Палестинская проблема - одна из ключевых в регионе Ближнего и Среднего Востока и во многом остается таковой в геополитике. СССР/Россия стоял у ее истоков и был одним из инициаторов попытки решения этого вопроса, имеющего ряд аспектов, связанных как с израильской и палестинской государственностью, так и с тем, что Палестина является колыбелью трех религий - христианства, ислама и иудаизма.
Ближний Восток в российской внешней политике. Российско-турецкие отношения
На всех этапах истории России Ближний Восток всегда занимал важное место в ее внешней политике. После принятия в 988 году в Древней Руси христианства в XI-XVI веках это был интерес прежде всего к Палестине как Святой земле, на которой возникла христианская религия. Князь Владимир в 1001 году посылал на Ближний Восток посольство. В 1062 году инок Варлаам Печерский совершил паломничество к святым местам Палестины, и уже к XII веку паломничество приобрело массовый характер1. Из русской литературы известно о «Xождении игумена Даниила», который в 1106-1108 годах с «дружиной» (т. е. со спутниками из разных мест России) тщательно обошел всю Святую землю. Игумен Даниил беседовал с монахами и князьями. В качестве «представителя земли русской» он всюду встречал уважение и внимание. Сохранились также записки купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова, посланных царем Иваном IV в Царьград (Константинополь), Иерусалим и Антиохию для поминания сына царя - царевича Ивана.
В XVII-XVIII веках жизненной необходимостью и внешнеполитическим приоритетом для России было освоение Причерноморья, освобождение Крыма, откуда крымские ханы - вассалы Османской империи осуществляли регулярные набеги на российские земли, а также выход России к Азовскому, Каспийскому, Черному морям и впоследствии в Средиземноморский бассейн, которые контролировались тогда Османской империей. Началом осуществления этих задач стали Азовский, Прутский и Персидский походы Петра I, освобождение города Азова русской армией в 1696 году, создание Азовского флота и его базы - Таганрога, взятие Дербента, Решта и Баку в 1723 году и переход под юрисдикцию России юго-западного побережья Кас-пийского моря.
Наибольшие успехи в реализации вышеуказанных целей были достигнуты в период правления Екатерины II (1762-1796 гг.). В 1769-1770 годах русская армия, отразив очередной набег крымских ханов, одержала победу над турецкими войсками в Молдавии на реке Ларга и заняла города Хотин и Яссы. В июне 1770 года русская эскадра, совершив переход из Балтийского в Черное море, разгромила турецкий флот в районе Чесменской бухты и у острова Хиос. В 1771 году русская армия под предводительством князя Потемкина освободила Крым2. В 1773 году русские войска под командованием Александра Суворова продолжали успешное наступление и разбили турецкую армию в Молдавии.
Потерпев ряд поражений, Османская империя вынуждена была заключить с Россией в 1774 году мирный договор (Кучук-Кайнарджийский мир). Однако турки попытались вернуть себе утраченные территории и начали новую войну с Россией в 1787 году, высадив десант на Кинбурнской косе (в районе города Николаева), но он был уничтожен русскими войсками. Затем русская армия под командованием генерал-аншефа А.Суворова вновь разгромила турецкие войска в Молдавии на реке Рымник и в 1790 году взяла турецкую крепость Измаил, а в 1791 году город Анапу. Русский флот под командованием адмирала Ушакова уничтожил турецкий флот в сражении при Калиакрии (Болгария). С основанием в Крыму российской военно-морской базы Севастополь российский Черноморский флот получил возможность контролировать Черноморский бассейн и выход в Средиземное море.
В результате побед русской армии Восточно-Грузинское царство, страдавшее от регулярных вторжений турецких войск, заключило в 1783 году с Россией союзнический договор (Георгиевский трактат) и перешло под протекторат России. В итоге грузинским дворянам были предоставлены все привилегии русского дворянства, грузинские купцы получили возможность вести свободную торговлю в России. В начале ХIX века в результате успешных действий России вся Грузия, а также Дагестан и Северный Азербайджан на основе Гюлистанского договора с Ираном перешли под юрисдикцию России.
Успехи русских войск в военных действиях против Ирана, которого на войну с Россией подталкивала Англия, позволили России в 1827 году присоединить Эриванское и Нахичеванское ханства. Наряду с этим Россия (члены императорской семьи, вельможи и даже представители низших сословий) оказывала финансовую поддержку восточным патриархам, которых встречали всегда с большим почетом и приглашали участвовать в поместных русских соборах.
Ключевым пунктом международной политики первой половины XIX века был так называемый «Восточный вопрос», во многом обусловленный кризисом Османской империи и сутью которого являлось соперничество ведущих европейских держав - Англии, Франции и Австрийской империи за влияние в регионе восточного Средиземноморья, номинально входившего в состав Османской империи. Россия, окончательно утвердившись в качестве великой державы при Екатерине II, в результате Кучук-Кайнарджийского договора получает право покровительства над всеми православными, находившимися под властью Османской империи.
Полное освобождение христиан (не только Ближнего Востока, но и Румынии, Болгарии, Греции и Сербии) требовало дальнейших усилий со стороны России. Поэтому российская ближневосточная и балканская политика конца XVIII и всего XIX века была направлена в том числе на решение этих задач. В ответ на обращение за военной помощью греков, начавших национально-освободительную войну против османского ига (1821-1830 гг.), Россия предприняла ряд военных и дипломатических действий, которые привели к завоеванию Грецией независимости, а также расширению прав автономного самоуправления Сербии и других христианских балканских княжеств.
Обострением Восточного вопроса стало франко-российское соперничество за контроль над христианскими святыми местами в Иерусалиме, который османское правительство передало в 1853 году Франции. Османский султан, поддерживаемый Францией и Англией, отказался выполнить требования России вернуть контроль над ними православной церкви. Результатом обострения российско-турецких отношений стало объявление Османской империей войны России в октябре 1853 года. Получившая название Крымской (или Восточной) война 1853-1856 годов началась успешно для России. Русские войска форсировали реку Прут и вскоре заняли территорию Дунайских княжеств. В ноябре 1853 года эскадра русского Черноморского флота под командованием адмирала Ушакова разгромила турецкий флот. В декабре 1853 года русские войска одержали победу над турецкой армией на Кавказском фронте, в районе между Карсом и Андрианополем. Однако впоследствии военная кампания сложилась неудачно для России ввиду вступления в нее Англии и Франции на стороне Турции.
Тем не менее в XIX веке Россия продолжала играть главную роль в освобождении регионов Балканского полуострова, где большинство населения исповедовало христианство, а также в утверждении прав христиан на Ближнем Востоке. По инициативе России в марте 1877 года в Лондоне была созвана конференция шести великих держав и подписан протокол, требовавший от Турции улучшить положение христианских подданных. Его отклонение турецким правительством спровоцировало начало новой войны между Россией и Турцией. Русские войска форсировали Дунай и приступили к освобождению Болгарии. В течение 1877 года русская армия овладела укрепленными районами Шипка и Плевна, а на Кавказском фронте вступила в Ардаган, Сухуми и Карс. В январе 1878 года русские войска, поддержанные болгарами и сербами, заняли Софию и Адрианополь (Эдирне), открыв тем самым дорогу на Стамбул. Турецкое правительство вынуждено было начать переговоры о мире. В результате подписания русско-турецкого мирного договора Сербия, Черногория и Румыния получили независимость, для Болгарии был установлен статус автономного княжества. Также, согласно договору, Россия возвращала себе земли Южной Молдавии и закрепляла свой контроль в Ардагане, Баязиде, Батуми и Карсе.
Для поддержки населения, исповедовавшего православие в Палестине, большую роль сыграло Императорское православное палестинское общество (ИППО). Свои задачи оно решало на Ближнем Востоке и внутри России. Во-первых, это была организация православного паломничества в Палестину и на Афон. Во-вторых, она поддерживала православную религию и тех, кто исповедует ее в Палестине и Сирии. В-третьих, распространяла среди населения России правдивую информацию об истории и современном состоянии Святой земли, а также научно изучала эту территорию. Еще одной задачей организации было укрепление позиции России на Ближнем Востоке.
С момента принятия христианства в 988 году Россию связали со Святой землей духовные нити. Тысячу лет туда стремились паломники. С середины XIX века российское правительство начало создавать в Иерусалиме условия для русского присутствия в библейском регионе и размещения паломников из России. В 1847 году в Иерусалиме была открыта Русская духовная миссия, а в 1858 году - российское консульство. К 1864 году уже построили целый русский городок в Иерусалиме. На его территории разместились Свято-Троицкий храм, Русская больница, здания Русской духовной миссии и консульства, Мариинское (женское) и Елизаветинское (мужское) подворья.
С каждым годом количество желающих посетить святые места возрастало. Имеющиеся подворья уже не могли обеспечить нормальных условий для размещения большого потока паломников. В 1871 году в паломничестве на Святой земле побывал чиновник Морского министерства В.Н.Хитрово (1834-1903 гг.). Он и стал инициатором создания общества и затем его многолетним сотрудником. На реализацию идеи создания общества, которое могло бы взять на себя заботы о паломниках и местных жителях, понадобилось целое десятилетие.
В 1882 году император Александр III подписал указ об учреждении Православного палестинского общества. Первым председателем общества стал брат императора Александра III великий князь Сергей Александрович (1857-1905 гг.), генерал-губернатор Москвы. После его гибели пост председателя заняла его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918 гг.). В 1888 году вместе со своим супругом она побывала на Святой земле и присутствовала на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду, который строило общество и где в настоящее время покоятся ее мощи. В 1889 году общество получило почетное наименование - Императорское православное палестинское общество (ИППО).
Оно должно было действовать на территории евангельской Палестины, поэтому и называлось «палестинским». В то время получили известность палестинские общества и в других странах - The Palestine Exploration Fund (Фонд исследования Палестины, основан в Великобритании в 1865 г.), Deutsche Palastinaverein (Немецкое палестинское общество, основано в 1877 г.). Но эти общества ограничивались только научными задачами. ИППО имело характер неправительственной общественной организации, в которую мог вступить любой - от аристократа до крестьянина, - кто был в состоянии заплатить членские взносы и разделял цели общества. Эти цели актуальны и по сей сень.
СССР/Россия и палестинская проблема
В период после Октябрьской революции 1917 года и до окончания Второй мировой войны регион Ближнего Востока не являлся приоритетным в советской внешней политике. CCCР стал играть важную роль в ближневосточной политике в ходе обострения палестинского вопроса во второй половине 1940-х годов.
В Палестине существовал созданный сионистским движением целый ряд военизированных организаций, таких как «Хагана», «Пальмах», «Иргун Цвай Леуми» (Эцель), из которой затем выделилась группа Леви, молодежная организация «Бетар»3 и др. Лидеры этих организаций, в частности Эцель, считали, что их вооруженная борьба является необходимым условием установления контроля над Палестиной и создания еврейского государства. Вначале данные группировки боролись в основном против арабского присутствия в Палестине. Затем, после опубликования правительством Англии в 1939 году Белой книги, учитывавшей во многом интересы арабских государств4, которые в тот период находились либо в полуколониальной зависимости от Англии, либо полностью следовали в фарватере ее политики, главным врагом военизированных сионистских группировок стала Англия.
Так, в июне 1946 года «Хагана» взорвала 10 из 11 железнодорожных мостов в Палестине. В июле 1946 года боевики Эцель совершили взрыв в гостинице «Царь Давид» в Иерусалиме, в результате которого погиб 91 человек и было ранено 45 (англичан, арабов и евреев). В мае 1947 года было организовано нападение на тюрьму, из которой бежали более 200 заключенных. Террористические акты в Палестине приобретали все более широкий размах. В этих условиях английские власти, пытаясь сохранить свое мандатное управление, прибегали к мерам, направленным как на подавление террористических групп, так и на более эффективное функционирование своей административной структуры в Палестине.
Например, разрабатывался проект создания в Палестине провинций, которые подчинялись бы центральному правительству во главе с верховным комиссаром. В феврале 1947 года был обнародован «план Бевина» (по имени министра иностранных дел Англии), предлагавший пятилетний переходный период подготовки независимости единой Палестины при сохранении на этот период английского контроля. По завершении этого периода должны были состояться выборы в ассамблею, большинство в которой составили бы представители арабского населения Палестины. Далее ассамблея должна была решать вопрос о независимом государстве. Однако данный план отвергли как Верховный арабский комитет (ВАК), так и Еврейское агентство.
Стремясь найти выход из кризисной ситуации, правительство Англии передало в феврале 1947 года вопрос о Палестине в ООН. СССР стал одним из основных инициаторов решения палестинской проблемы путем создания палестинского и израильского государств на основе резолюции ГА ООН, принятой 29 ноября 1947 года. В соответствии с резолюцией предлагалось создать в Палестине два государства - еврейское и арабское, а также выделить Иерусалим в качестве международной зоны. Английский мандат должен был закончиться 15 мая 1948 года, а вывод войск завершиться к 1 августа 1948 года. В связи с ростом напряженности в Палестине английское правительство приняло решение ускорить вывод своих войск и завершить его 14 мая 1948 года.
В тот же день было провозглашено создание Израиля как независимого еврейского государства. В результате последовавшей за этим арабо-израильской войны 1948-1949 годов Израиль оккупировал часть территории, предназначенной ООН для создания палестинского государства. Сектор Газа перешел под административный контроль Египта, Западный берег реки Иордан - под юрисдикцию Иордании, западная часть Иерусалима - под контроль Израиля, а восточная - под контроль Иордании. Палестинское государство так и не было создано, и более 800 тыс. палестинских арабов были вынуждены покинуть свои дома и стали беженцами.
В последующий период произошли значительные политические изменения как на Ближнем Востоке, так и в геополитической ситуации в целом. В 1950-1960-х годах сформировался блок социалистических государств, во главе которого выступал СССР, успешно конкурировавший с западным блоком во главе с США. Между двумя блоками сложился военный паритет, но в то же время имела место ситуация холодной войны. В целом ряде арабских стран победили национально-освободительные и антиколониальные революции. Многие из них заявили о своем стремлении идти по пути строительства социализма. Наряду с этим возникло и играло значительную роль в мировой политике Движение неприсоединения.
Все эти изменения на мировой арене способствовали формированию Палестинского движения сопротивления (ПДС), выступавшего за реализацию права палестинцев на создание своего независимого государства в соответствии с резолюцией ГА ООН 1947 года. ПДС противостояло политике Израиля, продолжавшего аннексировать часть территории, предназначенной для палестинского государства. В этот период СССР постоянно поддерживал ПДС в его борьбе за создание палестинского государства и выступал на стороне арабских стран в их противостоянии Израилю, которого поддерживал западный блок во главе с США.
В период военной агрессии Англии, Франции и Израиля в октябре 1956 года против Египта, в ответ на национализацию египетским руководством во главе с Гамалем Абделем Насером Компании Суэцкого канала, СССР выступил с решительным заявлением, требовавшим немедленного прекращения агрессии, в противном случае не исключалось нанесение удара по базам стран-агрессоров. В результате Англия, Франция и Израиль прекратили военные действия и вывели свои войска с египетской территории.
В июне 1967 года Израиль совершил агрессию против Египта, Сирии и Иордании, в результате которой израильские войска оккупировали часть территории, предназначавшейся решением ГА ООН для создания палестинского государства. Благодаря политико-дипломатическим действиям СССР, израильская агрессия была остановлена, а захваченные Израилем территории признаны ООН незаконно оккупированными. В период продолжавшегося противостояния Израиля с Египтом и Сирией в 1968-1969 годах, так называемой «войны на истощение», СССР оказал содействие этим арабским странам в восстановлении их военного потенциала, а также направил свои подразделения ПВО, благодаря успешным действиям которых израильские ВВС, понеся значительные потери, были вынуждены прекратить бомбардировки территории Египта.
Что касается Палестинского движения сопротивления, то в 1960-х годах оно организационно структурируется, создается Организация освобождения Палестины (ООП), в которую вошли 12 организаций различной идеологической направленности. Наиболее влиятельными являлись ФАТХ, Народный фронт освобождения Палестины (НФОП), Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП). Председателем ООП с 1969 по 2004 год являлся видный лидер Палестинского движения сопротивления, руководитель ФАТХ Ясир Арафат. С 2004 года ООП возглавляет Махмуд Аббас.
В 1993 году в результате переговоров в Осло было достигнуто соглашение о передаче под палестинский контроль территории сектора Газы и части Западного берега реки Иордан и формирований там официальной палестинской власти. Впоследствии в секторе Газы в результате всеобщих выборов властные функции стало осуществлять движение ХАМАС.
В 2000-х годах Россия восстановила свою роль в качестве мировой державы и вновь стала активной геополитической силой на Ближнем Востоке. Признавая интересы безопасности Израиля, Россия в то же время выступала за реализацию законного права палестинцев на создание своего полноправного государства.
Россия и «арабская весна». Сирийский кризис
В 2010-х годах в регионе Ближнего Востока начались массовые движения социального протеста, получившие название «арабская весна». Их результатом стал крах правящих режимов в ряде арабских стран, усиление на волне протестных манифестаций движений политического ислама, в том числе их радикальных течений, возникновение вооруженных конфликтов и исход из конфликтных зон большого числа беженцев. Социальный протест, что представлял собой начальный этап «арабской весны» в таких странах, как Тунис, Египет, Йемен, Бахрейн, был обусловлен внутренними факторами. А именно социально-экономическим кризисом, коррупцией, произволом и непотизмом правившей десятки лет властной верхушки, отсутствием реальных демократических свобод при показной «фасадной демократии».
В то же время в Сирии, так же как и в Ливии, при наличии, хотя и в меньшей степени, внутренних проблем главными причинами продолжающегося кризиса стали внешние факторы5. В сирийский кризис практически с момента его начала, в марте 2011 года, вмешались внешние силы, в результате чего он трансформировался в глобальный военно-политический конфликт. Такие внешние акторы, как монархии Персидского залива, США и их союзники, включая Турцию, оказали активную поддержку в формировании вооруженной сирийской оппозиции, представленной в основном исламистскими группировками. Действия в ее рядах тысяч джихадистов из более чем 90 стран мира способствовали возникновению в Сирии очага радикального исламизма и становлению там так называемого «Исламского государства» (ИГИЛ, или ДАИШ, запрещено в России) и его экспансии в регионе.
При этом необходимо подчеркнуть, что социально-экономическая ситуация в Сирии до начала конфликта по многим параметрам отличалась в лучшую сторону по сравнению с такими странами, как Тунис и Египет, и не могла сама по себе вызвать масштабный внутренний конфликт и вооруженное противостояние. Так, на 2010 год ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Сирии составлял 5260 долларов6, что выше показателей многих арабских стран. Уровень безработицы, хотя и повысился с 8,4% в 2010-м до 14% в 2011 году7, тем не менее был ниже, чем в Тунисе и Египте, где безработица - особенно среди молодых людей до 30 лет - достигала 50% и даже ниже, чем на тот же период в таких странах ЕС, как Испания, Греция, Португалия, где он вырос до 24%.
Протестные акции в Сирии начались в марте 2011 года с демонстраций против произвола полиции8 в городе Дараа (100 тыс. жителей), расположенном на границе с Иорданией и Израилем. Они раcпространились на другие города, где манифестанты требовали улучшения условий жизни и решения социально-экономических проблем. Выступления протеста в некоторых районах стали перерастать в столкновения с силами правопорядка. Президент Б.Асад объявил о предстоящем проведении реформ в социально-экономической и политической сферах. Затем в Дамаске и других крупных городах Сирии прошли митинги и демонстрации в поддержку руководства Асада.
Однако антиправительственные манифестации и столкновения с полицией продолжались. Причем наиболее непримиримое противостояние с силами правопорядка, сопровождавшееся призывами к свержению правящего режима, происходило в тех городах, где изначально были представлены оппозиционные силы, прежде всего сторонники «Братьев-мусульман» и других исламистских движений (в таких городах, как Хама, Хомс, Джиср эш-Шугур). Им активно оказывалась помощь из-за рубежа со стороны ведущих стран НАТО, включая Турцию, и монархий Персидского залива, в том числе в создании вооруженных антиправительственных группировок.
Рассматривая цели данных государств, необходимо отметить, что США и их союзники по НАТО рассматривают руководство Сирии как враждебное в силу его союзнических отношений с Ираном и связей с ливанским шиитским движением «Хизбалла». Сирия противостоит Израилю, стратегическому союзнику США, которые не раз обвиняли руководство Сирии в поддержке «международного терроризма», а именно палестинских организаций, борющихся за создание независимого палестинского государства, и движения «Хизбалла». Сирия имеет с Ираном давние, со времен ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) союзнические связи, в том числе на конфессиональной основе. В то же время Израиль и США рассматривают Иран как враждебное государство. Для США и Израиля ослабление Ирана и его влияния в Ираке являются стратегическими целями. Поэтому смена режима в Сирии или ее расчленение на несколько квазигосударств отвечает интересам США и их союзников.
В свою очередь, суннитские монархии Персидского залива, противостоящие шиитскому Ирану и видящие в нем потенциальную угрозу со времен Исламской революции в Иране 1979 года, занимают примерно такую же позицию. Саудовская Аравия и Катар, обладая сейчас значительным влиянием в Лиге арабских государств (ЛАГ), всячески поддерживают сирийскую суннитскую исламистскую оппозицию с целью приведения ее к власти и устранения, таким образом, руководства Б.Асада как союзника Ирана. В этом отношении интересы монархий Персидского залива совпадают с интересами ведущих стран НАТО. Тем не менее такие страны - члены ЛАГ, как Алжир, Египет, Ливан, поддерживали сирийское руководство, хотя и не выражали этого достаточно решительно.
В то же время у Турции имеются свои стратегические интересы в отношении Сирии. Турецкие руководители позиционируют себя как преемников Османской империи и, проводя политику неоосманизма, стремятся продвигать влияние Турции во все регионы, когда-то входившие в состав Османской империи. Турция претендует также на роль лидера мусульманского суннитского мира, каковым была Османская империя, в состав которой на протяжении 400 лет (XVI - начало ХХ в.) входила Сирия. Поэтому экспансионистские тенденции в отношении Сирии присутствуют в политике Турции9.
В этой связи возрастала роль России как в борьбе с радикальным исламизмом, так и в разрешении сирийского кризиса. Между Россией и Сирией исторически сложились отношения дружбы и сотрудничества в экономической, военно-политической, культурной и гуманитарной областях. Сирия в настоящее время является единственным реальным союзником РФ на Ближнем Востоке. В конце сентября
2015 года в соответствии с официальной просьбой сирийского правительства российские Воздушно-космические силы (ВКС) начали наносить ракетно-бомбовые удары по позициям боевиков ИГИЛ в Сирии. В результате были уничтожены ряд командных пунктов, складов с вооружением, лагерей подготовки и позиций сосредоточения боевиков и военной техники. Сирийская правительственная армия приступила к наступательным операциям по освобождению от исламистских боевиков районов Пальмиры, Идлиба, Хомса, Хамы, Алеппо.
Однако необходимо подчеркнуть, что Россия также защищает в Сирии свои национально-государственные интересы. Сирия для России является передним краем обороны против радикального исламизма, так как очевидно, что в случае гипотетического прихода к власти в Сирии исламистов, следующий удар террористического «джихада» будет направлен в том числе против России, о чем открыто заявляли лидеры ИГИЛ, угрожая «освободить» регионы Кавказа и юг России10.
В Сирии в 2017 году военно-политическая ситуация складывалась в пользу правительственных сил. Сирийская армия при поддержке российских ВКС провела ряд успешных операций против боевиков ИГИЛ в провинции Дейр-эз-Зор, важной также в экономическом отношении, так как здесь расположены крупные нефтяные месторождения. Сирийской правительственной армией были освобождены более 60 населенных пунктов данной провинции, а также большая часть территорий центральных провинций в районе городов Хомс и Хама и территорий на севере Сирии. При этом российские ВКС, поддерживая действия сирийской армии, наносили удары крылатыми ракетами «Калибр» по позициям ИГИЛ, в результате уничтожив целый ряд военных объектов и более 1200 боевиков.
В то же время курдские подразделения Сирийских демократических сил (СДС) при поддержке международной коалиции во главе с США блокировали и после длительных бомбардировок взяли город Ракку, провозглашенную ИГИЛ столицей «Исламского государства». Таким образом, практически вся сирийская территория, контролировавшаяся ИГИЛ, была освобождена, организованное сопротивление ее группировок подавлено. Наряду с этим в ходе визита в Сирию российской делегации и переговоров с представителями правительства САР были подтверждены планы российско-сирийского сотрудничества в различных областях и послевоенного восстановления разрушенных объектов промышленной инфраструктуры.
Что касается США, то они, согласно заявлению американского министра обороны, не собираются выводить свои воинские формирования из Сирии. По крайней мере, до позитивного, с точки зрения США, завершения переговоров в Женеве, то есть до требуемой США смены режима в Сирии. Вместе с тем политика США в сирийском конфликте стала более агрессивной. По приказу Президента Д.Трампа в апреле 2017 года корабли американских ВМС нанесли удар крылатыми ракетами по сирийской военно-воздушной базе под надуманным предлогом, что якобы с этой базы самолеты сирийских ВВС осуществили атаку химическими боеприпасами по населенному пункту в районе города Идлиба, в результате чего погибли более 80 мирных жителей11.
Сирийское правительство отвергло эти обвинения, заявив, что сирийская армия не располагает химическим оружием, все запасы которого были выведены с территории Сирии в результате соглашений между США, РФ и САР в 2013 году, что подтверждено международной Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО).
Россия осудила агрессивную военную акцию США и наряду с руководством Сирии предложила создать международную комиссию экспертов для расследования данного инцидента на месте, что не было принято США и их союзниками. Более того, союзники США поддержали американскую военную акцию и даже внесли в СБ ООН проект резолюции, осуждавший сирийское руководство и требовавший принятия международных санкций против него. Однако данный проект был заблокирован вето, наложенным Россией.
В то же время в 2017 году в Женеве проходили шестой, седьмой и восьмой раунды межсирийских переговоров под эгидой специального представителя ООН Стафана де Мистуры. Несмотря на согласие в целом участников переговоров с основанным на резолюции ООН №2254 документом по продвижению политического урегулирования, предложенного де Мистурой и состоявшего из 12 пунктов, общего соглашения достичь не удалось в силу остававшихся разногласий между представителями правительства САР и делегацией сирийской оппозиции, большинство в которой составляли члены так называемой Эр-Риядской группы, спонсировавшейся Саудовской Аравией. Эта группа выставила предварительным условием перед началом восьмого раунда переговоров в Женеве уход Башара Асада с поста Президента САР и его неучастие в дальнейшем переходном процессе. Это было абсолютно неприемлемо для делегации правительства САР и фактически привело к срыву восьмого раунда переговоров.
Наряду с этим в начале мая 2017 года сторонам, участвовавшим в переговорах в Астане, удалось достичь определенного консенсуса, результатом которого стал меморандум по Сирии, подписанный Россией, Турцией и Ираном, являющимися гарантами ранее заключенных соглашений о прекращении огня между сирийской правительственной армией и частью вооруженной оппозиции. Меморандум, одобренный также руководством Сирии, предполагал создание четырех зон безопасности - в провинции Идлиб, Восточной Гуте (предместье Дамаска), районе города Хомса и на юге Сирии, где имели место наиболее активные боевые действия. В этих районах прекращались вооруженные столкновения и вводилась бесполетная зона, в которой могли действовать только российские ВКС. Тем не менее данное соглашение не распространялось на остававшиеся группы ИГИЛ, «Джебхат ан-Нусру» и аффилированные с ними группировки, признанные террористическими, борьба с которыми должна продолжаться.
Вместе с тем с целью продвижения процесса политического урегулирования сирийского конфликта российская сторона выступила с инициативой проведения конгресса сирийского народа - национального диалога, прошедшего в 2018 году в Сочи. В результате встреч и переговоров, в которых участвовали около 1400 представителей различных политических, конфессиональных, национальных и региональных организаций Сирии, был сформирован рабочий орган по созданию проекта изменения сирийской Конституции с учетом предложений, высказанных участниками конгресса.
В то же время политическое решение сирийского кризиса осложняется тем, что внешние акторы (США и их союзники), видимо, продолжают рассматривать в качестве своей главной цели в отношении Сирии устранение от власти руководство Башара Асада и реализацию своих внешнеполитических интересов. Так, США создали в Сирии более 20 своих опорных пунктов. На некоторых из них оборудованы аэродромы для приема военной и военно-транспортной авиации. На этих пунктах дислоцируются части американского спецназа и существуют тренировочные лагеря по подготовке боевиков для борьбы, по заявлениям США, как с ИГИЛ, так и с сирийской правительственной армией. В одном из таких пунктов, в районе города Ат-Танфа, американскими военными формируется так называемая «Новая сирийская армия», в основном предназначенная для борьбы с сирийской правительственной армией и в которую в том числе входят боевики из оставшихся отрядов ИГИЛ.
По сообщениям информационного агентства Би-би-си, в ходе освобождения от ИГИЛ города Ракки курдскими вооруженными подразделениями СДС при поддержке международной коалиции, возглавляемой США, было заключено негласное соглашение между руководством СДС и ИГИЛ, в результате которого из Ракки через позиции СДС свободно вышли и передислоцировались в другие районы Сирии более 3 тыс. боевиков ИГИЛ со всем вооружением и семьями. Среди боевиков, по свидетельствам перевозивших их сирийских водителей, было много иностранцев, в том числе из Франции, которые намеревались вернуться туда и продолжать действовать в «час мести».
Аналогичная ситуация имела место в районе Абу-Кемаля, вблизи сирийско-иракской границы, в ноябре 2017 года, когда международная коалиция, согласно заявлению Министерства обороны РФ, не наносила удары по отступавшим формированиям ИГИЛ, в составе которых были десятки автомашин и единиц бронетехники, предоставляя им возможность перегруппироваться на территории, подконтрольной СДС, и нанести контрудар по сирийским правительственным войскам. Более того, американские военные помешали российским ВКС нанести удар по данным формированиям ИГИЛ. В связи с этим министр иностранных дел РФ С.Лавров заявил, что «ситуация в Абу-Кемале - далеко не первый случай, когда США щадят террористов в Сирии»12.
Одновременно США, видимо рассчитывая использовать «курдский фактор» для достижения своих целей (устранение руководства Б.Асада или, по крайней мере, расчленение Сирии), которые не удалось реализовать, используя исламистские группировки, поддерживали СДС и другие курдские вооруженные формирования. В 2017 году эти формирования под эгидой США взяли под контроль часть провинции Дейр-эз-Зор, где расположены нефтяные месторождения, несмотря на то что в этом районе нет компактного проживания курдов.
Руководство СДС стремится создать на контролируемых им территориях Сирии зону с широкой автономией и в перспективе - независимое курдское государство. Причем Турция активно противодействует этому, проводя военную операцию по взятию под контроль сирийскую территорию вдоль сирийско-турецкой границы. Турецкое руководство мотивирует свои действия необходимостью обезопасить территорию Турции от проникновения боевиков СДС, которые Турция считает «террористической организацией», связанной с Рабочей партией Курдистана, совершающей вооруженные акции в Турции. При этом Турция входит в некое противостояние с США, поддерживавшими СДС. Тем не менее в 2018 году США пошли на соглашение с Турцией, согласно которому турецкие войска продолжали операции по взятию под контроль данной территории, включая стратегически важный район города Манбиджа.
В начале 2018 года имело место обострение ситуации в районе Восточной Гуты, пригороде Дамаска, где сирийская правительственная армия проводила операцию по подавлению вооруженного исламистского формирования - «Джебхат ан-Нусры» и аффилированных с ней группировок. Ситуация в Сирии после подавления ИГИЛ предоставляла возможность приступить к политическому урегулированию конфликта. Однако наличие и действия вооруженных оппозиционных группировок, поддерживаемых внешними силами, использующими их в своих интересах, значительно затрудняют этот процесс и являются главной причиной продолжения конфликта.
События «арабской весны» и возникшие конфликты в Сирии, Ливии, Йемене привели к некоему расколу в арабо-мусульманском мире и в определенной степени отодвинули палестинский вопрос на второй план. В известной мере используя эту ситуацию, руководство Израиля стремится закрепить состояние статус-кво и даже пошло в 2018 году на провозглашение Иерусалима столицей Израиля, что признали США и перенесли туда свое посольство. Решение палестинского вопроса на основе документов ООН является насущной необходимостью и отвечает интересам как палестинского народа, так и безопасности Израиля. В сложившейся ситуации, когда США фактически перестали быть объективным посредником и поддерживают интересы Израиля, значительно возрастает роль России на Ближнем Востоке, и в частности в справедливом урегулировании палестинской проблемы.
1Вейнберг П.И. Путешествия русских людей за границу. По произведениям русской литературы // Нива. 1889. №2. С. 54-58.
2Ключевский В.О. Русская история. Книга третья. М.: Мысль, 1995. С. 236.
3Звягельская И.Д., Карасова Т.А., Федорченко А.В. Государство Израиль / Институт востоковедения. МГИМО (У) МИД России. М., 2005. С. 71.
4Пункты Белой книги, например, ограничивали еврейскую иммиграцию в Палестину до 75 тыс. человек на ближайшие пять лет, а в дальнейшем она могла возобновиться только при согласии на нее арабского населения, вводили ограничения на покупку еврейским населением земель, чтобы не увеличивать число безземельных арабских крестьян. См.: An Historical Encyclopedia of the Arab-Israeli Conflict / Bernard Reich (ed.). Westport, Connecticut, 1996. P. 584-585.
5Долгов Б.В. Исламистский вызов «арабской весны»: предварительные итоги и перспективы. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. С. 3.
6http://www.tradingeconomics.com in/syria/gdp - per capita. 29.01.2013.
7http://www.cbssyr.org in Central Bureau of Statistics. Bulletin of labor force 2010. 29.01.2013.
8Причинами протестных манифестаций стал арест в г. Дараа нескольких молодых людей и их избиение полицией. По заявлениям протестующих, они рисовали на стенах домов антиправительственные граффити; по версии властей, молодые люди также были связаны с бандой, занимавшейся наркотрафиком и контрабандой оружия. Имеются также свидетельства ливанских журналистов из информационного агентства «Аль-Джазира», вышедших из него из-за несогласия с его позицией по Сирии, сделанные на телеканале «Euronews» в мае 2011 г., о том, что с первых дней протестных демонстраций в Дараа в Сирию через иорданскую границу переходили десятки вооруженных антиправительственных боевиков.
9Raimbaud Michel. Tempete sur le grand moyen-orient. P.: Ellipses, 2015. Р. 550.
10Долгов Б.В. Феномен «арабской весны» 2011-2016 гг. Причины, развитие, перспективы. Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Алжир / Институт востоковедения РАН. М.: Ленанд, 2016. С. 131.
11Единственным доказательством якобы имевшей место химической атаки стали видеокадры западных информационных агентств, на которых члены организации «Белые каски» (гуманитарная организация, созданная сирийской оппозицией) несут тела пострадавших от химической атаки. Причем сами члены «Белых касок» на этих кадрах не пользуются ни противогазами и никакими другими средствами химзащиты. В то же время совместная комиссия представителей ООН и ОЗХО подтвердила, что воздействие отравляющих веществ не было результатом воздушного удара.
12Телевизионная информационная программа «Вести». 14.11.2017.