Крупнейший геополитический сдвиг ХХ века - развал СССР и появление новых независимых государств - поставил перед руководством Казахстана сложную задачу: сформировать и практически реализовать внешнюю политику нового государства. Несмотря на 550-летнюю историю казахской государственности, современному Казахстану снова выпал шанс построить новое государство с нуля с его внутренней и внешней политикой. Оно стало предпринимать меры по налаживанию диалога с мировым сообществом, учитывая при этом происходящие международные трансформации и новые вызовы.
Создание Казахстаном концепции внешней политики предопределялось не только осознанием своей значимости на мировой арене, но и выявлением четких приоритетов внешнего курса.
Достижения в области международных отношений современного Казахстана стали итогом формирования жизнеспособной и рациональной концепции внешней политики, способствующей сотрудничеству с Россией, Китаем, со странами Центральной Азии, с Европейским союзом, США и другими.
Если опираться на официальные документы, то до сегодняшнего времени внешнеполитическая история независимого Казахстана делится на четыре этапа, для каждого из которых характерно концептуальное видение внешнеполитического курса, являющегося так называемым путеводителем по реализации кратко- и среднесрочных планов и соблюдению интересов государства. Таким образом, различные концепции внешней политики Казахстана определяли его видение перспективных задач внешней политики в условиях нарастающей глобализации.
На очередном этапе построения внешней политики Казахстана Президент страны обозначал приоритеты внешнеполитической программы, которые оформлялись в виде концепции внешней политики, формирующей представления о месте и роли Казахстана на мировой арене, стратегических приоритетах, целях, задачах внешней политики и методах их достижения [1: 108].
Статья Н.А.Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного и независимого государства», опубликованная 16 мая 1992 года, провозглашает концептуальные подходы к внешнеполитической стратегии государства. Эта статья фактически является первой попыткой осмысления собственного пути развития страны в сложных условиях.
Она носит фундаментальный характер, так как считает идеологической основой вопрос самоопределения нации. Немаловажным является и то, что Президент РК Н.Назарбаев заявил о намерении воплощать в жизнь только миролюбивую внешнюю политику, об установлении и совершенствовании равноправных и взаимовыгодных отношений с государствами, проявляющими интерес к сотрудничеству с Казахстаном.
В вопросах экономики статья «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного и независимого государства» провозглашала два основных принципа: во-первых, создание социально ориентированной конкурентной экономики на рыночных условиях; во-вторых, выработку особых нормативно-правовых предпосылок для применения принципа экономического самоопределения гражданина.
Казахстан официально заявил о программе приватизации и сокращения в будущем государственной собственности до уровня 30-40%. В рамках реализации сформулированных целей предполагалось применение косвенных методов экономического регулирования в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политике [2: 11]. Сегодня этот документ объективно считается первым трехлетним планом государственного развития, в первую очередь опиравшимся на сильную президентскую власть.
С первой стратегией были созданы и первые государственные институты Республики Казахстан: министерства, Вооруженные силы Республики Казахстан и спецслужбы, таможенная и дипломатическая службы. Предприняты шаги по укреплению государственной границы.
Вторым этапом внешнеполитического становления стала Концепция внешней политики Республики Казахстан 1995 года, утвержденная указом президента. Этим документом впервые была заявлена важность многовекторной политики, нацеленной на соблюдение долгосрочных национальных интересов. Центральное географическое положение страны в регионе оценивалось как мост между Западом и Востоком. В соответствии с Концепцией 1995 года, государство определило развитие дружественных отношений с Россией, плодотворных взаимоотношений с Китаем и другими странами.
Перед органами государственной власти, в том числе МИД РК, была поставлена задача скорейшего завершения процесса делимитации государственных границ. Стоит отметить, что в Концепции 1995 года было заявлено о приоритете Запада в рамках внешнеполитического сотрудничества Казахстана. Одной из причин послужило присоединение 27 мая 1994 года РК к программе «Партнерство ради мира» для укрепления диалога и военного сотрудничества с НАТО [3: 30].
С первых дней независимости Казахстан пытался реализовать исключительно миролюбивую внешнюю политику, результатом которой стал отказ от унаследованного четвертого по величине в мире (после США, Российской Федерации и Украины) ракетно-ядерного арсенала. Вторая концепция также провозглашала идею сокращения оружия массового уничтожения (ОМУ). Нужно признать, что именно идея о сокращении ОМУ принесла наибольшие дивиденды Казахстану - как политические, так и имиджевые. Сегодня Казахстан стал первым и единственным государством в мире, добровольно отказавшимся от ядерного оружия.
Третьим этапом становления внешней политики Казахстана стала Концепция внешней политики Республики Казахстан, одобренная Советом безопасности РК 15 марта 2001 года. Как и в предыдущих концепциях, в ней особое внимание уделено принципу многовекторности. Термин «многовекторность» - производное от прагматичности и реализма, от стремления соблюдать баланс между желаниями и возможностями Казахстана на международной арене [4: 3-8].
Балансный подход, основанный на многовекторности, нередко вызывал и вызывает неоднозначную реакцию у некоторых политиков и политологов, но альтернатива ему так и не найдена. Внешняя политика Казахстана остается многовекторной и диверсифицированной, но эта многовекторность начала приобретать разновесность. Кроме того, особое место в концепции занимает вопрос участия РК в международных организациях, в том числе Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), инициатором которого стал Казахстан. Немаловажное место занимает в ней также Запад - взаимоотношения с ЕС и США.
Несмотря на большую адаптированность Концепции внешней политики Республики Казахстан 2001 года к реалиям того времени, в документ были привнесены определенные изменения. Внешние угрозы - теракт 11 сентября 2001 года, войны в Ираке и Афганистане, распространение терроризма и ряд других - заставили полностью переосмыслить положение дел в мире. В этой связи в 2005 году по указу Президента Н.Назарбаева в Концепцию 2001 года были внесены некоторые коррективы. На этот раз перед Казахстаном появилась новая проблема, требующая решения, - защита интересов РК на мировой арене в качестве нового регионального лидера. Внешнеполитическая стратегия начала придерживаться правила «сначала экономика, потом политика». Были четко расставлены приоритеты: РФ, КНР, США, ЕС, ЦА и исламский мир.
Четвертым этапом становления внешнеполитического курса стала Концепция внешней политики РК на 2014-2020 годы от 21 января 2014 года, опирающаяся на изложенные в Стратегии «Казахстан-2050» установки внешнеполитического курса. Принципиальное отличие данной концепции от всех предыдущих заключалось в возросшей международной роли Казахстана, появлении принципиально новых трендов в современной мировой политике и экономике [1: 111].
Стратегия «Казахстан-2050» ориентируется на долгосрочную перспективу - до 2050 года. Этот документ обозначает долгосрочную стратегическую цель - вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира.
Стратегия разрабатывалась в условиях, с одной стороны, сохранения преемственности внешнеполитического курса Казахстана, а с другой - демонстрации объективности этой стратегии в условиях мировой нестабильности [1: 111].
Разрушение биполярной системы мирового устройства и появление в международных отношениях признаков многополярности привели к необходимости проведения внешней политики, которая отвечала бы реалиям современного мира и соответствовала бы национально-государственным интересам Казахстана [5: 14-15].
Отличительной особенностью новой Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы стала ее публичность. Это было сделано для решения двух задач. Во-первых, обозначить ясные и конкретные ориентиры для деятельности дипломатии Казахстана. Во-вторых, казахстанской общественности и зарубежным партнерам лучше понять курс и важные аспекты внешней политики Республики Казахстан.
Открытость соответствует духу и принципам построения информационной политики республики, где акцент делается на информировании о направлениях реализации внешней и внутренней политики, социально-экономического развития. Такая открытость имеет и прикладное значение, поскольку исключает всякую возможность для спекуляций [6: 118].
Другая особенность концепции - лаконичность. Четко изложенные тезисы представляют собой внешнеполитическую философию Казахстана, рассчитанную на ближайшие несколько лет.
Особенности географического местонахождения Казахстана предоставляют ему как определенные геополитические преимущества, так и трудности, если оценивать это с точки зрения геоэкономики. Расположение Казахстана между двумя центрами силы - Россией и Китаем служит фактором для внешнеполитической гибкости, а также дает стране дополнительные возможности для осуществления взвешенной, сбалансированной политики, которые будут направлены на достижение долгосрочных интересов Казахстана. Вместе с тем Республика Казахстан - самая большая страна в мире, не имеющая прямых выходов к мировым океанам, что приводит к логистическим и коммуникационным трудностям. Все это служит дополнительным стимулом для активизации и диверсификации внешнеполитической деятельности РК.
В условиях быстро меняющихся политико-экономических отношений приоритеты в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы расставлены следующим образом:
1) продвижение государственных интересов на сугубо прагматичных принципах последовательности и сбалансированности;
2) ответственность за региональную безопасность в Центральной Азии, содействие устранению предпосылок конфликтных ситуаций в регионе;
3) поддержка международных инициатив по усилению мер безопасности в мире;
4) упрочение сотрудничества с различными странами и организациями по укреплению механизмов оборонительного сдерживания и национальной обороноспособности;
5) укрепление дружбы и сотрудничества с Россией, Китаем, Соединенными Штатами Америки, со странами Центральной Азии, Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона;
6) постепенный переход государства на «зеленый» путь развития и вхождение в число 30 развитых стран мира;
7) сохранение национально-культурной самобытности, оказание поддержки казахской диаспоре и казахскому языку за рубежом [7: 21-22].
Важно отметить, что Концепция внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы создана на базе Послания Президента РК Н.Назарбаева «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». В Концепции на 2014-2020 годы особое внимание уделяется необходимости формирования позитивных внешних условий для продуктивного воплощения в жизнь стратегии развития, укреплению многонациональной общности, обеспечению высокого уровня благосостояния народа, гарантий гражданских прав, построению правового и демократического государства. Если ранее упор делался преимущественно на защиту интересов государства, то сегодня центр тяжести последовательно смещается на обеспечение потребностей общества, что очень важно и необходимо для государства, которое выбрало демократический путь развития [8: 118].
Для Казахстана большую важность представляет Центрально-Азиатский регион. Такая политика необходима с точки зрения продвижения национальных интересов страны. Благополучие Казахстана неразрывно связано с его отношениями со странами-соседями. Но мировые системы безопасности дают сбой на примере стран Ближнего Востока, военных действий в Ираке, Афганистане, на Украине и в Сирии.
В рамках обеспечения региональной стабильности и углубления экономико-политического сотрудничества и совместной борьбы с возникающими угрозами для Казахстана регион Центральной Азии выходит на первое место. Казахстан стремится к обеспечению стабильности в Центральной Азии, включая организацию коллективной защиты от новых вызовов и угроз, и продолжает прикладывать немало усилий по углублению интеграции в Центрально-Азиатском регионе. Президент РК Н.Назарбаев не раз указывал на то, что только в рамках внутрирегионального взаимодействия можно решить водно-энергетические, транспортно-коммуникационные и территориально-пограничные проблемы.
Согласно позиции Казахстана, региональная интеграция служит основой для вовлечения стран Центральной Азии в процесс региональной кооперации и, как следствие, экономической интеграции. Именно тогда можно начать по-настоящему эффективно решать общие социально-экономические и экологические проблемы региона, укреплять торговые и транспортные связи, повышать благосостояние народов данного региона. Стоит отметить, что попытки интеграции на территории Центральной Азии инициировались Казахстаном несколько раз, однако ни одна из них так и не была реализована в силу различных обстоятельств.
Причиной тому служили социально-экономическая неравность стран Центральной Азии, разность внешнеполитических приоритетов, конъюнктурность, а также политическая воля президентов, поскольку в центральноазиатских странах именно главы государств определяют основные направления как внутренней, так и внешней политики. Однако с избранием нового Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева с конца 2016 года процесс интеграции государств Центральной Азии подает определенные надежды для будущего сближения этих стран.
Отдельное внимание в новой Концепции внешней политики Казахстана на 2014-2020 годы уделяется многовекторной дипломатии и сотрудничеству в рамках таких организаций, как ООН, ОБСЕ, ШОС, ОИС, ОДКБ и ЕАЭС. Активизировались мероприятия по линии СВМДА, председательство в котором переходит от Китая к России в период 2019-2020 годов.
Однозначная позиция Казахстана в вопросе вооружения и обеспечения глобальной безопасности дала возможность государству повысить свой авторитет в качестве лидера в расширении безъядерного мира, нераспространении оружия массового уничтожения. И новая концепция сохраняет преемственность внешней политики Казахстана в этом вопросе. Президентом Казахстана Н.Назарбаевым создана новая специальная премия «За ядерное разоружение и за вклад в безопасность», которая будет вручаться ежегодно 29 августа - в Международный день действий против ядерных испытаний.
Фундаментальные финансово-экономические проблемы, толкнувшие мир к кризисам 2007-2009 и 2011 годов, не были разрешены. Поэтому невозможно обезопасить себя от потенциальных финансово-экономических потрясений. В этой связи одной из важных задач является усиление экономической дипломатии, укрепление торгово-экономических позиций Казахстана и повышение привлекательности для инвесторов в условиях жесткой конкуренции и кризисных явлений на мировой арене. Для этого в Казахстане создан Институт инвестиционного омбудсмена, который будет рассматривать все инвестиционные споры с участием зарубежных инвесторов.
Как и прежде, Казахстан уделяет большое внимание процессу интеграции на евразийском пространстве - расширению Евразийского экономического союза. Однако разные видения Казахстана и России касательно будущего евразийского проекта являются главным фактором низкой эффективности ЕАЭС. При существовании такого интеграционного проекта принципиальными вопросами для Казахстана должны оставаться незыблемость суверенитета, прагматизм и взаимная выгода между всеми его участниками.
Политика Казахстана по углублению регионального и, как следствие, глобального интеграционного сотрудничества невозможна без членства во Всемирной торговой организации (ВТО). После 19-летних переговоров 30 ноября 2015 года Казахстан стал 162-м полноправным членом ВТО. Это дало Казахстану возможность поставлять свои товары в страны - участницы ВТО по сниженным таможенным тарифам - 6,5%, что ниже установленных тарифов стран ЕАЭС (10,4%). Это значит, что импорт продукции с территории Казахстана в европейские и другие страны будет еще выгоднее.
Особую важность имеет и тот факт, что национальное и языковое самоопределение отнесено к внешнеполитическим приоритетам Казахстана. Так, Казахстан впервые документально закрепил политику использования «мягкой силы» для продвижения казахской культуры и языка за рубежом.
Несмотря на возникающие вопросы со стороны общественности внутри страны касательно экономической и финансовой целесообразности, Казахстан уделяет особое внимание имиджевым проектам, от которых получает определенные дивиденды. К ним можно отнести ежегодный Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, зимнюю Универсиаду 2017 года в Алматы, международную специализированную выставку в Астане «ЭКСПО-2017», открытие в 2018 году Международного финансового центра «Астана» и другие крупные проекты.
Казахстан также стремится закрепить свой международный авторитет посредством участия в деятельности ряда региональных и глобальных структур в рамках собственных интересов. В связи с тем, что многие казахстанские инициативы находят поддержку со стороны мирового сообщества, это улучшает международный имидж страны, повышает роль Казахстана в ООН.
Так, ввиду посреднических усилий Казахстана в разных конфликтах, как, например, в конфликте между Россией и Турцией в 2015 году, Астанинском процессе по урегулированию сирийского конфликта, Казахстан стал непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы.
Стоит подчеркнуть, что период непостоянного членства Казахстана в Совете Безопасности ООН стал важной вехой во внешней политике государства и совпал с периодом глобальных международных трансформаций, а также возрастающим обострением отношений между ключевыми партнерами Казахстана - Российской Федерацией, с одной стороны, и Соединенными Штатами и Европейским союзом - с другой.
Этот период стал также испытанием для многовекторной внешней политики страны, поскольку Казахстан не раз проявил принципиальность в отстаивании национальных интересов, не вступая при этом в серьезный конфликт с ключевыми партнерами в лице России, Китая, США и ЕС.
Обострение политических отношений и санкционная война между Россией и коллективным Западом косвенно влияют и на Казахстан, что еще больше сужает поле для внешнеполитического маневра. Однако это может послужить стимулом для ведения еще более взвешенной многовекторной внешней политики.
Адекватный внешнеполитический курс непосредственным образом способствует поддержанию стабильности внутри казахстанского общества. Такого рода взаимосвязь указывает на интегрированный характер основных направлений внешней политики Казахстана. По мнению многих экспертов, сегодня Казахстан располагает выверенной системой основополагающих взглядов на свою внешнеполитическую деятельность [9].
В настоящее время главная задача для руководства Казахстана, ученых, политологов и экономистов - дать объективную оценку потенциалу Казахстана, его интересам в сфере геополитики, энергетики, экономики, в военной сфере, а также обозначить контуры культурно-гуманитарных возможностей государства. Только с учетом адекватной оценки возможностей страны можно определить дальнейшее развитие государства на долгосрочную перспективу.
Заключение
С момента обретения независимости Казахстан прошел непростой трансформационный путь. Из страны, не имеющей государственных границ, находящейся в состоянии экономического кризиса, с огромной безработицей и гиперинфляцией, Казахстан превратился в самое динамично развивающееся государство в регионе. Конечно, в стране существуют еще множество нерешенных вопросов социально-экономического характера. Немаловажным являются геополитические трудности, поскольку Республика Казахстан находится между двумя крупными державами - Россией и Китаем, у которых свои интересы в Казахстане. Но сегодня Казахстан позиционирует себя на мировой арене как крупное региональное государство, в чьих интересах - создать зону добрососедства и взаимной безопасности, уважения целостности территории и суверенитета.
На сегодняшний день эволюция внешней политики Казахстана прошла четыре основных этапа развития, каждый из которых отвечал национальным интересам государства. Можно предположить, что новая Концепция внешней политики Республики Казахстан 2020 года определит контуры пятого этапа развития внешней политики Казахстана.
Определение ориентиров во внешней политике Казахстана становится еще более актуальным на фоне транзита власти, когда 19 марта 2019 года Елбасы Н.Назарбаев, руководящий страной на протяжении почти 30 лет, выступил с обращением к народу Казахстана о прекращении своих президентских полномочий. По Конституции Республики Казахстан, власть перешла к спикеру Сената Казахстана Касым-Жомарту Токаеву.
Говорить об изменении или существенной корректировке внешнеполитического курса Казахстана с переходом президентства к К.-Ж.Токаеву не приходится. Стратегия определения ключевых внешне- и внутриполитических решений остается за Н.Назарбаевым, который, согласно Конституционному закону «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы», возглавляет Совет безопасности РК, Ассамблею народа Казахстана (АНК), входит в состав Конституционного совета и остается председателем правящей партии «Nur Otan».
Не исключено, что после досрочных президентских выборов, состоявшихся 9 июня 2019 года, во внешней политике Казахстана, со своей некоторой спецификой, начнется новый, пятый этап развития.
Действующий Президент Казахстана К.-Ж.Токаев, как и ожидалось, выиграл президентские выборы, получив 70,13% голосов избирателей. Таким образом, новый Президент Республики Казахстан приобрел официальную легитимность и пятилетний мандат для формирования нового этапа внешней политики Казахстана.
Синолог, получивший образование в российских вузах и возглавлявший отделение ООН в Женеве, К.-Ж.Токаев, несомненно, внесет немало нового во внешнюю политику Казахстана, сохраняя при этом преемственность курса, наработанного первым Президентом Казахстана - Елбасы Н.Назарбаевым.
Источники и литература
1. Идрисов Е.А. Контуры казахстанской дипломатии до 2020 года. Концепция внешней политики РК на 2014-2020 годы и задачи по ее реализации. Материалы «круглого стола» (11 апреля 2014 г.). Алматы, 2014. С. 108-112.
2. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. Караганда, 2006. С. 11.
3. Даниярова А.Е. Взаимодействие Казахстана и Организации Североатлантического договора (НАТО) // Республика Казахстан в системе мировой политики / Под ред. акад. НАН РК А.М.Газалиева. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2011. С. 30.
4. Губайдулина М.Ш. Принципы и выбор внешнеполитических приоритетов Республики Казахстан в концептуально значимых документах (выступление) // Вестник КазНУ. 2009. №4. С. 3-8.
5. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки о внешней политике Казахстана. Алматы: Білім, 1997. С. 14-15.
6. Султанов Б.К. Прикладное значение открытой политики. Концепция внешней политики РК на 2014-2020 годы и задачи по ее реализации. Материалы «круглого стола» (11 апреля 2014 г.). Алматы, 2014. С. 118.
7. Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы и задачи по ее реализации: Материалы «круглого стола» / Отв. ред. Б.К.Султанов. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2014. С. 21-22.
8. Токаев Т.К. Стратегия Республики Казахстан в отношении Запада (национальные интересы, приоритеты, направления). Диссертация. Москва, 2009. С. 23.
9. Carlson B.G. Waving the Banner of Independence: Kazakhstan’s Relations with Russia, China, and the United States // Yale Journal of International Affairs. Winter 2008 // http://yalejournal.org/wp-content/uploads/2011/01/083104carlson.pdf (дата обращения: 15.10.2018).