12 государств, порядка 40% мирового ВВП, треть мировой торговли, более пяти лет переговоров, 30 тематических блоков и 6 тыс. страниц текста - все это Соглашение о создании стратегического экономического Транстихоокеанского партнерства (ТТП), одного из самых амбициозных экономических проектов 2010-х годов. Межрегиональное соглашение о свободной торговле (ССТ) нового типа должно было стать следующим шагом в либерализации торговли, вывести ее понимание на новый уровень, принять во внимание все наиболее актуальные международные тренды - от электронной торговли до соблюдения принципов гендерного равенства1.

История тем не менее распорядилась иначе: длительные переговорные раунды хоть и привели к подписанию текста (Япония даже успела его ратифицировать2), однако крутой поворот в политике Вашингтона в связи с приходом к власти Президента Д.Трампа поставил крест на некогда масштабной идее. США отказались от ТТП, а остальные страны подписали новое соглашение в сильно усеченном виде.

Будучи одним из инициаторов создания партнерства, Республика Чили активно участвовала в упомянутых выше процессах. Присутствие Сантьяго в списке 12 государств-членов было неслучайным и органично вписывалось во внешнеэкономическую стратегию, избранную руководством страны сразу после завершения периода диктатуры А.Пиночета в 1990 году. Еще тогда новая чилийская администрация Президента П.Эйлвина взяла курс на максимальную экономическую открытость, одним из инструментов достижения которой стало заключение ССТ с различными странами и регионами. К моменту начала переговоров по ТТП (2010 г.) у Чили уже имелись подобные соглашения со всеми будущими членами объединения, кроме Малайзии и Вьетнама (подписаны в 2010 и 2011 гг. соответственно).

Таблица 1

Двусторонние соглашения о свободной торговле между Чили и другими членами ТТП

Страна

Дата подписания

Дата вступления в силу

Канада

5 декабря 19963

5 июля 1997

Мексика

17 апреля 19984

1 августа 1999

США

6 июня 20035

1 сентября 2004

Бруней, Новая Зеландия, Сингапур

18 июля 20056

1 октября 2006

Перу

22 августа 20067

1 января 2009

Япония

27 марта 20078

3 сентября 2007

Австралия

30 июня 20089

6 марта 2009

Малайзия

13 ноября 201010

1 апреля 2012

 

Вьетнам

12 ноября 2011

1 января 2014

Таблица составлена автором.

 

Необходимо заметить, что указанные выше соглашения в целом были составлены по единому образцу и содержали единый набор положений, сводящихся главным образом к «таможенному разоружению» - снижению барьеров во взаимной торговле товарами и услугами. Такие документы полностью соответствовали тем задачам, которые стояли перед чилийской внешней политикой на первом этапе демократического развития страны (1990-2005 гг.), когда был определен общий вектор на максимальное возвращение в международную систему после изоляции, характерной для пиночетовских времен.

С другой стороны, после 2005 года начался новый этап в международных отношениях страны, когда она уже определилась с теми нишами, на которые будет делаться основной упор на международных площадках. В этот перечень вошли защита окружающей среды, содействие международному развитию, гендерная проблематика, содействие малому и среднему бизнесу и ряд других. В данном контексте ТТП, где эти тематические блоки соседствовали с традиционными для торговых договоров пассажами о снятии барьеров, виделся с чилийского угла как первое в своем роде соглашение следующего поколения «ССТ 2.0», которое должно было положить начало новой эре в либерализации торговли. Поэтому Сантьяго широко приветствовал не только само ТТП, но и замысел Б.Обамы по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.

От Р-4 к ТТП

Сама идея создания крупной зоны свободной торговли, которая объединила бы большинство стран, расположенных на побережье Тихого океана, впервые, как известно, была озвучена в 1994 году на саммите АТЭС в Богоре (Индонезия). Однако первые конкретные шаги на данном направлении были предприняты лишь в 2005 году, когда Чили, Новая Зеландия, Бруней и Сингапур подписали так называемое Соглашение Р-4, ставшее первым экономическим соглашением, участниками которого стали страны с трех континентов11. С этого момента было положено начало тому, что сегодня называется ТТП12. В 2006 году Новая Зеландия пригласила Соединенные Штаты к участию в проекте глобальной ЗСТ, однако в то время такой проект не был интересен администрации Дж.Буша-мл., все надежды которой тогда были связаны с затянувшимся Дохийским раундом переговоров в рамках ВТО. И лишь когда в 2008 году стало понятно, что раунд пробуксовывает, США начали обдумывать вопрос об участии в инициативе13 и окончательно присоединились к переговорам в 2010 году. В 2008 году к переговорам подключились еще четыре страны: Австралия, Малайзия, Перу и Вьетнам.

Важно отметить, что в Сантьяго изначально понимали, что участие США в переговорах по ТТП имеет серьезный политический мотив, связанный с желанием сдержать усиливающееся влияние Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке. По мнению ряда чилийских исследователей, партнерство являлось «экономическим крылом» военной стратегии администрации Б.Обамы, которая планировала сконцентрировать в АТР 60% американского военно-морского флота к 2020 году, а также взяла курс на укрепление союзнических отношений с Японией, Филиппинами, Австралией и Сингапуром14.

Особенно важными, констатировали чилийские аналитики, такие меры становились в свете активизации претензий Пекина на спорные острова в Южно-Китайском море, а также учреждения инициативы «Один пояс, один путь» и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Другими словами, Вашингтон взял курс на агрессивное вытеснение наиболее состоятельных в торгово-экономическом отношении партнеров и «расчистку поля под себя»15. Чили же, будучи средним по размерам региональным государством, политических дивидендов от этого проекта получить бы не могла. В то же время, экономическая ориентация на США (Вашингтон - первый по величине инвестиционный и второй торговый партнер Сантьяго) обусловила заинтересованность чилийцев в участии в данном проекте. Достаточно сказать, что, по данным 2014 года, на страны ТТП приходился 31% внешней торговли Чили16.

В контексте политического противостояния в АТР важно упомянуть о факторе Китая как одном из наиболее важных моментов, который принимался в расчет чилийской стороной. Дело в том, что КНР с середины 2000-х годов является основным торговым партнером Чили (товарооборот - порядка 28 млрд. долл. в год17), а значит, экономическая зависимость страны от Поднебесной достаточно серьезна. Создавалась впечатление, что чилийцы, выбирая членство в ТТП, в некоторой степени демонстрировали приверженность своим исторически тесным связям с США. Вопрос, как же отреагирует Китай на членство Чили в ТТП, стал одним из наиболее часто задаваемых на различных пресс-конференциях представителей чилийского руководства.

Подобная «неразбериха» в общественно-политических кругах продолжалась до тех пор, пока ряд близких к китайскому руководству экспертов в своих интервью не заявили, что «КНР нейтрально относится к членству Чили в ТТП»18. Свою позитивную лепту внесли и руководители профильных подразделений чилийского МИД, которые неоднократно отмечали, что отношения с Пекином остаются приоритетом для Сантьяго и развиваются в соответствии с имеющимися двусторонними договоренностям, в том числе ССТ 2005 года.

Как бы то ни было, публикация осенью 2015 года соглашения о ТТП в чилийском руководстве была встречена с позитивом (о конкретных положительных и отрицательных моментах для Чили мы поговорим чуть ниже). Либеральные экономисты при этом широко приветствовали личный вклад президентов С.Пиньеры (2010-2014 гг.) и М.Бачелет (2014-2018 гг.) в процесс подготовки документа.

Позднее, 4 февраля 2016 года в новозеландском Окленде состоялось подписание соглашения. Оно должно было вступить в силу через 60 дней после его ратификации всеми членами либо через 60 дней после истечения двухгодичного срока с момента подписания при условии, что его ратифицируют государства, совместно составляющие 85% общеблокового ВВП. От чилийской стороны свою подпись поставил глава внешнеполитического ведомства Э.Муньос, который охарактеризовал документ как «исторический» и подчеркнул, что «Чили как маленькая страна должна организовывать для себя условия, чтобы наращивать экспорт, создавать новые рабочие места и максимально удешевить импорт»19.

Зачем Чили ТТП?

При рассмотрении проблематики участия Чили в ТТП представляется важным ответить на вопрос: так зачем же все-таки данному государству участвовать в столь масштабном проекте? Долгие годы согласований и продолжительные переговорные раунды, как видится, в итоге должны приносить определенные дивиденды национальной экономике (коль скоро мы говорим в первую очередь об экономическом интересе для Чили).

Как отметила в одном из интервью экс-президент страны М.Бачелет, «ТТП - это сбалансированное соглашение, которое не только принесет нам существенную прибыль, но и позволит сохранить наши интересы в ряде чувствительных областей, в первую очередь это касается защиты интеллектуальной собственности»20. Чилийские эксперты, в свою очередь, рассматривают членство в партнерстве с позиций закрепления успехов в либерализации международной торговли, достигнутых страной с начала 1990-х годов. Они подчеркивают: членство в ТТП отвечает новой реальности международной торговли, где таможенные сборы отходят на второй план, а решающим фактором становится возможность получения доступа к конкретным рынкам21. Как отмечал тогдашний министр иностранных дел Э.Муньос, Чили - маленькое государство, благосостояние которого во многом зависит от степени открытости ее экономики, поэтому выбор в пользу партнерства был очевиден.

Говоря более конкретно, «плюсы» членства в ТТП для Сантьяго можно условно разделить на политические и экономические. К первой группе, несомненно, можно отнести рост международного авторитета Чили как одной из стран, участвовавших в столь масштабных торговых переговорах, а значит, приобретшей колоссальный опыт на внешнеэкономическом треке.

В отношении позитивных моментов экономического характера следует отметить, во-первых, ежегодный прирост ВВП в среднем на 0,8% в год22. Во-вторых, расширение доступа к традиционным и, казалось бы, давно разведанным рынкам, включая беспошлинный доступ более чем 1600 чилийских товаров на рынки государств - членов ТТП. Речь при этом идет о товарах, которые ранее не были включены в двусторонние ССТ. В-третьих, возможность участия в программах госзакупок. В-четвертых, стандартизация торговых правил для 12 стран существенно снизит издержки при осуществлении взаимных торговых операций. Предполагалось ввести новые правила маркировки товаров, стандарты охраны труда и окружающей среды23. Удалось даже согласовать такой чувствительный момент, как сроки засекречивания данных о клинических испытаниях препаратов (в США они 12 лет, в Чили - пять, в некоторых странах срок нулевой, в итоге была достигнута договоренность о постепенном достижении пятилетнего срока), что является основой для производства дженериков, активно выписываемых чилийскими врачами.

Нельзя обойти вниманием и такую важную деталь, как страновый аспект. Подписывая соглашение о ТТП, чилийские представители имели четкое представление, на какие направления торгово-экономического сотрудничества им следовало бы в первую очередь обратить внимание при выстраивании отношений с теми или иными государствами внутри блока. Примерный расчет государственного Агентства по продвижению экспорта «ПроЧили» сводился к следующему:

Таблица 2

Страна - участник ТТП

Целевой чилийский экспорт / перспективная сфера сотрудничества
в рамках ТТП

Австралия

Горнорудная промышленность, морепродукты, мороженые и консервированные фрукты, дерево, писко, пиво, вино

Новая Зеландия

Высокие технологии и сфера услуг

Мексика

Вино, морепродукты, сухофрукты, продукты для страдающих диабетом, туризм, альтернативная энергетика

Канада

Инвестиции в продовольственный сектор, производство напитков, морепродукты, сухофрукты, продукция сельского хозяйства

США

Высокая кухня (элитные консервы и соусы), морепродукты, семена, вино, мед, мясо, фрукты (черешня), алкоголь, любые виды услуг, косметическая промышленность, лес

Перу

Услуги в горнорудной промышленности, продукты питания, вино, фармацевтическое оборудование

Бруней

Рыба и морепродукты

Япония

Мясо (свинина), лосось, вино, виноград

Вьетнам

Свежие фрукты, оливковое масло, минеральная вода, дерево, услуги туризма и инженерное сотрудничество

Малайзия

Фрукты (яблоки, киви, черешня), морепродукты (лосось, устрицы, консервы), вино, инвестиции в туризм

Таблица составлена автором исследования.

 

Несмотря на широкий спектр различных позитивных моментов от присоединения Чили к ТТП, о которых говорили представители как государственных, так и частных структур, большинство экспертов сходились на мнении, что вначале эффект будет прежде всего психологическим, без видимого увеличения качественных и количественных показателей. Дальнейший же успех, по их оценкам, зависел от гибкости самих стран и их готовности производить «тонкую настройку» созданного ими пространства свободной торговли24.

Оппозиция ТТП внутри Чили

Переговорный процесс по созданию партнерства сопровождался довольно агрессивной кампанией внутри страны, направленной на скрупулезное разъяснение преимуществ членства в этом крупном проекте для рядовых граждан Чили через национальные СМИ.

Тем не менее довольно значительная часть гражданского общества (а именно: более 100 общественных организаций и даже более десяти парламентариев) в чилийской прессе высказывалась резко против ТТП, что получило серьезный резонанс в общественной жизни государства. Дошло до того, что упомянутые выше члены Национального конгресса приходили на заседания в футболках с напечатанными на них антипартнерскими лозунгами25.

Основным аргументом несогласных был тезис о том, что у Чили уже имеются ССТ со всеми 11 другими членами будущего блока, а значит, новое дублирующее соглашение стране ни к чему. Много вопросов вызывал и секретный характер переговоров: до осени 2015 года население де-факто не имело доступа к тексту соглашения, оно не ставилось на общественные слушания. Еще в предвыборной программе будущего президента Чили М.Бачелет, опубликованной в первой половине 2013 года, присутствовал пассаж о «недемократичности переговоров по созданию нового объединения», в первую очередь ввиду их закрытого характера: процесс согласования всех предыдущих ССТ был абсолютно открытым, причем в нем участвовали представители не только государственных и коммерческих структур, но также и гражданского общества26. Стоит отметить, что данный подход был поддержан и представителями законодательной власти: 8 декабря 2013 года 15 сенаторов и 34 депутата Национального конгресса подписали декларацию с призывом начать общественные дебаты по вопросу участия Чили в упомянутых переговорах по ТТП27. Звучали даже заявления о необходимости вынесения вопроса об участии в ТТП на плебисцит28.

Специалисты из сельскохозяйственной отрасли указывали, что предусмотренные в соглашении о ТТП нормы позволят практически беспрепятственно продавать населению стран-членов генномодифицированные продукты, влияние которых на организм человека до конца не изучено29. С ужесточением контроля за авторскими правами в компьютерной сфере создатели программного обеспечения получат довольно обширную информацию о покупателях того или иного софта, что существенно повлияет на приватность пользователей.

В общенациональном плане чилийские аналитики подчеркивали, что присоединение к ТТП может негативно сказаться на национальном суверенитете. Дескать, предлагаемый в этом соглашении механизм разрешения споров между бизнесом и государством предполагает обязанность стран-членов выплачивать частным фирмам компенсацию в случае изменения внутреннего законодательства в невыгодном для последних ключе. В этой связи государства в некоторой степени перестают обладать полной автономией во внутреннем законотворческом процессе30. Наконец, по мнению ряда чилийских аналитиков, сам факт встраивания Чили в новый региональный экономический порядок, учреждаемый в рамках ТТП, «фиксирует ее место в современном мире как сырьевой страны» и не позволяет ей перейти в категорию индустриально развитых государств31.

Все обозначенные выше аргументы широко использовались созданным в первой половине 2010-х годов общественным движением «Чили лучше без ТТП» (исп. «Chile mejor sin TTP»), которое стремилось при помощи публикаций в прессе, манифестаций и «круглых столов» повлиять на ход переговоров по соглашению, призывало власти к следованию национальным интересам как осевому элементу при ведении переговоров. Следует, однако, отметить, что движение не было массовым и не превратилось в серьезную политическую силу.

Кроме того, как отмечают исследователи, чилийское правительство приложило достаточно много усилий в попытках добиться максимальной демократизации и транспарентности процесса. Так, в 2014 году с приходом к власти М.Бачелет была создана специальная площадка обмена мнениями между руководством страны, экспертами и гражданским обществом под названием «Cuatro Adjunto». Принять участие в обсуждении в рамках данной платформы могли любые представители общественно-политических кругов, в частности неправительственные организации, заинтересованные в судьбе ТТП. Заявки на вступление принимались по электронной почте, организовывались периодические встречи в Сантьяго с лицами, ответственными за ведение международных переговоров по указанной тематике с целью доведения до представителей переговорной группы гражданской позиции по тем или иным переговорным трекам.

От ТТП к ТТП-11

Факт подписания соглашения о ТТП был в позитивном ключе встречен в чилийских общественно-политических кругах. Тем не менее первые опасения относительно будущего глобального ССТ стали появляться в чилийских СМИ уже осенью 2016 года, когда в ходе предвыборной борьбы за президентский пост в США оба основных кандидата - Д.Трамп и Х.Клинтон - высказались против продолжения участия Вашингтона в этой инициативе, по крайней мере в ее первоначальном формате. Беспокойство усилилось после того, как победивший на выборах кандидат от Республиканской партии заявил, что выйдет из ТТП в первый день своего президентства, что он в конечном итоге и сделал, подписав соответствующий указ 23 января 2017 года32.После этого Э.Муньос публично заявил, что «ТТП в том виде, в котором мы его знали, кануло в Лету»33, что было вполне логичным, так как без подписи Вашингтона соглашение даже не смогло бы вступить в силу: остальные страны-члены в сумме составляют менее 85% общеблокового ВВП. Начался новый этап участия Сантьяго в ТТП - период «спасения» достигнутых ранее договоренностей.

В этой связи чилийская сторона, как один из наиболее активных участников переговорного процесса, заявила о созыве под эгидой Тихоокеанского альянса, временным председателем которого она являлась на тот момент, конференции «Диалог высокого уровня по интеграционным инициативам в АТР: вызовы и возможности» в городе Винья-дель-Маре (Чили) в марте 2017 года34. На мероприятие были приглашены, помимо подписантов ТТП, представители Республики Корея, КНР, Колумбии. Несмотря на то, что каких-либо конкретных результатов тогда достигнуто не было, главным итогом встречи стала высказанная сторонами нацеленность на продолжение экономической интеграции в регионе на основе принципа свободной торговли. Сам же Сантьяго оказался в авангарде группы государств, не поддерживающих протекционистский курс новой американской администрации. «Свободная торговля будет развиваться с США или без них», - сказал по этому поводу Э.Муньос35.

После чилийской конференции стороны еще несколько раз собирались на общие заседания (в основном «на полях» мероприятий в рамках АТЭС), в результате чего к ноябрю вышли на подписание нового Cоглашения о всеобъемлющем и прогрессивном Транстихоокеанском партнерстве (ТТП-11)36, которое должно было состояться во время саммита АТЭС во Вьетнаме 11 ноября 2017 года. Однако по личному указанию премьер-министра Д.Трюдо делегация Канады обратилась с просьбой отложить подписание документа для дополнительной проработки37. Подписание соглашения в итоге состоялось в Сантьяго 8 марта 2018 года, за три дня до окончания президентского срока М.Бачелет. Сам факт проведения подобного мероприятия в чилийской столице стал, по словам президента, «предметом особой гордости для страны»38.

Важно упомянуть, что ТТП-11 - это лишь 13% общемирового ВВП и 15% мировой торговли, что более чем в два раза меньше, чем у оригинального ТТП. Кроме того, порядка 20 положений первоначального соглашения временно «заморожены», то есть вопрос об их активации будет решаться после обсуждения каждого конкретного пункта между участниками инициативы. Речь в данном случае идет о наиболее чувствительных статьях, касающихся интеллектуальной собственности, авторских прав, интернет-торговли, механизма разрешения споров в инвестиционной сфере, вопросов защиты окружающей среды и др. - то есть того набора ключевых инновационных предложений, которые превращали документ в соглашение нового поколения39. Таким образом, революционный характер соглашения оказался во многом нивелирован.

 

Ситуация вокруг Транстихоокеанского партнерства и роль Сантьяго в процессе его подготовки и подписания позволяет нам сделать вывод о высоком профессионализме чилийских переговорщиков, которые проделали огромную работу и, как мы отмечали выше, смогли добиться для своей страны более выгодных условий членства в новом объединении.

Несмотря на то что в ТТП-11 не удалось воплотить все задумки, заложенные в оригинальном ТТП, оба этих договора серьезно изменили чилийский внешнеторговый паттерн: после 2015 года соглашение о партнерстве стало своего рода базисом для разработки новых и обновления уже существующих у Чили ССТ с другими государствами и блоками (включая соглашение с Канадой 2017 г.40 и новое соглашение об ассоциации с Евросоюзом, которое все еще находится на стадии согласования).

Оставаясь верной избранной еще в начале 1990-х стратегии внешнеэкономической деятельности, Чили, несмотря на региональный статус, существенно подняла свой международный авторитет и превратилась в одного из главных локомотивов свободной торговли на пространстве АТР, способного играть консолидирующую роль при формировании новых форматов экономической интеграции.

 

 

 1Tratado de Asociación Transpacífico // Gobierno del Perú. 2016 // URL: http://www.acuerdoscomerciales.gob.pe/index.php?view=article&catid=191%3Atextos-negociados-del-tpp&id=333%3Atextos-del-tpp&format=pdf&option=com_content&Itemid=210 (дата обращения: 11.04.2019).

 2Japón ratifica el Acuerdo Transpacífico de Cooperación Económica // Sputniknews. 2016. 9 авг. // URL: https://mundo.sputniknews.com/economia/201611101064745907-japon-economia-tpp/ (дата обращения: 30.04.2019).

 3Tratado de Libre Comercio entre el Gobierno de la República de Chile y Canadá // Servicio Nacional de Aduanas. 1996 // URL: https://www.aduana.cl/aduana/site/docs/20070228/20070228101053/tlc_chile___canada.pdf (дата обращения: 01.04.2019).

 4Tratado de Libre Comercio Chile - México // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2004 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2013/08/Tratado.pdf (дата обращения: 19.03.2019).

 5Tratado de Libre Comercio Chile - Estados Unidos // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2004 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2010/12/Tratado-EE.UU-I-OPT2.pdf (дата обращения: 17.03.2019).

 6Acuerdo Estratégico Transpacífico de Asociación Económica // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2005 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2011/09/P4-acuerdo-texto-completo_baja.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

 7Acuerdo de Libre Comercio entre la República de Chile y la República del Perú // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2009 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2011/11/TLC-Chile-Per%C3%BA_Parte1.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

 8Acuerdo entre la República de Chile y Japón para una Asociación Económica Estratégica // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2007 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2017/
06/Acuerdo-de-Asociaci%C3%B3n-Econ%C3%B3mica-Estrat%C3%A9gica.pdf (дата обращения: 01.03.2019).

 9Tratado de Libre Comercio entre el Gobierno de la República de Chile y el Gobierno de Australia // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2008 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2010/01/Tratado-de-Libre-Comercio-Chile-Australia.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

10Tratado de Libre Comercio Chile - Malaisia // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2010 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2010/01/Tratado-de-Libre-Comercio-Chile-Australia.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

11El acuerdo que busca inclinar el eje económico de la tierra hacia el Pacífico // Diario La Tercera Negocios. 2015. Octubre, 11. P. 4.

12Guerra M. México en el TPP / M.Guerra // Foreign Affairs Latinoamérica. 2012 // URL: http://www.revistafal.com/index.php?option=com_content&view=article&id=588:mexico-en-el-acuerdo-estrategico-transpacifico-de-asociacion-economica
&catid=156&Itemid=490 (дата обращения: 01.03.2019).

13Schwab S. After Doha: Why the Negotiations are Doomed and What We Should do About it / S.Schwab // Foreign Affairs. 2011. Vol. 90. №3. P. 104.

14TPP: Obama da un paso decisivo para consolidar su giro al Asia Pacífico // Diario El Mercurio. 2015. Octubre, 12. P. A5.

15Интервью Посла России в КНР А.И.Денисова информагентству «Россия сегодня». 8 дек. 2015 г. // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2015. 8 дек. // URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/1967190 (дата обращения: 11.04.2019).

16TPP: Japón será principal receptor de productos chilenos que suma acuerdo // Diario Financiero. 2015. Noviembre, 11. P. 32.

17Intercambio Comercial // Servicio Nacional de Aduanas de la República de Chile. 2018 // URL: https://www.aduana.cl/aduana/site/docs/20181217/20181217151753/resumen_intercambiocomercial_2002_2018_v16042019.xlsx (дата обращения: 12.05.2019).

18El TPP es un pacto económico, pero tiene también implicancias geopolíticas // Diario La Tercera. 2015. Octubre, 12. P. 22.

19Miembros del TPP firman acuerdo y ahora será revisado por los 12 países // Diario La Tercera. 2016. Febrero, 4. P. 26.

20Gobierno dice que pronto se liberarán los 30 capítulos del TPP // Diario La Tercera. 2015. Octubre, 10. P. 67.

21Un ineludible comentario sobre el TPP // Diario Financiero. 2016. Marzo, 30. P. 2.

22Heraldo Muñoz: «No podíamos suscribir un acuerdo donde el país no ganara, y menos aún si retrocedía» // Diario La Tercera Negocios. 2015. Octubre, 11. P. 7.

23Las claves del acuerdo comercial // Diario La Tercera Negocios. 2015. Octubre, 11. P. 8.

24El TPP es un pacto económico, pero tiene también implicancias geopolíticas…

25Heraldo Muñoz: «No podíamos suscribir un acuerdo donde el país no ganara, y menos aún si retrocedía»…

26Programa de Gobierno Michelle Bachelet 2014-2018 // Biblioteca Nacional de Chile. 2013 // URL: http://www.bibliotecanacionaldigital.gob.cl/bnd/646/w3-article-157782.html (дата обращения: 16.04.2019).

27Declaración pública: Chile debe transparentar la negociación del TPP // PiensaChile. 2013 // URL: http://piensachile.com/2013/12/34-diputados-y-15-senadores-piden-que-se-detenga-y-transparente-negociacion-del-tpp/ (дата обращения: 05.03.2019).

28TPP al plebiscito // Diario El Mercurio. 2016. Febrero, 29. P. 2.

29Parlamentarios critican firma del TPP y condicionan aprobación en el Congreso // Diario La Tercera. 2016. Febrero, 3. P. 12.

30Miembros del TPP firman acuerdo y ahora será revisado por los 12 países…

31Ibid.

32Estados Unidos Confirman la participación en reunión del TPP en Viña // Diario La Tercera. 2017. Marzo, 5. P. 15.

33Miembros del TPP están dispuestos a avanzar con el pacto, con o sin EE.UU // Diario El Mercurio. 2017. Enero, 24. P. 4.

34Trump hace gesto al libre comercio: quiere ser miembro clave en bloque Asia Pacífico // Diario Financiero. 2017. Marzo, 16. P. 24.

35Miembros del TPP están dispuestos a avanzar con el pacto, con o sin EE.UU…

36Tratado Integral y Progresista de Asociación Transpacífico // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2018 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2014/04/CPTPP.ENG-Formatted-002.pdf (дата обращения: 03.03.2019).

37Primer ministro de Canadá pidió suspender firma del TPP // Cooperativa.cl. 2017. 10 ноя. // URL: https://www.cooperativa.cl/noticias/pais/relaciones-exteriores/acuerdos-comerciales/primer-ministro-de-canada-pidio-suspender-firma-del-tpp/2017-11-10/100242.html (дата обращения: 04.04.2019).

38Canciller Muñoz encabeza firma del Tratado Integral y Progresista de Asociación Transpacífico: “Estamos orgullosos de concluir este proceso” // Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2018. 8 мар. // URL: https://minrel.gob.cl/canciller-munoz-encabeza-firma-del-tratado-integral-y-progresista-de/minrel/2018-03-08/192644.html (дата обращения: 12.05.2019).

39Las regions son el motor del dinamismo de Chile en APEC // El Mercurio Valparaíso. 2017. Noviembre, 19. P. 8.

40Acuerdo para modificar en materia de inversión y en comercio y género el Tratado de libre comercio entre el gobierno de la República de Chile y el Gobierno de Canadá // Dirección General de Relaciones Economicas Internacionales del Ministerio de Relaciones Exteriores de la República de Chile. 2017 // URL: https://www.direcon.gob.cl/wp-content/uploads/2017/06/ALT-SP-Compiled-Chile-Canada-FTA-Amending-Agreement-Investment-Gender-final-31-May-2017.pdf (дата обращения: 03.04.2019).