Мировой финансово-экономический кризис проявил высокую степень взаимозависимости национальных экономик в условиях глобализации. Как отметил Президент России Д.А.Медведев, сложилась такая ситуация, «когда мы все становимся заложниками изменения макроэкономических параметров в крупнейших экономиках мира. Для того чтобы чувствовать заранее, мы должны сами заниматься исследованием друг друга»1. Идея взаимного мониторинга состояния дел в национальных экономиках стала одним из основных решений саммита «двадцатки» в Питтсбурге в сентябре 2009 года.Следуя этому решению, рассмотрим сложившуюся на этапе выхода из кризиса макроэкономическую ситуацию в одной из стран «двадцатки» - Мексике через призму анализа российско-мексиканских взаимоотношений в торгово-экономической сфере.К новому уровню взаимоотношенийВ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ в отношениях России со странами Латинской Америки, в том числе с Мексикой, растет интенсивность политических связей, дополняемая развитием торгово-экономического сотрудничества. «Мексика и Россия являются ключевыми игроками на мировой арене. Наше политическое и экономическое сотрудничество активизировалось», - подчеркнула министр иностранных дел Мексики П.Эспиноса2. Обе страны находят взаимопонимание в рамках «Группы 20» по вопросам восстановления мировой экономики, координации действий различных стран по развитию и реформированию мировой финансовой системы, международных финансовых институтов. Отмечается конструктивное взаимодействие в решении вопросов экономического регионального развития в рамках Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. В юбилейный, 2010 год, когда исполняется 200 лет независимости Мексики и 100 лет мексиканской революции, а также 120 лет российско-мексиканских дипломатических отношений, наметились новые вехи двусторонних связей. В относительно короткий период произошло несколько событий, оказывающих влияние на развитие двусторонних экономических отношений. Во-первых, в Москве в ноябре 2009 года, после пятилетнего перерыва, прошло четвертое заседание Российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Во-вторых, в столице Мексики в январе 2010 года состоялось первое, после Питтсбургского саммита, совещание шерпов «двадцатки», в котором принимала участие российская делегация во главе с помощником Президента России А.В.Дворковичем. В-третьих, руководитель сельскохозяйственного ведомства Мексики Ф.Майорга Кастанеда во главе делегации мексиканских предпринимателей посетил выставку «Продэкспо» в Москве в феврале 2010 года и вел переговоры с министром сельского хозяйства России Е.Скрипник. Наиболее значимым событием стал официальный визит министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Мексику 15-16 февраля 2010 года, его переговоры с мексиканской коллегой П.Эспиноса, на которых помимо вопросов политического взаимодействия большое внимание было уделено активизации двусторонних торгово-экономических связей, которые в условиях мирового финансово-экономического кризиса заметно сократились. Такая интенсивность двусторонних контактов, переговоров, визитов не только способствует проведению внешнеэкономической политики России относительно Мексики, но и может, по нашему мнению, стать предпосылкой формирования нового уровня взаимоотношений, основанного на поиске новых прогрессивных форм взаимовыгодного сотрудничества, совместных механизмов, планов и программ, активно используемых в современной практике двустороннего торгово-экономического сотрудничества.Межправительственные направления сотрудничестваВАЖНЕЙШИМ МЕХАНИЗМОМ разработки направлений стратегии двустороннего торгово-экономического сотрудничества являются межправительственные комиссии (МПК). Прообраз современной российско-мексиканской МПК был создан в 1973 году в виде Советско-мексиканской смешанной комиссии по торговым вопросам, которая до 1989 года провела пять заседаний. В 1998 году в Мехико было проведено первое заседание Российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству. Второе заседание прошло в 2002 году в Москве, а третье состоялось в 2005 году в Мехико. Деловой характер работы четвертого заседания Российско-мексиканской смешанной комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и морскому судоходству позволил выработать ряд конкретных предложений, которые можно рассматривать как исходную форму межгосударственной стратегии торгово-экономических связей на среднесрочную перспективу.Расширение нормативно-правового обеспечения торгово-экономических связей представляет собой одну из основных задач внешнеэкономической политики. Поэтому комиссия наметила мероприятия по развитию договорной базы двустороннего сотрудничества в области энергетики, таможенного дела, экономической конкуренции, морского транспорта и воздушного сообщения, использования атомной энергии в мирных целях. На 2010 год намечено завершение работы по подготовке к подписанию шести межведомственных документов, а еще четыре соглашения предложено представить на рассмотрение сторон.Планируется сосредоточить работу на расширении торговых потоков и инвестиций. Продолжается подготовка межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписание которого может способствовать реализации возможностей инвестиций в таких сферах, как фармацевтика, электронная, химическая промышленности и другие. На заседании были идентифицированы отрасли взаимного интереса: автомобилестроение, авиация, агропромышленный комплекс, энергетика, по которым ожидается активизация деловых контактов российских и мексиканских инвесторов и предпринимателей.Особое внимание на этом заседании уделено вопросу признания Мексикой рыночного статуса российской экономики. В соответствии с достигнутыми договоренностями в январе 2010 года проведена в Мехико встреча по этому вопросу российских и мексиканских экспертов. Однако несмотря на достигнутый прогресс во взаимном понимании этого вопроса, мексиканская сторона уклоняется от однозначного признания рыночного статуса российской экономики. Межправительственные решения могут лишь создать условия для благоприятного развития торгово-экономических связей, но реальное осуществление операций остается за экономическими агентами обеих стран. Следует заметить, что отмечаемая слабость взаимоотношений предпринимательских структур обеих стран в значительной степени является причиной относительно низких результатов двусторонней торговли и инвестиций. Перспективы двусторонних связей лежат в развитии предпринимательских контактов, проведении совместных деловых форумов, вплоть до формирования совместных институтов сотрудничества, деятельность которых на постоянной основе может привести к существенному улучшению торговых и инвестиционных взаимных потоков. В этом направлении многое зависит не столько от содействия государства или прозвучавших на заседании МПК рекомендаций активизации деятельности комитетов предпринимателей Россия - Мексика и Мексика - Россия, но и от заинтересованности и инициативы предпринимательских объединений, таких как ТПП, РСПП, «Деловая Россия», «ОПОРА России». Тот факт, что мексиканскую делегацию на четвертом заседании МПК возглавила  министр энергетики Мексики Х.Кессель Мартинес, указывает на интерес этой страны к укреплению энергетического сотрудничества с Россией. Для развития диалога и взаимодействия в этой сфере есть реальная основа - обе страны являются одними из ведущих производителей углеводородов в мире. Мексика заинтересована сотрудничать с Россией в энергетической сфере, включая ядерную энергетику, а также в вопросах возобновляемых источников энергии и энергетической эффективности. В связи с этим предусматривается подписание соглашения о сотрудничестве между министерствами энергетики России и Мексики, которое могло бы открыть новые возможности в реализации совместных проектов. В ответ на проявленный интерес Мексики в этой сфере крупнейшие российские компании ОАО «Газпром», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «Силовые машины», ООО «Корпорация Энергомашэкспорт» и ряд других проявили заинтересованность в развитии сотрудничества с мексиканскими партнерами. Научно-техническое сотрудничество было одним из основных вопросов, обсуждаемых на четвертом заседании МПК, и это не случайно, так как председателем ее российской части является министр образования и науки России А.А.Фурсенко. В работе заседания принимали участие представители этого министерства, а также Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Российского университета Дружбы народов и других российских университетов. В состав мексиканской делегации также входили представители научных и высших учебных заведений. При их участии достигнута договоренность подготовки соответствующей совместной Программы развития научно-технического сотрудничества на 2010-2011 годы, в рамках которой предусматривается реализация 14 новых проектов. Выработке вышеотмеченных решений МПК предшествовал обмен информацией о текущем состоянии торгово-экономических связей и ситуации в экономиках обеих стран на этапе выхода из кризиса. Тенденции двусторонней торговлиМексика является одним из традиционных торговых партнеров России в Латинской Америке, однако ее удельный вес в нашем товарообороте незначителен, всего лишь не более 0,2%. В то же время потенциал экономик обеих стран и тенденции последних докризисных лет указывают на возможности существенного развития двустороннего товарооборота в долгосрочной перспективе.В докризисный период под влиянием роста национальных экономик торговля между нашими странами развивалась высокими темпами. За период с 2000 по 2008 год, по мексиканским источникам, ежегодный прирост товарооборота составлял в среднем 14,2%. По данным ФТС России, в 2008 году товарооборот с Мексикой достиг рекордного объема - 1209,8 млн. долларов, превысив за три года этот показатель почти в три раза. Однако по сравнению с другими странами Латиноамериканского региона Мексика занимала третье место после Бразилии (6712,5 млн. долл.) и Аргентины (1976,7 млн. долл.)3.Под воздействием мирового спада экономической активности в 2009 году российско-мексиканский оборот торговли сократился в два раза, причем экспорт составил 59,2%, а импорт лишь 41,9% предыдущего года. Темпы сокращения товарооборота оказались гораздо больше, чем с другими латиноамериканскими партнерами России, что указывает на неустойчивость торгово-экономических связей российских и мексиканских партнеров. Из 30 статей российского экспорта в 2008 году (по информации Министерства экономики Мексики) на три первые приходилось более половины: оборудование для металлургической промышленности - 29,0%, мочевина - 13,4%, удобрения с содержанием фосфатов и нитратов - 10,9%. Следует отметить традиционный спрос мексиканского рынка на российские удобрения, продукцию химической, энергетической, машинотехнической и металлургической промышленностей. Даже в условиях кризиса в структуре российского экспорта не произошло каких-либо существенных изменений. В 2009 году основное место в российском экспорте по-прежнему занимали химические продукты, удобрения, в основном мочевина. Второй по значению экспортной группой являлись оборудование и механизмы для металлургического производства, электронной и электрической промышленности, а также оборудование для производства каучука и пластмасс. Третью позицию занимали полуфабрикаты и литье из черных и цветных металлов, в основном алюминия. В целом в структуре российского экспорта отмечается преобладание сырьевых продуктов и сокращение поставок высокотехнологических товаров. Следует отметить, что помимо кризисных последствий на состояние наших торговых отношений продолжала оказывать антидемпинговая политика в отношении российских металлов и металлоизделий, проводимая правительством Мексики.  В докризисные годы высокими темпами развивался мексиканский импорт в Россию, его объемы выросли с 185 млн. долларов в 2006 году до 598,8 млн. долларов в 2008 году. Основные позиции в структуре мексиканского импорта в 2008 году занимали: легковые автомобили (с объемом двигателя от 1,5 л до 3,0 л) - 26,1%, национальный алкогольный напиток текила - 18,6%, мотоциклы и вездеходы - 17,6%, небольшие летательные аппараты - 5,7%. Под влиянием экономического кризиса структура мексиканского импорта в Россию претерпела существенные изменения. В частности, из списка мексиканского импорта исчезли автомобили и квадроциклы, легкие воздушные суда местной сборки. На первые статьи вернулись текила, горячекатаные трубы, пиво и дезодоранты. В незначительном количестве экспортировались игрушки, фрукты, перец, кофе, холодильные блоки. Несмотря на сильное сокращение поставок в Россию, мексиканские предприниматели продолжают поиск новых возможностей на нашем рынке. В феврале 2010 года Мексика открыла павильон на московской выставке «Продэкспо», в котором 21 мексиканская компания предлагала алкогольные напитки, мясо, масло, цитрусовые и другую продовольственную продукцию. Следует отметить, что Мексика имеет хорошие перспективы расширения своего присутствия на российском продовольственном рынке в силу конкурентоспособности своих товаров, в том числе за счет  преференций предоставляемых российским правительством4. Кроме того, мексиканские предприниматели получают поддержку в выходе на российский рынок, так же как и на другие новые рынки, от специализированной организации «ПроМехико», которая была создана в Мексике в целях содействия экспорту в 2007 году. В то же время выход российских компаний на мексиканский рынок, по нашему мнению, осложняется по двум причинам. Во-первых, узкая, слабо диверсифицированная структура предложения российской продукции, не обеспеченная современной институциональной системой продвижения и поддержки национального экспорта. Во-вторых, наличие сильной конкуренции со стороны компаний США и Канады, пользующихся в этой стране преференциями в рамках Североамериканской зоны свободной торговли, а также компаний еще 44 стран, с которыми Мексика подписала соглашения о свободной торговле.Несмотря на кризис, отмечаются некоторые положительные примеры российско-мексиканского сотрудничества, в частности участие российской компании «Силовые машины» в строительстве гидроэлектростанции «Ла Йеска», подготовка к реализации инвестиционного проекта мексиканской фирмы «МЕТАЛСА» по организации производства шасси для автомобилей в Калужской области, открытие чартерных рейсов Москва - Канкун (курортный центр Мексики) российским авиаперевозчиком «Трансаэро». Преодоление кризисаВ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЕ КРИЗИСУ десятилетие экономика Мексики развивалась невысокими, но устойчивыми темпами, в период 1998-2008 годов среднегодовой темп прироста ВВП составлял 3,2%. Однако в феврале 2008 года, спустя два месяца после начала кризиса в США, в Мексике началась рецессия. В результате мирового финансово-экономического кризиса Мексика понесла более значительные потери, чем другие государства Латиноамериканского региона. В 2008 году ВВП Мексики вырос всего на 1,3%, а в 2009 году он сократился на 7,3%. Основные причины кризиса в этой стране проявились в слабости внутренней структуры и ее высокой зависимости от США, на рынок которых идет более 85% мексиканского экспорта. Экономическому спаду в Мексике способствовало накопление отрицательных структурных факторов: слабые темпы экономического роста в докризисный период, дефицит инвестиций в энергетику и инфраструктуру, низкие налоговые поступления, высокий уровень стратификации мексиканского общества, нищета, нехватка хорошо оплачиваемой занятости. Прирост ВВП на 2010 год в силу волатильности определяющих факторов, по разным источникам, ожидается в интервале 3,0-4,2%. Положительный прогноз основывается на ряде благоприятных факторов. Основными «моторами» мексиканского развития могут быть: восстановление экспортной активности и строительной сферы, реальное обесценение национальной денежной единицы, рост цен на нефть, увеличение валютных переводов эмигрантов и рост туризма. В Мексике за последние 15 лет достигнута положительная тенденция регулирования инфляции, которая устояла под ударами кризиса. Темп инфляции постепенно сокращался с 48,5% в1995 году до 3,6% в 2009 году. На период 2011-2014 годов среднегодовой темп инфляции прогнозируется в районе 3,7%5. Центральный банк Мексики осуществлял гибкое управление ставкой рефинансирования, регулировал обменный курс национальной валюты с целью поддержания ликвидности на внутреннем рынке, принимал меры для создания антикризисной «подушки» за счет кредитных линий международных финансовых организаций. Эта политика позволила увеличить золотовалютные резервы с 17,5 млрд. долларов в 1996 году до 81 млрд. долларов в 2009 году6, размер которых, по прогнозам на 2010 год, достигнет 98 млрд. долларов. Вместе с кризисом проявилась проблема фискальной устойчивости Мексики. В 2009 году государственный долг оценивался в 285 млрд. долларов, из которых 44,5 млрд. долларов составляют внешнюю задолженность7. Для Мексики, так же как и для многих других стран, резкое увеличение бюджетного дефицита превратилось в основную проблему посткризисного регулирования, преодоление которой может занять годы. На 2010 год бюджетный дефицит Мексики запланирован на уровне 2,5% ВВП, а государственный долг составит 32,1% ВВП. Кризис еще больше обострил ситуацию на рынке труда, подтолкнул новый виток безработицы и бедности в Мексике. В конце 2009 года общее количество безработных составило 2 476 тыс. человек. Несмотря на то что уровень безработицы в Мексике - 5,3% экономически активного населения - лучше, чем средний по латиноамериканскому региону - 8,3%, она является единственной страной в регионе, где отмечено ухудшение ситуации с бедностью8. Ситуацию на рынке труда Мексики усложняет ежегодный прирост экономически активного населения на 1,3 млн. человек, что вызывает необходимость создания около 800 тыс. новых рабочих мест9. Уровень бедности в этой стране составил 34,8% населения, то есть около 37 млн. мексиканцев. Кризис оказал отрицательное влияние на динамику иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в экономику Мексики. Тенденция последнего десятилетия в этой сфере свидетельствует о потере этой страной позиции крупного получателя ИПИ по сравнению с другими быстро развивающимися странами. Если в 2001 году в эту страну поступало 13% всех ИПИ, идущих в развивающиеся страны, то в 2009 году - только  3,2%.  По итогам кризисного, 2009 года их объем сократился еще на 40,8% по сравнению с предыдущим годом10. Несмотря на это, в ближайшие годы ожидается изменение тенденции. По сравнению с другими странами Мексика в соответствии с исследованием фирмы «Эй Ти Кирни» улучшила показатели привлекательности, что позволило ей войти в десятку наиболее привлекательных для ИПИ экономик. Мексика представляет собой, по словам министра экономики Р.Матеоса, «идеальную платформу для выхода на рынок США», что в первую очередь принимают во внимание европейские и азиатские компании, оценивая возможности для размещения новых  производственных площадей. В настоящее время около 50 компаний проявляют интерес к размещению своих заводов на территории Мексики, что дает основание прогнозировать в ближайшие три года увеличение ИПИ до 25 млрд. долларов11.Под влиянием кризиса произошло изменение объемов  внешнеторговых операций Мексики. В 2008 году объем экспорта Мексики достиг самой высокой цифры за всю ее историю - 292,6 млрд. долларов, однако в 2009 году он сократился на 1/3 часть. На падении экспорта и доходов в бюджет большое влияние оказывает ситуация в одной из основных отраслей мексиканской экономики - нефтедобывающей12. Сокращение внешних поступлений связано также с сокращением валютных переводов эмигрантов из-за рубежа, которые являются одним из основных элементов платежного баланса Мексики. В 2008 году общий объем переводов составил 25 млрд. долларов, что стало самой высокой суммой за весь исторический период, однако в 2009 году сумма переводов сократилась на 35%13.Мексика, по официальным заявлениям, вышла из рецессии в третьем квартале 2009 года. В это время обрабатывающая и сборочная промышленность Мексики восстановили темпы развития благодаря спросу на их продукцию рынка США и за счет лучших мексиканских конкурентных преимуществ для производственных предприятий по сравнению с китайскими. В Мексику возвращаются предприятия по производству бытовой техники и технологической продукции телекоммуникаций14. Ожидается, что экономика Мексики начнет себя чувствовать относительно хорошо в конце второго квартала 2010 года, однако потребуется два-три года для того, чтобы выйти на уровень развития, предшествовавший кризису. На среднесрочную перспективу прогнозируется оптимистичный сценарий экономического развития Мексики. Однако он не исключает возникновения некоторых рисков, на которые могут оказать влияние ряд факторов. Внешний - цикл развития мексиканской экономики определяется ситуацией в США, где макроэкономическая стабильность пока не наступила. Внутренний фактор - задержка в проведении структурных реформ, таких как налоговая, а также  «заражение» экономики намеченными на июль 2010 года региональными выборами губернаторов в 12 штатах Мексики. Для Мексики восстановление будет тяжелым и длительным, так как ей достаточно трудно добиться ускоренного экономического роста вне зависимости от рынка США. Как отметил нобелевский лауреат  по экономике Ж.Стиглиц, Мексика хуже всего справилась с управлением кризиса, «статистические показатели оказались очень слабыми и пессимистичными для этой страны». По его мнению, непременным условием для продвижения мексиканского экспорта является поиск новых, отличных от США рынков15. Мексиканское правительство и предприниматели признают необходимость сокращения ее зависимости от торговли с США, в то же время некоторые эксперты считают, что Мексика еще не совсем полно использует огромные возможности рынка северного соседа. В целом экономическое развитие Мексики последних лет находилось под влиянием двух определяющих факторов: мировой финансово-экономический кризис и эпидемии гриппа А/Н1N1, которые оказали решающее влияние на прошлогодние макроэкономические показатели этой страны и заложили основу осторожного прогноза на среднесрочную перспективу.Мировой финансово-экономический кризис оказал двоякое воздействие на состояние внешнеторговых отношений России с Мексикой. С одной стороны, обрушились статистические показатели товарооборота, отмечены изменения в его структуре. С другой - возникла объективная ситуация активизации двусторонних межгосударственных контактов, которая может рассматриваться как предпосылка формирования нового уровня российско-мексиканских отношений, открывающего широкие перспективы для российского бизнеса. Сегодняшняя Мексика - это современная, динамично развивающаяся страна, располагающая богатыми природными ресурсами, в которой сожительствуют одновременно разные уровни человеческого развития - индустриальных стран и наименее развитых стран мира. Эксплуатация этих условий национальным и иностранным бизнесом позволяет организовывать рентабельное производство современной продукции, для которой соглашение НАФТА открывает выход на огромный рынок США. Поэтому перспективы развития торгово-экономических связей с Мексикой, на наш взгляд, зависят  от предпринимательской активности со стороны российских компаний и институциональной организации продвижения российских инициатив на этот перспективный рынок.