Российская Федерация является участником ряда многосторонних соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В их числе - Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 года1, Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества независимых государств в области обеспечения информационной безопасности от 20 ноября 2013 года2, и Соглашение о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 года3.
Отмечая политическую важность этих договоренностей, достигнутых в многостороннем формате и свидетельствующих о единстве подходов России и ее партнеров к формированию системы международной информационной безопасности, следует подчеркнуть, что эффективным и практически ориентированным механизмом взаимодействия также являются двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в рассматриваемой области.
Первым таким документом стало подписанное 14 мая 2010 года в Москве Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности4.
Главным отличием этого соглашения стали впервые сформулированные в тексте документа подобного рода основные угрозы в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в международных конфликтах во враждебных целях как в гражданской, так и военной сферах, включая выведение из строя критически важных инфраструктур. Наряду с этими угрозами в соглашении указывалось на возможное использование упомянутых технологий для осуществления террористической и иной преступной деятельности с использованием доминирующего положения в сфере ИКТ в ущерб интересам и безопасности других государств.
Таким образом, обозначенная Россией еще в 1998 году в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/53/70 «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»5 так называемая «триада угроз» получила свое развитие в формате двусторонних договоренностей двух государств - участников БРИКС.
Приверженность подобному подходу к оценке ключевых угроз международной информационной безопасности уже спустя два месяца, в июле 2010 года, подтвердила в докладе по итогам своей работы в 2009-2010 годах6 Группа правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, в состав которой входили эксперты 15 ведущих стран мира: Беларуси, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Италии, Катара, Китая, Республики Корея, России, США, Франции, Эстонии и ЮАР.
В российско-бразильском соглашении впервые были определены конкретные направления сотрудничества сторон, приоритетными из которых стали осуществление необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности, в том числе в интересах защиты национальных критически важных инфраструктур, взаимодействие в рамках международных организаций и форумов по проблемам в указанной области, а также обмен опытом, подготовка специалистов, проведение рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов.
Соглашение с Бразилией стало первым для России опытом выстраивания двустороннего сотрудничества с иностранными партнерами, который спустя три года получил свое продолжение.
25 декабря 2013 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности7.
В отличие от российско-бразильского соглашения данное соглашение значительно расширило спектр угроз в информационной сфере. В качестве основных угроз стороны выделили ранее упомянутую «триаду»: разработку и применение информационного оружия, подготовку и ведение информационной войны, информационный терроризм, информационную преступность.
Но наряду с этими, ранее признанными угрозами в соглашении сделан акцент на новые угрозы, связанные с использованием доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств, с распространением информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств, а также на угрозы безопасному и стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющих природный и (или) техногенный характер.
При этом ряд основных направлений сотрудничества сторон, предусмотренных российско-белорусским соглашением, был аналогичен направлениям, закрепленным в 2010 году в соглашении с Бразилией.
Так, наряду с осуществлением необходимых совместных мер в области обеспечения международной информационной безопасности предусматривалось создание системы мониторинга и совместного реагирования на возникающие в этой области угрозы. На выработку единых подходов к оценке данных угроз и способов борьбы с ними было направлено обязательство об обмене информацией о национальном законодательстве по вопросам обеспечения информационной безопасности.
Одним из ключевых направлений сотрудничества стороны определили обеспечение информационной безопасности критически важных объектов, поскольку угрозы в этой области становились все более очевидными и требовали повышенного внимания с учетом возможных последствий их реализации.
В соглашении большое внимание уделено проведению экспертиз, исследований и оценок в области обеспечения информационной безопасности, а также совершенствованию международно-правовой базы и практических механизмов профильного сотрудничества сторон на различных международных площадках, взаимодействию в рамках международных организаций и форумов при обсуждении проблем обеспечения международной информационной безопасности.
Стороны придали значимость обмену опытом, подготовке специалистов, проведению рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов в области информационной безопасности.
Однако, несмотря на схожесть отдельных направлений сотрудничества с российско-бразильским соглашением, межправительственное соглашение России и Белоруссии уже охватывало более широкий спектр взаимодействия партнеров.
Так, в числе новых направлений сотрудничества стороны закрепили выработку совместных мер по развитию норм международного права в области ограничения распространения и применения информационного оружия, создающего угрозы обороноспособности, национальной и общественной безопасности. Ключевыми направлениями совместных усилий стали противодействие угрозам использования ИКТ в террористических целях и борьба с информационной преступностью.
В качестве одного из основных направлений сотрудничества в соглашении впервые было обозначено содействие обеспечению безопасного, стабильного функционирования сети Интернет и интернационализации управления данной Сетью. Новым направлением стали разработка и осуществление совместных мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности. Стороны достигли договоренности о регулярном обмене информацией по вопросам, связанным с осуществлением сотрудничества по вышеперечисленным направлениям, а также о создании условий для взаимодействия компетентных органов в целях реализации соглашения.
Особое место в перечне основных направлений российско-белорусского сотрудничества заняло формирование и осуществление согласованной в рамках Союзного государства военной политики в области международной информационной безопасности. Данная договоренность подчеркнула исключительный характер союзнических отношений России и Беларуси, близость их позиций и подходов в указанной области.
Следующими двусторонними договоренностями стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, подписанное 11 июля 2014 года в Гаване8.
Отличительная черта данного соглашения - новые подходы к формулированию основных угроз международной информационной безопасности как следствие неправомерного использования ИКТ в противоправных целях.
Прежде всего это относилось к использованию таких технологий в качестве информационного оружия в военно-политических целях, противоречащих международному праву, для осуществления враждебных действий и актов агрессии, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности.
Следующий вид угроз был связан с использованием ИКТ в террористических целях, в том числе для оказания деструктивного воздействия на критическую информационную инфраструктуру, а также для пропаганды терроризма и привлечения к террористической деятельности новых сторонников.
Отдельное внимание было уделено использованию указанных технологий для вмешательства во внутренние дела суверенных государств, нарушения общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой и межконфессиональной вражды, пропаганды расистских и ксенофобских идей и теорий, порождающих ненависть и дискриминацию, подстрекающих к насилию и нестабильности, а также для дестабилизации внутриполитической обстановки, нарушения управления государством и в целях свержения конституционного строя.
В числе угроз также было упомянуто использование ИКТ для совершения преступлений, в том числе связанных с неправомерным доступом к информационным ресурсам, с созданием, использованием и распространением вредоносных компьютерных программ.
В российско-кубинском соглашении, как и в соглашении России с Беларусью, в качестве одной из основных угроз международной информационной безопасности рассматривалось использование информационно-коммуникационных технологий для распространения информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств.
В соглашении с Кубой была обозначена и новая, ранее не упоминавшаяся в двусторонних договоренностях угроза - использование ИКТ для нанесения ущерба третьим странам с использованием информационного пространства и информационных ресурсов государств.
Подобная оценка существующих и потенциальных угроз в области международной информационной безопасности предопределила характер основных направлений сотрудничества России и Кубы, которые по своему содержанию практически совпадали с направлениями российско-белорусского сотрудничества.
Новыми в российско-кубинском соглашении стали практически ориентированные направления, связанные с созданием механизмов двустороннего сотрудничества, а также с содействием обмену оборудованием, технологиями и специализированными системами для повышения потенциала государств в целях предотвращения угроз информационной безопасности и противодействия этим угрозам.
Таким образом, соглашение не только подтвердило схожесть подходов России и Кубы к обеспечению международной информационной безопасности, но и продемонстрировало тенденцию придания подобным соглашениям максимально прикладного характера.
Отдельного внимания с точки зрения реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности стало подписание 8 мая 2015 года в Москве Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности9.
Специфика данного соглашения выразилась в новых подходах России и Китая к оценке основных угроз международной информационной безопасности, которые стали возможными вследствие использования ИКТ для осуществления актов агрессии, направленных на нарушение суверенитета, безопасности, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности и стратегической стабильности, а также для нанесения экономического и другого ущерба, в том числе путем оказания деструктивного воздействия на объекты информационной инфраструктуры.
Стороны договорились сотрудничать по ряду основных направлений, впервые ставших предметом взаимодействия России со своими ближайшими партнерами.
Это прежде всего касалось совместного реагирования на угрозы в области обеспечения международной информационной безопасности и создания в этих целях соответствующих каналов связи и контактов.
Прикладной характер носили обмен информацией и сотрудничество в правоохранительной области в целях расследования дел, связанных с использованием ИКТ в террористических и криминальных целях.
Важными направлениями являлись сотрудничество между компетентными органами стран в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры государств, а также обмен технологиями и сотрудничество между уполномоченными органами государств в области реагирования на компьютерные инциденты.
Ставилась задача по разработке и осуществлению необходимых совместных мер доверия, способствующих обеспечению международной информационной безопасности.
Впервые были конкретизированы международные организации и форумы (ООН, Международный союз электросвязи, Международная организация по стандартизации, Шанхайская организация сотрудничества, объединение БРИКС, Региональный форум АСЕАН по безопасности), в рамках которых стороны планировали углубить свое сотрудничество и координацию деятельности по проблемам обеспечения международной информационной безопасности.
На качественно новый уровень выводилась аналитическая составляющая сотрудничества сторон, поскольку одним из его основных направлений стало создание механизма сотрудничества между уполномоченными органами государств в целях обмена информацией и совместного использования информации о существующих и потенциальных рисках, угрозах и уязвимостях в области информационной безопасности, их выявления, оценки, изучения, взаимного информирования о них, а также предупреждения их возникновения.
15 октября 2016 года в Гоа еще с одним ключевым партнером России по БРИКС -
Индией было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий10.
Это соглашение учитывало не только близость подходов обеих стран к рассматриваемой проблематике, но и особенности национального законодательства партнеров в рассматриваемой области. Именно поэтому предусматривалось сотрудничество в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, а не ставшей уже привычной области обеспечения международной информационной безопасности. Однако данное изменение не повлияло на содержательное наполнение достигнутых договоренностей и их основные параметры.
Соглашение закрепило оценку России и Индии основных угроз в указанной области, среди которых впервые были отмечены вредоносное использование ИКТ, направленное на подрыв суверенитета, нарушение территориальной целостности и создание угрозы международному миру, правам человека, свободе выражения мнений, безопасности и стратегической стабильности, а также вредоносные атаки на критическую информационную инфраструктуру, которые способны подорвать безопасное и стабильное функционирование глобальных и национальных информационно-коммуникационных сетей, в том числе действия, способные нанести экономический вред.
Отличительной особенностью соглашения стала его практическая ориентированность, о чем свидетельствует ряд основных направлений сотрудничества сторон, которые сохранили преемственность российских подходов к оценке угроз в рассматриваемой области и мер по их предотвращению.
На первый план вышло создание системы защищенного обмена информацией об инцидентах с использованием ИКТ и компьютерных атаках, об их источниках, исполнителях и о снижении последствий таких инцидентов и атак.
Стороны также договорились о содействии выработке мер в области ограничения распространения и использования вредоносных средств и уязвимостей в сфере использования ИКТ, которые могут угрожать национальной и общественной безопасности, в том числе на международном уровне.
В числе основных направлений сотрудничества большое внимание было уделено борьбе с преступностью в сфере использования ИКТ. Стороны договорились сотрудничать в целях противодействия использованию ИКТ в преступных целях, в том числе путем содействия сотрудничеству между правоохранительными органами государств посредством приближенного к реальному времени обмена информацией и сбора доказательств, а также наращивать потенциал и нарабатывать навыки в области обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ, борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием ИКТ, и в области проведения криминалистических исследований, связанных с ИКТ.
Важное место отводилось созданию механизма двустороннего сотрудничества в области исследований и развития, в том числе в сфере технологий, стандартов, методов проведения испытаний и разработки средств для обеспечения безопасности в сфере использования ИКТ.
В практической плоскости лежали договоренности о развитии сотрудничества сторон в сфере обмена информацией между соответствующими уполномоченными органами государств в области выявления, предотвращения и снижения последствий компьютерных атак посредством взаимодействия центров (групп) реагирования на компьютерные чрезвычайные ситуации (компьютерные инциденты).
Российско-индийское соглашение впервые предусматривало обмен данными не только о компетентных органах сторон, ответственных за реализацию достигнутых договоренностей, но и каналах прямого обмена информацией по конкретным направлениям сотрудничества.
Однако главным организационным аспектом соглашения стало положение о содействии налаживанию диалога между заместителем секретаря Совета безопасности Российской Федерации и заместителем советника по вопросам национальной безопасности Республики Индии в качестве основного механизма для определения направлений в основных сферах сотрудничества и совместного обзора осуществления мероприятий, согласованных в рамках достигнутых договоренностей.
Таким образом, в подписанном документе впервые определялись должностные лица, отвечающие за координацию деятельности сторон по выполнению межправительственного соглашения. Подобное решение подтвердило заинтересованность России и Индии в развитии эффективного и нацеленного на конкретные результаты двустороннего сотрудничества в рассматриваемой области.
Менее чем через год, 4 сентября 2017 года, в китайском Сямэне было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, которое подвело черту в достижении Россией со всеми без исключения государствами - участниками БРИКС двусторонних договоренностей о сотрудничестве в указанной области11.
Соглашение стало свидетельством высокого уровня доверия между Россией и ЮАР, подтверждением российско-южноафриканского стратегического партнерства по одному из наиболее приоритетных направлений обеспечения международной и национальной безопасности, зафиксировало единство подходов к обеспечению международной информационной безопасности, заложив международно-правовую основу для реализации конкретных совместных инициатив в этой области.
Документ подтвердил общность позиций сторон в отношении оценки основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности, а также закрепил ключевые направления сотрудничества России и ЮАР в данной области.
Данные направления определялись с учетом необходимости противодействия указанным в тексте соглашения угрозам и в целом были аналогичными направлениям сотрудничества России с другими государствами объединения БРИКС.
Основное внимание уделялось взаимодействию в правоохранительной области в целях расследования дел, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в террористических и криминальных целях, а также взаимодействию компетентных органов в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры и сотрудничеству уполномоченных органов в области реагирования на компьютерные инциденты.
Соглашение с ЮАР стало первым соглашением, в котором одним из основных направлений сотрудничества сторон было определено содействие научным исследованиям в области обеспечения международной информационной безопасности, а также проведение совместных научно-исследовательских работ.
Кроме того, документ определил общие принципы сотрудничества, которое должно было способствовать социальному и экономическому развитию, было совместимо с задачами поддержания международного мира, безопасности и стабильности и соответствовало общепризнанным принципам и нормам международного права. В их числе - принципы взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы и угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципы двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы государств.
Также предусматривалось, что деятельность сторон в рамках соглашения должна быть совместимой с правом каждой стороны искать, получать и распространять информацию с учетом того, что такое право может быть ограничено национальным законодательством государств в целях обеспечения национальной безопасности.
Одновременно каждая сторона сохраняла собственные права на защиту информационных ресурсов государства от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от компьютерных атак на них, и обязалась не осуществлять по отношению к другой стороне подобных действий, а также оказывать содействие партнерам по соглашению в реализации указанных прав.
Следующим двусторонним межправительственным соглашением России в рассматриваемой области стало подписанное 6 сентября 2018 года в Сочи Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности12.
Документ отразил единые подходы России и Вьетнама в указанной области и заложил необходимую международно-правовую основу для реализации конкретных совместных инициатив на данном стратегически важном направлении обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, соглашение закрепило общность позиций обеих стран в отношении оценки основных угроз в области обеспечения международной информационной безопасности, перечень которых содержал ставшие уже традиционными для текстов подобных двусторонних договоренностей угрозы, связанные с использованием ИКТ для осуществления актов, направленных на нарушение суверенитета, безопасности и территориальной целостности государств, для нанесения экономического ущерба, в террористических и других противоправных целях, а также для вмешательства во внутренние дела государств и ряд других угроз.
Предусмотренные соглашением основные направления сотрудничества сторон охватывали весь спектр совместного противодействия упомянутым угрозам и выводили взаимодействие Москвы и Ханоя в рассматриваемой области на качественно новый уровень, позволяющий объединить усилия не только в межгосударственном и межведомственном форматах, но и на площадках различных международных организаций и форумов.
Важное место в достигнутых договоренностях сторон занимало взаимодействие в области передачи технологий в сфере информационной безопасности в соответствии с национальным законодательством сторон. Это был новый, практически ориентированный аспект сотрудничества России с зарубежными партнерами в чувствительной для национальной безопасности области.
Кроме того, впервые в рамках двустороннего межправительственного соглашения в целях содействия его эффективной реализации и установления непосредственного взаимодействия между сторонами были определены координирующие органы. Согласно российско-вьетнамскому соглашению, такими органами стали: аппарат Совета безопасности - от Российской Федерации и Министерство общественной безопасности - от Социалистической Республики Вьетнам.
Назначение координирующих органов стало знаковым шагом в развитии сотрудничества России и Вьетнама в области обеспечения международной информационной безопасности и подтвердило нацеленность Москвы и Ханоя на эффективное взаимодействие, направленное на повышение уровня защищенности от угроз в указанной области.
Согласно подписанному соглашению, такое взаимодействие обеспечивалось возможностью компетентных органов сторон вести прямой диалог по профильным направлениям сотрудничества, а также проведением на регулярной основе двусторонних межведомственных консультаций.
5 апреля 2019 года было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности13, которое стало первым двусторонним межправительственным соглашением, подписанным Россией с центральноазиатским государством.
По мнению МИД России данный документ свидетельствует о незыблемости стратегического партнерства России и Туркменистана, подчеркивает стремление наращивать взаимодействие двух стран и координировать позиции по одному из ключевых элементов системы международной и национальной безопасности.
В соглашении отражена принципиальная близость взглядов обоих государств на подходы к обеспечению международной информационной безопасности и заложена международно-правовая основа для реализации конкретных совместных инициатив в этой области.
Как заявило российское внешнеполитическое ведомство, Россия и Туркменистан выступают с общих позиций в отношении оценки основных угроз в области международной информационной безопасности. К таким угрозам партнеры относят, в частности, использование ИКТ для осуществления актов агрессии, нарушения суверенитета, безопасности и территориальной целостности государств, для вмешательства в их внутренние дела, для нанесения экономического и другого ущерба, в том числе путем оказания деструктивного воздействия на объекты информационной инфраструктуры, а также использование указанных технологий в террористических и иных преступных целях.
Важным шагом стало достижение договоренностей об установлении прямого диалога компетентных ведомств России и Туркменистана по всему спектру вопросов обеспечения международной информационной безопасности, а также о проведении на регулярной основе полномасштабных двусторонних межведомственных консультаций по данной проблематике14.
В целом в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности для достижения двусторонних договоренностей о сотрудничестве в 2010-2019 годах проведены межведомственные консультации и рабочие встречи российских экспертов с партнерами из государств - членов ШОС и ОДКБ, государств - участников БРИКС и СНГ, делегациями США, стран Западной Европы, Центральной и Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, других стран мирового сообщества.
В ходе этих консультаций обсуждались оценки современной ситуации в информационном пространстве, новые вызовы и угрозы международной информационной безопасности, включая их военно-политическую, террористическую и криминальные составляющие, вопросы стратегии и политики обеспечения международной информационной безопасности не только в двустороннем плане, но и глобальном масштабе.
Большое внимание уделялось необходимости выработки правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информационном пространстве, в том числе в контексте развития международного права применительно к новой сфере - сфере использования ИКТ. Предполагалось задействовать в этих целях возможности площадки ООН (Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности). Также обсуждались меры укрепления доверия.
Эксперты обменивались национальным опытом борьбы с использованием ИКТ в террористических и иных преступных целях. Практический характер носили вопросы сотрудничества в области реагирования на компьютерные инциденты и обеспечения безопасности объектов критической информационной инфраструктуры. Кроме того, в поле зрения специалистов всегда были подходы к интернационализации управления сетью Интернет.
Исключительно эффективными с точки зрения обсуждения проблематики обеспечения международной информационной безопасности и достижения договоренностей о начале двустороннего взаимодействия в данной области зарекомендовали себя международные встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, проводимые ежегодно начиная с 2010 года под руководством секретаря Совета безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева.
Только в 2017-2019 годах на полях таких встреч в Завидове (Тверская область), Сочи и Уфе представители аппарата Совета безопасности Российской Федерации и МИД России достигли с руководителями делегаций Венесуэлы, Вьетнама, Египта, Зимбабве, Индонезии, Ирака, Ирана, Республики Корея, Малайзии, Никарагуа, Пакистана, Саудовской Аравии, Сербии, Сингапура и ряда других государств договоренностей о проведении профильных межведомственных консультаций.
Подобные контакты способствовали началу диалога Российской Федерации с упомянутыми странами на данном стратегически важном направлении обеспечения безопасности в информационной сфере.
В настоящее время работа по достижению договоренностей о двустороннем сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности продолжается. С рядом новых партнеров Россия приступила к согласованию проектов межправительственных соглашений, открывающих широкие возможности для совместного противодействия нарастающим угрозам в информационной сфере.
В целом выстраивание двусторонних отношений по вопросам обеспечения международной информационной безопасности (безопасности в сфере использования ИКТ), развитие практически ориентированного сотрудничества на основе достигнутых договоренностей, а также координация действий на различных международных площадках способствует созданию действенной нормативно-правовой и организационной основы формирования глобальной системы международной информационной безопасности.
1Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 16 июня 2009 г. // URL://http://base.garant.ru/2571379/.
2Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в области обеспечения информационной безопасности от 20 ноября 2013 г. // URL://http:// base.garant.ru/70604710/.
3Соглашение о сотрудничестве государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности в области обеспечения информационной безопасности от 30 ноября 2017 г. // URL://http://docs. cntd.ru/document/542645728.
4Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной и коммуникационной безопасности от 14 мая 2010 г. // URL://http://ivo. garant.ru/#/document/70226648/paragraph/1:0.
5Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/53/70 от 4 декабря 1998 г. // URL://https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N99/760/05/PDF/N9976005.pdf?OpenElement.
6Доклад Группы правительственных экспертов ООН по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности 2010 года. А/65/201 от 30 июля 2010 г. // URL://https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/453/65/PDF/N 0545365.pdf?OpenElement.
7Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 25 декабря 2013 г. // URL://https://base.garant.ru/70593484/.
8Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 11 июля 2014 г. // URL://https://base.garant.ru/70699042/.
9Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 8 мая 2015 г. // URL://http://docs.cntd.ru/document/ 420283259.
10Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий от 15 октября 2016 г. // URL://https://base. garant.ru/71516368/.
11Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 4 сентября 2017 г. // URL://https://base.garant.ru/ 71764786/.
12Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 6 сентября 2018 г. // URL:// http://docs.cntd.ru/document/ 554398783.
13Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 5 апреля 2019 г. // URL://http://docs.cntd.ru/document/554879410.
14Сообщение МИД России для СМИ. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // URL://http://www.mid.ru/web/guest/ maps/tm/asset_publisher/32J0LjSL2Nmm/ content/id/3602835.