Проект «Восток Ойл», признанный одним из самых мощных катализаторов развития российского нефтегазового гиганта, в очередной раз подтвердил статус «Роснефти» как безусловного фаворита на российском рынке для зарубежных инвесторов. 16 ноября этого года на заседании Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» была одобрена сделка по продаже 10-процентной доли уставного капитала ООО «Восток Ойл» компании «Trafigura PTE LTD». Участие одного из крупнейших мировых трейдеров не только укрепило доверие к проекту со стороны мирового финансового сообщества, но и обеспечило живой интерес ведущих зарубежных и российских аналитиков. Их позиции едины: речь идет о создании новой нефтегазовой провинции на Таймыре, которая обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли в целом.
Масштабы «Восток Ойла» колоссальны: он включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых - Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Нефть «Восток Ойла» обладает премиальными характеристиками, превосходящими ближневосточные показатели и эталонный Brent. Содержание серы - 0,05%. Премия на баррель, по оценкам Argus, составит от 10 до 12 долларов. Подтвержденная ресурсная база по жидким углеводородам составляет 44 млрд. баррелей (6 млрд. тонн). Плотность запасов - 17 млн. б.н.э. на км².
По оценкам «Bank of America» и «Goldman Sachs», при текущей цене на нефть стоимость проекта может составлять порядка 70 млрд. долларов без учета СПГ-компоненты. При благоприятной ценовой конъюнктуре и снижении рисков стоимость проекта может превысить 100 млрд. долларов. С учетом СПГ общая оценка по проекту может возрасти до 115-120 млрд. долларов. Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 млн. тонн, а к 2030 году - более 100 млн. тонн.
Важнейшее объективное преимущество проекта «Восток Ойл» - его уникальное географическое положение с прямым каналом сбыта по Северному морскому пути, перспективной транспортной артерии с круглогодичной навигацией. Это позволит надежно обеспечить поставки в равной степени как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские.
Реализация проекта даст мощный импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение. Добыча в рамках «Восток Ойла» - это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса - сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создается с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность. И все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители.
Так, для организации вывоза продукции с «Восток Ойла» на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из десяти танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тыс. тонн, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.
Для обеспечения энергетических потребностей проекта «Роснефть» заключила соглашение с ПАО «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тыс. км линий электропередач.
Реализация «Восток Ойла» предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7 тыс. км внутрипромысловых трубопроводов. Это позволит серьезно изменить ситуацию на рынке трубной продукции. В настоящее время спрос на трубы существенно снизился, однако «Восток Ойл» вновь обеспечит загрузку мощностей российских производителей.
Продолжается работа по обеспечению проекта средствами производства. В частности, достигнута договоренность с ПАО «КАМАЗ» на поставку транспорта и спецтехники. На начальном этапе необходимо до 2,5 тыс. единиц техники. В дальнейшем потребность может вырасти до 6 тыс. единиц.
В целом эффект от «арктических» инвестиций, по оценкам компании «KPMG», превысит 30 трлн. рублей до 2038 года. Таким образом, проект «Восток Ойл» обеспечит существенный мультипликативный эффект для всей российской экономики. Дополнительно будут созданы десятки тысяч рабочих мест. Как показывают расчеты специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, реализация проекта создает дополнительные стимулы для локализации высокотехнологичного оборудования и обеспечивает прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей, эквивалентный 2% ВВП в год.
Что касается непосредственно разработки месторождений «Восток Ойла», то они схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Месторождения станут разрабатывать с помощью станков большой грузоподъемности, предназначенных для бурения скважин сложных профилей. Такие технологии позволят оптимизировать количество кустовых площадок.
Следует отметить, что «Восток Ойл» станет проектом нового поколения с экологической точки зрения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойла» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень достойный показатель - согласно «Wood Mackenzie», данный индекс по новым месторождениям составляет порядка 50 кг.
Оценивая перспективы проекта «Восток Ойл», нельзя не вспомнить, что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион считался крайне сложным, требовал масштабных инвестиций. Тем не менее он был успешно освоен. И сегодня наше государство укрепляется и развивается в немалой степени благодаря тем самым инвестициям, которые были сделаны в 1960-1970-х годах во время освоения Западной Сибири.
Точно таким же образом, вкладывая сегодня в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны на десятилетия, а может быть, и века вперед.
«Сейчас есть понимание того, что это ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, - отмечает директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. - Причем есть понимание на уровне руководства страны. Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это вопрос не сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. Очевидно, что именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа. Очень много будет зависеть от того, как мы сможем выстроить государственную политику в области освоения северных месторождений, насколько мы сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу. Реализация проекта «Восток Ойл» позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, связанные не только с развитием нефтегазовой отрасли, но и системные выгоды на уровне страны».
А с учетом того, что, несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников, вся мировая экономика еще долго будет нуждаться в углеводородном сырье, месторождения «Восток Ойла» - достояние, которое будет востребовано не только в России, но и во всем мире.