В последние годы в регионе постсоветского пространства наблюдается растущее противостояние между евроатлантическими структурами, представленными прежде всего ЕС и НАТО, с одной стороны, и ОДКБ и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), действующими на постсоветском пространстве, - с другой. Катализатором усиливающейся конфронтации стали события на Украине 2013-2014 годов и воссоединение с Россией Крымского полуострова. От того, как республики бывшего СССР определят приоритеты своего развития - в пользу ЕС или же ЕАЭС, во многом зависит общая конфигурация международных отношений и на постсоветском пространстве, и в Европе в целом. Волею истории (и географии) Республика Молдова (РМ) оказывается в центре подобных процессов и решает стоящие перед ней задачи развития в этой системе координат.
Особенности международно-политического становления РМ
Несмотря на сравнительно небольшую территорию - 33 843 кв. км (135-е место в мире) и немногочисленное население - порядка 3,5 млн. человек (118-е место в мире), Молдавия занимает важное геостратегическое положение на стыке южных границ ЕС и региона СНГ. Молдавия не имеет выхода к морю, а сухопутные границы связывают ее с Румынией и Украиной. Как этнически, так и исторически она близка Румынии; само наименование республики после распада СССР - Молдова происходит от названия румынской реки Молдова, давшей также в свое время название просуществовавшему несколько веков (XIV-XIX вв.) Молдавскому княжеству.
Как и другие республики бывшего СССР, Молдавия сразу же после распада Союза, несмотря на то что ее новейшая история была серьезно осложнена начавшимся и до сих пор неурегулированным конфликтом в Приднестровье, постаралась занять свою нишу в системе меняющихся международных отношений. С 1992 года РМ стала членом ООН и ряда ее специализированных организаций, таких, например, как ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, МАГАТЭ, МБРР, МВФ и др. С 1992 года Молдавия является членом СБСЕ/ОБСЕ, с 1994 года - СНГ, с 1995 года - Совета Европы, с 2001 года - Интерпола и ВТО. Кроме того, в качестве полноправной участницы она входит в Организацию черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), объединяющую 12 государств Черноморского региона, включая Российскую Федерацию. Вступила РМ и в Организацию за демократию и экономическое сотрудничество - ГУАМ (ОДЭС - ГУАМ), куда, наряду с Молдовой, входят также Грузия, Украина и Азербайджан. Имеющая явно выраженную антироссийскую направленность данная организация позиционирует себя как структура, альтернативная СНГ и всем другим объединениям, создаваемым под эгидой России.
Согласно своей Конституции, РМ сохраняет постоянный нейтралитет, предусматривающий неучастие в военных блоках и союзах, а долгосрочной стратегической целью страны неоднократно провозглашалась ее интеграция в европейские структуры и членство в ЕС, что в целом не противоречит принципам нейтрального государства, так как Европейский союз не является военной организацией.
В своей новейшей истории Молдова активно развивала отношения с Румынией, и идея введения румынского языка, как и перспектива румынизации, приобрели популярность у значительной части молдавского общества. Но были и те, кто этим процессам противился. Подобные настроения были особенно характерны для населявших левобережье Днестра преимущественно русскоязычных жителей Приднестровья, а также для гагаузов. Этот тюркоязычный народ составил значительную часть (более 80%) самопровозглашенной Республики Гагаузия (просуществовавшей с 1990 по 1994 г.), преобразованной в декабре 1994 года по результатам референдумов в автономное территориальное образование (АТО) на юге Молдовы. Поэтому в Кишиневе не стремятся формировать проблему румынизации, предпочитая больше говорить о европейском выборе. Но и здесь, как выяснилось, существуют свои проблемы, связанные с той же самой Гагаузией. Население Гагаузии более ориентировано на Россию, где гагаузы сбывают основную массу своей сельскохозяйственной продукции, русский язык у гагаузов является языком делового общения, а также там присутствует турецкий фактор: население автономии - мусульмане.
В феврале 2014 года в Гагаузии был проведен не признанный властями Молдовы референдум, целью которого было выяснение отношения населения АТО к проблеме присоединения к ЕС. В нем приняли участие 70% жителей Гагаузии, 97% высказались против вступления в ЕС, а 99% выступили за независимость Гагаузии в случае утраты Молдовой суверенитета, то есть встраивания в структуры Евросоюза1.
Румыния, как и молдавские власти, результаты референдума в Гагаузии не признала, о чем сообщило румынское государственное информационное агентство Agerpres со ссылкой на главу румынского МИД Титуса Корлэцяна. «Мы поддерживаем позицию правительства Республики Молдова в отношении так называемого референдума в том смысле, что он прошел с нарушением решения судебных инстанций Республики Молдова, которые четко установили незаконный, неконституционный характер этих мнимых консультаций»2. Подобная реакция Румынии была, впрочем, вполне ожидаемой, учитывая ее безоговорочную поддержку официальных властей Кишинева в политической линии, направленной на вступление в ЕС. Но и не считаться с настроениями населения Гагаузии в Кишиневе не могли, сделав определенную паузу в процессе евроинтеграции.
Соседняя Украина, с которой Молдова поддерживает тесные экономические и политические связи, рассматривается официальным Кишиневом как значимый стратегический партнер. И не только: Украина для нее еще и является важным коридором для транзита молдавских товаров в Россию. В начале 2019 года Президент РМ Игорь Додон даже направил письмо на имя главы российского правительства Д.Медведева, в котором пожаловался на те трудности, с которыми его страна столкнулась после введения нового пакета российских санкций против Украины: они создают барьеры для экспорта молдавской продукции в Россию из-за удлинения маршрута доставки грузов и увеличения транспортных потоков3.
С Россией же у РМ отношения традиционно складывались непросто, в том числе и по причине того, что руководство республики обвиняет Россию, не имеющую прямой сухопутной границы с РМ, в поддержке сепаратизма в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР)4. Хотя за последнее время обозначились некоторые позитивные сдвиги, связанные с избранием в ноябре 2016 года президентом РМ лидера Партии социалистов РМ (ПСРМ) И.Додона. Нынешний руководитель республики занял в отношении России достаточно конструктивную позицию, высказался о важности отношений Молдовы с Россией, назвав эти отношения стратегическим партнерством, а русский народ - братским. Еще в ходе избирательной кампании И.Додон выступал за более активное развитие отношений Молдовы с РФ и заявлял, что в случае победы на выборах первый визит совершит в Россию5, - обещание, которое он выполнил.
Однако на пути реализации его планов относительно России возникло препятствие в виде противостояния избранного президента с Парламентом и правительством, которые не склонны были разделять его пророссийской эйфории. Осложнила ситуацию и дилемма, ставшая перед властями Молдовы с первых дней ее независимого существования: евроинтеграция или союзнические отношения с курируемыми Россией структурами. В республике были сторонники как первого, так и второго векторов, и у каждой стороны в этом споре были свои аргументы.
Европейская и евразийская альтернативы
Любому эксперту было совершенно очевидно, что выбор в пользу как той, так и иной альтернативы не сможет одномоментно привести к разрешению основной массы стоящих перед республикой проблем. Среди них - крайне непростая экономическая ситуация, связанная с ориентацией экономики страны прежде всего на аграрный сектор, который традиционно превалирует над промышленным в хозяйственной структуре государства. Это и обостряющиеся социальные проблемы, связанные с отсутствием рабочих мест в стране в целом и, как следствие, с массовой миграцией населения.
Не до конца ясно, какое место РМ, к примеру, может занять в европейском разделении труда, даже в той же самой аграрной сфере, которая, как известно, регламентируется Евросоюзом. Каких-то более-менее реальных прорывных идей, способных обеспечить Молдове экономический взлет, среди евроинтеграторов пока не наблюдается. И, естественно, сопровождается все это общим политическим кризисом власти, вытекающим из аморфности молдавской политической системы, дрейфующей в сторону парламентской республики. Усугубляют политическую нестабильность непрекращающиеся конфликты как между исполнительной и законодательной ветвями власти, так и внутри самой исполнительной власти (между президентом и правительством).
Внутри правящей элиты и в молдавском социуме в целом глубоко укоренились разногласия, вызванные тем, что часть элиты и общества выступает за углубление взаимодействия с Россией, а часть сориентирована на Запад и априори настроена антироссийски. Но, как справедливо отмечается в одном из исследований, избрав ту или иную модель своего дальнейшего развития, республика объективно будет стремиться соответствовать целям, задачам и ценностям либо евроатлантической, либо евразийской моделей, что потребует вовлечения страны в соответствующие структуры6.
Но если в ЕАЭС Молдавию готовы принять быстро и без каких-либо особых предварительных условий, то в ЕС республике выставляют перечень требований, которые необходимо выполнить, чтобы вступить в эту международную организацию. Многие из этих требований (такие, например, как достижение ощутимых результатов в борьбе с коррупцией, гарантирование прав граждан, экономические свободы, решение территориальных проблем и т. д.)7 для РМ, по сути, объективно невыполнимы.
Необходимо учитывать и взаимоотношения Молдовы со странами, которые являются ее крупнейшими экспортерами и импортерами. Что касается экспорта из Молдавии, то в первую пятерку государств, куда республика направляет свою продукцию, входят: Румыния (24,38%), Россия (11,34%), Италия (9,02%), Германия (6,91%), Великобритания (5,88). Что касается импорта, то здесь состав стран несколько иной, хотя первые строчки опять же занимают Румыния (13,76%) и Россия (11,99%), а далее следуют Украина (10,30%), Китай (10,06%) и Германия (7,97%)8. Существуют и проблемы расширения как самой географии, так и числа торговых контрагентов - как из-за однобокости молдавской продукции, так и по причине транспортировки и отсутствия выхода к морю.
Последнее время довольно часто среди молдавских политиков можно слышать рассуждения, что, дескать, внешнеполитическая многовекторность позволяет стране усидеть на двух стульях одновременно: развивать равные отношения и с ЕС, и с ЕАЭС. В свое время такая альтернатива стояла и перед Украиной. Но, как показывает политико-международная практика, для РМ это оказывается почти невозможным: цели у ЕС и ЕАЭС различаются, так что при одновременном взаимодействии с ними Молдавия столкнется с теми же проблемами, которые возникают у других постсоветских стран, избравших международную стратегию многовекторности. В случае с Молдовой такое противоречие может возникнуть из-за того, что с 1 июля 2016 года вступило в силу Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС (подписано в июне 2014 г.), которое включает, наряду с другими положениями, задачу создания углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ), что противоречит принятым в ЕАЭС положениям о ЗСТ.
Тем не менее, несмотря на декларативные заявления многих молдавских политиков о выборе Молдовы в пользу евроинтеграции, экономические связи между Молдовой и ЕАЭС укрепляются, а двусторонние российско-молдавские отношения весьма успешно развиваются. Так, за январь-август 2018 года товарооборот между Россией и РМ увеличился более чем на треть; почти в полтора раза вырос российский экспорт в Молдову, а молдавский экспорт в РФ - на 14,4%9. Кроме того, Президент Молдовы И.Додон на саммите СНГ в Душанбе в сентябре 2018 года озвучил идею о необходимости расширения торговли между СНГ - ЕС и ЕАЭС - ЕС, о реализации общей стратегии - Европы от Лиссабона до Владивостока. И.Додон отметил, что Молдова и дальше будет укреплять сотрудничество в рамках СНГ в различных сферах, прежде всего в культурной, гуманитарной, экономической и социальной10.
Взаимодействие с ЕС
Отношения между Молдавией и ЕС регулируются Европейской политикой соседства, которая является инструментом внешней политики Евросоюза в отношении соседних стран и бюджет которой на период 2014-2020 годов составляет 15,4 млрд. евро. Реализуется политика соседства прежде всего через инициативы регионального сотрудничества, такие как «Восточное партнерство», Союз для Средиземноморья и Трансграничное сотрудничество, являющееся одним из главных приоритетов Европейского инструмента соседства.
Еще в ноябре 1994 года Молдова подписала Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, которое вступило в силу в июле 1998 года. В ноябре 2016 года после вступления в должность президента И.Додон неоднократно заявлял о намерении аннулировать это соглашение, делая упор на то, что оно несет очень большие издержки для страны, связанные с закрытием для Молдовы российского рынка из-за российских контрсанкций в отношении европейских товаров11. Однако пока это заявление не реализовано.
С 2005 года в Кишиневе обосновалась делегация ЕС, получившая статус дипломатической миссии и ставшая официальным представительством ЕС в РМ (в мире насчитывается 136 подобных делегаций ЕС12). С 2009 года Молдова стала участником программы ЕС «Восточное партнерство». В августе 2009 года четыре молдавские партии (Либерал-демократическая партия, Либеральная партия, Демократическая партия и Альянс «Наша Молдова») сформировали «Альянс за европейскую интеграцию», ставивший целью интеграцию с ЕС.
С 28 апреля 2014 года граждане Молдовы, имеющие биометрические паспорта, получили право безвизового въезда в Шенгенскую зону, и этим правом с апреля 2014 по апрель 2018 года уже воспользовались 1,4 млн. граждан страны. ЕС приступил к финансированию ряда социальных и инфраструктурных проектов в РМ: системы водоснабжения, школьного и высшего образования, общественного транспорта, реставрации культурного наследия и ряда других13.
С 2005 года на молдавско-украинской границе действует Миссия Европейского союза по содействию пограничному контролю в Молдове и Украине (European Union Border Assistance Mission - EUBAM)14. 5 июня 2018 года Молдова и ЕС подписали еще один документ - Партнерство по мобильности, в рамках которого, в частности, регулируются вопросы миграции и мобильности15.
Более тесной интеграции Молдовы с Западом способствуют не только активность в структурах власти и СМИ влиятельной прозападной элиты, но и специфика сформировавшейся в Молдавии политической системы. Значительный объем власти (как экономической, так и политической) в республике находится не столько в руках Президента И.Додона, сколько у лидера Демократической партии, богатейшего молдавского олигарха В.Плахотнюка, известного своими антироссийскими высказываниями. Необходимо напомнить, что в 2017 году в РМ была введена смешанная система выборов в Парламент: 50 депутатов будут избираться по партийным спискам (пропорциональная система), а 51 - в отдельных избирательных округах (мажоритарная система). Выборы намечены на конец февраля 2019 года, и вот как раз за счет одномандатников В.Плахотнюк рассчитывает усилить в Парламенте позиции Демпартии и, как следствие, проевропейскую линию страны16.
Что касается общественного мнения, то оно подвержено определенным колебаниям. Так, в мае 2018 года в Молдове был проведен опрос «Барометр общественного мнения»17. Согласно его данным, 55% граждан страны выступают за вступление РМ в ЕС, а за вступление в ЕАЭС - 42%18 (хотя к концу года ситуация изменилась в пользу евразийского вектора, о чем подробнее речь пойдет ниже).
Но тем не менее политические амбиции В.Плахотнюка имеют под собой серьезную социальную почву. Дело в том, что в 2019 году председательство в ЕС перешло к Румынии. Такая ситуация породила у проевропейски настроенных политических сил Молдовы определенные надежды в плане дальнейшего ускорения развития отношений с Евросоюзом. Симптоматичным в этой связи видится заявление румынского премьер-министра В.Дэнчилэ о том, что «роль председателя в Совете ЕС предполагает беспристрастное и профессиональное управление вопросами, находящимися в повестке, - от простых до самых сложных». А заместитель премьер-министра по европейской интеграции РМ Ю.Лянкэ отметил, что этот факт является уникальной возможностью для активизации отношений РМ и ЕС. «Мы рассчитываем на поддержку Бухареста в организации более широких дебатов в ЕС о необходимости предложить Республике Молдова четкую перспективу присоединения к Европейскому союзу», - заявил он19.
Сторонники интеграции Молдовы с Румынией уже добились определенных успехов. Еще в 2012 году Молдавия подписала с Румынией договор, согласно которому молдавские вооруженные силы будут подчиняться румынскому Генштабу, а через него и командованию НАТО, что, по своей сути, противоречит Конституции Молдовы, в которой страна определяется как нейтральная. Летом 2013 года Молдова подписала договор о военном сотрудничестве с Румынией и фактически начала объединение вооруженных сил двух стран20.
Однако самой болевой точкой в отношениях Молдавии и ЕС является Приднестровский конфликт, прошедший свою «горячую» фазу в 1992 году. В основе конфликта лежало несогласие населения промышленного региона Молдавии - Приднестровья (большинство его жителей в силу исторических причин были русскоязычными) с планами румынизации Молдавии. Этот и по сию пору неразрешенный конфликт вызвал к жизни в 1991 году Приднестровскую Молдавскую Республику, не признанную ни одним государством, входящим в ООН. Опасность ситуации заключена в том, что страны НАТО бескомпромиссно выступают за территориальную целостность Молдовы, а румынские войска могут быть использованы для нападения на ПМР, если военный конфликт на левом берегу Днестра вновь войдет в открытую фазу.
Молдова и ЕАЭС: робкие попытки сотрудничества
Еще в марте 2017 года Президент И.Додон сделал заявление, что его страна в ближайшем будущем может присоединиться к Евразийскому экономическому союзу. Тогда же, по итогам встречи со своим российским коллегой В.Путиным, И.Додону удалось достичь важного для его страны соглашения о том, что некоторые виды молдавской продукции (вино, консервированные продукты и продукты сельскохозяйственной промышленности) будут поступать на российский рынок без таможенных пошлин21. 14 апреля 2017 года Молдова официально обратилась к Высшему Евразийскому экономическому совету (ВЕЭС), который является высшим органом ЕАЭС, с просьбой о предоставлении ей статуса наблюдателя при Союзе. Эту просьбу единогласно поддержали президенты всех пяти государств - членов ЕАЭС. Тогда же И.Додон подписал меморандум о сотрудничестве Молдовы и ЕАЭС22.
14 мая 2018 года на заседании ВЕЭС в Сочи было утверждено положение о статусе государства - наблюдателя при ЕАЭС23. И первым государством, получившим этот статус, стала РМ. Статус наблюдателя при ЕАЭС предусмотрен статьей 109 Договора о создании ЕАЭС, и этот статус позволяет государству-наблюдателю присутствовать на заседаниях органов ЕАЭС, но без права участия в принятии решений. Кроме того, оно может получать принимаемые органами Союза документы, которые не носят конфиденциального характера. И что еще важно: такое государство обязывается воздерживаться от любых действий, которые прямо или косвенно могут нанести ущерб как ЕАЭС в целом, так и его отдельным членам24.
И.Додон определил новую внешнеполитическую роль Молдовы в качестве своеобразного «моста» между ЕС и ЕАЭС. Что же касается членства в ЕАЭС, то Президент Молдовы отметил: подобное решение должно быть вынесено на общереспубликанский референдум. Он не считает такую перспективу заранее обреченной, так как подобная инициатива остается популярной у значительной части населения страны. А в конце ноября 2018 года были опубликованы результаты соцопросов, согласно которым 41,5% граждан РМ согласны с вступлением своей страны в ЕАЭС, в то время как за вступление в ЕС проголосовали 38,7%25. Таким образом, если верить этим данным, то И.Додон заручился существенной поддержкой населения страны.
Но не все здесь, конечно, так безоблачно: против курса президента на сотрудничество с ЕАЭС выступает парламентское большинство, в частности Демократическая партия, а ее представитель - председатель Парламента А.Канду - недавно заявил, что европейский вектор - единственное стратегическое направление развития Молдовы. Демократическая партия настаивает и на внесении соответствующих поправок в Конституцию РМ, что поможет юридически закрепить курс на евроинтеграцию как основной во внешней политике и ориентирах Молдовы26. Глава правительства РМ П.Филип прямо сказал, что «правительство не выделит деньги для финансирования мероприятий, связанных со статусом наблюдателя Молдавии в ЕАЭС. Единственным вариантом для развития Молдавии является интеграция в Европейский союз». Глава правительства сделал упор на то, что Молдова - это парламентская республика и, следовательно, любые решения в области внешней политики должны быть одобрены Парламентом и правительством, иначе их нельзя признать действительными27.
Пророссийское направление в Парламенте страны представлено упомянутой Партией социалистов РМ. Хотя ее состав в Парламенте и является самым представительным (24 депутата), евроориентированные депутаты там все-таки преобладают. После избрания И.Додона Президентом РМ лидером партии стала бывший премьер страны Зинаида Гречаный. В плане межпарламентского обмена ПСРМ взаимодействует с российской партией «Справедливая Россия».
Свое видение стратегии развития Молдовы партия изложила в документе под названием «Молдавский прорыв: 10 шагов созидания». Меры эти включают: 1) избавление страны от коррупции и олигархизации (экономика будет служить народу, а не кучке высокопоставленных грабителей); 2) Молдова остается нейтральным государством (за подписание международного акта о гарантированном постоянном нейтралитете Молдовы при участии стран-гарантов); 3) Молдова - единая страна с формированием единого гражданского общества на обоих берегах Днестра на основе общих ценностей и молдавской самобытности; 4) Молдова - лидер по темпам развития (создание международного транспортно-логистического центра, производство экологически чистых продуктов питания, инновационных центров и т. д.); 5) евразийская интеграция - залог развития страны и решения социальных проблем, евразийский вектор позволит решить многие проблемы экономики Молдовы, в частности обеспечить поставки газа по ценам ЕАЭС; 6) объединение молдавской диаспоры всех стран; 7) открытие Молдовы всему миру, снятие «железного занавеса» на Западе и на Востоке; 8) верность традиции предков - упор на православие, народные ценности, реализация проекта Народного собора, отмена закона о гомосексуализме и пр.; 9) «Умная Молдова» - адаптация лучшего мирового опыта в системе образования и науки - российского, американского, европейского, китайского и южнокорейского; 10) внедрение «скандинавской модели» передового и доступного здравоохранения28. Задачи, как мы видим, ставятся насколько объемные, настолько и сложные.
Несмотря на мощный прессинг в отношении президента, который имеет место как в самой Молдове, так и за ее пределами, И.Додон не отказался от идеи более тесного сотрудничества с ЕАЭС. В конце октября - начале ноября 2018 года И.Додон совершил официальный визит в Россию, где провел переговоры с В.Путиным, встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, выступил перед студентами МГУ им. М.В.Ломоносова, представив им свое видение ситуации в стране и перспектив молдово-российских отношений. 11 ноября 2018 года состоялось выступление Президента РМ в Государственной Думе ФС РФ, в котором он изложил свой взгляд на состояние и развитие отношений между нашими странами.
Хотя на переговорах с Президентом России В.Путиным был обсужден широкий круг вопросов, принципиальных и значимых решений достичь на них не удалось. Так, при обсуждении проблемы приднестровского урегулирования и региональной безопасности И.Додон подчеркнул, что считает Приднестровье частью Молдовы, но отделался при этом ничем не обязывающими заявлениями о том, что контакты между руководством РМ и ПМР помогут в будущем разрешить этот затяжной конфликт. Обсуждение на переговорах региональной проблематики также не принесло сюрпризов, за исключением того, что Президент Молдовы, в отличие от его предшественников, сделал упор на необходимости активизировать отношения его страны с ЕАЭС.
Что касается двусторонних отношений Молдовы и России, то здесь внимание было уделено вопросам увеличения товарооборота между двумя странами, а также проблеме миграции - введения более либеральных правил для молдавских трудовых мигрантов29. Кроме того, обсуждались вопросы привлечения российских инвестиций для реализации инфраструктурных проектов по обоим берегам Днестра. Поднимались вопросы и гуманитарного сотрудничества. В частности, было принято решение объявить 2019-й Годом Молдовы в России, а 2020-й - Годом России в Молдове. По итогам переговоров И.Додон сделал заявление, в котором отмечалась приверженность большинства граждан Молдовы «курсу на сохранение исторически сложившихся дружественных отношений двух стран и дальнейшего укрепления взаимовыгодного стратегического партнерства»30.
В декабре 2018 года по приглашению Президента РФ В.Путина Президент РМ принял участие в состоявшемся в Санкт-Петербурге заседании ВЕЭС от государства - наблюдателя в ЕАЭС. Притирка общих интересов была, таким образом, продолжена.
30 января 2019 года состоялась встреча в Москве молдавского и российского президентов, которые обсудили двусторонние межгосударственные отношения и актуальные региональные проблемы. Особое внимание было уделено предстоящим выборам в Парламент Молдовы. Как отметил Президент России В.Путин, «нам, конечно, в России небезразлично, как будет сформирован Парламент Молдовы, имею в виду, что Парламент формирует правительство страны и от него зависит, как будут дальше развиваться российско-молдавские отношения и удастся ли заручиться поддержкой будущего правительства, поддержкой тех инициатив, с которыми выходит Президент Молдовы по развитию российско-молдавских отношений»31.
Кроме того, на встрече двух президентов обсуждались проблемы миграции и транзита между Россией и Молдовой. Как отметил И.Додон, подчеркнувший значимую роль России в урегулировании приднестровского конфликта, «65% жителей республики считают Россию дружественным государством»32.
Президенты договорились продолжить сотрудничество России и Молдовы в рамках СНГ и ЕАЭС. Была достигнута договоренность, что теперь молдавские товары будут поступать в РФ транзитом через Украину, что позволит нарастить объемы товарооборота между двумя государствами33. И это является еще одним подтверждением позитивной динамики развития дружественных отношений между нашими странами.
q
Молдова, находясь на стыке ЕС и ЕАЭС, безусловно, будет стремиться использовать это свое уникальное положение. Каковы ее шансы? В какой-то степени ответ на вопрос может несколько проясниться в ходе парламентских выборов, намеченных на конец февраля этого года, - или страну будут по-прежнему раздирать противоречия, или же она начнет приходить к каким-то консолидированным решениям.
У России еще существуют неплохие шансы развивать отношения с этой важной для нее страной. Россия до настоящего времени хотя и уступает Румынии в товарообороте, но является самым крупным инвестором в экономику Молдавии, обе страны связаны полутора сотнями документов, регламентирующих наше сотрудничество. Молдавская диаспора в России серьезно подпитывает бюджет страны. Примерно из 1 млн. молдавских гастарбайтеров 700 тысяч едут на заработки именно на восток, большей частью в Россию.
Нас связывают и культурно-исторические корни. Молдова с 1812 года вошла в состав Российской империи, и два века совместного проживания накладывают свой отпечаток. К тому же страна - православная, и в этом плане вовсе не случайно присутствие Президента РМ на торжественном собрании, посвященном десятилетию интронизации Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Есть еще и русский язык, на котором говорит практически все население РМ, а миллион ее граждан считают его родным языком. В отличие от Украины, его не запрещают, не искореняют, он официально признан языком межнационального общения. Еще в советское время в Молдавии печаталось огромное количество русскоязычной литературы, включая русскую классику, а великий русский поэт А.Пушкин, побывавший в местных краях, там популярен не меньше, чем на родине. Но, как показали события на Украине 2014 года, подобные связи, если их не сберегать, можно и обрубать, но болезненно и с тяжелыми последствиями.
Существует еще один фактор в пользу развития отношений РМ с Россией, чисто экономический. Сейчас примерно 70% молдавского сельскохозяйственного экспорта - продукция виноделия, овощи, фрукты - идет на восток - в Россию, Белоруссию, Украину, Казахстан и др. А сельскохозяйственный сектор является определяющим для экономики страны. Евросоюз не хочет и не может заменить страны ЕАЭС в этом плане, где к молдавской продукции привыкли, где ее знают.
И, конечно, современной Молдове, раз ей выпала исторически и географически такая роль, возможно, было бы небезынтересно присмотреться к моделям развития некоторых европейских государств, например Швейцарии, официально не входящей в ЕС, но тесно с ним взаимодействующей. Существуют и некоторые иные варианты ассоциированного членства. Политический выбор, безусловно, зависит от мудрости и дальновидности молдавского руководства.
1Erdemir Aykan and Lechner John. Erdoğan’s Interests Converge with Putin in Moldova’s Gagauzia // http://www.turkeyanalyst.org/publications/turkey-analyst-articles/item/611- erdoğan’s-interests-converge-with-putin-in- moldova’s-gagauzia.html
2Румыния «не признает» итоги референдума в Гагаузии // https://point.md/ru/novosti/politika/ruminiya-quotne-priznaetquot-itogi-referenduma-v-gagauzii
3В Молдавии пожаловались на российские санкции против Украины // https://iz.ru/
832460/2019-01-10/v-moldavii-pozhalovalis-na-rossiiskie-sanktcii-protiv-ukrainy
4См. подробнее: Малышев Д.В. Приднестровский конфликт: траектория развития // Вестник Московского университета, серия 25: Международные отношения и мировая политика. №1. 2013. Январь-март. С. 106-126.
5Президентом Молдавии избран выступающий за сближение с Россией социалист Игорь Додон // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3780297
6Европейский союз и Евразийский экономический союз: долгосрочный диалог и перспективы соглашения. СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2016.
7Молдове предъявляются чрезвычайно жесткие требования для либерализации визового режима с ЕС // https://viza.md/ru/content/молдове-предъявляются-чрезвычайно-жесткие-требования-для-либерализации-визового-режима-с-ес
8Торговые связи Молдовы: с кем торгует страна и что сама продает // https://ru.sputnik.md/infographics/20170904/14324468/struktura-export.html
9Соков К. Евразийская интеграция // https://www.ritmeurasia.org/news--2018-10-09--moldavija-mezhdu-es-i-eaes-38935
10Додон выступает за свободную торговлю между СНГ - ЕС и ЕАЭС - ЕС // https://noi.md/ru/politika/dodon-vystupaet-za-svobodnuyu-torgovlyu-mezhdu-sng-es-i-eajes-es?prev=1
11Молдавия готова отменить соглашение с ЕС ради союза с Москвой // https://www.bbc.com/russian/news-38652324
12https://eeas.europa.eu/ru/eu-information-russian/area/geo_ru
13Отношения между ЕС и Республикой Молдова. Справочный материал // https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/26814
14http://eubam.org/ru
15https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/international-affairs/global-approach-to-migration/specific-tools/docs/mobility_partnership_republic_of_moldova_en.pdf
16В Брюсселе все спокойно: статус Додона в ЕАЭС - внутреннее дело Молдавии //: https://regnum.ru/news/polit/2417421.html
17http://bop.ipp.md/ru
18Членство в ЕС привлекло граждан Молдавии больше, чем в ЕАЭС // https://www.interfax.ru/world/612591
19Румыния поможет Молдавии стать ближе к Евросоюзу // https://eadaily.com/ru/news/2019/01/03/rumyniya-pomozhet-moldavii-stat-blizhe-k-evrosoyuzu
20Букарский В. Приднестровье на пороге войны // http://ruspravda.info/Pridnestrove-na-poroge-voyni-6840.html
21Новый член ЕАЭС? Неприятные новости для Армении // https://inosmi.ru/politic/20170322/
238921151.html
22Молдавия присоединяется к ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя // https://tehnowar.ru/print:page,1,61070-moldaviya-prisoedinyaetsya-k-eaes-v-kachestve-strany-nablyudatelya.html
23https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01417792/scd_16052018
24Итоги ВЕЭС… // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/14-05-2018-3.aspx
25Жители Молдовы - за вступление в ЕАЭС и категорически против НАТО // http://aif.md/zhiteli-moldovy-za-vstuplenie-v-eajes-i-kategoricheski-protiv-nato-foto
26Додон: Молдавия может стать мостом между ЕС и ЕАЭС // https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5204687
27Молдавия отказалась финансировать участие в ЕАЭС в качестве наблюдателя // https://www.interfax.ru/world/613171
28http://socialistii.md/ru/progresul-moldovenesc-10-pasi-de-faurire/
29Артеменко С. Президент Молдавии Додон в Москве: сбор дани и другие нехитрые радости за российский счет // https://regnum.ru/news/polit/2515852.html
30Додон назвал 4 важнейших результата встречи с Путиным // https://point.md/ru/novosti/politika/dodon-nazval-4-vazhneishikh-rezultata-vstrechi-s-putinym
31Встреча с Президентом Молдовы Игорем Додоном // http://www.kremlin.ru/events/president/news/59752
32Путин: Конфигурация будущего парламента Молдовы Москве не безразлична // https://ru.sputnik.md/politics/20190130/24419805/putin-konfiguratsiya-buduschego-parlamenta-Moldova-Moskva-ne-bezrazlichna.html
33Путин и Додон согласовали транзит молдавских товаров в Россию через Украину // https://ria.ru/20190130/1550155152.html