*Служение Церкви. К 85-летию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова). М.: Русский раритет, 2020. 920 стр.

Недавно Московской епархией Русской православной церкви был издан солидный фолиант, посвященный 85-летию управляющего ею Патриаршего наместника митрополита Ювеналия (Пояркова)*. Такого рода издания предпринимаются не только религиозными организациями, но и светскими учреждениями, и по большей части представляют собой разного объема комплиментарные альбомы, призванные прославить главного героя. В данном случае перед нами книга, неожиданная и по замыслу, и по тем выводам, которые напрашиваются после ее прочтения.

Сначала скажем, о ком рассказ. Митрополит Ювеналий, епископскому служению которого недавно исполнилось 55 лет, является одним из старейших архиереев. Он начал свою деятельность в Церкви еще при патриархе Алексии I и является воспитанником оставившего заметный след в истории митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова, 1929-1978 гг.), которого в полной мере можно рассматривать в качестве подготовителя и архитектора церковного возрождения в России, правда, из-за преждевременной кончины не успевшего пожать плоды своих трудов.

Занимая пост председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата и будучи правящим архиереем крупнейшей епархии, находящейся в Московской области, митрополит Ювеналий входил в круг высшего руководства Русской православной церкви и был причастен к выстраиванию в перестроечные годы новой модели отношений между религией и государством в СССР. Значимым этапом в этом процессе стало празднование 1000-летия Крещения Руси, показавшее «городу и миру», что Церковь возвращается в общественное пространство уже не как изгой, но как сила, долгожданная для многих, а для кого-то незнакомая, но привлекательная.

Наступление религиозной свободы имело следствием снятие ограничений в разных областях церковного служения, в том числе в сфере канонизации святых, где Владыка Ювеналий стал ключевой фигурой, возглавив соответствующую Синодальную комиссию. Важнейшим достижением в ее работе стало изучение гонений на веру на протяжении советского периода и исследование подвига тех священнослужителей и мирян, которые были беззаконно преследуемы и убиты, не отказавшись от своих убеждений. Кульминацией стало их прославление как святых новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века на Архиерейском соборе в 2000 году.

Одновременно с этим «общецерковным послушанием» митрополит всеми силами включился в восстановление своей епархии. Когда он стал управлять ею в 1977 году, то там насчитывалось всего 132 церкви и ни одного монастыря. Всюду были руины. Стало необходимо не только организовать реставрационные работы, но и осуществить подготовку духовенства, формирование приходских общин, развитие духовно-просветительской и социально благотворительной деятельности, что в советское время сурово преследовалось. Теперь же надлежало начинать практически с чистого листа, поскольку из советского прошлого никакого позитивного созидательного опыта извлечь не представлялось возможным. Смело опираясь на поддержку церковной молодежи, он вступил на путь борьбы за будущее Церкви и достиг немалого.

Та книга, о которой мы говорим сегодня, задумана как летопись всего лишь о последних пяти годах деятельности митрополита Ювеналия. В замысле составителей видится намерение показать, сколь интенсивной и продуктивной стала церковная жизнь в недавние годы, как будто поток событий и свершений на протяжении минувших 30 лет нарастал в геометрической прогрессии. Это создает впечатление неожиданности масштабов происходящего и побуждает читателя спросить: как такое возможно и что это означает для нас и для нашего будущего?

В рассматриваемый период митрополит Ювеналий особое внимание уделял увековечению памяти новомучеников, ради чего совершались многочисленные торжественные богослужения, освящались храмы в их честь, открывались музеи и выставки, проходили конференции и разного рода просветительские мероприятия, издавались книги. В стремлении православного архиерея познакомить современников со страданиями тех, кто не убоялся жестоких преследований и даже самой смерти, кого, как сказано в Библии, «весь мир не был достоин», видится устремленность к цели, имеющей глубокое духовное и патриотическое значение.

Российское общество до сих пор не разобралось со своей историей, которая по-прежнему разделяет многих. Если стремиться к созиданию будущего, то прошлое должно быть осмыслено и принято со всеми его восхитительно героическими и неприглядно позорными страницами. Освящая 27 сентября 2017 года мемориал в Бутово, где были в 1930-х годах убиты и многие святые, и немало их гонителей, архипастырь сказал: «Памятник, который мы будем сегодня освящать, я назвал аллеей скорби, аллеей молитвы и памяти» (с. 684). Только молитва может привести к примирению, исцелить скорбь и сделать память честной и в то же время незлобивой.

Что же касается значения подвига страдальцев за веру для людей XXI века, то оно в видении митрополита Ювеналия сформулировано так: «Сегодня, когда в дискуссиях на самых разных уровнях столько внимания уделяется совершенствованию общественной и хозяйственной жизни, крайне важно обращаться к житиям новомучеников и исповедников. Они дают нам примеры духовного мужества и ключ к пониманию того, что жизнь человеческого сообщества может изменяться к лучшему только через соблюдение заповедей Божиих и при условии личной устремленности к духовному совершенству каждого человека в отдельности» (с. 676).

Разрушенные церкви до сих пор тысячами стоят по лицу русской земли как страшное напоминание о том, как в период атеистических гонений в народе шла внутренняя взаимная борьба. Митрополит Ювеналий, который мог бы хвалиться достижениями храмоздательства в своей епархии, где не только множество церквей было отреставрировано, но и заново построено их немало в появившихся недавно населенных пунктах и городах, неоднократно подчеркивал, что его архипастырская совесть была уязвлена тем, что церковные руины, которые являются помимо прочего культурным достоянием народа, стояли в небрежении. Созданный им в 2014 году благотворительный фонд поставил целью спасти от окончательного разрушения более чем 2,5 сотни церквей Подмосковья. Это стало важным стимулом для консолидации общества вокруг позитивной повестки дня.

Восстановление храмов, которые митрополит часто называет «новомучениками», - это второе наряду с распространением почитания подвижников православия в ХХ веке направление его деятельности, имеющее целью преодолеть страшное наследие минувшего столетия через покаяние и ради созидания будущего. Он отметил при освящении церкви Рождества Богородицы в Никольском (Рузский район Московской области) 11 ноября 2018 года: «По нашему опыту мы знаем: когда открывается храм и в нем начинается богослужение, туда начинают тянуться люди, которые стараются поселиться недалеко от храма и становятся его прихожанами» (с. 746).

Книга изобилует фотографиями подмосковных церквей до и после реставрации. Это повод и для скорби (как так можно было?), и для радости – красота и надежда возвращаются к людям. Теперь опыт благотворительного фонда востребован во многих епархиях Русской православной церкви, где сохраняются следы советской борьбы с религией.

Митрополит Ювеналий неоднократно подчеркивал, что важно не только строить церкви, но и возрождать храмы человеческих душ. И в этом плане исключительно важно, удастся ли реализовать различные духовно-просветительские и воспитательные программы, ориентированные на все возрастные категории подрастающего поколения. Ему удалось установить отношения взаимоуважительного и конструктивного сотрудничества с подмосковной структурой образования. Следствием этого стало то, что Подмосковье - как никакой другой регион России - обеспечено педагогическими кадрами и учебно-методическими материалами для преподавания знаний о православии в рамках различных предметов начиная от детских садов и до высших учебных заведений.

Огромное множество разного рода конференций и встреч неопустительно использовалось митрополитом Ювеналием для того, чтобы неустанно проповедовать необходимость нравственного преображения общества. Вот некоторые из его призывов:

«Люди забывают Бога, закрывают свои души для духовного подвига, а стремятся лишь к материальным благам и удовольствиям, причем предпочтительно получаемым даром, без каких-либо усилий. Лозунгом дня становится призыв «все брать и ничего не давать», меж тем как Господь сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Я обращаю на это внимание, чтобы обозначить церковный взгляд на приоритеты воспитательной деятельности: различение добра и зла, понимание того, что каждый человек в течение своей жизни «ходит перед Богом» и призван трудиться на благо ближнего» (с. 795).

«Традиция есть средство сохранения и передачи культурного наследия из поколения в поколение. Признаком живой традиции является истинное духовное содержание, помогающее людям обретать смысл жизни и отвечать на вызовы своего времени. Ошибается тот, кто видит в традиционности лишь некоторый этнографический спектакль, не различая содержащегося в ней глубинного смысла» (с. 812).

«Минувший век отчетливо показал, что отношения между людьми не должны определяться ни классовыми, ни имущественными, ни идеологическими критериями, но базироваться исключительно на Божественной заповеди: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31)» (с. 839).

Книга названа «Служение Церкви», что предполагает двойной (но не двойственный) смысл: в ней идет речь и о служении юбиляра, и о служении Церкви, архиереем которой митрополит Ювеналий является. Читая и рассматривая это издание, а оно обильно иллюстрировано как фотографиями из его личного архива, так и материалами общецерковной и епархиальной хроники, поражаешься тому, сколь богато событиями, разнообразно и востребовано обществом то, что делается ради общественного блага той совокупностью священнослужителей, монашествующих и мирян, которые образуют Русскую православную церковь.

Это историческое свидетельство резко контрастирует с попытками в потоке либерального дискурса девальвировать значимость Церкви, представляя ее как архаическое учреждение, неспособное ни в социально-коммуникативной практике, ни в поведенческих парадигмах своих представителей преодолеть гнет советского тоталитарного прошлого и послужить движению общества вперед.  Непредвзятый читатель видит перед собой иное: свободное дыхание духа, дающее надежду на будущее.

Некогда классик эпистемологии Ф.Анкерсмит писал: «Исчезновение прежней идентичности может быть настолько полным, что у живущих в более поздний период не останется о ней никакой памяти… На месте, которое занимала прежняя идентичность, образуется пустота, своего рода историческая яма; и только буря историзации и нарративизации может напомнить о том, что было раньше»1. Наше общество за исторически очень краткий период пережило несколько крахов идентичности и остро нуждается в том, чтобы избежать пребывания в яме, которую народ издревле называл «непоминанием родства».

Книга, изданная к юбилею митрополита Ювеналия, - это не только и не столько поздравление юбиляру (хотя, возможно, она в первую очередь именно так и была задумана), сколько очень важный исторический нарратив, помогающий осознанно соединить прошлое, настоящее и будущее в православном мироощущении, которое призвано помочь человеку подняться до видения Бога и не только ощущать себя наследником «возвышенного исторического опыта», но и иметь надежду на обладание будущим, которое в конечном итоге позволит прикоснуться к вечности.

 

 

1Анкерсмит Ф.Р. Возвышенный исторический опыт. М.: Европа, 2007. С. 499.