показателя за 2019 год. Среди наиболее «ярких» примеров - «Capital One», американский банк, который в январе 2021 года выплатил почти 400 млн. долларов за укрывательство и замалчивание сведений о тысячах подозрительных операций. По-прежнему пытается преодолеть последствия скандала, разразившегося в 2018 году, Danske Bank. Через его эстонское отделение, по сообщениям прессы, удалось «отмыть» свыше 200 млрд. долларов. Джон Кусак, бывший председатель «Wolfsberg Group» - ассоциации банков, которая содействует разработке «антиотмывочных» стандартов, - оценил объем преступлений в финансовой сфере в 2018 году на уровне 5,8 трлн. долларов, эквивалентный примерно 6,7% мирового ВВП в указанном году.
В докладе, опубликованном в 2020 году компанией «LexisNexis», утверждается, что общемировые затраты на борьбу с отмыванием денег превышают 180 млрд. долларов в год. Система противодействия отмыванию денег стала неотъемлемой частью повседневной работы финансовых учреждений. Если еще до начала 80-х годов прошлого века отмывание денег даже не рассматривалось в качестве преступления, то сегодня такие компании, как, например, HSBC или «JPMorgan», содержат 3-5 тыс. специалистов, в задачу которых входит пресечение финансовых преступлений, и свыше 20 тыс. тех, кто призван выявлять рисковые транзакции и следить за соблюдением в этих учреждениях соответствующих стандартов1.
Критике подверглись и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) - ведущий системообразующий международный институт в области ПОД/ФТ, созданный в 1989 году по инициативе «Группы семи», - и Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП). Управление - в связи с тем, что оценка им совокупного дохода транснациональной организованной преступности последний раз проводилась в 2009 году. На тот период ежегодные доходы международного криминала оценивались УНП примерно в размере около 1,5% мирового ВВП (870 млрд. долл.).
На этом фоне Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) предоставила свою площадку для предметного и обстоятельного обмена мнениями по проблематике противодействия финансированию терроризма. По инициативе Министерства иностранных дел и Министерства финансов и экономики Туркменистана, а также Департамента по транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ 11 мая 2021 года состоялась онлайн-конференция по противодействию финансированию терроризма и транснациональной организованной преступности. Возможностями удаленного доступа воспользовались более 200 высокопоставленных экспертов, государственных служащих2 из стран - участниц и партнеров ОБСЕ по сотрудничеству, международных организаций: ООН, Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, Региональной антитеррористической структуры ШОС, Интерпола, НАТО, Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ)3 и др., а также из неправительственных организаций и академического сообщества.
Такая совместная работа оказалась востребована как никогда. Противодействие финансированию терроризма - одно из ключевых направлений в повестке дня международного антитеррористического сотрудничества. Оно также отнесено к стратегическим направлениям взаимодействия государств - участников Организации в соответствии с Консолидированной концептуальной базой ОБСЕ для борьбы с терроризмом, принятой Постоянным советом 7 декабря 2012 года (PC.DEC/1063) и в тот же день одобренной решением №4/12 19-й встречи Совета министров ОБСЕ. «Мы отмечаем, что международные теракты зависят от финансовых средств, которые могут попасть в распоряжение террористов… Мы убеждены в неотложной необходимости наращивания международного сотрудничества между государствами в разработке и принятии эффективных мер по недопущению финансирования терроризма, а также по его пресечению посредством судебного преследования и наказания замешанных в нем лиц» - подчеркивается в Декларации о совершенствовании надлежащего управления и борьбе с коррупцией, отмыванием денег и финансированием терроризма, также принятой на 19-й встрече Совета министров ОБСЕ4.
В активе майской этого года конференции ОБСЕ оказался не только удачный опыт предыдущей Региональной конференции ОБСЕ высокого уровня по противодействию финансированию терроризма и выявлению возможных связей с организованной преступностью5, состоявшейся в очном формате в Ашхабаде 17-18 апреля 2019 года, но и выработанные в столице Туркменистана соответствующие рекомендации.
Открывшая конференцию координатор ОБСЕ по противодействию транснациональным угрозам, директор одноименного департамента Секретариата ОБСЕ Е.Купчина (Беларусь) отметила, что тесное сотрудничество между правительственными и неправительственными организациями, государственно-частное партнерство, укрепление взаимодействия в деле обмена информацией призваны обеспечить успех предпринимаемым усилиям по перекрытию финансовых источников террористической и иной организованной криминальной деятельности, включая использование в этих целях некоммерческих организаций.
Тема использования криминалом благотворительной деятельности, которая в условиях пандемии COVID-19 приобрела важное международное значение, получила самостоятельное звучание на форуме. Эксперты, в частности, обращали внимание, что по мере увеличения международной гуманитарной помощи повышаются и риски перенаправления средств такой помощи на поддержку международных террористических организаций (МТО), которые стремятся:
- активно использовать программы оказания гуманитарной помощи для укрепления своей финансовой базы;
- перенаправлять пожертвования в свою пользу через лиц, связанных с МТО;
- использовать руководителей некоммерческих организаций в интересах своих группировок, в том числе «вслепую»;
- создавать фиктивные некоммерческие организации для легального получения средств;
- использовать свою деятельность на этом направлении для вербовки новых сторонников.
Противодействие возможностям захвата террористами материальных ресурсов, направляемых также в качестве благотворительной помощи, медицинских средств - одно из направлений международных усилий по борьбе с финансовой и иной подпиткой терроризма, предпринимаемых на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Тем более что конкретные примеры уже есть. По информации выступившей на конференции представителя АТЦ СНГ Т.А.Гончаровой, переданный властям Афганистана груз гуманитарной помощи, отправленный Туркменистаном, оказался захвачен боевиками движения «Талибан», находящимися под санкциями СБ ООН.
В условиях пандемии COVID-19 значительные сегменты экономики и, как следствие, финансовой активности граждан перешли в режим онлайн. Это внесло свои коррективы и в механизмы финансирования террористической деятельности. Стремительно расширился сектор теневых веб-рынков, растет число сайтов-дубликатов, замаскированных под оригинальные, а также множатся случаи хищений средств с банковских карт и рассылки в этих целях спама по электронной почте, набирает обороты использование террористическими группировками криптовалют как одного из наиболее безопасных способов самофинансирования.
Конкретные примеры, когда террористы требовали выкуп за похищенных заложников в криптовалюте, стали известны участникам Глобального контртеррористического форума. Через социальные сети, онлайн-платформы «Telegram», «Twitter», «Facebook», «Instagram», при активном использовании теневого сегмента Интернета МТО и их приспешники ведут поиск возможных спонсоров, передают инструкции о способах передачи финансовых средств на адреса виртуальных кошельков.
Закрытие границ в связи с пандемией COVID-19 привело к более интенсивной эксплуатации «Хавалы» - неформальной системы финансовых расчетов на основе взаимного зачета требований и обязательств, применяемой преимущественно на Среднем Востоке, в Азии и Африке.
Отмечался участниками конференции и феномен использования террористическими ячейками криминальных источников самофинансирования. Упоминался, в частности, такой факт: в 2018-2019 годах спецслужбы России и Киргизии установили, что в состав выявленной «спящей» террористической ячейки входило криминальное звено, задача которого заключалась в получении средств, добывавшихся в основном грабежами и разбойными нападениями, которые в дальнейшем применялись для финансирования этой ячейки.
Представитель ЕАГ остановился на проведенном совместно с Азиатско-тихоокеанской группой по борьбе с отмыванием денег по типу ФАТФ исследовании на тему «Финансирование терроризма за счет доходов, полученных от организованной преступной деятельности». По итогам этой работы, завершившейся в ноябре 2019 года, подготовлен ряд практических рекомендаций, ориентированных главным образом на правоохранительные органы, которые предусматривают:
- развитие обмена информацией о радикализованных членах оргпреступных группировок (ОПГ);
- предоставление доступа подразделениям финансовой разведки к информации об уголовных делах и приговорах;
- развитие сотрудничества с частным сектором;
- совершенствование индикаторов сообщений о подозрительных операциях, характерных для связи МТО и ОПГ.
Активно выступал за более тесное взаимодействие и обмен информацией между финансовыми институтами и правоохранительными ведомствами и представитель Интерпола.
Каким же образом обеспечить эффективное международное сотрудничество по противодействию всем этим вызовам и угрозам?
Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, заключенная в ООН 9 декабря 1999 года, заложила международно-правовую основу широкого сотрудничества государств, в том числе всех 57 стран ОБСЕ, предусматривающую установление уголовной, гражданско-правовой и административной ответственности за деяния, связанные с финансированием терроризма. На 189 участниках этого универсального международного договора лежит обязательство разрабатывать и принимать такие меры, которые заставляли бы финансовые институты наиболее эффективно определять их обычных и случайных клиентов, а также уделять особое внимание необычным и подозрительным транзакциям и сообщать об операциях, в отношении которых имеются серьезные основания подозревать, что они связаны с преступной деятельностью. Очевидно, что строгое соблюдение международно-правовых обязательств, добровольно принятых на себя каждым государством - участником конвенции, позволило бы избежать ситуаций, подобных той, что случилась с «Capital One».
Важные ориентиры в развитии и укреплении международного сотрудничества в пресечении финансирования терроризма задают резолюции Совета Безопасности ООН 2462(2019), 2253(2015) и 2199(2015), положения которых среди прочего нацеливают государства «выявлять экономические сектора, наиболее уязвимые для финансирования терроризма, включая, в частности, такие нефинансовые сектора, как, например, строительный, сырьевой и фармацевтический»6.
Всеобъемлющие международные стандарты содержатся в 40 рекомендациях ФАТФ, касающихся отмывания денег, и девяти специальных рекомендациях по противодействию финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также в пояснительных записках к ним. В Рекомендации 8 относительно финансовой деятельности некоммерческих организаций (НКО) заложен механизм, нацеливающий государства на выявление уязвимостей таких структур с точки зрения финансирования терроризма. В этой связи государствам предлагается применять к НКО целевые и пропорциональные меры в соответствии с риск-ориентированным подходом для их защиты от возможного использования «в целях финансирования терроризма, в том числе:
- террористическими организациями, выступающими под видом легитимных организаций;
- путем использования легитимных организаций в качестве канала для финансирования терроризма, в том числе в целях уклонения от мер по замораживанию активов;
- путем сокрытия или маскировки тайного перенаправления средств, предназначенных для законных целей, для использования террористическими организациями»7.
Механизмы широкого международного сотрудничества, предусматривающие проверку соблюдения государствами принятых на себя обязательств по противодействию отмыванию, выявлению, изъятию и конфискации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма, борьбе с коррупцией, в целом предотвращению экономических преступлений закреплены в соответствующих международно-правовых инструментах Совета Европы (СЕ). Особое место в этом ряду занимают Комитет экспертов СЕ по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ) и Конференция сторон Конвенции СЕ об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, заключенной в Варшаве 16 мая 2005 года.
Какова же роль ОБСЕ в этой разветвленной системе международных механизмов противодействия финансированию терроризма?
Пожалуй, главный фокус ее усилий в данной сфере сводится к оказанию адресного техсодействия конкретному государству, а также периодическому разговору на эту тему всех заинтересованных участников ОБСЕ, как это имело место по инициативе Туркменистана в 2019 году и в году нынешнем. Ключевую роль в этом процессе играют 13 полевых присутствий ОБСЕ, которые и выступают основными проводниками таких усилий. Показательно, что полевые присутствия наработали внушительный опыт в данной области. Начиная примерно с 2018 года они активно используют так называемые программы «Тренируй тренера», которые ориентированы на тех специалистов, которые в дальнейшем будут передавать свой опыт и обучать национальные кадры.
Например, программный координатор ОБСЕ в Ташкенте организовал такой курс в сентябре 2020 года и провел его при поддержке Управления ООН по наркотикам и преступности и Департамента по транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ в режиме онлайн для старших должностных лиц и «практиков» Генеральной прокуратуры и ее академии, МВД и Службы государственной безопасности Узбекистана.
Другое важное направление - подготовка соответствующих пособий, направленных на содействие странам в проведении национальной оценки рисков ОД/ФТ и ведении статистики, которая может оказаться полезной органам ПОД/ФТ в их повседневной работе. Руководство ОБСЕ по сбору данных при проведении национальной оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма выпущено Бюро Координатора экономической и экологической деятельности ОБСЕ в 2012 году.
На основе таких исследований, обобщающих типологии отмывания денег и финансирования терроризма на всем пространстве ОБСЕ, Организация также разрабатывает и выпускает справочники для отдельных государств-участников. Такие справочники, как правило, предназначены не только для специалистов (сотрудников правоохранительных органов, включая следователей, судей, журналистов, академического сообщества, международных партнеров), но и для широкой публики, донося до нее в доступной форме основные проблемы в сфере ПОД/ФТ. Пожалуй, один из наиболее характерных таких примеров - Справочник о типологиях отмывания денег в Республике Сербии (2016 г.), который включает в себя отдельные главы, касающиеся типологий отмывания денег в стране, банковском секторе, бухгалтерском секторе, секторе аудита, на рынке капиталов, в секторе страхования, секторе недвижимости, при обмене валюты, а также специальную главу для адвокатов и юридических фирм.
ОБСЕ тесно взаимодействует с Управлением ООН по наркотикам и преступности в вопросах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Это направление сотрудничества двух организаций всегда было одним из приоритетных для каждой из них. В 2010 году ОБСЕ и УНП впервые договорились и согласовали Совместный план действий, который определил рамки их взаимодействия на 2011-2012 годы по всему комплексу вопросов, относящихся к мандатам обеих организаций. Такой опыт оказался востребован - 17 июля 2020 года был принят очередной, уже пятый Совместный план действий на 2020-2022 годы. С самого первого плана проблематика ПОД/ФТ заняла свое важное место в этих документах. Действующим планом предусмотрено порядка десяти конкретных областей совместного приложения усилий по преодолению коррупции, отмывания денег, финансирования терроризма и незаконной торговли, прежде всего культурными ценностями. Среди них - программа противодействия финансированию терроризма, сфокусированная на анализе, расследовании и мерах по пресечению финансовой подпитки террористических сетей, а также соблюдении соответствующего санкционного режима, установленного решениями СБ ООН.
Всецело поддерживая международные стандарты, зафиксированные в Рекомендациях ФАТФ, и деятельность региональных органов, созданных по ее образцу8, исполнительные структуры ОБСЕ выступили в 2014 году с инициативой установить контакты с ФАТФ на соответствующем уровне. Президент ФАТФ в 2014-2015 годах Р.Уилкинс (Австралия) посетил штаб-квартиру ОБСЕ в Вене, обратился к представителям государств - участников Организации и обрисовал актуальные направления международного взаимодействия для пресечения отмывания денег и финансирования терроризма. Возможно, при организации следующих мероприятий ОБСЕ по проблематике противодействия финансированию терроризма стоило бы иметь в виду этот опыт и, используя солидный аналитический и экспертный потенциал ФАТФ, активно задействовать ее специалистов в практической работе.
Российская Федерация занимает достойное место в международных усилиях по ПОД/ФТ. В 2019 году наша страна успешно защитила в ФАТФ отчет об эффективности национальной системы ПОД/ФТ и вошла по этому показателю в пятерку ведущих стран мира. «Борьба с отмыванием доходов, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения является приоритетом государственной политики нашей страны на самом высоком политическом уровне, в чем команда оценщиков [ФАТФ] могла убедиться и в ходе выездной миссии [в Россию]», - заявил директор Росфинмониторинга Ю.А.Чиханчин9. Обеспечивая такой режим ПОД/ФТ на пространстве от Калининграда до Владивостока, Россия вносит весомый конкретный вклад в укрепление международной и европейской безопасности.
Российская инициатива по выявлению каналов и источников финансирования ИГИЛ, «Аль-Каиды» и связанных с ними организаций и лиц реализуется на площадке ФАТФ с 2015 года. В этом тематическом исследовании, обновляемом трижды в год, уже приняли участие около 70 юрисдикций.
Россия выступает донором в многолетнем совместном проекте УНП ООН и ОБСЕ по снижению рисков финансирования терроризма в государствах Центральной Азии, направленном на укрепление возможностей национальных профильных структур по выявлению, расследованию и пресечению финансирования террористических сетей с использованием современного инструментария и передовых методов. Важное место в его практической реализации отведено полевым присутствиям ОБСЕ, расположенным в странах региона. Именно при их непосредственном участии и поддержке формируются индивидуальные программы для каждой страны, выстраивается процесс подготовки и переподготовки кадров.
Активную роль в повышении квалификации специалистов, причем из всех государств мира, играет московский Международный учебно-методический центр финансового мониторинга. За период с 2017 по 2020 год в нем прошли переподготовку и повысили квалификацию 5176 экспертов из 22 государств - участников ОБСЕ. При этом только в прошлом году возможностями центра воспользовались 1887 специалистов из стран ОБСЕ.
Дискуссия по одному из ключевых аспектов международной борьбы с террористическим «интернационалом», состоявшаяся на конференции, в целом носила конструктивный характер, нацеленный на конкретный результат. «Я твердо убежден, что сегодняшнее мероприятие способствовало инклюзивному диалогу по междисциплинарному обсуждению, в соответствии с всеобъемлющей концепцией безопасности ОБСЕ, и обмену передовым опытом в решении современных проблем, связанных с финансированием терроризма и транснациональной организованной преступностью», - заявил глава Центра ОБСЕ в Ашхабаде Дж.МакГрегор (Канада)10. Как и двумя годами ранее, инициированный Туркменистаном и Департаментом по транснациональным угрозам Секретариата ОБСЕ форум послужил удобной площадкой для обмена передовым опытом и наилучшими практиками. Остается только надеяться, что наметившееся в рамках всей ОБСЕ периодическое обсуждение этой темы будет продолжено.
1The war against money-laundering is being lost // The Economist. April 17, 2021.
2www.osce.org/ru/secretariat/486133
3ЕАГ создана в 2004 г. по инициативе России, впервые объявленной на пленарном заседании ФАТФ в октябре 2003 г. Учредительная конференция ЕАГ состоялась в Москве 6 октября 2004 г., в ней приняли участие государства-основатели - Беларусь, Казахстан, Китай, Киргизия, Россия и Таджикистан. В 2005 г. в ЕАГ вошел Узбекистан, в 2010 г. - Индия и Туркменистан // www.eurasiangroup.org.
4МС.DOC/2/12/Corr.1. December 7, 2012.
5 www.osce.org/ru/centre-in-ashgabat/417482
6См.: Резолюция СБ ООН 2462(2019). П. 14.
7См.: Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
8МС.DOC/2/12/Corr.1. December 7, 2012.
9Финансовая безопасность. №25/2019. Ноябрь. С. 7.
10www.osce.org/ru/secretariat/486133