В СЕНТЯБРЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ стартовала 64-я сессия Генассамблеи ООН. Вроде бы обычный, традиционный форум на этот раз стал действительно особенным. Это объясняется не только рекордно высоким уровнем участия лидеров стран - членов Организации (при том что открылась не юбилейная, а регулярная сессия, в Нью-Йорк съехалось свыше 120 глав государств и правительств), но и масштабным охватом международных проблем, требующих согласованных решений мирового сообщества. Естественно, на уровне участия делегаций не могла не сказаться и проводившаяся фактически параллельно в Питтсбурге встреча лидеров "двадцатки" крупнейших экономик мира.
И все же было бы упрощением связывать фокус мирового внимания на "министерской неделе" (23-30 сентября) в Нью-Йорке с определенными политическими фигурами или событиями. Даже демонстративные жесты на площадке ООН, наподобие уже ставшего традиционным покидания зала заседаний Генассамблеи в ходе выступлений отдельных политических лидеров (как, например, уход делегаций Израиля, США и ряда стран ЕС во время выступления Президента Ирана М.Ахмадинеджада) или эпатажного потряхивания на трибуне ООН лидером Ливийской Арабской Джамахирии М.Каддафи страницами Устава ООН, являются подчас лишь "спецэффектами" к общей картине происходящего. Главное же состоит в том, что в мире утверждается понимание растущей востребованности ООН как "проверенного жизнью и временем механизма гармонизации интересов различных государств и различных народов".
Неслучайно в своем выступлении 23 сентября на Генассамблее ООН Президент России Д.А.Медведев особо подчеркнул, что без участия и вне рамок ООН невозможно эффективное решение задач финансово-экономической стабилизации, энергетической безопасности, многостороннего разоружения, урегулирования региональных конфликтов, защиты прав человека.
Сегодня для всех очевидно, что с этими проблемами, а также вызовами, которые бросают международному сообществу терроризм, наркотрафик, оргпреступность и пиратство, невозможно совладать в одиночку.
Конечно, позиции государств-членов по актуальным вопросам международной повестки дня - и это подтвердила общеполитическая дискуссия на Генассамблее - имеют "национальное лицо". Это - естественно. Национальные государства, несмотря на утверждения о якобы имеющем место "размывании государственного суверенитета" в мировой политике, должны сохранять и даже укреплять свое значение как базовых звеньев, из которых складывается вся непростая мозаика международной жизни.
Но верно и другое: именно площадка ООН дает возможность для постоянного диалога в целях создания более устойчивой, справедливой и эффективной архитектуры международных отношений в политике, экономике и финансах. Важно, что эти задачи буквально заставляют формировать объединительную повестку дня, которая учитывает интересы всех государств. Отсюда прослеживается желание прочертить общий вектор мышления, или, вернее сказать, осмысления международных вопросов.
В этой связи показательным было первое выступление с трибуны Генассамблеи ООН Президента США Б.Обамы, призвавшего открыть "новую эпоху международного взаимодействия на основе взаимного уважения". Следует отметить, что осознание безальтернативности совместных действий и контрпродуктивности односторонних решений все более проявляется в американском "истеблишменте". Сформулированная Х.Клинтон еще в июле этого года новая стратегия администрации - "многосторонние партнерства", - нацеленная на расширение круга партнеров США, в том числе в рамках многосторонних форумов, начинает приобретать осязаемые формы.
В эти тенденции вполне органично вписывается и тема повышения роли регионального уровня в рамках формирующейся полицентричной международной системы. Она получает в ООН все большее звучание и в практическом плане проявляется в возросшей активности региональных структур на всех континентах в их стремлении максимально задействовать свой потенциал применительно к деятельности ООН.
В нынешнее исключительно сложное и ответственное время как никогда ранее ощущается потребность в неформальном коллективном лидерстве. Этот тезис также отчетливо прослеживался в выступлениях на Генеральной Ассамблее ООН. Смысл таких форматов, как "Группа двадцати", "восьмерка", ШОС, БРИК, различные "тройки", "квартеты" и "пятерки", которые действуют в режиме сетевой дипломатии, состоит в том, что они объединяются не против кого-то, а за продвижение совпадающих интересов участников. А согласованные в их рамках подходы реализуются прежде всего через систему ООН. В целом работа в упомянутых форматах - это и есть отражение формирующейся полицентричной, многовекторной реальности, которая подкрепляет глобальную роль ООН в современных международных отношениях.
Дискуссии о том, как сделать Совет Безопасности более представительным и демократичным, пока не привели к какому-либо приемлемому для всех решению. "Министерская неделя" на Генассамблее также показала, что рассчитывать на какие-либо подвижки в переговорных позициях членов Организации не приходится. Однако согласование оптимальной модели будущего состава Совета Безопасности, которая бы учитывала интересы максимально большого количества государств - членов всемирной Организации, требует времени, терпения и кропотливой работы. Насколько быстрым будет результат, зависит от политической воли государств-членов, их готовности достичь разумный компромисс по данному вопросу.
Обратило на себя внимание также то, что на нынешней сессии в значительной степени произошло переосмысление мировыми лидерами событий августа 2008 года, когда режим Грузии развязал вооруженный конфликт на Кавказе, вероломно напав на спящий Цхинвал. Если на 63-й сессии Генассамблеи многие западные делегации считали своим долгом попенять России за "провоцирование" грузинской агрессии и "непропорциональное применение силы", то в этом году ситуация кардинально изменилась. Лишь немногие делегации продолжали крутить "заезженную песню", тогда как большинство участников дискуссии демонстрировали понимание российских действий по защите осетинского народа и собственных граждан.
"Единомыслие" международного сообщества особенно ярко проявилось в ходе подготовки и проведения заседания Совета Безопасности ООН по ядерному разоружению и нераспространению. За всю историю ООН это один из немногих случаев, когда за столом Совета Безопасности ООН присутствовали лидеры - они голосовали, излагали позиции своих стран по этой насущной проблематике, поднимали руки за резолюцию. Это, несомненно, укрепляет каркас ООН и ее Совета Безопасности. Удалось согласовать сложную резолюцию и зафиксировать в ней практические меры по эффективному реагированию на общие угрозы в ядерной сфере, в первую очередь необходимость продвижения процесса многостороннего разоружения под эгидой ООН, опорой которого являются международные механизмы, и прежде всего Договор о нераспространении ядерного оружия.
Кстати, в контексте упрочения режима ядерного нераспространения в ходе своего выступления на Генассамблее Президент России Д.А.Медведев упомянул также о таких апробированных средствах повышения уровня региональной и международной безопасности, как зоны, свободные от ядерного оружия и, в частности, создании такой зоны на Ближнем Востоке.
Как подтвердили заседания "ближневосточного квартета" и Координационного комитета помощи палестинцам, состоявшиеся "на полях" сессии Генассамблеи ООН, обеспечение безопасности в регионе невозможно в условиях разрозненности усилий по отдельным направлениям ближневосточного урегулирования. Требуется всеобъемлющая стратегия, нацеленная на достижение прогресса по нескольким трекам - возобновление палестино-израильских переговоров, прогресс на сирийском и ливанском направлениях, учет арабской мирной инициативы. Естественно, по этим вопросам нужна активная позиция всех стран региона и готовность к поиску таких решений, которые удовлетворят чаяния народов - палестинского и израильского - иметь свою независимую родину и жить бок о бок в мире и безопасности.
Ситуация вокруг Ирана также усиливает общую обеспокоенность за судьбу региона. Иранская ядерная программа стала новостью номер один "на полях" Генассамблеи в связи с признанием руководством Ирана факта строительства нового обогатительного завода около города Кум. Как показала встреча "шестерки" (постоянные члены СБ ООН и Германия), политико-дипломатический и санкционный сценарии продолжают противоборствовать. Однако, по превалирующему мнению, логика рационального решения лежит в переговорной плоскости - обеспечении транспарентности иранской ядерной программы, готовности Ирана к полномасштабному сотрудничеству с МАГАТЭ и "шестеркой", восстановлении взаимного доверия и готовности к диалогу.
Отдельной важной темой в ходе "министерской недели" на ГА ООН стал вопрос о преодолении последствий глобального финансово-экономического кризиса. В этой связи могло сложиться впечатление, что саммит "двадцатки" в Питтсбурге затмил дискуссии по данной проблеме на Генассамблее ООН. Действительно, в Питтсбурге удалось выработать ряд конкретных мер или так называемую "стратегию выхода", направленную на обеспечение устойчивого и сбалансированного экономического роста (это касается совместного мониторинга макроэкономических параметров в национальных экономиках, перераспределения квот в Международном валютном фонде и Всемирном банке, институционализации "двадцатки" как постоянного экономического форума).
Однако не стоит сбрасывать со счетов "ооновский угол", который имеет свою особую значимость, поскольку позволяет услышать голоса всех, в том числе и самых "слабых" (в конце концов, мир - это не 20 крупнейших экономик). Практически все они ощутили на себе снижение производства, рост безработицы, падение уровня жизни миллионов людей. Чувствительный удар нанесен по наиболее уязвимым сферам: борьбе с бедностью, социальной защите, здравоохранению.
В этом плане особая роль принадлежит мерам содействия международному развитию, поскольку сбои в функционировании международной финансово-экономической системы ставят под угрозу перспективы и сроки достижения Целей развития тысячелетия и в этом смысле могут негативно отразиться в первую очередь на беднейших странах мира. На этом фоне звучали призывы не ослаблять донорского содействия нуждающимся странам добросовестно выполнять решения, принятые на саммитах "двадцатки" и на Конференции ООН по глобальному финансово-экономическому кризису и его последствиям для развития.
Изменение климата - еще одна приоритетная тема прошедшей "министерской недели". 22 сентября около 100 глав государств и правительств приняли участие в саммите высокого уровня по вопросам глобального изменения климата. Главный итог - признание важности достижения соглашения на Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая пройдет в Копенгагене в декабре 2009 года, по будущему международному климатическому режиму на период после 2012 года.
В целом главный итог "министерской недели" состоит в том, что в международном сообществе действительно растет понимание комплексной трансформации мирового ландшафта, складывается "объединительная" повестка дня по широкому кругу общих для всех государств глобальных вызовов и угроз. Несмотря на многочисленные нападки на ООН за аморфность, неэффективность и бездейственность, именно Всемирная организация - и открытие 64-й сессии Генассамблеи это подтвердило - остается главным мировым центром притяжения, безальтернативным всемирным форумом, обладающим универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью.