Проблематика диалога культур заняла в международных отношениях в последние годы одно из центральных мест, потеснив традиционные политические, экономические и военные вопросы. Одной из центральных мировых площадок обсуждения этой тематики стали Международные Лихачевские научные чтения, проходящие регулярно в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и собирающие до 1,5 тыс. участников, в том числе до 200-300 звезд науки мировой величины из десятков стран мира1. Американский социолог Эммануил Валлерстайн и китайский академик Ли Цзин Цзе, глава «Альянса цивилизаций», экс-президент Португалии Жоржи Сампайю и французский литературовед Рене Герра, члены президиумов Российской академии наук и Российской академии образования - персоны, определяющие уровень этого форума гуманитариев на берегах Невы.

Начало Чтениям было положено самим академиком Д.С.Лихачевым в 1993 году в виде Дней науки в Гуманитарном университете профсоюзов, почетным доктором которого он был избран. После ухода из жизни Дмитрия Сергеевича Указом Президента РФ В.В.Путина от 23 мая 2001 года №587 Об увековечивании памяти Д.С.Лихачева Чтениям был присвоен государственный статус и имя «Лихачевские». Сегодня они проводятся Конгрессом петербургской интеллигенции совместно с Санкт-Петербургским Гуманитарным университетом профсоюзов под патронатом Министерства иностранных дел России, Российской академии наук, Российской академии образования.

Недавно вышел в свет очередной сборник докладов Чтений, дающий богатую пищу для размышлений. Авторы докладов олицетворяют собой мировую государственную, общественную, академическую и культурную элиту*(*Президент Киргизии (1990-2005 гг.) академик РАН А.А.Акаев, генеральный директор Кабинета министра иностранных дел (Саудовская Аравия) М.А.Ат-Тайеб, посол Азербайджана в РФ П.Бюль-Бюль оглы, министр иностранных дел РФ С.В.Лавров, генеральный директор ЮНЕСКО (1987-1999 гг.) Ф.Майор, академик РАН Е.М.Примаков, Высокий представитель Генерального секретаря ООН по «Альянсу цивилизаций» Ж.Сампайю, заместитель министра иностранных дел РФ А.В.Яковенко, профессора Р.Герра (Франция), Син Гуанчэн (Китай), М.Дрюэн (Франция), Д.Ч.Капур (Индия), С.Уайт (Великобритания), Н.Г.Хольм (Финляндия), М.Штюрмер (Германия); писатели Д.А.Гранин, А.А.Лиханов; политолог Александр Рар (Германия), президент РАН Ю.С.Осипов, вице-президент РАН А.Д.Некипелов, академики А.А.Гусейнов, О.Т.Богомолов, В.А.Лекторский, В.С.Степин и др.), а уровень дискуссии свидетельствует, что научное и нравственное наследие Д.С.Лихачева реализуется на практике и представители элит отчетливо осознают значение гуманитарных ценностей в современном мире.

Сегодня Чтения стали символом международного интеллектуального сотрудничества. По словам председателя Организационного комитета Чтений ректора СПбГУП академика А.С.Запесоцкого, важнейший принцип Чтений - собирать крупных, выдающихся мыслителей, уникальных специалистов в различных областях деятельности, сочетающих свои профессиональные успехи с масштабным видением реальности, умением по-особому проникнуть в суть вещей.

Тематика дискуссий IX Международных Лихачевских научных чтений определялась универсальной гуманитарной проблемой, вынесенной в название форума «Диалог культур и партнерство цивилизаций»: анализ тенденций межцивилизационного взаимодействия, включая глобальные вызовы современности. Особое место традиционно занимала популяризация творческого наследия Д.С.Лихачева**(**В СПбГУП прошла выставка трудов Д.С.Лихачева.), значимым было и проведение специальной программы - «Лихачевского форума старшеклассников России»2.

В приветствии участникам, организаторам и гостям Чтений Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил: «Ваш авторитетный форум, собравший представителей мировой интеллигенции, - это всегда событие. Его содержательные дискуссии и доклады, посвященные роли культуры и гуманитарного знания в жизни современного человека, партнерству цивилизаций, и многие другие вызывают большой интерес и широкий общественный резонанс»3. Высокая оценка значимости данного международного форума гуманитариев была дана и в приветствиях председателя правительства РФ В.В.Путина, председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В.Грызлова и других официальных лиц4.

В поле зрения участников Чтений оказались такие актуальные вопросы, как историко-культурные, экономические и правовые аспекты диалога культур и партнерства цивилизаций, обучение и воспитание молодежи в поликультурном мире, роль СМИ в глобальной информационной среде. Участники Чтений попытались по-новому взглянуть на диалектику историко-культурной самобытности различных стран и модернизационных процессов в обществе, выработать новые подходы к пониманию миссии культуры в глобальном мире.

Открывая обсуждение, А.С.Запесоцкий в своем докладе полемически обозначил современное состояние межцивилизационных отношений как многоуровневую дискуссию, в которой, наряду с конструктивными совпадениями во мнениях, сохраняются непреодоленные элементы конфликтности. При такой ситуации «культура играет в мировом развитии значительно большую роль, чем считалось ранее»5. Цель Лихачевских чтений обозначил экс-президент  Португалии Жоржи Сампайю как поиск путей для достижения нового качества международного культурного диалога, который создает мир, где можно «жить сообща, с чувством собственного достоинства - равными, но разными»6.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров посвятил свой доклад конкретным усилиям отечественной дипломатии по формированию полицентричного мироустройства, обеспечению равной безопасности и доступа всех государств к преимуществам глобализации в экономической, информационной и других областях: «Современный мир стоит перед лицом глобальных вызовов. Одной из самых серьезных является опасность возникновения новых разделительных линий, теперь уже не по идеологическому, а по культурно-цивилизационному признаку. Соперничество идеологий уступило место конкуренции систем ценностей и моделей развития»7. Министр подчеркнул, что в этих условиях важнейшим является сосуществование и синтез, а не доминирование и ассимиляция. С.В.Лавров отметил и возрастание роли религиозного фактора в международной жизни, и в этой связи важность конструктивного диалога представителей различных культурных и религиозных традиций. В его докладе обозначены основные направления деятельности российской дипломатии в вопросах укрепления межцивилизационного согласия, поддержки усилий ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы в сфере межкультурного диалога. Министр заверил участников дискуссии, что «Россия и впредь намерена активно содействовать утверждению в мировой политике и международном общественном мнении императива сохранения культурно-цивилизационного разнообразия как основы гармоничного мирового развития… как индивидуально, так и совместно с партнерами, со всеми, кому не безразлично культурное и духовное наследие человечества»8.

Доклад Чрезвычайного и Полномочного Посла Королевства Испания в РФ Хуана Антонио Марка Пужоля был посвящен деятельности «Альянса цивилизаций», работающего под эгидой ООН. Он акцентировал внимание собравшихся на необходимости последовательного и полного соблюдения международного права и прав человека. Докладчик отметил актуальность создания «нового всемирного соглашения, нового международного порядка, а также норм поведения, которые им должны управлять». Для этого нужно побудить всех участников мирового сообщества действовать в «мирной конкуренции… в соответствии с совместно установленными и принятыми правилами поведения, свободными от принуждения и дискриминации»9.

Жоржи Сампайю подвел краткие итоги деятельности «Альянса цивилизаций», в основе которого лежит идея сотрудничества международных и религиозных организаций и фондов в целях разрешения конфликтов и создания стратегий преодоления кризисных ситуаций. По мнению докладчика, деятельность «Альянса» доказала, что «вложения в культуру миротворчества, изучение прав человека, развитие понимания культурных различий сторицей окупятся и в тех странах, которые больше всего поражены напряженностью и конфликтами»10.

Экономический кризис еще раз показал невозможность однополярного мироустройства. В этой связи академик РАН Е.М.Примаков поделился в своем докладе идеями относительно перспектив развития страны. Россия, вступившая в полосу кризиса, «очень углубилась в процессы, которые определяют развитие мировой экономики»11. Е.М.Примаков привел пример Китая, который преодолевает кризис быстрее России, «хотя китайский валовый внутренний продукт так же, как у нас, в значительной части создан за счет экспорта, однако не сырья, а готовой продукции». У нас такая ситуация невозможна, поскольку структура экономики осталась сырьевой, и «мы не можем развернуть этот сырьевой поток, который не находит потребителя за рубежом, на внутренний рынок»12. Говоря о формуле выхода из кризиса, Е.М.Примаков выделил три взаимосвязанные задачи: минимизацию потерь для экономики и социальной жизни страны; определение точек роста, создание их «иерархии», поиск оптимального пути к подъему экономики; создание новой модели экономики России, которая не должна повторять модель, существовавшую до кризиса. Е.М.Примаков также представил свое видение положения на Ближнем Востоке и упомянул о проблемах, которые могли бы решаться Россией совместно с США.

О сути экономической стороны глобализации и необходимости учитывать ее особенности в практической политике говорил академик РАН О.Т.Богомолов. Российская экономика переживает второй после дефолта и девальвации рубля в 1998 году кризис, на сей раз более глубокий и продолжительный. В кризисных условиях дерегулирование, упование на «невидимую руку рынка» демонстрирует свою ущербность: «Настал момент истины, когда возможно извлечение уроков из ошибок прошлого и исправление того, что тормозит движение вперед»13. О.Т.Богомолов говорил и о важности разработки собственной российской стратегии, правильно учитывающей суть, движущие силы и преимущества глобализации.

Директор программ по России и Евразии Германского совета по внешней политике Александр Рар остановился на перспективах сотрудничества России и Запада. Он указал на недопустимость ситуации, при которой «будущее Европы будет строиться исключительно на основных положениях, выработанных НАТО и Евросоюзом, в то время как Россия, самая большая европейская страна по территории и численности населения, со всеми своими полезными ископаемыми, которые необходимы Европе для будущей экономической стабильности, окажется в изоляции по отношению к институционно закрепленному новому европейскому порядку»14.  

Профессор Университета имени Фридриха-Александра (Эрланген Норнберг) шеф-корреспондент газеты Die Welt Михаэль Штюрмер отметил, что кризис, по его мнению, угрожает всему зданию мировой цивилизации: «В подсознании каждого политика кроется страх возврата к той цепочке событий, которую «высвободила» Великая депрессия 1929 года». Это стало побудительным мотивом для протекционистского желания защитить свою страну. В России финансовый кризис, рассматриваемый вначале как «заболевание», постепенно охватил всю финансовую систему, а снижение цен на нефть и газ ниже критического уровня привело к социальным проблемам.

По мнению научного руководителя Института экономики РАН академика Л.И.Абалкина, «поиск путей, ведущий к сближению цивилизаций, требует не жесткого монолога о том, как надо жить другим, а диалога и взаимопонимания. Он требует отказа от поиска врага»15

О роли ценностей в процессе формирования новых социокультурных реальностей на постсоветском пространстве говорил на Чтениях академик РАН А.А.Акаев. Он выразил уверенность, что в отношениях между народами бывшего Советского Союза «сильнее окажутся непреходящие, фундаментальные, веками скреплявшие это пространство факторы: единая евразийская земля, общая история, целостное духовное пространство… многовековое добрососедство религий…»16. Именно Россия, по мнению А.А.Акаева, займет роль «локомотива» общего развития. Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в России Полад Бюль-Бюль оглы заявил, что является «убежденным сторонником идеи самоценности каждой из субкультур, не деля их на большие и малые, родственные или чужие, но при условии обязательного сохранения общности культурной ауры Евразийского пространства»17

По мнению профессора политологии из ФРГ д-ра Эберхарда Шнайдера, «диалог становится еще более трудным, если государственная группа в культурно обусловленном конфликте демонстрирует подавляющую экономическую и военную силу. Тогда вторая сторона конфликта будет делать акцент на культурных различиях и может отмежеваться с их помощью от другой культуры»18.

Вопросам развития демократии в поликультурном мире был посвящен доклад профессора Университета Глазго Стивена Уайта. Он утверждал, что «диалог демократий» проходил бы легче, если бы Россия признала, что чрезвычайно усложнила процессы гражданского контроля над правительством страны: «Восток, как и в советские годы, заявляет, что не является демократией в западном понимании, а выдвигает иное определение демократии (теперь это скорее «суверенная» демократия, нежели «социалистическая демократия»)»19.

В ходе конференции обсуждался национальный опыт правового развития. Ученые и политики затронули и проблемы взаимодействия между государствами, относящимися к основным правовым семьям современного мира. В «Декларации прав культуры», разработанной группой ученых СПбГУП под руководством Д.С.Лихачева, сказано: «Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры»20. Сегодня эти идеи Д.С.Лихачева обрели новое звучание. Вопросам равного доступа к культурным ценностям были посвящены работы двух секций IX Международных Лихачевских научных чтений: «Национальные правовые культуры и международное право в контексте глобализации» и «Миграционные процессы в условиях диалога культур и партнерства цивилизаций».

О месте права в культуре гражданского общества говорил судья Конституционного суда РФ Г.А.Гаджиев: «В праве есть свои ценности, нельзя забывать о том, что само право выступает как эффективный способ повышения уровня культуры общества, является социальной ценностью… Конституционное право любой страны - это в некотором смысле юридический язык эсперанто, с помощью которого в правовой сфере ведется диалог разных наций»21.

Значительное внимание участники конференции уделили вопросам воспитания молодежи, этнопедагогике в контексте межкультурного диалога (доклады академиков РАО В.И.Андреева, Г.Н.Волкова и др.). В этой связи рассматривались и проблемы межэтнической толерантности в студенческой среде (доклад академика РАО Ю.В.Сенько «Диалог культур в университете»). Культурные факторы девиантного поведения молодежи так же анализировались в дискуссиях. Заместитель министра образования и науки РФ В.В.Миклушевский отметил: «Ключевая задача на сегодня - научить граждан учиться на протяжении всей жизни… Только постоянное обновление знаний и компетенций может служить залогом успешности личности и в конечном итоге всего государства»22.  Российская система образования должна готовить граждан к условиям жизни в полиэтническом, поликультурном, толерантном сообществе.

Генеральный консул ФРГ в Санкт-Петербурге Петер Шаллер так выразил свое понимание роли воспитания молодежи: «Плодотворный, гармоничный диалог - весьма сложное явление. Нередко получается не диалог, а конфронтация. В международном диалоге имеются свои недостатки, но как их можно исправить? Более важный вопрос: существует ли возможность того, чтобы молодое поколение, будущие лидеры, могло участвовать в этом диалоге, не руководствуясь фактическим разочаровывающим и неэффективным опытом? Решение нельзя найти, основываясь только на политических маневрах. Истинным «ключом» к таким переменам является: образование и наличие принципов, воспитание сдержанности и доверия, создание стабильных условий жизни для всех народов и ограничение политики, проводимой с позиции силы»23. Консул особо подчеркнул значение человеческого фактора в диалоге культур.

Академик РАО А.С.Запесоцкий высказал свое мнение о роли СМИ в формировании нового типа российской культуры: «Приходится признать, что аморальность стала лейтмотивом жизни современного российского общества. И СМИ сыграли в формировании данной ситуации роль главного инструмента. В 1990-х годах происходит коренная переориентация предпочтений молодежи от нематериальных ценностей к материальным. Зарплата утвердилась в это время на первом месте в мотивах труда, оттеснив такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей через труд»24. А.С.Запесоцкий подчеркнул также негативную роль телевизионной рекламы в формировании личностных ориентаций подрастающего поколения.

Теме нравственности было посвящено и выступление соучредителя Конгресса петербургской интеллигенции писателя Д.А.Гранина. Он говорил о тяжелом духовном кризисе страны. Обществу, по мнению Д.А.Гранина, не хватает нравственных примеров. И очень важным писатель считает, «чтобы власть в нашей стране дорожила культурой, любила ее и опиралась на нее»25

С докладами на Чтениях выступили также президент Российской академии образования академик Н.Д.Никандров, академики РАН А.А.Кокошин, П.А.Минакир, А.Д.Некипелов, А.О.Чубарьян, член-корреспондент РАН Н.Н.Скатов, академик РАО И.С.Кон, директор Государственного Эрмитажа член-корреспондент РАН М.Б.Пиотровский и другие выдающиеся ученые.

Очевидно, что масштаб и содержание прошедшего международного форума требуют дальнейшего осмысления. Резюмируя состоявшееся обсуждение, академик РАН В.С.Степин выразил общее впечатление участников: «Здесь были поставлены важнейшие проблемы, высказано много интересных мыслей. На основе наших рассуждений можно выстроить некоторую стратегию анализа того, как в различных сферах деятельности - бизнесе, искусстве, политике, экономике, безопасности - появляются ростки нового… Они могут дать начало процессу общения и интегрирования различных форм культуры»26.

Символично, что столь представительный международный форум проводится в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, поскольку именно наука, образование и гуманитарные ценности в XXI веке, как и предсказывал Д.С.Лихачев, становятся пространством для конструктивного международного диалога.

В мае 2010 года в СПбГУП пройдут X, юбилейные Международные Лихачевские научные чтения. Они, несомненно, станут очередным шагом в осмыслении острейших гуманитарных проблем современности.

 

 

 1Обзор VIII Международных Лихачевских чтений см.: Международная жизнь. 2008. №7. С. 90-98.

 2Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С. 480-494.

 3Там же. С. 3.

 4Там же. С. 4-8.

 5Там же. С. 70.

 6Там же. С. 125.

 7Лавров С.В. Через активацию многосторонних усилий - к созданию гармоничных основ межцивилизационных отношений // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 85.

 8Там же. С. 87.

 9Пужоль Хуан Антонио Марк. Альянс цивилизаций в определении нового мирового управления // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 119.

10Сампайю Жоржи. Итоги деятельности «Альянса цивилизаций» // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 126.

11Примаков Е.М. Россия в современном мире // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 113.

12Там же. С. 114.

13Богомолов О.Т. Уроки глобального экономического кризиса // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 31-35.

14Рар Александр. Новые отношения между Западом и Россией // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения … С. 120.

15Абалкин Л.И. Поиск путей взаимопонимания цивилизаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 21.

16Там же.

17Бюль-Бюль оглы П. Азербайджан на перепутье диалога культур и цивилизации // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С.41.

18Шнайдер Э. От диалога культур к диалогу религий // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 173.

19Уайт С. Диалог демократий // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 149.

20Декларация прав культуры: проект [К 90-летию со дня рождения акад. Д. С.Лихачева]. СПб.: СПбГУП, 1996. С. 13.

21Гаджиев Г.А. Конституционные принципы, социальные ценности и взаимодействие правовых культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения… С. 52.

22Образование и воспитание молодежи в поликультурном мире // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения. С. 97.

23Шаллер П. Диалог культур и партнерство цивилизаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения. С. 304.

24Запесоцкий А.С. Российские СМИ как фактор формирования нового типа культуры // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения. С. 513-515.

25Гранин Д.А. Выдержит ли Россия вызовы времени? // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения. С. 55.

26Степин В.С. // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения. С. 221.