Еще в начале переговоров о выходе Великобритании из ЕС (о брекзите) для предотвращения возникновения ситуаций, подобных брекзиту, в будущем и снижения вероятности развала организации 27 стран ЕС сплотились в единый фронт для жесткого противостояния британскому плану выхода. Переговоры велись Евросоюзом с единых позиций. Так, для Великобритании закрывалась возможность добиваться уступок от ЕС благодаря применению традиционной тактики «челночной дипломатии», подразумевавшей поездки британского премьера и министров его кабинета по странам ЕС для разъяснения в приватной беседе с главами европейских государств выгод от поддержки ими британских планов.

Доминирование в ЕС германского подхода, гласившего, что спровоцировавшая брекзит Британия должна пострадать от него больше стран - членов Евросоюза, а также слабость британской позиции на переговорах из-за отсутствия рычагов воздействия на организацию предопределили неуступчивость Евросоюза на протяжении всего переговорного процесса. Набиравшая обороты торговая война между США и ЕС только ужесточила протекционистскую политику последнего, дополнительно затрудняя пересмотр условий экономической и финансовой интеграции между ЕС и Великобританией на период после брекзита.

На фоне скептического отношения нового Президента США по отношению к НАТО и его требований к европейским союзникам увеличить расходы на оборонные нужды выход Великобритании, традиционно больше других европейских стран тратившей на безопасность и оборону Европы, заставил европейцев задуматься о создании собственных военных возможностей для защиты континента от разного рода угроз. Началось движение в сторону создания европейского оборонного союза и европейской армии.

Успешное развитие военных и военно-политических интеграционных процессов ЕС требовало сплочения научно-технических и военно-промышленных комплексов стран - членов ЕС на основе стратегии «объединения и совместного использования» ресурсов («pooling and sharing»), поскольку являлось капиталоемким и наукоемким делом. При этом открывались возможности для продвижения экономической интеграции ЕС в целом, для обеспечения большей финансово-экономической стабильности еврозоны и увеличения конкурентоспособности европейских производителей в мире перед производителями третьих стран, прежде всего американскими и британскими.

Увеличивающаяся вероятность провала переговоров о брекзите и ожидавшееся разрушение в связи с бездоговорным выходом страны из ЕС («жесткий» брекзит) устоявшихся производственно-технологических связей между Британией и Европой сопровождались постепенным вытеснением британских производителей из экономических связей с континентом. Особенно чувствительным для британской экономики могло стать прекращение научно-технического и промышленного сотрудничества по линии военно-технического сотрудничества (ВТС), в рамках которого на основе совместного использования финансов и ресурсов европейских стран создавались основные современные дорогостоящие инновационные технологии двойного назначения. Так программировалось технологическое отставание Соединенного Королевства и вытеснение его промышленной продукции и технологий с различных европейских и мировых рынков, например с рынков авиакосмической продукции и IT-технологий.

Для лучшего развития оборонных закупок и разработки военного оборудования на основе стратегии «объединения и совместного использования» ресурсов европейцы увеличили в 2016 году финансирование Европейского оборонного агентства (ЕОА). Для облегчения финансирования совместных военных НИОКР без дублирования НАТО в июне 2017 года был создан Европейский оборонный фонд. Отсутствие механизмов участия третьих стран в его работе закрывало для Британии в ближайшем будущем возможность сотрудничать там с европейцами. Чтобы объединить усилия по созданию европейской оборонной идентичности и разработки вооружений силами стран - членов ЕС в ноябре 2017 года появилось Соглашение о постоянном структурированном сотрудничестве (Permanent Structured Cooperation, PESCO). Британия выразила желание сотрудничать с европейцами в рамках данных институтов, однако пока не могла добиваться этого, поскольку находилась в стадии выхода из ЕС.

Чтобы выход из ЕС не подорвал промышленную базу страны в принципе и влияние британского оборонного сектора (являвшегося самым крупным экспортером военного снаряжения и услуг в Европе и вторым в мире после США) на европейском рынке вооружений, британское правительство взяло на себя роль механизма политического управления в виде «головного заказчика» вооружений. Для оказания поддержки собственным производителям оно занялось распределением финансирования и заказов между различными британскими фирмами из разных районов страны. Производство технологий и вооружений на экспорт стало основой британской стратегии военных закупок, направленной на поддержание конкурентоспособности британских производителей и производственной базы страны во всех частях Соединенного Королевства на период брекзита и далее.

Чтобы обеспечить процветание страны даже в случае «жесткого» брекзита, правительство Т.Мэй стремилось сохранить технологические и производственные связи, прежде всего по линии ВТС, с находившимися во владении сразу нескольких европейских государств европейскими компаниями - MBDA; «BAE Systems», «Airbus», «Leonardo» и т. д. [1].

Резервируя возможность доступа после брекзита британских производителей на европейские рынки разработки и создания вооружений и другой промышленной продукции, британцы заключили ряд двусторонних перспективных договоров с европейскими странами. В 2017 году появились соглашение с Нидерландами о партнерстве в области кибербезопасности, противодействия терроризму и гибридным войнам [2] и широкомасштабное Соглашение по сотрудничеству в области обороны и безопасности с Польшей [3]. С 2010 года по линии Ланкастерских соглашений Великобритания тесно сотрудничала в областях ВТС с Францией [4].

Ударом по британской аэрокосмической промышленности, являющейся второй по своим размерам в мире после американской, стал отказ ЕС британским фирмам в участии (и финансировании) в последней стадии разработки двух космических программ: спутниковой навигационной системы «Galileo» (Galileo Satellite Navigation System) и программы наблюдения за состоянием Земли «Copernicus» (Copernicus Earth Observation programme). Позднее под предлогом того, что, выходя из ЕС, Британия становится третьей по отношению к ЕС страной, ей отказали и в использовании на равных с другими странами ЕС этих систем.

Из-за жесткого, безрезультатного ведения переговоров о брекзите к лету 2018 года стала очевидна возможность разрушающего существующие финансово-экономические, производственно-технологические и научно-исследовательские связи бездоговорного выхода. Стремясь избежать финансовые потери из-за такого сценария, в конце июня 2018 года корпорация BMW и компания «Airbus» пригрозили британскому правительству выводом из страны их производств в случае отсутствия к концу лета четких договоренностей об условиях выхода Британии из ЕС. Заявления этих крупных европейских фирм стали тревожным сигналом для британского премьера о возросшей вероятности обвала экономики из-за массового ухода из королевства перед лицом бездоговорного выхода иностранных фирм и разрушения прибыльных британских авиакосмического и автопромышленного комплексов. Сохранение в условиях брекзита в этих отраслях промышленных мощностей иностранных производств и квалифицированных кадров обеспечивало экономическую стабильность разных регионов страны.

В свою очередь, в соответствии с опросом общественного мнения, проведенным тогда же, летом 2018 года, большая часть директоров средних и крупных британских фирм (55% опрошенных) считали, что для их компаний важнее всего максимальный доступ к рынку ЕС и минимальные различия в стандартах и таможенных правилах [5].

Ситуация осложнялась тем, что Британия оказалась одна без реальной союзнической поддержки со стороны ее самого близкого союзника - США перед лицом протекционистской позиции ЕС. Хотя действующий Президент США Дональд Трамп высказывался за развал ЕС и начал с ним торговую войну, он действовал в интересах американских производителей и мало считался с интересами своих ближайших союзников [6].

Так, Д.Трамп стремился пролоббировать заключение торгового соглашения с Великобританией на период после брекзита в американских интересах и помешать установлению после выхода из ЕС более тесного, чем с США, сотрудничества Великобритании с ЕС. Не устраивало Трампа и активное налаживание финансового и экономического сотрудничества Великобритании с Китаем.

Военно-политические (признание Д.Трампом Иерусалима столицей израильского государства и перенесение туда в 2018 г. посольства США; выход из ядерного договора с Ираном, наложение на него экономических санкций и нагнетание напряженности на Ближнем Востоке и в район Персидского залива; признание Голанских высот территорией Израиля) и торгово-экономические авантюры США (торговая война с Китаем и ЕС, запрет на использование продукции китайской фирмы «Huawei») грозили Британии дополнительными, нежелательными в период брекзита финансовыми издержками. Требования Д.Трампа к союзникам по НАТО увеличить военные расходы до 4% ВВП в год также были обременительным делом. Поскольку политика Трампа слишком часто противоречила интересам большинства европейских союзников по многим вопросам международной жизни, чтобы не рисковать выстраиванием «особых партнерских отношений» с ЕС, Британия стала солидаризироваться со странами ЕС в противостоянии американским действиям.

Британская критика американской политики все еще компенсировалась британо-американским партнерством в военной области. Но из-за брекзита заметно сократились британские ассигнования на военные нужды, и Франция стала теснить Британию с позиций особо близких отношений с США.

На таком внешнеполитическом фоне в условиях нараставшей напряженности и беспокойства в обществе в британских профсоюзах и предпринимательской среде появились сначала летом 2018 года план «Чекерс», а затем, в ноябре 2018 года, проект соглашения о выходе Великобритании из ЕС и проект политической декларации о будущих отношениях между ними.

q

Оба документа получили одобрение 27 стран ЕС на внеочередном саммите организации 25 ноября 2018 года. Однако британский Парламент дважды отклонил их - 15 января 2019 года (432 голосами против 202 голосов), 12 марта 2019 года (391 голосом против 242). А 29 марта 2019 года (344 голосами против 286) отклонил в третий раз проект соглашения о выходе страны из ЕС, представленный на этот раз британским правительством без политической декларации.

Проблема состояла в том, что на досрочных парламентских выборах 2017 года Консервативная партия не получила достаточного количества мест в Парламенте для успешного прохождения правительственных законопроектов. Соглашение между консервативным правительством меньшинства Т.Мэй и Демократической юнионистской партией (ДЮП) о поддержке в Парламенте правительственных законопроектов (от 26 июня 2017 г.) провалилось в связи с несогласием лидера этой партии и ее членов с рядом положений проекта соглашения о выходе. Бóльшая часть парламентской фракция Консервативной партии также высказалась против ряда положений согласованных с ЕС документов.

Договор позволял стране соблюсти демократические принципы - выйти из Евросоюза в обозначенные законом сроки - 29 марта 2019 года. Однако все время переходного периода (начинавшегося с 30 марта 2019 г. и продолжавшегося неопределенно долгий срок) страна не имела права голоса при принятии законов ЕС, но должна была распространять на себя их действие. Британия оказывалась в «вассальном» положении по отношению к ЕС.

Британские парламентарии (особенно от Демократической юнионистской партии) жестко критиковали и пункт проекта договора о механизме сохранения режима открытой границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. Положение о возможности введения режима пограничных пунктов досмотра в портах Северной Ирландии и распространения на эту британскую территорию действия законодательства ЕС и Европейского суда - без закрепленного договором срока окончания действия такого режима и механизма его отмены - сохраняло на неопределенный срок фактическое членство страны в ЕС и программировало развал государства.

Т.Мэй сделала ряд безуспешных попыток договориться с ЕС о пересмотре положений проекта соглашения, чтобы обеспечить его прохождение через Парламент и избежать сценария бездоговорного брекзита с последующим обвалом британской экономики. Небольшая уступка ЕС, позволившая внести некоторые дополнения в проект не являвшейся юридически обязывающим документом политической декларации, только дополнительно негативно настроила британских депутатов против Т.Мэй и ее законопроекта.

Не заставило британских парламентариев одобрить правительственный проект соглашения и начавшееся в феврале-марте 2019 года массовое бегство из страны фирм и капиталов перед лицом грядущего «жесткого» брекзита.

В конце февраля 28 крупных иностранных и британских промышленных фирм и банков озвучили планы сворачивания своей деятельности в  Великобритании [7]. Под вопросом оказалось 161 международное соглашение со странами - нечленами Союза, регулирующее практически все сферы их международных и экономических отношений с Британией - от авиационного сообщения и до торговых соглашений [8].

В свете подготовки к «жесткому» брекзиту в конце марта 2019 года более 275 фирм уже переместили или перемещали части своего бизнеса, персонала, капиталов или структур в страны Евросоюза. В марте этого года также  стало известно о выводе банками и страховыми компаниями из лондонского Сити около 900 млрд. ф. ст. [9].

Хотя в массе своей депутаты британского Парламента стремились не допустить бездоговорного выхода страны из ЕС и обвала британской экономики, на 29 марта 2019 года, помимо правительственного законопроекта, они отвергли все возможные другие пути решения проблемы, вплоть до отказа от брекзита. В Великобритании сложилась уникальная внутриполитическая ситуация: правительство и Парламент не смогли договориться об условиях выхода страны, приемлемых для большинства членов Парламента, правительства и Евросоюза. Тщательное соблюдение правительством и Парламентом демократических процедур, норм и правил завело внутриполитический процесс в тупик и вплотную приблизило страну к «жесткому» выходу из ЕС 12 апреля 2019 года в форме технического дефолта.

Запустив по требованию ЕС процедуру подготовки страны к выборам в Европарламент, Великобритания получила у Европейского союза отсрочку до 31 октября 2019 года для решения проблем, связанных с выходом. При этом у Британии оставалось право не проводить их, если Парламент одобрит любой вариант выхода до даты их проведения.

Нежелание консервативного правительства реализовать вариант «жесткого» выхода в закрепленные британским законодательством сроки (29 марта 2019 г.), его готовность подписать с ЕС соглашение о выходе, напоминавшее (по мнению большинства членов Консервативной партии) безоговорочную сдачу экономических и политических интересов страны, а также начало 2 апреля 2019 года переговоров в целях поиска «мягкого» варианта выхода с лидером лейбористов Джереми Корбином, ранее обвиненным в действиях в качестве осведомителя на советскую разведку и в антисемитизме, вызвали массовый протестный отказ от членства в Консервативной партии и шквал требований незамедлительной отставки «предавшей брекзит» Т.Мэй. Начался массовый отток электората партии тори и ее членов к появившейся в феврале 2019 года и выступавшей за однозначный выход страны из ЕС (даже без договора) Партии брекзита Найджела Фаража. Консервативная партия оказалась на грани исчезновения. Со схожей проблемой (хотя и в менее острой форме) столкнулась и Лейбористская партия.

Законодательный тупик в британском Парламенте, провал переговоров между двумя ведущими парламентскими партиями, разочарование электората в политике обеих ведущих политических партий страны и его массовый отток к другим (иногда к только что созданным) партиям, четко сформулировавшим свое отношение к проблеме выхода, высветили кризис двухпартийной системы. А отсутствие приемлемого для британского Парламента договорного решения проблемы выхода до 22 мая 2019 года сделало участие Великобритании в выборах в Европарламент 23-26 мая 2019 года решенным делом.

q

Таким образом, не ожидавшееся еще в марте 2019 года британское участие в выборах в Европарламент стало результатом комбинации внешнеполитических и внутриполитических причин.

Отсутствие у Соединенного Королевства на переговорах о выходе из Евросоюза действенных экономических и внешнеполитических рычагов давления на ЕС в условиях протекционистской политики Евросоюза предопределило появление проекта соглашения о брекзите, составленного в интересах главным образом этой организации. Британские парламентарии, будучи поборниками интересов страны, оказались не готовы одобрить такой вариант выхода, а также предложить приемлемый для их большинства собственный. Стремление британского Парламента и правительства избежать бездоговорного, жесткого выхода страны из ЕС привело к конституционному кризису и вызвало серьезные потрясения британской партийно-политической системы.

Европейский союз предоставил Британии отсрочку для осуществления организованного выхода на условиях ее участия в выборах в Европарламент. А высокопоставленные чиновники ЕС заговорили о снижении вероятности выхода.

Поскольку основной темой политической жизни британского общества в течение трех лет оставалась тема реализации брекзита, выборы в Европарламент 2019 года показали реальное отношение электората к самой идее выхода через поддержку политических партий, предлагавших разные подходы и пути решения проблемы. Система подсчета голосов на этих выборах традиционно лучше отражает предпочтения избирателей в отличие от использующейся в стране во время парламентских выборов Вестминстерской (мажоритарной) системы. В этой связи многие эксперты назвали выборы в Европарламент 2019 года вторым референдумом о брекзите. Так проявилась еще одна застарелая проблема необходимости смены избирательной системы в стране для лучшего, более демократичного отражения предпочтений электората.

Выборы в Европарламент показали, что спустя три года переговоров о брекзите и связанных с этим стрессов и лишений процент британцев, однозначно желающих выхода страны из ЕС (вплоть до бездоговорного), все еще остается значительным. Так, больше всего мест в ходе выборов получила выступавшая за однозначный выход страны из ЕС вплоть до «жесткого» его варианта Партия брекзита Н.Фаража (29 мест). Сторонники членства страны в ЕС - либеральные демократы (16 мест) оказались на втором месте, лейбористы (десять мест) стали третьими. По числу полученных мест настроенная против выхода Зеленая партия (семь мест) обогнала правящих консерваторов (четыре места), оказавшихся на разгромном, пятом месте. Результаты выборов перекликались с результатами проведенного немного раньше социологического опроса Института Гэллапа, в соответствии с которым 43% британцев считали брекзит хорошим делом для своей страны, тогда как 40% - плохим [10].

В ходе выборов стало известно о грядущей (7 июня 2019 г.) отставке с поста лидера партии британского премьера Т.Мэй. Теперь перед следующим консервативным правительством встала не только задача скорейшей реализации брекзита вплоть до использования его «жесткого» варианта и урегулирования связанных с ним экономических и внешнеполитических проблем, но и возникшей из-за его проволочки проблемы существования Консервативной партии в качестве парламентской.

 

Источники и литература

1. UK’s International Defence Engagement Strategy. The Ministry of Defence, UK. 2017. Р. 16.

2. Defence Secretary agrees stronger partnership with Netherlands. 17 June 2017 // https://www.gov.uk/government/news/defence-secretary-agrees-stronger-partnership-with-netherland

3. PM announces landmark new package of defence and security cooperation with Poland. 21 December 2017 // https://www.gov.uk/government/news/pm-announces-landmark-new-package-of-defence-and-security-cooperation-with-poland

4. UK and France commit to new defence cooperation. 18 January 2018 // https://www.gov.uk/government/news/uk-and-france-commit-to-new-defence-cooperation

5. Chapman B. Brexit: UK Businesses Reject Government’s «Max-fac» Customs Plan // The Independent. 4 July 2018.

6. Isaac A., Crisp J., Riley-Smith B. Fears tariffs could hit plan for US-UK submarines project // The Daily Telegraph. 1 June 2018.

7. Sommerlad J., Chapman B. Which companies are leaving UK, downsizing or cutting jobs ahead of Brexit? // The Independent. 26 February 2019.

8. Isaac A. More than half of UK’s 161 international agreements in doubt ahead of Brexit // The Daily Telegraph. 7 March 2019.

9. Wright B. How the City has moved 900 bn pounds out of UK already to prepare for Brexit // The Daily Telegraph. 11 March 2019.

10. Malnick E. Theresa May to launch last-ditch attempt to gain MPs’ approval for her Brexit deal with ‘bold offer’ // The Daily Telegraph. 18 May 2019.