Рассмотрение политики в сфере культуры необходимо осуществлять в контексте взаимосвязи культурной сферы жизни социума с политической стратегией, которой придерживается правительство соответствующей страны. Безусловно, существенное влияние на политический курс оказывают обусловленные историей социокультурные аспекты. Указанные процессы проявляются при реализации государственным аппаратом определенной политической стратегии, дающей возможность достичь поставленных целей и трансформировать социальную сферу в соответствии с государственными интересами.

Политический курс страны в части ее культурного аспекта дает возможность регулировки процесса становления определенных направлений культуры, а также в общем воздействовать на уровень культуры населения. Выраженность в социуме высокой культуры весьма низкая. В основном ее проявления сконцентрированы на территории крупных городов, являющихся центрами культурного развития. В нашем государстве такими городами выступают в первую очередь столица Российской Федерации, а также Санкт-Петербург.

Сформировавшиеся в настоящее время тенденции становления инфраструктурных сетей, а также интерактивных механизмов, применяемых в области связи, способствуют постепенному изменению положения. Однако на сегодняшний день еще нельзя вести речь о качественных переменах культурной жизни применительно к расположению объектов, представляющих собой образцы высокой культуры. Подобная ситуация дает возможность регуляции интенсивности источников, которые осуществляют питание тех либо других аспектов культурного становления. Можно отметить наличие двух разных методов влияния государственного аппарата на культуру - повышение численности носителей определенных высококультурных образцов, а также снижение возможностей либо полное недопущение тиражей нежелательных факторов и проявлений социальной культуры. 

Не следует забывать, что эффективность большинства способов влияния на сферу культуры со стороны государства очень низка. Это предопределяет важность изучения методик политического влияния со стороны государственного аппарата на культуру. В современных российских реалиях значимость подобных исследований сложно переоценить, поскольку сегодня нередко высказываются сомнения в результативности методов государственного влияния на культурную жизнь народа.

В ходе исследования важно найти ответ на такие вопросы:

1. Правильно ли поставлены цели политической стратегии применительно к культурной сфере?

2. Эффективно ли идет достижение указанных целей?

3. Верно ли подобраны структурные подразделения, отвечающие за воплощение государственных мер в области культуры?

4. Насколько эффективно ведется реализация государственных мер в области культуры со стороны соответствующих структурных ведомств?

С указанной точки зрения нужно исследовать также концепцию становления политики в сфере культуры в России - «Основы государственной культурной политики» (далее - ОГКП)1. В данном нормативном акте указано, что его ключевой целью выступает установление стратегии организации и развития политического курса в культурной области. 

Проанализировав указанные в данной программе цели, можно отметить, что акцент ее разработчиков на разнообразии наций с их культурным наследием создал предпосылки к рассмотрению различных культур в единстве и взаимодействии, что дало возможность обозначить культурную разноплановость и самобытность нашей страны.

Политический элемент социальной жизни, выраженный в формировании и становлении государственности России, представляет собой ту ключевую составляющую социальных реалий, на которую направлено внимание государства. В соответствии с его положениями отдельную роль играет взаимосвязь между культурами наций, накопленная в процессе становления государственности2. Она дает возможность четко дифференцировать политическую стратегию в сфере культуры, когда последняя рассматривается в качестве выражения национальных особенностей (языка, танца, живописи и пр.), от культурной политики, рассматривающей культуру как опыт становления государства.

При этом имеются все основания, чтобы вести речь об определении цели, а также об установлении, насколько выбранная цель целесообразна и верна. Любая культура нацелена на создание определенной социальной общности, в которую будут входить общественные институты, материальная база, средства производства, а также накопленная практика взаимосвязей между указанными элементами. Изучение опыта создания такой общности выражается в анализе задач культуры как категории, тогда как воплощение опыта в области становления государства - цель каждого суверенного процесса в политике. Политическая стратегия государства применительно к культурной сфере может выражаться во взаимодействии политики с культурными направлениями, а значит, ее целью должно выступать изучение и накопление опыта строительства страны, осуществляемого с учетом основополагающего фактора - взаимоуважения культур3.

Любое культурное направление предполагает созидание. Этимологический аспект категории культуры следует рассматривать в качестве возделывания, предполагающего улучшение земли для ее использования в производственных целях, что имело особую важность для большей части древнейших государств. При этом следует учитывать, что не каждая древняя культура предполагала наличие земледельческого компонента. Согласно сведениям из ОГКП, в основе государственности нашей страны лежат два цивилизационных фактора - восточный и западный4. Первый брал свое начало в общности кочевников, поэтому земледелие не стояло в списке их задач. Тем не менее отсутствие земледельческого компонента не помешало чингизидскому ханству сформировать крепкое и влиятельное государство.   

Следует понимать, что заложенные на заре создания Российского государства основы фискального регулирования выступают одним из самых важных аспектов изучения и становления социальной культуры. Указанные составляющие опыта нужно исследовать в связке с заимствованными на Западе теориями государственности и права. Изучение, восполнение и популяризацию такого опыта нужно поставить в число главных задач, требующих реализации на пути к вышеуказанной цели. 

Значимым моментом является также особенная роль русского языка, рассматриваемого не только с позиции элемента отечественной культуры, но и с точки зрения языкового инструмента, дающего возможность унифицировать процесс работы с документами, делопроизводства, осознать особенности функционирования государственного аппарата.

Несоответствие поставленных перед культурной политикой целей и задач прослеживается даже при поверхностном изучении вопроса. Указанные в ОГКП пути развития государственного языка сводятся лишь к художественной литературе - как ее классической ветви, так и произведениям настоящего времени.

На самом деле эффективность форумов и встреч, направленных на популяризацию классики литературного жанра, вызывает множество сомнений. Культура речи, сам язык выступают очень динамичной сферой культуры современности. Несомненно, изучение и популяризация классических произведений литературного жанра очень важны, однако в широком смысле эти меры не дают заметного продвижения к поставленным перед культурной политикой целям.

К числу основных задач формирования политического курса в сфере культуры применительно к нашей стране можно отнести и образование единого для всех народов и наций, проживающих в России, менталитета. Нужно подчеркнуть, что для реализации данной задачи подобран верный инструментарий - Минкультуры и Минобразования. Функционирование этих ведомств дает возможность выработки и ретрансляции единой ментальности, которая при этом сохраняет особенности этнических групп и отдельных наций.

Среди минусов реализуемого государством политического курса в сфере культуры нужно отметить слишком выраженный акцент на культурный аспект, когда политическая составляющая остается без должного внимания. Необходимо разделить эти две области работы и предпринимать меры для каждой из них. Культурная сфера отличается историчностью, поэтому к методам государственной поддержки определенных проявлений российской культуры следует относить преимущественно те, что нацелены на сохранение наследия прошлых поколений. Политика же характеризуется связью с социальными изменениями, поэтому она динамична и подвержена корректировкам.

Не следует забывать, что множество традиционных форм реализации культурных мероприятий среди населения, применяемых государством инерционно, давно потеряли свою актуальность и не способствуют продвижению к поставленным целям. 

Формирование интерактивного пространства для творчества, интегрированного с социальными сетями и активно продвигаемого в Глобальной сети, позволит быстрее и действеннее вовлечь молодое поколение в культурные проекты. Большое значение имеет деятельность местных структур, создание мотивации к творчеству у молодых коллективов и талантливых детей. Мотивировать в сложившихся условиях будет признание важности творческой деятельности со стороны государства, финансирование перспективных проектов, предоставление необходимой технической базы, содействие их продвижению и популяризации.  

Особенную роль играет и система образования, которой сейчас нужно не только подстраиваться под новейшие реалии, но также всецело содействовать социальной адаптации, а особенно способствовать этому среди молодого поколения. Функционирование системы образования следует направлять как на становление определенной культурной системы мировоззрения, так и на содействие обучению молодых коллективов, занимающихся творчеством, принципам работы с интерактивными медиаструктурами.     

Изучение вышеуказанных аспектов позволит молодежи с большей долей вероятности отыскать высокотехнологичное место работы и выступит в качестве мощного инструментария профессионального ориентирования. Также это станет еще одним стимулирующим фактором, чтобы привлечь молодое поколение к культурным проектам и программам культурного развития.

Весьма осторожно нужно работать с теми направлениями культуры, которые являются результатом творчества и созидания знаменитых российских и советских культурных деятелей, если такие направления не признаны зарубежной общественностью и встречают в других государствах неприятие. Здесь разговор ведется именно о медиапространстве глобальных сетевых ресурсов. Не следует забывать, что те творческие проекты, которым оказывают содействие государственные структуры, должны способствовать достижению важнейшей цели, поставленной государством перед культурной политикой, - достижению ментального единства. Кроме этого, важную роль играет и благоприятное отношение к данным проектам среди молодежи других стран.

Важно, чтобы поддерживаемые государством проекты благоприятно воспринимались в стабильных подсистемах мировоззрения, выраженных через субкультуры либо другие идейные объединения молодых людей в иностранном информационном пространстве. Имеет значение и взаимосвязь российских творческих коллективов с зарубежными, организация общих встреч, форумов, фестивалей, позволяющих сформировать у аудитории из других стран интерес и положительное восприятие отечественной культуры. Не следует забывать, что здесь не ставится цель сформировать сложную концепцию мировоззрения. Значение имеет только становление и укрепление образа отечественной культуры посредством применения некоторых ее популярных и современных элементов. Важную роль играет полноценная работа по исследованию культурных аспектов, производимая исполнительными органами государственной власти с целью достижения поставленных перед культурной политикой задач.

При проведении вышеуказанных исследований культурных ценностей нашей страны нужно делать акцент на выделении позиций, которые могут вызвать интерес не только соотечественников, но и широкой мировой общественности. Данная деятельность очень обширна и требует высокой степени экспертности, поэтому ее реализацией должны заниматься не только Минобразования и Минкультуры, но и другие ведомства, способные оказать содействие в рассматриваемом вопросе. Здесь нужно принимать во внимание разнообразие точек зрения и подходов к изучению, включая то, что способно стать фундаментом в области гуманитарного познания систем образования определенных стран, но при этом не применяться в отечественном инструментарии анализа и исследования социальных наук.

Приглашение к совместному сотрудничеству групп иностранных культурологов не должно предполагать их деятельность в рамках только научного исследования. Оно должно содержать прикладное начало, определенное практическое содержание, построенное на принципах маркетинга в данной отрасли. Постановка такой задачи вырабатывается на основе конкретных, целевых ориентиров распространения культурного продукта и молодежных программ, соответствующих требованиям актуальности, выполнимости и контролируемости. Крайне важно, чтобы совместные престижные мероприятия с участием видных деятелей российского и иностранных культурных пространств, примеры их общего взаимодействия благодаря широкому освещению в СМИ находили взаимопонимание и активную поддержку в зарубежной общественной среде. Следует учитывать, что для ознакомления с русским культурным наследием и формирования положительного его восприятия не стоит использовать комплекс политической пропаганды государственных и общественных мировоззрений и принципов.

Базовым элементом любой культуры служит комплекс основополагающих типовых аспектов жизни, которые являются целевыми многофакторными ориентирами развития социума. Исходя из этого в 2014 году была сформирована отечественная концептуальная программа «Основы государственной культурной политики». В документе выделено особое значение религиозного начала в российской культуре, которое проявило себя наличием многочисленных конфессиональных образований, между которыми на протяжении длительного периода сформировался особый тип взаимоотношений. Именно в таком виде исторически сложившееся взаимодействие между различными религиозными направлениями и этническими культурами России привело к формированию на ее территории особого, не имеющего аналогов менталитета. Однако, не умаляя значение религии как одного из главных репрезентантов культуры, следует отметить и другие базовые ценности, которые превалировали в российской культуре, например в советские времена, в период перехода от тоталитаризма к демократии, в современных условиях.

Важным элементом формирования культуры в любой стране являются политические факторы. На современном этапе прослеживается активное влияние государства на развитие культуры Российской Федерации. Это проявляется в увеличении в последнее время финансирования различных направлений в области искусства и культуры - театра, кинематографа, художественного творчества, музыки, библиотечного хозяйства, сохранении культурного наследия. Значительные средства выделяются на восстановление находящихся в плачевном состоянии объектов и предметов историко-культурного наследия России.

Одним из важных пунктов стратегического плана развития культуры РФ является интеграционное движение ресурсного потенциала отрасли, которое позволит сконцентрировать и направить усилия для последующего культурного развития российского общества.

Приоритетным направлением дальнейшего реформирования культурной сферы государство определяет формирование в ней единой высокотехнологичной информационной системы с современной телекоммуникационной инфраструктурой. Причем работа должна проводиться в двух направлениях - как образовательный ресурс в области культурной политики для молодежи и как модернизация с помощью внедрения автоматизированных систем рабочих мест в учреждениях культуры. Вопросы повышения профессионального мастерства, подготовки и переподготовки специалистов в сфере культуры должны находить отражение в специальном программном обеспечении ее структур.

На культурных объектах важно внедрять высокотехнологичные разработки и задействовать современные технические устройства для функционирования их с учетом всех потенциальных возможностей. Так, на базе библиотечных или концертных залов возможно организовывать веб-конференции, вебинары, устраивать сеансы прямой связи и телемосты, при помощи мультимедийных средств и информационно-технологических приемов создавать интерактивные карты, панорамные изображения, купольные видеопроекты, реконструкции великих исторических событий и локальных проектов в 3D проекции и вводить прочие новации. Интерактивные технологии позволят устранить разный уровень возможностей удовлетворения культурных потребностей между жителями крупных городов и далекой глубинки, помогут развитию коммуникативных связей между отдельными территориальными образованиями и этническими группами, будут содействовать созданию целостного социокультурного сообщества. Таким образом, несложно заметить, что основные постулаты стратегии государственной политики в сфере развития культуры, которые содержатся в научных трудах зарубежных экспертов, нашли свое отражение в целях и задачах, обозначенных в отечественной программе «Основы государственной культурной политики»5.

Иностранные аналитики считают обязательным вмешательство государственных структур в формирование культурного потенциала своей страны. Именно на державном уровне выделяются средства для расширения, укрепления материально-технической базы отрасли, внедрения передовых IT-технологий и внедрения современных интерактивных подходов в работе, предоставляются гранты на реализацию масштабных культурных проектов и акций. Переход на новые, высокотехнологичные методы деятельности в сфере культуры требует наличия совершенных специальных образовательных программ, помогающих готовить специалистов отрасли, отвечающих современным требованиям. Этот вопрос также находится под государственным контролем, в том числе занятость тех служащих, которые в процессе оптимизации деятельности на объектах культуры остались без работы. 

При всей масштабности и серьезности проводимого технического реформирования культурной сферы стержневым был и остается вопрос, ради которого эта перестройка производится, - воспитание высокообразованной духовной личности, а в итоге - человеческого капитала, и создание качественного механизма социального взаимодействия в обществе, иными словами, капитала социального.

Формирование этих продуктов социально-культурного рынка не должно зависеть от текущей ситуации и приобретать различные идеологические отклонения. Именно такой подход позволит создать истинную культурную среду в российском обществе.

Однако данный подход может спровоцировать противоположный эффект, когда он представляется в виде совершенно свободной от государственного вмешательства деятельности или же выступает сугубо официальным, регулируемым, что никак не соответствует принципам творческого начала. 

Предоставление государственных грантов для реализации отдельных проектов предполагает непреднамеренное совпадение ценностных ориентиров, которые пропагандируются в этом культурном продукте, с обозначенными в государственных документах, положенными в основу стратегических планов развития культурной сферы.

Особую роль могут выполнять различные фонды, общественные организации некоммерческого типа, которые не были связаны ранее совместной работой с государственными структурами, благодаря которым исчезнут либо максимально упростятся сложности, возникающие в процессе реализации культурной политики на государственном уровне.

Следует учитывать, что существует опасность представления базовых ценностей российской культуры с точки зрения иностранных мировоззренческих позиций в неблагоприятном свете. Это может создать отрицательный имиджевый образ страны и граждан, но никак не означает, что данный прецедент следует воспринимать как повод для противостояния и столкновения, отказ от формата сотрудничества. Здесь возрастает значимость деятельности специалистов культурного сегмента, отвечающих за маркетинговую и брендинговую работу в отрасли. 

Исключительно важно на данном этапе акцентировать внимание на позитивном влиянии на общее состояние культурной среды, проведение переориентировок определенных ценностных характеристик, введение дополнительных понятийных структур; крайне необходимо теоретически убедительно обосновать их актуальность и эффективность, используя наравне с российскими научные разработки иностранных ученых-культурологов. Данная задача должна быть в числе головных в государственной программе развития культуры России.      

Особенно важно, чтобы научная деятельность российских экспертов строилась в тесном взаимодействии с зарубежными коллегами, так как неоспоримо кардинальное влияние европейской культуры на другие мировые культуры, а также высокое качество осуществления исследовательской деятельности, проводимой иностранными специалистами. Разработки российских ученых в области культурного продукта, как правило, получают признание и находят широкое применение со стороны западных коллег. Отсюда следует вывод о необходимости установления тесных контактов с ведущими специалистами-культурологами Европы, что должно найти отражение в государственной программе развития культуры в РФ.

Следует проанализировать эффективность реализации проектов, имеющих статус государственного заказа. Как правило, они характеризуются низкой эффективностью, а свою значимость приобретают не в силу художественной ценности, а благодаря негативному пиару в информационном поле. Такие проекты в своем большинстве отрицательно отражаются на репутации страны, формируют ее негативный имидж, препятствуют расширению культурного сотрудничества России с другими державами, а также знакомству и признанию великого культурного прошлого государства. 

Результаты реализации указанных проектов могут быть использованы теми, кто категорически отвергает необходимость государственного участия в общественной культурной сфере, выдвигая в качестве аргумента нерациональность распределения государственных средств. Такие случаи не являются типичными, однако они существуют и наносят определенный вред, дестабилизируя ситуацию в соответствующем отраслевом сегменте страны.

Поэтому необходимо разрабатывать конкретные меры для устранения негативного влияния и подавления подобных инцидентов, которые предполагают медийную капитализацию недобропорядочных субъектов культурного сегмента хозяйственной системы. Неправильное толкование постулатов государственной политики в области культуры отдельными ее представителями способствует возникновению спорных моментов и скандальных ситуаций.

Подводя итоги проведенного анализа концептуальной программы развития государственной культурной политики России, можно выделить все положительные и отрицательные аспекты данной стратегии. Автор предлагает рассмотреть лишь слабые стороны указанного документа.

Наиболее весомым недостатком программы является чрезмерная зависимость ценностных установок от исторического фактора. Также еще одним слабым звеном следует считать низкое качество аналитического изучения культурного феномена русского народа, ценностных основ, приоритетных направлений развития российского общества под влиянием исторических факторов.    

Отрицательным моментом культурной программы следует считать достаточно пристальное и подробное освещение ее художественного раздела, отведение повышенного внимания классическим примерам литературного и поэтического жанров, искусства живописи и архитектуры, скульптурному творчеству, ландшафтному дизайну. Нет сомнения, что эти аспекты являются приоритетными, но нельзя обойти стороной менее масштабные, но не менее значимые текущие проблемы социально-культурного пространства, которые встали перед страной и гражданским обществом в специфических, неординарных условиях нынешнего исторического периода.     

Необходимо также отметить минусы в программном документе, которые обусловлены недостаточным количеством денежных средств на финансовую поддержку мероприятий в сфере культуры, а также отсутствие конкретных мероприятий, предотвращающих возможность нецелевого использования средств, предназначенных для культурной отрасли.

Учитывая перечисленные выше проблемы, недостатки и упущения, автор научной работы приходит к определенным выводам и заключениям, которые предлагает в форме нижеприведенных мероприятий и рекомендаций, направленных на оптимизацию действующей в России государственной концептуальной программы «Основы государственной культурной политики»:

- исключить формальный подход со стороны государства к проблемам развития культурной отрасли; оказывать максимальную финансовую и прочие виды поддержки в вопросах переоснащения в соответствии с современными требованиями материально-технической базы отрасли, совершенствования инфраструктуры, реализации  культурных проектов как международного и федерального масштаба, так и уровня местных территориальных образований;

- считать приоритетами программы вопросы формирования человеческого и социального капитала, реализация которых возможна при создании и применении качественных образовательных программ, позволяющих молодежной аудитории свободно владеть и пользоваться современными IT-разработками для продвижения молодежной культурной политики, а также создание высокопрофессиональных программ подготовки и переподготовки кадров для работы в российских учреждениях культуры;

- повысить качество изучения элементов концептуальной основы российской культуры,  их аналитического исследования и корректировки при существовании такой потребности; использовать прогрессивные маркетинговые подходы и возможности рекламного потенциала, креативные методы продвижения культурного продукта. Организовывать совместную деятельность с иностранными учеными-культурологами с целью успешного развития и дальнейшего продвижения российской культуры в мировое культурное пространство.

 

 

1Основы государственной культурной политики // Официальный сайт Президента России // http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf

2Там же.

3Там же.

4Там же.

5Adams D., Goldbard A. Basic Concepts: Modes and Means of Cultural Policy-Making (1986, 1995) // Webster's World of Cultural Democracy // http://www.wwcd.org/policy/concepts.html