Международное сотрудничество регионов стало общепризнанной составляющей мировой политической системы к концу XX века. Взаимосвязь трансграничных контактов субнационального уровня с внешней политикой государства находится в фокусе внимания экспертного сообщества и представителей органов власти практически с самого начала их осуществления. Это вызвано тем, что выход на международную арену субъектов Федерации и иных административно-территориальных образований, входящих в состав государства, воспринимался как потенциальный вызов проведению единой внешней политики, обеспечению национальной безопасности и территориальной целостности государства1. Установление контактов региональных правительств с зарубежными партнерами с целью решения политических задач и достижения большей автономии получило определение «протодипломатия»2.

Вместе с тем международный и российский опыт свидетельствует, что внешние связи регио-
нов, согласованные с общенациональными интересами, становятся важным фактором успешного развития государства в современном мире и повышения общей конкурентоспособности территорий в его составе.

Характер взаимодействия регионов с органами власти страны в области внешних связей определяется государственным устройством, которое устанавливает соответствующие правовые механизмы. В дополнение к этому необходимо учитывать сложившуюся практику сотрудничества и консультаций между уровнями власти. Федеральные формы государственного устройства предрасположены эффективнее разрешать проблемы совместной работы национальных и региональных органов власти в процессе международной интеграции, чем авторитарные унитарные системы. Дж.Кинкайд подчеркивает, что при этом возникают новые вызовы не столько государству как таковому, сколько унитарной концепции государства и, соответственно, международному порядку, построенному на ее основе3.

Воздействие внешней политики на интересы регионов может происходить в результате осуществления полномочий национальных органов власти, например, при подписании межгосударственных договоров и соглашений или принятии решений международных организаций, в которые входит государство. Вопросы обеспечения скоординированности региональных интересов и национальной внешней политики глубоко проработаны зарубежными и отечественными учеными (в главе 2 монографии4 приведен обзор опыта нормативно-правового регулирования данной сферы).

В настоящее время сложилось понимание, что международная деятельность регионов должна осуществляться в рамках единой государственной внешней политики на основе полномочий, предоставленных внутренним законодательством, в постоянном взаимодействии с национальными органами власти5.

На современном этапе для отечественных исследователей особую актуальность приобрело изучение воздействия внешнеполитических событий на региональный экономический контекст. Например, присоединение Российской Федерации к Всемирной торговой организации в 2012 году с соответствующими обязательствами в части экономического сотрудничества привело к определенным адаптационным издержкам и для субъектов Федерации6. Важное место занимает исследование воздействия на региональные экономики политических и экономических санкций, вводимых в отношении России в период с 2014 года7.

Поскольку внешняя политика определяется на уровне национальных органов власти, то регионы и субъекты Федерации могут лишь опосредованно воздействовать на ее формирование через соответствующие государственные институты (консультативные советы, представительные органы государственной власти и др.).
В настоящей работе рассматриваются практические аспекты реализации внешней политики государства с участием регионов. Данная тенденция изначально исходила из необходимости обеспечения добросовестного выполнения международных обязательств государства, в том числе и региональными органами власти, взаимодействующими с зарубежными партнерами. Впоследствии стала формироваться тенденция привлечения регионов к реализации отдельных направлений внешней политики, ее экономических и гуманитарных составляющих, развитию инструментов «мягкой силы». Исследуем данные вопросы на опыте международных связей Республики Татарстан.

Опыт Республики Татарстан

Татарстан накопил обширный опыт формирования комплекса внешних связей, история которого в республике отсчитывается с 1992 года. Международное сотрудничество региона развивается в тесной координации с МИД России и успешно сочетает поддержку татарстанских участников внешних связей с содействием в реализации общенациональных интересов и проведении многовекторной внешней политики России.

На территории многонационального Татарстана тысячелетняя история проживания татар в центре Российского государства естественным образом сформировала традиции толерантного отношения к различным культурам и религиям, здесь не возникает проблема регионального сепаратизма, большое внимание уделяется гармонизации интересов субъектов международного сотрудничества с учетом стратегических задач развития России.

Рассматривая вклад Татарстана в продвижение общенацио-
нальных интересов России в пространстве международных отношений, отметим последовательное укрепление межрегионального сотрудничества по ряду геополитических направлений государственной внешней политики. Среди них:

Формирование пояса добрососедских отношений с сопредельными странами, и в первую очередь на пространстве СНГ.

Со многими странами ближнего зарубежья Татарстан развивает многостороннее стратегическое партнерство, кроме того, на территории республики регулярно проводятся мероприятия межгосударственного уровня. В 2005 году в Казани прошел саммит глав государств СНГ, а в мае 2017 года - Совет глав правительств СНГ и Евразийский межправительственный совет. Налажен интенсивный обмен официальными и деловыми делегациями. Только в 2018 году Казань посетили Президент Респуб- лики Казахстан Н.А.Назарбаев и Президент Туркменистана Г.М.Бердымухамедов, пять делегаций во главе с руководителями областей Казахстана и две делегации регионов Узбекистана. Президент Татарстана Р.Н.Минниханов ежегодно совершает шесть-семь визитов в страны СНГ.

Последовательно расширяется региональный уровень сотрудничества. Татарстан традиционно принимает участие в форумах межрегионального сотрудничества с Казахстаном, Беларусью, Узбекистаном, проводимых под эгидой глав государств.

Договорная база сотрудничества включает девять «диагональных» соглашений между правительством Татарстана и органами государственной власти государств СНГ, шесть межрегиональных соглашений, а также планы мероприятий по реализации соглашений, протоколы по итогам переговоров.

На территории пяти стран СНГ (Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана) действуют представительства Республики Татарстан, курирующие торгово-экономические и гуманитарные связи8.

Экономическое сотрудничество со странами ближнего зарубежья характеризуется широкой номенклатурой экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Татарстан поставляет в страны СНГ продукцию транспортного машиностроения, химической и нефтехимической отраслей, энергетического оборудования, товары народного потребления. Развивается производственная кооперация в части со-
здания совместных предприятий в Татарстане (особенно с Беларусью), зарубежных сборочных производств татарстанских предприятий, дилерских сетей, сервисных центров по обслуживанию высокотехнологичной продукции.

Значительное количество соотечественников, проживающих в ближнем зарубежье, а также особая культурная и духовная близость с сопредельными мусульманскими странами объясняют насыщенную гуманитарную составляющую контактов Татарстана с этими государствами. В республике обучается около 10 тыс. студентов из стран СНГ.

Поддержанию взаимовыгодных двусторонних связей способствует развитие транспортного сообщения, связывающего Татарстан со странами ближнего зарубежья, включая значительное количество прямых авиарейсов.

По линии Исполкома СНГ наблюдатели от Татарстана регулярно участвуют в выборах глав государств и законодательных собраний стран СНГ.

Укрепление экономических и гуманитарных контактов с партнерами России по внешней политике.

В этом направлении акцентированно выделяются страны Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, Турция.

Большинство стран Шанхайской организации сотрудничества входят в число ведущих деловых партнеров республики. Помимо стран СНГ, особым динамизмом отличается развитие делового сотрудничества с КНР. Осуществляются интенсивные контакты с китайскими провинциями. Подписано более 20 соглашений межрегионального статуса и на уровне местных органов власти. В Пекине работает представительство Татарстана.

Из мероприятий межгосударственного характера можно выделить посещение Казани в марте 2007 года Председателем КНР Ху Цзиньтао в ходе визита в Россию. В 2011 году Татарстан принимал XX заседание Межправительственной комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. В 2017 году в Казани состоялось VI заседание Диалога и Форума «Партия «Единая Россия» - Коммунистическая партия Китая», Второе заседание Межправительственной подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.

На территории Татарстана создаются крупные предприятия с партнерами из КНР, среди которых - химический комплекс ОАО «Аммоний», расширяющееся производство холодильников и бытовой техники компании «Хайер». В стадии реализации и проработки совместные проекты в сфере нефтехимической промышленности, машиностроения, информатизации и высоких технологий, образования.

Особую специфику имеет гуманитарное сотрудничество с Китаем. С 1986 года в городе Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район) проводится Сабантуй, который собирает сотни татар, проживающих в Китае. В Татарстане обучается около 1,2 тыс. студентов из КНР. Казань вошла в познавательный туристический «Красный маршрут» с посещением мест, связанных с жизнью и деятельностью В.И.Ленина. Для содействия въездному туризму организованы прямые чартерные рейсы, связывающие столицу Татарстана с городами Китая.

С Индией, еще одной крупнейшей страной в составе ШОС, более 20 лет развивают партнерские связи ведущие машиностроительные (КАМАЗ и Казанский вертолетный завод), нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия Татарстана. Индийская культура вызывает искренний интерес в регионе. В республике проводились Дни культуры Индии, организуются гастроли, концерты, выставки, другие культурные мероприятия. С неизменным успехом в Казани проходит ежегодная выставка-ярмарка «Любимая Индия». Обширные контакты осуществляются по линии образования и науки.

Сотрудничество Татарстана с Турцией можно охарактеризовать как пример многостороннего торгово-экономического и культурного сотрудничества. Именно в Турцию был осуществлен первый официальный визит делегации Республики Татарстан в 1992 году. Генконсульство Турции стало первым дипломатическим представительством, открытым в Казани.

Общие корни тюркской культуры и близкие духовные ценности обеспечивают прочную базу партнерства Татарстана и Турецкой Республики. Делегацию Татарстана принимают в Турции на самом высоком уровне. Регион неоднократно посещали политические лидеры этой страны. В Казани прошли российско-турецкий Форум общественности, два заседания российско-турецкой Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (2009 и 2017 гг.). С 1997 года в Стамбуле работает представительство Татарстана, Торговый дом Татарстана действует в Турции с 1995 года.

Для многих турецких предприятий Татарстан стал «точкой входа» в экономическое пространство России. Турецкий бизнес инвестировал в регион 2 млрд. долларов, в Татарстане успешно работают десять крупных турецких заводов. Осуществляется сотрудничество в развитии логистического комплекса и социальной инфраструктуры республики, в здравоохранении, образовании. На уровне местных властей подписано 17 соглашений о побратимстве.

Гуманитарные связи с Турцией насыщены множеством совместных мероприятий, включая весьма масштабные. В частности, была реализована программа «Казань - культурная столица тюркского мира 2014 года». Налажен постоянный диалог деятелей культуры. В Турецкой Республике проживают около 10 тыс. татар, активно работают татарские общественные организации.

В настоящее время в столице Татарстана, наряду с Генконсульством Турции, также ведут работу генеральные консульства Ирана, Казахстана, Венгрии, Китая, Узбекистана, отделение Посольства Республики Беларусь. Это делает регион лидером в Приволжском федеральном округе по числу дипломатических представительств.

По линии БРИКС Татарстан принимает участие в мероприятиях межгосударственного и регионального уровней. Летом 2015 года в Казани состоялся первый Молодежный саммит БРИКС, в котором приняли участие более 200 делегатов, включая руководителей органов государственной власти, курирующих молодежную политику. Во взаимодействии с другими субъектами Российской Федерации развивается региональная составляющая деятельности БРИКС. В рамках председательства России в БРИКС в 2020 году в Казани также планируется ряд мероприятий по линии этого межгосударственного объединения.

Среди проводимых в Казани международных мероприятий можно отметить форум «Евразийская экономическая интеграция: достижения и проблемы», который был организован при поддержке Совета Федерации, Государственной Думы и федерального агентства - Россотрудничество. 9-11 мая 2019 года прошел VIII Казанский евразийский научно-практический форум «Интеграционный и модернизационный потенциал
Евразии: состояние, проекты и форматы реализации», совмещенный с выездным заседанием Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ.

Содействие реализации восточного вектора внешней политики России, включая страны исламского мира и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Построение контактов Республики Татарстан с исламскими странами происходит на фоне развития их многогранных отношений с Российской Федерацией. Это способствует реализации задач по упрочению позиций России как одного из влиятельных центров современного мира, по содействию развития конструктивного диалога и парт-
нерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций, закрепленных в Концепции внешней политики РФ9.

Историческая духовная и культурная близость Республики Татарстан с мусульманскими странами Востока создает хорошие перспективы для развития межцивилизационного диалога в рамках международных связей Российской Федерации. Татарстан сотрудничает более чем с 40 странами - членами Организации исламская конференция.

Республика принимает самое активное участие в деятельности Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» с самого начала ее основания, в 2006 году.
В июне 2014 года Президент Российской Федерации В.В.Путин уполномочил Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова возобновить работу Группы стратегического видения «Россия - исламский мир» и возглавить ее. Миссией группы является содействие развитию отношений России с мусульманскими странами посредством инструментов межкультурного и межцивилизационного сотрудничества. Деятельность группы на современном этапе отличает проведение многоплановой системной работы в области экономики, религиозного дискурса, культуры, взаимодействия с общественностью, экспертным и журналистским сообществом10. Это способствует формированию системного подхода к широкой палитре контактов с исламскими странами, осуществляемых в русле внешней политики и национальных интересов Российской Федерации.

Экономическое партнерство с крупными представителями бизнеса развитых государств Европы, Америки и Японии.

Даже в условиях санкционной политики в отношении Российской Федерации компании Западной Европы, США и Японии активно участвуют в реализации совместных производственных проектов в Татарстане (среди них: Ford, Cummins Inc., Federal - Mogul Corp., 3М, Armstrong World Industries, Cisco, IBM из США; Daimler AG, BASF, Siemens, Bosch - Германия; Air Liquide, Schneider Electric - Франция; Mitsubishi Electric, Mitsui & Co., Yokogama Electric, Fujitsu - Япония; Philips - Нидерланды; Rockwool, Danfoss - Дания и многие другие). Внешнеторговый оборот Республики Татарстан с развитыми странами характеризуется высокими объемами взаимных поставок. Это позволяет утверждать, что международные связи регионального уровня стали одним из инструментов противодействия попыткам внешней изоляции нашего государства.

Содействие в укреплении международного авторитета и геополитического влия- ния государства путем выстраивания отношений межрегионального формата по отдельным географическим направлениям.

Приведем несколько конкретных примеров. Давние отношения связывают Татарстан с Гагаузией - автономным территориальным образованием в составе Молдовы с преобладающим тюркоязычным населением, исповедующим православие. Базируясь на двустороннем соглашении 1999 года и последующих контактах руководителей регионов, они получили новую динамику в 2015 году после избрания И.Ф.Влах башканом (главой) Гагаузии. Был подписан детальный План мероприятий по торгово-
экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Деловые контакты охватывают не только двустороннюю торговлю, но и совместные проекты в области сельского хозяйства, культурные обмены, социальную сферу. В ходе визита татарстанской делегации в Молдову осенью 2018 года состоялась встреча
Р.Н.Минниханова с Президентом страны И.Н.Додоном.

В преддверии «крымской весны», 5 марта 2014 года, Республика Татарстан заключила соглашение с Автономной Республикой Крым в составе Украины, открыла в Симферополе свое представительство и установила контакты с крымско-татарской общественностью. Впоследствии Татарстан, используя свой богатый опыт гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, активно включился в процессы интеграции Крыма и крымско-татарского сообщества в единое социально-экономическое пространство Российской Федерации.

По итогам состоявшихся за последние годы визитов татарстанских делегаций и переговоров были определены новые области кооперации Татарстана со странами Латинской Америки. Оживилось сотрудничество с Кубой - традиционным рынком грузовых автомобилей, производимых в Татарстане. В 2015 году в Казани было проведено заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству между Кубой и Россией.

Активизировались деловые и официальные контакты с Корейской Народно-Демократической Республикой. Делегация Татарстана посетила КНДР весной 2014 года.
В ходе визита в Татарстан в феврале 2015 года министр внешнеэкономических дел КНДР посетил производственные площадки республики и провел переговоры с крупными предприятиями нефтегазохимического комплекса. Северокорейские рабочие многие годы работают на ряде татарстанских предприятий.

Взаимодействие с соотечественниками, «мягкая сила».

Комплекс внешних связей Республики Татарстан нельзя представить без работы с соотечественниками и участия в реализации государственной миграционной политики РФ. Популяризируя татарскую культуру как составляющую этнокультурного многообразия России, Татарстан участвует в формировании российской модели «мягкой силы». Действуя в постоянном взаимодействии с МИД России, включая формат Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Татарстан стремится оказывать всяческую поддержку соотечественникам за рубежом, содействовать удовлетворению их культурных и духовных запросов. Одновременно республика проводит последовательную линию на использование потенциала зарубежных татарских диаспор, имеющих в своем составе видных представителей науки, бизнеса и культуры, для укрепления международных и межрегиональных контактов11.

Разнообразие международных культурных, образовательных, спортивных, молодежных программ и проектов, реализуемых Татарстаном, играет заметную роль в успешном осуществлении политики «мягкой силы».

Вклад в формирование позитивного образа России в мире.

В Татарстане большое внимание уделяется брендингу территории, продвижению образа динамично развивающегося инновационного региона с богатыми культурными традициями. Современный имидж республики включает исторически сложившиеся составляющие, среди которых - толерантное общество с многонациональным и многоконфессиональным населением, эффективно используемые богатые природные ресурсы, развитая многоотраслевая экономика, мощный научно-образовательный потенциал, высокий уровень поддержки совместных проектов со стороны органов власти12.

Расширение культурных и гуманитарных связей с внешним миром в духе укрепления отношений дружбы между народами, толерантности и межцивилизационного взаимопонимания, успешное проведение в регионе крупных культурных и спортивных мероприятий (летняя Универсиада 2013 г., чемпионат мира по плаванию 2015 г., матчи чемпионата мира по футболу 2018 г. и др.), служат формированию имиджа России в мире как экономически самодостаточной, многонациональной страны с богатейшей культурой и историей, разнообразием территорий.

Среди других направлений работы по участию в реализации внешней политики можно отметить проведение в Татарстане множества международных мероприятий, включая более 15 заседаний уровня межправительственных комиссий (подкомиссий, советов) Российской Федерации с иностранными государствами. Проведение межгосударственных мероприятий в субъектах Федерации способствует позитивному восприятию России, а для самих регионов - это хорошая возможность по налаживанию плодотворных международных контактов. Широко практикуется включение представителей субъектов Федерации в состав российских официальных делегаций, приглашение их на мероприятия межгосударственного уровня13. Это обогащает повестку переговоров, наполняя ее конкретными проектами. Одновременно обеспечивается поддержка региональных инициатив со стороны государства.

Татарстан успешно сотрудничает с рядом международных организаций гуманитарной направленности. В частности, в ходе подготовки крупных международных соревнований велась интенсивная работа с международными федерациями университетского спорта (FISU), плавания (FINA), футбола (FIFA) и др. Особые отношения сложились у республики с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включен Казанский кремль (2000 г.), Болгарский историко-археологический комплекс (2014 г.), объекты острова-града Свияжск (2017 г.). Первый Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев назначен спецпосланником ЮНЕСКО по межкультурному диалогу. В республике действуют кафедры ЮНЕСКО, при поддержке этой организации в 2000 году в Казани был создан Институт культуры мира. Татарстан регулярно принимает крупные международные мероприятия по линии ЮНЕСКО, среди которых - первая в мире Молодежная модель Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (2012 г.), Казанский форум по межкультурному диалогу (2018 г.) и др.

Активное взаимодействие Татарстана с международными организациями и европейскими региональными институтами (особенно с Конгрессом местных и регио-
нальных властей Совета Европы) содействует интеграции России в европейское и глобальное сообщества.

Содействие в реализации международного транзитного потенциала России.

Татарстан, используя свое положение на пересечении важных сухопутных и вод-
ных транспортных магистралей, имея ресурсы, необходимые для участия в создании транспортной инфраструктуры международного уровня, активно участвует в реализации транзитного потенциала России. В республике осуществляются масштабные транспортные и логистические проекты, среди которых - автомагистраль Европа - Западный Китай с прохождением через Казахстан, межрегиональный мультимодальный логистический центр в Свияжске. Продолжается проработка проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань как составляющей современного транспортного коридора Запад - Восток.

q

Современная модель международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации предполагает не только развитие межрегионального уровня сотрудничества, но и вовлечение регионов в реализацию отдельных направлений государственной внешней политики, осуществляемое при координирующей роли МИД России. При этом оказываются задействованными экономические и гуманитарные ресурсы территорий с учетом разнообразия их географических и этнокультурных особенностей.

Развивая внешнеэкономические связи, Республика Татарстан участвует в реализации стратегических задач построения в России конкурентоспособной инновационной экономики, продвижении высокотехнологичной продукции отечественных предприятий. Деловые контакты республики с партнерами из различных регионов мира способствуют географической диверсификации экономического партнерства, активизации сотрудничества по новым направлениям, среди которых - восточный вектор и страны исламского мира.

Наращивание экономических и гуманитарных связей регионального уровня с развитыми странами играет важную роль в поддержании отношений с государствами, допускающими на текущем политическом этапе недружественные действия в отношении Российской Федерации.

Культурные, образовательные, социальные и иные международные контакты субъектов Федерации стали важной составляющей российской внешней политики. Включение регионов компактного проживания российских этносов в межцивилизационный диалог во внешнеполитической деятельности подтверждает то, что цивилизационное и культурное многообразие современного мира представляет собой не разъединительный фактор, а ресурс развития.

Скоординированная деятельность субъектов Федерации в области международных связей способствует реализации национальных интересов, успешной интеграции России в мировое сообщество, построению отношений мира и добрососедства между государствами, расширению диалога и международных контактов в самых различных областях.

 

 

 1Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. Казань: изд-во Казан. гос. ун-та, 2003. 284 с.

 2Duchacek I.D. The territorial dimension of politics within, among, and across nations. Boulder: Westview Press, 1986. 338 p.

 3Кинкайд Дж. Влияние дипломатии субъектов на будущее федерализма и национального государства // Панорама-форум. 1997. №16. С. 23-38.

 4Насыров И.Р. Государство и регионы в системе современных международных отношений. Казань: Ун-т управления «ТИСБИ», 2011. 400 с.

 5Международные и внешнеэкономические связи регионов России: опыт Республики Татарстан: коллективная монография / Под ред. И.Р.Гафурова и др. Казань: Изд-во Казан. Гос. ун-та, 2017. 472 с.

 6Данилова И.В., Циммерман О.А. Адаптационные издержки регионов в условиях присоединения РФ к ВТО // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2014. Том 8. №3. С. 15-23.

 7Авраменко Е.С., Власов С.В., Лукьянов С.А., Темкина И.М. Инвестиционная политика региона в условиях бюджетных ограничений и экономических санкций // Экономика региона. 2015. №1. С. 213-223.

 8Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Институт зарубежных представительств Республики Татарстан // Международная жизнь. 2015. №3.
С. 136-149.

 9Концепция внешней политики Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/acts/news/785

10Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Группа стратегического видения «Россия - исламский мир» как инструмент «мягкой силы» во внешней политике Российской Федерации // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2019. №1. С. 180-195.

11Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Участие Республики Татарстан в работе с соотечественниками за рубежом // Обозреватель. 2019. №1. С. 77-90.

12Насыров И.Р., Савельев И.Л. Позитивный имидж территории как драйвер социально-
экономического развития: на примере Татарстана // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева. 2015. №1. С. 187-192.

13Дубровина О.Ю. Международные связи субъектов Сибирского федерального округа: политические аспекты // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2010. №3. С. 5-11.