Сотрудничество является инструментом, необходимым для упрочения позиций любого государства на международной арене, а также для его политической, экономической и социальной стабильности.
Отношения между государствами представляют собой совокупность различных доктрин международных отношений, определяющую отправную точку для каждого государства в практической реализации его задач во внешнеполитической сфере. В этом контексте Народной Республике Ангола хватило мудрости выбрать наилучших партнеров, что и предопределило подписание ею Договора о дружбе и сотрудничестве с СССР в 1976 году. При этом стороны были движимы традиционными чувствами дружбы, сотрудничества и солидарности.
Политико-дипломатические отношения между Анголой и Россией соизмеряются с политическим возрастом нашего государства - они были официально установлены в 1975 году, когда оно обрело свою независимость, положив конец почти пятивековому колониальному господству Португалии.
Установленные в условиях холодной войны и биполярного соперничества отношения охватывают различные сферы сотрудничества, наиболее значимыми из которых в настоящий момент являются оборона, государственная безопасность, подготовка кадров, рыболовство, геология и минеральные ресурсы, энергетика, сельское хозяйство, банковское дело и финансы, наука и информационно-коммуникационные технологии.
Стоит напомнить, что СССР/Россия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и одним из подписантов исторической резолюции 1514 от 14 декабря 1960 года, определившей правовые основы самоопределения народов. Когда эта резолюция была принята, большинство африканских государств, за исключением Эфиопии, Египта, Либерии, Судана, Южной Африки, Ганы и Гвинеи, все еще находились под колониальным гнетом.
Этот международный правовой инструмент узаконил и стимулировал моральную, материальную, дипломатическую и военную поддержку антиколониальной борьбы африканских народов со стороны СССР. В СССР было подготовлено более 100 тыс. кадров из африканских стран по различным специальностям. В том числе и таким образом осуществлялась помощь африканским странам, избравшим социалистический путь развития, в частности Гане, Гвинее, Мали, Сомали, Мадагаскару, Эфиопии, Республике Конго и позднее - Анголе и Мозамбику.
В то же время в конце 1980-х - начале 1990-х годов в результате внутренних реформ в СССР и падения Берлинской стены, которые предопределили конец холодной войны, российско-африканские отношения переживали период стратегического переформатирования перед лицом вызовов того времени, длившийся 15 лет, когда присутствие России в Африке оспаривалось новыми акторами.
Между тем приход к власти Президента Владимира Путина как жизненно важный элемент в деле возрождения славной истории России, подкрепленный статусом победителей во Второй мировой войне, привел к тому, что Российская Федерация вновь предстала как мировая сверхдержава, способная влиять на важные политические, экономические и военные решения в мире, превратилась в фактор справедливого баланса сил в международной системе.
Начиная с 2005 года дружеские связи между Российской Федерацией и Африкой восстанавливают динамизм. Были определены страны, имеющие стратегическое значение на континенте. Ангола гордится, что стала частью этой группы избранных. В этих странах-партнерах Российская Федерация имеет представительства некоторых наиболее престижных компаний, таких как «Лукойл», «Газпром» и «Алроса», связанных с разработкой в области ядерной энергетики и добычей нефти, газа и алмазов.
Со своей стороны Ангола может предоставить Российской Федерации, с которой на протяжении долгого времени поддерживает отличные отношения, возможности, вытекающие из ее членства в САДК, а также привилегированного геостратегического положения, стать для российских инвестиций «окном» в субрегион континента, который является одним из самых преуспевающих и обладает огромными природными ресурсами и потенциалом в силу его политической стабильности.
Россия помогла ангольцам обрести независимость, защитить территориальную целостность и суверенитет, победить в войне. И после обретения независимости Россия поддерживала нашу страну и помогла победить режим апартеида, который представлял угрозу Анголе и всему африканскому континенту.
Отношения между Анголой и Россией носят многогранный характер и в настоящий момент они реализуются в таких наиболее значимых сферах, как геология и минеральные ресурсы, энергетика, высшее образование, подготовка кадров, оборона, национальная безопасность, связь и информационные технологии, рыболовство, сельское хозяйство, финансы и банковское дело.
Несмотря на многонаправленность в своих отношениях, наиболее развитое сотрудничество осуществляется в сфере обороны. Российская Федерация является стратегическим партнером Анголы в данной сфере ввиду ее исторической роли в антиколониальной и гражданской войнах.
Значительная доля сотрудничества с Российской Федерацией приходится и на такие отрасли, как геология и разработка минеральных ресурсов, включая, в частности, алмазную отрасль. Помимо самой добычи алмазов, «Алроса» также создает условия для их продажи «напрямую».
В области энергетики в 2017 году была создана Рабочая группа по сотрудничеству в сфере энергетики в рамках протокола, подписанного в ходе четвертого заседания Межправительственной российско-ангольской комиссии, на которой ангольская сторона была представлена Министерством энергетики и водных ресурсов, Министерством нефти и государственной нефтяной компанией «Сонангол». Задача группы состояла в разработке соответствующей стратегии сотрудничества.
Что касается подготовки кадров, то Российская Федерация является надежным партнером Республики Ангола. Ежегодно ангольское государство направляет более 100 студентов, гражданских и военных, для получения образования в самых различных российских университетах и по самым разным специальностям. Несмотря на достигнутые показатели, Ангола подтверждает свое желание увеличить количество стипендий для ангольской молодежи, принимая во внимание насущность задач по искоренению безграмотности и национальному развитию.
Анголо-российские отношения переживают свой расцвет и реализуются на основе принципов взаимного уважения, доверия, искренней дружбы и взаимной выгоды. Необходимо подчеркнуть, что Ангола и Россия успешно сотрудничают в разрешении актуальных международных и региональных проблем, в обеспечении мира, безопасности и мирового порядка.
В качестве примера мы можем перечислить следующие этапы сотрудничества, начиная с провозглашения независимости Анголы:
- 8 октября 1976 года Ангола и СССР подписали в Москве Договор о дружбе и сотрудничестве.
- 27 сентября 1977 года первый Президент Анголы Антониу Агоштинью Нето посетил СССР с частным дружественным визитом.
- 22 декабря 1979 года Президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш начал свой визит в СССР.
- 12 апреля 1998 года в Москве состоялись переговоры на уровне министерств иностранных дел Анголы и России, в ходе которых была дана оценка состоянию сотрудничества между двумя странами.
- 18 сентября 1998 года делегации министерств иностранных дел Анголы и России провели встречу в Луанде, на которой продолжили обсуждение вопросов, поднятых на апрельской встрече в Москве.
- 4 декабря 2000 года в Луанду с официальным двухдневным визитом прибыла российская делегация во главе с заместителем председателя Правительства Российской Федерации И.Клебановым для обсуждения вопросов по усилению сотрудничества между двумя странами.
- 5 декабря 2000 года в Луанде между делегациями Анголы и Российской Федерации начались официальные переговоры, направленные на развитие и диверсификацию сотрудничества.
- 6 декабря 2000 года в Луанде было подписано Соглашение о военно-техническом сотрудничестве между Анголой и Российской Федерацией.
- 10 февраля 2001 года в Москве эксперты Межправительственной российско-ангольской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству обсудили в рамках подготовки встречи сопредседателей состояние отношений между двумя странами.
- 16 апреля 2001 года посол Анголы в России генерал Роберту Леал Рамуш Монтейру («Нгонго») призвал Правительство России и общественные организации страны оказать содействие в рамках Чрезвычайной программы гуманитарной помощи Правительству Анголы.
- 27 сентября 2001 года в Москве началась первая Неделя российско-ангольской дружбы и сотрудничества, нацеленная на укрепление связей и культурных обменов между двумя странами.
- 13 декабря 2001 года министр иностранных дел России И.Иванов прибыл в Луанду, где подтвердил поддержку своей страны усилиям Правительства Анголы в обретении мира и нормализации политической жизни.
- 8 июля 2002 года российская алмазодобывающая компания «Алроса» провела переговоры с Правительством Анголы по предоставлению ей лицензии на производство электроэнергии в провинции Лунда Сул.
- 24 октября 2002 года президент компании «Алроса» В.Калитин начал четырехдневный визит в Анголу для обсуждения с представителями правительства совместных проектов.
- 17 мая 2003 года в городе Иванове советник-посланник Посольства Анголы в России Анжелу Эдуарду Менгаваку выразил благодарность за вклад российских властей в подготовку ангольских кадров в период вооруженной борьбы за национальное освобождение и после обретения независимости.
- 20 мая 2003 года в Луанде российская алмазодобывающая компания «Алроса» и Институт иностранных инвестиций Анголы (ИИИ) подписали контракт на строительство гидроэлектростанции на реке Шикапа, оцененный в 46 млн. долларов.
- 11 сентября 2004 года Президент Жозе Эдуарду душ Сантуш направил послание Президенту России Владимиру Путину, в котором выразил свои соболезнования в связи с трагедией, произошедшей в Беслане.
- 16 ноября 2004 года в Луанде было парафировано соглашение о возобновлении двустороннего сотрудничества в экономической и научно-технической сферах.
- 17 ноября 2004 года в Луанде российский Внешторгбанк подписал с Национальным банком Анголы протокол о намерениях с целью открыть в стране свое представительство и воспользоваться благоприятными условиями для бизнеса.
- 14 июня 2005 года заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Боос прибыл с трехдневным официальным визитом в Луанду по приглашению председателя Национальной ассамблеи Роберту Виктора де Алмейды.
- 9 июня 2006 года в Москве начальник Генерального штаба Вооруженных сил Анголы (ВСА) генерал Агоштинью Фернанду Нелумба («Санжар») был награжден медалью Союза ветеранов Анголы за вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами Анголы и России и между вооруженными силами двух стран.
- 19 июня 2006 года министр иностранных дел Ж.Бернарду де Миранда посетил Российскую Федерацию с трехдневным официальным визитом.
- 31 октября 2006 года Президент Республики Ангола Ж.Эдуарду душ Сантуш прибыл в Москву с трехдневным официальным визитом в Российскую Федерацию по приглашению Президента России В.В.Путина.
- 1 ноября 2006 года Президент Республики Ангола Ж.Эдуарду душ Сантуш в Москве был награжден Орденом Дружбы в качестве признания его вклада в развитие партнерских и дружеских отношений между двумя странами и народами.
- 8 января 2008 года было опубликовано Соглашение между Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Министерством внутренних дел Республики Ангола о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
- 6 февраля 2009 года семь офицеров Вооруженных сил Анголы, среди которых начальник Генерального штаба генерал Ф.Фуртаду, были награждены медалями Министерства обороны Российской Федерации в знак признания заслуг в укреплении отношений в области военного сотрудничества между Анголой и Россией.
- 12 мая 2009 года министр иностранных дел Анголы А. душ Анжуш начал свой первый рабочий визит в Российскую Федерацию по приглашению министра иностранных дел России С.В.Лаврова.
- 19 июня 2009 года делегация российского «Газпромбанка», возглавляемая его вице-президентом Б.Ивановым, прибыла в столицу Анголы с целью совместного с ангольскими властями анализа состояния сотрудничества в банковской и нефтяной сферах.
- 26 июня 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.Медведев прибыл в Луанду с официальным визитом.
- 26 декабря 2017 года первый ангольский спутник «Ангосат-1», сконструированный в России, был запущен в космос. На настоящий момент ведется строительство нового спутника и продолжается обучение технических специалистов в космической отрасли.
- 5 марта 2018 года Президент Республики Ангола Ж.Лоуренсу обсудил в Луанде с министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым вопросы, связанные с углублением двусторонних отношений.
- 1 марта 2019 года министр иностранных дел Анголы М.Аугушту провел в Москве рабочую встречу с министром иностранных дел России С.В.Лавровым, во время которой были обсуждены вопросы укрепления двустороннего сотрудничества.
Важно отметить, что благодаря набранному за время сотрудничества с Россией опыту Республика Ангола сегодня является настоящим примером социальной и экономической стабильности в достижении и укреплении мира на африканском континенте, в частности на Юге Африки.
Ангола приложила немалые усилия для освобождения Юга Африки. В итоге обрели независимость Зимбабве и Намибия и пал режим апартеида в ЮАР. Поддержка оказывалась как в индивидуальном порядке, так и в рамках Группы стран линии фронта.
Ангола осознает, что недостаточно урегулированный конфликт вблизи ее границ может негативно отразиться и на ее территории. После длительного периода непрекращающихся конфликтов Ангола, не мыслящая о возврате к прежней ситуации, сочла оправданным проведение диалоговой и превентивной дипломатии со своими соседями с целью обеспечения безопасности своих границ. Без вмешательства во внутренние дела других государств Ангола через диалог, рекомендованный Уставом ООН, добивалась разрешения конфликтов, в первую очередь в регионе Великих озер, в качестве председателя Международной конференции по региону Великих озер (два срока подряд - 2014-2017 гг.), Парламентского форума САДК и дважды непостоянного члена Совета Безопасности ООН.
По этой причине и для лучшего понимания текущей политической ситуации в Анголе важно учитывать определенные геополитические условия, при которых Ангола была втянута в события в двух субрегионах (Юге и Центре Африки).
Юг Африки очень важен для всего континента с геополитической точки зрения, поскольку он потенциально обладает богатыми минеральными ресурсами, такими как нефть, алмазы, золото, каменный уголь, медь, древесина, а также редкоземельными и стратегическими металлами. Этот субрегион занимает исключительное стратегическое положение, поскольку имеет обширную береговую линию и является точкой пересечения жизненно важных транспортных путей, связывающих морские и сухопутные державы.
На Юге Африки почти всегда существовали конфликты, регион отличался неуверенностью в завтрашнем дне. Однако с наступлением 1990-х годов в регионе происходят изменения. Так, в 1992 году Конференция по координации развития Юга Африки (САДКК) стала называться Сообществом развития Юга Африки (САДК). За два года до этого была признана независимость Намибии, и Организация народов Юго-Западной Африки (СВАПО) выиграла первые выборы в стране. В том же году правительство ЮАР стало открытым для внутреннего диалога в результате прихода к власти Ф. де Клерка, признавшего различные политические силы, в том числе Африканский национальный конгресс.
Окончание режима апартеида - естественный результат борьбы, которую вела Ангола и ее партнеры. 23 марта 1988 года были разгромлены силы режима апартеида в битве при Куито-Куанавале. Эта дата ныне отмечается всеми государствами Юга Африки как день освобождения субрегиона.
Говоря о Центральной Африке, Ф.Фанон заметил, что «Африка - это револьвер, а ДР Конго - его спусковой крючок, как только он будет нажат, нестабильность воцарится на всем континенте, поскольку этот гигант окажет влияние на 14 окружающих его стран, а это, в свою очередь, приведет к дальнейшему распространению конфликта». Что и произошло в 1997 году, когда в субрегионе наблюдался опасный рост дестабилизации, затронувшей регионы Юга и Центра в целом и Анголу в частности.
Именно в такой тревожной ситуации Ангола по призыву Правительства Демократической Республики Конго в рамках мандата САДК, совместно с Намибией и Зимбабве, выполняла роль своеобразного буфера, не допуская того, чтобы конфликт распространялся и повлек за собой губительные последствия для всего региона Юга Африки и, в частности, Анголы. Можно сказать, что Ангола также внесла свой вклад в разгром деструктивных сил в регионе Юга и Центра Африки.
Хорошие партнерские отношения с Россией помогли Анголе укрепить свой авторитет на международной арене, свое влияние и симпатии к себе в странах Центральной Африки, что обязывает Анголу не оставаться в стороне от политических, экономических и социальных процессов в данном субрегионе, откликаться на призыв участвовать в их развитии с учетом того, что мир руководствуется принципом «sine qua non» такого развития.
Согласно ЮНИСЕФ, «ангольцы получили большой опыт в разрешении конфликтов и оказании гуманитарной помощи, национальном примирении, а также опыт использования методов и механизмов для достижения мира, спокойствия и стабильности». Этот опыт был использован для поддержки находящихся в состоянии конфликта африканских народов.
Ангола надеется стать государством - привилегированным экономическим партнером, что позволило бы ей встроиться в мировую экономику. Активное участие в вопросах, связанных с региональной интеграцией на Юге Африки на уровне САДК, в Центральной Африке - ЭКОЦАС, в регионе Гвинейского залива, и продолжительные отношения в рамках Содружества португалоязычных стран являются ключевыми векторами внешней политики. Более того, Ангола вовлечена в события, происходящие в регионе Великих озер, где председательствовала два срока в Международной конференции по региону Великих озер, в Южноатлантической зоне мира и сотрудничества (ZPCAS). Ангола продолжает активно участвовать в Группе стран АКТ, генеральным секретарем которой является ангольский дипломат, посол Жорже Ребелу Пинту Шикоти, в Группе стран Движения неприсоединения и оставаться членом Группы португалоговорящих африканских стран, Группы «Друзей Гвинейского залива», Африканского союза и Организации Объединенных Наций, где дважды имела честь быть избранной непостоянным членом Совета Безопасности, что считается подтверждением серьезного вовлечения страны в мультилатеральные процессы.
Подводя итоги, можно сказать, что с приходом к власти Президента В.В.Путина в Российской Федерации возродилась африканская повестка дня и возобновилось сотрудничество с традиционными партнерами, в том числе и с Анголой. Россия вернулась на орбиту справедливого международного измерения, и ее репутация в Африке неизменно повышается.
Политико-дипломатические отношения между Анголой и Россией являются стратегическими, традиционными и достаточно прочными. Во время текущего президентского срока Ж.Лоуренсу были проведены структурные реформы в юридической, налоговой, административной и миграционной сферах, ведется борьба со всеми формами коррупции, безнаказанностью и бюрократией, что превратило Анголу в страну, привлекательную для инвестиций и иностранных инвесторов, в том числе и российских. Поэтому Ангола приглашает инвесторов из Российской Федерации, которых она ждет с распростертыми объятиями как своих традиционных партнеров, использовать открывшиеся возможности для бизнеса.
С момента обретения независимости Ангола ведет свою внешнюю политику, принимая участие в решении проблем международного уровня, последовательно и разумно закрепляет свои позиции на международной арене, успешно отвечая таким образом на возникающие вызовы, среди которых политическая и экономическая стабильность, завоевание и укрепление мира, защита прав человека и демократия.