Известный российский франковед, доктор исторических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В.Ломоносова В.П.Смирнов выпустил книгу «Образы Франции. История, люди, традиции»*. (*Смирнов В. Образы Франции. История, люди, традиции. М.: Ломоносовъ, 2017. 248 с.) В последние годы ученый расширил круг своих исследований, наряду с мемуарами («От Сталина до Ельцина. Автопортрет на фоне эпохи». М., 2011) увидели свет его труды о мировых войнах ХХ века («Краткая история Второй мировой войны». М., 2005; «Две войны - одна победа». М., 2015). В настоящее время он работает над популярным изданием «Что такое история и зачем она нужна».
Опубликовав «Образы Франции», В.П.Смирнов как бы напомнил читателю, что все-таки прежде всего он именно франковед (добавлю, безусловно, выдающийся). Книгу можно назвать красочным мозаичным полотном, на котором представлена одна из самых самобытных стран мира с двухтысячелетней историей.
Издание - научно-популярное, написано прекрасным литературным языком. Оно разделено на части, главы и параграфы, каждый из которых читается как увлекательный рассказик. Опытный читатель-исследователь сразу поймет, что за легкостью изложения скрываются огромные знания, накопленные автором в течение жизни, собранные из книг и самых разнообразных источников, основанные на личных наблюдениях и разговорах с людьми. Затронутых в «Образах Франции» сюжетов очень много. Их трудно объединить в какие-то крупные «узлы». И все же думаю, что не ошибусь, если назову три главные темы книги - история Франции, российско-французские отношения и национальные традиции и национальные особенности.
История страны дана сжато и четко - от древности до наших дней. Конечно, изложить ее десятилетие за десятилетием и даже век за веком в небольшом по объему труде невозможно. Поэтому автор останавливается на самых важных периодах и моментах в истории Франции - галло-римской эпохе, борьбе за объединение французских земель в единое централизованное государство, Столетней войне, Религиозных войнах. Особое внимание В.П.Смирнов уделяет развитию страны в новое и новейшее время. Он достаточно подробно описывает события Французской революции конца XVIII века, вполне справедливо называя ее Великой революцией (с. 36). Ведь именно ее достижения легли в основу современного французского государства. Революция воплотила в жизнь такие понятия, как «национальный суверенитет», «отделение церкви от государства», «демократия», «конституция», «республика», «парламент», «разделение властей», «правые и левые», «избирательное право».
Соглашусь с автором, который в конце раздела о Французской революции конца XVIII века подчеркивает: «В восприятии современников и в памяти последующих поколений шесть лет Великой французской революции запечатлелись как целая историческая эпоха, на протяжении которой происходили грандиозные события, перевернувшие весь мир» (с. 47). Наиболее подробно В.П.Смирнов излагает историю Франции ХХ века: участие страны в двух мировых войнах, годы Третьей, Четвертой и Пятой республик, представляет современную ситуацию. Он обрисовывает также минипортреты всех президентов Пятой республики - от Шарля де Голля до Эммануэля Макрона.
Значительное внимание в книге отведено многовековым отношениям Франции и России. Как известно, «открылись» они в XI веке, когда «еще не было ни русского, ни французского единого государств, во времена первых Капетингов во Франции и Рюриковичей в Киевской Руси» (с. 132). Да, речь, конечно, идет о дочери Ярослава Мудрого Анне, вышедшей замуж за французского короля Генриха I. Но мало кто знает, что в русских летописях о ней нет упоминаний. Отрывочные сведения о дочери великого киевского князя можно почерпнуть лишь из французских источников. Известно, что она еще в доме отца получила образование, читала по-латыни. Во Франции, естественно, освоила французский, любила природу и охоту. Когда муж Анны умер и престол перешел к ее семилетнему сыну Филиппу (регентом при нем был назначен брат покойного короля), сама она с младшими детьми удалилась в Санлис. Там она основала храм Святого Венсана. «Церковь, - пишет автор, - сохранилась до наших дней. На ее портале, в стенной нише, скульптура женщины с тонким задумчивым лицом, с длинными густыми косами, с короной на голове. В руках она держит изображение церкви - дар Богу. На постаменте надпись: «Анна Русская - королева Франции. Она основала этот дом во имя Святого Венсана в Лето Господне 1060» (с. 134-135).
После этого много веков связи России и Франции носили спорадический характер. Новым этапом в истории отношений двух стран стала публикация во Франции в 1607 году первой книги о России под названием «Состояние Российской империи и великого княжества Московского со всем тем, что там произошло наиболее памятного и трагического во время царствования четырех императоров, а именно с 1590 до сентября 1606 года».
Далее В.П.Смирнов рассказывает читателю следующее о содержании труда и его авторе: «Книгу написал капитан Маржерет, французский военный - авантюрист, служивший сначала Борису Годунову, потом Лжедмитрию, затем Василию Шуйскому и, наконец, полякам. Маржерет знал русский язык, многое видел, и поэтому его книга является ценным, хотя и тенденциозным свидетельством очевидца. Маржерет признавал, что Россия прикрывает Запад от набегов кочевников, или, согласно его терминологии, «служит христианству твердым оплотом». Он написал об обширности и богатстве России, но россиян не жаловал, считая их ленивыми, невежественными и склонными к пьянству» (с. 138).
Во время второго заграничного путешествия Петра Iвпервые официально установили российско-французские дипломатические связи. В их основу был заложен договор о союзных отношениях между Францией и Россией с участием Пруссии, подписанный 15 августа 1717 года в Амстердаме. Петр I оставался во Франции с 4 мая по 20 июня 1717 года. Читатель может узнать из рецензируемой книги, что «к роскоши королевских дворцов и придворным развлечениям Петр остался равнодушным. Он отказался от приготовленной для него великолепной резиденции в Лувре и поселился в скромном доме, где велел поставить свою походную кровать; не уделил большого внимания королевской коллекции драгоценностей; не проявил интереса ни к охоте на оленей в Фонтенбло, ни к придворным красавицам на блестящих балах. В опере Петр скучал, с трудом досидел до третьего акта, а с четвертого ушел. Зато он подробно познакомился с организацией армии, успехами промышленности и науки.
Петр побывал в военных казармах, попробовал солдатского супа и вина, пил за здоровье солдат и называл их товарищами. Он посетил Академию наук, обсерваторию, анатомический театр, мастерские и магазины» (с. 142).
С петровских времен вот уже 300 лет Россия и Франция поддерживают тесные связи. Они хорошо изучены исследователями-историками. Особенно это касается моментов подлинного взлета двусторонних отношений - заключения русско-французского политического соглашения в 1891 году и русско-французской военной конвенции в 1892 году, советско-французских отношений в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Однако были и «ненастные периоды», не объединяющие, а разъединяющие две страны. О них известно меньше, но в книге такие факты приводятся. Один из параграфов издания, посвященного России и Франции, красноречиво называется «Враги» (с. 167-169). В нем речь идет о годах, наступивших сразу после окончания Первой мировой войны.
Все знают, что 3 марта 1918 года, вскоре после Октябрьской революции, Россия заключила с Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией сепаратный Брест-Литовский мирный договор. Но немногие помнят о том, что сразу после окончания Первой мировой войны с подписанием перемирия 11 ноября 1918 года Россия аннулировала Брестский мир. Тем не менее страны Антанты, и в первую очередь председатель правительства Франции Жорж Клемансо, категорически отказывались признавать Советскую Россию. Она не была приглашена к участию в Парижской мирной конференции.
В начавшейся в России жестокой Гражданской войне Франция, как и другие страны Антанты, всеми возможными средствами и методами поддерживала белогвардейцев и поощряла нападения других стран на молодое Советское государство. Среди таковых оказались проигравшая Первую мировую войну Турция и только что образованная Польша. Враждебные отношения между Россией и Францией продолжались вплоть до 1924 года, когда правительство Левого блока восстановило дипломатические отношения со Страной Советов.
С драгоценной жемчужиной могу сравнить разделы книги, отведенные национальным традициям и национальным особенностям, столь живо и красочно они описаны. Считаю, что эти параграфы и есть настоящие «образы Франции». Именно они заключают в себе главное достоинство труда В.П.Смирнова, ибо раньше не привлекали достаточного внимания российских историков.
Возьмем и просто перелистаем некоторые страницы издания. Начнем с параграфа «Системы ценностей». «Национальные традиции, - отмечает автор, - тесно связаны с системой ценностей, определяемой многими факторами: происхождением, образованием, классовой и религиозной принадлежностью, профессией, образом жизни и другими обстоятельствами» (с. 116). Возвышение буржуазии в XIX веке сопровождалось распространением ценностей, имеющих громадное значение для французов и ныне. Они ассоциируются с понятиями «богатство», «прибыль», «дело», «карьера» (с. 116).
В действительности такая система ценностей сегодня свойственна многим народам мира. Но есть и некоторые нюансы. Так, например, В.П.Смирнов указывает: «Американский миллионер любит говорить, что он начинал с низов и мало учился в школе, зато теперь у него столько-то миллионов долларов. Французский миллионер никогда не скажет о своих миллионах, но будет охотно говорить о литературе, живописи или спорте. Разговор о деньгах и доходах во Франции считается неприличным» (с. 117). И далее: «Идеал француза - не богатство само по себе, а возможность благодаря богатству наслаждаться жизнью. Покой и независимость, удовольствие, доставляемое искусством; беседа с друзьями, общество очаровательных женщин, хорошая кухня, вообще утонченность и «сладость жизни», издавна воспеваемые французской поэзией, - вот ценности, которые пользуются неизменным уважением» (там же).
Система французских ценностей издавна формировалась школой. Основным звеном французского образования по сей день остаются лицеи - средние школы, ведущие свою историю с эпохи раннего Нового времени. Самые знаменитые из них - лицеи Людовика Великого и Генриха IV. «В современных лицеях восемь уклонов, или «серий», в зависимости от специализаций по гуманитарным, физико-математическим, химико-биологическим или техническим наукам» (с. 118).
В последнее время во Франции, как и в других странах, в моду все больше входят технократические ценности и растет престиж точных наук. Впрочем, для француза «одной из самых престижных и многообещающих для дальнейшей карьеры остается «серия А» (философия и литература) с преподаванием древних языков и античной литературы» (там же).
Интересен и познавателен параграф «Национальный характер». Читаем: «Многие французы… считают главной чертой своего национального характера острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логичной, изящно сформулированной мысли» (с. 92). Наряду с этим «характерным признаком французского характера считается скептический склад ума» (с. 93). «Скептицизм французов, - продолжает автор, - сочетается с сильно развитым вольнодумством и нонконформизмом, то есть нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции «национальным спортом если не национальной болезнью» (с. 93).
Далее автор приводит слова о своих соотечественниках второго Президента Пятой республики Жоржа Помпиду: «Естественная реакция француза по отношению к государству и его представителям - это недоверие, враждебность вместе со своего рода комплексом неполноценности. Государство представляется ему неумолимой и абсурдной машиной, которая ему чужда и от которой не приходится ждать ничего хорошего. Если француз упоминает о том или другом правительственном решении, он не говорит, не думает: «Наше правительство решило» или даже «Правительство решило». Он говорит: «Они решили» или, скорее, «Они опять решили», «Они повысят налоги», «Они способны на…», «Они хотели бы заставить нас верить, что…» (с. 93-94).
В.П.Смирнов утверждает, что «в повседневной жизни французы имеют репутацию веселого, жизнерадостного, быстрого и, как они сами признают, несколько легкомысленного народа… Празднества, развлечения, удовольствия, в том числе зрелища, театр, хорошая кухня, вино, любовные приключения, всегда занимали большое место в их жизни» (с. 95).
О французской кухне автор написал просто маленькую новеллу. Он поведал читателю следующее: «Французы любят хорошо поесть и любят порассуждать о еде. Франция, кажется, единственная в мире страна, где существуют помимо первоклассных прославленных на всю Европу ресторанов, Академия кухни, Академия гастрономов и Академия вин. Там издавна действуют гастрономические клубы, публикуются специальные периодические издания и книги по гастрономии… Крупные кулинары и владельцы знаменитых ресторанов - известные в стране люди» (с. 127-128).
Затем мы узнаем, что любой француз имеет основательную гастрономическую подготовку, так как он с детства слышит, что кулинария - это тонкое и почтенное искусство. «Главное в обеде - гармония различных блюд и вин… белое вино подается к рыбе или другим «дарам моря», а красное - к мясу… начинать обед надо с легких и сухих вин, а заканчивать более крепкими и сладкими. Считается, что самая сложная проблема, от решения которой зависит репутация хозяйки дома и оценка гастрономической эрудиции гостя, - это сочетание различных сортов вин с соответствующими сортами сыра. Поскольку во Франции насчитывают более 300 сортов сыра и около 1500 сортов вин, задача не из простых. Сыр и вино нельзя просто есть и пить; их надо смаковать, тщательно, не спеша «дегустировать». Специальные пособия рекомендуют: «Взяв вино в рот, не следует его немедленно глотать, - это было бы ужасно! Его надо сначала подержать на языке, чтобы доставить наслаждение органам вкуса… Проглотив вино, приоткройте рот и слегка втяните воздух, чтобы небо полностью ощутило винный букет». Дегустация сыра проще: кусочек мягкого французского сыра нужно прижать языком к небу, раздавить и немного подождать, чтобы полностью прочувствовать вкус и запах. Затем следует запить сыр глотком соответствующего вина» (с. 128).
«Из экзотических для русского человека яств французы любят ракушки и улиток. Некоторые ракушки едят сырыми - они напоминают устриц. Другие специально готовят. Их мясо сходно с мясом крабов или раков. Очень вкусное блюдо получается из крупных виноградных улиток «эскарго»: их запекают в масле с петрушкой и чесноком и подают прямо в раковине» (с. 130).
Основная масса потребляемого во Франции вина относится к дешевым столовым винам. Их производят миллионами литров. Процесс изготовления такого вина почти полностью механизирован. «Более дорогое, марочное вино - читаем в книге В.П.Смирнова - происхождение и качество которого удостоверяются государством, составляет лишь 10% от общего потребления вина во Франции. Каждый сорт марочного вина изготовляется в строго определенных районах, ибо виноград крайне чувствителен к почве, ее влажности, температуре, освещенности солнцем. Его вкус (и, соответственно, качество вина) различен даже на смежных участках, порой на разных склонах одного и того же холма. Помимо почвы и сорта винограда на качество вина очень влияет погода. Каждый винодел… знает, какие годы были особенно удачными для винограда и вина. Такие записи регулярно ведутся с XVI века и теперь используются учеными, занимающимися историей климата. Самые знаменитые из французских вин - бордо и бургундское. Бордо производится в департаменте Жиронда, центром которого является город Бордо; бургундское - в противоположной части Франции, на востоке, в Бургундии. Бургундские вина - темные, густые, «тяжелые», «бархатистые». Бордо - легче, светлее, тоньше» (с. 131).
И в конце «оды о вине» - немного написано и о знаменитом французском шампанском: «Наряду с бордо и бургундским, всемирной известностью пользуется шампанское. Оно появилось сравнительно недавно и вошло в моду в начале XIX века. Изобретателем шампанского считается аббат Дом Пьер Периньон. Ему первому пришла в голову мысль подвергать виноградный сок двойному брожению, в результате которого получается шипучее пенистое вино» (с. 132).
В заключение скажу, что книга В.П.Смирнова будет интересна любому читателю, интересующемуся Францией. Но, по-моему, особо полезной она станет молодым, начинающим историкам-франковедам, аспирантам и студентам. Они легко ознакомятся с замечательно написанным текстом, почерпнут из него много деталей по истории, географии и этнографии страны и смогут выбрать наиболее понравившийся сюжет для развития в своих первых франковедческих исследованиях.