Как известно, самые различные процессы в жизни социума, подчас весьма значительного международного масштаба, бывают тесно связаны с личным вкладом, энергией, талантом, знаниями, жизненным опытом отдельных людей, умением повести за собой многих других, заразить их своим энтузиазмом, верой в правоту идей и достижимость целей. Об одном из таких неординарных людей, талантливом ученом, организаторе, пропагандисте, прожившем нелегкую, но яркую, насыщенную событиями и полезными делами жизнь, мы и хотели бы рассказать в этой статье.
Конференция Организации Объединенных Наций, посвященная обсуждению и принятию Единой конвенции о наркотических средствах, проходила в драматической обстановке. Как никогда прежде в истории человечества, мир столкнулся с угрозой неконтролируемого распространения наркотиков и «эпидемии» наркомании в глобальном масштабе. Потребовалось возможно скорее пересмотреть и усовершенствовать существовавшие до того времени международные меры контроля над наркотиками. Для достижения указанной цели Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №1395 (XIV), посвященную специальным мероприятиям об оказании технической помощи в области контроля над наркотическими средствами.
Затем Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций резолюцией 689 J (XXVI) от 28 июля 1958 года постановил в соответствии с пунктом 4 статьи 62 Устава ООН и постановлениями резолюции 366 (IV) Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1949 года созвать конференцию полномочных представителей государств и международных неправительственных организаций. Декларируемая цель конференции - принять Единую конвенцию о наркотических средствах, таким образом, заменив документом комплексного характера существующие многосторонние договоры в этой области, сократить число международных надзорных органов, ведающих контролем над наркотическими средствами, и установить строгий международный контроль над производством наркотического сырья.
Разумеется, разработка текста проекта Единой конвенции о наркотических средствах велась на основе уже существовавших и проверенных временем международно-правовых документов. Однако по масштабам и разносторонности контролируемой деятельности в сфере оборота наркотиков Единая конвенция представляла собой беспрецедентный акт международного права. Неслучайно для разработки и предварительного обсуждения проекта Единой конвенции были задействованы значительные интеллектуальные ресурсы многих специалистов из различных стран и международных организаций.
Конференция Организации Объединенных Наций для принятия Единой конвенции о наркотических средствах проходила в Центральных учреждениях ООН с 24 января по 25 марта 1961 года. В работе конференции принимали участие представители 73 государств, в том числе Советского Союза.
На конференции были представлены такие авторитетные специализированные учреждения ООН, как Всемирная организация здравоохранения, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. В работе конференции принимали участие представители Постоянного центрального комитета по опиуму, Контрольного органа по наркотическим средствам, а также ряд неправительственных организаций - Международная конференция католических благотворительных учреждений, Международная федерация женщин-юристов, Организация международного сотрудничества уголовной полиции.
Результатом работы конференции стало вынесение пяти резолюций для принятия Единой конвенции о наркотических средствах, а также согласование текста Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года.
Несомненно, что текст Единой конвенции - это интеллектуальный труд значительного числа ученых и практиков из различных областей человеческих знаний. И свой весомый вклад в эту работу также внес Э.А.Бабаян.
После описанного эпохального события в сфере международного контроля над оборотом наркотиков Э.А.Бабаян активно включился в работу, направленную на создание и совершенствование международной системы контроля, о чем будет сказано ниже.
Сейчас же обратим внимание на вклад Э.А.Бабаяна в создание иных важнейших международно-правовых актов.
Десятилетний период практического применения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года позволил выявить некоторые недочеты и узкие места в международно-правовом регулировании оборота наркотических средств. Экономический и социальный совет Организации Объединенных Наций, принимая во внимание предложенные поправки к Единой конвенции и учитывая статью 47 Единой конвенции, постановил в своей резолюции 1577 (L) от 21 мая 1971 года созвать, согласно пункту 4 статьи 62 Устава Организации Объединенных Наций, конференцию полномочных представителей для рассмотрения всех упомянутых поправок.
Конференция ООН для рассмотрения поправок к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года состоялась в Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве с 6 по 24 марта 1972 года. В работе конференции участвовали представители 97 государств (в том числе из СССР) и еще пять стран были представлены наблюдателями. Результатом работы конференции стало вынесение пяти резолюций для рассмотрения поправок к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года, а также утверждение текста протокола к конвенции. В разработке перечисленных документов следует также отметить определенный вклад Э.А.Бабаяна.
Наряду с международным регулированием оборота наркотиков на международном уровне длительное время обсуждались вопросы, связанные с предупреждением последствий употребления психотропных веществ, вредных для здоровья людей. С 12 по 30 января 1970 года на первой специальной сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам состоялось всестороннее рассмотрение подготовленного рабочей группой проекта Конвенции о психотропных веществах. Окончательный вариант многостороннего конвенционного договора об установлении контроля над психотропными средствами был принят на Венской конференции, проходившей с 11 января по 21 февраля 1971 года.
Конвенция о психотропных веществах 1971 года установила международную систему контроля за такими веществами, как стимуляторы центральной нервной системы, седативно-гипнотические средства и галлюциногены. Некоторые из этих веществ вообще запрещены к использованию в медицинской практике, другие предписано выдавать исключительно по рецептам. В конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями.
Конвенция предусматривает меры против злоупотребления психотропами и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции лиц, злоупотребляющих подобными веществами. Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению. В работе конференции и разработке текста проекта конвенции непосредственное участие принимал Э.А.Бабаян.
Не менее значимым для регулирования международной системы контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ стала Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Конвенция принята специальной конференцией ООН в декабре 1988 года и вступила в силу в ноябре 1990 года. Основным побудительным мотивом ее принятия явилась необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных двумя предыдущими конвенциями - 1961 и 1971 годов. Декларируемая цель Конвенции 1988 года - уменьшение масштабов незаконного оборота наркотиков, представляющего собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует первоочередного внимания. При этом основной упор в документе сделан на повышение эффективности юридических средств международного сотрудничества.
Конвенция 1988 года учитывает различные аспекты проблемы, и в частности те из них, которые не предусмотрены или недостаточно полно отражены предыдущими документами (например, сокращение спроса на наркотики).
Одним из наиболее важных положений Конвенции 1988 года стало установление контроля над веществами, часто используемыми при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ (прекурсорами).
В отличие от положений конвенций 1961 и 1971 годов, где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие дополнительные меры контроля. В то же время большое значение отводится налаживанию межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Стороны, подписавшие Конвенцию 1988 года, обязались предоставлять друг другу самую широкую юридическую помощь (ст. 5 и 6). Это в первую очередь касается расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства преступлений, связанных с наркотиками (ст. 7). Положения этой статьи не влияют на обязательства, вытекающие из любых других двусторонних или многосторонних договоров, которые регулируют предоставление взаимной юридической помощи по уголовным делам.
Согласно Конвенции 1988 года, стороны устанавливают друг с другом разноплановые деловые связи, сотрудничают в расследовании правонарушений, подготовке соответствующих специалистов (ст. 9), обмениваются информацией о транзите (ст. 10), осуществляют меры по проведению контролируемых поставок (ст. 11), создают систему мониторинга международной торговли веществами, включенными в таблицы 1 и 2 (ст. 12).
В соответствии с Конвенцией 1988 года государства соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. В том числе предусмотрено: разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами; облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками; содействовать использованию метода «контролируемых поставок», прослеживания и перехвата незаконных партий наркотических средств; предотвращать незаконные пересылки наркотиков по почте.
Наряду с этим Конвенция 1988 года предписывает государствам принимать соответствующие меры по предупреждению незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, а также их утечки из легального оборота. Каждая страна принимает надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования и осуществляет шаги по уничтожению растений (ст. 14); обеспечивает неиспользование транспортных средств коммерческих перевозчиков при совершении правонарушений (ст. 15); требует, чтобы экспортируемые партии наркотических средств, психотропных веществ не были неправильно маркированы (ст. 16); сотрудничает с другими сторонами в целях пресечения незаконного оборота на море (ст. 17); взаимодействует с другими участниками конвенции в вопросах пресечения использования почтовых отправлений для незаконного оборота (ст. 19).
Конвенцией 1988 года (ст. 3) предусмотрено несколько принципиально новых составов наркопреступлений: изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в приложениях к данной конвенции, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средств или психотропных веществ; организация, руководство или финансирование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения, связанного с вопросами, рассматриваемыми данной конвенцией; сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате преступления или участия в нем. Каждая страна, подписавшая Конвенцию 1988 года, обязана принять такие меры, которые потребуются для признания преступлениями в национальном законодательстве вышеперечисленных преднамеренных действий.
На усмотрение сторон осталось признание уголовно наказуемыми деяниями, совершаемыми преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение условий Единой конвенции 1961 года или Конвенции 1971 года.
Важным нововведением Конвенции 1988 года явилось определение обстоятельств, отягчающих наказания за преступления, касающиеся незаконного оборота наркотиков. Конвенция обязала стороны обеспечивать принятие во внимание судами и другими имеющими юрисдикцию компетентными органами таких фактических обстоятельств, как: участие в правонарушениях организованной преступной группы, в состав которой входит правонарушитель; участие правонарушителя в других видах международной организованной преступной деятельности; участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которые содействовали совершению данного правонарушения; применение правонарушителем насилия или оружия и другие обстоятельства, перечисленные в пункте 5 статьи 3.
Впервые в международной практике Конвенцией 1988 года предусмотрены контролируемые поставки, которые представляют собой метод, при котором допускаются вывоз, провоз, ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрения партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ с ведома и под надзором компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении преступлений, связанных с распространением наркотиков.
Что касается международной отчетности, то в статье 12 конвенции сформулированы требования, согласно которым каждая страна предоставляет Международному комитету по контролю над наркотиками (МККН) в предусмотренной им форме и установленном порядке на соответствующих бланках информацию: об объеме изъятых веществ, включенных в таблицы 1 и 2 конвенции, и, когда это известно, об их происхождении; о любом веществе, не включенном в таблицы 1 и 2, которое, по имеющимся данным, использовалось при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ и которое представляет собой достаточно серьезную проблему, заслуживающую внимание МККН; о видах утечки в незаконный оборот и способах незаконного изготовления веществ.
В разработке и обсуждении проекта Конвенции 1988 года следует также отметить активную роль Э.А.Бабаяна.
Основная цель международной системы контроля над наркотиками и их злоупотреблением изначально состояла в том, чтобы добиться ограничения использования наркотических средств исключительно медицинскими и научными надобностями. Для достижения этой цели наряду с разработкой и обновлением правовой основы международного контроля над оборотом наркотиков постепенно формируется и постоянно совершенствуется механизм практической реализации антинаркотических мер. В результате кропотливой коллективной работы в рассматриваемом направлении к концу XX века образовалась достаточно четкая система международных организаций, выполняющих функции надзора и контроля над употреблением и распространением наркотиков, а также пресечением противоправных действий в этих областях.
Основой сложившейся системы международных организаций по контролю над производством, перемещением, распределением и употреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН. Таким образом, к настоящему времени при ООН сформирован целый комплекс органов в области контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, а также противодействия их незаконному обороту. В создании и функционировании некоторых из подобных международных организаций нельзя не упомянуть немаловажную роль Э.А.Бабаяна.
Прежде всего следует отметить, что Э.А.Бабаян многие годы (1964-1993 гг.) являлся руководителем советской, а затем и российской делегации в Комиссии ООН по наркотическим средствам, значение деятельности которой трудно переоценить.
В соответствии с Уставом ООН Экономическому и социальному совету (ЭКОСОС) вверено руководство международными отношениями в сферах: экономической, социальной, культурной, образовательной и здравоохранения. Чтобы эффективно выполнить перечисленные функции, Совет, согласно статьи 68 Устава ООН, образовал целый ряд комиссий. Одна из них - Комиссия ООН по наркотическим средствам - образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОС №9(I).
Комиссия ООН по наркотическим средствам - орган, определяющий политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками. Данный орган вправе давать не только предложения руководству ООН, но и рекомендации отдельным странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая ее правовые и организационные аспекты. В компетенцию комиссии, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию международно-правовых документов в соответствующей области. Комиссия - центральный орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным с наркотиками; занимающийся постоянным анализом ситуации, связанной со злоупотреблением наркотическими средствами во всем мире.
На основе проводимого анализа комиссия разрабатывает предложения по дальнейшему совершенствованию международного контроля над наркотиками. Характерно, что членство в комиссии возросло с 15 государств в 1946 году до 53 - в 1991 году. Подобное расширение международного представительства отражает потребность мирового сообщества в приведении деятельности комиссии в соответствие с увеличивающимися во всем мире масштабами незаконного оборота и злоупотребления наркотиками.
По достоинству оценивая профессиональные знания и авторитет Э.А.Бабаяна, его дважды избирали председателем комиссии (в 1977 и 1990 гг.), и, таким образом, он имел уникальную возможность координировать всю многогранную деятельность столь авторитетного международного органа.
Наряду с Комиссией ООН по наркотическим средствам важным органом в рассматриваемой сфере деятельности является Международный комитет по контролю над наркотиками, состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими средствами и психотропными веществами.
Основанный в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года МККН стал независимым квазисудебным органом по контролю за соблюдением положений Единой конвенции и фактическим преемником ряда международных органов, которые ранее были учреждены в соответствии с конвенциями о контроле над наркотиками еще Лигой Наций. МККН сформирован посредством объединения двух органов - Постоянного центрального комитета по наркотическим средствам, созданного согласно Международной конвенции по опиуму 1925 года, и Контрольного органа по наркотическим средствам, образованного согласно Конвенции об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств 1931 года.
МККН действует как орган, независимый от правительств, а также автономно от Организации Объединенных Наций. В состав МККН входят 13 членов, выступающих в своем личном и независимом от государств качестве. Члены МККН избираются ЭКОСОС сроком на пять лет, а их деятельность финансируется Организацией Объединенных Наций. Три члена комитета избираются из списка кандидатов, имеющих опыт работы в медицине, фармакологии или фармацевтике, предложенных ВОЗ, и еще десять членов - из списка кандидатов, предложенных правительствами ряда государств (в том числе Российской Федерации).
Членами МККН становятся высококвалифицированные специалисты, компетентные, беспристрастные и незаинтересованные, пользующиеся всеобщим доверием. После своего избрания члены МККН работают совместно, независимо от правительств, не представляя интересы какого-либо государства.
ЭКОСОС занимается технической поддержкой МККН, консультируясь с ним по предпринимаемым мерам, которые требуются для осуществления его функций.
Функции МККН определены Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года с изменениями, внесенными Протоколом 1972 года, Конвенцией о психотропных веществах 1971 года и Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Многообразная деятельность МККН охватывает сферу контроля в части легального выпуска, продажи, применения наркотиков. В данном направлении МККН взаимодействует с правительственными структурами, помогая обеспечивать необходимый объем наркосодержащих препаратов для лечения пациентов и научно-исследовательской деятельности, предотвращая их утечку из законных источников в нелегальный оборот, а также осуществляет мониторинг функционирования контролирующих механизмов на национальном уровне над химическими веществами, которые являются компонентами для изготовления наркотических средств, содействуя правительственным органам не допустить утечку подобных химических веществ в незаконный оборот. В части нелегального производства и сбыта наркотиков МККН способствует обнаружению недоработок в национальных и международных системах контроля, отвечает за выполнение аналитических исследований химкомпонентов, используемых при подпольном производстве наркотиков, чтобы оценить необходимость международного контроля в отношении подобных веществ.
Кроме того, МККН обеспечивает:
1) бесперебойную работу системы расчета потребностей в наркосредствах и добровольной системы оценивания нужного объема наркотических средств и психотропных веществ;
2) выполнение надзорных функций за легальной деятельностью, координирующей применение наркосодержащих препаратов, используя механизм сбора информационно-статистических сведений, помогая правительствам достичь сбалансированности между спросом и предложением;
3) мониторинг реализации мер, проводимых правительственными структурами по предотвращению разворовывания химических веществ, применяемых при нелегальном производстве наркотических препаратов, оказывая поддержку и осуществляя оценивание подобных веществ, исходя из возможных изменений в области применения и соответствующего надзора за использованием веществ, перечисленных в таблицах 1 и 2 Конвенции 1988 года;
4) изучение данных, поступающих от правительственных органов, подразделений ООН, других полномочных организаций, чтобы обеспечить строгое исполнение государствами международных договоров о контроле над наркотиками (МДКН);
5) поддержку сотрудничества с правительственными структурами, предоставляя консультации для эффективного осуществления взятых обязательств, согласно МДКН, а также финансовую и техническую помощь.
В случаях выявления нарушений договоров МККН делает запрос о даче пояснений в адрес правительств соответствующих стран, не в полном объеме выполняющих договоры или имеющих затруднения при их реализации, а также требует принять действенные меры, устраняющие недостатки.
Если предложенные мероприятия для устранения трудностей не приняты, то МККН призывает обратить пристальное внимание государств и Комиссии ООН по наркотическим средствам на сложившуюся ситуацию. Основываясь на положениях международно-правовых документов, МККН предлагает правительствам временно запретить импорт/экспорт наркосодержащих препаратов из стран, не соблюдающих взятые на себя международные обязательства.
С целью поддержки органов государственной власти в выполнении взятых на себя обязательств согласно положений конвенций МККН занимается разработкой программ для обучения специалистов, организацией профессионального обучения.
Ежегодно МККН предоставляет доклад о положении в области контроля над наркотиками. Доклад содержит: анализ сложившейся в мире ситуации в области контроля за наркосодержащими препаратами; предоставляет информацию для правительств о рисках, угрожающих соблюдению международных договоров; указывает на недостатки работы систем контроля в государствах и рекомендует перечень мероприятий, нацеленных исправить ситуацию на соответствующем уровне. Доклад основывается на данных, предоставляемых МККН от правительств, учреждений системы ООН, других организаций, а также информационных сведениях, запрашиваемых у Интерпола, ВТО и других структур. К ежегодному докладу дополнительно составляются тематические доклады, содержащие аналитические сведения о легальном передвижении наркотических средств и психотропных веществ, применяемых с лечебной и научно-исследовательской целью.
В статье 12 Конвенции 1988 года предусматривается ряд мер для осуществления контроля в отношении различных веществ, часто используемых при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоров). На основании этой статьи МККН поручено следить за выполнением правительствами мер контроля над такими веществами и определять химические вещества, на которые, возможно, следует распространить международный контроль. Комитет ежегодно информирует комиссию о выполнении правительствами положений указанной статьи. Сформирован и пополняется банк данных, позволяющий МККН в полной мере обрабатывать информацию, предоставляемую правительствами, а также получаемую из других источников. Банк данных дает возможность МККН определять подлежащие контролю вещества, а содержащаяся в нем информация помогает правительствам пресекать попытки утечки прекурсоров и иных контролируемых химических веществ в сферу незаконного изготовления наркотиков.
В организации выполнения многих перечисленных функций МККН неоценим вклад Э.А.Бабаяна, который с 1995 по 2004 год являлся членом Международного комитета по контролю над наркотиками, заместителем председателя МККН. Кроме того, Э.А.Бабаян был членом Постоянного комитета по исчислениям (1995-2004 гг.), председателем Постоянного комитета по исчислениям (1997 и 2000 гг.) и первым заместителем председателя Комитета по исчислениям (2003 г.).
Многие люди, имевшие счастливую возможность сотрудничать с Э.А.Бабаяном, отмечают его высочайший профессионализм, широкую компетентность и при этом большую скромность, искреннее стремление досконально разобраться в любой проблемной ситуации и оказать необходимую помощь в ее разрешении. Заслуги этого человека перед мировым сообществом необходимо особо отметить и сохранить в памяти возможно дольше как пример самоотверженного служения на пользу обществу.
Краткая биографическая справка о Бабаяне Эдуарде Арменаковиче:
Родился 31 августа 1920 года, скончался 12 мая 2009 года. Гражданин Российской Федерации. Профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации, один из ведущих российских специалистов в области наркологии и фармакологии. Выпускник 2-го Московского медицинского института им. Н.И.Пирогова (1941 г.). С 1953 по 1986 год работал на различных ответственных должностях в Управлении по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники Министерства здравоохранения СССР. В последние годы жизни трудился в качестве главного научного сотрудника Научно-исследовательского института социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского Минздрава России. Являлся почетным заместителем председателя Международного совета по проблемам алкоголизма и наркомании.
Автор свыше 200 научных работ по проблематике контроля над наркотиками, которые переведены на многие языки мира, имел три авторских свидетельства на изобретения, автор и соавтор переиздававшихся многократно учебных пособий для медицинских институтов и училищ, руководства для врачей, монографий, трехтомного издания альбомов, посвященного творчеству душевнобольных, опубликованных во многих странах мира.
Лауреат международной премии Э.Браунинга за ценный вклад в развитие системы контроля над наркотическими средствами. Лауреат премии Скрябина за вклад в развитие биологии и медицинской науки. Лауреат премии Семашко за лучшую публикацию по вопросам управления в области здравоохранения. Почетный член Общества Пуркине. Награжден шестью орденами и медалью «За боевые заслуги» правительствами Союза Советских Социалистических Республик и Российской Федерации, а также медалями других стран, включая Болгарию, бывшую Германскую Демократическую Республику и Польшу, награжден почетными знаками Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства здравоохранения и Таможенного комитета Российской Федерации. Бессменный председатель Постоянного комитета по контролю наркотиков Российской Федерации. Этот пост Э.А.Бабаян занимал более 40 лет, до последних дней жизни.